2 Структура дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности «Говорушки» 1.Содержание, объем дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности «Говорушки» 2.Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности «Говорушки» 3.Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы социальногуманитарной направленности «Говорушки» 4.Учебный план 5.Календарный учебный график 6.Рабочая программа педагога по реализации дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности «Говорушки» 7.Оценочные материалы к программе 8.Методические материалы к программе 3 7 9 13 14 15 53 56 3 1.Содержание и объем дополнительной общеобразовательной программы– дополнительной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности «Говорушки» Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности «Говорушки» (далее-Программа) для детей дошкольного возраста разработана на основе методического пособия «Логоритмические занятия в детском саду» под редакцией М.Ю.Картушиной. Дополнительная программа «Говорушки» направлена на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логоритмика. Музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий с использованием здоровьесберегающих технологий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально волевых качеств личности. Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движении и музыки. Они включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры, нейрогимнастику, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующие развитию ритма. Работа по созданию ритмического строя речи в основном принадлежит играм, которые созданы на основе стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию. Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, т.к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не заучивается. Тема берется на одно-два занятия в зависимости от сложности материала и психофизиологических особенностей детей. Актуальность С каждым годом растет количество детей с различными нарушениями речи. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками. Система подачи программных задач, методов, средств по знакомству детей с логоритмикой отработана с учетом возрастных особенностей и методических требований в непосредственно образовательной деятельности. В занятия включены элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия, работа над певческим, речевым и неречевым дыханием и развитием певческого 4 голоса, простейшие приемы массажа, гимнастики для глаз), а также нейрогимнастика (специально подобранные упражнения, с помощью которых организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта, что прямым образом отражается в речевом развитии). В занятия включены пальчиковые музыкально - речевые игры или массаж пальцев. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху или стопе. Каждое занятие по логортмике включает в себя упражнения на релаксацию под музыку, (помогающие детям снять напряжение, нервную нагрузку), чистоговорки, речевые или музыкальные игры, упражнения на развитие чувства ритма или внимания. Направленность Тематическая направленность и организационная вариативность программы способствуют формированию устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а, значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании. Адресат программы Программа предусматривает обучение детей от 2 до 5 лет. Ожидаемое количество детей в одной группе: 10 человек. К освоению Программы допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования. Форма организации занятий: групповая. Допускается формирование разновозрастных групп. В разновозрастных группах применяется методика дифференцированного обучения: при такой организации образовательного процесса педагог излагает новый материал всем обучающимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого). Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Говорушки» разработана в соответствии с нормативными документами: 1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 364820 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; 3.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года N 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»; 4.Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»; 5.Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г. № 652н «Профессиональный стандарт. Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации №629 от 27.07.2022 года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 5 7.Устав и локальные нормативные, распорядительные акты Березовского муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 39 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников». Цель и задачи программы Цель: профилактика и коррекция отклонений в речевом развитии детей с незначительными нарушениями речи, путём развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом, движением и музыкой, через музыкально-логоритмические занятия. Задачи: Образовательные: - создание благоприятных условий для детей, установление контакта с каждым ребенком с целью выявления его речевых, двигательных и музыкальных возможностей. - формировать двигательные умения и навыки; - формировать навык правильного произношения и употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением; - учить детей правильно выполнять оздоровительные упражнения, самомассаж; - учить артикуляционной гимнастке; - учить дыхательной гимнастике; - учить пальчиковой гимнастике. Развивающие: - развивать пространственные представления; - развивать координацию, переключаемость движений; - развивать речевое дыхание; - развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков, темпа, ритма речи; - развивать общую и мелкую моторику, умение напрягать и расслаблять мышцы; - развивать зрительное, слуховое и двигательное внимание, память. Воспитательные: - воспитывать способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность; - формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом; - совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма. Методы и формы работы На логоритмических занятиях используются общедидактические наглядные, словесные и практические методы. Наглядные методы – обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений. Приемы наглядности: 1) наглядно-зрительные: показ педагогом образца движения, подражание образцам окружающей жизни, использование зрительных ориентиров при преодолении пространства, использование наглядных пособий – кинофильмов, картин и т.п.; 2) тактильно-мышечные: включение различных пособий в двигательную деятельность. Например, воротца-дуги для перешагивания при ходьбе, помощь педагога, уточняющего положение отдельных частей тела; 3) наглядно-слуховые: инструментальная музыка, песня, стихотворения и т.п. 6 Словесные методы – помогают осмысливанию поставленной задачи. Приемы: 1) краткое описание и объяснение новых движений; 2) пояснение, сопровождающее показ движения; 3) указание, необходимое при воспроизведении движения; 4) беседа, предваряющая введение новых упражнений, подвижных игр; 5) вопросы для проверки осознания действий; 6) команды, распоряжения и сигналы (в качестве команд можно использовать считалки, игровые зачины и т.п.); 7) образный сюжетный рассказ в целях развития выразительности движений и перевоплощения в игровой образ; 8) словесная инструкция, с ее помощью происходит оживление следов прежних впечатлений в новых сочетаниях и комбинациях, возникает возможность образовать новые временные связи, сформировать новые знания и умения. Практические методы – обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движения на собственных мышечно-моторных ощущениях. Продолжительность: 1.Первый год обучения, дети 2-3 лет – 10 минут. 2.Второй год обучения, дети 3-4 лет - 15 минут. 3.Третий год обучения, дети 4-5 лет - 20 минут. 7 2. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы социальногуманитарной направленности «Говорушки» Реализация программы в образовательной организации призвана способствовать: • нормализации речи вне зависимости от речевого нарушения. • формированию умений выполнять движения в соответствии со словами. • формированию правильного речевого и физиологического дыхания. • формированию положительного эмоционального настроя к речи. • правильному выполнению артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцированию парных согласных звуков. • улучшению результатов диагностики развития речи. • выполнению оздоровительных упражнений для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела. • способности ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении. • улучшению показателей слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти. • положительным результатам диагностик музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с возрастом дошкольников (дети внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения). Планируемые результаты освоения программы детьми первого года обучения (ранний возраст, 2-3 года): повторяют за педагогом простейшие ритмические формулы; проявляют знание в последовательности движений в задании, стараются выполнить пальчиковую гимнастику с помощью (или без) педагога; умеют извлекать звук на колокольчиках, бубнах, погремушках и клавесах. Планируемые результаты освоения программы детьми второго года обучения (младший дошкольный возраст, 3-4 года): ритмично выполняет движения в соответствии со словами, передавая образ и характер; правильно берет дыхание во время пения; выполняет артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах; ориентируется в пространстве, двигается в заданном направлении; выполняет пальчиковую и нейро-гимнастики самостоятельно, осознают границы своего тела, выполняя элементы «самомассажа» в музыкально-ритмических и песенных формах; выполняют музыкально-мимические упражнения, элементы гимнастики для языка и губ, подражая педагогу; умеют извлекать звук из музыкальных и шумовых инструментов: погремушек, бубнов, гудочков и губных гармошек, знать их названия и тембры; освоили элементарные знания по работе на инструментах со звуковысотным рядом (ксилофон, металлофон, вибрафон и т.п.). Планируемые результаты освоения программы детьми третьего года обучения (средний возраста, 4-5 лет): умеют правильно и ритмично выполнять движения в музыкальнообразных играх гимнастике; проводить ассоциативные связи 8 между сюжетами игр, характером музыки и характером движений; понимают смысл заданий, выполнять их; проявляют знание последовательности движений, слов в каждом конкретном задании и подчинять этому свои движения; умеют расслабляться и напрягаться, управлять своей мимикой; умеют контролировать силу вдоха и выдоха, сочетать с произнесением звуков, слогов, слов, сочетают с выполнением гимнастических фигур; знают и выполняют пальчиковые фигуры, иллюстрировать ими стихи и сказки, подчинять действия музыкальному и речевому ритму; уметь извлекать звук из погремушек, бубнов, гудочков, губных гармошек, ксилофона, барабана; знать их названия и тембры, задействовать их для развития губ, дыхания, общей и мелкой моторики; играют и импровизируют на инструментах. 9 3. Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности «Говорушки» Срок реализации программы Программа рассчитана на 3 года обучения. Объем Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы, составляет 252 часа, из них: -1 год обучения – 84 учебных часа; -2 год обучения – 84 учебных часа; -3 год обучения – 84 учебных часа; Режим занятий Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 учебному часу. Учебный час равен: -первый год обучения (2-3 года) - 10 минут; -второй год обучения (3-4 года) - 15 минут; -третий год обучения (4-5 лет) – 20 минут; Формы обучения Обучение по программе осуществляется в очной форме. Виды занятий Занятия проводятся с применением различных структур: 1.Традиционное занятие; 2.Тематическое занятие. 3.Сюжетное занятие 4.Игровое занятие 5.Занятие - импровизация. Ниже приводится краткая характеристика каждому виду занятий. 1)Традиционные занятия делятся на: - обучающие; - закрепляющие; - итоговые. 2)Тематические занятия состоят из подготовительной, основной и заключительной частей. 3)Сюжетные занятия выстраиваются на основе русских народных и зарубежных сказок. Этапы процесса обучения. Целостный процесс обучения можно условно разделить на три этапа: - начальный этап; - этап углубленного разучивания; - этап закрепления и совершенствования. Важно, чтобы в процессе занятий по логоритмике, приобретение знаний, умений, навыков не являлось самоцелью, а развивало музыкально - двигательные и общие способности, творчество, формировало основы духовной культуры детей. Занятия по дополнительному образованию проводятся в музыкальном зале. Рабочее место педагога оснащено современными техническими средствами 10 обучения (ноутбук, проектор). Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала соответствует интересам и потребностям детей, целям и задачам Программы, а также, способствует трансформации знаний, умений в опыт. Требования к педагогу дополнительного образования, осуществляемому реализацию Программы Должностные обязанности. Осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников в соответствии со своей образовательной программой, развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует состав обучающихся, воспитанников кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения и принимает меры по сохранению контингента обучающихся, воспитанников в течение срока обучения. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий. Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся, воспитанников. Участвует в разработке и реализации образовательных программ. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение. Выявляет творческие способности обучающихся, воспитанников, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Организует разные виды деятельности обучающихся, воспитанников, ориентируясь на их личности, осуществляет развитие мотивации их познавательных интересов, способностей. Организует самостоятельную деятельность обучающихся, воспитанников, в том числе исследовательскую, включает в учебный процесс проблемное обучение, осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает с обучающимися, воспитанниками актуальные события современности. Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников. Оценивает эффективность обучения, учитывая овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым обучающимся, воспитанникам, а также обучающимся, воспитанникам, имеющим отклонения в развитии. Организует участие обучающихся, воспитанников в массовых мероприятиях. Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности. При выполнении обязанностей старшего педагога дополнительного образования наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по должности педагога дополнительного образования, осуществляет координацию деятельности педагогов дополнительного образования, других педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательного учреждения. Оказывает 11 методическую помощь педагогам дополнительного образования, способствует обобщению передового их педагогического опыта и повышению квалификации, развитию их творческих инициатив. Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность, Конвенцию о правах ребенка, возрастную и специальную педагогику и психологию, физиологию, гигиену, специфику развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников, основы их творческой деятельности, методику поиска и поддержки молодых талантов, содержание учебной программы, методику и организацию дополнительного образования детей, научно-технической, эстетической, туристскокраеведческой, оздоровительно-спортивной, досуговой деятельности, программы занятий кружков, секций, студий, клубных объединений, деятельность детских коллективов, организаций и ассоциаций, методы развития мастерства, современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода, методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями, лицами, их заменяющими, коллегами по работе, технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения, технологии педагогической диагностики, основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием, правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, правила по охране труда и пожарной безопасности. Требования к образованию и обучению Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" или Высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки "Образование и педагогические науки" Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе в соответствии с Федеральным законом об образовании привлекать к занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедших промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего образования направленности 12 дополнительной общеобразовательной программы определяется указанными организациями (в ред. Приказа Минпросвещения России от 30.09.2020 N 533) Организация образовательного процесса происходит в музыкальном зале, расположенном на первом этаже здания БМАДОУ «Детский сад № 39» г. Березовский. Материально-техническое обеспечение программы: • стол; • стулья; • проектор, экран; • ноутбук; • фортепиано; • музыкальные инструменты разных видов; • дидактические игры для обучения игре на музыкальных инструментах; • комплект методической литературы. 13 4.Учебный план дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности «Говорушки» Режим образовательной деятельности: 2 раза в неделю, во второй половине дня. Общее количество занятий в неделю – 2. Общее количество занятий в месяц – 8. Количество часов по возрастным группам: - ранний возраст - 84 часа, - младший дошкольный возраст – 84 часа, - средний дошкольный возраст – 84 часа, Общее количество занятий за весь период обучения – 252 часа. 14 5.Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год Начало учебного года Окончание учебного года Продолжительность учебного 2 сентября 2024 года 18 июля 2024 года 42 учебные недели года Продолжительность учебной 5 дней недели Выходные и нерабочие 4 ноября, 1-8 января, 23 февраля, 8 праздничные дни марта, 29, 30 апреля, 1, 9, 10 мая, 12 июня Педагогический мониторинг 4 недели 15 6.Рабочая программа педагога по реализации дополнительной общеобразовательной программе – дополнительной общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности «Говорушки» Тематический план образовательной деятельности в группе раннего возраста (2-3 года) Количество занятий: 2 занятия в неделю Продолжительность занятия: 10 минут №п/п Название темы Цели Кол-во Кол-во занятий минут 1-2 «Встреча с белочкой Развивать умение 2 в осеннем лесу» согласовывать ритмичные движения с речью под музыку. Развивать общую и мелкую моторику. Формирование правильного произношения гласных звука 20 3 «Сидит белка тележке» на Формирование двигательных 1 умений и навыков. Знакомство с разнообразными движениями, с пространственной организацией тела. Формирование правильного произношения гласных звуков 10 4-5 «Гости» 20 5-6 «Кто найдет?» Развитие речевого дыхания. 2 мимической и артикуляционной моторики. Развитие координации речи с движением. Развитие интонационной выразительной речи. Активация словаря по теме «Осень». Формирование правильного произношения гласных звуков грибок Развитие согласованных 2 движений обеих рук. Вызывание подражательной речевой деятельности в форме звуковых проявлений. Формирование способности к звукоподражаниям. Тренировка ориентации в 20 16 7-8 «Про то, как рыжий кот у бабушки живет» 9-10 «Кот и пес» 11 «Яблонька» 12-13 «В огороде заинька» 14 «День рождения зайчика» пространстве, соблюдении дистанции при ходьбе. Формирование правильного произношения гласных звуков Продолжать развивать общую и мелкую моторику. Развивать фонематический слух, чувство ритма. Укреплять мимические мышцы. Учить детей расслабляться. Формирование правильного произношения гласных звуков Продолжать развивать мелкую и общую моторику. Развивать фонематический слух. Продолжать учить детей расслабляться. Формирование правильного произношения гласных звуков Пополнять и активизировать словарь детей по теме «Фрукты». Учить точно выполнять движения в соответствии с текстом. Формировать правильное физиологическое дыхание. Развивать у детей слуховое внимание, общую и мелкую моторику, артикуляционную моторику, чувство ритма. Формирование правильного произношения гласных звуков Пополнять и активизировать словарь детей по теме «Овощи». Учить понимать грамматическую форму существительных множественного числа именительного падежа. Формировать правильную артикуляцию во время пения. Развивать у детей слуховое внимание, общую и мелкую моторику, артикуляционную моторику, чувство ритма. Формирование правильного произношения гласных звуков Развивать физиологическое и фонационное дыхание; 2 20 2 20 1 10 2 20 1 10 17 15 16-17 17-18 19-20 21 развивать общую и тонкую моторику, мимику, пантомимику. Развивать чувство равновесия, правильной осанки. Формировать двигательные умения и навыки. Развивать пространственную организацию движений «Лучшая игра» Формирование представления у детей о коте, утке, зайце, осени. Формирование двигательных умений и навыков. Продолжать знакомство с разнообразными движениями и с пространственной Развитие фонематического восприятия. Развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата. «Утёнок и его Формировать обобщённое друзья» представление о домашних птица. Развивать переключаемость и координацию движений. Развивать ритмическую выразительность. Развивать фонематический слух и слуховое внимание. Формирование правильного произношения гласных звуков «Домик для Формировать у детей воробья» ритмичное исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями. Совершенствование общей и мелкой моторики у детей. Учить детей короткому вдоху и длительному речевому выдоху. «Утки-беленькие Развитие фонематического грудки» восприятия. Развитие переключаемости с одного вида деятельности и движения на другой. Развитие мелкой моторики, зрительного, слухового и тактильного восприятия «Домок-теремок» Формировать обобщённое представление о животных, 1 10 2 20 2 20 2 20 1 10 18 22 22-23 24-26 27 28 птицах; развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики; развитие фонематического слуха и восприятия; развитие общих двигательных навыков и умений, согласование речи и движения; развитие слухового внимания и зрительной памяти. Формирования правильного произношения звуков [м],[п],[б]. «Кот Василий» Обогащать словарь прилагательными: мягкий, пушистый, добрый, ласковый. Продолжать знакомство с разнообразными движениями и с пространственной организацией тела. Развивать фонематический слух и восприятие. «Зимовье зверей» Развивать артикуляционный аппарат. Развивать положительное речевое дыхание. Развивать музыкальный слух. Упражнять детей в употреблении слов, обозначающих детёнышей животных. Активизация и обогащение словаря: зимовье, житьё. «Мельник и Формировать обобщённое медведь» представление о русских народных инструментах; развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики; развитие фонематического слуха и восприятия; развитие общих двигательных навыков и умений, согласование речи и движения; развитие слухового внимания и зрительной памяти. «Зайчик в гостях у Развитие общих двигательных ребят» навыков и умений, согласование речи и движения; развитие слухового внимания и зрительной памяти. «Белкина Развивать речь, мелкую помощница» моторику рук, познавательный интерес. Формировать навыки 1 10 2 20 2 20 1 10 1 10 19 29 30-31 32 33-36 пения и движений под музыку. Обогащение словаря: пухлый, помощница, колкая иголочка, закрома. Формирование правильного произношения звуков [т],[д],[н] и их мягкие пары. «Новогодняя елка» Развитие артикуляционного аппарата; коррекция общей моторики, развитие координации движений; развитие слухового внимания; развитие музыкального слуха и памяти. Подарки Дедушки Ф представлений у детей о Мороза Новом годе; о лесных жителях: белке, медведе, зайце, волке. Формирование двигательных умений и навыков. Продолжать знакомство с разнообразными движениями и с пространственной организацией тела. Развитие общей и мелкой моторики, выработка четких координированных движений во взаимосвязью с речью. Развитие фонематического восприятия. Развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов речи. Развитие переключаемости с одного вида деятельности и движения на другой. Формирование правильного произношения звуков Птичья елка Развитие мелодикоинтонационных и просодических компонентов речи. Развитие мелкой моторики, зрительного, слухового и тактильного восприятия Мороз и птички Развитие фонематического восприятия. Развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата. Развитие слухового внимания и двигательной памяти. Развитие мелодико- 1 10 2 20 1 10 4 40 20 37-40 Игрушки 40-41 Вкусная каша 42-44 Зимние забавы 45-46 Лошадка 47-48 Капризные внуки интонационных и просодических компонентов речи. Развитие мелкой моторики, зрительного, слухового и тактильного восприятия Развивать фонематический слух, зрительное внимание, память, общую и мелкую моторику рук, воображение. Расширять лексический запас. Вырабатывать точность речевых движений артикуляционного аппарата. Развитие речи, мелодикоинтонационных и просодических ее компонентов. Развитие фонематического восприятия. Развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата. Развитие слухового внимания и двигательной памяти. Развитие общей и мелкой моторики, выработка четких координированных движений во взаимосвязью с речью. Формирование правильного произношения звуков [ф],[й]. Развивать мимические мышцы лица, речевое дыхание, координацию движений, согласовывать речь с движением, обогащать словарный запас, развивать память, внимание, выразительность речи. Формирование правильного произношения звуков [ф],[й]. Познакомить с особенностями внешнего вида и образа жизни лошади. Обогащать активный и пассивный словарь по теме. Учить перевоплощаться при восприятии музыки, которая сопровождает игру. Начинать развивать у детей музыкальную память и слуховые представления. Развитие фонематического 4 40 2 20 3 30 2 20 2 20 21 49-50 «Весна пришла» 50-51 «Хозяюшка» 53-54 «Весёлые котята» восприятия. Развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата. Развитие слухового внимания и двигательной памяти Учить определять характер 2 музыки. Закрепить знания об обитателях весеннего леса. Развивать чувство ритма: учить правильно воспроизводить ритмический рисунок слова в сочетании с музыкой. Активизировать словарь по теме «Весна». Развивать и закреплять умение согласовывать слово с движением. Развивать мелкую и крупную моторику, координацию движений. Формирование правильного произношения свистящих звуков. Упражнять в изменении силы 2 голоса. Активизировать речь детей. Закрепить знания детей о домашних животных и птицах. Познакомить детей с устным народным творчеством. Обучать детей элементам театрализованной деятельности. Формирование правильного произношения свистящих звуков. Развивать музыкальные 2 качества (координацию движений, мелкую моторику при обучении приёмам игры на музыкальных инструментах). Развивать игровую деятельность детей, приобщать к нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Развитие фонематического слуха. Развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата. Выработка четких координированных движений во взаимосвязью с речью. Формирование правильного 20 20 20 22 55 «Про собачку» 56-57 «Верные друзья» 58-59 «Про петушка» 60 «Уточка и курочка» произношения свистящих звуков. Развитие фонематического восприятия. Развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата. Развитие слухового внимания и двигательной памяти. Развитие общей и мелкой моторики, выработка четких координированных движений во взаимосвязью с речью. Формирование правильного произношения свистящих звуков. Активизация движений речевого аппарата. Формирование умения договаривать за логопедом слова, словосочетания и проговаривать чистоговорки. Формирование простых движений под музыку и словесное сопровождение. Развитие зрительного и слухового восприятия; развитие речевого дыхания; импрессивного и экспрессивного словаря; речевого общения; артикуляционной, тонкой и общей моторики. Формирование правильного произношения свистящих звуков. Развивать интерес детей к произведениям устного народного творчества. Развивать активную речь (яркий хвост, красный гребешок, бородка, клюв), звукоподражание. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Формирование правильного произношения свистящих звуков. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Упражнять в звукоподражании. Формирование правильного 1 10 2 20 2 20 1 10 23 61-63 64-65 66-67 68-69 произношения свистящих звуков. «Радуга-дуга» Закреплять умение детей контролировать движения, мимику, жесты, эмоции. Координировать речь с движением. Обогащать, активизировать словарный запас. Закреплять знания названий основных цветов и их оттенков. Развивать сообразительность и активное воображение, обоняние. Развитие фонематического слуха. Развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата. Выработка четких координированных движений во взаимосвязью с речью. Формирование правильного произношения свистящих звуков. «Про зелёную Развитие общей моторики, лягушку» координации движений, пространственных представлений, мимики, пантомимики, чувства ритма с отстукиванием и отхлопыванием, развитие динамического праксиса, развитие артикуляционного аппарата, дыхания. Формирование правильного произношения свистящих звуков. «Лето наступает» Развитие общей моторики, координации движений, пространственных представлений, мимики, пантомимики, чувства ритма с отстукиванием и отхлопыванием, развитие динамического праксиса, силы и ловкости движений, развитие артикуляционного аппарата, дыхания. Формирование правильного произношения свистящих звуков. «После дождя» Формировать двигательные умения и навыки Развивать 3 30 2 20 2 20 2 20 24 70-71 «В лесу» 72-73 «Насекомые» 74-75 «Вкусные ягоды» пространственную организацию движений; развивать ловкость, силу, выносливость, переключаемость, координацию движений. Развивать чувство ритма; учить детей координировать речь и движения; развивать слуховое внимание; развивать фонематический слух; развивать плавность движений рук, умение соотносить темп движений с музыкальным сопровождением; развивать интонационную выразительность речи; активизировать словарь по лексическим темам. Формирование правильного произношения свистящих звуков. Формировать правильное 2 речевое дыхание; Обучать детей изменять высоту, силу голоса. Активизировать движения речевого аппарата. Развивать двигательные умения детей, координацию движений, пальчиковую моторику. Активизировать словарь по 2 теме «Насекомые». Совершенствование общей и мелкой моторики. Активизировать работу отдельных групп мышц спины, голеней и стоп, а также артикуляционных. Выработка четких 2 координированных движений во взаимосвязи с речью. Развивать слуховое внимание, общую и мелкую моторику. Развивать просодические компоненты речи. Формировать направленный ротовой выдох. 20 20 20 25 76-77 78-79 80 81-82 Обогащать и активизировать словарь по теме «Ягоды». «Поляна волшебных Формировать представление цветов» детей об объектах окружающего мира (о цветах). Развивать артикуляционную и мимическую моторику. Развивать двигательные, слуховые, зрительные координации. Развивать выразительность пения. Развивать внимание, память, мышление. Укреплять сердечнососудистую и двигательную системы. «Корзина грибов» Развитие памяти, внимания, оптико–пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, звукопроизношения. «Зайкин огород» Развивать чувство ритма, учить детей координировать речь и движения. Развивать речевое дыхание. Развивать слуховое внимание, фонематический слух; Формировать, развивать и корректировать слухозрительно-двигательную координацию. Развивать плавность движений рук, умение соотносить темп движений с музыкальным сопровождением. «Морское Формировать умение путешествие» координировать пение, речь и движение. Учить детей передавать в движении характер песни и музыки, развивать умение обыгрывать содержание песни. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику. Развивать фонематический слух. Развивать слухоречевую и двигательную память. 2 20 2 20 1 10 2 20 26 83-84 «Путешествуем играем» Всего занятий: Развивать воображение. Развивать чувство ритма, дыхание и Активизировать словарь по 2 темам: «овощи», «фрукты», «транспорт». Упражнять в рассказывании сказки с опорой на предметные картинки. Развивать внимание, логическое мышление. Развивать слуховое внимание и зрительную память; активизация мышц губ. Выработка умения сочетать речь с движением. Развивать фонематическое восприятие, мелкую моторику. Регуляция мышечного тонуса рук, ног и корпуса. 84 20 Тематический план образовательной деятельности в группе младшего возраста (3-4 года) Количество занятий: 2 занятия в неделю Продолжительность занятия: 15 минута № п/п 1 Название темы Задачи Кол-во занятий Дудочка Формировать знания об этических нормах и 1 правилах поведения в игре. Развивать слуховое внимание, память, образное мышление, движение и речь. Развивать внимание, память и воображение. Работать над снятием мышечных зажимов и преодолением двигательного автоматизма. Формирование правильного произношения гласных звуков. Кол-во минут 15 27 2 3 4 5 «Про то, как рыжий Продолжать развивать кот у бабушки общую и мелкую живет» моторику, внимание, фонематический слух, чувство ритма; укреплять мимические мышцы; продолжать учить детей, опираясь на ритмосхему, отстукивать ритмический рисунок; учить детей расслабляться. Формировани е правильного произношения гласных звуков. «Кот и пес» Совершенствовать координацию движений рук, ног; развивать общую мелкую моторику; учить отгадывать загадки. Учить простукивать ритм в заданном темпе, развивать фонематический слух; продолжать учить детей расслабляться. Формирование правильного произношения гласных звуков. «Солнышко и Прививать интерес и любовь дождик» к музыке. Учить ориентироваться в пространстве и соотносить движения с музыкой. Совершенствовать координацию движений рук, ног; развивать общую и мелкую моторику. Развивать фонематический слух. Формирование правильного произношения гласных звуков. «Тучки по небу Способствовать гуляют» формированию у детей целостного восприятия пространства и времени года. В игровой форме закрепить понятие величины, цвета. Учить простукивать ритм в заданном темпе, развивать фонематический слух; продолжать учить детей 1 15 2 30 2 30 2 30 28 6 «Яблонька» 7-8 Осень в лесу 8-9 «Заяц в огороде» 10 расслабляться. Формирование правильного произношения гласных звуков. Познакомить с основными 1 видами фруктов, научить узнавать их по картинке. Разучивание артикуляционного упражнения. Формирование фонематического слуха. Формирование правильного произношения согласных звуков. Развитие речевого дыхания. 2 Развитие мимической и артикуляционной моторики, фонематического слуха. Развитие координации речи с движением. Развитие интонационной выразительности речи. Активизация словаря по темам «Лес», «Осень». Формирование правильного произношения согласных звуков. Формировать знания об 2 овощах и фруктах, умению дифференцировать их, Формирование речедвигательных умений в стихотворениях и пальчиковой гимнастики. Развитие фонематического слуха. Формирование правильного произношения согласных звуков. «День рождения Учить выполнению 1 зайчика» самомассажа тела под речедвигательное сопровождение. Совершенствование выполнение статических артикуляционных упражнений. Разучивание танцевальных движений под музыкальное сопровождение. Формирование правильного 15 30 30 15 29 произношения звуков. согласных 11-12 Осенние листья Формировать двигательные 2 умения и навыки; развивать пространственную организацию движений. Развивать чувство ритма, учить детей координировать речь и движения. Упражнять в правильном и точном пропевании мелодии. Развивать речевое дыхание. Закреплять умение детей эмоционально передавать характер песни. Развивать слуховое внимание, фонематический слух. Формирование правильного произношения согласных звуков. для Усовершенствовать 2 артикуляционную гимнастику. Развивать танец и самомассаж тела, используя игровые приемы. Формирование правильного произношения свистящих звуков. 13-14 «Домик воробья» 15-16 «Домок-теремок» Формирование правильного 2 произношения свистящих звуков. Усовершенствование движений артикуляционного аппарата, закрепление пальчиковых игр и выполнение речевых композиций посредством движений. Развитие фонематического слуха. 30 17-18 «До свидания, Уточнять и расширять 2 птицы!» представления детей о перелетных птицах. Развивать моторную координацию, чувство ритма и темпа; Закреплять знания о пространственном расположении предметов относительно сторон 30 30 30 30 19-20 21-22 23-24 собственного тела и окружающих предметов. Развивать мимические движения лица, подвижность органов артикуляции, силу и высоту голоса, умение сочетать произношение звука с началом выдоха. Формирование правильного произношения свистящих звуков. «Зимовье зверей» Разучивание стихотворения с 2 движениями, усовершенствование танца под музыку. Развитие у детей слухового восприятия посредством музыкального инструмента – колокольчика. Разучивание новых артикуляционных упражнений. Формировать двигательные навыки. Активизация и обогащение словаря: зимовье, житьё. Формирование правильного произношения свистящих звуков. «Зима в лесу» Формировать двигательные 2 навыки и умения, чувства ритма, пространственные представления и способности произвольно передвигаться относительно других детей и предметов. Обучать детей самомассажу. Активизация словаря по теме «Зима». Развитие слухового внимания и зрительной памяти, совершенствование мелкой и общей моторики, выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью, развитие речевого дыхания. Формирование правильного произношения свистящих звуков. «Украшаем ёлочку» Формирование правильного 2 произношения свистящих звуков. Повторение 30 30 30 31 25-26 27-28 пройденных звуков и их пропевание. Заучивание новых новогодних композиций, используя музыку и движения. Усовершенствование артикуляционных упражнений и упражнений для развития мышления, памяти и мелкой моторики пальцев рук. Активизировать и обогащать словарь по теме «Новый год». Учить различать основные цвета: красный, синий, зелёный, жёлтый. Понимать, находить и называть ёлочные игрушки: шар, колокольчик, часы, подарки. «Наступает Новый Развитие артикуляционного 2 год» аппарата, фонематического слуха; коррекция общей моторики, развитие координации движений; коррекция дыхания; развитие чувства ритма; Учить обследовать предметы, выделяя их цвет, величину. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название. Формирование правильного произношения свистящих звуков. «Новогодний Совершенствовать 2 праздник в лесу» динамическую координацию. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать речевую память, облегчать процесс запоминания. Продолжать учить правильному воспроизведению ритмической структуры речи (темп, ритм дыхания, речевой слух). Развивать двигательную память. Формирование правильного 30 30 32 29-30 31-32 33-34 35-36 произношения свистящих звуков.на материале чистоговорок и речевых игр. «Снеговик» Развивать фонематический слух, зрительное внимание, память, общую и мелкую моторику рук, воображение. Расширять лексический запас. Вырабатывать точность речевых движений артикуляционного аппарата. Формирование правильного произношения свистящих звуков. «Помогите птицам» Закреплять знания, умения и навыки по лексической теме. Развивать слухомоторные и речедвигательные координации на материале стихотворений, песен, динамических упражнений, танцев. Формирование правильного произношения свистящих звуков. Совершенствовать знания о зиме и зимних месяцах; повторение танцев и песен о новогоднем празднике; обучению самомассажу пальцев рук и умению ритмично рассказывать стихотворения с движениями. Рукавичка Учить использовать в активной речи предлоги «в», «под»; учить помогать проводить простую инсценировку знакомой сказки; Развивать слуховое и зрительное внимание ребенка, логическое мышление — умение сравнивать, анализировать. Формирование правильного произношения свистящих звуков. «Поезд игрушек» Продолжать укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, учить поднимать его боковые края. Продолжать развивать 2 30 2 30 2 30 2 30 33 37-38 39-40 чувство ритма, общую и мелкую моторику, мимические мышцы, дыхательную мускулатуру, внимание; профилактика простудных заболеваний с помощью самомассажа. Формирование правильного произношения свистящих звуков. Разучивание новых танцевальных движений под музыку с использованием двигательных навыков и умений. Продолжать формирование фонематического восприятия и усовершенствовать пальчиковые умения. «Иван Иваныч Актуализация и активизация 2 Самоварыч» словаря по теме «Чайная посуда»; Формирование правильного произношения свистящих звуков. Продолжать развивать слуховое и зрительное восприятие, усложнять пальчиковые игры, усовершенствовать упражнения артикуляционного аппарата, сопровождая речевыми играми и песнями под музыкальное сопровождение или фонограмму. Закреплять умения перевоплощаться в подвижных играх и навыка расслабляться в конце занятия. «Как снеговики Развивать фонематический 2 солнце искали» слух, зрительное внимание, память, общую и мелкую моторику рук, воображение. Расширять лексический запас. Вырабатывать точность речевых движений артикуляционного аппарата. Расширить представление детей о Солнце, как объекте 30 30 34 41-42 43 44-45 неживой природы, его значение. Обогащать словарный запас детей через прилагательные. Развивать интонационную выразительность речи, совершенствовать диалогическую и монологическую речь детей. Формирование правильного произношения свистящих звуков. «У бабушки в Расширение пассивного 2 гостях» словаря детей; упражнение в звукоподражании; развитие слухового внимания, восприятия; активизация словаря. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику. Развивать дыхание и силу голоса. Формирование правильного произношения свистящих звуков. «Как козлик маму Формировать знания детей о 1 искал» весне, о празднике 8 Марта, используя речедвигательные упражнения и музыкальные композиции. Усовершенствовать навыки артикуляторных упражнений, используя пропевания гласных звуков: (А, О, У, Э, Ы). Научить выполнению массажа под музыкальное сопровождение и речедвижения. Формирован ие правильного произношения звуков [л][ль]. «Паровозик из Продолжать развитие 2 Ромашково» фонематического слуха и восприятия, закреплять умения выполнять дыхательные упражнения, сопровождая их речью, маленькими распевками; соотносить зрительные и словесные инструкции. Формирование правильного произношения звуков [л][ль]. 30 15 30 35 46 47-48 49 50 «Зайкина шубка» Продолжать развитие фонематического восприятия и речедвигательной ритмики. Дифференциация свистящих согласных в фонопедической ритмике, используя речевые навыки и умения; усовершенствование артикуляторных и моторных движений. Формирование правильного произношения звуков [л][ль]. «Весеннее Формирование двигательных солнышко» навыков и умений, певческих навыков, развитие ловкости, силы, выносливости, координации движений. Развитие слухового внимания, памяти, фантазии, творческих способностей, развитие мимической и артикуляционной моторики, интонационной выразительности речи; активизировать словарь по данной теме. Формирование правильного произношения звуков [л][ль]. «У меня Познакомить детей с полно хлопот» наступлением весны, весенними месяцами. Развитие фонематического восприятия этих звуков, усовершенствование движений в развитие речи. Формирование правильного произношения звуков [л][ль]. «Как цыплята Формировать знания детей о солнце будили» диких и домашних животных; Формировать умение различать животных и их детенышей. Знакомить детей с фольклором: потешками, песенками. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление. Развивать интонационную выразительность речи. 1 15 2 30 1 15 1 15 36 51 52 53-54 55-56 Развивать силу голоса и речевого дыхания (подражание лошадке, упражнять в звукоподражании. Формирование правильного произношения звуков [л][ль]. «Храбрый Продолжать развитие цыплёнок» зрительного и слухового внимания; формирование артикуляторного аппарата и формирование двигательных навыков. Формирование правильного произношения звуков [л][ль]. «Как петушок утро Формирование проспал» артикуляторных упражнений, направленных на выработку четкости произношения речи. Развитие фонематического восприятия этих звуков, усовершенствование движений в развитие речи. Развивать интонацион ную выразительность речи. Формирование правильного произношения звуков [л][ль]. Прогулка в Формирование правильного весеннем лесу произношения звуков [л][ль]. Усовершенствовать двигательные и речевые навыки в подвижных играх, усложнять упражнения для моторики всего тела и пальцев рук, закреплять артикуляционные умения. «Прилетайте, Уточнять и расширять птицы!» представления детей о перелетных птицах. Развивать моторную координацию, чувство ритма и темпа. Формировать знания о пространственном расположении предметов относительно сторон собственного тела и окружающих предметов. Развивать мимические движения лица, подвижность 1 15 1 15 2 30 2 30 37 57-58 59-60 61-62 63-64 органов артикуляции, силу и высоту голоса, умение сочетать произношение звука с началом выдоха; закреплять умение выделять голосом слогообразующие гласные. Формирование правильного произношения звуков [л][ль]. «Кораблик» Развивать у детей внимание, память, мелкую моторику. Развивать речедвигательную координацию. Развивать способность передавать в движениях характер музыкального произведения. Развивать фонематический слух. Формирование правильного произношения звуков [л][ль]. «Дела много у Разучивание новых зверей» упражнений для динамического уклада артикуляционных поз; закрепление двигательных навыков в речевых играх и пальчиковой гимнастике. Продолжать развивать мышление, память, воображение. Формирование правильного произношения звуков [л][ль]. «Чей это домик?» Формирование речевых и двигательных навыков на занятиях по логоритмике; закрепление и совершенствование упражнений по артикуляции и интонационному восприятию. Развитие фонематического слуха и восприятия. Формирование правильного произношения звуков [л][ль]. «Пароходик» Развитие общей моторики. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Развитие слухового внимания. Развитие координации и согласованности движений с ритмом музыки. 2 30 2 30 2 30 2 30 38 65-66 «Бобровый пруд» 67-68 «Здравствуй, лето» 69-70 «Летний дождик» 71-72 «Глупый мышонок» Формирование длительного выдоха. Формирование ощущения полного речевого и музыкального предложения. Воспитание темпа и ритма движений. Развитие речевого дыхания. 2 Развитие двигательных возможностей артикуляционного аппарата. Развитие фонематического слуха. Обогащение словаря. Формирование правильного произношения звуков [л][ль]. Развитие общей и мелкой 2 моторики, мимики. Развитие артикуляционных движений. Развитие фонематического восприятия. Расширять и активизировать словарь по теме «Лето». Развивать зрительно-пространственное восприятие. Развивать слуховое и зрительное внимание, память; активизировать процессы мышления. Развивать слуховое 2 внимание, фонематический слух. Формировать, развивать и корректировать слухозрительно двигательную координацию. Развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков. Развивать плавность движений рук, умение соотносить темп движений с музыкальным сопровождением. Развивать интонационную выразительность речи, активизировать словарь по теме «Погодные явления». Развивать умение соотносить 2 движения с речью. Формировать правильную звуковую 30 30 30 30 39 73-74 «В лесу» 75-76 «Насекомые» 77-78 «Вкусные ягоды» артикуляцию. Развивать речевое дыхания. Формировать умение перевоплащаться в разные образы. Учить напрягать и расслаблять мышцы. Формировать правильное 2 речевое дыхание; Обучать детей изменять высоту, силу голоса. Активизировать движения речевого аппарата. Развивать двигательные умения детей, координацию движений, пальчиковую моторику. Развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие. Формировать, развивать и корректировать слухозрительно-двигательную координацию. Развивать плавность движений рук, умение соотносить темп движений с музыкальным сопровождением. Развивать интонационную выразительность речи. Активизировать словарь по теме «Животные и растения леса». Формировать знания детей о 2 насекомых и их повадках. Формировать пространственные понятия. Развивать у детей воображение, логическое мышление, внимание. Совершенствование общей и мелкой моторики. Активизировать работу отдельных групп мышц спины, голеней и стоп, а также артикуляционных. Выработка четких 2 координированных движений во взаимосвязи с речью. Развивать слуховое внимание, общую и мелкую моторику. Развивать 30 30 30 40 79-80 81 просодические компоненты речи. Формировать направленный ротовой выдох. Обогащать и активизировать словарь по теме «Ягоды». «Поляна Формировать представление 2 волшебных цветов» детей об объектах окружающего мира (о цветах). Развивать артикуляционную и мимическую моторику. Развивать двигательные, слуховые, зрительные координации. Развивать выразительность пения. Развивать внимание, память, мышление. Укреплять сердечнососудистую и двигательную системы. «Корзина грибов» Развитие памяти, внимания, 1 оптико–пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, звукопроизношения. 82 «Морское путешествие» 83 «Рыбка Немо» Формировать умение 1 координировать пение, речь и движение. Учить детей передавать в движении характер песни и музыки, развивать умение обыгрывать содержание песни. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику. Развивать фонематический слух. Развивать слухоречевую и двигательную память. Развивать воображение. Развивать чувство ритма, дыхание Актуализация словаря 1 по теме «Рыбы». Выработка плавности движений, певческих навыков. Развитие слухового внимания и 30 15 15 15 41 зрительной памяти; активизация мышц губ. Выработка умения сочетать речь с движением. Развитие фонематического восприятия; развитие мелкой моторики. Регуляция мышечного тонуса рук, ног и корпуса; 84 «Путешествуем играем» Всего занятий: и Активизировать словарь по 1 темам: «овощи», «фрукты», «транспорт». Упражнять в рассказывании сказки с опорой на предметные картинки. Развивать внимание, логическое мышление. Развивать слуховое внимание и зрительную память; активизация мышц губ. Выработка умения сочетать речь с движением. Развивать фонематическое восприятие, мелкую моторику. Регуляция мышечного тонуса рук, ног и корпуса. 84 15 Тематический план образовательной деятельности в группе среднего дошкольного возраста (4-5 лет) Количество занятий: 2 занятия в неделю Продолжительность занятия: 20 минут № п/п 1 2 Название темы Цыпленок семья Задачи Кол-во занятий его Продолжать учить координировать движения со 1 словами, добиваться четкого произнесения чисто говорки [ж], развивать мелкую мускулатуру рук История о том, как Развитие мелкой моторики и 2 Цып и Цыпа свой координации движений. дом искали Провести логопедическую гимнастику, чисто говорку [с - с’]. Разучить игру «Кошка и цыплята» Кол-во минут и 20 40 42 3 4 5-6 7-8 9-10 Белая козочка Развивать внимание, укреплять мышцы губ и развивать подвижность. Работать над четким произнесением звука [к-к’] У кошки день Развитие координации речи и рождения движения, мелкой мускулатуры рук. Укреплять мышцы губ, мускулатуру языка и щек, развивать произвольные движения языка. Работать над четким произнесением звука [д-д’], разучить скороговорку «Щенок» Лесные звезды Развивать координацию речи и движения, чувство ритма. Провести фонопедическое упражнение «Осенние листья». Способствовать преодолению утомляемости жевательной мускулатуры, укреплять мускулатуру языка и щек, развивать подвижность языка. Продолжать работать над звуком [д-д’]. Разучить стихотворение «Надо умываться». Зайка-огородник. Продолжать четко произносить звук [д-д’] с движениями, развивать мелкую моторику рук. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность, укреплять мышцы шеи, вырабатывать движение губ вперед, способствовать развитию зубочелюстной системы в акте речеобразования Любимое кушанье развивать мелкую мускулатуру рук, координацию движений. Развивать подвижность языка и укреплять мышцы щек. Способствовать развитию подвижности нижней челюсти. Отрабатывать умение удерживать язык 2 40 2 40 2 40 2 40 2 40 43 11-12 13-14 15-16 17-18 наверху в положении, необходимое для звука [р], растягивать подъязычную связку. Упражняться в произнесении скороговорки и чистоговорки. Упражняться на увеличение продолжительности выдоха. Развивать внимание. Дорога на Развивать мелкую моторику мельницу. рук. Развивать внимание. Упражняться в произнесении чистоговорки на звук [ш]. Развивать подвижность нижней челюсти. Верные друзья. Закреплять знания детей о лесе. Упражняться в произнесении чистоговорки [ц]. Развивать внимание, мелкую моторику рук. Учить образовывать прилагательные. Развивать мышечную силу и подвижность губ, способствовать растяжке подъязычной связки, укреплять мускулатуру щек. Сказка про зайцев. Развивать координацию движений и чувство ритма. Учить выполнять самомассаж мышц губ. Укреплять жевательную мускулатуру, укреплять круговую мышцу рта, развивать умение округлять губы и удерживать их в таком положении. Упражняться в произнесении звука [б-б’]. Развивать внимание. Круглый год. Развивать внимание. Работать над чувством ритма и координацией движений. Продолжать работать над четким произношением звука [б-б’]. Укреплять мышцы шеи, способствовать укреплению мышц гортани, тренировать способность к переключению с одной позиции на другую. 2 40 2 40 2 40 2 40 44 19-20 21-22 23-24 25-26 27-28 Развивать мелкую моторику рук. Разучить упражнение Времена года. Закреплять знания детей о временах года. Упражняться в произнесении звука [н-н’]. Укреплять круговую мышцу рта. Развивать умение округлять губы и удерживать их в таком положении. Работать над ритмом и координацией. Про Мурочку - Развивать моторику рук. Мурысоньку. Упражняться в произнесении чистоговорки на звук [к-к’]. Способствовать динамике движений кончика языка внутри рта, улучшать нервную проводимость, усиливать кровоснабжение мышц языка. Разучить стихотворение с движениями «Мурочка- Снегурочка». Мурка в город Развивать моторику рук. собирается. Упражняться в произнесении чистоговорки на звук [к-к’]. Учить спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Работать над координацией движений, учить играть в игры народов мира. Как Мурочка Деда Развивать координацию Мороза будила. движений и ритм. Вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность его кончика. Разучить игру «Догонялки с мишкой», упражняться в произнесении чистоговорки на звук [р-р’]. Развивать моторику рук. Дед Мороз Развивать мелкую моторику рук. Разучить стихотворение с движениями «Как на горке снег». Вырабатывать подъем языка, укреплять его мышцы. Работать над четким произношением звука [ц]. 2 40 2 40 2 40 2 40 2 40 45 29-30 31-32 33-34 35-36 37 Развивать динамическую сторону общения. Снегурочка на Развивать выразительность новогодней елке в речи. Укреплять мышцы губ лесу. и формировать навык равномерного Волчья песня Рассказать детям о рождественских колядках. Учить произносить скороговорку «Наш Полкан» в быстром темпе. Развивать мелкую моторику рук. Развивать дыхание в упражнении «Кукареша». Развивать мышечную силу губ и гортани. Способствовать развитию подвижности губ и нижней челюсти. Петушок Развивать мелкую моторику рук. Развивать динамическую сторону общения, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения. Развивать память, внимание. Стимулировать движения нижней челюсти. Автоматизировать звук [ч] в чистоговорке. Знакомить с играми народов мира. Лисичка со Знакомить детей с устным скалочкой народным творчеством. Развивать дыхание. Развивать мелкую моторику рук. Автоматизировать звук [с-с’] в чистоговорке. Развивать мимико¬артикуляционные мышцы, стимулировать движения нижней челюсти. Развивать слуховое внимание. Петух да собака. Упражняться в координации речи и движений. Развивать тонкие движения пальцев рук. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ. Тренировать подъем языка с одновременным 2 40 2 40 2 40 1 20 1 20 46 38-39 Бременские музыканты 40-41 А что у вас? 42-43 Вот так мастера 44-45 Как стать большим 46-47 Даша и Маша выполнением более тонких движений. Способствовать улучшению иннервации (нервной проводимости). Упражняться в развитии дыхания на гласные звуки. Учить делать самомассаж языка, укреплять круговую мышцу рта. Развивать координацию речи и движений. Развивать динамическую сторону общения через коммуникативную игру «Оладушки». Развивать гибкость и подвижность языка, научить держать язык распластанным, широким. Развивать дыхание. Развивать мелкую моторику рук, общую моторику. Закрепить знания детей о празднике 8 Марта. Развивать динамическую сторону общения через коммуникативную игру «Оладушки». Разучить диалог «Сапожник». Развивать дыхание, внимание. Разучить стихотворение с движениями «Тик-так». Развивать тонкие движения пальцев рук. Укреплять мышцы губ, развивать их подвижность. Учить удерживать губы и язык в заданном положении. Развивать общую моторику. Автоматизировать звук [в-в’] в чистоговорке. Развивать динамическую сторону общения . Развивать мелкую моторику рук. Учить делать язык узким и удерживать его в таком положении. Разучить русскую народную закличку «Солнышко». 2 40 2 40 2 40 2 40 2 40 47 48 Горшочек каши 49-50 Как мышонок стал трудолюбивым 51-52 Сказка про бурого мишку и мышкувертушку. 53-54 Чьи это ушки? 55 История о том, как мышата. помогли зайчонку найти свой дом. Дифференцировать звуки [нн’], [д-д’]. Развивать память, внимание. Развивать координацию движений и речи. Развивать гибкость языка, тренировать в умении направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе. Упражняться в произнесении звука [ш]. Учить играть в игры народов мира. Упражняться в произнесении шипящих звуков. Развивать общую моторику, мелкую моторику рук. Способствовать укреплению жевательно-артикуляторных мышц. Отрабатывать произвольные движения языка, укреплять кончик языка. Укреплять мышцы губ. Упражняться в произнесении звука [ж] в чистоговорке. Стимулировать движения нижней челюсти. Развивать динамическую сторону общения. Автоматизировать звук [нн’]. Развивать координацию движений и речи. Развивать гибкость языка, его подвижность, укреплять мышцы языка.. Закреплять умение играть в подвижные игры, поднимать эмоциональный настрой. Развивать мелкую моторику рук. Активизировать мышц губ и зева. Стимулировать движения нижней челюсти. Дифференцировать звуки [чш]. Развивать координацию движений и речи. 1 20 2 40 2 40 2 40 1 20 48 56-57 58-59 60-61 62-63 64-65 66-67 Красный фонарик Развивать общую и мелкую моторику. Активизировать в речи звуки [л-л’]. Укреплять мимико-артикуляторные мышцы лица. Работать над выразительностью речи. Колесо Развивать внимание, мелкую моторику рук. Активизировать в речи звуки [в-в’]. Развивать координацию движений и речи. Укреплять мускулатуру губ и щек. Способствовать растяжке подъязычной связки (уздечки). Бычок - смоляной Развивать мелкую моторику бочок. рук. Автоматизировать в речи звук [ч]. Стимулировать мимико¬артикуляторные мышцы лица. Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством. Коза - обманщица Разучить русскую народную потешку «Козонька рогатая». Развивать тонкую мускулатуру пальцев рук. Отрабатывать подъем языка. Развивать подвижность кончика языка. Автоматизировать в речи звуки [л-л’]. Развивать динамику и ритм. Развивать внимание. «Здравствуй, лето» Развитие общей и мелкой моторики, мимики. Развитие артикуляционных движений. Развитие фонематического восприятия. Расширять и активизировать словарь по теме «Лето». Развивать зрительно-пространственное восприятие. Развивать слуховое и зрительное внимание, память; активизировать процессы мышления. «Летний дождик» Развивать внимание, слух. 2 40 2 40 2 40 2 40 2 40 слуховое 2 фонематический Формировать, 40 49 68-69 «Глупый мышонок» 70-71 «В лесу» развивать и корректировать слухо-зрительно двигательную координацию. Развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков. Развивать плавность движений рук, умение соотносить темп движений с музыкальным сопровождением. Развивать интонационную выразительность речи, активизировать словарь по теме «Погодные явления». Развивать умение соотносить 2 движения с речью. Формировать правильную звуковую артикуляцию. Развивать речевое дыхания. Формировать умение перевоплащаться в разные образы. Учить напрягать и расслаблять мышцы. Формировать правильное 2 речевое дыхание; Обучать детей изменять высоту, силу голоса. Активизировать движения речевого аппарата. Развивать двигательные умения детей, координацию движений, пальчиковую моторику. Развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие. Формировать, развивать и корректировать слухозрительно-двигательную координацию. Развивать плавность движений рук, умение соотносить темп движений с музыкальным сопровождением. Развивать интонационную выразительность речи. Активизировать словарь по теме «Животные и растения леса». 40 40 50 72-73 74-75 76-77 78-79 80 «Насекомые» Формировать знания детей о насекомых и их повадках. Формировать пространственные понятия. Развивать у детей воображение, логическое мышление, внимание. Совершенствование общей и мелкой моторики. Активизировать работу отдельных групп мышц спины, голеней и стоп, а также артикуляционных. «Вкусные ягоды» Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью. Развивать слуховое внимание, общую и мелкую моторику. Развивать просодические компоненты речи. Формировать направленный ротовой выдох. Обогащать и активизировать словарь по теме «Ягоды». «Поляна Формировать представление волшебных цветов» детей об объектах окружающего мира (о цветах). Развивать артикуляционную и мимическую моторику. Развивать двигательные, слуховые, зрительные координации. Развивать выразительность пения. Развивать внимание, память, мышление. Укреплять сердечнососудистую и двигательную системы. «Корзина грибов» Развитие памяти, внимания, оптико–пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, звукопроизношения. «Зайкин огород» 2 40 2 40 2 40 2 40 развивать общую и тонкую 1 моторику, мимику, 20 51 пантомимику. Развивать чувство ритма, учить детей координировать речь и движения. Развивать речевое дыхание. Развивать слуховое внимание, фонематический слух; Формировать, развивать и корректировать слухозрительно-двигательную координацию. Развивать плавность движений рук, умение соотносить темп движений с музыкальным сопровождением. 81-82 «Морское путешествие» 83 «Рыбка Немо» 84 «Путешествуем играем» Формировать умение 1 координировать пение, речь и движение. Учить детей передавать в движении характер песни и музыки, развивать умение обыгрывать содержание песни. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику. Развивать фонематический слух. Развивать слухоречевую и двигательную память. Развивать воображение. Развивать чувство ритма, дыхание Актуализация словаря 1 по теме «Рыбы». Выработка плавности движений, певческих навыков. Развитие слухового внимания и зрительной памяти; активизация мышц губ. Выработка умения сочетать речь с движением. Развитие фонематического восприятия; развитие мелкой моторики. Регуляция мышечного тонуса рук, ног и корпуса; 20 и Активизировать словарь по 1 темам: «овощи», «фрукты», «транспорт». Упражнять в 20 20 52 рассказывании сказки с опорой на предметные картинки. Развивать внимание, логическое мышление. Развивать слуховое внимание и зрительную память; активизация мышц губ. Выработка умения сочетать речь с движением. Развивать фонематическое восприятие, мелкую моторику. Регуляция мышечного тонуса рук, ног и корпуса. Всего занятий: 84 53 7. Оценочные материалы к программе Педагогическая диагностика обучающихся проводится с целью контроля знаний обучающихся и проверки результативности обучения посредством диагностического инструментария. Диагностический инструментарий включает в себя следующие формы: • наблюдение с фиксацией результатов; • выполнение заданий дидактических игр. Цель диагностики в начале года – выявление уровня сформированности слуховой и двигательной памяти, состояния мелкой моторики и обший уровень развития. Цель итоговой диагностики – выявление уровня обученности усвоения при прохождении курса программы и проведение анализа. Критерии оценивания: Диагностика проводится в начале учебного года с целью исследования состояния слухового внимания детей, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов логоритмических занятий,индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий. Диагностика неречевых психических функций проводится по методике Серебряковой Н.В., Соломахе Л.С.. Критерии: Слуховое внимание: 1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку. 2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление. По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение. Ориентирование в пространстве: 1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо. По 1 баллу за правильное выполнение. 2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади. По 1 баллу за каждое правильно указанное направление. Состояние общей моторики: Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале: •силу движений, •точность движений, •темп движений, •координацию движений, •переключение от одного движения к другому. 54 Состояние мелкой моторики: 1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру. 2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х. 3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту рубим, рубим». Оценка от 1 до 3-х баллов. Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. По 1 баллу. Тест на слухоречевую память – игра «Попугай» Ребенку предлагают превратиться в попугайчика. Попугай, попугай, Все за мною повторяй. Педагог зачитывает ряд слов, которые ребенок должен запомнить и повторить. Для детей 2-3 лет предлагается цепочка из 3 слов (дом, мишка, шапка) 3 - 4 лет предлагают цепочку из 5 слов (дом, мишка, шапка, зима, колобок). 4 - 5 лет – из 7 слов (кукла, Чебурашка, медведь, собака, осень, дерево, круг). Тест на двигательную память – игра «Обезьянка» Детям предлагается запомнить и повторить серию из нескольких движений. Обезьянкой быть хочу, Что покажешь, повторю. Для детей 2-3 лет предлагается серия из 3 движений (поднять прямые руки вверх, наклониться, хлопок) Детям 3 - 4 лет предлагается серия из 5 движений (поднять прямые руки в стороны, вверх, наклониться, выпрямиться, поднять руки вперед). 4 -5 лет – серия из 7 (те же движения, а также присесть, встать прямо, опустив руки). Результаты диагностики заносятся в сводную таблицу. Уровни освоения программы: •Высокий уровень – дети правильно выполняют все задания, не испытывают затруднений, воспроизводят максимальное количество слов и движений. •Средний уровень – дети испытывают незначительные затруднения при выполнении заданий, иногда прибегают к помощи взрослого, объем запоминаемого материала снижен. •Низкий уровень – при выполнении заданий дети прибегают к помощи взрослого, допускают значительные ошибки. Протокол диагностического обследования детей 2 -5 лет по дополнительной общеобразовательной программе дополнительной общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности «Говорушки» на ____/_____ учебный год № Фамилия, Слуховое Слухоречевая Двигательная Состояние общей Состояние Ориентировка в п./п. имя внимание память память моторики мелкой пространстве ребенка моторики Сентябрь Май Сентябрь Май Сентябрь Май Сентябрь Май Сентябрь Май Сентябрь Май 56 8.Методическое обеспечение программы Автор, название, год издания: учебного, учебноВид образовательного и методического издания и (или) наименование электронного информационного ресурса образовательного, информационного ресурса (группы (печатный/ электронный) электронных образовательных, информационных ресурсов) Учебные, учебно-методические издания М.Ю. Картушина.Конспектылогоритмических занятий с печатный детьми 2 – 3 лет. Творческий центр «Сфера» г. Москва 2010 г. А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика». Программа по электронный вариант ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. С-П, Музыкальная палитра, 2012 М.Ю. Картушина. Конспекты логоритмических занятий с электронный вариант детьми 3-4 лет.Творческий центр «Сфера» 2010 г. Н. М. Савицкая Логоритмика для малышей 4 - 5 лет.Санкт электронный вариант Петербург. Издательство « Каро» 2009 г. О.А. Новиковская « Логоритмика для дошкольников в играх электронный вариант и упражнениях» Е.А. Судакова Логопедические музыкально - игровые электронный вариант упражнения для дошкольников. С-П.,Детство-пресс, 2013г. Е. Железнова «Логопедический массаж и артикуляционная аудиодиск гимнастика» 57