Дополнительная общеобразовательная программа-дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по обучению плаванию Юные пловцы

Структура
дополнительной общеобразовательной программы-дополнительной
общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности
по обучению плаванию «Юные пловцы»
1.Содержание,
объем
дополнительной
общеобразовательной
программы-дополнительной
общеразвивающей программы физкультурно-спортивной
направленности по обучению плаванию «Юные пловцы»
2.Планируемые результаты освоения дополнительной
общеобразовательной
программы-дополнительной
общеразвивающей программы физкультурно-спортивной
направленности по обучению плаванию «Юные пловцы»
3.Организационно-педагогические условия реализации
дополнительной
общеобразовательной
программыдополнительной
общеразвивающей
программы
физкультурно-спортивной направленности по обучению
плаванию «Юные пловцы»
4.Учебный план
5.Календарный учебный график
6.Рабочая
программа
педагога
по
реализации
дополнительной
общеобразовательной
программыдополнительной
общеразвивающей
программы
физкультурно-спортивной направленности по обучению
плаванию «Юные пловцы»
7.Оценочные материалы к программе
8.Методические материалы к программе

3

5

6

9
9
10

25
26

2

1.Содержание и объем дополнительной общеобразовательной программыдополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной
направленности по обучению плаванию «Юные пловцы»
Дополнительная общеобразовательная программа-дополнительная общеразвивающая
программа физкультурно-спортивной направленности по обучению плаванию (далее программа) составлена для детей 4-7 лет на основе программы «Обучения детей
плаванию в детском саду» Е.К. Вороновой.
Программа имеет физкультурно – спортивную направленность.
Срок реализации программы: 3 года.
Влияние плавания на организм ребенка необычайно благотворно и разнообразно.
Оно помогает стать здоровым, сильным, ловким, выносливым, смелым. От всех
физических упражнений плавание отличается двумя присущими только ему
особенностями: тело человека при плавании находится в особой среде – воде, а движения
выполняются в горизонтальном положении. Все это оказывает оздоровительное
действие на организм ребенка, волны оказывают своеобразный массажный эффект.
Разработка программы является актуальным направлением развития
Образовательной организации и основывается на следующих нормативных документах:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
2.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи";
3.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года N
678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
4.Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва «Об
утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей,
специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей
работников образования»;
5.Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г. №
652н «Профессиональный стандарт. Педагог дополнительного образования детей и
взрослых»;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации №629 от 27.07.2022
года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
7.Устав и локальные нормативные, распорядительные акты Березовского
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад
№ 39 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по
физическому развитию воспитанников».
Цель
программы:
формирование
всесторонней
удовлетворенности
образовательных потребностей детей в физическом совершенствовании.
Основные Задачи:
1. удовлетворять индивидуальные потребности детей дошкольного возраста в
занятиях физической культурой и спортом;
2. формировать культуру здорового и безопасного образа жизни, укреплять
здоровье детей дошкольного возраста;
3. выявлять, развивать и поддерживать талантливых обучающихся, а также лиц,
проявивших выдающиеся способности;
4. создавать и обеспечивать необходимые условия для личностного развития,
укрепления здоровья.
Отличительные особенности программы:
3

Каждый человек должен уметь плавать. И чем раньше он научиться, тем лучше.
Купание, игры в воде, плавание благоприятны для всестороннего физического развития
ребенка. Работоспособность мышц у детей дошкольного возраста невелика, они
довольно быстро утомляются при статических нагрузках. Детям более свойственна
динамика. Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных мышц, что
увеличивает их работоспособность и силу. Мышечная система ребенка дошкольного
возраста развита еще довольно слабо. Кроме того, мышцы детей отличаются от мышц
взрослого человека по своему строению, составу и функциям. Мышечные пучки
сформированы плохо. Мышцы ребенка сокращаются медленнее мышц взрослого, а сами
сокращения происходят через меньшие промежутки времени. Поскольку мышцы
ребенка более эластичны, при сокращении они более укорачиваются, а при растяжении
больше удлиняются. Этими особенностями мышечной системы объясняется, почему
дети быстро утомляются, но их физическое утомление быстро проходит. Поэтому для
ребенка нежелательны длительные мышечные напряжения и однообразные статические
нагрузки. Плавание является адекватной для детского организма физической нагрузкой,
поскольку в цикле плавательных движений напряжение и расслабление мышечных
групп последовательно чередуются. Занятия плаванием благотворно влияют на
важнейшие системы жизнеобеспечения ребенка.
В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на еще не
окрепший и податливый детский позвоночник, который в этом случае правильно
формируется, вырабатывается хорошая осанка. В то же время активное движение ног в
воде в безопорном положении укрепляет стопы ребенка и предупреждает развитие
плоскостопия.
Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов
кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц,
необходимости преодолевать сопротивление воды. Улучшается сердечная деятельность,
подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких.
Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского
организма:
совершенствуется
механизм
терморегуляции,
повышаются
иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней
среды. Укрепляется также нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит,
повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается
выносливость.
Одновременно с обучением плаванию детям прививаются умения и навыки
самообслуживания, что очень важно для их всестороннего развития.
Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на
формирование его личности. Не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и
радость, некоторые боятся входить в воду, бояться глубины. Психологами установлено,
что главная опасность на воде – не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины.
Именно поэтому первые шаги обучения плаванию направлены на то, чтобы помочь
ребенку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство. Занятия плаванием
развивают такие черты личности, как целеустремленность, настойчивость,
самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в
коллективе, проявлять самостоятельность.
В программе по обучению плаванию сформулированы педагогические условия,
необходимые для эффективного физического развития детей дошкольного возраста, а
именно:
1. формирование умения владеть своим телом в непривычной среде в активной
деятельности детей;
2. создание развивающей среды для занятий плаванием;
3. ознакомление детей с основными видами и способами плавания.
4

Приобщение ребенка к здоровому образу жизни и формирование интереса к
физической культуре и спорту являет собой целую систему его индивидуальных,
избирательных связей между совершаемым действием и состоянием организма,
самочувствием. Интерес ребенка к физической культуре и спорту включает в себя
посильное стремление к занятиям физической культурой, эмоциональное отношение к
занятиям плаванием, оценке состояния своего здоровья, красоты, грациозности,
выразительности движений. Физический компонент оказывает существенное влияние на
установление ведущих звеньев структуры личности в целом.
Для более четкой ориентировки важно построить модель отношения детей к
физической культуре, которая в лаконичной (схематичной) форме отразит комплекс
взаимосвязанных компонентов физического развития ребенка. Такая модель поможет
распознать и формировать процесс физического развития детей с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей.
Методы физического воспитания:
• использования наглядных пособий, имитаций, зрительные ориентиры, звуковые
сигналы, помощь;
• игра;
• метод разнообразной физической практики;
• метод создания двигательных упражнений, пробуждающих интерес к физической
культуре.
Интеграция разных видов двигательной деятельности детей на основе принципа
взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий
обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития физических
способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными
возможностями.
2. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной
программы-дополнительной общеразвивающей программы физкультурноспортивной направленности по обучению плаванию «Юные пловцы»
К концу первого года обучения дети умеют:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Погружать лицо и голову в воду.
Ходить вперед и назад (вперед спиной) в воде глубиной до бедер или до груди с
помощью рук.
Бегать вперед и назад (игра «Догони меня», «Бегом за мячом»).
Выполнять упражнение «Крокодильчик» с работой ног.
Выполнять вдох над водой и выдох в воду.
Пытаться выполнять выдох с погружением в воду.
Прыгать по бассейну с продвижением вперед.
Выпрыгивать вверх из приседа в воде глубиной до бедер или до груди.
Пытаться лежать на воде вытянувшись в положении на груди и на спине.
Пытаться скользить по поверхности воды.

К концу второго года обучения дети умеют:
•
•
•
•
•

Погружать лицо и голову в воду, открывать глаза в воде.
Бегать парами.
Пытаться проплывать тоннель, подныривать под гимнастическую палку.
Делать попытку доставать предметы со дна.
Выполнять вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.
5

•
•
•
•
•

Выполнять упражнение на дыхание «Ветерок».
Выполнять серию прыжков продвижением вперед, простейший прыжок ногами
вперед.
Выпрыгивать вверх из приседа в воде глубиной до бедер или до груди.
Скользить на груди, выполнять упражнения в паре «На буксире».
Выполнять упражнения «Звездочка», «Медуза».

К концу третьего года обучения дети умеют:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Погружать лицо и голову в воду, открывать глаза в воде.
Бегать парами.
Нырять в обруч, проплывать тоннель, подныривать под гимнастическую палку.
Доставать предметы со дна, выполнять игровое упражнение «Ловец».
Выполнять вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.
Выполнять серии выдохов в воду, упражнение на задержку дыхания «Кто
дольше».
Выполнять прыжок ногами вперед, пытаться соскакивать в воду головой вперед.
Скользить на груди с работой ног, с работой рук.
Пытаться скользить на спине, лежать с плавательной доской.
Продвигаться с плавательной доской с работой ног на груди.
Выполнять упражнения «Звездочка» на груди, на спине.
Выполнять упражнение «Поплавок».

3. Организационно-педагогические условия реализации дополнительной
общеобразовательной программы-дополнительной общеразвивающей программы
физкультурно-спортивной направленности по обучению плаванию
«Юные пловцы»
Программа является инструментом целевого развития индивидуальных
способностей детей в физической деятельности. Занятия по дополнительному
образованию проводятся в специально оборудованном бассейне. Рабочее место педагога
оснащено современными техническими средствами обучения. Предметно-развивающая
среда в бассейне соответствует интересам и потребностям детей, целям и задачам
Программы, а также способствует трансформации знаний, умений в опыт.
Педагогические условия для реализации программы:
• создание физическо-развивающей среды в детском саду (бассейн);
• в бассейне имеется весь необходимый инвентарь: плавательные доски, поплавки,
резиновые ласты, длинный шест (2-2,5м) для поддержки и страховки, обручи,
мячи и др.:
• для успешной реализации программы предусматривается взаимодействие с
родителями и педагогами;
• проводятся следующие формы работы: беседы, консультации, мастер-классы,
анкетирование, соревнования, показательные выступления и др.
Разнообразие используемых форм работы формирует у взрослых определенные
представления и практические умения в продуктивной деятельности и в оказании
помощи детям в освоении программы.
Методы и приемы обучения:
✓ Показ физических упражнений;
✓ Средства наглядности;
6

✓ Разучивание упражнений;
✓ Исправление ошибок;
✓ Подвижные игры на суше и воде;
✓ Имитация упражнений;
✓ Оценка (самооценка) двигательных действий;
✓ Индивидуальная страховка и помощь;
✓ Межличностные отношения между инструктором и ребенком;
✓ Круговая тренировка;
✓ Игры на внимание и память;
✓ Соревновательный эффект;
✓ Контрольные задания.
Для поддержания интереса детей к плаванию рекомендуется использовать игрыэстафеты, подвижные игры, контрастные задания.
Структура занятия:
Вступительная часть включает организационный момент, беседу по технике
безопасности, сообщение целей и задач занятия, общеразвивающие упражнения на суше
или в воде, игры, направленные на развитие внимания и памяти, контрастные задания.
Этап повторения предполагает повторение и закрепление ранее изученных движений и
упражнений.
Теоретическая часть представляет собой беседу, сообщение новой темы и объяснения
задания.
Практическая часть включает специальные и подготовительные упражнения для
обучения плаванию.
Заключительная часть включает игры и упражнения на развитие внимания и памяти,
общую оценку всего занятия детьми и педагогом, подведение итогов.
Описание материально – технического обеспечения дополнительной
общеобразовательной программы-дополнительной общеразвивающей программы
физкультурно-спортивной направленности по обучению плаванию «Юные
пловцы»
Оборудование:
➢ калабашка для плавания – 5 шт.
➢ Ласты резиновые для плавания – 7 пар.
➢ Мяч рязиновые – 7 шт.
➢ Обруч детский – 20 шт.
➢ Круги для плавания – 8 шт.
➢ Дорожки массажные – 4 шт
➢ Палка гимнастическая - 19 шт.
➢ Надувные фигуры – 4 шт.
➢ Комплект тонущих игрушек – 1 шт.
➢ Кольцеброс – 1 шт.
➢ Доски для плавания – 20 шт.
➢ Дорожка разделительная – 1 шт.
➢ Игрушки пластмассовые – 30 шт.
➢ Шарики пластиковые – 112.
➢ Шайбы – 11.
➢ Теннисные шарики – 10 шт.
➢ Ведерки – 4 шт.
➢ Лейки – 2 шт.
➢ Корабли большие – 4 шт.
7

➢ Корабли малые – 2 шт.
➢ Съемный груз для придания обручу вертик. Положения – 4 шт.
➢ Игрушка тонущая.
➢ Игрушка плавающая.
➢ Халахуп – 3 шт.
➢ Гантели поролоновые – 9 шт.
➢ Сачки – 5 шт.
➢ Весла – 2 шт.
➢ Нудлы – 8 шт.
➢ Тренажер ножной массажный – 3 шт.
➢ Скамья на металлокаркасе – 9 шт.
➢ Стол письменный – 1 шт.
➢ Скамья на металлокаркасе – 2 шт.
➢ Стул Стандарт – 3 шт.
➢ Шест – 2-2,5 метра – 1 шт.
Технические средства обучения:
➢ Облучатель рецекулярный передвижной Дезар -7 – 1 шт.
➢ Электросушилка для рук – 2 шт.
➢ Пылесос – 1 шт.
➢ Музыкальный центр Филлипс – 1 шт.
➢ Фен настенный – 1 шт.
➢ Ноутбук – 1 шт.
Санитарно-гигиенические условия проведения образовательной деятельности по
плаванию включают следующее:
•
•
•
•
•
•

освещенные и проветриваемые помещения;
ежедневная смена воды;
текущая и генеральная дезинфекция помещений и инвентаря;
дезинфекция ванны при каждом спуске воды;
анализ качества воды и дезинфекции помещений и оборудования контролируется
санэпидстанцией.
Санитарные нормы температурного режима в бассейне, параметры набора воды в
каждой возрастной группе

Возрастная группа

Температура
воды (0С)

Температура
воздуха (0С)

Глубина
бассейна (м)

Средний возраст (4-5 лет)

30 ºС-32ºС

33ºС

до 0,6м

Старший возраст (5-7 лет)

30 ºС-32ºС

33ºС

до 0,6м

4.Учебный план
Формы работы: групповая (12-15 человек) совместная образовательная деятельность:
индивидуальная самостоятельная деятельность.
Режим образовательной деятельности: 2 раза в неделю, во второй половине дня.
Продолжительность занятий:
8

Первый год обучения, дети 4-5 года – 20 минут;
Второй год обучения, дети 5-6 лет – 25 минут;
Третий год обучения, дети 6-7 лет – 30 минут;
Общее количество занятий в год:
1. Первый год обучения, дети 4-5 лет – 72 занятий;
2. Второй год обучения, дети 5-6 лет - 72 занятий;
3. Третий год обучения, дети 6-7 лет – 72 занятий;
5.Календарный учебный график
Начало учебного года

3 апреля 2025 год

Окончание учебного года

31 августа 2025 года

Продолжительность учебного года

15 учебных недель

Продолжительность учебной недели

5 дней

Нерабочие праздничные дни

1, 2, 8, 9 мая
12-13 июня

Педагогический мониторинг

4 недели

9

6. Рабочая программа педагога по реализации дополнительной общеобразовательной программы-дополнительной общеразвивающей
программы физкультурно-спортивной направленности по обучению плаванию «Юные пловцы»
Средний дошкольный возраст (дети 4-5 лет)
Количество занятий: 2 занятия в неделю
Продолжительность занятия: 20 минут.
№ занятия

Название темы

Задачи

Методические приёмы реализации задач

1

Правила
поведения в
бассейне.
Соблюдение
личной гигиены.
Смелые ребята

Научить детей правильно вести себя в
бассейне, соблюдать технику
безопасности. Научить детей правильно
пользоваться мылом и мочалкой, насухо
вытираться полотенцем.
Учить детей бегать с высоким
подниманием бедра, держа руки на
поверхности воды. Совершенствовать
движения руками вправо-влево,
образовывая волны. Закреплять умение
погружаться в воду до подбородка.
Развивать смелость.
Учить бегать, высоко поднимая колени,
помогая гребковыми движениями рук.
Учить выпрыгивать из воды как можно
выше, а приземляться как можно ниже.
Воспитывать дисциплинированность.

Рассказ инструктора. Показ плакатов по
технике безопасности. Объяснение и
рассказ о правилах личной гигиены

2-4

5-7

Лодочка с
веслами

8-10

Крокодильчики

Учить детей ходить на руках по дну
бассейна вперед и назад. Воспитывать
ловкость, смелость.

11-13

Волны на море

Учить детей делать движения руками
вправо -влево, образовывая волны.

Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Ходьба с наклоном
туловища вперед. бег парами «Лошадки».
Упражнения «Птички моют носики»,
«Ходьба по тоннелю». Игры «Поймай
мяч», «Пузырики». Свободное плавание,
выход из воды.
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Ходьба приставным
шагом, бег с работой рук, пускание
пузырей в воду, прыжки на двух ногах с
продвижением вперед, упр. «Остудим
чай», игра «Солнышко и дождик».
Свободное плавание, выход из воды.
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Ходьба «Цапли», бег
парами «Лошадки», ходьба
«Крокодильчики» вперед и назад, игра
«Солнышко и дождик». Выход из воды.
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Ходьба с наклоном

Кол-во
занятий
1

Кол-во
минут
20

3

60

3

60

3

60

3

60
10

Продолжать учить погружаться в воду,
выпрыгнув из воды как можно выше и
опустившись как можно ниже.
Воспитывать уверенность.
14-15

Веселые пузыри

16-18

Открой глаза в
воде

19-20

Дружные ребята

21-23

Неразлучные
друзья

24-25

Ровные спинки

26-27

Пройди в обруч

туловища вперед, упражнения «Волны на
море», бег «Кто быстрее», вдох - выдох в
воду 4 -5 раз, прыжки «Кто выше, кто
ниже», прыжки с поворотом «Волчок»,
игра «Поймай мяч».
Продолжать учить погружаться в воду с
Разминка на суше. Построение и
головой, открывать глаза в воде. Учить
объяснение задачи. Ходьба приставным
доставать со дна игрушки. Упражнять в
шагом, бег с работой рук, опускание лица
правильном вдохе и выдохе. Использовать в воду и пускание пузырей, прыжки на
разновидности ходьбы, бега, прыжков.
двух ногах с продвижением вперед,
упражнение «Остудим чай», игра «Кто
достанет игрушку со дна». Свободное
плавание, выход из воды.
Учить детей сочетать более сильные
Разминка на суше. Построение и
движения со слабыми, упражнять в
объяснение задачи. Игровые упражнения:
погружении в воду с открытыми глазами
«На прогулке», «Пошел слабый, сильный
(видеть товарища в воде). Воспитывать
дождик». Игра «Спрячемся от дождя»,
смелость.
«Посмотри на товарища». Свободное
плавание, выход из воды.
Продолжать учить детей выполнять
Разминка на суше. Построение и
погружение в воду с головой в парах.
объяснение задачи. Ходьба правым Закреплять умение делать выдох в воду.
левым боком, взявшись за руки. Упр.
Воспитывать организованность.
«Лошадки», погружение в воду с головой
в парах. Упр. на дыхание «Дружные
ребята», игра «Покажи пятки».
Закреплять умение делать правильный
Разминка на суше. Построение и
выдох в воду, узнавать игрушки,
объяснение задачи. Упр. вдох -выдох,
показанные под водой. Учить открывать
ходьба правым -левым боком. Стоя в
глаза в воде, не бояться брызг и не
парах, поочередно погружаться в воду с
вытирать лицо руками.
выдохом. Игра «Коробочка».
Учить, держась за игрушку, вытянуть тело, Разминка на суше. Построение и
лечь на воду, упражнять в погружении.
объяснение задачи. Ходьба по бассейну,
Воспитывать организованность
загребая воду руками, упр. вдох -выдох,
прыжки с погружением в воду.
Свободное плавание, выход из воды.
Продолжать учить детей погружаться в
Разминка на суше. Построение и
воду, задерживать дыхание, пробыть 2 - 3
объяснение задачи. Игровое упр.

2

40

3

60

2

40

3

60

2

40

2

40
11

28-29

Задержи дыхание

30-31

Смелый водолаз

32-33

Достань игрушку

34-36

Медуза

37-39

Ровная стрела

40-42

Насос

43-45

Стройные спинки

секунды под водой. Упражнять в
правильном дыхании. Воспитывать
смелость.
Продолжать учить задерживать дыхание
на 4 -5 секунд, двигаясь в туннеле,
упражнять в выполнении движений в
ускоренном темпе, развивать силу мышц.

«Лягушата», упр. вдох - выдох 4 -5 раз,
упр. «Пройди в обруч». Упр. на дыхание
«Чья лодочка быстрее приплывет».
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Ходьба в положении
полуприсед, бег «Кто быстрее», упр. вдох
-выдох, ходьба через обруч, катание на
досках, на кругах.
Учить детей выполнять упражнения,
Разминка на суше. Построение и
двигаясь спиной вперед, выполнять упр. на объяснение задачи. Ходьба, загребая воду
погружение, стоя в круге. Воспитывать
руками, бег «Кто быстрее», вдох -выдох в
уверенность
воду 4 -5 раз. Упр. «Водолазы»,
«Поплавок».
Продолжать учить детей открывать в воде Разминка на суше. Построение и
глаза и доставать нужный предмет.
объяснение задачи. Ходьба в положении
полуприсед. Игра «Достань клад», бег,
загребая воду руками, вдох -выдох в
воду, игра «Часы»
Учить детей ложиться на воду после
Разминка на суше. Построение и
«поплавка». Упражнять в умении
объяснение задачи. Ходьба приставным
согласовывать свои движения с
шагом, упражнение «Поплавок» с
движениями товарища. Воспитывать
переходом в «Медузу», бег держась за
смелость, ловкость
доску, упр. на дыхание «Насос», игра
«Невод».
Учить детей с помощью игрушек ложиться Разминка на суше. Построение и
на воду. Учить садиться на дно без опоры. объяснение задачи. Присесть не отрывая
Воспитывать смелость.
ноги от дна 4 -5 раз. Упр. «Кто дальше
проскользит», игра «Карусель»
Продолжать учить детей ложиться,
Разминка на суше. Построение и
опуская лицо в воду, тренировать в
объяснение задачи. Прыжки на двух
выполнении упражнений на дыхание.
ногах с продвижением вперед, упр.
«Насос», вдох -выдох в воду. Игры: «Кто
найдет клад», «Кто быстрее к флажку»
Продолжать учить ложиться на воду,
Разминка на суше. Построение и
отрабатывать выдох под водой.
объяснение задачи. Бег, загребая воду
Воспитывать организованность.
руками, упр. вдох - выдох в воду, упр.
«Кто дальше проскользит» с доской,

2

40

2

40

2

40

3

60

3

60

3

60

3

60

12

46-49

Юные моряки

Учить принимать правильное исходное
положение головы и туловища, прежде,
чем лечь на спину. Воспитывать смелость.

50-53

Работаем ногами
в стиле кроль

Разучить движение ногами как при
плавании «кролем». Продолжать учить
скользить на груди. Воспитывать
уверенность в своих силах.

54-57

Лучшие стрелы

Продолжать учить детей активно работать
ногами, как при плавании стилем кроль.
продолжать учить скользить на груди.
Воспитывать уверенность в своих силах.

58-61

Сильные ноги

Учить детей скользить на спине, груди.
Отрабатывать движения ногами. Развивать
силу мышц.

62-65

Быстрые торпеды

66-69

Игровое

Продолжать учить детей правильно
работать ногами как при плавании стилем
кроль. Скользить на груди, на спине.
Воспитывать интерес к занятиям, желание
научиться плавать
Закреплять умение задерживать дыхание.
Выполнять упражнения. Прилагая усилия
и чувствуя сопротивление воды. Развивать
силу.

скольжение без доски. Игры: «Морские
звезды», «Лягушата».
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Вдох -выдох в воду,
бег парами «Лошадки». Упр. «Медуза»,
«Кто дальше». Работа руками стоя у
бортика. Игры: «Стрела», «Покажи
пятки».
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Бег, загребая вод
руками, упражнения «Стрела», «Медуза»,
работать ногами лежа на груди у бортика,
упр. «Водолазы».
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Бег. загребая воду
руками, прыжки на двух ногах с
продвижением вперед, упр. на дыхание
«Пускаем пузыри», работать ногами лежа
на груди у бортика, упр. «Стрела», игра
«Гидросамолет»
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Работать ногами,
держась руками за бортик. Прыжки с
погружением в воду. Упр. «Стрела».
Скольжение на спине
задачи. Ходьба, бег, прыжки с
гребковыми движениями рук.
Упражнения «Стрела», «Медуза»,
«Поплавок». Работа ногами лежа на
груди у бортика. Игра «Невод».
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Вход в воду
прыжком. Хождение по дну парами
левым-правым боком. Прыжки «Кто
выше, ниже». Задержка дыхания под
водой. Упражнения «Поплавок»,
«Медуза», «Стрела».

4

80

4

80

4

80

4

80

4

80

4

80

13

70-72

Волны на море

Закреплять умение детей делать движения
руками вправо -влево, образовывая волны.
Закрепить умение погружаться в воду,
выпрыгнув из воды как можно выше и
опустившись как можно ниже.
Воспитывать уверенность.

Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Ходьба с наклоном
туловища вперед, упражнения «Волны на
море», бег «Кто быстрее», вдох - выдох в
воду 4 -5 раз, прыжки «Кто выше, кто
ниже», прыжки с поворотом «Волчок»,
игра «Поймай мяч».
Итого:

Старший дошкольного возраст (дети 5-6 лет)
Количество занятий: 2 занятия в неделю
Продолжительность занятия: 25 минут.
№
Название темы
Задачи
Методические приёмы реализации
занятия
задач
1
Правила
Напомнить правила поведения в бассейне,
Рассказ инструктора. Показ плакатов по
поведения в
соблюдать технику безопасности.
технике безопасности. Объяснение и
бассейне.
Соблюдение личной гигиены.
рассказ о правилах личной гигиены
2-3
Весёлая акватория Упражнять детей в ходьбе по дну бассейна Разминка на суше. Мытье под душем.
друг за другом и по кругу, держась и не Построение и объяснение задачи. Ходьба
держась за руки. Воспитывать выдержку. в различных напр. Упр. «Остудите чай».
Учить раздеваться и правильно складывать Прыжки «Кто выше». Игра «Ладушки».
одежду
Свободное плавание. Выход из воды.
4-5
Диагностика
Выявить уровень плавательных умений и Построение и объяснение задачи.
плавательных
навыков детей
Контрольные нормативы по методике
умений и навыков
Казаковцевой Т.С.
детей
6-7
Ласковая водичка Продолжать учить детей самостоятельный Разминка на суше. Мытье под душем.
входить в воду. Ходить, спрятав руки за Построение и объяснение задачи. Упр-ия:
спину. Воспитывать смелость. Продолжать «Лошадки», «Остудите чай». Игра
учить быстро и аккуратно одеваться и «Волны на море». Свободное плавание,
раздеваться
выход из воды.
8-9
Юные пловцы
Продолжать учить детей входить в воду, Разминка на суше. Построение и
окунаться приседая. Ходить на носках. объяснение задачи. Бег «Кто быстрее».
Воспитывать выдержку.
Ходьба на носках «Цапля». Игра
«Пузырики». Свободное плавание. Выход
из воды.

3

60

72

Кол-во
занятий
1

Кол-во
минут
25

2

50

2

50

2

50

2

50

14

10-11

Водолазы

Продолжать учить детей вбегать в воду,
окунаться. Ходить в полуприседе, помогая
гребковыми движениями рук. Ходить,
наклонив туловище вперёд. Воспитывать
смелость. Выдержку, любовь к воде,
желание заниматься
Учить
детей
бегать
с
высоким
подниманием бедра, держа руки на
поверхности воды. Совершенствовать
движения
руками
вправо-влево,
образовывая волны. Закреплять умение
погружаться в воду до подбородка.
Развивать
смелость.
Учить
быстро
готовиться к занятию
Учить бегать высоко поднимая колени,
помогая гребковыми движениями рук.
Учить выпрыгивать из воды как можно
выше, а приземляться как можно ниже.
Воспитывать дисциплинированность.

Разминка на суше. Построение и 2
объяснение
задачи.
Ходьба
в
полуприседе, бег парами, погружение в
воду с выдохом, ходьба на носках
«Цапля», игра «Переправа», свободное
плавание, выход из воды.
Разминка на суше. Построение и 2
объяснение задачи. Ходьба с наклоном
туловища вперед. Бег парами «Лошадки».
Упр «Птички моют носики», «Ходьба по
тоннелю».
Игры
«Поймай
мяч»,
«Пузырики». Свободное плавание, выход
из воды.

50

12-13

Смелые ребята

14-15

Лодочка с
вёслами

2

50

Крокодильчики

Учить детей ходить на руках по дну
бассейна вперед и назад. Воспитывать
ловкость, смелость.

2

50

18-19

Волны на море

Учить детей делать движения руками
вправо –влево, образовывая волны.
Продолжать учить погружаться в воду,
выпрыгнув из воды как можно выше и
опустившись
как
можно
ниже.
Воспитывать уверенность.

2

50

20-21

Весёлые пузыри

Продолжать учить погружаться в воду с
головой, открывать глаза в воде. Учить
доставать со дна игрушки. Упражнять в

Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Ходьба приставным
шагом, бег с работой рук, пускание
пузырей в воду, прыжки на двух ногах с
продвижением вперед, упр. «Остудим
чай», игра «Солнышко и дождик».
Свободное плавание, выход из воды.
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Ходьба «Цапли», бег
парами
«Лошадки»,
ходьба
«Крокодильчики» вперед и назад, игра
«Солнышко и дождик». Выход из воды.
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Ходьба с наклоном
туловища вперед, упр. «Волны на море»,
бег «Кто быстрее», вдох – выдох в воду 4
-5 раз, прыжки «Кто выше, кто ниже»,
прыжки с поворотом «Волчок», игра
«Поймай мяч».
Разминка на суше. Построение и
объяснение
задачи.
Ходьба
приставнымшагом, бег с работой рук,
опускание лица в воду и пускание

16-17

2

50

50

15

22-23

Открой глаза в
воде

24-25

Поплавок

26-28

Дружные ребята

29-31

Неразлучные
друзья

32-33

Ровные спинки

34-35

Пройди в обруч

правильном вдохе и выдохе. Использовать пузырей, прыжки на двух ногах с
разновидности ходьбы, бега, прыжков.
продвижением вперед, упр. «Остудим
чай», игра «Кто достанет игрушку со дна».
Свободное плавание, выход из воды.
Учить детей сочетать более сильные Разминка на суше. Построение и
движения со слабыми, упражнять в объяснение задачи. Игр.упр–ия: «На
погружении в воду с открытыми глазами прогулке», «Пошел слабый, сильный
(видеть товарища в воде). Воспитывать дождик». Игра «Спрячемся от дождя»,
смелость.
«Посмотри на товарища». Свободное
плавание, выход из воды.
Приучать детей не бояться брызг, не Разминка на суше. Построение и
вытирать лицо руками. Учить размешивать объяснение задачи. Ходьба приставным
воду носом. Выполнять упр. «Поплавок», шагом, бег «Кто быстрее». Упражнения
знакомить с правильным выдохом. «Моем носики», вдох – выдох 4 -5 раз.
Воспитывать смелость.
Игра «Весёлые лягушата». Упражнение
«Поплавок».
Продолжать учить детей выполнять Разминка на суше. Построение и
погружение в воду с головой в парах. объяснение задачи. Ходьба правым –
Закреплять умение делать выдох в воду. левым боком, взявшись за руки. Упр.
Воспитывать организованность.
«Лошадки», погружение в воду с головой
в парах. Упр. На дыхание «Дружные
ребята», игра «Покажи пятки».
Закреплять умение делать правильный Разминка на суше. Построение и
выдох в воду, узнавать игрушки, объяснение задачи. Упр. Вдох–выдох,
показанные под водой. Учить открывать ходьба правым–левым боком. Стоя в
глаза в воде, не бояться брызг и не вытирать парах, поочередно погружаться в воду с
лицо руками.
выдохом. Игра «Коробочка».
Учить, держась за игрушку, вытянуть тело, Разминка на суше. Построение и
лечь на воду, упражнять в погружении. объяснение задачи. Ходьба по бассейну,
Воспитывать организованность
загребая воду руками, упр. Вдох –выдох,
прыжки с погружением в воду. Свободное
плавание, выход из воды.
Продолжать учить детей погружаться в Разминка на суше. Построение и
воду, задерживать дыхание, пробыть 2 – 3 объяснение
задачи.
Игровое
упр.
секунды под водой. Упражнять в «Лягушата», упр. Вдох – выдох 4 -5 раз,
правильном
дыхании.
Воспитывать упр. «Пройди в обруч». Упр. На дыхание
смелость.
«Чья лодочка быстрее приплывёт».

2

50

2

50

3

75

3

75

2

50

2

50

16

36-37

Задержи дыхание

Продолжать учить задерживать дыхание на
4 -5 секунд, двигаясь в туннеле, упражнять
в выполнении движений в ускоренном
темпе, развивать силу мышц.

38-39

Смелый водолаз

Учить детей выполнять упражнения,
двигаясь спиной вперед, выполнять упр. На
погружение, стоя в круге. Воспитывать
уверенность

40-41

Достань игрушку

Продолжать учить детей открывать в воде
глаза и доставать нужный предмет.
Воспитывать интерес к занятиям

42-44

Медуза

45-47

Ровная стрела

Учить детей ложиться на воду после
«поплавка».
Упражнять
в
умении
согласовывать
свои
движения
с
движениями
товарища.
Воспитывать
смелость, ловкость
Учить детей с помощью игрушек ложиться
на воду. Учить садиться на дно без опоры.
Воспитывать смелость.

48-49

Насос

Продолжать учить детей ложиться, опуская
лицо в воду, тренировать в выполнении
упражнений на дыхание.

50-51

Стройные спинки

Продолжать учить ложиться на воду,
отрабатывать
выдох
под
водой.
Воспитывать организованность.

Разминка на суше. Построение и
объяснение
задачи.
Ходьба
в
полуприседе, бег «Кто быстрее», упр.
Вдох –выдох, ходьба через обруч, катание
на досках, на кругах.
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Ходьба, загребая воду
руками, бег «Кто быстрее», вдох –выдох в
воду 4 -5 раз. Упр. «Водолазы»,
«Поплавок».
Разминка на суше. Построение и
объяснение
задачи.
Ходьба
в
полуприседе. Игра «Достань клад», бег,
загребая воду руками, вдох –выдох в воду,
игра «Часы»
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Ходьба приставным
шагом, упр. «Поплавок» с переходом в
«Медузу», бег держась за доску, упр. На
дыхание «Насос», игра «Невод».
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Присесть не отрывая
ноги от дна 4 -5 раз. Упр. «Кто дальше
проскользит», игра «Карусель»
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Прыжки на двух ногах
с продвижением вперед, упр. «Насос»,
вдох –выдох в воду. Игры: «Кто найдет
клад», «Кто быстрее к флажку»
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Бег, загребая воду
руками, упр. Вдох – выдох в воду, упр.
«Кто дальше проскользит» с доской,
скольжение без доски. Игры: «Морские
звезды», «Лягушата».

2

50

2

50

2

50

3

75

3

75

2

60

2

60

17

52-53

54-56

57-58

59-60

61-62

63-65

66-67

Юные моряки

Учить принимать правильное исходное Разминка на суше. Построение и
положение головы и туловища, прежде, чем объяснение задачи. Вдох –выдох в воду,
лечь на спину. Воспитывать смелость.
бег парами «Лошадки». Упр. «Медуза»,
«Кто дальше». Работа руками стоя у
бортика. Игры: «Стрела», «Покажи
пятки».
Работаем ногами Разучить движение ногами как при Разминка на суше. Построение и
в стиле кроль
плавании «кролем». Продолжать учить объяснение задачи. Бег, загребая вод
скользить
на
груди.
Воспитывать руками, упр-ия «Стрела», «Медуза»,
уверенность в своих силах.
работать ногами лежа на груди у бортика,
упр. «Водолазы».
Лучшие стрелы
Продолжать учить детей активно работать Разминка на суше. Построение и
ногами, как при плавании стилем кроль, объяснение задачи. Бег, загребая воду
продолжать учить скользить на груди. руками, прыжки на двух ногах с
Воспитывать уверенность в своих силах.
продвижением вперед, упр. На дыхание
«Пускаем пузыри», работать ногами лежа
на груди у бортика, упр. «Стрела», игра
«Гидросамолет»
Сильные ноги
Учить детей скользить на спине, груди. Разминка на суше. Построение и
Отрабатывать движения ногами. Развивать объяснение задачи. Работать ногами,
силу мышц.
держась руками за бортик. Прыжки с
погружением в воду. Упр. «Стрела».
Скольжение на спине
Живые фигуры
Продолжать учить детей скользить на Разминка на суше. Построение и
груди и на спине. Упражнять в работе ног
объяснение задачи. Упр. «Медуза». Упр.
«Стрела» на груди и на спине. Игра
«Водолазы». Игры с игрушками.
Быстрые торпеды Продолжать учить детей правильно задачи.
Ходьба,
бег,
прыжки
с
работать ногами как при плавании стилем гребковыми движениями рук. Упр-ия
кроль, скользить на груди, на спине. «Стрела», «Медуза», «Поплавок». Работа
Воспитывать интерес к занятиям, желание ногами лежа на груди у бортика. Игра
научиться плавать
«Невод».
Диагностика
Выявить уровень плавательных навыков и Построение и объяснение задачи.
плавательных
умений детей
Контрольные нормативы по методике
навыков и умений
Казаковцевой Т.С.
детей

2

60

3

75

2

60

2

60

2

60

3

75

2

60

18

68-69

Игровое

70-72

Игровое

Закреплять полученные навыки, упражнять Разминка на суше. Построение и 2
в четком и согласованном выполнении объяснение задачи. Вход в воду прыжком,
упражнений
ходьба по дну парами, прыжки «Кто
выше» 10 раз, задержка дыхания под
водой. Игры: «Футбол», «Волны на море».
Закреплять умение задерживать дыхание. Разминка на суше. Построение и 3
Выполнять упражнения. Прилагая усилия и объяснение задачи. Вход в воду прыжком.
чувствуя сопротивление воды. Развивать Хождение по дну парами левым-правым
силу.
боком. Прыжки «Кто выше, ниже».
Задержка дыхания под водой. Упр-ия
«Поплавок», «Медуза», «Стрела».
Итого:
72

60

75

Подготовительный к школе возраст (дети 6-7 лет)
Количество занятий: 2 занятия в неделю
Продолжительность занятия: 30 минут.
№ занятия

Название темы

Задачи

Методические приёмы реализации задач

1

Правила
поведения в
бассейне.

Рассказ инструктора. Показ плакатов по
технике безопасности. Объяснение и
рассказ о правилах личной гигиены

2-4

Родная стихия

Напомнить правила поведения в
бассейне, соблюдать технику
безопасности. Соблюдение личной
гигиены.
Учить детей работать прямыми ногами,
как при плавании способом кроль на
груди и на спине. Продолжать учить
прыжкам с погружением в воду.
Воспитывать смелость.

5-6

Игровое

Закреплять полученные навыки,
упражнять в четком и согласованном
выполнении упражнений

7-8

Чья стрела лучше

Учить детей лежать в воде лицом вниз,
вверх. Закреплять умение скользить 2 -3

Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Показ упражнений.
Работа ногами как при плавании способом
кроль. Упражнения «Водолазы», «Кто
выше», ходьба приставным шагом, игра
«Смелые ребята».
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Вход в воду прыжком,
ходьба по дну парами, прыжки «Кто выше»
10 раз, задержка дыхания под водой. Игры:
«Футбол», «Волны на море».

Кол-во
занятий
1

Кол-во
минут
30

3

90

2

60

2

60
19

9-11

Мы веселые
ребята

12-13

Стройные спинки

14-15

Медузы

16-17

Контрольное

18-20

Дружные ребята

шага без помощи доски. Воспитывать
смелость.
Продолжать учить детей выполнять
движения руками и ногами, как при
плавании способом кроль. Закрепить
умение делать полный выдох в воду,
выполнять скольжение в упражнении
«Стрела». Воспитывать
дисциплинированность
Продолжать учить детей скользить по
поверхности воды на груди и на спине.
Упражнять в выдохах в воду с
поворотом головы для вдоха.
Продолжать учить ходить в положении
полуприсед с наклоном вперед и
работой руками, как при плавании
способом кроль на груди. Воспитывать
смелость.

Разминка на суше. Построение и
3
объяснение задачи. Показ упражнений.
Ходьба с работой рук, работа ногами в
стиле кроль, игра «Достань предмет со дна»,
вдох -выдох в воду, скольжение «Стрела»,
игра «Футбол на воде».

Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Показ упражнений.
Ходьба с работой рук, работа ногами в
стиле кроль, игра «Достань предмет со дна»,
вдох -выдох в воду, скольжение «Стрела»,
игра «Футбол на воде». Разминка на суше.
Построение и объяснение задачи. Показ
упражнений. Скольжение поперек бассейна,
ходьба с наклоном и работой рук, вдох выдох с поворотом головы, упражнения
«Поплавок», «Медуза», скольжение на
спине, игра «Водолазы».
Продолжать учить скользить на спине,
Разминка на суше. Построение и
закреплять умение выполнять
объяснение задачи. Показ упражнений. Бег
движение, согласовывая свои действия с парами поперек бас., игра «Море
действиями товарищей.
волнуется», упражнения «Поплавок»,
«Медуза», скольжения на спине и на груди,
вдох - выдох в воду, игра «Достань клад»
Проверка и закрепление полученных
Разминка на суше. Построение и
навыков
объяснение задачи. Упражнения
«Поплавок», «Медуза», вдох - выдох в воду,
скольжение на груди и на спине.
Учить детей ходить в воде в положении Разминка на суше. Построение и
полуприсед с полным погружением.
объяснение задачи. Показ упражнений.
Закрепить правило: не толкать
Вход в воду прыжком, ходьба в положении
плавающих в воде товарищей.
полуприсед, упр. «Медуза», бег «Кто
Воспитывать дисциплинированность.
быстрее», вдох -выдох в воду, скольжение с
доской, игра «Поезд в тоннель»

90

2

60

2

60

2

60

3

90

20

21-23

Прямые стрелы

Продолжать учить действовать
согласованно.
Продолжать упражнять детей в
нырянии с доставанием предметов,
упражнять в скольжении. Воспитывать
смелость
Закреплять умение выполнять
упражнение с продвижением вперед,
учить свободно ориентироваться в
пространстве.

Разминка на суше. Построение и
3
объяснение задачи. Показ упражнений.
Прыжки на двух ногах с продвижением
вперед, игра «Покажи пятки», вдох -выдох в
воду, скольжение с доской и без доски

90

24-26

Сильные руки

3

90

Винт

Выучить с детьми упражнение «Винт».
Учить выполнять упражнения в
ускоренном темпе, преодолевая
сопротивление воды. Развивать силу.

3

90

30-31

Юные пловцы

Закреплять умение выполнять
упражнение «Винт». Развивать силу.
Закреплять навык свободно
ориентироваться в воде

2

60

32-33

Дельфины

Учить детей нырять в обруч. Упражнять
в скольжении и погружении. Выполнять
правила поведения на воде.

2

60

34-35

Учимся дышать

Продолжать учить выполнять
гребковые движения руками.
Выполнять скольжение из любого
исходного положения. Воспитывать
организованность

Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Показ упражнений.
Ходьба лицом и спиной вперед, игра
«Водолазы», скольжение на спине и на
груди, игра «Буксир»
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Показ упражнений.
Ходьба боком, спиной вперед, упражнение
«Насос», «Поплавок», «Медуза», «Стрела»,
скольжение на груди и на спине, упр.
«Винт», вдох -выдох с поворотом головы,
игра «Передай мяч»
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Показ упражнений.
Вход в воду прыжком, работа прямыми
ногами в стиле кроль, упр. «Винт», вдох выдох с поворотом головы, игра «Морские
звезды» упражнения «Поплавок», «Медуза»,
«Стрела», игра «Достань клад».
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Показ упражнений.
Вход в воду прыжком, ходьба с гребковыми
движениями рук, игра «Водолазы», работа
ногами у бортика, скольжение на груди и на
спине, ныряние в обруч «Дельфин», игра
«Плавучие стрелы»
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Показ упражнений.
Вход в воду прыжком, игра «Водолазы»,
упр. «Поплавок», «Медуза», скольжение на
груди и на спине, нырни в обруч

27-29

2

60

21

36-37

Веселые лягушата

Продолжать учить выполнять
гребковые движения руками.
Выполнять скольжение из любого
исходного положения. Воспитывать
организованность.

38-39

Скольжение с
выдохом в воду

Выполнять скольжение на груди с
выдохом в воду. Воспитывать
настойчивость.

40-41

Смелые дельфины

Продолжать учить правильно
выполнять движения ногами, делать
вдох -выдох с поворотом головы,
упражнять в скольжении, в прыжках с
нырянием

42-43

Лодочка с веслами

Учить детей выполнять гребковые
движения, двигаясь вперед спиной.
Закрепить умение ритмично дышать.

44-46

Скольжение на
груди и на спине

Совершенствовать умение скользить на
груди с различным положением рук.
Закреплять умение делать выдох в воду,
как при плавании способом кроль.
Воспитывать смелость

47-48

Умелые ноги

Обучить детей скользить по
поверхности с вращением. Закреплять
умение скользить на груди с помощью

«Дельфин», вдох -выдох с поворотом
головы, игра «Качели».
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Показ упражнений.
Вход в воду прыжком, прыжки на двух
ногах с продвижением вперед, работа
ногами у бортика, скольжение на груди с
работой рук, скольжение на спине с работой
рук, игры по желанию детей.
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Показ упражнений.
Вход в воду прыжком, ходьба в парах.
Работа ногами в стиле кроль, скольжение на
груди и на спине, игра «Удочка»
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Показ упражнений.
Вход в воду прыжком, ходьба
наклонившись вперед и работая руками,
работа прямыми ногами в стиле кроль, вдох
- выдох в воду, игра «Смелые дельфины»,
скольжение на груди с выдохом в воду,
скольжение на спине.
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Показ упражнений.
Вход в воду прыжком, ходьба лицом и
спиной вперед, игра «Пузыри», упражнения
«Поплавок», «Медуза», скольжение на
груди и на спине, игра «Буксир».
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Показ упражнений.
Вход в воду прыжком, упражнения
«Поплавок», «Стрела» на груди и на спине,
работа ногами в стиле кроль, вдох -выдох с
поворотом головы, игра «Плавучие стрелы»
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Показ упражнений.
Работа ногами у бортика, скольжение с

2

60

2

60

2

60

2

60

3

90

2

60

22

49-50

Живые звездочки

51-52

Циркачи и
акробаты

53-56

Выполни фигуру

57-60

Плаваем на спине

61-64

Диагностика
плавательных
умений детей.
Сильные руки

65-68

доски, опуская лицо в воду и работая
ногами. воспитывать решительность
Продолжать учить детей скольжению на
груди и на спине. Совершенствовать
навык погружения под воду с выдохом.
Воспитывать смелость.

доской с работой ног, лицо опущено в воду,
упр. «Винт», игра «Поезд в тоннель»
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Показ упражнений.
Вход в воду прыжком, бег, загребая воду
руками, «Медуза» на груди и на спине, вдох
-выдох в воду, «Стрела» с работой ног, игра
«Передай предмет под водой»
Обучать детей ходьбе по бассейну в
Разминка на суше. Построение и
наклонном положении с работой рук,
объяснение задачи. Показ упражнений.
лицо опущено в воду. Закреплять
Вход в воду прыжком, работа ногами в
умение скользить на груди и на спине.
стиле кроль, ходьба в наклонном положении
Воспитывать настойчивость
с работой рук, «Стрела» с работой ног, игра
«Покажи пятки», игра «Дружные
дельфины».
Продолжать обучать скользить по
Разминка на суше. Построение и
поверхности воды с вращением тела,
объяснение задачи. Показ упражнений.
совершенствовать умение лежать на
«Медуза» на груди и на спине, «Стрела» на
воде на груди и на спине. Учить детей
груди и на спине, ходьба работая руками
всплывать и удерживаться на воде в
лицом и спиной вперед, скольжение с
вертикальном положении. Воспитывать доской с работой ног, игра «Кто дольше
смелость
простоит, оторвав ноги от дна».
Обучать скольжению с доской в руках
Разминка на суше. Построение и
на груди, на спине, работая ногами.
объяснение задачи. Показ упражнений.
Совершенствовать умение скользить с
Упражнение «Торпеда» с работой ног, игра
вращением тела
«Достань клад», бег «Кто быстрее», упр. на
дыхание «Фонтан», игра «Винт». игра
«Ноги от дна».
Выявить уровень плавательных навыков Построение и объяснение задачи.
и умений детей в воде
Контрольные нормативы по методике
Казаковцевой Т.С.
Закреплять умение выполнять
Разминка на суше. Построение и
упражнение с продвижением вперед,
объяснение задачи. Показ упражнений.
учить свободно ориентироваться в
Ходьба лицом и спиной вперед, игра
пространстве.
«Водолазы», скольжение на спине и на
груди, игра «Буксир»

2

60

2

60

4

120

4

120

4

120

4

120

23

69-72

Плаваем на спине

Совершенствовать скольжение с доской
в руках на груди, на спине, работая
ногами. Совершенствовать умение
скользить с вращением тела

Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Показ упражнений.
Упражнение «Торпеда» с работой ног, игра
«Достань клад», бег «Кто быстрее», упр. на
дыхание «Фонтан», игра «Винт».
Итого:

6

180

72

24

7. Оценочные материалы к программе
Формы проведения итогов реализации программы: проведение диагностики в начале,
середине и в конце года форме решения конкретной задачи.
Показатели
Физическо-спортивное развитие детей дошкольного возраста
Общие показатели физического развития:
• компетентность (физическая компетентность);
• двигательная активность;
• эмоциональность;
• произвольность и свобода поведения;
• инициативность;
• самостоятельность и ответственность;
• способность к самооценке.
Методика проведения диагностики
Уровень развития основных навыков плавания оценивается с помощью тестирования плавательных
умений и навыков детей по каждой возрастной группе. В качестве критериев оценки выбран ряд
контрольных упражнений по методике Т.И. Казаковцевой. Для проведения контрольных
упражнений необходим секундомер, с помощью которого фиксируются временные показатели
упражнений с точностью до 0,1секунды. По борту бассейна должна быть сделана несмывающейся
краской разметка. Оценка плавательной подготовленности проводится два раза в год. Допустимо
проводить оценку и по мере решения каждой конкретной задачи обучения.
Контрольное тестирование (4-5 лет)
Навык плавания
Контрольное упражнение
Ныряние

Погружение лица в воду.
Погружение головы в воду.

Продвижение в
воде

Ходьба вперед и назад (вперед спиной) в воде глубиной до бедер или до
груди с помощью рук.
Бег (игра «Догони меня», «Бегом за мячом»).

Выдох в воду
Прыжки в воду
Лежание

Упражнение «Крокодильчик».
Вдох над водой и выдох в воду.
Выпрыгнуть вверх из приседа в воде глубиной до бедер или до груди.
Лежать на воде вытянувшись в положении на груди и на спине.
Скользить по поверхности воды.

Контрольное тестирование (5-6 лет)
Навык плавания
Контрольное упражнение
Ныряние

Пытаться проплыть тоннель.
Подныривание под гимнастическую палку.

Продвижение в
воде

Выдох в воду

Пытаться доставать предметы со дна.
Упражнения в паре «на буксире».
Бег парами.
Скольжение на груди.
Упражнение на дыхание «Ветерок».
Вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.

Прыжки в воду

Выполнение серии прыжков с продвижением вперед.
Прыжок ногами вперед.
25

Лежание

Лежать на воде вытянувшись в положении на груди и на спине.

Контрольное тестирование (6-7 лет)
Навык плавания
Ныряние

Контрольное упражнение
Ныряние в обруч.
Проплывание тоннеля.
Подныривание под мост.

Продвижение в
воде

Игровое упражнение «Ловец».
Скольжение на груди с работой ног, с работой рук.
Скольжение на спине.
Продвижение с плавательной дощечкой с работой ног на груди.

Выдох в воду

Выполнение серии выдохов в воду.
Упражнение на задержку дыхания «Кто дольше».

Прыжки
в воду

Прыжок ногами вперед.
Соскок головой вперед.

Лежание

Упражнение «Поплавок».
Упражнение «Звездочка» на груди, на спине.
Лежание на спине с плавательной дощечкой.

При оценке двигательных навыков детей, вводятся следующие обозначения.
• Высокий уровень– означает правильное выполнение, т. е. навык сформирован,
автоматизирован. Ребенок сам выполняет упражнение.
• Средний уровень – говорит о промежуточном положении, т.е. недостаточно правильном
выполнении упражнения. Ребенок выполняет с помощью.
• Низкий уровень – указывает на неправильное выполнение движения. Ребенок не выполняет
упражнение
8.Методическое обеспечение программы
Воронова Е.К. «Программа обучения детей плаванию в детском саду», 2013г.
Рыбак М.В. «Занятия в бассейне с дошкольниками», 2014 год.
Сидорова И.В. «Как научить ребенка плавать», 2014 год.

26

Приложение №1 Педагогическая диагностика «Физическое развитие детей дошкольного возраста»
(методика Казаковцевой Т.И.)
Высокий уровень – выполнено 3 – 4 теста (1 тест – 5 баллов)
Средний уровень – выполнено 2 теста.
Низкий уровень – выполнен 1 тест
4 – 5 лет
№
п/п

Ф.И. ребенка

Выдохи в воду

Погружение в воду
с головой

Доставание
игрушек со дна
бассейна

«Звезда» на груди
или спине

Скольжение на
груди или спине

1
2
3
4
5
6
7
8
9
5 – 6 лет
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Ф.И. ребенка

Доставание
игрушек со дна
бассейна

«Звезда» на
груди

«Звезда» на
спине

«Поплавок»

Скольжение на
груди (с работой
ног)

Скольжение на
спине (с работой
ног)

6-7 лет
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Ф.И, ребенка

«Звезда»
на груди

«Звезда»
на спине

«Поплавок»

Скольжение на
груди

28

Скольжение на
спине

«Кроль» на
груди

«Кроль» на
спине


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».