Приложение №4.Рабочая программа по логопедическому сопровождению детей по реализации содержания основной общеобразовательной программы-образовательной программы дошкольного образования БМАДОУ "Детский сад № 39"
Рабочая программа по логопедическому сопровождению детей по реализации содержания основной общеобразовательной программой - образовательной программой дошкольного образования БМАДОУ «Детский сад № 39» составлена в соответствии с основной общеобразовательной программой - образовательной программой дошкольного образования БМАДОУ «Детский сад № 39». А также на основании современных коррекционно-развивающих методических материалов «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей.» Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова и др, и «Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР» Н.В. Нищева, с учетом особенностей Образовательной организации, образовательных потребностей воспитанников, запросов законных представителей.
В рабочей программе определена цель, содержание и организация логопедической работы, обозначены применяемые образовательные технологий, методы и формы организации коррекционно-развивающего процесса, предполагается интеграция коррекционно-речевого, намечен комплекс взаимодействия всех субъектов образовательных отношений с учетом индивидуальных, гендерных, клинических и других особенностей развития и в интересах воспитанников Образовательной организации.
Содержание рабочей программы учителя-логопеда учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в Образовательной организации.
Цель: построение системы коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (далее-ТНР), предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов Образовательной организации и родителей воспитанников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает всестороннее гармоничное развитие личности.
Задачи:
В процессе коррекционного обучения детей с нарушениями речевого развития решаются следующие задачи в градации с учетом актуальности для достижения основной цели:
• выявление и пропедевтика различных речевых нарушений;
• развитие артикуляционной и мелкой моторики;
• развитие речевого дыхания;
• постановка звуков и ввод их в речь;
• развитие и совершенствование фонематических процессов: анализа, синтеза, восприятия и представления;
• уточнение слух произносительных дифференцировок на фоне развития лексико-грамматического строя, совершенствование связного высказывания в процессе работы над фонетико-фонематической стороной речи;
• создание предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку в школе, профилактика психологических трудностей, связанных с осознанием речевого дефекта профилактика нарушений письменной речи развитие психических функций: слухового внимания, зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти, логического мышления, пространственной ориентировки в системе коррекционной работы, направленной на устранение фонетико- фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста;
• осуществление интеграции всех участников образовательных отношений, с привлечением внутрисетевых и внесетевых партнеров и консолидации усилий для повышения качества коррекционно-развивающего образования, повышения эффективности процесса достижения основной цели;
• проведение диагностики уровня речевого развития детей Образовательной организации, результатов логопедической коррекционной работы.
Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на языковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие детей-логопатов и овладение детьми связной, грамматически правильной речью, фонетической системой родного языка, а также элементами грамоты, что формирует готовность данной группы детей к обучению в общеобразовательной школе, а в дальнейшем, к жизни в современном обществе. В рабочей программе предоставлено комплексно-тематическое планирование образовательного процесса.
Образовательная деятельность (занятие) - одна из основных форм организации работы учителя-логопеда с детьми при условии максимального использования игровых форм и приемов в рамках каждого занятия. Виды занятий: фронтальные (групповые), подгрупповые (3-5 человек) и индивидуальные.
В процессе образовательной деятельности используются традиционные и инновационные формы работы с детьми, современные образовательные технологии, которые позволяют ребенку стать субъектом собственной деятельности.
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных программой, обеспечивается благодаря совместной работе учителя- логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога дополнительного образования, воспитателей и родителей (законных представителей) воспитанников. При реализации задач рабочей программы осуществляется сотрудничество с семьей в форме индивидуальных консультаций, рекомендаций, практических занятий по обучению приемам и методам развития речи в домашних условиях, что позволяет родителям быть не только информированными о процессе образовательной деятельности с детьми, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса.