Структура
дополнительной общеобразовательной программы-дополнительной
общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности
по обучению плаванию «Юные пловцы»
1.Содержание,
объем
дополнительной
общеобразовательной
программы-дополнительной
общеразвивающей программы физкультурно-спортивной
направленности по обучению плаванию «Юные пловцы»
2.Планируемые результаты освоения дополнительной
общеобразовательной
программы-дополнительной
общеразвивающей программы физкультурно-спортивной
направленности по обучению плаванию «Юные пловцы»
3.Организационно-педагогические условия реализации
дополнительной
общеобразовательной
программыдополнительной
общеразвивающей
программы
физкультурно-спортивной направленности по обучению
плаванию «Юные пловцы»
4.Учебный план
5.Календарный учебный график
6.Рабочая
программа
педагога
по
реализации
дополнительной
общеобразовательной
программыдополнительной
общеразвивающей
программы
физкультурно-спортивной направленности по обучению
плаванию «Юные пловцы»
7.Оценочные материалы к программе
8.Методические материалы к программе
3
5
6
9
9
10
25
26
2
1.Содержание и объем дополнительной общеобразовательной программыдополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной
направленности по обучению плаванию «Юные пловцы»
Дополнительная общеобразовательная программа-дополнительная общеразвивающая
программа физкультурно-спортивной направленности по обучению плаванию (далее программа) составлена для детей 4-7 лет на основе программы «Обучения детей
плаванию в детском саду» Е.К. Вороновой.
Программа имеет физкультурно – спортивную направленность.
Срок реализации программы: 3 года.
Влияние плавания на организм ребенка необычайно благотворно и разнообразно.
Оно помогает стать здоровым, сильным, ловким, выносливым, смелым. От всех
физических упражнений плавание отличается двумя присущими только ему
особенностями: тело человека при плавании находится в особой среде – воде, а движения
выполняются в горизонтальном положении. Все это оказывает оздоровительное
действие на организм ребенка, волны оказывают своеобразный массажный эффект.
Разработка программы является актуальным направлением развития
Образовательной организации и основывается на следующих нормативных документах:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
2.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи";
3.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года N
678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
4.Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва «Об
утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей,
специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей
работников образования»;
5.Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г. №
652н «Профессиональный стандарт. Педагог дополнительного образования детей и
взрослых»;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации №629 от 27.07.2022
года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
7.Устав и локальные нормативные, распорядительные акты Березовского
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад
№ 39 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по
физическому развитию воспитанников».
Цель
программы:
формирование
всесторонней
удовлетворенности
образовательных потребностей детей в физическом совершенствовании.
Основные Задачи:
1. удовлетворять индивидуальные потребности детей дошкольного возраста в
занятиях физической культурой и спортом;
2. формировать культуру здорового и безопасного образа жизни, укреплять
здоровье детей дошкольного возраста;
3. выявлять, развивать и поддерживать талантливых обучающихся, а также лиц,
проявивших выдающиеся способности;
4. создавать и обеспечивать необходимые условия для личностного развития,
укрепления здоровья.
Отличительные особенности программы:
3
Каждый человек должен уметь плавать. И чем раньше он научиться, тем лучше.
Купание, игры в воде, плавание благоприятны для всестороннего физического развития
ребенка. Работоспособность мышц у детей дошкольного возраста невелика, они
довольно быстро утомляются при статических нагрузках. Детям более свойственна
динамика. Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных мышц, что
увеличивает их работоспособность и силу. Мышечная система ребенка дошкольного
возраста развита еще довольно слабо. Кроме того, мышцы детей отличаются от мышц
взрослого человека по своему строению, составу и функциям. Мышечные пучки
сформированы плохо. Мышцы ребенка сокращаются медленнее мышц взрослого, а сами
сокращения происходят через меньшие промежутки времени. Поскольку мышцы
ребенка более эластичны, при сокращении они более укорачиваются, а при растяжении
больше удлиняются. Этими особенностями мышечной системы объясняется, почему
дети быстро утомляются, но их физическое утомление быстро проходит. Поэтому для
ребенка нежелательны длительные мышечные напряжения и однообразные статические
нагрузки. Плавание является адекватной для детского организма физической нагрузкой,
поскольку в цикле плавательных движений напряжение и расслабление мышечных
групп последовательно чередуются. Занятия плаванием благотворно влияют на
важнейшие системы жизнеобеспечения ребенка.
В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на еще не
окрепший и податливый детский позвоночник, который в этом случае правильно
формируется, вырабатывается хорошая осанка. В то же время активное движение ног в
воде в безопорном положении укрепляет стопы ребенка и предупреждает развитие
плоскостопия.
Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов
кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц,
необходимости преодолевать сопротивление воды. Улучшается сердечная деятельность,
подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких.
Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского
организма:
совершенствуется
механизм
терморегуляции,
повышаются
иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней
среды. Укрепляется также нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит,
повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается
выносливость.
Одновременно с обучением плаванию детям прививаются умения и навыки
самообслуживания, что очень важно для их всестороннего развития.
Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на
формирование его личности. Не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и
радость, некоторые боятся входить в воду, бояться глубины. Психологами установлено,
что главная опасность на воде – не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины.
Именно поэтому первые шаги обучения плаванию направлены на то, чтобы помочь
ребенку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство. Занятия плаванием
развивают такие черты личности, как целеустремленность, настойчивость,
самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в
коллективе, проявлять самостоятельность.
В программе по обучению плаванию сформулированы педагогические условия,
необходимые для эффективного физического развития детей дошкольного возраста, а
именно:
1. формирование умения владеть своим телом в непривычной среде в активной
деятельности детей;
2. создание развивающей среды для занятий плаванием;
3. ознакомление детей с основными видами и способами плавания.
4
Приобщение ребенка к здоровому образу жизни и формирование интереса к
физической культуре и спорту являет собой целую систему его индивидуальных,
избирательных связей между совершаемым действием и состоянием организма,
самочувствием. Интерес ребенка к физической культуре и спорту включает в себя
посильное стремление к занятиям физической культурой, эмоциональное отношение к
занятиям плаванием, оценке состояния своего здоровья, красоты, грациозности,
выразительности движений. Физический компонент оказывает существенное влияние на
установление ведущих звеньев структуры личности в целом.
Для более четкой ориентировки важно построить модель отношения детей к
физической культуре, которая в лаконичной (схематичной) форме отразит комплекс
взаимосвязанных компонентов физического развития ребенка. Такая модель поможет
распознать и формировать процесс физического развития детей с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей.
Методы физического воспитания:
• использования наглядных пособий, имитаций, зрительные ориентиры, звуковые
сигналы, помощь;
• игра;
• метод разнообразной физической практики;
• метод создания двигательных упражнений, пробуждающих интерес к физической
культуре.
Интеграция разных видов двигательной деятельности детей на основе принципа
взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий
обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития физических
способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными
возможностями.
2. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной
программы-дополнительной общеразвивающей программы физкультурноспортивной направленности по обучению плаванию «Юные пловцы»
К концу первого года обучения дети умеют:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Погружать лицо и голову в воду.
Ходить вперед и назад (вперед спиной) в воде глубиной до бедер или до груди с
помощью рук.
Бегать вперед и назад (игра «Догони меня», «Бегом за мячом»).
Выполнять упражнение «Крокодильчик» с работой ног.
Выполнять вдох над водой и выдох в воду.
Пытаться выполнять выдох с погружением в воду.
Прыгать по бассейну с продвижением вперед.
Выпрыгивать вверх из приседа в воде глубиной до бедер или до груди.
Пытаться лежать на воде вытянувшись в положении на груди и на спине.
Пытаться скользить по поверхности воды.
К концу второго года обучения дети умеют:
•
•
•
•
•
Погружать лицо и голову в воду, открывать глаза в воде.
Бегать парами.
Пытаться проплывать тоннель, подныривать под гимнастическую палку.
Делать попытку доставать предметы со дна.
Выполнять вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.
5
•
•
•
•
•
Выполнять упражнение на дыхание «Ветерок».
Выполнять серию прыжков продвижением вперед, простейший прыжок ногами
вперед.
Выпрыгивать вверх из приседа в воде глубиной до бедер или до груди.
Скользить на груди, выполнять упражнения в паре «На буксире».
Выполнять упражнения «Звездочка», «Медуза».
К концу третьего года обучения дети умеют:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Погружать лицо и голову в воду, открывать глаза в воде.
Бегать парами.
Нырять в обруч, проплывать тоннель, подныривать под гимнастическую палку.
Доставать предметы со дна, выполнять игровое упражнение «Ловец».
Выполнять вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.
Выполнять серии выдохов в воду, упражнение на задержку дыхания «Кто
дольше».
Выполнять прыжок ногами вперед, пытаться соскакивать в воду головой вперед.
Скользить на груди с работой ног, с работой рук.
Пытаться скользить на спине, лежать с плавательной доской.
Продвигаться с плавательной доской с работой ног на груди.
Выполнять упражнения «Звездочка» на груди, на спине.
Выполнять упражнение «Поплавок».
3. Организационно-педагогические условия реализации дополнительной
общеобразовательной программы-дополнительной общеразвивающей программы
физкультурно-спортивной направленности по обучению плаванию
«Юные пловцы»
Программа является инструментом целевого развития индивидуальных
способностей детей в физической деятельности. Занятия по дополнительному
образованию проводятся в специально оборудованном бассейне. Рабочее место педагога
оснащено современными техническими средствами обучения. Предметно-развивающая
среда в бассейне соответствует интересам и потребностям детей, целям и задачам
Программы, а также способствует трансформации знаний, умений в опыт.
Педагогические условия для реализации программы:
• создание физическо-развивающей среды в детском саду (бассейн);
• в бассейне имеется весь необходимый инвентарь: плавательные доски, поплавки,
резиновые ласты, длинный шест (2-2,5м) для поддержки и страховки, обручи,
мячи и др.:
• для успешной реализации программы предусматривается взаимодействие с
родителями и педагогами;
• проводятся следующие формы работы: беседы, консультации, мастер-классы,
анкетирование, соревнования, показательные выступления и др.
Разнообразие используемых форм работы формирует у взрослых определенные
представления и практические умения в продуктивной деятельности и в оказании
помощи детям в освоении программы.
Методы и приемы обучения:
✓ Показ физических упражнений;
✓ Средства наглядности;
6
✓ Разучивание упражнений;
✓ Исправление ошибок;
✓ Подвижные игры на суше и воде;
✓ Имитация упражнений;
✓ Оценка (самооценка) двигательных действий;
✓ Индивидуальная страховка и помощь;
✓ Межличностные отношения между инструктором и ребенком;
✓ Круговая тренировка;
✓ Игры на внимание и память;
✓ Соревновательный эффект;
✓ Контрольные задания.
Для поддержания интереса детей к плаванию рекомендуется использовать игрыэстафеты, подвижные игры, контрастные задания.
Структура занятия:
Вступительная часть включает организационный момент, беседу по технике
безопасности, сообщение целей и задач занятия, общеразвивающие упражнения на суше
или в воде, игры, направленные на развитие внимания и памяти, контрастные задания.
Этап повторения предполагает повторение и закрепление ранее изученных движений и
упражнений.
Теоретическая часть представляет собой беседу, сообщение новой темы и объяснения
задания.
Практическая часть включает специальные и подготовительные упражнения для
обучения плаванию.
Заключительная часть включает игры и упражнения на развитие внимания и памяти,
общую оценку всего занятия детьми и педагогом, подведение итогов.
Описание материально – технического обеспечения дополнительной
общеобразовательной программы-дополнительной общеразвивающей программы
физкультурно-спортивной направленности по обучению плаванию «Юные
пловцы»
Оборудование:
➢ калабашка для плавания – 5 шт.
➢ Ласты резиновые для плавания – 7 пар.
➢ Мяч рязиновые – 7 шт.
➢ Обруч детский – 20 шт.
➢ Круги для плавания – 8 шт.
➢ Дорожки массажные – 4 шт
➢ Палка гимнастическая - 19 шт.
➢ Надувные фигуры – 4 шт.
➢ Комплект тонущих игрушек – 1 шт.
➢ Кольцеброс – 1 шт.
➢ Доски для плавания – 20 шт.
➢ Дорожка разделительная – 1 шт.
➢ Игрушки пластмассовые – 30 шт.
➢ Шарики пластиковые – 112.
➢ Шайбы – 11.
➢ Теннисные шарики – 10 шт.
➢ Ведерки – 4 шт.
➢ Лейки – 2 шт.
➢ Корабли большие – 4 шт.
7
➢ Корабли малые – 2 шт.
➢ Съемный груз для придания обручу вертик. Положения – 4 шт.
➢ Игрушка тонущая.
➢ Игрушка плавающая.
➢ Халахуп – 3 шт.
➢ Гантели поролоновые – 9 шт.
➢ Сачки – 5 шт.
➢ Весла – 2 шт.
➢ Нудлы – 8 шт.
➢ Тренажер ножной массажный – 3 шт.
➢ Скамья на металлокаркасе – 9 шт.
➢ Стол письменный – 1 шт.
➢ Скамья на металлокаркасе – 2 шт.
➢ Стул Стандарт – 3 шт.
➢ Шест – 2-2,5 метра – 1 шт.
Технические средства обучения:
➢ Облучатель рецекулярный передвижной Дезар -7 – 1 шт.
➢ Электросушилка для рук – 2 шт.
➢ Пылесос – 1 шт.
➢ Музыкальный центр Филлипс – 1 шт.
➢ Фен настенный – 1 шт.
➢ Ноутбук – 1 шт.
Санитарно-гигиенические условия проведения образовательной деятельности по
плаванию включают следующее:
•
•
•
•
•
•
освещенные и проветриваемые помещения;
ежедневная смена воды;
текущая и генеральная дезинфекция помещений и инвентаря;
дезинфекция ванны при каждом спуске воды;
анализ качества воды и дезинфекции помещений и оборудования контролируется
санэпидстанцией.
Санитарные нормы температурного режима в бассейне, параметры набора воды в
каждой возрастной группе
Возрастная группа
Температура
воды (0С)
Температура
воздуха (0С)
Глубина
бассейна (м)
Средний возраст (4-5 лет)
30 ºС-32ºС
33ºС
до 0,6м
Старший возраст (5-7 лет)
30 ºС-32ºС
33ºС
до 0,6м
4.Учебный план
Формы работы: групповая (12-15 человек) совместная образовательная деятельность:
индивидуальная самостоятельная деятельность.
Режим образовательной деятельности: 2 раза в неделю, во второй половине дня.
Продолжительность занятий:
8
Первый год обучения, дети 4-5 года – 20 минут;
Второй год обучения, дети 5-6 лет – 25 минут;
Третий год обучения, дети 6-7 лет – 30 минут;
Общее количество занятий в год:
1. Первый год обучения, дети 4-5 лет – 72 занятий;
2. Второй год обучения, дети 5-6 лет - 72 занятий;
3. Третий год обучения, дети 6-7 лет – 72 занятий;
5.Календарный учебный график
Начало учебного года
3 апреля 2025 год
Окончание учебного года
31 августа 2025 года
Продолжительность учебного года
15 учебных недель
Продолжительность учебной недели
5 дней
Нерабочие праздничные дни
1, 2, 8, 9 мая
12-13 июня
Педагогический мониторинг
4 недели
9
6. Рабочая программа педагога по реализации дополнительной общеобразовательной программы-дополнительной общеразвивающей
программы физкультурно-спортивной направленности по обучению плаванию «Юные пловцы»
Средний дошкольный возраст (дети 4-5 лет)
Количество занятий: 2 занятия в неделю
Продолжительность занятия: 20 минут.
№ занятия
Название темы
Задачи
Методические приёмы реализации задач
1
Правила
поведения в
бассейне.
Соблюдение
личной гигиены.
Смелые ребята
Научить детей правильно вести себя в
бассейне, соблюдать технику
безопасности. Научить детей правильно
пользоваться мылом и мочалкой, насухо
вытираться полотенцем.
Учить детей бегать с высоким
подниманием бедра, держа руки на
поверхности воды. Совершенствовать
движения руками вправо-влево,
образовывая волны. Закреплять умение
погружаться в воду до подбородка.
Развивать смелость.
Учить бегать, высоко поднимая колени,
помогая гребковыми движениями рук.
Учить выпрыгивать из воды как можно
выше, а приземляться как можно ниже.
Воспитывать дисциплинированность.
Рассказ инструктора. Показ плакатов по
технике безопасности. Объяснение и
рассказ о правилах личной гигиены
2-4
5-7
Лодочка с
веслами
8-10
Крокодильчики
Учить детей ходить на руках по дну
бассейна вперед и назад. Воспитывать
ловкость, смелость.
11-13
Волны на море
Учить детей делать движения руками
вправо -влево, образовывая волны.
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Ходьба с наклоном
туловища вперед. бег парами «Лошадки».
Упражнения «Птички моют носики»,
«Ходьба по тоннелю». Игры «Поймай
мяч», «Пузырики». Свободное плавание,
выход из воды.
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Ходьба приставным
шагом, бег с работой рук, пускание
пузырей в воду, прыжки на двух ногах с
продвижением вперед, упр. «Остудим
чай», игра «Солнышко и дождик».
Свободное плавание, выход из воды.
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Ходьба «Цапли», бег
парами «Лошадки», ходьба
«Крокодильчики» вперед и назад, игра
«Солнышко и дождик». Выход из воды.
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Ходьба с наклоном
Кол-во
занятий
1
Кол-во
минут
20
3
60
3
60
3
60
3
60
10
Продолжать учить погружаться в воду,
выпрыгнув из воды как можно выше и
опустившись как можно ниже.
Воспитывать уверенность.
14-15
Веселые пузыри
16-18
Открой глаза в
воде
19-20
Дружные ребята
21-23
Неразлучные
друзья
24-25
Ровные спинки
26-27
Пройди в обруч
туловища вперед, упражнения «Волны на
море», бег «Кто быстрее», вдох - выдох в
воду 4 -5 раз, прыжки «Кто выше, кто
ниже», прыжки с поворотом «Волчок»,
игра «Поймай мяч».
Продолжать учить погружаться в воду с
Разминка на суше. Построение и
головой, открывать глаза в воде. Учить
объяснение задачи. Ходьба приставным
доставать со дна игрушки. Упражнять в
шагом, бег с работой рук, опускание лица
правильном вдохе и выдохе. Использовать в воду и пускание пузырей, прыжки на
разновидности ходьбы, бега, прыжков.
двух ногах с продвижением вперед,
упражнение «Остудим чай», игра «Кто
достанет игрушку со дна». Свободное
плавание, выход из воды.
Учить детей сочетать более сильные
Разминка на суше. Построение и
движения со слабыми, упражнять в
объяснение задачи. Игровые упражнения:
погружении в воду с открытыми глазами
«На прогулке», «Пошел слабый, сильный
(видеть товарища в воде). Воспитывать
дождик». Игра «Спрячемся от дождя»,
смелость.
«Посмотри на товарища». Свободное
плавание, выход из воды.
Продолжать учить детей выполнять
Разминка на суше. Построение и
погружение в воду с головой в парах.
объяснение задачи. Ходьба правым Закреплять умение делать выдох в воду.
левым боком, взявшись за руки. Упр.
Воспитывать организованность.
«Лошадки», погружение в воду с головой
в парах. Упр. на дыхание «Дружные
ребята», игра «Покажи пятки».
Закреплять умение делать правильный
Разминка на суше. Построение и
выдох в воду, узнавать игрушки,
объяснение задачи. Упр. вдох -выдох,
показанные под водой. Учить открывать
ходьба правым -левым боком. Стоя в
глаза в воде, не бояться брызг и не
парах, поочередно погружаться в воду с
вытирать лицо руками.
выдохом. Игра «Коробочка».
Учить, держась за игрушку, вытянуть тело, Разминка на суше. Построение и
лечь на воду, упражнять в погружении.
объяснение задачи. Ходьба по бассейну,
Воспитывать организованность
загребая воду руками, упр. вдох -выдох,
прыжки с погружением в воду.
Свободное плавание, выход из воды.
Продолжать учить детей погружаться в
Разминка на суше. Построение и
воду, задерживать дыхание, пробыть 2 - 3
объяснение задачи. Игровое упр.
2
40
3
60
2
40
3
60
2
40
2
40
11
28-29
Задержи дыхание
30-31
Смелый водолаз
32-33
Достань игрушку
34-36
Медуза
37-39
Ровная стрела
40-42
Насос
43-45
Стройные спинки
секунды под водой. Упражнять в
правильном дыхании. Воспитывать
смелость.
Продолжать учить задерживать дыхание
на 4 -5 секунд, двигаясь в туннеле,
упражнять в выполнении движений в
ускоренном темпе, развивать силу мышц.
«Лягушата», упр. вдох - выдох 4 -5 раз,
упр. «Пройди в обруч». Упр. на дыхание
«Чья лодочка быстрее приплывет».
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Ходьба в положении
полуприсед, бег «Кто быстрее», упр. вдох
-выдох, ходьба через обруч, катание на
досках, на кругах.
Учить детей выполнять упражнения,
Разминка на суше. Построение и
двигаясь спиной вперед, выполнять упр. на объяснение задачи. Ходьба, загребая воду
погружение, стоя в круге. Воспитывать
руками, бег «Кто быстрее», вдох -выдох в
уверенность
воду 4 -5 раз. Упр. «Водолазы»,
«Поплавок».
Продолжать учить детей открывать в воде Разминка на суше. Построение и
глаза и доставать нужный предмет.
объяснение задачи. Ходьба в положении
полуприсед. Игра «Достань клад», бег,
загребая воду руками, вдох -выдох в
воду, игра «Часы»
Учить детей ложиться на воду после
Разминка на суше. Построение и
«поплавка». Упражнять в умении
объяснение задачи. Ходьба приставным
согласовывать свои движения с
шагом, упражнение «Поплавок» с
движениями товарища. Воспитывать
переходом в «Медузу», бег держась за
смелость, ловкость
доску, упр. на дыхание «Насос», игра
«Невод».
Учить детей с помощью игрушек ложиться Разминка на суше. Построение и
на воду. Учить садиться на дно без опоры. объяснение задачи. Присесть не отрывая
Воспитывать смелость.
ноги от дна 4 -5 раз. Упр. «Кто дальше
проскользит», игра «Карусель»
Продолжать учить детей ложиться,
Разминка на суше. Построение и
опуская лицо в воду, тренировать в
объяснение задачи. Прыжки на двух
выполнении упражнений на дыхание.
ногах с продвижением вперед, упр.
«Насос», вдох -выдох в воду. Игры: «Кто
найдет клад», «Кто быстрее к флажку»
Продолжать учить ложиться на воду,
Разминка на суше. Построение и
отрабатывать выдох под водой.
объяснение задачи. Бег, загребая воду
Воспитывать организованность.
руками, упр. вдох - выдох в воду, упр.
«Кто дальше проскользит» с доской,
2
40
2
40
2
40
3
60
3
60
3
60
3
60
12
46-49
Юные моряки
Учить принимать правильное исходное
положение головы и туловища, прежде,
чем лечь на спину. Воспитывать смелость.
50-53
Работаем ногами
в стиле кроль
Разучить движение ногами как при
плавании «кролем». Продолжать учить
скользить на груди. Воспитывать
уверенность в своих силах.
54-57
Лучшие стрелы
Продолжать учить детей активно работать
ногами, как при плавании стилем кроль.
продолжать учить скользить на груди.
Воспитывать уверенность в своих силах.
58-61
Сильные ноги
Учить детей скользить на спине, груди.
Отрабатывать движения ногами. Развивать
силу мышц.
62-65
Быстрые торпеды
66-69
Игровое
Продолжать учить детей правильно
работать ногами как при плавании стилем
кроль. Скользить на груди, на спине.
Воспитывать интерес к занятиям, желание
научиться плавать
Закреплять умение задерживать дыхание.
Выполнять упражнения. Прилагая усилия
и чувствуя сопротивление воды. Развивать
силу.
скольжение без доски. Игры: «Морские
звезды», «Лягушата».
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Вдох -выдох в воду,
бег парами «Лошадки». Упр. «Медуза»,
«Кто дальше». Работа руками стоя у
бортика. Игры: «Стрела», «Покажи
пятки».
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Бег, загребая вод
руками, упражнения «Стрела», «Медуза»,
работать ногами лежа на груди у бортика,
упр. «Водолазы».
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Бег. загребая воду
руками, прыжки на двух ногах с
продвижением вперед, упр. на дыхание
«Пускаем пузыри», работать ногами лежа
на груди у бортика, упр. «Стрела», игра
«Гидросамолет»
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Работать ногами,
держась руками за бортик. Прыжки с
погружением в воду. Упр. «Стрела».
Скольжение на спине
задачи. Ходьба, бег, прыжки с
гребковыми движениями рук.
Упражнения «Стрела», «Медуза»,
«Поплавок». Работа ногами лежа на
груди у бортика. Игра «Невод».
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Вход в воду
прыжком. Хождение по дну парами
левым-правым боком. Прыжки «Кто
выше, ниже». Задержка дыхания под
водой. Упражнения «Поплавок»,
«Медуза», «Стрела».
4
80
4
80
4
80
4
80
4
80
4
80
13
70-72
Волны на море
Закреплять умение детей делать движения
руками вправо -влево, образовывая волны.
Закрепить умение погружаться в воду,
выпрыгнув из воды как можно выше и
опустившись как можно ниже.
Воспитывать уверенность.
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Ходьба с наклоном
туловища вперед, упражнения «Волны на
море», бег «Кто быстрее», вдох - выдох в
воду 4 -5 раз, прыжки «Кто выше, кто
ниже», прыжки с поворотом «Волчок»,
игра «Поймай мяч».
Итого:
Старший дошкольного возраст (дети 5-6 лет)
Количество занятий: 2 занятия в неделю
Продолжительность занятия: 25 минут.
№
Название темы
Задачи
Методические приёмы реализации
занятия
задач
1
Правила
Напомнить правила поведения в бассейне,
Рассказ инструктора. Показ плакатов по
поведения в
соблюдать технику безопасности.
технике безопасности. Объяснение и
бассейне.
Соблюдение личной гигиены.
рассказ о правилах личной гигиены
2-3
Весёлая акватория Упражнять детей в ходьбе по дну бассейна Разминка на суше. Мытье под душем.
друг за другом и по кругу, держась и не Построение и объяснение задачи. Ходьба
держась за руки. Воспитывать выдержку. в различных напр. Упр. «Остудите чай».
Учить раздеваться и правильно складывать Прыжки «Кто выше». Игра «Ладушки».
одежду
Свободное плавание. Выход из воды.
4-5
Диагностика
Выявить уровень плавательных умений и Построение и объяснение задачи.
плавательных
навыков детей
Контрольные нормативы по методике
умений и навыков
Казаковцевой Т.С.
детей
6-7
Ласковая водичка Продолжать учить детей самостоятельный Разминка на суше. Мытье под душем.
входить в воду. Ходить, спрятав руки за Построение и объяснение задачи. Упр-ия:
спину. Воспитывать смелость. Продолжать «Лошадки», «Остудите чай». Игра
учить быстро и аккуратно одеваться и «Волны на море». Свободное плавание,
раздеваться
выход из воды.
8-9
Юные пловцы
Продолжать учить детей входить в воду, Разминка на суше. Построение и
окунаться приседая. Ходить на носках. объяснение задачи. Бег «Кто быстрее».
Воспитывать выдержку.
Ходьба на носках «Цапля». Игра
«Пузырики». Свободное плавание. Выход
из воды.
3
60
72
Кол-во
занятий
1
Кол-во
минут
25
2
50
2
50
2
50
2
50
14
10-11
Водолазы
Продолжать учить детей вбегать в воду,
окунаться. Ходить в полуприседе, помогая
гребковыми движениями рук. Ходить,
наклонив туловище вперёд. Воспитывать
смелость. Выдержку, любовь к воде,
желание заниматься
Учить
детей
бегать
с
высоким
подниманием бедра, держа руки на
поверхности воды. Совершенствовать
движения
руками
вправо-влево,
образовывая волны. Закреплять умение
погружаться в воду до подбородка.
Развивать
смелость.
Учить
быстро
готовиться к занятию
Учить бегать высоко поднимая колени,
помогая гребковыми движениями рук.
Учить выпрыгивать из воды как можно
выше, а приземляться как можно ниже.
Воспитывать дисциплинированность.
Разминка на суше. Построение и 2
объяснение
задачи.
Ходьба
в
полуприседе, бег парами, погружение в
воду с выдохом, ходьба на носках
«Цапля», игра «Переправа», свободное
плавание, выход из воды.
Разминка на суше. Построение и 2
объяснение задачи. Ходьба с наклоном
туловища вперед. Бег парами «Лошадки».
Упр «Птички моют носики», «Ходьба по
тоннелю».
Игры
«Поймай
мяч»,
«Пузырики». Свободное плавание, выход
из воды.
50
12-13
Смелые ребята
14-15
Лодочка с
вёслами
2
50
Крокодильчики
Учить детей ходить на руках по дну
бассейна вперед и назад. Воспитывать
ловкость, смелость.
2
50
18-19
Волны на море
Учить детей делать движения руками
вправо –влево, образовывая волны.
Продолжать учить погружаться в воду,
выпрыгнув из воды как можно выше и
опустившись
как
можно
ниже.
Воспитывать уверенность.
2
50
20-21
Весёлые пузыри
Продолжать учить погружаться в воду с
головой, открывать глаза в воде. Учить
доставать со дна игрушки. Упражнять в
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Ходьба приставным
шагом, бег с работой рук, пускание
пузырей в воду, прыжки на двух ногах с
продвижением вперед, упр. «Остудим
чай», игра «Солнышко и дождик».
Свободное плавание, выход из воды.
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Ходьба «Цапли», бег
парами
«Лошадки»,
ходьба
«Крокодильчики» вперед и назад, игра
«Солнышко и дождик». Выход из воды.
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Ходьба с наклоном
туловища вперед, упр. «Волны на море»,
бег «Кто быстрее», вдох – выдох в воду 4
-5 раз, прыжки «Кто выше, кто ниже»,
прыжки с поворотом «Волчок», игра
«Поймай мяч».
Разминка на суше. Построение и
объяснение
задачи.
Ходьба
приставнымшагом, бег с работой рук,
опускание лица в воду и пускание
16-17
2
50
50
15
22-23
Открой глаза в
воде
24-25
Поплавок
26-28
Дружные ребята
29-31
Неразлучные
друзья
32-33
Ровные спинки
34-35
Пройди в обруч
правильном вдохе и выдохе. Использовать пузырей, прыжки на двух ногах с
разновидности ходьбы, бега, прыжков.
продвижением вперед, упр. «Остудим
чай», игра «Кто достанет игрушку со дна».
Свободное плавание, выход из воды.
Учить детей сочетать более сильные Разминка на суше. Построение и
движения со слабыми, упражнять в объяснение задачи. Игр.упр–ия: «На
погружении в воду с открытыми глазами прогулке», «Пошел слабый, сильный
(видеть товарища в воде). Воспитывать дождик». Игра «Спрячемся от дождя»,
смелость.
«Посмотри на товарища». Свободное
плавание, выход из воды.
Приучать детей не бояться брызг, не Разминка на суше. Построение и
вытирать лицо руками. Учить размешивать объяснение задачи. Ходьба приставным
воду носом. Выполнять упр. «Поплавок», шагом, бег «Кто быстрее». Упражнения
знакомить с правильным выдохом. «Моем носики», вдох – выдох 4 -5 раз.
Воспитывать смелость.
Игра «Весёлые лягушата». Упражнение
«Поплавок».
Продолжать учить детей выполнять Разминка на суше. Построение и
погружение в воду с головой в парах. объяснение задачи. Ходьба правым –
Закреплять умение делать выдох в воду. левым боком, взявшись за руки. Упр.
Воспитывать организованность.
«Лошадки», погружение в воду с головой
в парах. Упр. На дыхание «Дружные
ребята», игра «Покажи пятки».
Закреплять умение делать правильный Разминка на суше. Построение и
выдох в воду, узнавать игрушки, объяснение задачи. Упр. Вдох–выдох,
показанные под водой. Учить открывать ходьба правым–левым боком. Стоя в
глаза в воде, не бояться брызг и не вытирать парах, поочередно погружаться в воду с
лицо руками.
выдохом. Игра «Коробочка».
Учить, держась за игрушку, вытянуть тело, Разминка на суше. Построение и
лечь на воду, упражнять в погружении. объяснение задачи. Ходьба по бассейну,
Воспитывать организованность
загребая воду руками, упр. Вдох –выдох,
прыжки с погружением в воду. Свободное
плавание, выход из воды.
Продолжать учить детей погружаться в Разминка на суше. Построение и
воду, задерживать дыхание, пробыть 2 – 3 объяснение
задачи.
Игровое
упр.
секунды под водой. Упражнять в «Лягушата», упр. Вдох – выдох 4 -5 раз,
правильном
дыхании.
Воспитывать упр. «Пройди в обруч». Упр. На дыхание
смелость.
«Чья лодочка быстрее приплывёт».
2
50
2
50
3
75
3
75
2
50
2
50
16
36-37
Задержи дыхание
Продолжать учить задерживать дыхание на
4 -5 секунд, двигаясь в туннеле, упражнять
в выполнении движений в ускоренном
темпе, развивать силу мышц.
38-39
Смелый водолаз
Учить детей выполнять упражнения,
двигаясь спиной вперед, выполнять упр. На
погружение, стоя в круге. Воспитывать
уверенность
40-41
Достань игрушку
Продолжать учить детей открывать в воде
глаза и доставать нужный предмет.
Воспитывать интерес к занятиям
42-44
Медуза
45-47
Ровная стрела
Учить детей ложиться на воду после
«поплавка».
Упражнять
в
умении
согласовывать
свои
движения
с
движениями
товарища.
Воспитывать
смелость, ловкость
Учить детей с помощью игрушек ложиться
на воду. Учить садиться на дно без опоры.
Воспитывать смелость.
48-49
Насос
Продолжать учить детей ложиться, опуская
лицо в воду, тренировать в выполнении
упражнений на дыхание.
50-51
Стройные спинки
Продолжать учить ложиться на воду,
отрабатывать
выдох
под
водой.
Воспитывать организованность.
Разминка на суше. Построение и
объяснение
задачи.
Ходьба
в
полуприседе, бег «Кто быстрее», упр.
Вдох –выдох, ходьба через обруч, катание
на досках, на кругах.
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Ходьба, загребая воду
руками, бег «Кто быстрее», вдох –выдох в
воду 4 -5 раз. Упр. «Водолазы»,
«Поплавок».
Разминка на суше. Построение и
объяснение
задачи.
Ходьба
в
полуприседе. Игра «Достань клад», бег,
загребая воду руками, вдох –выдох в воду,
игра «Часы»
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Ходьба приставным
шагом, упр. «Поплавок» с переходом в
«Медузу», бег держась за доску, упр. На
дыхание «Насос», игра «Невод».
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Присесть не отрывая
ноги от дна 4 -5 раз. Упр. «Кто дальше
проскользит», игра «Карусель»
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Прыжки на двух ногах
с продвижением вперед, упр. «Насос»,
вдох –выдох в воду. Игры: «Кто найдет
клад», «Кто быстрее к флажку»
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Бег, загребая воду
руками, упр. Вдох – выдох в воду, упр.
«Кто дальше проскользит» с доской,
скольжение без доски. Игры: «Морские
звезды», «Лягушата».
2
50
2
50
2
50
3
75
3
75
2
60
2
60
17
52-53
54-56
57-58
59-60
61-62
63-65
66-67
Юные моряки
Учить принимать правильное исходное Разминка на суше. Построение и
положение головы и туловища, прежде, чем объяснение задачи. Вдох –выдох в воду,
лечь на спину. Воспитывать смелость.
бег парами «Лошадки». Упр. «Медуза»,
«Кто дальше». Работа руками стоя у
бортика. Игры: «Стрела», «Покажи
пятки».
Работаем ногами Разучить движение ногами как при Разминка на суше. Построение и
в стиле кроль
плавании «кролем». Продолжать учить объяснение задачи. Бег, загребая вод
скользить
на
груди.
Воспитывать руками, упр-ия «Стрела», «Медуза»,
уверенность в своих силах.
работать ногами лежа на груди у бортика,
упр. «Водолазы».
Лучшие стрелы
Продолжать учить детей активно работать Разминка на суше. Построение и
ногами, как при плавании стилем кроль, объяснение задачи. Бег, загребая воду
продолжать учить скользить на груди. руками, прыжки на двух ногах с
Воспитывать уверенность в своих силах.
продвижением вперед, упр. На дыхание
«Пускаем пузыри», работать ногами лежа
на груди у бортика, упр. «Стрела», игра
«Гидросамолет»
Сильные ноги
Учить детей скользить на спине, груди. Разминка на суше. Построение и
Отрабатывать движения ногами. Развивать объяснение задачи. Работать ногами,
силу мышц.
держась руками за бортик. Прыжки с
погружением в воду. Упр. «Стрела».
Скольжение на спине
Живые фигуры
Продолжать учить детей скользить на Разминка на суше. Построение и
груди и на спине. Упражнять в работе ног
объяснение задачи. Упр. «Медуза». Упр.
«Стрела» на груди и на спине. Игра
«Водолазы». Игры с игрушками.
Быстрые торпеды Продолжать учить детей правильно задачи.
Ходьба,
бег,
прыжки
с
работать ногами как при плавании стилем гребковыми движениями рук. Упр-ия
кроль, скользить на груди, на спине. «Стрела», «Медуза», «Поплавок». Работа
Воспитывать интерес к занятиям, желание ногами лежа на груди у бортика. Игра
научиться плавать
«Невод».
Диагностика
Выявить уровень плавательных навыков и Построение и объяснение задачи.
плавательных
умений детей
Контрольные нормативы по методике
навыков и умений
Казаковцевой Т.С.
детей
2
60
3
75
2
60
2
60
2
60
3
75
2
60
18
68-69
Игровое
70-72
Игровое
Закреплять полученные навыки, упражнять Разминка на суше. Построение и 2
в четком и согласованном выполнении объяснение задачи. Вход в воду прыжком,
упражнений
ходьба по дну парами, прыжки «Кто
выше» 10 раз, задержка дыхания под
водой. Игры: «Футбол», «Волны на море».
Закреплять умение задерживать дыхание. Разминка на суше. Построение и 3
Выполнять упражнения. Прилагая усилия и объяснение задачи. Вход в воду прыжком.
чувствуя сопротивление воды. Развивать Хождение по дну парами левым-правым
силу.
боком. Прыжки «Кто выше, ниже».
Задержка дыхания под водой. Упр-ия
«Поплавок», «Медуза», «Стрела».
Итого:
72
60
75
Подготовительный к школе возраст (дети 6-7 лет)
Количество занятий: 2 занятия в неделю
Продолжительность занятия: 30 минут.
№ занятия
Название темы
Задачи
Методические приёмы реализации задач
1
Правила
поведения в
бассейне.
Рассказ инструктора. Показ плакатов по
технике безопасности. Объяснение и
рассказ о правилах личной гигиены
2-4
Родная стихия
Напомнить правила поведения в
бассейне, соблюдать технику
безопасности. Соблюдение личной
гигиены.
Учить детей работать прямыми ногами,
как при плавании способом кроль на
груди и на спине. Продолжать учить
прыжкам с погружением в воду.
Воспитывать смелость.
5-6
Игровое
Закреплять полученные навыки,
упражнять в четком и согласованном
выполнении упражнений
7-8
Чья стрела лучше
Учить детей лежать в воде лицом вниз,
вверх. Закреплять умение скользить 2 -3
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Показ упражнений.
Работа ногами как при плавании способом
кроль. Упражнения «Водолазы», «Кто
выше», ходьба приставным шагом, игра
«Смелые ребята».
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Вход в воду прыжком,
ходьба по дну парами, прыжки «Кто выше»
10 раз, задержка дыхания под водой. Игры:
«Футбол», «Волны на море».
Кол-во
занятий
1
Кол-во
минут
30
3
90
2
60
2
60
19
9-11
Мы веселые
ребята
12-13
Стройные спинки
14-15
Медузы
16-17
Контрольное
18-20
Дружные ребята
шага без помощи доски. Воспитывать
смелость.
Продолжать учить детей выполнять
движения руками и ногами, как при
плавании способом кроль. Закрепить
умение делать полный выдох в воду,
выполнять скольжение в упражнении
«Стрела». Воспитывать
дисциплинированность
Продолжать учить детей скользить по
поверхности воды на груди и на спине.
Упражнять в выдохах в воду с
поворотом головы для вдоха.
Продолжать учить ходить в положении
полуприсед с наклоном вперед и
работой руками, как при плавании
способом кроль на груди. Воспитывать
смелость.
Разминка на суше. Построение и
3
объяснение задачи. Показ упражнений.
Ходьба с работой рук, работа ногами в
стиле кроль, игра «Достань предмет со дна»,
вдох -выдох в воду, скольжение «Стрела»,
игра «Футбол на воде».
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Показ упражнений.
Ходьба с работой рук, работа ногами в
стиле кроль, игра «Достань предмет со дна»,
вдох -выдох в воду, скольжение «Стрела»,
игра «Футбол на воде». Разминка на суше.
Построение и объяснение задачи. Показ
упражнений. Скольжение поперек бассейна,
ходьба с наклоном и работой рук, вдох выдох с поворотом головы, упражнения
«Поплавок», «Медуза», скольжение на
спине, игра «Водолазы».
Продолжать учить скользить на спине,
Разминка на суше. Построение и
закреплять умение выполнять
объяснение задачи. Показ упражнений. Бег
движение, согласовывая свои действия с парами поперек бас., игра «Море
действиями товарищей.
волнуется», упражнения «Поплавок»,
«Медуза», скольжения на спине и на груди,
вдох - выдох в воду, игра «Достань клад»
Проверка и закрепление полученных
Разминка на суше. Построение и
навыков
объяснение задачи. Упражнения
«Поплавок», «Медуза», вдох - выдох в воду,
скольжение на груди и на спине.
Учить детей ходить в воде в положении Разминка на суше. Построение и
полуприсед с полным погружением.
объяснение задачи. Показ упражнений.
Закрепить правило: не толкать
Вход в воду прыжком, ходьба в положении
плавающих в воде товарищей.
полуприсед, упр. «Медуза», бег «Кто
Воспитывать дисциплинированность.
быстрее», вдох -выдох в воду, скольжение с
доской, игра «Поезд в тоннель»
90
2
60
2
60
2
60
3
90
20
21-23
Прямые стрелы
Продолжать учить действовать
согласованно.
Продолжать упражнять детей в
нырянии с доставанием предметов,
упражнять в скольжении. Воспитывать
смелость
Закреплять умение выполнять
упражнение с продвижением вперед,
учить свободно ориентироваться в
пространстве.
Разминка на суше. Построение и
3
объяснение задачи. Показ упражнений.
Прыжки на двух ногах с продвижением
вперед, игра «Покажи пятки», вдох -выдох в
воду, скольжение с доской и без доски
90
24-26
Сильные руки
3
90
Винт
Выучить с детьми упражнение «Винт».
Учить выполнять упражнения в
ускоренном темпе, преодолевая
сопротивление воды. Развивать силу.
3
90
30-31
Юные пловцы
Закреплять умение выполнять
упражнение «Винт». Развивать силу.
Закреплять навык свободно
ориентироваться в воде
2
60
32-33
Дельфины
Учить детей нырять в обруч. Упражнять
в скольжении и погружении. Выполнять
правила поведения на воде.
2
60
34-35
Учимся дышать
Продолжать учить выполнять
гребковые движения руками.
Выполнять скольжение из любого
исходного положения. Воспитывать
организованность
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Показ упражнений.
Ходьба лицом и спиной вперед, игра
«Водолазы», скольжение на спине и на
груди, игра «Буксир»
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Показ упражнений.
Ходьба боком, спиной вперед, упражнение
«Насос», «Поплавок», «Медуза», «Стрела»,
скольжение на груди и на спине, упр.
«Винт», вдох -выдох с поворотом головы,
игра «Передай мяч»
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Показ упражнений.
Вход в воду прыжком, работа прямыми
ногами в стиле кроль, упр. «Винт», вдох выдох с поворотом головы, игра «Морские
звезды» упражнения «Поплавок», «Медуза»,
«Стрела», игра «Достань клад».
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Показ упражнений.
Вход в воду прыжком, ходьба с гребковыми
движениями рук, игра «Водолазы», работа
ногами у бортика, скольжение на груди и на
спине, ныряние в обруч «Дельфин», игра
«Плавучие стрелы»
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Показ упражнений.
Вход в воду прыжком, игра «Водолазы»,
упр. «Поплавок», «Медуза», скольжение на
груди и на спине, нырни в обруч
27-29
2
60
21
36-37
Веселые лягушата
Продолжать учить выполнять
гребковые движения руками.
Выполнять скольжение из любого
исходного положения. Воспитывать
организованность.
38-39
Скольжение с
выдохом в воду
Выполнять скольжение на груди с
выдохом в воду. Воспитывать
настойчивость.
40-41
Смелые дельфины
Продолжать учить правильно
выполнять движения ногами, делать
вдох -выдох с поворотом головы,
упражнять в скольжении, в прыжках с
нырянием
42-43
Лодочка с веслами
Учить детей выполнять гребковые
движения, двигаясь вперед спиной.
Закрепить умение ритмично дышать.
44-46
Скольжение на
груди и на спине
Совершенствовать умение скользить на
груди с различным положением рук.
Закреплять умение делать выдох в воду,
как при плавании способом кроль.
Воспитывать смелость
47-48
Умелые ноги
Обучить детей скользить по
поверхности с вращением. Закреплять
умение скользить на груди с помощью
«Дельфин», вдох -выдох с поворотом
головы, игра «Качели».
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Показ упражнений.
Вход в воду прыжком, прыжки на двух
ногах с продвижением вперед, работа
ногами у бортика, скольжение на груди с
работой рук, скольжение на спине с работой
рук, игры по желанию детей.
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Показ упражнений.
Вход в воду прыжком, ходьба в парах.
Работа ногами в стиле кроль, скольжение на
груди и на спине, игра «Удочка»
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Показ упражнений.
Вход в воду прыжком, ходьба
наклонившись вперед и работая руками,
работа прямыми ногами в стиле кроль, вдох
- выдох в воду, игра «Смелые дельфины»,
скольжение на груди с выдохом в воду,
скольжение на спине.
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Показ упражнений.
Вход в воду прыжком, ходьба лицом и
спиной вперед, игра «Пузыри», упражнения
«Поплавок», «Медуза», скольжение на
груди и на спине, игра «Буксир».
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Показ упражнений.
Вход в воду прыжком, упражнения
«Поплавок», «Стрела» на груди и на спине,
работа ногами в стиле кроль, вдох -выдох с
поворотом головы, игра «Плавучие стрелы»
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Показ упражнений.
Работа ногами у бортика, скольжение с
2
60
2
60
2
60
2
60
3
90
2
60
22
49-50
Живые звездочки
51-52
Циркачи и
акробаты
53-56
Выполни фигуру
57-60
Плаваем на спине
61-64
Диагностика
плавательных
умений детей.
Сильные руки
65-68
доски, опуская лицо в воду и работая
ногами. воспитывать решительность
Продолжать учить детей скольжению на
груди и на спине. Совершенствовать
навык погружения под воду с выдохом.
Воспитывать смелость.
доской с работой ног, лицо опущено в воду,
упр. «Винт», игра «Поезд в тоннель»
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Показ упражнений.
Вход в воду прыжком, бег, загребая воду
руками, «Медуза» на груди и на спине, вдох
-выдох в воду, «Стрела» с работой ног, игра
«Передай предмет под водой»
Обучать детей ходьбе по бассейну в
Разминка на суше. Построение и
наклонном положении с работой рук,
объяснение задачи. Показ упражнений.
лицо опущено в воду. Закреплять
Вход в воду прыжком, работа ногами в
умение скользить на груди и на спине.
стиле кроль, ходьба в наклонном положении
Воспитывать настойчивость
с работой рук, «Стрела» с работой ног, игра
«Покажи пятки», игра «Дружные
дельфины».
Продолжать обучать скользить по
Разминка на суше. Построение и
поверхности воды с вращением тела,
объяснение задачи. Показ упражнений.
совершенствовать умение лежать на
«Медуза» на груди и на спине, «Стрела» на
воде на груди и на спине. Учить детей
груди и на спине, ходьба работая руками
всплывать и удерживаться на воде в
лицом и спиной вперед, скольжение с
вертикальном положении. Воспитывать доской с работой ног, игра «Кто дольше
смелость
простоит, оторвав ноги от дна».
Обучать скольжению с доской в руках
Разминка на суше. Построение и
на груди, на спине, работая ногами.
объяснение задачи. Показ упражнений.
Совершенствовать умение скользить с
Упражнение «Торпеда» с работой ног, игра
вращением тела
«Достань клад», бег «Кто быстрее», упр. на
дыхание «Фонтан», игра «Винт». игра
«Ноги от дна».
Выявить уровень плавательных навыков Построение и объяснение задачи.
и умений детей в воде
Контрольные нормативы по методике
Казаковцевой Т.С.
Закреплять умение выполнять
Разминка на суше. Построение и
упражнение с продвижением вперед,
объяснение задачи. Показ упражнений.
учить свободно ориентироваться в
Ходьба лицом и спиной вперед, игра
пространстве.
«Водолазы», скольжение на спине и на
груди, игра «Буксир»
2
60
2
60
4
120
4
120
4
120
4
120
23
69-72
Плаваем на спине
Совершенствовать скольжение с доской
в руках на груди, на спине, работая
ногами. Совершенствовать умение
скользить с вращением тела
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Показ упражнений.
Упражнение «Торпеда» с работой ног, игра
«Достань клад», бег «Кто быстрее», упр. на
дыхание «Фонтан», игра «Винт».
Итого:
6
180
72
24
7. Оценочные материалы к программе
Формы проведения итогов реализации программы: проведение диагностики в начале,
середине и в конце года форме решения конкретной задачи.
Показатели
Физическо-спортивное развитие детей дошкольного возраста
Общие показатели физического развития:
• компетентность (физическая компетентность);
• двигательная активность;
• эмоциональность;
• произвольность и свобода поведения;
• инициативность;
• самостоятельность и ответственность;
• способность к самооценке.
Методика проведения диагностики
Уровень развития основных навыков плавания оценивается с помощью тестирования плавательных
умений и навыков детей по каждой возрастной группе. В качестве критериев оценки выбран ряд
контрольных упражнений по методике Т.И. Казаковцевой. Для проведения контрольных
упражнений необходим секундомер, с помощью которого фиксируются временные показатели
упражнений с точностью до 0,1секунды. По борту бассейна должна быть сделана несмывающейся
краской разметка. Оценка плавательной подготовленности проводится два раза в год. Допустимо
проводить оценку и по мере решения каждой конкретной задачи обучения.
Контрольное тестирование (4-5 лет)
Навык плавания
Контрольное упражнение
Ныряние
Погружение лица в воду.
Погружение головы в воду.
Продвижение в
воде
Ходьба вперед и назад (вперед спиной) в воде глубиной до бедер или до
груди с помощью рук.
Бег (игра «Догони меня», «Бегом за мячом»).
Выдох в воду
Прыжки в воду
Лежание
Упражнение «Крокодильчик».
Вдох над водой и выдох в воду.
Выпрыгнуть вверх из приседа в воде глубиной до бедер или до груди.
Лежать на воде вытянувшись в положении на груди и на спине.
Скользить по поверхности воды.
Контрольное тестирование (5-6 лет)
Навык плавания
Контрольное упражнение
Ныряние
Пытаться проплыть тоннель.
Подныривание под гимнастическую палку.
Продвижение в
воде
Выдох в воду
Пытаться доставать предметы со дна.
Упражнения в паре «на буксире».
Бег парами.
Скольжение на груди.
Упражнение на дыхание «Ветерок».
Вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.
Прыжки в воду
Выполнение серии прыжков с продвижением вперед.
Прыжок ногами вперед.
25
Лежание
Лежать на воде вытянувшись в положении на груди и на спине.
Контрольное тестирование (6-7 лет)
Навык плавания
Ныряние
Контрольное упражнение
Ныряние в обруч.
Проплывание тоннеля.
Подныривание под мост.
Продвижение в
воде
Игровое упражнение «Ловец».
Скольжение на груди с работой ног, с работой рук.
Скольжение на спине.
Продвижение с плавательной дощечкой с работой ног на груди.
Выдох в воду
Выполнение серии выдохов в воду.
Упражнение на задержку дыхания «Кто дольше».
Прыжки
в воду
Прыжок ногами вперед.
Соскок головой вперед.
Лежание
Упражнение «Поплавок».
Упражнение «Звездочка» на груди, на спине.
Лежание на спине с плавательной дощечкой.
При оценке двигательных навыков детей, вводятся следующие обозначения.
• Высокий уровень– означает правильное выполнение, т. е. навык сформирован,
автоматизирован. Ребенок сам выполняет упражнение.
• Средний уровень – говорит о промежуточном положении, т.е. недостаточно правильном
выполнении упражнения. Ребенок выполняет с помощью.
• Низкий уровень – указывает на неправильное выполнение движения. Ребенок не выполняет
упражнение
8.Методическое обеспечение программы
Воронова Е.К. «Программа обучения детей плаванию в детском саду», 2013г.
Рыбак М.В. «Занятия в бассейне с дошкольниками», 2014 год.
Сидорова И.В. «Как научить ребенка плавать», 2014 год.
26
Приложение №1 Педагогическая диагностика «Физическое развитие детей дошкольного возраста»
(методика Казаковцевой Т.И.)
Высокий уровень – выполнено 3 – 4 теста (1 тест – 5 баллов)
Средний уровень – выполнено 2 теста.
Низкий уровень – выполнен 1 тест
4 – 5 лет
№
п/п
Ф.И. ребенка
Выдохи в воду
Погружение в воду
с головой
Доставание
игрушек со дна
бассейна
«Звезда» на груди
или спине
Скольжение на
груди или спине
1
2
3
4
5
6
7
8
9
5 – 6 лет
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Ф.И. ребенка
Доставание
игрушек со дна
бассейна
«Звезда» на
груди
«Звезда» на
спине
«Поплавок»
Скольжение на
груди (с работой
ног)
Скольжение на
спине (с работой
ног)
6-7 лет
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Ф.И, ребенка
«Звезда»
на груди
«Звезда»
на спине
«Поплавок»
Скольжение на
груди
28
Скольжение на
спине
«Кроль» на
груди
«Кроль» на
спине