Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по обучению плаванию

Структура
дополнительной общеобразовательной программы-дополнительной
общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности
по обучению плаванию
1.Содержание,
объем
дополнительной
общеобразовательной
программы-дополнительной
общеразвивающей
программы
физкультурно-спортивной направленности по обучению плаванию
2.Планируемые
результаты
освоения
дополнительной
общеобразовательной программы-дополнительной общеразвивающей
программы физкультурно-спортивной направленности по обучению
плаванию
3.Организационно-педагогические
условия
реализации
дополнительной общеобразовательной программы-дополнительной
общеразвивающей
программы
физкультурно-спортивной
направленности по обучению плаванию
4.Учебный план
5.Календарный учебный график
6.Рабочая программа педагога по реализации дополнительной
общеобразовательной программы-дополнительной общеразвивающей
программы физкультурно-спортивной направленности по обучению
плаванию
7.Оценочные материалы к программе
8.Методические материалы к программе

3

5

6

9
9
10

28
30

2

1.Содержание и объем дополнительной общеобразовательной программыдополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной
направленности по обучению плаванию
Дополнительная общеобразовательная программа-дополнительная общеразвивающая
программа физкультурно-спортивной направленности по обучению плаванию (далее программа) составлена для детей 2-6 лет на основе программы «Обучения детей плаванию
в детском саду» Е.К. Вороновой.
Программа имеет физкультурно – спортивную направленность.
Срок реализации программы: 4 года.
Влияние плавания на организм ребенка необычайно благотворно и разнообразно.
Оно помогает стать здоровым, сильным, ловким, выносливым, смелым. От всех физических
упражнений плавание отличается двумя присущими только ему особенностями: тело
человека при плавании находится в особой среде – воде, а движения выполняются в
горизонтальном положении. Все это оказывает оздоровительное действие на организм
ребенка, волны оказывают своеобразный массажный эффект.
Разработка
программы
является
актуальным
направлением
развития
Образовательной организации и основывается на следующих нормативных документах:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
2.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи";
3.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года N 678р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
4.Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва «Об
утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей,
специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей
работников образования»;
5.Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г. №
652н «Профессиональный стандарт. Педагог дополнительного образования детей и
взрослых»;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации №629 от 27.07.2022
года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
7.Устав и локальные нормативные, распорядительные акты Березовского
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №
39 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому
развитию воспитанников».
Цель
программы:
формирование
всесторонней
удовлетворенности
образовательных потребностей детей в физическом совершенствовании.
Основные Задачи:
1. удовлетворять индивидуальные потребности детей дошкольного возраста в
занятиях физической культурой и спортом;
2. формировать культуру здорового и безопасного образа жизни, укреплять здоровье
детей дошкольного возраста;
3. выявлять, развивать и поддерживать талантливых обучающихся, а также лиц,
проявивших выдающиеся способности;
4. создавать и обеспечивать необходимые условия для личностного развития,
укрепления здоровья.
Отличительные особенности программы:
3

Каждый человек должен уметь плавать. И чем раньше он научиться, тем лучше.
Купание, игры в воде, плавание благоприятны для всестороннего физического развития
ребенка. Работоспособность мышц у детей дошкольного возраста невелика, они довольно
быстро утомляются при статических нагрузках. Детям более свойственна динамика. Во
время плавания чередуются напряжение и расслабление разных мышц, что увеличивает их
работоспособность и силу. Мышечная система ребенка дошкольного возраста развита еще
довольно слабо. Кроме того, мышцы детей отличаются от мышц взрослого человека по
своему строению, составу и функциям. Мышечные пучки сформированы плохо. Мышцы
ребенка сокращаются медленнее мышц взрослого, а сами сокращения происходят через
меньшие промежутки времени. Поскольку мышцы ребенка более эластичны, при
сокращении они более укорачиваются, а при растяжении больше удлиняются. Этими
особенностями мышечной системы объясняется, почему дети быстро утомляются, но их
физическое утомление быстро проходит. Поэтому для ребенка нежелательны длительные
мышечные напряжения и однообразные статические нагрузки. Плавание является
адекватной для детского организма физической нагрузкой, поскольку в цикле плавательных
движений напряжение и расслабление мышечных групп последовательно чередуются.
Занятия плаванием благотворно влияют на важнейшие системы жизнеобеспечения ребенка.
В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на еще не
окрепший и податливый детский позвоночник, который в этом случае правильно
формируется, вырабатывается хорошая осанка. В то же время активное движение ног в
воде в безопорном положении укрепляет стопы ребенка и предупреждает развитие
плоскостопия.
Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов
кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц,
необходимости преодолевать сопротивление воды. Улучшается сердечная деятельность,
подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких.
Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского
организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические
свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется
также нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий
тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.
Одновременно с обучением плаванию детям прививаются умения и навыки
самообслуживания, что очень важно для их всестороннего развития.
Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на
формирование его личности. Не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и
радость, некоторые боятся входить в воду, бояться глубины. Психологами установлено, что
главная опасность на воде – не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Именно
поэтому первые шаги обучения плаванию направлены на то, чтобы помочь ребенку
преодолеть это неприятное и небезобидное чувство. Занятия плаванием развивают такие
черты личности, как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность,
смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять
самостоятельность.
В программе по обучению плаванию сформулированы педагогические условия,
необходимые для эффективного физического развития детей дошкольного возраста, а
именно:
1. формирование умения владеть своим телом в непривычной среде в активной
деятельности детей;
2. создание развивающей среды для занятий плаванием;
3. ознакомление детей с основными видами и способами плавания.
Приобщение ребенка к здоровому образу жизни и формирование интереса к
физической культуре и спорту являет собой целую систему его индивидуальных,
избирательных связей между совершаемым действием и состоянием организма,
4

самочувствием. Интерес ребенка к физической культуре и спорту включает в себя
посильное стремление к занятиям физической культурой, эмоциональное отношение к
занятиям плаванием, оценке состояния своего здоровья, красоты, грациозности,
выразительности движений. Физический компонент оказывает существенное влияние на
установление ведущих звеньев структуры личности в целом.
Для более четкой ориентировки важно построить модель отношения детей к
физической культуре, которая в лаконичной (схематичной) форме отразит комплекс
взаимосвязанных компонентов физического развития ребенка. Такая модель поможет
распознать и формировать процесс физического развития детей с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей.
Методы физического воспитания:
• использования наглядных пособий, имитаций, зрительные ориентиры, звуковые
сигналы, помощь;
• игра;
• метод разнообразной физической практики;
• метод создания двигательных упражнений, пробуждающих интерес к физической
культуре.
Интеграция разных видов двигательной деятельности детей на основе принципа
взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий
обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития физических
способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными
возможностями.
2. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной
программы-дополнительной общеразвивающей программы физкультурноспортивной направленности по обучению плаванию
К концу первого года обучения дети умеют:
• Погружать лицо и голову в воду
• Ходить вперед и назад (вперед спиной) в воде глубиной до бедер или до груди с помощью
рук.
• Бегать вперед (игра «Догони меня», «Бегом за мячом»).
• Выполнять упражнение «Крокодильчик»
• Выполнять вдох над водой и выдох в воду.
• Выпрыгивать вверх из приседа в воде глубиной до бедер или до груди.
• Пытаться лежать на воде вытянувшись в положении на груди и на спине.
К концу второго года обучения дети умеют:
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Погружать лицо и голову в воду, открывать глаза в воде.
Бегать парами.
Пытаться проплывать тоннель, подныривать под гимнастическую палку.
Делать попытку доставать предметы со дна.
Выполнять вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.
Выполнять упражнение на дыхание «Ветерок».
Выполнять серию прыжков продвижением вперед, простейший прыжок ногами
вперед.
Выпрыгивать вверх из приседа в воде глубиной до бедер или до груди.
Скользить на груди, выполнять упражнения в паре «На буксире».
5

•

Выполнять упражнения «Звездочка», «Медуза».

К концу третьего года обучения дети умеют:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Погружать лицо и голову в воду, открывать глаза в воде.
Бегать парами.
Нырять в обруч, проплывать тоннель, подныривать под гимнастическую палку.
Доставать предметы со дна, выполнять игровое упражнение «Ловец».
Выполнять вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.
Выполнять серии выдохов в воду, упражнение на задержку дыхания «Кто дольше».
Выполнять прыжок ногами вперед, пытаться соскакивать в воду головой вперед.
Скользить на груди с работой ног, с работой рук.
Пытаться скользить на спине, лежать с плавательной доской.
Продвигаться с плавательной доской с работой ног на груди.
Выполнять упражнения «Звездочка» на груди, на спине.
Выполнять упражнение «Поплавок».

К концу четвертого года обучения дети умеют:
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•
•

Погружаться в воду, открывать глаза в воде.
Поднимать со дна предметы с открыванием глаз под водой.
Нырять в обруч, проплывать тоннель, мост.
Выполнять вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.
Выполнять серии выдохов в воду, ритмичный вдох – выдох в сочетании с
движениями ног, дышать в положении лежа на груди с поворотом головы в сторону
с неподвижной опорой
Выполнять прыжок ногами вперед, головой вперед.
Скользить на груди и на спине с работой ног, с работой рук.
Пытаться скользить на спине, лежать с плавательной доской.
Продвигаться с плавательной доской с работой ног на груди и на спине.
Выполнять упражнения «Звездочка» на груди, на спине, Упражнение «Осьминожка»
на длительность лежания.
Плавать на груди с работой рук, с работой ног.
Пытаться плавать способом на груди и на спине.

3. Организационно-педагогические условия реализации дополнительной
общеобразовательной программы-дополнительной общеразвивающей программы
физкультурно-спортивной направленности по обучению плаванию
Программа является инструментом целевого развития индивидуальных
способностей детей в физической деятельности. Занятия по дополнительному образованию
проводятся в специально оборудованном бассейне. Рабочее место педагога оснащено
современными техническими средствами обучения.
Предметно-развивающая среда в
бассейне соответствует интересам и потребностям детей, целям и задачам Программы, а
также способствует трансформации знаний, умений в опыт.
Педагогические условия для реализации программы:
• создание физическо-развивающей среды в детском саду (бассейн);
• в бассейне имеется весь необходимый инвентарь: плавательные доски, поплавки,
резиновые ласты, длинный шест (2-2,5м) для поддержки и страховки, обручи, мячи
и др.:
6

•

для успешной реализации программы предусматривается взаимодействие с
родителями и педагогами;
• проводятся следующие формы работы: беседы, консультации, мастер-классы,
анкетирование, соревнования, показательные выступления и др.
Разнообразие используемых форм работы формирует у взрослых определенные
представления и практические умения в продуктивной деятельности и в оказании помощи
детям в освоении программы.
Методы и приемы обучения:
✓ Показ физических упражнений;
✓ Средства наглядности;
✓ Разучивание упражнений;
✓ Исправление ошибок;
✓ Подвижные игры на суше и воде;
✓ Имитация упражнений;
✓ Оценка (самооценка) двигательных действий;
✓ Индивидуальная страховка и помощь;
✓ Межличностные отношения между инструктором и ребенком;
✓ Круговая тренировка;
✓ Игры на внимание и память;
✓ Соревновательный эффект;
✓ Контрольные задания.
Для поддержания интереса детей к плаванию рекомендуется использовать игры- эстафеты,
подвижные игры, контрастные задания.
Структура занятия:
Вступительная часть включает организационный момент, беседу по технике
безопасности, сообщение целей и задач занятия, обще-развивающие упражнения на суше
или в воде, игры, направленные на развитие внимания и памяти, контрастные задания.
Этап повторения предполагает повторение и закрепление ранее изученных движений и
упражнений.
Теоретическая часть представляет собой беседу, сообщение новой темы и объяснения
задания.
Практическая часть включает специальные и подготовительные упражнения для обучения
плаванию.
Заключительная часть включает игры и упражнения на развитие внимания и памяти,
общую оценку всего занятия детьми и педагогом, подведение итогов.
Описание материально – технического обеспечения дополнительной
общеобразовательной программы-дополнительной общеразвивающей программы
физкультурно-спортивной направленности по обучению плаванию
Оборудование:
➢ калабашка для плавания – 5 шт.
➢ Ласты резиновые для плавания – 7 пар.
➢ Мяч рязиновые – 7 шт.
➢ Обруч детский – 20 шт.
➢ Круги для плавания – 8 шт.
➢ Дорожки массажные – 4 шт
➢ Палка гимнастическая - 19 шт.
➢ Надувные фигуры – 4 шт.
➢ Комплект тонущих игрушек – 1 шт.
7

➢
➢
➢
➢
➢
➢
➢
➢
➢
➢
➢
➢
➢
➢
➢
➢
➢
➢
➢
➢
➢
➢
➢
➢
➢

Кольцеброс – 1 шт.
Доски для плавания – 20 шт.
Дорожка разделительная – 1 шт.
Игрушки пластмассовые – 30 шт.
Шарики пластиковые – 112.
Шайбы – 11.
Теннисные шарики – 10 шт.
Ведерки – 4 шт.
Лейки – 2 шт.
Корабли большие – 4 шт.
Корабли малые – 2 шт.
Съемный груз для придания обручу вертик. Положения – 4 шт.
Игрушка тонущая.
Игрушка плавающая.
Халахуп – 3 шт.
Гантели поролоновые – 9 шт.
Сачки – 5 шт.
Весла – 2 шт.
Нудлы – 8 шт.
Тренажер ножной массажный – 3 шт.
Скамья на металлокаркасе – 9 шт.
Стол письменный – 1 шт.
Скамья на металлокаркасе – 2 шт.
Стул Стандарт – 3 шт.
Шест – 2-2,5 метра – 1 шт.

Технические средства обучения:
➢ Облучатель рецекулярный передвижной Дезар -7 – 1 шт.
➢ Электросушилка для рук – 2 шт.
➢ Пылесос – 1 шт.
➢ Музыкальный центр Филлипс – 1 шт.
➢ Фен настенный – 1 шт.
➢ Ноутбук – 1 шт.
Санитарно-гигиенические условия проведения образовательной деятельности по
плаванию включают следующее:
• освещенные и проветриваемые помещения;
• ежедневная смена воды;
• текущая и генеральная дезинфекция помещений и инвентаря;
• дезинфекция ванны при каждом спуске воды;
• анализ качества воды и дезинфекции помещений и оборудования контролируется
санэпидстанцией.
• Санитарные нормы температурного режима в бассейне, параметры набора воды в
каждой возрастной группе
Возрастная группа
Температура
Температура воздуха Глубина бассейна (м)
воды (0С)
(0С)
Раннего возраста
30 ºС-32ºС
33ºС
до 0,6м
Младшая
30 ºС-32ºС
33ºС
до 0,6м
Средняя
30 ºС-32ºС
33ºС
до 0,6м
Старшая
30 ºС-32ºС
33ºС
до 0,6м

8

4.Учебный план
Режим образовательной деятельности: 1 раз в неделю, во второй половине дня.
Общее количество занятий в неделю – 1.
Общее количество занятий в месяц – 4.
Количество часов по возрастным группам:
1. Первый год обучения, дети 2-3 лет – 34 занятия;
2. Второй год обучения, дети 3-4 лет - 34 занятия;
3. Третий год обучения, дети 4-5 лет – 34 занятия;
4. Четвертый год обучения, дети 5-6 лет – 34 занятия;
Общее количество занятий за весь период обучения – 136 часов.
5.Календарный учебный график
Начало учебного года
Окончание учебного года
Продолжительность учебного года
Продолжительность учебной недели
Нерабочие праздничные дни

Педагогический мониторинг

1 октября 2024 года
11 июля 2025 года
34 учебных недели
5 дней
4 ноября
30 декабря - 8 января
1, 2, 8, 9 мая
12-13 июня
4 недели

9

6. Рабочая программа педагога по реализации дополнительной общеобразовательной программы-дополнительной общеразвивающей
программы физкультурно-спортивной направленности по обучению плаванию
Тематический план образовательной деятельности
в группе раннего возраста (2-3 года)
Количество занятий: 1 занятия в неделю
Продолжительность занятия: 10 мин.
№ занятия
Название темы
Задачи
1

Первое знакомство

2-3

Вода и ее свойства

4-5

Дождик

6-7

Веселые капельки

Познакомить детей с правилами
поведения в бассейне, техникой
безопасности на воде.
Вызвать у детей интерес к занятиям
плаванием. Знакомство с правилами
личной гигиены
Учить ползать по дну бассейна.,
передвигаться за игрушкой, гладить
воду ладошкой, упражнять в движениях
ног.

Методические приёмы реализации
задач
Рассказать детям о значении плавания
и правилах поведения на воде.
Вхождение в воду, ходьба по
бассейну

Лежа в упоре на мелком месте,
выполнять движения ног, как при
плавании кролем. Подвижные игры:
«Собачка купается», «Фонтанчики»,
«Крокодилы», «На пляже».
Продолжать учить безбоязненно
Подвижные игры: «Мы гуляем»,
входить в воду, ползать по дну,
«Матросская шляпа», «Собачка
поливать себя из ведерка, работать
купается», «Из ведерка дождик льет»,
ногами в положении сидя и лежа на дне, «Ласковая водичка», «Воздушный
задерживать дыхание на вдохе,
шарик», «Наши уточки с утра».
передвигаться с различным положением
рук и ног.
Учить мыться под душем, подставляя
Подвижные игры: «Спустимся по
голову под воду, хлопать по воде,
лестнице», «Веселые брызги»,
передвигаться, держась за поручень и за «Дождик и солнышко», «Друг за
руки, работать ногами вверх -вниз, сидя другом», «Фонтаны», «Постираем
на бортике, отталкиваться руками от
платочки», «Спрячемся», «Зарядка»,
воды (вперед -назад, влево -вправо),
«Веселые пузыри», «Подуем на
задерживать дыхание и опускать голову водичку».

Кол-во
Занят.
1

Кол-во
минут
10

2

20

2

20

2

20

10

8-9

Ласковая водичка

10-11

Веселые брызги

12-13

Весёлые брызги

14-15

Веселые превращения

16-17

На голубых просторах

Учить входить в воду, поднимать
руками брызги, поливать себя из
ведерка, передвигаться по бассейну,
держась за игрушку, работать ногами.
лежа на груди, держась за поручень,
делать руками волнообразные
движения, дуть на игрушку, мыться под
душем, подставляя голову под воду
Учить входить в воду, делать плавный
выдох, поднимать ноги в
горизонтальное положение, держась за
поручень, спрыгивать с бортика с
помощью взрослого, работать ногами
сидя на бортике и лежа на груди,
держась за поручень, задерживать
дыхание и опускать лицо в воду.
Учить работать ногами лежа на груди,
держась за поручень, делать плавный
выдох в воду, опустив лицо, спрыгивать
с бортика с помощью взрослого,
задерживать дыхание на вдохе,
задерживать дыхание и опускать лицо в
воду
Учить самостоятельно входить в воду,
хлопать по воде руками, передвигаться
в различных направлениях, работать
ногами, держась за поручень. Делать
волны руками. Делать плавный выдох в
воду, опустив в нее лицо.
Учить входить в воду самостоятельно,
умываться, передвигаться по воде в
различных направлениях, работать
ногами, держась за поручни, делать
плавный выдох, опустив лицо в воду до

2
Подвижные игры: «Спустимся по
лестнице», «Веселые брызги», «С гор
вода», «Рыбки», «Фонтаны», «Стираем
платочки», «Переправа».

20

Подвижные игры: «Спустимся по
лестнице», «Зайки умываются»,
«Карусель», «Фонтаны», «Погладим»,
«Спрячемся», «Насос».

2

20

Подвижные игры: «Спустимся по
лестнице», «Ванька- встань-ка»,
«Моторчики», «Воздушный шарик»,
«Насос», «Обгонялочки»,
«Покатаемся».

2

20

Подвижные игры: «Буратино»,
«Веселые брызги», «Буря на море»,
«Фонтаны», «Моторчики», «Насос»,
«Волны на море».

2

20

Подвижные игры: «Зарядка»,
«Рыбки», «Лягушка», «Фонтаны»,
«Ласковая водичка», «Черепашка»,
«Веселые пузыри», «Маленькие и
большие ноги».

2

20

11

18-19

В гости к зайке

20-21

Буря на море

22-23

Сделаем фонтан

24-25

Волны на море

26-27

Воздушный шарик

уровня глаз, с помощью взрослого
нырят.
Учить заходить в воду, поднимать
руками брызги, передвигаться по
бассейну, держась за руки, работать
ногами лежа на груди, держась за
поручень, делать движения руками
вперед -назад, делать плавный выдох в
воду, спрыгивать в воду с бортика с
помощью взрослого
Закрепить умение самостоятельно
входить в воду, хлопать по воде руками,
передвигаться в различных
направлениях, работать ногами,
держась за поручень. Делать волны
руками. Делать плавный выдох в воду,
опустив в нее лицо.
Приучать двигать ногами, как при
плавании «кролем», в упоре лежа на
руках, упражнять в различных
движениях в воде, приучать
передвигаться организованно.
Закрепить умение спрыгивать в воду с
бортика с помощью взрослого; ходить
по бассейну за игрушкой; делать
плавный выдох в воду; отталкиваться
ногами от дна и поднимать их, держась
за опору.
Закрепить умение задерживать дыхание
на вдохе, задерживать дыхание и
опускать лицо в воду работать ногами
лежа на груди, держась за поручень.

Подвижные игры: «Карусель», «Гусята 2
у водицы», «Моторчики», «Подуем на
чай», «Насос», «Плывем на лодочке»,
«Ласковая водичка», «Черепашка»,
«Щука», «Маленькие и большие
ноги».

20

Подвижные игры: «Буратино»,
«Веселые брызги», «Буря на море»,
«Фонтаны», «Моторчики», «Насос»,
«Волны на море».

2

20

Бегать в воде, по сигналу собраться.
Сделать вдох и выдох в воду.
«Фонтан» на груди, спине. Игра «Мы
веселые ребята». Ходить в воде
парами. Упражнение «Насос».
Упражнение «Крокодилы». Игра
«Поймай рыбку».
«Три веселых братца», «Катера»,
«Поймай воду», «Дождик, дождик…»,
«Фонтаны», «Нырнем», «Волны на
море», «Смелые ребята».

2

20

2

20

Подвижные игры: «Спустимся по
лестнице», «Ванька- встань-ка»,
«Моторчики», «Воздушный шарик»,
«Насос», «Обгонялочки»,

2

20

12

28-29

Смелые ребята

30-32

Смелые ребята

33-34

Смелые ребята

Учить самостоятельному
передвижению в воде. Учить
погружаться в воду с головой,
задерживать дыхание
Закрепить умение задерживать
дыхание. и опускать лицо, делать
плавный выдох,
Учить детей открывать глаза в воде,
выдыхать в воду

«Покатаемся».
Погружение в воду до глаз Ходьба по
дну бассейна вперед, назад, боком,
погружение в воду с задержкой
дыхания, опустить лицо в воду.
«Морской бой», «Лягушка», «Поезд
идее в тоннель», «Фонтаны»,
«Часики», «Спрячемся», «Веселые
пузыри».
Погружаться по сигналу в воду,
открывая в воде глаза
Итого:

2

20

3

30

2

20

34

В группе младшего дошкольного возраста (3-4 года)
Количество занятий: 1 занятия в неделю
Продолжительность занятия: 15 минут.
№ занятия
Название темы
Задачи
1

Смелые ребята

2

Лодочка с
веслами

3

Крокодильчики

Учить детей бегать с высоким
подниманием бедра, держа руки на
поверхности воды. Совершенствовать
движения руками вправо-влево,
образовывая волны. Закреплять умение
погружаться в воду до подбородка.
Развивать смелость.
Учить бегать, высоко поднимая колени,
помогая гребковыми движениями рук.
Учить выпрыгивать из воды как можно
выше, а приземляться как можно ниже.
Воспитывать дисциплинированность.
Учить детей ходить на руках по дну

Методические приёмы реализации задач

Кол-во
занятий
1

Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Ходьба с наклоном
туловища вперед. бег парами «Лошадки».
Упражнения «Птички моют носики»,
«Ходьба по тоннелю». Игры «Поймай
мяч», «Пузырики». Свободное плавание,
выход из воды.
Разминка на суше. Построение и
1
объяснение задачи. Ходьба приставным
шагом, бег с работой рук, пускание
пузырей в воду, прыжки на двух ногах с
продвижением вперед, упр. «Остудим
чай», игра «Солнышко и дождик».
Свободное плавание, выход из воды.
Разминка на суше. Построение и
1

Кол-во
минут
20

20

20
13

бассейна вперед и назад. Воспитывать
ловкость, смелость.

4

Волны на море

Учить детей делать движения руками
вправо -влево, образовывая волны.
Продолжать учить погружаться в воду,
выпрыгнув из воды как можно выше и
опустившись как можно ниже.
Воспитывать уверенность.

5

Веселые пузыри

Продолжать учить погружаться в воду с
головой, открывать глаза в воде. Учить
доставать со дна игрушки. Упражнять в
правильном вдохе и выдохе. Использовать
разновидности ходьбы, бега, прыжков.

6

Открой глаза в
воде

Учить детей сочетать более сильные
движения со слабыми, упражнять в
погружении в воду с открытыми глазами
(видеть товарища в воде). Воспитывать
смелость.

7

Дружные ребята

Продолжать учить детей выполнять
погружение в воду с головой в парах.
Закреплять умение делать выдох в воду.
Воспитывать организованность.

8-9

Неразлучные
друзья

Закреплять умение делать правильный
выдох в воду, узнавать игрушки,
показанные под водой. Учить открывать

объяснение задачи. Ходьба «Цапли», бег
парами «Лошадки», ходьба
«Крокодильчики» вперед и назад, игра
«Солнышко и дождик». Выход из воды.
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Ходьба с наклоном
туловища вперед, упражнения «Волны на
море», бег «Кто быстрее», вдох - выдох в
воду 4 -5 раз, прыжки «Кто выше, кто
ниже», прыжки с поворотом «Волчок»,
игра «Поймай мяч».
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Ходьба приставным
шагом, бег с работой рук, опускание лица
в воду и пускание пузырей, прыжки на
двух ногах с продвижением вперед,
упражнение «Остудим чай», игра «Кто
достанет игрушку со дна». Свободное
плавание, выход из воды.
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Игровые упражнения:
«На прогулке», «Пошел слабый, сильный
дождик». Игра «Спрячемся от дождя»,
«Посмотри на товарища». Свободное
плавание, выход из воды.
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Ходьба правым левым боком, взявшись за руки. Упр.
«Лошадки», погружение в воду с головой
в парах. Упр. на дыхание «Дружные
ребята», игра «Покажи пятки».
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Упр. вдох -выдох,
ходьба правым -левым боком. Стоя в

1

20

1

20

1

20

1

20

2

40

14

10-11

Ровные спинки

12-13

Пройди в обруч

14-15

Задержи дыхание

16-17

Смелый водолаз

18-19

Достань игрушку

20-21

Медуза

22-23

Ровная стрела

глаза в воде, не бояться брызг и не
вытирать лицо руками.
Учить, держась за игрушку, вытянуть тело,
лечь на воду, упражнять в погружении.
Воспитывать организованность

парах, поочередно погружаться в воду с
выдохом. Игра «Коробочка».
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Ходьба по бассейну,
загребая воду руками, упр. вдох -выдох,
прыжки с погружением в воду.
Свободное плавание, выход из воды.
Продолжать учить детей погружаться в
Разминка на суше. Построение и
воду, задерживать дыхание, пробыть 2 - 3
объяснение задачи. Игровое упр.
секунды под водой. Упражнять в
«Лягушата», упр. вдох - выдох 4 -5 раз,
правильном дыхании. Воспитывать
упр. «Пройди в обруч». Упр. на дыхание
смелость.
«Чья лодочка быстрее приплывет».
Продолжать учить задерживать дыхание
Разминка на суше. Построение и
на 4 -5 секунд, двигаясь в туннеле,
объяснение задачи. Ходьба в положении
упражнять в выполнении движений в
полуприсед, бег «Кто быстрее», упр. вдох
ускоренном темпе, развивать силу мышц.
-выдох, ходьба через обруч, катание на
досках, на кругах.
Учить детей выполнять упражнения,
Разминка на суше. Построение и
двигаясь спиной вперед, выполнять упр. на объяснение задачи. Ходьба, загребая воду
погружение, стоя в круге. Воспитывать
руками, бег «Кто быстрее», вдох -выдох в
уверенность
воду 4 -5 раз. Упр. «Водолазы»,
«Поплавок».
Продолжать учить детей открывать в воде Разминка на суше. Построение и
глаза и доставать нужный предмет.
объяснение задачи. Ходьба в положении
полуприсед. Игра «Достань клад», бег,
загребая воду руками, вдох -выдох в
воду, игра «Часы»
Учить детей ложиться на воду после
Разминка на суше. Построение и
«поплавка». Упражнять в умении
объяснение задачи. Ходьба приставным
согласовывать свои движения с
шагом, упражнение «Поплавок» с
движениями товарища. Воспитывать
переходом в «Медузу», бег держась за
смелость, ловкость
доску, упр. на дыхание «Насос», игра
«Невод».
Учить детей с помощью игрушек ложиться Разминка на суше. Построение и

2

40

2

40

2

40

2

40

2

40

2

40

2

40
15

на воду. Учить садиться на дно без опоры.
Воспитывать смелость.
24-25

Насос

Продолжать учить детей ложиться,
опуская лицо в воду, тренировать в
выполнении упражнений на дыхание.

26-27

Стройные спинки

Продолжать учить ложиться на воду,
отрабатывать выдох под водой.
Воспитывать организованность.

28

Юные моряки

Учить принимать правильное исходное
положение головы и туловища, прежде,
чем лечь на спину. Воспитывать смелость.

29

Работаем ногами
в стиле кроль

Разучить движение ногами как при
плавании «кролем». Продолжать учить
скользить на груди. Воспитывать
уверенность в своих силах.

30

Лучшие стрелы

Продолжать учить детей активно работать
ногами, как при плавании стилем кроль.
продолжать учить скользить на груди.
Воспитывать уверенность в своих силах.

объяснение задачи. Присесть не отрывая
ноги от дна 4 -5 раз. Упр. «Кто дальше
проскользит», игра «Карусель»
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Прыжки на двух
ногах с продвижением вперед, упр.
«Насос», вдох -выдох в воду. Игры: «Кто
найдет клад», «Кто быстрее к флажку»
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Бег, загребая воду
руками, упр. вдох - выдох в воду, упр.
«Кто дальше проскользит» с доской,
скольжение без доски. Игры: «Морские
звезды», «Лягушата».
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Вдох -выдох в воду,
бег парами «Лошадки». Упр. «Медуза»,
«Кто дальше». Работа руками стоя у
бортика. Игры: «Стрела», «Покажи
пятки».
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Бег, загребая вод
руками, упражнения «Стрела», «Медуза»,
работать ногами лежа на груди у бортика,
упр. «Водолазы».
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Бег. загребая воду
руками, прыжки на двух ногах с
продвижением вперед, упр. на дыхание
«Пускаем пузыри», работать ногами лежа
на груди у бортика, упр. «Стрела», игра
«Гидросамолет»

2

40

2

40

1

20

1

20

1

20

16

31

Сильные ноги

Учить детей скользить на спине, груди.
Отрабатывать движения ногами. Развивать
силу мышц.

32

Быстрые торпеды

33

Игровое

Продолжать учить детей правильно
работать ногами как при плавании стилем
кроль. Скользить на груди, на спине.
Воспитывать интерес к занятиям, желание
научиться плавать
Закреплять умение задерживать дыхание.
Выполнять упражнения. Прилагая усилия
и чувствуя сопротивление воды. Развивать
силу.

34

Волны на море

Закреплять умение детей делать движения
руками вправо -влево, образовывая волны.
Закрепить умение погружаться в воду,
выпрыгнув из воды как можно выше и
опустившись как можно ниже.
Воспитывать уверенность.

Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Работать ногами,
держась руками за бортик. Прыжки с
погружением в воду. Упр. «Стрела».
Скольжение на спине
задачи. Ходьба, бег, прыжки с
гребковыми движениями рук.
Упражнения «Стрела», «Медуза»,
«Поплавок». Работа ногами лежа на
груди у бортика. Игра «Невод».
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Вход в воду
прыжком. Хождение по дну парами
левым-правым боком. Прыжки «Кто
выше, ниже». Задержка дыхания под
водой. Упражнения «Поплавок»,
«Медуза», «Стрела».
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Ходьба с наклоном
туловища вперед, упражнения «Волны на
море», бег «Кто быстрее», вдох - выдох в
воду 4 -5 раз, прыжки «Кто выше, кто
ниже», прыжки с поворотом «Волчок»,
игра «Поймай мяч».
Итого:

В группе среднего дошкольного возраста (дети 4-5 лет)
Количество занятий: 1 занятия в неделю
Продолжительность занятия: 20 минут.
№ занятия Название темы
Задачи
Методические приёмы реализации задач
1

Родная стихия

Учить детей работать прямыми ногами,
как при плавании способом кроль на
груди и на спине. Продолжать учить

Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Показ упражнений.
Работа ногами как при плавании способом

1

20

1

20

1

20

1

20

34

Кол-во
занятий
1

Кол-во
минут
25

17

прыжкам с погружением в воду.
Воспитывать смелость.
2

Игровое

Закреплять полученные навыки,
упражнять в четком и согласованном
выполнении упражнений

3

Чья стрела лучше

Учить детей лежать в воде лицом вниз,
вверх. Закреплять умение скользить 2 -3
шага без помощи доски. Воспитывать
смелость.

4

Мы веселые
ребята

5

Стройные спинки

Продолжать учить детей выполнять
движения руками и ногами, как при
плавании способом кроль. Закрепить
умение делать полный выдох в воду,
выполнять скольжение в упражнении
«Стрела». Воспитывать
дисциплинированность
Продолжать учить детей скользить по
поверхности воды на груди и на спине.
Упражнять в выдохах в воду с
поворотом головы для вдоха.
Продолжать учить ходить в положении
полуприсед с наклоном вперед и
работой руками, как при плавании
способом кроль на груди. Воспитывать
смелость.

6

Медузы

Продолжать учить скользить на спине,
закреплять умение выполнять

кроль. Упражнения «Водолазы», «Кто
выше», ходьба приставным шагом, игра
«Смелые ребята».
Разминка на суше. Построение и
1
объяснение задачи. Вход в воду прыжком,
ходьба по дну парами, прыжки «Кто выше»
10 раз, задержка дыхания под водой. Игры:
«Футбол», «Волны на море».
Разминка на суше. Построение и
1
объяснение задачи. Показ упражнений.
Прыжки «Зайки на лужайке», погружение в
воду «Покажи пятки», упр. «Насос»,
«Стрела». Игра «Плавучие стрелы».
Разминка на суше. Построение и
1
объяснение задачи. Показ упражнений.
Ходьба с работой рук, работа ногами в
стиле кроль, игра «Достань предмет со дна»,
вдох -выдох в воду, скольжение «Стрела»,
игра «Футбол на воде».
Разминка на суше. Построение и
1
объяснение задачи. Показ упражнений.
Ходьба с работой рук, работа ногами в
стиле кроль, игра «Достань предмет со дна»,
вдох -выдох в воду, скольжение «Стрела»,
игра «Футбол на воде». Разминка на суше.
Построение и объяснение задачи. Показ
упражнений. Скольжение поперек бассейна,
ходьба с наклоном и работой рук, вдох выдох с поворотом головы, упражнения
«Поплавок», «Медуза», скольжение на
спине, игра «Водолазы».
Разминка на суше. Построение и
1
объяснение задачи. Показ упражнений. Бег

25

25

25

25

25
18

7

Контрольное

8

Дружные ребята

9

Прямые стрелы

10

Сильные руки

11

Винт

12

Юные пловцы

движение, согласовывая свои действия с парами поперек бас., игра «Море
действиями товарищей.
волнуется», упражнения «Поплавок»,
«Медуза», скольжения на спине и на груди,
вдох - выдох в воду, игра «Достань клад»
Проверка и закрепление полученных
Разминка на суше. Построение и
навыков
объяснение задачи. Упражнения
«Поплавок», «Медуза», вдох - выдох в воду,
скольжение на груди и на спине.
Учить детей ходить в воде в положении Разминка на суше. Построение и
полуприсед с полным погружением.
объяснение задачи. Показ упражнений.
Закрепить правило: не толкать
Вход в воду прыжком, ходьба в положении
плавающих в воде товарищей.
полуприсед, упр. «Медуза», бег «Кто
Воспитывать дисциплинированность.
быстрее», вдох -выдох в воду, скольжение с
доской, игра «Поезд в тоннель»
Продолжать учить действовать
Разминка на суше. Построение и
согласованно.
объяснение задачи. Показ упражнений.
Продолжать упражнять детей в
Прыжки на двух ногах с продвижением
нырянии с доставанием предметов,
вперед, игра «Покажи пятки», вдох -выдох в
упражнять в скольжении. Воспитывать
воду, скольжение с доской и без доски
смелость
Закреплять умение выполнять
Разминка на суше. Построение и
упражнение с продвижением вперед,
объяснение задачи. Показ упражнений.
учить свободно ориентироваться в
Ходьба лицом и спиной вперед, игра
пространстве.
«Водолазы», скольжение на спине и на
груди, игра «Буксир»
Выучить с детьми упражнение «Винт». Разминка на суше. Построение и
Учить выполнять упражнения в
объяснение задачи. Показ упражнений.
ускоренном темпе, преодолевая
Ходьба боком, спиной вперед, упражнение
сопротивление воды. Развивать силу.
«Насос», «Поплавок», «Медуза», «Стрела»,
скольжение на груди и на спине, упр.
«Винт», вдох -выдох с поворотом головы,
игра «Передай мяч»
Закреплять умение выполнять
Разминка на суше. Построение и
упражнение «Винт». Развивать силу.
объяснение задачи. Показ упражнений.

1

25

1

25

1

25

1

25

1

25

1

25
19

Закреплять навык свободно
ориентироваться в воде

13

Дельфины

14

Учимся дышать

15

Веселые лягушата

16

Скольжение с
выдохом в воду

17

Смелые дельфины

Вход в воду прыжком, работа прямыми
ногами в стиле кроль, упр. «Винт», вдох выдох с поворотом головы, игра «Морские
звезды» упражнения «Поплавок», «Медуза»,
«Стрела», игра «Достань клад».
Учить детей нырять в обруч. Упражнять Разминка на суше. Построение и
в скольжении и погружении. Выполнять объяснение задачи. Показ упражнений.
правила поведения на воде.
Вход в воду прыжком, ходьба с гребковыми
движениями рук, игра «Водолазы», работа
ногами у бортика, скольжение на груди и на
спине, ныряние в обруч «Дельфин», игра
«Плавучие стрелы»
Продолжать учить выполнять
Разминка на суше. Построение и
гребковые движения руками.
объяснение задачи. Показ упражнений.
Выполнять скольжение из любого
Вход в воду прыжком, игра «Водолазы»,
исходного положения. Воспитывать
упр. «Поплавок», «Медуза», скольжение на
организованность
груди и на спине, нырни в обруч
«Дельфин», вдох -выдох с поворотом
головы, игра «Качели».
Продолжать учить выполнять
Разминка на суше. Построение и
гребковые движения руками.
объяснение задачи. Показ упражнений.
Выполнять скольжение из любого
Вход в воду прыжком, прыжки на двух
исходного положения. Воспитывать
ногах с продвижением вперед, работа
организованность.
ногами у бортика, скольжение на груди с
работой рук, скольжение на спине с работой
рук, игры по желанию детей.
Выполнять скольжение на груди с
Разминка на суше. Построение и
выдохом в воду. Воспитывать
объяснение задачи. Показ упражнений.
настойчивость.
Вход в воду прыжком, ходьба в парах.
Работа ногами в стиле кроль, скольжение на
груди и на спине, игра «Удочка»
Продолжать учить правильно
Разминка на суше. Построение и
выполнять движения ногами, делать
объяснение задачи. Показ упражнений.
вдох -выдох с поворотом головы,
Вход в воду прыжком, ходьба

1

25

1

25

1

25

1

25

1

25

20

упражнять в скольжении, в прыжках с
нырянием

18

Лодочка с веслами

19

Скольжение на
груди и на спине

20

Умелые ноги

21

Живые звездочки

22

Циркачи и
акробаты

наклонившись вперед и работая руками,
работа прямыми ногами в стиле кроль, вдох
- выдох в воду, игра «Смелые дельфины»,
скольжение на груди с выдохом в воду,
скольжение на спине.
Учить детей выполнять гребковые
Разминка на суше. Построение и
движения, двигаясь вперед спиной.
объяснение задачи. Показ упражнений.
Закрепить умение ритмично дышать.
Вход в воду прыжком, ходьба лицом и
спиной вперед, игра «Пузыри», упражнения
«Поплавок», «Медуза», скольжение на
груди и на спине, игра «Буксир».
Совершенствовать умение скользить на Разминка на суше. Построение и
груди с различным положением рук.
объяснение задачи. Показ упражнений.
Закреплять умение делать выдох в воду, Вход в воду прыжком, упражнения
как при плавании способом кроль.
«Поплавок», «Стрела» на груди и на спине,
Воспитывать смелость
работа ногами в стиле кроль, вдох -выдох с
поворотом головы, игра «Плавучие стрелы»
Обучить детей скользить по
Разминка на суше. Построение и
поверхности с вращением. Закреплять
объяснение задачи. Показ упражнений.
умение скользить на груди с помощью
Работа ногами у бортика, скольжение с
доски, опуская лицо в воду и работая
доской с работой ног, лицо опущено в воду,
ногами. воспитывать решительность
упр. «Винт», игра «Поезд в тоннель»
Продолжать учить детей скольжению на Разминка на суше. Построение и
груди и на спине. Совершенствовать
объяснение задачи. Показ упражнений.
навык погружения под воду с выдохом. Вход в воду прыжком, бег, загребая воду
Воспитывать смелость.
руками, «Медуза» на груди и на спине, вдох
-выдох в воду, «Стрела» с работой ног, игра
«Передай предмет под водой»
Обучать детей ходьбе по бассейну в
Разминка на суше. Построение и
наклонном положении с работой рук,
объяснение задачи. Показ упражнений.
лицо опущено в воду. Закреплять
Вход в воду прыжком, работа ногами в
умение скользить на груди и на спине.
стиле кроль, ходьба в наклонном положении
Воспитывать настойчивость
с работой рук, «Стрела» с работой ног, игра
«Покажи пятки», игра «Дружные

1

25

1

25

1

25

1

25

1

25

21

23-24

Выполни фигуру

25-26

Плаваем на спине

27-28

29-30

Диагностика
плавательных
умений детей.
Сильные руки

31-34

Плаваем на спине

дельфины».
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Показ упражнений.
«Медуза» на груди и на спине, «Стрела» на
груди и на спине, ходьба работая руками
лицом и спиной вперед, скольжение с
доской с работой ног, игра «Кто дольше
простоит, оторвав ноги от дна».
Разминка на суше. Построение и
объяснение задачи. Показ упражнений.
Упражнение «Торпеда» с работой ног, игра
«Достань клад», бег «Кто быстрее», упр. на
дыхание «Фонтан», игра «Винт». игра
«Ноги от дна».
Выявить уровень плавательных навыков Построение и объяснение задачи.
и умений детей в воде
Контрольные нормативы по методике
Казаковцевой Т.С.
Закреплять умение выполнять
Разминка на суше. Построение и
упражнение с продвижением вперед,
объяснение задачи. Показ упражнений.
учить свободно ориентироваться в
Ходьба лицом и спиной вперед, игра
пространстве.
«Водолазы», скольжение на спине и на
груди, игра «Буксир»
Совершенствовать скольжение с доской Разминка на суше. Построение и
в руках на груди, на спине, работая
объяснение задачи. Показ упражнений.
ногами. Совершенствовать умение
Упражнение «Торпеда» с работой ног, игра
скользить с вращением тела
«Достань клад», бег «Кто быстрее», упр. на
дыхание «Фонтан», игра «Винт».
Итого:
Продолжать обучать скользить по
поверхности воды с вращением тела,
совершенствовать умение лежать на
воде на груди и на спине. Учить детей
всплывать и удерживаться на воде в
вертикальном положении. Воспитывать
смелость
Обучать скольжению с доской в руках
на груди, на спине, работая ногами.
Совершенствовать умение скользить с
вращением тела

2

50

2

50

2

50

2

50

4

100

34

22

В группе старшего дошкольного возраста (дети 5-6 лет)
Количество занятий: 1 занятия в неделю
Продолжительность занятия: 25 минут.
№ занятия
Название темы
Задачи
Методические приёмы реализации задач
1-2

Дышим в стиле
кроль

Учить детей задерживать дыхание до
5. упражнять в скольжении на груди.
Выполнять упражнения «Поплавок»,
«Медуза» в быстром темпе.

3-4

Лучшая стрела

5

Водолазы

6-7

Ровная спинка

Учить входить в воду спадом с
колен. Продолжать учить детей
скользить на груди и на спине.
Закреплять умение выполнять
упражнения «Поплавок», «Медуза».
Учить правильному вдоху и выдоху.
Воспитывать внимание.
Учить делать несколько глубоких
вдохов и выдохов, затем – вдох и
глубокое погружение с длительным
выдохом. Обращать внимание на
качество выполнения упражнений.
Воспитывать
дисциплинированность.
Закреплять умение лежать на спине,
вытянув тело. При нырянии
открывать глаза в воде. Воспитывать
смелость.

8-9

Скольжение на

Учить детей правильно скользить на

Кол-во
занятий
2

Кол-во
минут
50

2

50

Разминка на суше. Построение и объяснение
задачи. Показ упражнений. Бег парами поперек
бассейна, опустить лицо в воду и пускать
пузыри, упр. «Поплавок», «Медуза», игра
«Водолазы», скольжение на спине 5 -6 раз, игра
«Буксир».

1

25

Разминка на суше. Построение и объяснение
задачи. Показ упражнений. Вход в воду
прыжком, прыжки на двух ногах с
продвижением вперед, игра «Покажи пятки»,
упр. «Поплавок», «Медуза», скольжение на
спине и на груди, упр. на дыхание «Насос», игра
«Достань клад», «Винт»
Разминка на суше. Построение и объяснение

2

50

2

50

Разминка на суше. Построение и объяснение
задачи. Показ упражнений. Вход в воду
прыжком, погружение в воду «Покажи пятки»,
бег «Кто быстрее», игра «Сосчитай пальцы»
(под водой), упр. «Стрела», «Поплавок»,
«Медуза», упр. на дыхание «Насос», игра –
эстафета.
Разминка на суше. Построение и объяснение
задачи. Показ упражнений. Ходьба с
изменением направления, игра «Покажи пятки»,
«Стрела» на спине и на груди, бег «Кто
быстрее», вдох -выдох в воду 6 -8 раз, упр.
«Поплавок», «Медуза», игра «Достань клад»

23

спине

10

11

12-13

14

15

спине. Закреплять умение выполнять
движения, согласовывать свои
действия с действиями товарищей.
Воспитывать уважение к товарищам.

задачи. Показ упражнений. Вход в воду
прыжком, бег с изменением направления, упр.
«Медуза», «Поплавок», бег «Кто быстрее», упр.
на дых. «Насос», скольжение на груди, на спине,
игра «Водолазы».
Юные пловцы
Учить ходить в воде в положении
Разминка на суше. Построение и объяснение
полуприсед, с полным погружением. задачи. Показ упражнений. Ходьба в положении
Закреплять правило: не толкать
полуприсед, лицо опущено в воду, упр.
плавающих в воде. Воспитывать
«Медуза», бег «Кто быстрее», вдох -выдох 6 -8
дисциплинированность.
раз, скольжение с доской, игра «Поезд в
тоннель», скольжение на спине, упр. «Винт».
Плавучие стрелы Учить детей скользить на груди,
Разминка на суше. Построение и объяснение
руки вверху. Продолжать упражнять задачи. Показ упражнений. Игра «Покажи
в нырянии с доставанием предметов. пятки», бег парами «Чья пара быстрее», вдох Воспитывать смелость.
выдох в воду 6 - 8 раз, игра «Плавучие стрелы»,
скольжение на спине, игра «Достань со дна»
Родная стихия
Разучить с детьми кувырок без
Разминка на суше. Построение и объяснение
опоры о дно. Продолжать учить
задачи. Показ упражнений. Прыжки на двух
скользить, руки вверху. Воспитывать ногах с продвижением вперед, бег помогая себе
организованность.
руками, работа ногами лежа у бортика, разучить
кувырок, скольжение (руки вверху), вдох -выдох
в воду 6 -8 раз, игра «Лягушка»
Морские
Продолжать учить детей скользить
Разминка на суше. Построение и объяснение
звездочки
из положения руки в стороны.
задачи. Показ упражнений. Ходьба в положении
Повторить кувырок. Закреплять
полуприсед, руки вперед, работа ногами у
навык свободного ориентирования в бортика, вдох -выдох в воду 6 -8 раз,
воде.
скольжение на груди с разным положением рук,
скольжение на спине с разным положением рук,
повторить кувырок, игры «Морские звезды»,
«Щука».
Утки -нырки
Закреплять умение выполнять
Разминка на суше. Построение и объяснение
упражнение с продвижением вперед. задачи. Показ упражнений. Игра «Покажи
Учить свободно ориентироваться в
пятки», бег парами «Чья пара быстрее», вдох пространстве.
выдох в воду 6 - 8 раз, игра «Плавучие стрелы»,

1

25

1

25

2

50

1

25

1

25

24

16

Достань клад

Учить детей доставать со дна
предметы. Упражнять в скольжении.
Воспитывать смелость.

17

Поплавок с
кувырком

18

На голубых
дорожках

19

Работаем ногами
в стиле кроль

Продолжать упражнять детей в
нырянии с доставанием предметов.
Закрепить умение кувыркаться в
воде без опоры о дно. Учить
выполнять упражнения в
ускоренном темпе, преодолевая
сопротивление воды, развивать силу.
Продолжать учить четко выполнять
движения ногами (из положения на
груди и на спине), свободно
ориентироваться в воде, упражнять в
дыхании.
Учить детей выполнять движения
ногами, как при плавании способом
кроль, с подвижной опорой.
Закреплять навык свободного
ориентирования в воде.

20

Плывем кролем
на груди

21-22

Лодочка с
веслами

Учить детей согласовывать дыхание
с работой рук стоя у бортика,
упражнять в работе ног, как при
плавании способом кроль, с
подвижной опорой. Закрепить навык
свободного ориентирования в воде.
Учить выполнять гребковые
движения руками попеременно.
Закреплять умение набирать воздух

скольжение на спине, игры с надувными
игрушками.
Разминка на суше. Построение и объяснение
задачи. Показ упражнений. Вход в воду
прыжком, игра «Сядь на дно», игра «Водолазы»,
скольжение на груди и на спине с доской, игра
«Буксир».
Разминка на суше. Построение и объяснение
задачи. Показ упражнений. Ходьба боком,
спиной, лицом вперед, упр.: «Насос»,
«Поплавок» с кувырком, «Медуза», скольжение
на груди и на спине, вдох -выдох в воду 6 -8 раз,
игра «Найди клад»
Разминка на суше. Построение и объяснение
задачи. Показ упражнений. Ходьба с
изменением направления «Лабиринт», игра
«Море волнуется», упр. на дыхание, работа
ногами у бортика, игра «Найди клад»
Разминка на суше. Построение и объяснение
задачи. Показ упражнений. Ходьба, работая
руками как при плавании способом кроль,
работа ногами лежа у бортика, упр. на дыхание
с поворотом головы, скольжение на груди с
доской с работой ног, игра «Винт».
Разминка на суше. Построение и объяснение
задачи. Показ упражнений. Ходьба в положении
полуприсед с наклоном туловища вперед
работая руками, вдох - выдох в воду стоя у
бортика с работой рук, плавание на груди с
доской в руках, игра «Морские звезды»
Разминка на суше. Построение и объяснение
задачи. Показ упражнений. Игра «Водолазы»,
упражнения «Поплавок», «Медуза», скольжение

1

25

1

25

1

25

1

25

1

25

2

50

25

23

Лучшая торпеда

24-25

Сильные ноги

26-27

Смелые
дельфины

28

Веселые
превращения

29-30

Водолазы

и полностью выдыхать при глубоком на груди с работой ног(«Торпеда»). Скольжение
приседе
на груди с работой рук, упражнения на дыхание
у бортика с работой рук, скольжение на спине с
работой рук, игры «Кто быстрей», «Морской
бой».
Продолжать учить выполнять
Разминка на суше. Построение и объяснение
гребковые движения руками,
задачи. Показ упражнений. Игра «Водолазы»,
выполнять скольжение из любого
упр. «Поплавок», «Медуза», скольжение на
исходного положения. Воспитывать груди с работой ног «Торпеда», скольжение на
организованность.
груди с работой рук, скольжение на спине с
работой рук, игра «Торпеда»
Продолжать учить детей
Разминка на суше. Построение и объяснение
скольжению на груди с работой ног. задачи. Показ упражнений. Ходьба в парах с
Совершенствовать умение
изменением направления, работа прямыми
правильно выполнять гребковые
ногами у бортика, упр. «Торпеда», вдох -выдох
движения. Воспитывать
у бортика с работой рук, скольжение на спине с
настойчивость.
работой рук, игры: «Удочка», «Охотники и
утки»
Продолжать учить правильно
Разминка на суше. Построение и объяснение
выполнять движения ногами, делать задачи. Показ упражнений. Ходьба поперек
вдох -выдох с поворотом головы.
бассейна в наклонном положении с работой рук,
Упражнять в скольжении, в прыжках работа ногами у бортика на груди и на спине в
с нырянием.
сочетании с дыханием, игра «Смелые
дельфины», упр. «Торпеда», скольжение на
спине с работой ног.
Закреплять умение выполнять
Разминка на суше. Построение и объяснение
движения под водой с открытыми
задачи. Показ упражнений. Упр. «Торпеда» с
глазами. Тренировать в скольжении доской, игра «Достань клад». Держась за доску,
на спине и на груди. Развивать
работать руками и ногами, скольжение на груди
выносливость.
с работой рук, скольжение на спине руки
вверху, игра «Спасатели».
Совершенствовать делать несколько Разминка на суше. Построение и объяснение
глубоких вдохов и выдохов, затем – задачи. Показ упражнений. Бег парами поперек
вдох и глубокое погружение с
бассейна, опустить лицо в воду и пускать

1

50

2

50

2

50

1

25

2

50

26

31-32

Работаем ногами
в стиле кроль

длительным выдохом. Обращать
внимание на качество выполнения
упражнений.
Совершенствовать движения ногами,
как при плавании способом кроль, с
подвижной опорой. Закреплять
навык свободного ориентирования в
воде.

33-34

Закрепление
полученных
навыков

Совершенствование знакомых
движения в ускоренном темпе.
Воспитывать силу и выносливость.

пузыри, упр. «Поплавок», «Медуза», игра
«Водолазы», скольжение на спине 5 -6 раз, игра
«Буксир».
Разминка на суше. Построение и объяснение
задачи. Показ упражнений. Ходьба, работая
руками как при плавании способом кроль,
работа ногами лежа у бортика, упр. на дыхание
с поворотом головы, скольжение на груди с
доской с работой ног, игра «Винт».
Разминка на суше. Построение и объяснение
задачи. Показ упражнений. Ходьба по дну,
загребая воду руками, вдох-выдох в воду с
поворотом головы, скольжение на груди и на
спине, плавание с доской, работая руками и
ногами. «Торпеда» на груди и на спине, игра
«Пятнашки с поплавком».
Итого:

2

50

2

50

34

27

7. Оценочные материалы к программе
Формы проведения итогов реализации программы: проведение диагностики в начале,
середине и в конце года форме решения конкретной задачи.
Показатели
Физическо-спортивное развитие детей дошкольного возраста
Общие показатели физического развития:
• компетентность (физическая компетентность);
• двигательная активность;
• эмоциональность;
• произвольность и свобода поведения;
• инициативность;
• самостоятельность и ответственность;
• способность к самооценке.
Специфические показатели развития плавательной подготовленности дошкольников по мере
решения конкретной задачи (по методике Т.И. Казаковцевой):
Методика проведения диагностики
Уровень развития основных навыков плавания оценивается с помощью тестирования
плавательных умений и навыков детей по каждой возрастной группе. В качестве критериев
оценки выбран ряд контрольных упражнений по методике Т.И. Казаковцевой. Для проведения
контрольных упражнений необходим секундомер, с помощью которого фиксируются временные
показатели упражнений с точностью до 0,1секунды. По борту бассейна должна быть сделана
несмывающейся краской разметка. Оценка плавательной подготовленности проводится два раза в
год. Допустимо проводить оценку и по мере решения каждой конкретной задачи обучения.
Контрольное тестирование (2-3года)
Навык плавания
Контрольное упражнение
Ныряние
Продвижение в
воде

Выдох в воду
Прыжки в воду
Лежание

Погружение лица в воду.
Погружение головы в воду.
Ходьба вперед и назад (вперед спиной) в воде глубиной до бедер или до
груди с помощью рук.
Бег (игра «Догони меня», «Бегом за мячом»).
Упражнение «Крокодильчик».
Вдох над водой и выдох в воду.
Выпрыгнуть вверх из приседа в воде глубиной до бедер или до груди.
Лежать на воде вытянувшись в положении на груди и на спине.
Скользить по поверхности воды.

Контрольное тестирование (3-4 года)
Навык плавания
Контрольное упражнение
Ныряние
Пытаться проплыть тоннель.
Подныривание под гимнастическую палку.
Продвижение в
воде

Пытаться доставать предметы со дна.
Упражнения в паре «на буксире».
Бег парами.
Скольжение на груди.
28

Выдох в воду

Упражнение на дыхание «Ветерок».
Вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.

Прыжки в воду

Выполнение серии прыжков с продвижением вперед.
Прыжок ногами вперед.

Лежание

Лежать на воде вытянувшись в положении на груди и на спине.

Контрольное тестирование (4-5 лет)
Навык плавания
Ныряние

Контрольное упражнение
Ныряние в обруч.
Проплывание тоннеля.
Подныривание под мост.

Продвижение в
воде

Игровое упражнение «Ловец».
Скольжение на груди с работой ног, с работой рук.
Скольжение на спине.
Продвижение с плавательной дощечкой с работой ног на груди.

Выдох в воду

Выполнение серии выдохов в воду.
Упражнение на задержку дыхания «Кто дольше».

Прыжки
в воду

Прыжок ногами вперед.
Соскок головой вперед.

Лежание

Упражнение «Поплавок».
Упражнение «Звездочка» на груди, на спине.
Лежание на спине с плавательной дощечкой.

Контрольное тестирование (5-6 лет)
Навык плавания
Ныряние

Контрольное упражнение
Проплывание «под мостом» (несколько звеньев).
Поднимание со дна предметов с открыванием глаз под водой.

Продвижение в
воде

Плавание на груди с работой рук, с работой ног.
Продвижение с плавательной доской на спине с работой ног.

Выдох в воду

Ритмичный вдох - выдох в сочетании с движениями ног.
Дыхание в положении лежа на груди с поворотом головы в сторону с
неподвижной опорой.

Прыжки в воду

Прыжок головой вперед.
Прыжок ногами вперед в глубокую воду.

Лежание

Упражнение «Осьминожка» на длительность лежания.
Упражнение «Звездочка» на груди, на спине в глубокой воде.
29

При оценке двигательных навыков детей, вводятся следующие обозначения.
• Высокий уровень– означает правильное выполнение, т. е. навык сформирован,
автоматизирован. Ребенок сам выполняет упражнение.
• Средний уровень – говорит о промежуточном положении, т.е. недостаточно правильном
выполнении упражнения. Ребенок выполняет с помощью.
• Низкий уровень – указывает на неправильное выполнение движения. Ребенок не выполняет
упражнение
8.Методическое обеспечение программы
Воронова Е.К. «Программа обучения детей плаванию в детском саду», 2013г.
Рыбак М.В. «Занятия в бассейне с дошкольниками», 2014 год.
Сидорова И.В. «Как научить ребенка плавать», 2014 год.

30

Приложение. Педагогическая диагностика «Физически -спортивного развития детей дошкольного возраста»
(методика Казаковцевой Т.И.)
Высокий уровень – выполнено 3 – 4 теста (1 тест – 5 баллов)
Средний уровень – выполнено 2 теста.
Низкий уровень – выполнен 1 тест
2 – 3 года
№п/п
Ф.И. ребенка

Свободное передвижение по дну
бассейна (ходьба, прыжки, бег)

Выдохи в воду

Погружение в воду с
головой

Доставание игрушек
со дна бассейна

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
3-4 лет
№
Ф.И. ребенка
п/п

Выдохи в воду

Погружение в воду
с головой

Доставание
игрушек со дна
бассейна

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
31

«Звезда» на груди
или спине

Скольжение на
груди или спине

4-5 лет
№
Ф.И. ребенка
п/п

Доставание
игрушек со дна
бассейна

«Звезда» на
груди

«Звезда» на
спине

«Поплавок»

Скольжение на
груди (с работой
ног)

Скольжение на
спине (с работой
ног)

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
5-6 лет
№
Ф.И, ребенка
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

«Звезда»
на груди

«Звезда»
на спине

«Поплавок»

Скольжение на
груди

32

Скольжение на
спине

«Кроль» на
груди

«Кроль» на
спине

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».