2 Структура дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Звонкие голоса» 1. Содержание, объем дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Звонкие голоса» 2. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Звонкие голоса» 3. Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Звонкие голоса» 4. Учебный план 5. Календарный учебный график 6. Рабочая программа по реализации дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Звонкие голоса» 7. Оценочные материалы к дополнительной общеобразовательной программе – дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности «Звонкие голоса» 8. Методические материалы к дополнительной общеобразовательной программе – дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности «Звонкие голоса» 3 стр. 6 стр. 7 стр. 10 стр. 10 стр. 11 стр. 21 стр. 24 стр. 3 1.Содержание и объем дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Звонкие голоса» Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Звонкие голоса» составлена для детей 3-7 лет на основе Программы музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» Э.П.Костина. Программа имеет художественную направленность. Срок реализации программы: 4 года. Детство – пора удивительная и уникальная. В ней всё возможно, всё позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное и неинтересное может оказаться весёлым и занимательным. Можно преодолеть все промахи и неудачи, сделать мир ярким, красочным, добрым. Для этого достаточно всего лишь быть просто ребёнком, и чтобы рядом был умный, талантливый, добрый взрослый. Содержание современного дополнительного образования детей расширяет возможности личностного развития детей за счет расширения образовательного пространства ребенка исходя из его потребностей. Дополнительное образование является и средством мотивации развития личности к познанию и творчеству в процессе широкого разнообразия видов деятельности в различных образовательных областях. Кроме того, дополнительное образование способствует своевременному самоопределению ребенка, повышению его конкурентоспособности в жизни, созданию условий для формирования каждым ребенком собственных представлений о самом себе и окружающем мире Разработка дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Звонкие голоса» основывается на следующих нормативных документах: 1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 364820 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; 3.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года N 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»; 4.Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»; 5.Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г. № 652н «Профессиональный стандарт. Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации №629 от 27.07.2022 года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 7.Устав и локальные нормативные, распорядительные акты Березовского муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский 4 сад № 39 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников». Содержание программы по музыкальному образованию направленно на формирование музыкальности ребенка. Формирование «культуры творческой личности» предполагает развитие в ребёнке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самореализоваться. Цель программы - через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у воспитанников устойчивый интерес к пению, развить индивидуальные вокальные способности, помочь раскрытию творческого потенциала, развитию певческих навыков. Основные задачи: 1. Формирование интереса к вокальному искусству. 2. Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя диапазон. 3. Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса. 4. Развитие умений различать звуки по высоте; 5. Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции. 6. Развитие умений петь, выразительно передавая характер песни. 7. Формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения), 8. Совершенствование вокально-хоровых навыков 9. Развитие речи, памяти. Отличительные особенности программы: Программа представлена в виде семи ступеней азбуки музыкального образования детей и образно соотнесена с семью основными ступенями звукоряда музыкальной системы. Структурирование программы осуществлено, прежде всего на основе традиционных подходов. На каждой ступени представлены все виды детской музыкальной деятельности: слушание музыки, исполнительская деятельность, музыкальное творчество. Репертуар программы подобран из музыкальных произведений народной, авторской классической и современной музыки. Он четко структурирован, систематизирован и распределен по ступеням музыкальной азбуки по принципу усложнения содержания, характера, выразительных средств музыкального произведения. Таким образом предусматривается целостность музыкального образования: обучение, воспитание, развитие детей дошкольного возраста. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие. Дидактические принципы построения и реализации Программы: Общепедагогические принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного пространства дошкольной образовательной организации: • Принцип культуросообразности: построение и/или корректировка универсального эстетического содержания программы с учётом региональных культурных традиций; • Принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от 5 простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»; • Принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту; • Принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса; • Принцип развивающего характера музыкального образования; • Принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом. • Принцип деятельностного подхода; • Принцип воспитывающего обучения. Музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь. Специфические принципы, обусловленные особенностями музыкального развития: • Принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом; • Принцип интеграции; • Принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего); • Принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений; • Принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости). • Принцип полноты и целостности музыкального образования детей;\Принцип гуманизации; • Принцип сотрудничества; • Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи; В Программе сформулированы педагогические условия, необходимые для эффективного музыкального развития детей дошкольного возраста, а именно: 1) формирование эстетического отношения и музыкальных способностей в активной творческой деятельности детей; 2) создание развивающей среды для занятий музыкой. 3) ознакомление детей с основами музыкального искусства в среде дошкольной образовательной организации. Методы эстетического воспитания: • метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания; • метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире; • метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса; Интеграция на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития музыкальных способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями. 6 Программа предполагает использование учебно-методических и нагляднометодических материалов, предусмотренных авторской программой музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» Э.П.Костина включает в себя систематизированный комплекс учебно-методических изданий, который в достаточном объеме имеется в музыкальном зале и используется педагогом на занятиях. 2.Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Звонкие голоса» Личностные результаты Прослеживается положительная динамика: -в проявлении культуры общения и поведения в социуме; - сформированности нравственных качеств у обучающихся (ответственность, дисциплинированность, гуманность) Метапредметные результаты Прослеживается положительная динамика в: - развитии коммуникативных навыков; - проявлении самостоятельности обучающихся; - проявлении интереса к певческой деятельности и к музыке в целом. Предметные результаты Дети смогут: - владеть начальными исполнительскими навыками (правильное положение корпуса, спокойный короткий вдох, свободный продолжительный выдох, пение на мягкой атаке, без напряжения, плавно, напевно или отрывисто в зависимости от музыкального образа песни, выразительная чистая интонация и дикция, правильная артикуляция, пение сольно и в ансамбле, с аккомпанементом и без него); -эмоционально реагировать на содержание и характер песни, различать и называть песни, прослушанные в течение года; -проявлять творческую самостоятельность в исполнении песен и песенных импровизациях; -получат опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству; -знать нотную грамоту, музыкальные термины; -петь по нотам; -умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до2, чисто интонируют; -различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, постепенное и скачкообразное; -точно воспроизводят и передают ритмический рисунок. 7 3.Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Звонкие голоса» Срок реализации программы Программа рассчитана на 4 года обучения. Объем Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы, составляет 336 часов, из них: -1 год обучения – 84 учебных часа; -2 год обучения – 84 учебных часа; -3 год обучения – 84 учебных часа; -4 год обучения – 84 учебных часа; Режим занятий Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 учебному часу. Учебный час равен: -первый год обучения (3-4 года) - 15 минут; -второй год обучения (4-5 лет) – 20 минут; -третий год обучения (5-6 лет) – 25 минут; -четвертый год обучения (6-7 лет) – 30 минут. Формы обучения Обучение по программе осуществляется в очной форме. Виды занятий: - учебное занятие; - открытое занятие; - выступления на музыкальных праздниках; - показательные выступления. Программа является инструментом целевого развития индивидуальных способностей детей в игре на детских музыкальных инструментах. Занятия по дополнительному образованию проводятся в музыкальном зале. Рабочее место педагога оснащено современными техническими средствами обучения (ноутбук, проектор). Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала соответствует интересам и потребностям детей, целям и задачам Программы, а также способствует трансформации знаний, умений в опыт. Требования к педагогу дополнительного образования, осуществляемому реализацию Программы Должностные обязанности. Осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников в соответствии со своей образовательной программой, развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует состав обучающихся, воспитанников кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения и принимает меры по сохранению контингента обучающихся, воспитанников в течение срока обучения. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные 8 образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий. Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся, воспитанников. Участвует в разработке и реализации образовательных программ. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение. Выявляет творческие способности обучающихся, воспитанников, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Организует разные виды деятельности обучающихся, воспитанников, ориентируясь на их личности, осуществляет развитие мотивации их познавательных интересов, способностей. Организует самостоятельную деятельность обучающихся, воспитанников, в том числе исследовательскую, включает в учебный процесс проблемное обучение, осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает с обучающимися, воспитанниками актуальные события современности. Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников. Оценивает эффективность обучения, учитывая овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым обучающимся, воспитанникам, а также обучающимся, воспитанникам, имеющим отклонения в развитии. Организует участие обучающихся, воспитанников в массовых мероприятиях. Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности. При выполнении обязанностей старшего педагога дополнительного образования наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по должности педагога дополнительного образования, осуществляет координацию деятельности педагогов дополнительного образования, других педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательного учреждения. Оказывает методическую помощь педагогам дополнительного образования, способствует обобщению передового их педагогического опыта и повышению квалификации, развитию их творческих инициатив. Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность, Конвенцию о правах ребенка, возрастную и специальную педагогику и психологию, физиологию, гигиену, специфику развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников, основы их творческой деятельности, методику поиска и поддержки молодых талантов, содержание учебной программы, методику и организацию дополнительного образования детей, научно-технической, эстетической, туристскокраеведческой, оздоровительно-спортивной, досуговой деятельности, программы занятий кружков, секций, студий, клубных объединений, деятельность детских коллективов, организаций и ассоциаций, методы развития мастерства, современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего 9 обучения, реализации компетентностного подхода, методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями, лицами, их заменяющими, коллегами по работе, технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения, технологии педагогической диагностики, основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием, правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, правила по охране труда и пожарной безопасности. Требования к образованию и обучению Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" или Высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки "Образование и педагогические науки" Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе в соответствии с Федеральным законом об образовании привлекать к занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедших промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего образования направленности дополнительной общеобразовательной программы определяется указанными организациями (в ред. Приказа Минпросвещения России от 30.09.2020 N 533) Организация образовательного процесса происходит в музыкальном зале, расположенном на первом этаже здания БМАДОУ «Детский сад № 39» г. Березовский. Материально-техническое обеспечение программы: • стол; • стулья; • проектор, экран; • ноутбук; • фортепиано; • музыкальные инструменты разных видов; • дидактические игры для обучения игре на музыкальных инструментах; • комплект методической литературы. 10 4. Учебный план дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Звонкие голоса» Режим образовательной деятельности: 2 раза в неделю, во второй половине дня. Общее количество занятий в неделю – 2. Общее количество занятий в месяц – 8. Количество часов по возрастным группам: - младший дошкольный возраст – 84 часа, - средний дошкольный возраст – 84 часа, - старший дошкольный возраст – 84 часа, - подготовительная к школе группа - 84 часа. Общее количество занятий за весь период обучения – 336 часов. Продолжительность учебного времени: 42 учебных недель. 5.Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год Начало учебного года Окончание учебного года Продолжительность учебного года Продолжительность учебной недели Выходные и нерабочие праздничные дни Педагогический мониторинг 2 сентября 2024 года 11 июля 2025 года 42 учебные недели 5 дней 4 ноября, 30 декабря - 8 января, 1, 2, 8, 9 мая, 12 13 июня 4 недели 11 6.Рабочая программа педагога по реализации дополнительной общеобразовательной программе – дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности «Звонкие голоса» Тематический план образовательной деятельности в группе младшего возраста (3-4 года) Количество занятий: 2 занятия в неделю Продолжительность занятия: 15 минут №п/п Название темы Цели Кол-во занятий Кол-во минут 1 Вводное занятие. Беседа о предстоящей деятельности. Познакомиться с детьми. Заинтересовать их в занятиях, дать детям представление о кружке, его названии 1 15 2-3 Где живёт мой голос. Познакомить детей с голосовым аппаратом, певческой установкой и певческим дыханием. 2 30 4-5 Прослушивание голосовых аппаратов. Беседа о голосе и его профилактике. Учить правильно брать дыхание, дышать через нос без напряжения спокойно. 2 30 6-9 Певческая Учить сидеть прямо, занимая всё установка. Навыки сиденье, опираясь на спинку стула. пения сидя и стоя. 4 60 10-12 Знакомство с высокими и низкими звуками. Развивать навык точного интонирования несложной мелодии, построенной в поступенном движении звуков вверх и вниз. 3 45 13-15 Знкомство с длинными и короткими звуками. Учить петь длинные и короткие звуки. 3 45 16-18 Знакомство с колыбельными песнями Развивать эмоциональную отзывчивость детей на песню. 3 45 19-21 Знакомство с характером музыки. Быстро – медленно. Познакомиться с формами и жанрами вокальной музыки; учить детей высказываться о характере песни. 3 45 12 22-26 Знакомство с правильным дыханием в песне. Учить точно воспроизводить и передавать ритмический рисунок песни, брать дыхание между короткими музыкальными фразами. 5 1 час 15 мин 27-31 Умение ощущать и передавать интонацию в пении упражнений. Учить петь выразительно, меняя интонацию в соответствии с характером песни (ласковая, игривая, светлая). 5 1 час 15 мин 32-36 Знакомство с артикуляционным аппаратом. Учить чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат 5 1 час 15 мин 37-38 Творчеством советских композиторов. Песни из м/ф. Познакомиться с профессией композитора, научиться импровизировать песенные фразы. 2 30 39-43 Что такое слуховое восприятие. Учить определять музыкальные фразы в песне. 5 1 час 15 мин 44-48 Развитие активного восприятия музыки, познавательного интереса. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо. 5 1 час 15 мин 49-53 Художественное единство текста и музыки. Продолжать работу над развитием голоса детей. Петь плавно, добиваясь чистоты звучания каждого интервала. 5 1 час 15 мин 54-55 Сила голоса. Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. 4 60 56-58 Сила звука. Учить детей долго тянуть звук –У меняя при этом силу звучания. 3 45 59-61 Упражнения на развитие чувства ритма. Развитие ритмического слуха. 3 45 62-64 Дикция и артикуляция. Формировать звучание голоса в разных регистрах, показывая высоту звука рукой. Следить за правильной певческой артикуляцией. 3 45 65-67 Знакомство с диапазоном голоса. Расширять диапазон детского голоса. Точно попадать на первый звук. 3 45 13 68-70 Знакомство с правильной певческой установкой. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно 3 45 71-74 Работа над правильным дыханием. Формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании, тренировать артикуляционный аппарат. 4 60 75-77 Укрепление голосовых связок. Добиваться более лёгкого звучания; развивать подвижность голоса. 3 45 78-80 Работа над правильным интонированием. Удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. 3 45 81-82 «С песенкой по лесенке» Закреплять умение детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат 2 30 83-84 Вокально-хоровая работа Закрепление вокально-хоровых навыков. 2 30 Всего занятий: 84 Тематический план образовательной деятельности в группе среднего возраста (4-5 лет) Количество занятий: 2 занятия в неделю Продолжительность занятия: 20 минут №п/п Название темы Цели Кол-во занятий Кол-во минут 1 Вводное занятие. Беседа о предстоящей деятельности. Познакомиться с детьми. Заинтересовать их в занятиях, дать детям представление о кружке, его названии 1 20 2-3 Где живёт мой голос. Познакомить детей с голосовым аппаратом, певческой установкой и певческим дыханием. 2 40 4-5 Прослушивание голосовых аппаратов. Беседа о голосе и его профилактике. Учить правильно брать дыхание, дышать через нос без напряжения спокойно. 2 40 14 6-10 Артикуляционные упражнения. Знакомство с упражнениями для развития голоса. 5 1 час 40 мин 11-14 Беседа об охране голоса. Знакомство с распевками. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. 4 1 час 20 мин 15-18 Упражнения для распевания. Разбор упражнений «Лесенка», «Дудочка». 4 1 час 20 мин 19-21 Беседа о звукообразовании и звуковедения. Слышать и передавать поступенное и скачкообразное движение мелодии. 3 60 22-26 Знакомство с дыхательной гимнастикой. Закрепление выученных песен и попевок. Продолжать учить детей правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения. 5 1 час 40 мин 27-30 Работа над вокальнопевческой постановкой корпуса. Учить сидеть прямо, занимая всё сиденье, опираясь на спинку стула. 4 1 час 20 мин 31-33 Повторение упражнений для развития слуха и голоса. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения. 3 60 34-35 Повторение и доработка знакомых песен Побуждать детей к активной вокальной деятельности. 2 40 36-40 Развитие звуковысотного слуха. Учить детей различать звуки по высоте. Упражнять в восприятии и различении двух звуков, разных по высоте. 5 1 час 40 мин 41-45 Познакомить с одним из приемов выразительного пения – дикцией. Добиваться четкого произношения текста в разном темпе. 5 1 час 40 мин 46-50 Развитие эмоциональной отзывчивости у детей. Учить петь выразительно, легким звуком, ясно произносить слова. 5 1 час 40 мин 51-55 Части муз. произведения: вступление, проигрыш, куплет, припев. Познакомить с выразительным исполнением. Учить слушать вступление и вовремя брать дыхание. 5 1 час 40 мин 56-58 Творчество советских композиторов. Песни из м/ф. Познакомить с творчеством советских композиторов. 3 60 15 Исполнение знакомые детям песни из м/ф. 59-61 Закрепление упражнений- попевок для развития голоса. Развивать диапазон детского голоса. 3 60 62-66 Учить петь естественным голосом без напряжения, следить за произношением в словах. Учить петь естественным голосом без напряжения, следить за произношением в словах. 5 1 час 40 мин 67-70 Работа над чистым интонированием. Учить детей чисто интонировать в ансамбле. 4 1 час 20 мин 71-73 Закрепление умения петь естественным голосом, Учить петь громко без крика и тихо, а затем шопотом. Добиваться легкого подвижного звучания, 3 60 74-76 Закрепление упражнений для развития слуха и голоса. Пение поступенного движения мелодии вверх и вниз. 3 60 77-79 Закрепление выразительного исполнения песен. Развивать умение детей петь под фонограмму. Работать над дикцией и чистотой интонации. 3 60 80-82 Работа над звуковедением, дыханием, дикцией. Объяснить детям различные приемы звуковедения и их графическим изображением 3 60 83-84 Закрепление вокальнохоровых навыков. Учить детей выразительно исполнять песню вместе, прислушиваясь к пению друг друга. 2 40 Всего занятий: 84 16 Тематический план образовательной деятельности в группе старшего дошкольного возраста (5-6 лет) Количество занятий: 2 занятия в неделю Продолжительность занятия: 25 минут №п/п Название темы Цели Кол-во занятий Кол-во минут 1 Вводное занятие. Беседа о предстоящей деятельности. Познакомиться с детьми. Заинтересовать их в занятиях, дать детям представление о кружке, его названии 1 25 2-3 Где живёт мой голос. Познакомить детей с голосовым аппаратом, певческой установкой и певческим дыханием. 2 50 4-5 Прослушивание голосовых аппаратов. Беседа о голосе и его профилактике. Учить правильно брать дыхание, дышать через нос без напряжения спокойно. 2 50 6-8 Знакомство с голосовым аппаратом. Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. 3 1 час 15 мин 9-11 Знакомство с понятием певческая установка. Учить сидеть прямо, занимая всё сиденье, опираясь на спинку стула. 3 1 час 15 мин 12 Детские песни в нашей жизни. Побуждать детей к активной вокальной деятельности. 1 25 13-14 Детский фольклор. Побуждать детей к активной вокальной деятельности. 2 50 15-16 Песни из мультфильмов. Побуждать детей к активной вокальной деятельности. 2 50 17-19 Знакомство с упражнениями – для правильной постановки звуков. Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку. 3 1 час 15 мин 20-24 Освоение унисона. Учить детей петь в унисон. 5 2 часа 5 мин 25-28 Нотная грамота. Учить детей выстраивать музыкальные предложения. 4 1 час 40 мин 17 29-32 Освоение упражнений для начинающего вокалиста. Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию 4 1 час 40 мин 33-36 Освоение упражнений на развитие «полетного звука». Отрывистый звук – мягкая атака звука. Учить детей выполнять голосом глиссандо снизу вверх и сверху вниз с показом движения рукой. 4 1 час 40 мин 37-39 Упражнение на одновременное снятие и вступление. Учить детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук. 3 1 час 15 мин 40-42 Слух-основной регулятор голоса. Развивать вокальный слух, исполнительское мастерство, навыки эмоциональной выразительности. 3 1 час 15 мин 43-44 Здоровье сберегающие технологии. Укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании. 2 40 45-48 Знакомство с мелодией и мелодизмом. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо 4 1 час 40 мин 49-51 Вокальная музыка и ее строй. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на песни различного характера 3 1 час 15 мин 52-54 Знакомство с разновидностью песен. Учить детей высказываться о форме песни, о темповых и динамических изменениях в музыкальном сопровождении, о характере песни в целом 3 1 час 15 мин 55-58 Знакомство с вокальной позицией. Подготовка вокального аппарата. Упражнять в умении удерживать интонацию на одном, повторяющемся звуке 4 1 час 40 мин 59-61 Постановка вокального аппарата. Познакомить детей с рядом упражнений на правильную постановку вокального аппарата 3 1 час 15 мин 62-64 Вокальные звуки. Овладение приёмами правильного дикционного произношения вокальных звуков. 3 1 час 15 мин 18 65-68 Основы музыкальной грамоты. Ритм, ритмический рисунок. Развивать чувство ритма, ритмический слуха. 4 1 ч 40 мин 69-72 Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти. Учить петь выразительно, меняя интонацию в соответствии с характером песни. 4 1 ч 40 мин 73-75 Работа над чистым интонированием. Упражнять в чистом интонировании поступенных и скачкообразных движений мелодии. 3 1 час 15 мин 76-80 Продолжение работы над постановкой правильного звука. Упражнять в чистом интонировании поступенных и скачкообразных движений мелодии. 5 2 часа 5 мин 81-82 Работа над звуковедением, дыханием, дикцией. Познакомить с различными приемами звуковедения и их графическим изображением. 2 50 83-84 Закрепление вокальнохоровых навыков. Учить детей выразительно исполнять песню вместе, прислушиваясь к пению друг друга. 2 50 Всего занятий: 84 Тематический план образовательной деятельности в подготовительной к школе группе (6-7 лет) Количество занятий: 2 занятия в неделю Продолжительность занятия: 30 минут №п/п Название темы Цели Кол-во занятий Кол-во минут 1 Вводное занятие Познакомиться с детьми. Заинтересовать их в занятиях, дать детям представление о кружке, его названии 1 30 2-3 Работа над певческой установкой. Навыки пения сидя и стоя. Познакомить детей с голосовым аппаратом, певческой установкой и певческим дыханием. 2 60 4-5 Что такое диапазон голоса. Выявление величины певческого диапазона детей 2 60 19 6-7 В гостях у шепота и шороха (работа над музыкальным репертуаром) Тренировать органы речевого аппарата, следить за правильным выполнением упражнения 2 60 8-9 Развитие звуковысотного слуха и чувства лада Развивать ладотональный слух, активизировать внутренний слух. Звуковая «лесенка». 2 60 10-12 Упражнения на дыхание Учить распределять дыхание при пении протяжных фраз 3 1 час 30 мин 13-14 Пение по фразам, на гласные, слоги, по руке Закреплять умение петь «а капелла», используя движения рук. 2 60 15-16 Понятия «хор», «солист» Продолжать развивать умение у детей петь под фонограмму группой и сольно. 2 60 17-19 Части музыкального произведения. Учить различать, называть отдельные части муз. произведения: вступление, проигрыш, заключение, куплет, припев. 3 1 час 30 мин 20-23 Работа над унисоном Чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада. 4 2 часа 24-26 Смена дыхания в процессе пения, различные приёмы дыхания. Учить правильно брать дыхание между музыкальными фразами, и перед началом пения. 3 1 час 40 мин 27-31 Знакомство с навыками «цепного» дыхания. Исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании. 5 2 часа 30 мин 32-34 Работа над особенностями произношения при пении Напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. 3 1 час 30 мин 35-38 Работа над двухголосным пением Учить детей чисто интонировать по голосам в простых мелодиях, исполнение песни по ролям. 4 2 часа 39-41 Работа над выразительным исполнением песни Добиваться слаженного пения, учить вместе начинать и заканчивать песню 3 1 час 30 мин 42-44 Осваивание нового вида пения «эхо» Разучивание мелодии песни, пение по фразам. 3 1 час 30 мин 20 45-47 Пение по ручным знакам и руке. Учить правильно петь, сопровождая текст движениями. 3 1 час 30 мин 48-50 Знакомство с песней а капелла. Учить детей исполнять песни а капелла. 3 1 час 30 мин 51-55 Работа над интонацией характера музыки. Пропевать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание) 5 2 часа 30 мин 56-59 Ладотональный слух Учить детей реагировать на эмоциональную окрашенность песни (лирическая, игровая, радостная, веселая, шутливая, ласковая). 4 2 часа 60-63 Работа над чистым интонированием. Упражнять в чистом интонировании поступенных и скачкообразных движений мелодии. 4 2 часа 5 2 часа 30 мин 64-68 Интонирование песни Учить удерживать интонацию при в разных тональностях переходе от одной тональности в другую. 69-73 Исполнение изученных песен. Учить детей петь легким звуком в оживленном темпе. 5 2 часа 30 мин 74-78 «Скачки» в мелодии Работа над точностью интонации при скачках мелодии на кварту, квинту. 4 2 часа 79-81 Работа над динамикой. Продолжать учить детей передавать в пении более тонкие динамические изменения. 3 1 час 30 мин 82-84 Закрепление вокальнохоровых навыков. Продолжить учить петь выразительно, осмысливая характер песни, ее содержание, чувствовать логические ударения в музыкальных фразах 3 1 час 30 мин Всего занятий: 84 21 7. Оценочные материалы к программе Формы проведения итогов реализации программы: проведение диагностики в начале, середине и в конце года форме решения конкретной задачи. Показатели музыкального развития: • компетентность; • эмоциональность; • инициативность; • самостоятельность и ответственность; • способность к самооценке. Контроль за освоением учебного материала проводится в форме тестирования, участия в показательных выступлениях. По окончании каждого года обучения проводятся итоговые выступления. Методика проведения диагностики Уровень развития основных навыков пения оценивается с помощью тестирования критерии баллы Певческий диапазон Сила звука Особенности тембра Продолжительность дыхания (звуковая проба) Задержка дыхания на вдохе (гипоксическая проба) Точность интонирования Звуко-высотный слух 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Критерии 0 - не справляется с заданием н (низкий) - справляется с помощью педагога с (средний) - справляется с частичной помощью педагога в (высокий) - справляется самостоятельно вокальных навыков детей по каждой возрастной группе При оценке певческих навыков детей, вводятся следующие обозначения: • • • Высокий уровень – означает правильное выполнение, т. е. справляется самостоятельно. Средний уровень – говорит о промежуточном положении, т.е. справляется с частичной помощью педагога. Низкий уровень – справляется с помощью педагога. Определение уровней развития голоса и вокально-хоровых навыков. Диагностическая методика разработана на основе методик Н.А. Ветлугиной (уровень музыкального развития детей, раздел «Пение»), К.В. Тарасовой (развитие звуковысотного слуха), О.П. Радыновой (уровень развития дыхания), а также рекомендаций по развитию детского голоса, предложенных Т.М. Орловой и С.И. Бекиной. № п/ п крит показатели ерии 2. Продолжительност Менее 13 сек. ь дыхания(звуковая проба «м») Задержка дыхания Менее 14 сек. на вдохе(гипоксическа я проба) 13-15 сек. Более 15 сек. 14-16 сек. Более 16 сек. Музыкальнослуховые представления Пение знакомой мелодии с сопровождением при незначительной поддержки педагога. Пение малознакомой попевки с сопровождением после 3-4 прослушиваний. Воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3-4 звуков на металлофоне с небольшими ошибками. Пение знакомой мелодии с сопровождением самостоятельно. Пение малознакомой попевки с сопровождением после 1-2 прослушиваний. Воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3-4 звуков на металлофоне. 6. Развитие звуковысотного слуха 5. высокий Голос сильный Особенности тембра 3. 4. средний Голос не очень сильный, но ребенок может петь непродолжительное время достаточно громко. В голосе слышен Нет ярко выраженного хрип и сип. Голос тембра,но старается тусклый, петь выразительно. невыразительный Диапозон в Диапозон в пределах пределах 2-3 возрастной нормы (резвуков. си) Особенности голоса 1. низкий Голос слабый Развитие дыхания Сила звука Уровень Певческий диапозон Пение знакомой мелодии с поддержкой голосом педагога. Неумение пропеть незнакомую попевку с сопровождением после многократного ее повторения. Невозможность воспроизведения хорошо знакомой попевки из 3-4 звуков на металлофоне. Голос яркий. звонкий, Широкий диапозон по сравнению с нормой. 23 Точность интонирования. 7. 8. 10. 11. Вокально-хоровые навыки 9. 13. 14. Вокально-хоровые навыки 12. Интонирование мелодии голосом как таковое отсутствие вообще, и ребенок воспроизводит только слова песни в ее ритме или интонирует 12 звука. Ребенок интонирует общее направление движения, мелодии, возможно чистое интонирование 2-3 звуков. Чистое пение отдельных фрагментов мелодии на фоне общего направления движения мелодии. Различие по высоте звуков в пределах октавы и септимы. Способность удерживать правильную позу при пении непродолжительное время. Различие по высоте звуков в пределах сексты и квинты. Способность удерживать правильную позу при пении длительное время без напоминания взрослого. Пение естественным голосом, без напряжения, протяжно. Различение звуков по высоте Певческая установка Не различает звуки по высоте. Поза расслабленная, плечи опущены. Звуковедение Пение отрывистое, крикливое. Пение естественным голосом, но иногда переходящим на крик. Дикция Невнятное произношение, значительные речевые нарушения. Умение правильно произносить гласные и согласные в конце и середине слов при пении. Дыхание Дыхание берется непроизвольно. Достаточно четкое произношение согласных и правильное формирование гласных, но неумение их правильно произносить при пении. Дыхание произвольное, но не всегда берется между фразами. Умение петь в ансамбле Неумение петь, слушая товарищей. Умение начинать и заканчивать пение вместе с товарищами. Выразительность исполнения Пение неэмоциональное. Стремление выделиться при хоровом исполнении (раньше вступить, петь громче других). Ребенок старается петь выразительно, но на лице мало эмоций. 23 Умение брать дыхание между фразами. Ребенок поет выразительно, передавая характер песни голосом и мимикой. 24 Низкий уровень соответствует 1 баллу, средний 2 балла, высокий 3 балла. При определении общего уровня развития голоса и овладения вокально-хоровыми навыками все баллы суммируются. Набранные ребенком 14-22 балла соответствуют низкому уровню, 23-33 балла- среднему, 34-44 балла-высокому. 8.Методическое обеспечение программы Перечень пособий -Костина Э.П. «Камертон» «Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста». М.:ЛинкаПресс 2008-Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. Авт/сост. О.Н. Арсеневская- волгоград :Учитель 2013г. -Картушина М.Ю. «Вокально-хоровая работа в детском саду».М.: Издательство Скрипторий»,2013г. -Бондарченко И.В. «Музыкальные игры в детском саду» для детей 5-7 лет М.: «Айрис пресс»,2014 г. Гавришева Л.Б.,Нищева Н.В « Логопедические распевки,музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры» С.-Петербург.: « Детство-Пресс»,2014г. -Н.В.Нищева, Л.Б.Гавришева «Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнатсика,подвижные игры,CD» С.-Петербург.: «Детство-пресс»,2013г. -Е.А.Судакова «Логопедические музыкально-игровые упражнения для дошкольников» С.-Петербург.: «Детствопресс»,2013г. -«Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста». З.Я. Роот. Аудиопособия 1.Классическая музыка и звуки природы 2.Музыкальные обучалочки. «Веселые уроки» (подвижные музыкальные игры для детей 2-5 лет) Железновы. 3.Музыкальные обучалочки. «Топ-топ, хлоп-хлоп» (подвижные музыкальные игры для детей 2-5 лет) Железновы 4.Музыкальные обучалочки. «Веселая логоритмика» для детей 2-6лет) Железновы 5.Музыкальные обучалочки. «Наш оркестр» для детей 5-10 лет) Железновы 24 25 25