Приложение №4. Рабочая программа учителя-дефектолога по реализации образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности содержания основной общеобразовательной программы-образовательной программы дошкольного образования
Рабочая программа учителя-дефектолога по реализации образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности содержания основной общеобразовательной программы - образовательной программы дошкольного образования БМАДОУ «Детский сад № 39» (далее – рабочая программа) предназначена для работы с детьми 3-7 лет.
Своевременная организация коррекционно-развивающего воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию ребенка с особыми образовательными потребностями.
В рабочей программе учтены разработки отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и
психологии.
Данная рабочая программа обеспечивает создание оптимальных условий для:
-развития эмоционально-волевой, познавательно-речевой, двигательной сфер у детей с ограниченными возможностями здоровья;
-развития позитивных качеств личности;
-коррекции недостатков психологического развития и предупреждение вторичных нарушений развития;
-формирование определенного круга представлений и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.
Реализация данной рабочей программы позволит создать оптимальные условия для повышения эффективности образовательной работы и коррекционно-развивающего воздействия учителя – дефектолога, установления продуктивного взаимодействия с семьей воспитанника для максимального преодоления отставания в познавательном и речевом развитии.
Это достигается за счет комплексирования общеразвивающих дошкольных программ и всего комплекса коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с учетом особенностей психофизического развития детей с ОВЗ.
Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Программа направлена на решение следующих задач:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- оказание необходимой коррекционной помощи детям с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи;
- обеспечение поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития;
- осуществление преемственности дошкольного и начального образования;
- обеспечение успешности детей на данных ступенях образования.
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют следующие факторы:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Коррекционные задачи:
1. Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений.
2. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием.
3. Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников.
4. Обеспечение условия для социализации детей.
5. Сопровождение детей с ОВЗ.
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка)
- игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),
- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними),
- восприятие художественной литературы.
- конструирование из разного материала, включая конструкторы.
- двигательная (формы активности ребенка).
Рабочая программа педагога-психолога по реализации образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности содержания основной общеобразовательной программой - образовательной программой дошкольного образования БМАДОУ «Детский сад № 39» учитывает индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации. Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от возраста детей, уровня их развития.