Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи БМАДОУ "Детский сад № 39"
Описание образовательной программы
Адаптированная образовательная
программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее
- Адаптированная программа) разработана в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержден
приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155
(далее - ФГОС ДО) и федеральной адаптированной образовательной программой
дошкольного образования, утвержденной приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1022 (далее – ФАОП ДО).
Содержание и планируемые результаты
(целевые ориентиры), представленные в Адаптированной программе для детей
дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи (далее - ТНР),
соответствуют содержанию и планируемым результатам ФАОП ДО.
Структура Адаптированной программы в
соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела - целевой,
содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная
часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Дополнительным разделом Адаптированной программы является текст ее краткой
презентации.
Адаптированная программа определяет
базовое содержание образовательных областей с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей воспитанников с ТНР в различных видах деятельности,
таких как:
1. Предметная деятельность.
2. Игровая (сюжетно-ролевая игра,
игра с правилами и другие виды игры).
3. Коммуникативная (общение и
взаимодействие с педагогическим работником и другими детьми).
4. Познавательно-исследовательская
(исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и
взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как:
-восприятие художественной
литературы и фольклора,
-самообслуживание и элементарный
бытовой труд (в помещении и на улице),
-конструирование из разного
материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
-изобразительная (рисование, лепка,
аппликация),
-музыкальная (восприятие и понимание
смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры
на детских музыкальных инструментах),
-двигательная (овладение основными
движениями) формы активности ребенка.
Содержательный раздел Адаптированной
программы включает описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей
адаптацию и включение воспитанников с ТНР в социум.
Программа коррекционно-развивающей
работы:
1.Является неотъемлемой частью
Адаптированной программы.
2.Обеспечивает достижение
максимальной реализации реабилитационного потенциала.
3.Учитывает особые образовательные
потребности воспитанников раннего и дошкольного возраста с ТНР, удовлетворение
которых открывает возможность общего образования.
Программа обеспечивает планируемые
результаты (целевые ориентиры) дошкольного образования обучающихся раннего и
дошкольного возраста с ТНР.
Цель реализации Адаптированной
программы: обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими
и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с ТНР,
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Адаптированная программа содействует
взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует реализации прав
воспитанников дошкольного возраста на получение доступного и качественного
образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и
развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе
духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального,
духовно-нравственного, творческого и физического развития человека,
удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Задачи Адаптированной программы:
-реализация содержания
Адаптированной программы;
-коррекция недостатков
психофизического развития воспитанников с ТНР;
-охрана и укрепление физического и
психического здоровья воспитанников с ТНР, в том числе их эмоционального
благополучия;
-обеспечение равных возможностей для
полноценного развития ребенка с ТНР в период дошкольного образования независимо
от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
-создание благоприятных условий
развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными
особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с
ТНР как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными
представителями), другими детьми;
-объединение обучения и воспитания в
целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества;
-формирование общей культуры
личности обучающихся с ТНР, развитие их социальных, нравственных, эстетических,
интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и
ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
-формирование социокультурной среды,
соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития
обучающихся с ТНР;
-обеспечение
психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и
повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации
(абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с ТНР;
-обеспечение преемственности целей,
задач и содержания дошкольного и начального общего образования.