Структура дополнительной общеобразовательной программы - дополнительной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности «Букваренок» 1. Содержание, объем дополнительной общеобразовательной программы - дополнительной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности «Букваренок» 2. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы дополнительной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности «Букваренок» 3. Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеобразовательной программы дополнительной общеразвивающей программы социальногуманитарной направленности «Букваренок» 4. Учебный план 5. Календарный учебный график 6. Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной программы дополнительной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности «Букваренок» 7. Оценочные материалы к программе 8. Методические материалы к программе 3 5 6 10 10 10 24 29 2 1.Содержание, объем дополнительной общеобразовательной программы дополнительной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности «Букваренок» Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сенситивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство. Часто родители детей дошкольного возраста считают, что самый важный показатель готовности к школе – это умение читать, поэтому обучение ребенка чтению начинается с раннего возраста. Задача, стоящая перед педагогом: сделать для ребенка увлекательной тренировку в технике чтения и привить интерес к книге, вкус к самостоятельному чтению, способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи детей. Исходным принципом дошкольного обучения чтению является то, что знакомству с буквой предшествует глубокая работа над звуками, которые обозначаются данным знаком. Знаки звуков нет смысла вводить до знакомства с самими звуками и знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Поэтому обучение чтению опирается на звуковой анализ слова. Звуковой анализ включает в себя, прежде всего, умение сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове. За основу программы взята методика и букварь Надежды Сергеевны Жуковой, рекомендованный Министерством образования РФ, как пособие по обучению чтению детей дошкольного возраста. Букварь Н.С. Жуковой опирается на традиционную методику обучения чтению – от звука к букве, т.е. звуковой аналитико-синтетический метод. Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи. Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. На занятиях педагог использует пальчиковые игры, элементы лепки, рисования, аппликации, конструирования для развития мелкой моторики руки. Игровая деятельность становится формой сотрудничества взрослого и ребенка, делает занятия увлекательными и желанными. Игры полезны не только для обучения грамоте, но и для развития внимания, памяти, коммуникативных отношений. Программа основана на принципах доступности, посильности, систематичности и последовательности в обучении. Программа имеет социально - гуманитарную направленность. Срок реализации программы: 2 года. Отличительные особенности программы Программа позволяет реализовывать общественные запросы и требования времени. Развитие детей старшего дошкольного возраста - одно из приоритетных направлений образовательной системы Российской Федерации. Главная цель образовательной политики в сфере дошкольного образования реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для всех детей на дошкольной ступени при переходе к обучению в начальную школу. Однако существует желание родителей непросто иметь стартовые возможности у детей в усвоении образовательной программы, но и развить потенциальные возможности каждого конкретного ребенка. Содержание Программы построено таким образом чтобы, обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку. Принцип индивидуального 3 подхода предусматривает организацию обучения на основе глубокого знания индивидуальных особенностей ребенка, создания условия для активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребенка в отдельности. Программа дополнительного образования рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Именно этот возраст является важным этапом интенсивного психического развития, когда происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований. Разработка Программы является новым и актуальным направлением развития Образовательной организации и основывается на следующих нормативных документах: 1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; 3.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года N 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»; 4.Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»; 5.Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г. № 652н «Профессиональный стандарт. Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации №629 от 27.07.2022 года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 7.Устав и локальные нормативные, распорядительные акты Березовского муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 39 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников». Цель Программы: создание психолого-педагогических условий для успешного овладения детьми старшего дошкольного возраста чтением. Задачи Программы: 1. Развитие мотивации к овладению чтением и письмом; 2. Формирование умения послогового чтения; 3. Воспитание любви и уважения к русскому языку. 4. Развитие устойчивого интереса к учебным занятиям. Отличительной особенностью Программы является комплексное взаимодействие блоков Программы, где присутствует единый игровой сюжет. В занятия включены разные виды игр: дидактические, игры-соревнования, ситуативные, подвижные. Материал, предлагаемый ребенку, имеет занимательный характер, не содержит сложных и непонятных заданий. Ориентируясь на возрастные особенности детей дошкольного возраста, в занятия введено большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих реализации задач на общение. В данной Программе большое место занимают нетрадиционные приемы работы: опорное моделирование: составление моделей слов (из геометрических фигур), предложений (слова – иллюстрации), составление сказок с использованием моделей букв (буквы – ассоциации), Л – лиса, В – волк, А – автобус, Р – ракета, К-кот и т. д. Модели помогают не только наглядно представить какой-либо объект, но и модифицировать его, экспериментировать с ним. 4 В основу Программы положены принципы: 1.Принцип безопасности; 2.Принцип многократного повторения материала для формирования у ребенка не только умения, но и навыка; 3.Принцип положительного подкрепления; 4.Принцип доверия (откровенности) – мы доверяем друг другу, не боимся переспросить, если что-то непонятно, не боимся быть смешным; 5.Принцип уважительного отношения друг к другу. 2.Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы - дополнительной общеразвивающей программы социальногуманитарной направленности «Букваренок» • • • • • • • • • • • • • Предполагаемые результаты обучения детей 5-6 лет: умеют относить предметы к определенной логической группе; умеет различать понятия «живое - не живое»; умеет различать слова, обозначающие предмет (кто это?), признак предмета (какой?), действие (что делает?); умеет употреблять в речи правильную грамматическую форму слов, обозначающих предмет, признак предмета, действие; различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»; владеет навыком словообразования; владеет приемами артикуляционной гимнастики; различает слова по звучанию и протяжности; умеет интонационно выражать радость, удивление, недовольство; различает на слух все речевые звуки; соотносит звуки с образом буквы; читает слова из 3-4 букв; умеет определять 1-й звук в слове; составляет предложение с заданным словом. Предполагаемые результаты обучения детей 6-7 лет: • различает слова близкие и противоположные по значению; • умеет распространять предложения; • владеет произвольной интонационной выразительностью речи (выражает чувства нежности, тревоги, печали, гордости); • умеет отличать слово от предложения; • умеет составлять предложения из заданных слов; • умеет делить слова на слоги; • умеет составлять слова из букв разрезной азбуки; • различает понятия «буква - звук»; • определяет наличие звука в слове и его место в нем (начало, середина, конец); • владеет понятиями: звук «гласный» - «согласный», согласный «мягкий» - «твёрдый», «глухой» - «звонкий»; • читает прямые и обратные слоги, односложные, двусложные и трехсложные слова; • читает предложения, короткие тексты; • умеет составлять пересказ (общий, выборочный); • владеет правильным орфоэпическим ударением, тоном речи; • владеет навыком выразительного чтения по ролям; • умеет определять ударение в слове, выделять ударный слог в схеме слова; 5 • • • • • • знает способы обозначения мягкости согласных звуков (Ь знаком и последующим гласным); знает пары согласных звуков по глухости - звонкости, твердости – мягкости; знает значение Ъ и Ь знаков в словах; знает алфавит (полное название букв); различает на слух предложения по цели высказывания, знает знаки препинания в конце предложения; владеет приемами звукобуквенного анализа слова (определяет количество звуков в слове, дает их характеристику, определяет количество букв). 3.Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеобразовательной программы - дополнительной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности «Букваренок» Направленность программы: социально-гуманитарная. Программа предназначена для детей 5-7 лет. Срок реализации программы: 2 года. Формы работы: групповая (до 10 человек) совместная образовательная деятельность; индивидуальная самостоятельная образовательная деятельность. • Режим образовательной деятельности: 2 раза в неделю, во второй половине дня. • Продолжительность занятий: 1. Первый год обучения, дети 5-6 лет - 25 минут: 2. Второй год обучения, дети 6-7 лет - 30 минут. • Общее количество занятий в месяц: 1. Первый год обучения, дети 5-6 лет - 8 занятий; 2. Второй год обучения, дети 6-7 лет – 8 занятий. • Общее количество занятий в год: 1. Первый год обучения, дети 5-6 лет - 84 занятий; 2. Второй год обучения, дети 6-7 лет - 84 занятий. • Общее количество занятий за весь период обучения: 168 занятия. 6 Требования к педагогу дополнительного образования, осуществляемому реализацию Программы Должностные обязанности. Осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников в соответствии со своей образовательной программой, развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует состав обучающихся, воспитанников кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения и принимает меры по сохранению контингента обучающихся, воспитанников в течение срока обучения. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий. Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся, воспитанников. Участвует в разработке и реализации образовательных программ. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение. Выявляет творческие способности обучающихся, воспитанников, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Организует разные виды деятельности обучающихся, воспитанников, ориентируясь на их личности, осуществляет развитие мотивации их познавательных интересов, способностей. Организует самостоятельную деятельность обучающихся, воспитанников, в том числе исследовательскую, включает в учебный процесс проблемное обучение, осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает с обучающимися, воспитанниками актуальные события современности. Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников. Оценивает эффективность обучения, учитывая овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым обучающимся, воспитанникам, а также обучающимся, воспитанникам, имеющим отклонения в развитии. Организует участие обучающихся, воспитанников в массовых мероприятиях. Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности. При выполнении обязанностей старшего педагога дополнительного образования наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по должности педагога дополнительного образования, осуществляет координацию деятельности педагогов дополнительного образования, других педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательного учреждения. Оказывает методическую помощь педагогам дополнительного образования, способствует обобщению передового их педагогического опыта и повышению квалификации, развитию их творческих инициатив. Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность, Конвенцию о правах ребенка, возрастную и специальную педагогику и психологию, физиологию, гигиену, специфику развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников, основы их творческой деятельности, методику поиска и поддержки молодых талантов, содержание учебной программы, 7 методику и организацию дополнительного образования детей, научно-технической, эстетической, туристско-краеведческой, оздоровительно-спортивной, досуговой деятельности, программы занятий кружков, секций, студий, клубных объединений, деятельность детских коллективов, организаций и ассоциаций, методы развития мастерства, современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода, методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями, лицами, их заменяющими, коллегами по работе, технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения, технологии педагогической диагностики, основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием, правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, правила по охране труда и пожарной безопасности. Требования к Высшее образование или среднее профессиональное образование в образованию и рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего обучению образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" или Высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки "Образование и педагогические науки" Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе в соответствии с Федеральным законом об образовании привлекать к занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедших промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего образования направленности дополнительной общеобразовательной программы определяется указанными организациями (в ред. Приказа Минпросвещения России от 30.09.2020 N 533) Педагогические условия для реализации Программы: Программа является инструментом целевого развития индивидуальных способностей детей к обучению грамоте. Занятия по дополнительному образованию проводятся в специально оборудованном кабинете. Рабочее место педагога оснащено необходимыми техническими средствами обучения (настенная доска, ноутбук). Развивающая предметно-пространственная среда кабинета соответствует интересам и потребностям детей, целям и задачам Программы. Описание материально-технического обеспечения Программы • • Оборудование: столы детские – 3 шт.; стулья детские – 7 шт.; 8 • • • • • • • • мольберт – 1 шт.; шкафы для наглядных пособий – 1 шт.; письменный стол – 1 шт.; стул – 2 шт.; кварцеватель – 1 шт.; проектор – 1 шт.; ноутбук – 1 шт.; магнитофон – 1 шт. Методическое обеспечение: • Жукова Н.С. Букварь – 10 шт.; • Закревская О.В. Развивайся, малыш! Сюжетные картинки по развитию речи.– 1 шт.; • Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Сюжетные картинки для развития связной речи– 1 шт.; • Картинки, слова, схемы. Развивающая игра для детей 5-9 лет – 1 шт.; • Читаем и составляем слова. Развивающая игра – 1 шт. • Фонетическое лото «Звонкий – глухой» – 1 шт. • Чем отличаются слова? Развивающая игра-лото для старших дошколят– 1 шт. • Разрезная магнитная азбука – 1 шт. • Планшет для печатания букв – 1 шт. • Рабочие тетради – 10 шт. 9 4. Учебный план дополнительной общеобразовательной программы дополнительной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности «Букваренок» Режим образовательной деятельности: 2 раза в неделю, во второй половине дня. Общее количество занятий в неделю – 2. Общее количество занятий в месяц – 8. Количество часов по возрастным группам: - старший дошкольный возраст – 84 часа, - подготовительная к школе группа - 84 часа. Общее количество занятий за весь период обучения – 168 часов. 5.Календарный учебный график на 2024 - 2025 учебный год Начало учебного года Окончание учебного года Продолжительность учебного года Продолжительность учебной недели Нерабочие праздничные дни Педагогический мониторинг 2 сентября 2024 года 11 июля 2025 года 42 учебные недели 5 дней 4 ноября 30 декабря - 8 января 1, 2, 8, 9 мая 12-13 июня 4 недели 6.Рабочая программа педагога по реализации дополнительной общеобразовательной программе – дополнительной общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности «Букваренок» Тематический план образовательной деятельности для детей группы старшего дошкольного возраста (5-6 лет) Количество занятий: 2 занятия в неделю Продолжительность занятия: 25 минут Тема Количество Цель занятий «Звуки и буквы» 2 - познакомить детей с понятием «звук», «буква»; - сформировать понятие об артикуляционном аппарате; - развивать интерес и внимание к слову; - воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. Звук и буква «А» 2 - познакомить детей со звуком «А» (артикуляция звука); - учить находить этот звук в словах; - познакомить детей с буквой А; - развивать умение определять 1-й звук в слове; - развивать способность называть слова с заданным 10 Звук «У» 2 Звук «О» 2 Звуки «М», «М’» 2 Звуки «С», «С’» 2 «Длинные и короткие слова» 2 Звуки «Х», «Х’» 2 Звуки «Р», «Р’» 2 Звук «Ш» 2 Звук «Ы» 2 звуком; -развивать фонематический слух. - закрепить знания детей о звуке «А». - познакомить детей со звуком «У». - уточнить произношение звука в изолированном виде и в словах. - учить делить слова на слоги. - формировать умение отвечать на вопросы. - познакомить детей со звуком «О». - уточнить произношение звука в словах и в изолированном виде. - учить придумывать рифмы слов. -развивать фонематический слух. - воспитывать умение выслушивать ответы других детей. - познакомить детей со звуками ««М» и «М’». - познакомить детей с твердыми и мягкими согласными звуками. - учить интонационному выделению звука в слове. - учить называть 1-й звук в слове. - воспитывать умение выслушивать ответы товарищей. - познакомить детей со звуками «С» и «С’». - закрепить умение детей определять твердые и мягкие согласные звуки. - продолжать учить определять 1-й звук в слове - развивать фонематический слух. - воспитывать стремление участвовать в работе на занятии. - продолжать расширять представление о словах. - познакомить детей с протяженностью слов. - учить делить слова на слоги. - развивать фонематический слух и речевое внимание. -развивать фонематический слух. - формировать навыки вежливого общения. - познакомить детей со звуками «Х» и «Х’». - учить определять 1-й звук в слове. - закрепить умение дифференцировать звуки. - развивать умение называть слова с заданным звуком. - развивать фонематический слух и речевое внимание. - воспитывать умение выслушивать ответы товарищей. - познакомить детей со звуками «Р» и «Р’». - продолжать учить определять 1-й звук в слове. - закрепить умение интонационно выделять звук в словах. -дифференцировать звуки по твердости и мягкости. - развивать интерес и внимание к слову. - познакомить детей со звуком «Ш». - учить интонационно выделять звук в словах. - дать знания о том, что произносить согласные звуки нам помогают зубы, губы, язык - развивать речевое внимание и фонематический слух. - закрепить знания детей о гласных звуках. 11 Звуки «Л», «Л’» 2 Звуки «Н», «Н’» 2 Звуки «К», «К’» 2 Звуки «Т», «Т’» 2 Звук «И» 2 Слова - друзья 2 Звук «П», «П’» 2 Звуки «З», «З’» 2 - познакомить детей со звуком «Ы». - учить определять наличие звука в слове. - продолжать учить делить слова на слоги. - развивать фонематическое восприятие. - воспитывать интерес и внимание к слову. - познакомить детей со звуками «Л» и «Л’». - продолжать учить дифференциации звуков по твердости и мягкости. - учить отличать согласные звуки от гласных. - закрепить умение определять 1-й звук в слове. - познакомить детей с многозначностью слов. - воспитывать стремление участвовать в общей работе на занятии. - познакомить детей со звуками «Н» и «Н’». - продолжать учить дифференцировать звуки по твердости и мягкости. - закреплять умения детей определять 1-й звук в слове. - развивать интерес и внимание к слову. - познакомить детей со звуками «К» и «К’». - продолжать учить определять 1-й звук в слове. - учить дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки. - воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. - познакомить детей со звуками «Т» и «Т’». - продолжать учить дифференциации звуков по твердости и мягкости. - учить определять 1-й звук в слове - развивать умение называть слова со звуками «Т» и «Т’». - развивать фонематический слух и речевое внимание. - познакомить детей со звуком «И». – учить определять наличие звука в словах. - учить называть слова с этим звуком. - совершенствовать навыки доброго отношения друг к другу. - закрепить знания детей о гласных звуках. - сравнивать слова по звучанию. - развивать умения подбирать слова, звучащие похоже к заданному. - воспитывать интерес и внимание к слову. - воспитывать привычку слушать внимательно. - познакомить детей со звуками «П» и «П’». - продолжать учить интонационному выделению звуков в словах. - продолжать учить дифференцировать согласные звуки по мягкости и твердости. - продолжать учить определять 1-й звук в слове. - развивать интерес и внимание к слову. - познакомить детей со звуками «З» и «З’». - учить интонационному выделению звука в слове. - продолжать учить делить слова на слоги. 12 Звуки «Г», «Г’» 2 Звуки «В», «В’» 2 Звуки «Д», «Д’» 2 Звуки «Б», «Б’» 2 Звук «Ж» 2 Дифференциация «Ж» - «З» 2 Дифференциация «Ж»- «Ш» 2 Звук «Ч» 2 Звук «Щ» 2 Дифференциация шипящих «Ч», «Щ». 2 - развивать умение определять 1-й звук в слове. - развивать интерес и внимание к слову. - воспитывать положительную самооценку у детей. - познакомить детей со звуками «Г» и «Г’». - продолжать определять 1-й звук в слове. - учить дифференцировать твердые и мягкие согласные. - развивать фонематический слух. - воспитывать умение выслушивать ответы друг друга. - познакомить детей со звуками «В» и «В’». - продолжать учить интонационному выделению звуков «В» и «В’» в словах. - учить определять 1 звук. - закрепить умение делить слова на слоги. - воспитывать желание заниматься и узнавать новое. - познакомить детей со звуками «Д» и «Д’». - учить интонационному выделению звука в слове. - закрепить дифференциации звуков «Д» и «Д’». - закрепить умение определять 1-й звук в слове. - воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. - познакомить детей со звуками «Б» и «Б’» - учить дифференцировать звуки на твердые и мягкие. - закреплять умение определять 1-й звук в словах. - развивать интерес и внимание к слову. - познакомить детей со звуком «Ж». - учить интонационно выделять звук «Ж» в словах. – учить называть слова с этим звуком. - продолжать учить подбирать рифмы к словам. – развивать речевое внимание и фонематический слух. - воспитывать дружеские взаимоотношения. - закрепить знания детей о звуке «Ж». - закрепить знания детей о звуке «З». - учить называть слова на заданный звук. - развивать фонематический слух и речевое внимание. - закрепить знания детей о звуке «Ж». - закрепить знания детей о звуках «Ш». - учить называть слова на заданный звук. - развивать фонематический слух и речевое внимание. - познакомить детей со звуком «Ч». - дать знания о том, что звук «Ч» бывает только мягким. - учить определять 1-й звук в слове. - развивать фонематическое восприятие. - познакомить детей со звуком «Щ». - дать знания о том, что звук «Ч» бывает только мягким. - продолжать учить интонационному выделению звука в слове. - продолжать учить сравнивать слова по звучанию. - развивать умение подбирать слова с заданным звуком. - закрепить знания детей о звуке «Ч». - закрепить знания детей о звуке «Щ». - учить называть слова на заданный звук. - развивать фонематический слух и речевое внимание. 13 Звук «Ц» 2 Звуки «Ф», «Ф’» 2 Дифференциация согласных «Ц», «Ф», «Ф’» 2 Звук «Э» 2 Повторение. Индивидуальные занятия. Закрепление пройденного материала по основным единицам речи: звук, слово, предложение Упражнять детей в чтении слогов. Развивать фонематический слух 6 Закрепление пройденного материала. Упражнять детей в чтении слогов. Развивать фонематический слух Закрепление пройденного материала. Упражнять детей 1 1 1 1 - познакомить детей со звуком «Ц». - учить интонационному выделению звука «Ц» в слове. - сравнение слов по звучанию. - развивать умение подбирать слова с заданным звуком. - развивать интерес и внимание к слову. - познакомить детей со звуками «Ф» и «Ф’». - продолжать учить определять 1-й звук в слове. - учить дифференциации звуков по твердости и мягкости. - учить называть слова на заданный звук. - развивать фонематический слух и речевое внимание. - закрепить знания детей о звуке «Ц». - закрепить знания детей о звуках «Ф» и «Ф’». - учить дифференциации звуков по твердости и мягкости. - учить называть слова на заданный звук . - развивать фонематический слух и речевое внимание. - продолжать учить делить слова на слоги. - познакомить детей со звуком «Э». - учить определять наличие звука в словах. - учить называть слова с этим звуком. - воспитывать умение выслушивать ответы других. - определение начального гласного под ударением и согласного звуков в слове. - нахождение заданных звуков в слове. -обучение акцентированию, интонационному выделению звуков в произносимых словах. - закрепление навыка акцентирования, интонационного выделения звуков в произносимых словах. - определение первого и последнего звука в словах с помощью интонационного выделения звуков в произносимых словах. - закрепление навыка определения первого и последнего звука в словах с помощью интонационного выделения звуков в произносимых словах. 1 - обучение различению мягких и твердых звуков в начале произносимых слов. 1 - обучение и закрепление навыка различения мягких и твердых звуков в начале и конце произносимых слов. -обучение и закрепление навыка различения мягких и твердых звуков в начале, середине и в конце произносимых слов. -обучение переходу от твердого согласного звука к его мягкой паре (и обратно). -обучение звуко – буквенному анализу и синтезу. -чтение слогов с изученными звуками, выкладывание слогов и слов, преобразование прямых слогов в обратные, преобразование коротких слов с помощью 1 1 1 1 14 в чтении слогов. Развивать фонематический слух. замены одного звука, формирование графо-моторных навыков, закрепление понятий «гласные и согласные звуки, буквы, глухие и звонкие согласные звуки, твердые и мягкие согласные». 1 -закрепление изученного в различных игровых ситуациях. 1 -закрепление изученного в различных игровых ситуациях. Всего 84 15 Тематический план образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) Количество занятий: 2 занятия в неделю Продолжительность занятия: 30 минут Тема Количество Цель занятий «Звуки и буквы» 2 -развивать умение оперировать понятиями звук и буква. - закрепить знания детей об артикуляционном аппарате. - развивать интерес и внимание к слову. - воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. «Слова. Звуки» 2 - закрепить знания детей о понятии «звук», «буква». - закрепить представление детей о слове. - закрепить знания детей о протяженности слов. - развивать представления детей о многообразии слов. Звук и буква «А» 2 - уточнить знания детей о звуке «А» (артикуляция звука). - учить находить этот звук в словах. - закрепить умения придумывать слова на звук «А». - закрепить умение определять 1-й звук в слове. - развивать способность называть слова с заданным звуком. Звук и буква «У» 2 - закрепить знания детей о звуке «У». - познакомить детей с буквой «У». - закрепить умение детей делить слова на слоги. - продолжать учить определять кол-во повторяющихся звуков в слове. - развивать фонематический слух и речевое внимание. Звук и буква «О» 2 - закрепить умения детей называть слова со звуком «А». - закрепить знания детей о звуке «О». - учить устанавливать кол-во повторяющихся звуков в словах. - продолжать учить определять 1-й и последний звуки в словах. - развивать умения анализировать, делать выводы - воспитывать доброжелательные отношения. Звуки «М», «М’», 2 - закрепить знания детей о звуках «М», «М’». Буква М - развивать умение отличать гласные звуки от согласных. - развивать умение составлять прямые и обратные слоги. - формировать умение определять позицию звука в слове. - воспитание у детей положительных эмоций от выполнения задания. Звуки «С», «С’», 2 - закрепить знание детей о звуках «С» и «С» ’. Буква С - закрепить умение детей определять твердые и мягкие согласные звуки. - продолжать учить определять 1-й звук в слове. - развивать фонематический слух. - воспитывать стремление участвовать в работе на 16 Звуки «Х», «Х’», 2 Буква Х Звуки «Р», «Р’», Буква Р 2 Звук и буква «Ш» 2 «С-Ш» 2 Звук и буква «Ы» 2 «И-Ы» 2 Звуки «Л», «Л’», Буква Л 2 «Л-Р» 2 Звуки «Н», «Н’», 2 занятии. - закрепить умение детей дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки. - уточнить знания детей о звуке «Х», «Х’». - продолжать учить определять позиция звука в слове. - закрепить умение делить слова на слоги. - развивать речевое внимание и фонематический слух. - воспитывать положительную самооценку. - уточнить знания детей о звуках «Р» и «Р’». - продолжать учить определять 1-й звук в слове. - закрепить умение интонационно выделять звук в словах. -дифференцировать звуки по твердости и мягкости. - развивать интерес и внимание к слову. - закрепить знания детей о звуке «Ш». - учить интонационно выделять звук в словах. - дать знания о том, что произносить согласные звуки нам помогают зубы, губы, язык (происходит согласие). - развивать речевое внимание и фонематический слух. - учить интонационно, выделять звук в словах. - дать знания о том, что произносить согласные звуки нам помогают зубы, губы, язык (происходит согласие). - развивать речевое внимание и фонематический слух. - закрепить знания детей о звуке «Ы». - закрепить умение определять позицию звука в слове. – учить изменять слова при помощи добавления звуков в слово. - развивать умение оперировать понятиями звук и буква. - уточнить знания детей о звуках «И» и «Ы». - учить определять позицию звука в слове. - продолжать учить изменять слова путем замены звуков в словах. - развивать понимание смыслоразличительной функции звука. - воспитывать умение слушать внимательно взрослого и товарищей. - закрепить знания детей о звуках «Л» и «Л’». - продолжать учить дифференциации звуков по твердости и мягкости. - учить отличать согласные звуки от гласных. - закрепить умение определять 1-й звук в слове. - познакомить детей с многозначностью слов. - воспитывать стремление участвовать в общей работе на занятии. - закрепить умение интонационно выделять звук в словах. - продолжать учить дифференциации звуков по твердости и мягкости. - учить отличать согласные звуки от гласных. - закрепить умение определять 1-й звук в слове. - закрепить знания детей о звуках «Н», «Н’». 17 Буква Н Звуки «К», «К’», Буква К 2 Звуки «Т», «Т’», Буква Т 2 Звук и буква «И» 2 Звуки «П», «П’», 2 Буква П Звуки «З», «З’», Буква З 2 «С-З» 2 - продолжать учить выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений. - закрепить знания детей о гласных звуках, мягких и твердых согласных звуках. – воспитывать речевое внимание и фонематический слух. - закрепить знания детей о звуке «К», «К’». - формировать умение определять позицию звука в слове. - продолжать учить выкладывать слова с помощью звуковых обозначений. - развивать интерес и внимание к слову. - воспитывать стремление участвовать в общей работе на занятии. - познакомить детей с буквой К. - продолжать учить определять позицию звука в слове. - продолжать учить выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений. – формировать умение разгадывать ребусы. - воспитывать доброжелательные отношения на занятии друг к другу. - закрепить знания детей о звуке «Т», «Т’». - формировать умение называть слова с этими звуками. - развивать звуковую культуру речи. - воспитывать умение внимательно слушать. - закрепить умение выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений. - продолжать учить дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки. - развивать интерес и внимание к слову. - закрепить знания детей о звуке «И». – познакомить детей с буквой И. - продолжать учить определять позицию звука в слове. - развивать умение оперировать понятиями звук и буква. - воспитывать положительные эмоции от выполнения заданий. - закрепить умение отличать звуки от букв. - закрепить знания детей о звуке «П», «П’». - формировать умение определять 1-й звук в слове. -формировать умение дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки. - закрепить умение выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений. - развивать фонематический слух и речевое внимание. - воспитывать положительную самооценку детей. - закрепить знания детей о звуке «З» и «З’». - учить интонационному выделению звука в слове. - продолжать учить делить слова на слоги. - развивать умение определять 1-й звук в слове. - развивать интерес и внимание к слову. - воспитывать положительную самооценку у детей. - учить интонационному выделению звука в слове. 18 Звук и буква «Й» 2 «Й-И» 2 Звуки «Г», «Г’», Буква Г 2 «Г» - «К» 2 Звуки «В», «В’», Буква В 2 Звуки «Д», «Д’», Буква Д 2 «Д-Т» 2 Звуки «Б», «Б’», Буква Б 2 - продолжать учить делить слова на слоги. - развивать умение определять 1-й звук в слове. - закрепить умение дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки. - познакомить детей со звуком «Й». - продолжать учить выкладывать и читать слоги с помощью звуковых обозначений. - развивать фонематический слух и речевое внимание. - учить определять наличие звука в словах. - учить называть слова с этим звуком. - совершенствовать навыки доброго отношения друг к другу. - закрепить знания детей о звуках «Г» и «Г’». - продолжать определять 1-й звук в слове. - учить дифференцировать твердые и мягкие согласные. - развивать фонематический слух. - воспитывать умение выслушивать ответы друг друга. - уточнить знания детей о звуках «К», «К’» и «Г», «Г’». -формировать умение называть слова с этими звуками. -продолжать учить детей давать качественную характеристику звукам. - закрепить умение детей изменять слова путем перестановки звуков или слогов в слове. - учить выкладывать слова с помощью звуковых обозначений. - развивать звуковую культуру речи. - познакомить с буквой В. - продолжать учить соотносить буквы и звуки. - развивать фонематический слух и фонематическое восприятие. - воспитывать сдержанность и внимание. - закрепить знания детей о звуках. - познакомить детей с буквой Д. - закрепить умение детей выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений. - формировать умения образовывать новые слова с помощью перестановки звуков и слогов. - развивать речевое внимание и фонематический слух. - воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. - закрепить умение детей определять мягкость и твердость звуков, глухость и звонкость. - закреплять знания детей о звуках «Д», «Д’», «Т», «Т’». - закреплять умение определять количество повторяющихся звуков в словах. - закрепить умение изменять слова путем замены звуков в словах. -формировать умения отвечать на вопросы распространенными предложениями. - закрепить умения детей отвечать на вопросы распространенными предложениями. - уточнить знания детей о звуках «Б» и «Б’». 19 «Б-П» 2 Звуки «Ж», Буква Ж 2 «Ж-З» 2 «Ж-Ш» 2 Звук и буква «Е» 2 Звук и буква «Я» 1 «А-Я» 2 Звук и буква «Ю» 1 Звук и буква «Ё» 1 - познакомить с буквой Б. - продолжать учить дифференцировать звуки по твердости и мягкости, по глухости и звонкости. - формировать умение изменять слова путем замены одних звуков другими. - развивать умение оперировать понятиями: звук, слог, слово, предложение. - воспитывать умения положительно оценивать ответы товарищей. - закрепить знания детей о звуках «Б» и «Б’», букве Б. - закрепить знания детей о звуках «П» и «П’», букве П. -развивать фонематический слух. -учить определять нужный звук в начале, в середине, в конце. - развивать интерес и внимание к слову. - уточнить знания детей о звуке «Ж» и букве Ж. - познакомить детей с термином «шипящие звуки». - закрепить умение отличать шипящие звуки. - продолжать учить изменять слоги и получать новые слова. - продолжать формировать умение выкладывать слова при помощи звуковых обозначений. - продолжать учить давать качественную характеристику звукам. - воспитывать умение контролировать свои действия. - закрепить знания детей о звуке «Ж». - закрепить знания детей о звуках «З», «З’». - учить называть слова на заданный звук. - развивать фонематический слух и речевое внимание. - закрепить знания детей о звуке «Ж». - закрепить знания детей о звуках «Ш». - учить называть слова на заданный звук. - развивать фонематический слух и речевое внимание. - закрепить знания детей о звуке «Е» и букве Е. - развивать внимание, культуру речи. - закрепить знания детей о звуке «Я» и букве «Я». - продолжать учить определять позицию звука в слове. - продолжать учить выделять в словах первый и последний слоги. - формировать умение разгадывать ребусы. - продолжать учить определять позицию звука в слове. - продолжать учить выделять в словах первый и последний слоги. - формировать умение разгадывать ребусы. - познакомить детей со звуком и буквой «Ю». - формировать умение изменять слова путем замены одних звуков другими. - познакомить детей с термином «предложение» - развивать фонематический слух. - совершенствовать навык доброжелательного отношения. - познакомить детей со звуком «Ё» и буквой Ё. - продолжать учить определять позицию звука в слове. 20 «Дружные звуки» 2 (звуки «Я», «Ё», «Ю», «Е») Звук и буква «Ч» 1 «Ч»-«С»-«Ш» 2 «Ч-Т’» 2 Звук и буква «Э» 1 Звук и буква «Ц» 1 «Ц-Ч» 1 - формировать умение изменять слова путем дополнения или исключения отдельных звуков. - развивать интерес и внимание к слову. - вырабатывать умение внимательно слушать взрослого. - уточнить знания детей о двойных звуках - закрепить знания детей в определении позиции звука в слове. - дифференцировать понятия звук и буква. - развивать интерес и внимание к слову. - воспитывать доброжелательные отношения на занятии друг к другу. -уточнить знания детей о звуке «Ч». - продолжать учить выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений. - закрепить умение делить слова на слоги. - развивать умение восстанавливать нарушенную последовательность слогов в структуре слова. - продолжать учить соотносить понятия звук и буква. - воспитывать умение спокойного общения на занятии. - закрепить знания детей о звуках «Ч», «Ш», «С». - учить давать качественную характеристику звукам. - продолжать учить определять позицию звука в слове. - формировать умение соотносить понятия звук и буква. – продолжать учить выкладывать слова с помощью звуковых обозначений. - продолжать учить давать качественную характеристику звукам. - продолжать учить соотносить понятия звук и буква. - учить давать положительную оценку ответам товарищей. - закрепить знания детей о звуке и букве «Э» (артикуляция звука). - продолжать учить устанавливать кол-во повторяющихся звуков в словах. - расширять представления детей об окружающем мире. - развивать фонематический слух и речевое внимание. - уточнить знания детей о звуке «Ц». - закрепить умение дифференцировать звуки «Ц», «Ч», «С». - закрепить умение детей определять последний звук в слове. - закрепить умение детей определять позицию звука в слове. - формировать умение называть слова, начинающиеся на последний звук предыдущего слова. - развивать звуковую культуру речи. - воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. - дифференцировать звуки «Ц», «Ч». - закрепить умение детей определять последний звук в слове. - закрепить умение детей определять позицию звука в слове. 21 «Ц-С» 1 «Ц-Ч-С» 1 Звуки «Ф», «Ф’» буква Ф 1 Звук и буква «Щ» 1 «Щ-С» 1 «Щ-Ч» 2 Звук и буква «Ь», 2 «Ъ» - формировать умение называть слова, начинающиеся на последний звук предыдущего слова. - развивать звуковую культуру речи. - воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. - дифференцировать звуки «Ц», «С». - закрепить умение детей определять последний звук в слове. - закрепить умение детей определять позицию звука в слове. - формировать умение называть слова, начинающиеся на последний звук предыдущего слова. - развивать звуковую культуру речи. - воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. - дифференцировать звуки «Ц», «Ч», «С». - закрепить умение детей определять последний звук в слове. - закрепить умение детей определять позицию звука в слове. - закрепить знания детей о звуке «Ф», «Ф’». - закреплять умение определять позицию звука в слове - развивать умение разгадывать ребусы. - продолжать учить читать слоги с опорой на звуковые обозначения. - закрепить умение выкладывать слоги при помощи звуковых обозначений. – продолжать учить определять позицию звука в слове. - формировать умение изменять слова путем перестановки слогов в слове. - развивать речевое внимание и фонематический слух. - уточнить знания детей о звуке «Щ». - учить давать качественную характеристику звуку. - продолжать учить определять позицию звука в слове. - формировать умение соотносить понятия звук и буква. - продолжать учить выкладывать слова с помощью звуковых обозначений. - развивать интерес и внимание к слову. - учить давать качественную характеристику звуку. - продолжать учить определять позицию звука в слове. - закрепить знания детей о звуках «Щ» и «Ч». - продолжать учить давать качественную характеристику этим звукам. - продолжать учить изменять слова путем замены одних звуков другими. - продолжать учить соотносить понятия звук и буква. - учить давать положительную оценку ответам товарищей. - познакомить с буквами «Ь» и «Ъ» знак. - объяснить значение букв в словах. - упражнять в дифференциации гласных и согласных звуков. 22 - упражнять в звуковом анализе слов. - обобщить знания детей о гласных и согласных буквах. - уметь отличать гласные буквы от согласных. - уметь восстанавливать нарушенную последовательность звуков и слогов в структуре слова. - уметь делать звуковой анализ слогов и слов. - развивать интерес и внимание к слову. - воспитывать умение давать положительную оценку ответам товарищей. «Страна Азбука» 2 Всего 84 занятия 23 7.Оценочные материалы к программе Оценка усвоения знаний воспитанников происходит постоянно в ходе образовательной деятельности. Проверяется понимание и усвоение каждой темы, при необходимости проводится дополнительное индивидуальное занятие. Данная система работы позволяет достигнуть полного усвоения программного материала всеми воспитанниками. Мониторинг уровня освоения программы детьми старшего дошкольного возраста Даты проведения мониторинга:___________; _____________ . № Фамилия, п/ имя п ребёнка 1. Умение 2. Умение 3. Умение понимать различать делить роль звука в слово и слова на слове. предложени слоги. е, выкладыват ь схему предложени я. Н.г. К.г. Н.г. К.г. Н.г. К.г. Параметры оценки 4. Умение 5. Умение 6. Умение называть различать вычленять слова с гласные и ударение, заданным согласные определять звуком. звуки, его место в обозначать слове. их на схеме. Н.г. К.г. Н.г. К.г. Н.г. К.г. 7. Умение 8. Умение различать различать согласные согласные звуки: звуки: твёрдые и глухие и мягкие. звонкие. Н.г. К.г. Н.г. К.г. 9. Умение 10. Умение составлять читать слова из 2-х, слитно и 3-х слогов и понимать отдельных смысл букв. прочитанно го. Н.г. К.г. Н.г. К.г. 1 2 24 Мониторинг уровня освоения программы детьми подготовительной к школе группы Даты проведения мониторинга:___________; _____________ . № Фамилия, п/ имя п ребёнка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 1. Умение 2. Умение 3. Умение понимать различать делить роль звука в слово и слова на слове. предложени слоги. е, выкладыват ь схему предложени я. Н.г. К.г. Н.г. К.г. Н.г. К.г. Параметры оценки 4. Умение 5. Умение 6. Умение называть различать вычленять слова с гласные и ударение, заданным согласные определять звуком. звуки, его место в обозначать слове. их на схеме. Н.г. К.г. Н.г. К.г. Н.г. К.г. 7. Умение 8. Умение различать различать согласные согласные звуки: звуки: твёрдые и глухие и мягкие. звонкие. Н.г. К.г. Н.г. К.г. 9. Умение 10. Умение составлять читать слова из 2-х, слитно и 3-х слогов и понимать отдельных смысл букв. прочитанно го. Н.г. К.г. Н.г. К.г. Диагностические задания: 1. Задание: Найти звук, который заблудился. Синеет море перед нами, Летают майки над волнами. Как надо было сказать? (Чайки). Какой звук заблудился? ([ч]). На глазах у детворы Красят крысу маляры. Как надо было сказать? (Крышу). Какой звук заблудился? ([с]). Тает снег, бегут ручьи, На ветвях сидят врачи. Как надо было сказать? (Грачи). Какой звук заблудился? ([г]). • Ребёнок правильно справляется с заданием, сразу нашёл заблудившийся звук. • Ребёнок с правился с заданием, но не очень быстро. • Ребёнок справился с заданием с помощью воспитателя. 2. Педагог показывает картинку с изображением белки. Кто здесь нарисован? (Белка). Что ты сейчас сказал? (Слово белка). Придумай предложение со словом белка. А теперь составь предложение из слов: белка, сидеть, дерево, на, и составь схему данного предложения. • Ребёнок различает понятия "слово" и "предложение"; понимает, что в предложении содержится какая-либо мысль (У белки пушистый хвост; Белка грызёт орешки и т. д.). Правильно переставил слова в предложении. Выложил схему предложения. • Ребёнок справляется с заданием с небольшой помощью взрослого - взрослый подсказывает, что в предложении рассказывается о чём-либо. Составляет схему. • Ребёнок справляется с заданием составить предложение только по образцу воспитателя. Схему составляет после подсказки или не составляет вовсе. 3. Ребёнку предлагается подобрать слова, в которых один, два и три слога. Если ребёнок затрудняется, ему предлагаются предметные картинки. Даётся задание разложить картинки на три части. В первой - слова с одним слогом, во второй - слова с двумя слогами, в третьей - с тремя. Слова: мак, мел, стол; лампа, лужа, книга; машина, рябина, малина. • Ребёнок самостоятельно выполняет задание без опоры на наглядность или с помощью карточек, но без ошибок или исправляет их самостоятельно. • Ребёнок выполняет задание с помощью карточек, прибегая к помощи воспитателя. • Ребёнок не справляется с заданием. 4. Ребёнку даётся задание: «Давай будем называть по очереди слова, которые начинаются со звука [м], потом со звука [мь]. • Ребёнок правильно выполняет задание. • Ребёнок выполняет задание, но допускает ошибки, самостоятельно исправляя их. 26 • Справляется с заданием с помощью воспитателя. 5. Ребенку предлагается карточка с изображением розы и клеточки по числу звуков: Сколько квадратов нарисовано внизу рисунка? (Четыре). Что обозначает каждый квадрат? (Звук). Сколько звуков в этом слове? (Четыре). Какие звуки в этом слове можно долго тянуть, петь, громко кричать и при этом во рту ничего не мешает? ([о]; [а]). Как называются такие звуки? (Гласные). Квадратами какого цвета они обозначаются? (Красными квадратами). Найди место гласных звуков в слове и обозначь их квадратами. Какие звуки в этом слове нам мешают произносить зубы и язык? ([р]; [з]). Как называются звуки, которые нельзя пропеть, прокричать? (Согласные). Квадратом какого цвета обозначается согласный звук? (Серым). Найди место согласных звуков в слове и обозначь серыми квадратами. • Ребёнок самостоятельно и правильно проводит звуковой анализ слова. • Ребёнок справляется с заданием с небольшой помощью взрослого. • Ребёнок справляется с заданием при активной помощи взрослого или не справляется совсем. 6. Задание: произнеси слово игла так, чтобы я в нём услышала ударный гласный звук. Поставь фишку над ударным звуком. Затем воспитатель переставляет фишку (теперь она стоит над звуком [и]). Предлагает прочитать ребёнку слово с перенесённым ударением. Так говорят? Исправь мою ошибку - поставь нужный звук под ударение (ребёнок должен передвинуть фишку) и произнеси слово, чтобы было правильно. • Ребёнок правильно справляется с заданием без ошибок. • Ребёнок справляется с заданием с помощью проб и ошибок; при небольшой помощи воспитателя. • Ребёнок справляется с заданием при активной помощи воспитателя или не справляется совсем. 7. Вниманию ребёнка предлагается две картинки - с изображением луны и лисы. Воспитатель спрашивает: Какой первый звук в слове лиса? ([ль]). Какой первый звук в слове луна? ([л]). Какие это звуки? (Это звуки-братцы; если ребёнок забыл, то воспитатель помогает ему вспомнить этот термин). Назови большого братца ([л]). Как ещё называем большого братца? (твёрдый согласный). Квадратом какого цвета обозначаем твердый согласный звук? (синим). Назови маленького братца ([ль]). Как мы его ещё называем? (мягкий согласный). Каким квадратом его обозначаем? (зелёным). Обозначь твёрдые звуки в этих словах квадратами синего цвета, а мягкие - зелёными. Назови парные звуки этих согласных. • Ребёнок самостоятельно проводит звуковой анализ слова; если допускает ошибки, то исправляет их самостоятельно. • Ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого. • Ребёнок справляется с заданием при активной помощи взрослого или не справляется совсем. 8. Игра «Хлоп – топ» на различение звонких и глухих согласных. Услышав глухие согласные, хлопнуть себя по коленкам, услышав звонкие согласные, легко подпрыгнуть на двух ногах. Звуки: б, п, д, т, х, м, з, с. Слоги: па, ба, за, та, да. • Ребёнок правильно справляется с заданием без ошибок. • Ребёнок справляется с заданием с помощью проб и ошибок; при небольшой помощи воспитателя. • Ребёнок справляется с заданием при активной помощи воспитателя или не справляется совсем. 9. Задание: Слово рассыпалось на буквы, и получился вот такой ребус: колша (школа). Собери из букв слово, чтобы не осталось ни одной лишней буквы. Ещё ребус: манали (малина). • Ребёнок правильно справляется с заданием без ошибок. • Ребёнок справляется с заданием с помощью проб и ошибок; при небольшой помощи воспитателя. • Ребёнок справляется с заданием при активной помощи воспитателя или не справляется совсем. 10. Чтение и анализ короткого текста. Прочитай: Текст 1. Вова сел на стул. Взял кошку на руки. Стал её гладить. Кошка мурчит. Вова слушает и улыбается. Текст 2. У Саши живёт крыса. Её зовут Чуча. Она сидит в клетке. Саша берёт крысу в руки. Чуча не трусит. Она любит Сашу. Он дал ей сыр. Чуча рада. Расскажи, о чёт этот маленький рассказ. • Ребёнок читает слитно и понимает смысл прочитанного. • Ребёнок читает по слогам, пересказывает содержание текста. • Ребёнок читает по слогам, с помощью воспитателя, смысл прочитанного не понимает. Уровни освоения программы (Степень самостоятельности выполнения заданий в процентном выражении) 0% – 30% НИЗКИЙ - Ребёнок пассивен в работе со звуками. Не владеет основными качественными характеристиками звуков в слове. Не читает, либо читает по слогам при активной помощи взрослого, не понимает смысл прочитанного. 30% - 70% - СРЕДНИЙ - Ребёнку нравится выполнять задания со звуками. Ребёнок допускает ошибки в работе со звуками, но исправляет их с небольшой помощью взрослого. 70% - 100% - ВЫСОКИЙ - Ребёнок активен при выполнении заданий со звуками. Самостоятелен при выполнении заданий. Владеет средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный согласный, твёрдый - мягкий, ударный - безударный гласный, место звука в слове). Читает слитно и понимает смысл прочитанного маленького рассказа. 8.Методические материалы к программе • • • • • • • • • • Жукова Н.С. Букварь – 10 шт.; Закревская О.В. Развивайся, малыш! Сюжетные картинки по развитию речи.– 1 шт.; Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Сюжетные картинки для развития связной речи– 1 шт.; Картинки, слова, схемы. Развивающая игра для детей 5-9 лет – 1 шт.; Читаем и составляем слова. Развивающая игра – 1 шт. Фонетическое лото «Звонкий – глухой» – 1 шт. Чем отличаются слова? Развивающая игра-лото для старших дошколят– 1 шт. Разрезная магнитная азбука – 1 шт. Планшет для печатания букв – 1 шт. Рабочие тетради (на каждого обучающегося). 29