18.11.2022
Границы есть и у каждого человека, у каждой личности, поэтому они и называются личные границы. Самое простое объяснение личных границ – это то, что я могу назвать своим. К примеру, моя комната, мои вещи, мое время, мои качества и так далее.
Границы в семье – это четкий предел между тем, что
можно, а что нельзя в отношении другого человека внутри семьи. Границы
способствуют выстраиванию взаимодействия членов семьи, позволяющего чувствовать
уважение, безопасность, признание.
Границы нужны в каждой семье, даже очень заботливой и любящей. Это то, что
закладывается в ранних детско-родительских отношениях, чтобы потом влиять на
любые другие отношения на протяжении всей жизни. Можно сказать, что
выстраивание границ – это процесс эмоционального взросления и отделения от
родителей, сепарация. Если он проходит правильно и своевременно, то и взрослые
партнерские отношения у ребенка потом будут проходить по более удачному
сценарию
ДЛЯ ЧЕГО РЕБЕНКУ НУЖНЫ ГРАНИЦЫ?
Нам хочется, чтобы дети себя «хорошо вели»: выполняли наши требования,
умели контролировать свои эмоции и поступки, были ответственными. Во многом
такое поведение является результатом сформированных у ребенка границ.
Вспомните, как дети учатся ходить, с какой радостью делают первые шаги.
Одни при этом держатся за предметы или за родителей, а другие более
самостоятельны. Некоторые стараются сразу побежать, особенно если в семье есть
дети постарше, которых можно догонять. Естественно, хочется их обезопасить:
держать за руку, дать игрушку для опоры, похвалить, обнять и утешить, если они
упадут и ушибутся.
Это метафора границ ребенка на протяжении всей жизни: «хорошие» родители
поддержат его и ободрят, когда надо, то и поведут за руку, но отпустят, когда
он к этому готов.
В целом четкие границы для ребенка – это осмысленное воспитание, содействие
развитию по реалистичной и продуманной схеме, исключающей препятствия, давление
и опасность.
Благодаря границам ребенок обретает:
·
Самопознание и понимание других. Границы помогают ребенку понять,
кто я, где пределы моих возможностей, где пределы моей свободы, за которой
стоит свобода другого человека.
·
Умение управлять собой. Когда ребенок
сталкивается с правилами и ограничениями, то он приобретает способность и
развивает необходимость противостоять своим сиюминутным «хотелкам» и желаниям.
Если ребенку ничего не запрещают, то он не учится запрещать себе сам.
·
Уверенность. Знание правил делает ребенка уверенным в себе, помогает ему постичь
закономерности мира. Ребенок усваивает: потрудился – получил результат.
Обижаешь других – с тобой не хотят дружить. Так ребенок усваивает цену усилий и
цену результата, учится управлять своими силами и приобретает опыт и
уверенность: есть вещи, которые зависят от моих усилий.
·
Отношения. Ребенок усваивает, как строятся отношения: на маму
нельзя кричать, братика нельзя толкать, а если хочешь, чтобы тебе помогли,
нужно попросить.
·
Безопасность. Установление границ в отношениях с детьми и особенно последовательность
установок и поведения родителя помогает детям чувствовать себя в безопасности,
и эта внутренняя защищённость создаёт возможность стать личностью. Когда не
существует границ и запретов на поведение, дети чувствуют себя незащищёнными и
испытывают тревогу.
Но это еще не все!
·
Границы, разумеется, очень важны для родителей. Потому что когда родители
чувствуют, что у них есть здоровый авторитет и одновременно душевные отношения
с ребёнком, им не придется иметь дело с детским деспотизмом – да-да, маленькие
дети, которые получают больше власти, чем им по силам, начинают тиранить, или
«садиться на голову»!
·
Кроме этого, границы важны для родителей, потому что тогда они могут быть
уверены, что их ребенок «справится с жизнью», и сами чувствуют, что
справляются. Они чувствуют свою целостность, защищенность, достоинство,
значимость.
Как
выстроить границы с детьми?
1. Составьте список
правил поведения, которые должен соблюдать ребенок. Обсудите его с супругом,
чтобы избежать ситуации возникновения двойных стандартов. Поговорите с ребенком
объясните, что в вашей семье существуют правила, за несоблюдение которых будет следовать
наказание, и что у ребенка есть выбор соблюдать правила и пользоваться всем тем
что ему дорого приглашать друзей, играть, гулять, смотреть телевизор, или нести
ответственность за свое неблаговидное поведение и испытывать лишения.
2. Научитесь говорить нет.
Слово нет один из основных способов установления границ. Научитесь отказывать
своему ребенка. Так как не все, что желает ребенок для него хорошо и полезно.
3.Говорите ребенку о нарушении границ с помощью
техники ФВО. Первый элемент — это факты (описание конкретной ситуации) второй
высказывания (оценка данной ситуации, как ситуация повлияла на вас), третий
ожидания (конкретное и решительное определение того, что вы ждете). Пример: ФАКТОМ является
информирование ребенка о том, что «В его комнате на полу разбросана одежда».
ФАКТОМ является, следующее (подобное), обращение к ребенку: «В твоей комнате
разбросана одежда. Это уже третий раз за эту неделю». Примером выражения
ВЫСКАЗЫВАНИЯ в отношении ФАКТА являются следующие обращения к ребенку: «Мне не
нравится, что разбросана по полу одежда в твоей комнате». «Я злюсь (недоволен,
мне неприятно, меня огорчает), что твоя одежда валяется на полу». ОЖИДАНИЕ –
это конкретное требование: «я ожидаю, что ты соберешь и сложишь одежду в
течение ближайших пяти минут».
Данная техника должна применяться конкретно, без манипуляций, краткими
требованиями, без «двойного послания».
Помните о том, что самый важный пример для детей – это его родители!
Формирование границ – процесс
длительный и трудоемкий, но он того стоит!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.11.2022
Дата обновления: 18.11.2022
Дата публикации: 18.11.2022