Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития БМАДОУ «Детский сад № 39»
Описание образовательной программы
Адаптированная
образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой
психического развития (далее - Адаптированная программа) разработана в
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и науки РФ
от 17 октября 2013 г. N 1155 (далее - ФГОС ДО) и федеральной адаптированной
образовательной программой дошкольного образования, утвержденной приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1022
(далее – ФАОП ДО).
Содержание
и планируемые результаты (целевые ориентиры), представленные в Адаптированной
программе для детей дошкольного возраста, имеющих задержку психического
развития (далее - ЗПР), соответствуют содержанию и планируемым результатам ФАОП
ДО.
Структура
Адаптированной программы в соответствии с требованиями Стандарта включает
три основных раздела - целевой, содержательный и организационный, в каждом из
которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками
образовательных отношений. Дополнительным разделом Адаптированной программы
является текст ее краткой презентации.
Адаптированная
программа определяет базовое содержание образовательных областей с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников с ЗПР в различных видах
деятельности, таких как:
1.
Предметная деятельность.
2.
Игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры).
3.
Коммуникативная (общение и взаимодействие с педагогическим работником и другими
детьми).
4.
Познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и
социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также
такими видами активности ребенка, как:
-восприятие
художественной литературы и фольклора,
-самообслуживание
и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
-конструирование
из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной
материал,
-изобразительная
(рисование, лепка, аппликация),
-музыкальная
(восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение,
музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),
-двигательная
(овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Содержательный
раздел Адаптированной программы включает описание коррекционно-развивающей
работы, обеспечивающей адаптацию и включение воспитанников с ЗПР в социум.
Программа
коррекционно-развивающей работы:
1.Является
неотъемлемой частью Адаптированной программы.
2.Обеспечивает
достижение максимальной реализации реабилитационного потенциала.
3.Учитывает
особые образовательные потребности воспитанников дошкольного возраста с ЗПР,
удовлетворение которых открывает возможность общего образования.
Программа
обеспечивает планируемые результаты (целевые ориентиры) дошкольного образования
воспитанников дошкольного возраста с ЗПР.
Цель
реализации Адаптированной программы: обеспечение условий для дошкольного
образования, определяемых общими и особыми потребностями воспитанников
дошкольного возраста с ЗПР, индивидуальными особенностями его развития и
состояния здоровья.
Адаптированная
программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,
способствует реализации прав воспитанников дошкольного возраста на получение
доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей
каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с
принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными
ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и
физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей
и интересов.
Задачи Адаптированной
программы:
-реализация
содержания Адаптированной программы;
-коррекция
недостатков психофизического развития воспитанников с ЗПР;
-охрана
и укрепление физического и психического здоровья воспитанников с ЗПР, в том
числе их эмоционального благополучия;
-обеспечение
равных возможностей для полноценного развития ребенка с ЗПР в период
дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка,
социального статуса;
-создание
благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными,
психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и
творческого потенциала каждого ребенка с ЗПР как субъекта отношений с
педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими
детьми;
-объединение
обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
-формирование
общей культуры личности воспитанников с ЗПР, развитие их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование
предпосылок учебной деятельности;
-формирование
социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным
особенностям развития воспитанников с ЗПР;
-обеспечение
психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и
повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации
(абилитации), охраны и укрепления здоровья воспитанников с ЗПР;
-обеспечение
преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего
образования.