Приложение №4.Рабочая программа педагога-психолога по реализации коррекционно-развивающей деятельности содержания основной общеобразовательной программы-образовательной программы дошкольного образования БМАДОУ "Детский сад № 39"
Рабочая программа педагога-психолога по реализации образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности содержания основной общеобразовательной программой - образовательной программой дошкольного образования БМАДОУ «Детский сад № 39» составлена в соответствии с основной общеобразовательной программой - образовательной программой дошкольного образования БМАДОУ «Детский сад № 39».
Охрана и укрепление психического здоровья детей является одной из приоритетных задач развития современного дошкольного образования и рассматривается как условие реализации основной общеобразовательной программы - образовательной программы дошкольного образования БМАДОУ «Детский сад № 39».
Деятельность современного педагога-психолога в Образовательной организации направлена, с одной стороны, на создание условий для реализации возможностей развития ребенка в дошкольном возрасте, а с другой, на содействие становлению тех психологических новообразований, которые создадут фундамент развития в последующие возрастные периоды.
Объектом профессиональной деятельности педагога-психолога в Образовательной организации выступают феномены внутренней жизни ребенка в возрасте от 2 до 7 лет. А предмет его деятельности можно определить как психическое здоровье ребенка, охрана и укрепление которого происходит в Образовательной организации в соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности (игре, изобразительной деятельности, конструировании, восприятии сказки и др.).
Деятельность педагога-психолога Образовательной организации осуществляется в рамках Психологической службы и ориентирована как на воспитанников, так и на педагогических работников и родителей (законных представителей) детей, их психологическую поддержку и обеспечение их психического здоровья, а также на охрану здоровья всех участников образовательного процесса.
Педагог-психолог Образовательной организации осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими разные уровни психического развития.
Цель – охрана и укрепление психического здоровья детей на основе создания психологических условий достижения ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательных областей.
Задачи:
-определение индивидуальных образовательных потребностей детей;
-предотвращение и преодоление трудностей развития воспитанников;
-создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам;
-создание соответствующих психологических условий для успешного освоения воспитанниками образовательных областей;
-обеспечение условий для раскрытия возможностей детей;
-проведение диагностической работы;
-проведение развивающей и психокоррекционной работы;
-проведение консультативной работы;
-проведение психопрофилактической работы.
Принципы модели психолого-педагогического сопровождения:
• Принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности.
• Принцип гуманистичности, предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия. Данный принцип основан на идее педоцентризма, которая подразумевает постановку во главу угла психологического сопровождения ребенка, полное его принятие и позицию фасилитации педагога и психолога.
• Принцип превентивности: обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.
• Принцип научности отражает важнейший выбор практических психологов в пользу современных научных методов диагностики, коррекции развития личности ребёнка. Реализация данного принципа предполагает участие субъектов психологического сопровождения в опытно-экспериментальной работе, а также в создании и апробировании самостоятельно создаваемых методик диагностики и коррекции.
• Принцип комплексности подразумевает соорганизацию различных специалистов, всех участников воспитательно-образовательного процесса в решении задач сопровождения: воспитателя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, администрации и других специалистов;
• Принцип «на стороне ребенка»: во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников учебно-воспитательного процесса;
• Принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится не решить проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать способности для становления способности ребенка к саморазвитию;
• Принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия обуславливают совместную деятельность субъектов психологического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации рабочей программы.
• Принцип системности предполагает, что психологическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения в области социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов.
• Принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов психологического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка.
Рабочая программа педагога-психолога по реализации образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности содержания основной общеобразовательной программой - образовательной программой дошкольного образования БМАДОУ «Детский сад № 39» учитывает индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации. Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от возраста детей, уровня их развития.