2 Структура дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности «ШахМаты» 1.Содержание, объем дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы социально - гуманитарной направленности «ШахМаты» 2.Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы социально - гуманитарной направленности «ШахМаты» 3.Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы социально гуманитарной направленности «ШахМаты» 4.Учебный план 5.Календарный учебный график 6.Рабочая программа педагога по реализации дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы социально - гуманитарной направленности «ШахМаты» 7.Оценочные материалы к программе 8.Методические материалы к программе 3 7 8 11 12 12 24 26 3 1.Содержание и объем дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы социально- гуманитарной направленности «ШахМаты» Программа составлена с учетом программы «Феникс. Шахматы для дошкольников» под редакцией А.В.Кузина, Н.В.Коновалова, Н.С.Скаржинского. Уровень сложности Программы: «Ознакомительный» (возможность попробовать себя в разных видах деятельности, определиться с выбором, знакомство с основными понятиями Программы, развить любознательность, интеллектуальные способности детей и их психологическую устойчивость). Характеристика программы Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому другому в значительной степени способствует и обучение игре в шахматы. Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано. Исследования, проведенные современными российскими психологами Л. Венгером, В. Давыдовым, В. Мухиной, свидетельствуют о том, что возможности маленького человека велики, и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов. Шахматы – уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Игра развивает и дисциплинирует мысль, даёт больше человеку, чем он тратит на неё. Новизна. Новизна данной программы заключается в том, что она направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, становление которых особенно активно в дошкольном возрасте. Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. Педагог в игровой форме вводит детей в мир шахмат: знакомит с историей развития шахмат. В простой и доходчивой форме рассказывает о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, знакомит дошкольников со своеобразным миром шахмат, прививает им любовь к древней и мудрой игре. Отличительная особенность. Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности «ШахМаты» опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок, а именно: -широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски; -применение нестандартных дидактических заданий и игр; -детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры; -преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур; 4 -выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение": фигура против фигуры; -разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры; -неспешный подвод к краеугольному шахматному термину «мат». «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», – любил повторять А. Франс. Поэтому в программе широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки, шарады, занимательные задачи и викторины. Занятия в программе выстроены в определенной системе: от более простых к более сложным, а предложенный тематический план позволяет учитывать различную степень подготовки детей, индивидуальные особенности, пробуждает интерес детей к шахматной игре. Педагогическая целесообразность. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что шахматы учат рассуждать, делать выводы, системно мыслить, понимать происходящие закономерности, а также приучают самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Гиперактивному ребёнку помогают стать спокойнее, уравновешеннее, учат непоседу длительно сосредоточиться на одном виде деятельности. Поскольку развитие эмоциональной сферы предполагает принятие себя как достойного уважения человека, именно поэтому так важно, чтобы в дошкольный период у ребёнка сформировалась адекватная самооценка, чувство уверенности в своих силах. Игра в шахматы даёт детям именно то, что так им необходимо. Направленность Программа имеет социально-гуманитарную направленность. Адресат программы Программа предусматривает обучение детей от 4 до 7 лет. Ожидаемое количество детей в одной группе: 12 человек. К освоению Программы допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования. Форма организации занятий: групповая. Допускается формирование разновозрастных групп. В разновозрастных группах применяется методика дифференцированного обучения: при такой организации воспитательнообразовательного процесса педагог излагает новый материал всем обучающимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого). Разработка дополнительной общеобразовательной программы дополнительной общеразвивающей программы социально – гуманитарной направленности «ШахМаты» является актуальным направлением развития Образовательной организации и основывается на следующих нормативных документах: 1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; 3.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года N 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»; 4.Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва 5 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»; 5.Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г. № 652н «Профессиональный стандарт. Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 629 от 27.07.2022 года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 7.Устав и локальные нормативные, распорядительные акты Березовского муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 39 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников». Цель и задачи программы Цель: научить детей игре в шахматы, в процессе обучения способствовать концентрации внимания, развитию логического мышления, произвольной памяти, изобретательности. Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных задач: Обучающие: -способствовать освоению знаний в области теории и практики шахматной игры; -ознакомить с историей шахмат; -обучить правилам игры. Воспитательные: -бережно относиться к окружающим, стремиться к развитию личностных качеств; -прививать навыки самодисциплины; -способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки. Развивающие: -развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие познавательные психические процессы; -сохранять выдержку, критическое отношение к себе и к сопернику; -формировать навыки запоминания; -вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять представления об окружающем мире. Формы обучения Обучение по программе осуществляется в очной форме. Возможно использование дистанционных образовательных технологий. Виды занятий - учебное занятие; - открытое занятие; - викторина; - шахматный турнир. Методы и формы работы Формы совместной деятельности взрослых и детей при реализации Программы: 1.Рассказ, показ и объяснение различных аспектов шахматной игры. 6 2.Соревновательно-игровая деятельность в шахматах, направленная на создание интеллектуально-игровой коммуникации и содействующая: – самоутверждению ребёнка; – развитию внимания, памяти, специальных познавательных способностей, усвоению получаемых знаний; – формированию у ребёнка способности понимать стоящую перед ним задачу, осознавать, запоминать игровые правила, контролировать свои и чужие действия; – становлению умения действовать с партнёрами, применяя способы регуляции совместной деятельности, способности адекватно переживать удачу и неуспех; – совершенствованию в совместных играх с правилами многих социальных представлений, в том числе о справедливости и несправедливости; – воспитанию адекватной самооценки. 3.Организация и проведение шахматного праздника, соревнований и тематических праздников, направленных на развитие любознательности, инициативности и самостоятельности в процессе создания интеллектуально-спортивной среды как развивающего образовательного средства, благодаря которому ребёнок включается в процесс «действия в уме». Методы и технологии 1.Словесные методы. В данной Программе преобладают такие методы, как рассказ, общая беседа, диалог. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать информацию. 2.Наглядные методы. Ребёнок получает информацию с помощью раздаточных материалов. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими способами обучения. 3.Практические методы обучения основаны на реальной деятельности детей и формируют практические умения и навыки шахматной игры. Выполнение практических заданий в соревновательном формате моделирует ситуации реальной жизни и повышает ответственность за принимаемые решения в ходе шахматной игры. 4.Также широко применяются активные методы, которые позволяют детям дошкольного возраста обучаться на собственном опыте, приобретать разнообразный субъективный опыт. Активные методы обучения предполагают использование в образовательном процессе определённой последовательности выполнения заданий: анализ и оценка конкретных шахматных ситуаций, игра с заданных позиций. 5.Репродуктивный метод применяется при повторении способа деятельности по заданию воспитателя. Деятельность воспитателя заключается в разработке и сообщении образца, а деятельность детей – в выполнении действий по образцу (например, решение шахматной задачи по теме занятия). Дидактические принципы построения и реализации дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы социально- гуманитарной направленности «ШахМаты» В целях организации качественной работы в основу программы заложены следующие принципы: -системный подход, реализация образовательного содержания «от общего к частному»; 7 -принцип «единства аффекта и интеллекта» (Л. С. Выготский) – интегрированный подход к организации процесса освоения предлагаемого содержания Программы; -развитие у детей навыков поисковой деятельности, т. е. создание проблемных ситуаций, которые будут мотивировать ребёнка к самостоятельному поиску возможностей их разрешения; -учёт индивидуальных особенностей (в том числе лидерских качеств, инициативности, различий в темпе выполнения задач и пр.); -создание условий для мотивации к саморазвитию (стимулирование у детей желания в различной свободной деятельности повторять (дополнять) пройденный материал); -использование формата диалога (ребенка с взрослым, детей между собой, педагогов друг с другом и с родителями) как основной базы процесса передачи информации и способа речевого развития. 2.Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы социально гуманитарной направленности «ШахМаты» Планируемые результаты обучения: Личностные результаты: -формирование уважительного отношения истории и культуре других народов; -развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; -развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Метапредметные результаты: -формирование умения понимать причины успеха/неуспеха и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; -определение общей цели и путей ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты: -формирование первоначальных представлений о древней игре, о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное); -взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии в соответствии с шахматным кодексом; -выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций; -развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, начальных форм волевого управления поведением. ❖ ❖ ❖ ❖ ❖ К концу первого года обучения дети знают: правила и цель игры; отличия шахматных фигур от других по форме и цвету; названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; шахматную доску и основные ее понятия; начальную расстановку фигур на шахматном поле. 8 Дети умеют: ❖ ориентироваться на шахматной доске; ❖ правильно помещать шахматную доску между партнерами; ❖ расставлять фигуры перед игрой; ❖ играть каждой фигурой в отдельности и совокупности со всеми фигурами; К концу второго года обучения дети знают: ❖ историю возникновения шахматной игры; ❖ правила и цель игры; ❖ основные шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, ❖ названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; ❖ правила хода и взятия каждой фигуры. ❖ ценность фигур. Дети умеют: ❖ ориентироваться на шахматной доске; ❖ различать горизонталь, вертикаль, диагональ; ❖ правильно помещать шахматную доску между партнерами; ❖ расставлять фигуры перед игрой; ❖ играть каждой фигурой в отдельности и совокупности со всеми фигурами; К концу третьего года обучения дети знают: ❖ законы развития фигур в начале партии; ❖ шахматные термины: рокировка, нотация, битое поле, шах, мат, пат, ничья; ❖ значение материального преимущества; ❖ простейшие тактические приёмы; Дети умеют: ❖ разыгрывать шахматную партию от начала до конца; ❖ соблюдать все правила игры; ❖ правильно предлагать ничью. ❖ решать шахматные задачи. Итогом реализации Программы являются организация тренировочных турниров, эстафет, викторин, соревнований. 3. Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы социально - гуманитарной направленности «ШахМаты» Срок реализации программы Программа рассчитана на 3 года обучения. Объем Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы, составляет 252 часа, из них: -1 год обучения – 84 учебных часа; -2 год обучения – 84 учебных часа; -3 год обучения – 84 учебных часа. Режим занятий Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 учебному часу. Учебный час равен: -первый год обучения (4-5 лет) - 20 минут; -второй год обучения (5-6 лет) - 25 мин; 9 -третий год обучения (6-7 лет) – 30 минут. Формы обучения Обучение по программе осуществляется в очной форме. Возможно использование дистанционных образовательных технологий. Виды занятий - учебное занятие; - открытое занятие; - викторина; - шахматный турнир. Программа является инструментом целевого развития индивидуальных способностей детей в игре в шахматы. Занятия по дополнительному образованию проводятся в специально оборудованном кабинете. Рабочее место педагога оснащено современными техническими средствами обучения (ноутбук, проектор). Развивающая предметно-пространственная среда кабинета соответствует интересам и потребностям детей, целям и задачам Программы, а так же способствует трансформации знаний, умений в опыт. Требования к педагогу дополнительного образования, осуществляемому реализацию Программы Должностные обязанности. Осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников в соответствии со своей образовательной программой, развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует состав обучающихся, воспитанников кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения и принимает меры по сохранению контингента обучающихся, воспитанников в течение срока обучения. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий. Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся, воспитанников. Участвует в разработке и реализации образовательных программ. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение. Выявляет творческие способности обучающихся, воспитанников, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Организует разные виды деятельности обучающихся, воспитанников, ориентируясь на их личности, осуществляет развитие мотивации их познавательных интересов, способностей. Организует самостоятельную деятельность обучающихся, воспитанников, в том числе исследовательскую, включает в учебный процесс проблемное обучение, осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает с обучающимися, воспитанниками актуальные события современности. Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников. Оценивает эффективность обучения, учитывая овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым обучающимся, воспитанникам, а также обучающимся, 10 воспитанникам, имеющим отклонения в развитии. Организует участие обучающихся, воспитанников в массовых мероприятиях. Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности. При выполнении обязанностей старшего педагога дополнительного образования наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по должности педагога дополнительного образования, осуществляет координацию деятельности педагогов дополнительного образования, других педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательного учреждения. Оказывает методическую помощь педагогам дополнительного образования, способствует обобщению передового их педагогического опыта и повышению квалификации, развитию их творческих инициатив. Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность, Конвенцию о правах ребенка, возрастную и специальную педагогику и психологию, физиологию, гигиену, специфику развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников, основы их творческой деятельности, методику поиска и поддержки молодых талантов, содержание учебной программы, методику и организацию дополнительного образования детей, научно-технической, эстетической, туристскокраеведческой, оздоровительно-спортивной, досуговой деятельности, программы занятий кружков, секций, студий, клубных объединений, деятельность детских коллективов, организаций и ассоциаций, методы развития мастерства, современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода, методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями, лицами, их заменяющими, коллегами по работе, технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения, технологии педагогической диагностики, основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием, правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, правила по охране труда и пожарной безопасности. Требования к Высшее образование или среднее профессиональное образование образованию и в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего обучению образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" или Высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, 11 осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки "Образование и педагогические науки" Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе в соответствии с Федеральным законом об образовании привлекать к занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедших промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего образования направленности дополнительной общеобразовательной программы определяется указанными организациями (в ред. Приказа Минпросвещения России от 30.09.2020 N 533) Организация образовательного процесса происходит в кабинете дополнительного образования, расположенном на первом этаже здания БМАДОУ «Детский сад № 39» г. Березовский. Техническое оснащение, материалы, инструменты, средства Мебель и специальное оборудование и оргтехника: учебный кабинет (включая типовую мебель), интерактивная панель – 1 шт., доска шахматная демонстрационная (с комплектом демонстрационных шахматных фигур) – 1 шт. Инструменты, необходимые для работы: часы шахматные - 6 шт., доска шахматная (с комплектом шахматных фигур) - 8 шт. Материально-техническое обеспечение программы: • столы; • стулья; • интерактивная панель; • настольные шахматы разных видов; • дидактические игры для обучения игре в шахматы; • комплект методической литературы. 4.Учебный план дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности «ШахМаты» Режим образовательной деятельности: 2 раза в неделю, во второй половине дня. Общее количество занятий в неделю – 2. Общее количество занятий в месяц – 8. Количество часов по возрастным группам: - средний дошкольный возраст – 84 часа, - старший дошкольный возраст – 84 часа, - подготовительная к школе группа - 84 часа. Общее количество занятий за весь период обучения – 252 часа. 12 5.Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год Начало учебного года Окончание учебного года Продолжительность учебного года Продолжительность учебной недели Нерабочие праздничные дни Педагогический мониторинг 2 сентября 2024 года 11 июля 2025 года 42 учебные недели 5 дней 4 ноября 30 декабря - 8 января 1, 2, 8, 9 мая 12-13 июня 4 недели 6.Рабочая программа педагога по реализации дополнительной общеобразовательной программе – дополнительной общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности «ШахМаты» «Средний дошкольный возраст (4-5 лет)» Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы социальногуманитарной направленности «ШахМаты» К концу первого года обучения ребенок знает: ❖ правила и цель игры; ❖ отличия шахматных фигур от других по форме и цвету; ❖ названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; ❖ шахматную доску и основные ее понятия; ❖ начальную расстановку фигур на шахматном поле. Ребенок умеет: ❖ ориентироваться на шахматной доске; ❖ правильно помещать шахматную доску между партнерами; ❖ расставлять фигуры перед игрой; ❖ играть каждой фигурой в отдельности и совокупности со всеми фигурами; 13 Тематический план образовательной деятельности в группе среднего дошкольного возраста (4-5 лет) Количество занятий: 2 занятия в неделю Продолжительность занятия: 20 минут № п/п 1 2-3 4-5 Название темы Задачи Загадочный мир шахмат Легенда о Радже и мудреце Педагогический мониторинг. Знакомство с игрой «Шахматы» Познакомить с историей шахмат. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты. Вызвать интерес к игре. В стране Формирование первоначальных шахматных чудес представлений о понятиях: пешка, фигура; развитие слухового и зрительного восприятия, мыслительных операций анализа и синтеза Содержание Беседа. Выполнение игровых заданий Кол-во минут 20 Просмотр презентации «Легенда о радже и 2 мудреце» Знакомство с рисованными персонажами: Клеточкой, Леной и Алешей 40 Слушание сказки «В стране шахматных чудес», 2 беседа по содержанию; Д/и «Рисование по сказке» 40 6-7 В стране Формирование первоначальных Беседа шахматных чудес представлений о понятиях: пешка, фигура; Д/и «Узнай и назови», «Волшебный мешочек». развитие слухового и зрительного восприятия, мыслительных операций анализа и синтеза 8-9 Мудрец 10-11 Пешки и фигуры Развитие умения различать пешки и фигуры. Формирование первоначальных представлений о начальном положении, понятиях: ход, партнер, последовательности ходов; развитие тонкой моторики, воображения. Закрепление умения различать пешки и фигуры. Закрепление понятий начальное положение, ход, партнер, последовательности Кол-во занятий 1 2 40 Слушание легенды «Мудрец» Беседа по 2 содержанию; Д/и «Волшебный мешочек», «Что изменилось?» 40 Д/и «Волшебный мешочек», «Что изменилось?» 2 40 14 12-13 Волшебная доска 14-15+ Удивительные приключения шахматной доски ходов; развитие тонкой моторики, воображения. Знакомство с шахматной доской: её формой, белыми и черными полями. Чередованием белых и черных полей на шахматной доске. Закрепить умение пользоваться линейкой и карандашом, ориентироваться на тетрадном листе. Развитие тонкой моторики, счетных навыков Заинтересовать детей через увлекательные задания. Вызвать интерес к игре Слушание сказки «Волшебная доска» 2 выполнение практических заданий предусмотренных содержанием; Шахматные задачи-шутки. 40 Просмотр сказки «Удивительные приключения 2 шахматной доски» с опорой на иллюстративный материал учебника. Чтениеинсценировка дидактической сказки «Котятахвастунишки» Д/и "Да и нет". Шахматная доска. Формирование представлений о шахматной Закрепление изученного ранее: Д/и «Да и нет». 2 «Проспекты, доске, шахматных полях, ос правильном Работа над новым материалом: Расположение улицы и переулки расположении доски м/у партнерами; доски волшебной Шахматная доска. Формирование представлений о горизонталях, Формирование понятий «горизонталь», 2 Горизонтали и вертикалях понятии «Горизонтальная линия». «вертикаль»; Д/и. Поиграем - угадаем», вертикали Развитие внимания, мелкой моторики. «Горизонтально-вертикальная игра» Шахматная доска. Формирование представлений о диагоналях, Формирование понятий Д/и «Диагональ», 2 «Проспекты, центре поля; «Горизонтальновертикально-диагональная улицы и развитие внимания, логического мышления, игра», мини-викторина. переулки» аи пространственных представлений 40 26-27 Шахматная доска. 40 28-31 Шахматные фигуры 16-17 18-21 22-25 Отработка практических ориентировки на шахматной доске навыков упражнение в нахождении заданных 2 вертикалей, диагоналей и горизонталей, с использованием буквенно-цифровых обозначений. Д/И «Лабиринт» Знакомство с шахматными фигурами. Чтение сказки «Чудесные фигуры» Знакомство 2 Развитие произвольного внимания, с шахматными фигурами: белые и черные. логического мышления. Воспитание культуры Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Д/и 40 40 40 40 15 поведения во время игры. 32-33 34-37 38-39 40-41 42-45 46-49 50-53 54-57 «Угадайка», «Возьми и назови», «Запретная фигура» Шахматные Продолжение знакомства с шахматными Д/и «Угадайка», «Возьми и назови», «Запретная 2 фигуры фигурами. Развитие произвольного внимания, фигура» логического мышления. Воспитание культуры поведения во время игры. Начальное Познакомить детей с Расстановкой фигур Слушание и инсценировка стихотворения о 2 положение перед шахматной партией. Связью между начальном положении шахматных фигур. горизонталями, вертикалями, диагоналями и Дидактические задания и игры «Волшебный начальным положением фигур. мешочек», «Угадайка», «Секретная фигура», Так много их, но Закрепление знаний о правильном Логическая минутка, Просмотр ММП «Книга 2 мы уже их знаем расположении доски м/у партнерами, шахматной мудрости», решение предложенных расстановкой фигур перед игрой; развитие в ней задач. интереса к игре, памяти, внимания, творческих способностей. Шахматные Развитие интереса к игре, памяти, внимания, Логическая минутка. Игра- соревнование 2 фигуры творческих способностей. «Расставь фигуры» Ладья Знакомство с шахматной фигурой «Ладья», Чтение дидактической сказки «Как ладья 2 местом ладьи в начальном положении, похудела» Рассказ о месте ладьи в начальном ходами. Развитие внимания. положении. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Слон Формирование представлений о шахматной Чтение сказки «Совсем этот слон на слона не 2 фигуре «слон», Месте слона в начальном похож» Дидактические задания «Лабиринт», положении. Ходом слона, взятием. «Перехитри часовых», «Один в поле воин» Разноцветные и одноцветные слоны. Понятием Легкая и тяжелая фигуры. Ладья против Отработка практических навыков игры Дидактические задания «Перехитри часовых», 2 слона ладьей. Развитие внимания, логического «Атака неприятельской фигуры», «Двойной мышления, смекалки, мелкой моторики. удар», "Взятие». Ферзь Закрепление знаний о шахматной фигуре «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), 2 «Ферзь», Месте ферзя в начальном «Ограничение подвижности». 40 40 40 40 40 40 40 40 16 58-61 62-65 66-69 70-71 72-73 74-77 Ферзь против ладьи и слона Конь положении. Ходами ферзя, взятием; Отработка практических навыков Закрепление знаний и отработка практических навыков игры ферзем. Знакомство с шахматной фигурой «Конь», местом коня в начальном положении, ходами. Развитие внимания., умения отстаивать свою позицию «Атака неприятельской фигуры», «Взятие», 2 «Перехитри часовых», «Игра на уничтожение» Чтение сказки «Прыг, скок и вбок». Рассказ и 4 показ сложности ходов коня Ход коня, взятие. Конь - легкая фигура. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Конь против Продолжить знакомить детей с шахматной Д/и «Волшебный мешочек» Задания 4 ферзя, ладьи, фигурой - конь. Показать позиции фигуры, «Перехитри часовых», «Сними часовых», слона различные ходы. «Атака неприятельской фигуры», «Двойной Развивать воображение, сообразительность, удар», быстроту реакции. Пешка «Ни шагу знакомство с Местом пешки в начальном Чтение дидактической сказки «Детский сад 2 назад!» положении; понятиями: ладейная, коневая, «Чудесная Пешка»» слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход Рассказ о пешке. Дидактические задания пешки, взятие. Взятие на проходе. «Лабиринт», «Один в поле воин». Д/и Превращение пешки. «Волшебный мешочек». 40 Пешка 40 Продолжать знакомить детей с пешкой. Дидактические задания «Перехитри часовых», 2 Научить «сражаться пешками». Поощрять «Сними часовых», «Атака неприятельской стремление высказывать свое мнение. фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Дидактические игры «Захват контрольного поля» Пешка против Продолжать знакомить детей с пешкой. Дидактические игры «Игра на уничтожение» 4 ферзя, ладьи, Отрабатывать умение «сражаться пешками». (пешка против пешки, две пешки против одной, слона, коня Приобщать детей в ходе решения одна пешка против двух, две пешки против занимательных задач к элементарной двух, творческой деятельности. Поощрять стремление высказывать свое мнение. 80 80 40 80 17 Показать, как ходит король. Разучить правило Рассказ о месте короля в начальном положении. 4 «Королей не уничтожают» и что оно означает. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания: «Один в поле воин», «Кратчайший путь». 82-83 Дидактические Создать у детей ощущение загадочности, Выполнение игровых заданий 2 игры неожиданности доставить радость от игры в шахматы; развивать умение сосредотачивать внимание на заданиях; активизировать мыслительную и познавательную, воспитывать интерес к игре в шахматы; учить анализировать игру 84 Шахматная Отработка практических навыков игры в Выполнение игровых заданий 1 викторина До шахматы свидания, шахматная страна! Всего занятий: 84 78-81 Король 80 40 20 18 «Старший дошкольный возраст (5-6 лет)» Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы социальногуманитарной направленности «ШахМаты» К концу второго года обучения ребенок знает: ❖ историю возникновения шахматной игры; ❖ правила и цель игры; ❖ основные шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, ❖ названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; ❖ правила хода и взятия каждой фигуры. ❖ ценность фигур. Ребенок умеет: ❖ ориентироваться на шахматной доске; ❖ различать горизонталь, вертикаль, диагональ; ❖ правильно помещать шахматную доску между партнерами; ❖ расставлять фигуры перед игрой; ❖ играть каждой фигурой в отдельности и совокупности со всеми фигурами; Тематический план образовательной деятельности в группе старшего дошкольного возраста (5-6 лет) Количество занятий: 2 занятия в неделю Продолжительность занятия: 25 минут 1.Вводное занятие. Теория (1 час). Вводное занятие. «Легенда о шахматном королевстве». Выявить уровень знаний о шахматах. Познакомить детей со сказкой о волшебной Шахматной стране. Дать детям представление о том, откуда появилась игра – шахматы. 2.Шахматная доска. 2.1.Знакомство с шахматной доской. Теория (1 час). Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Практика (2 часа). Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Понятие «центр», «угол» и «край» доски. 2.2.Горизонтали. Теория (1 час). Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Практика (1 час). Горизонтальная линия. Количество полей и горизонталей на доске. 2.3.Вертикали. Теория (1 час). Количество полей в вертикали. Практика (1 час). Вертикальная линия. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. 2.4.Диагонали. Теория (1 час). Отличие диагонали от вертикали. Количество полей в диагонали. Практика (1 час). Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. 3.Знакомство с шахматными фигурами 3.1.Пешка 19 Практика (3 часа). Знакомство с пешкой. Место пешки в начальном положении. Особенности пешки. Пешечные заповеди. Пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, много пешечные положения. 3.2.Соревнование пешками Практика (3 часа). Дидактические игры «Пешечная эстафета», «Знатоки шахмат», «Игра на уничтожение». Правила шахматной игры. 3.3.Знакомство с Ладьями Теория (1 час). Знакомство с ладьей. Место ладьи в начальном положении. Практика (1 час). Ход и взятие ладьи. Диаграмма и ее решение. Шахматные позиции. 3.4.Ладья Практика (3 часа). Упражнения на закрепление хода ладьи «Собери конфеты», «Один в поле воин», «Опасные поля». 3.5.Тренировочные позиции (Ладья) Практика (3 часа). Двойной удар. Ход. Правила хода ладьи. Взятие. 3.6.Знакомство со Слонами Теория (1 час). Знакомство со слоном. Место слона в начальном положении. Практика (1 час). Ход слона, взятие. 3.7.Слон Практика (4 часа). Упражнения на закрепление хода слона «Один в поле воин», «Поймай мышку», «Собери конфеты». 3.8.Тренировочные позиции (Слон) Практика (2 часа). Начальное положение. Ход. Правила хода ладьи. Взятие. 3.9.Тренировочные позиции (пешки, Ладьи и Слоны) Практика (5 часов). Сходство и различие двух фигур. Игры «На уничтожение». Игра «Готов к игре» (расставить шахматные фигуры в начальной позиции). Игра «Лабиринт». Игра «Дойди до дома». 3.10.Спортивное соревнование Практика (1 час) Тренировка. Определение победителей по итогам шахматного турнира. 3.11.Ферзь Практика (4 часа). Упражнения на закрепление хода ферзя «Помоги Золушке собраться на бал», «Ферзь - художник», «Один в поле воин». 3.12.Ферзь и пешки Теория (1 час). Ход ферзя, взятие. Практика (1 час). Превращение пешки на последней горизонтали. Игровые упражнения «Атака неприятельской фигуры», «Защита», «Взятие». 3.13.Тренировочные позиции. Практика (3 часа). Упражнения на закрепление хода и взятия всеми знакомыми фигурами. 3.14.Знакомство с Конями. Теория (1 час). Знакомство с конем. Место коня в начальном положении. Практика (1 час). Ход коня, взятие. 3.15.Конь Практика (5 часов). Ход коня – буква «Г». С белого поля на черное. 3.16.Конь угрожает Практика (2 часа). Возможности коня из центра доски, из угла, с краю. 3.17.Тренировочные позиции Практика (3 часа). Упражнения на закрепление хода и взятия всеми знакомыми фигурами. 3.18.Король Практика (2 часа). Король против ферзя, ладьи, слона и пешки. Игровое упражнение «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Ограничение подвижности». 4.Шахматные позиции 4.1.Ценность фигур Теория (1 час). Ценность фигур. 20 Практика (4 часов). Сравнительная сила фигур. 4.2.Шах Теория (1 час). Понятие шаха. Практика (4 часов). Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. 3 способа защиты от шаха. Игровая практика. 4.3.Мат в один ход Теория (1 час). Цель шахматной партии. Правило «короля не бьют». Практика (4 часов). Игровая практика. 4.4.Шах и мат Практика (5 часов). Понятие открытого шаха. Игровая практика. Обучение ловли короля, простые примеры. 5.Итоговая диагностика. 5.1.Шахматный турнир Практика (2 часа). Игровая практика. Определение победителей по итогам турнира. 5.2.До свидания, шахматная страна Практика (1 час). Игровая практика. Определение результативности обучения по программе. «Подготовительная к школе группа (6-7 лет)» Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы социальногуманитарной направленности «ШахМаты» К концу третьего года обучения дети знают: ❖ законы развития фигур в начале партии; ❖ шахматные термины: рокировка, нотация, битое поле, шах, мат, пат, ничья; ❖ значение материального преимущества; ❖ простейшие тактические приёмы; Дети умеют: ❖ разыгрывать шахматную партию от начала до конца; ❖ соблюдать все правила игры; ❖ правильно предлагать ничью. ❖ решать шахматные задачи. Итогом реализации Программы являются организация тренировочных турниров, эстафет, викторин, соревнований. Тематический план образовательной деятельности в подготовительной к школе группе (6-7 лет) Количество занятий: 2 занятия в неделю Продолжительность занятия: 30 минут 1.Повторение 1.1.Шахматное королевство. Педагогический мониторинг. Теория (1 час). Постановка задач на год. Правила техники безопасности во время занятий. Практика (1 час). Игровые упражнения. Опрос. Оценка уровня знаний и умений обучающихся. 1.2.Повторение. Поле. Горизонталь. Вертикаль. Практика (2 часа). Повторить понятия поля, горизонтали, вертикали, диагонали и центра шахматной доски. Дидактическое задание «Диагональ». Схематическое изображение доски. «Составь доску», «Шахматное лото», «Пройди и назови поле» 1.3.Повторение. Ходы фигур. 21 Практика (2 часа). Вспомнить начальную расстановку фигур перед шахматной партией, ходы фигур. Упражняться во взятии фигур. 1.4.Повторение. Шах. Теория (1 час). Повторить понятие «шах». 3 способа защиты от шаха. Практика (1 час). Закрепить представление о позиции «шах». Развивать логического мышления умения доказывать правильность решения, опровергать неправильные, сообразительность, быстроту реакции. 1.5.Повторение. Мат. Теория (1 час). Повторить понятие «мат». Цель шахматной партии. Правило «короля не бьют». Практика (1 час). Закрепить представление о позиции «мат». Игровая практика. 1.6.Повторение. Пат. Теория (1 час). Повторить понятие «пат» или ничья. Практика (1 час). Закрепить представление о позиции «пат». Игровая практика. 1.7.Повторение. Начальное положение. Практика (1 час). Положение фигур до начала игры. Игра пешками, слоном, ладьей, ферзем, королем. Правило «Короля не бьют». 1.8.Практические навыки Практика (2 часа). Дидактические игры и задания. Игра всеми фигурами. Воспитание морально – волевых качеств ребят. 1.9.«Шахматная викторина». Практика (1 час). Закрепить и расширить знания детей о правилах игры в шахматы. Развивать логическое мышление, внимание, умение отгадывать загадки про шахматные фигуры. 1.10.Повторение. Рокировка. Теория (1 час). Напомнить детям о понятии «Рокировка». Зачем нужна рокировка. Как делается рокировка. Виды рокировки. Практика (2 часа). Закрепить умения выполнять «рокировку». Развивать творческое мышление, логическое мышление, способствовать умению доказывать правильность своего решения, развитию интеллекта. 2.Шахматные позиции 2.1.Конь. «Вилка» Теория (1 час). Закрепить знания о фигуре «Конь». Показать позицию в которой конь ставить «вилку». Практика (1 час). Закрепить позицию в которой конь ставить «вилку». Развивать ловкость и смекалку, ориентировку в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Активизировать словарь. 2.2.Король. Мат. Пат. Теория (1 час). Вспомнить правило «Королей не уничтожают» и что оно означает. Практика (3 часа). Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение, отстаивать своё мнение. Закрепить представление о позиции «мат», «пат». Игровая практика. 2.3.Король. «Вечный шах». Теория (1 час). Сформировать представления о «вечном шахе». Практика (3 часа). Игровая практика. Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать. 2.4.Король. «Волшебный квадрат» Теория (1 час). Формировать представления о волшебном квадрате, который король использует в игре. Игровая практика. Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать. Активизировать словарь. 2.5.«Мат ферзем» 22 Теория (1 час). Основные правила-как поставить мат ферзем? Практика (3 часа). Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение, отстаивать своё мнение. Игровая практика. 2.6.Интеллектуальный турнир Практика (1 час). Развитие познавательной активности, воображения, сообразительности, быстроты реакции, посредством игровых развивающих заданий. 2.7.Короткие партии Практика (4 часа). Закрепление знаний о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. 2.8.Пешечный эндшпиль. «Ключевые поля» Теория (1 час). Познакомить с понятиями пешечный эндшпиль и ключевые поля. Практика (3 часа). Закрепить понятия пешечный эндшпиль и ключевые поля. 2.9.Комбинации Теория (1 час). Познакомить с понятием комбинации. Практика (3 часа). Закрепить понятие комбинации. Развивать комбинационное зрение, логическое мышление, организованность. 2.10.Типичные комбинации Теория (1 час). Познакомить с типичными комбинациями. Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать. Практика (3 часа). Закрепить понятие типичные комбинации. Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать. 2.11.Матовые комбинации Теория (1 час). Познакомить с комбинациями, приводящими к мату. Мат в один ход. Практика (3 часа). Закрепить понятие матовые комбинации. Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать. 2.12.Шахматный турнир «Игровая практика». Практика (2 часа). Закреплять знания детей полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать усидчивость, внимательность точно рассчитывать, правильные ходы. 2.13.Решение шахматных задач и этюдов. Практика (2 часа). Закреплять знания о принципах разыгрывания дебюта; учить рационально распоряжаться небольшими шахматными силами, сохранившимися на доске, достигать выигрыша или добиваться ничьей, находясь в трудном положении. 2.14.Игровая практика. Это интересно. Практика (4 часа). Побуждать детей к самостоятельному поиску знаний, развивать познавательный интерес познакомить с интересными фактами из истории шахмат. 2.15.Мероприятие «В гостях у шахматного короля». Практика (1 час). Закреплять знания игры в шахматы. 2.16.Шахматный турнир на личное первенство. Практика (1 час). Создать у детей ощущение загадочности, неожиданности доставить радость от игры в шахматы, развивать умение сосредотачивать внимание на заданиях, активизировать мыслительную и познавательную. Деятельность воспитывать интерес к игре в шахматы, учить анализировать игру. 2.17.Шахматный турнир на личное первенство (финал). Практика (1 час). Развивать умение сосредотачивать внимание на заданиях, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в шахматы, проявляя настойчивость, целеустремленность. 2.18.Шахматный праздник Практика (1 час). Активизировать мыслительную и познавательную деятельность воспитывать интерес к игре в шахматы. 3.Шахматные задачи и этюды 3.1.Решение шахматных задач и этюдов Теория (1 час). Закреплять знания о принципах разыгрывания дебюта. 23 Практика (2 часа). Закреплять знания о принципах разыгрывания дебюта, учить рационально распоряжаться небольшими шахматными силами, сохранившимися на доске, достигать выигрыша или добиваться ничьей, находясь в трудном положении. 3.2.Решение шахматных задач и этюдов Практика (3 часа). Закреплять знания о принципах разыгрывания дебюта; учить рационально распоряжаться небольшими шахматными силами, сохранившимися на доске, достигать выигрыша или добиваться ничьей, находясь в трудном положении 3.3.Короткие партии Практика (4 часа). Закрепление знаний о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения 3.4.Решение шахматных задач и этюдов Практика (3 часа). Закреплять знания о принципах разыгрывания дебюта; учить рационально распоряжаться небольшими шахматными силами, сохранившимися на доске, достигать выигрыша или добиваться ничьей, находясь в трудном положении 3.5.Интеллектуальный турнир. Практика (1 час). Развитие познавательной активности, воображения, сообразительности, быстроты реакции, посредством игровых развивающих заданий. 7. Оценочные материалы к программе Для раскрытия уровня освоения дополнительной программы в течение учебного года (в начале и в конце), проводится своего рода зачет, который включает в себя: ➢ выполнение заданий дидактических игр (приложение 2); ➢ игры с педагогом; ➢ соревнования, в которых участвуют обучающиеся. Цель диагностики в начале года – выявление уровня сформированности навыков в игре детей в шахматы, знания шахматных терминов. Цель итоговой диагностики – выявление уровня обученности усвоения при прохождении курса программы и проведение анализа. 1 – входная диагностика (сентябрь); 2 – итоговой диагностика (май). Критерии оценивания: 3 балла – ребенок справился с заданием без помощи педагога; 2 балла – ребенок частично справился с заданием или при подсказке педагога; 1 балл – ребенок не справился с заданием. Результаты диагностики записываются в таблицу и оцениваются по 3-х бальной системе: 19-21баллов – высокий уровень; 15-18 балла – средний уровень; 7-14 балл – низкий уровень. По итогам диагностики выделяются три уровня овладения навыками: 1 уровень – высокий 19-21 баллов. (Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает шахматные термины: центр поля, диагональ, вертикаль, горизонталь, шахматное поле, пат, шах, мат, битое поле, нотация, рокировка. Знает первоначальное расположение шахматных фигур их различает и называет. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет правильно располагать доску м/п партнерами. Разыгрывает детский, линейный мат, шахматную партию от начала до конца. У ребёнка развита 5 познавательная активность, логическое мышление, воображение. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет рассуждать, искать правильный ответ.) 2 уровень – средний 15-18 баллов. (Не называет половину шахматных терминов: центр поля, диагональ, вертикаль, горизонталь, шахматное поле, пат, шах, мат, битое поле, нотация, рокировка. Умеет правильно располагать доску м/п партнерами. Знает первоначальное расположение шахматных фигур их различает, но путает их названия. Допускает ошибки при поиске шахматных полей, вертикалей и диагоналей, показывая и называя их вслух. Путает ходы шахматных фигур. Разыгрывает линейный мат, но не разыгрывает детский мат и шахматную партию от начала до конца.) 3 уровень – низкий 7-14 баллов. (Ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не называет больше половины шахматных терминов: центр поля, диагональ, вертикаль, горизонталь, шахматное поле, пат, шах, мат, битое поле, нотация, рокировка. Знает первоначальное расположение шахматных фигур их различает, но путает их названия. Не разыгрывает линейный мат, детский мат и шахматную партию от начала до конца. Умеет правильно располагать доску между партнерами. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия.) № п./п. Протокол диагностического обследования детей по дополнительной общеобразовательной программе - дополнительной общеразвивающей программе социально – гуманитарной направленности «ШахМаты» на ____/_____ учебный год Фамилия, Период Шахматные Первоначальное Начальное Название Разыгрывает Правила Разыгрывает Итого имя термины расположение положение шахматных маты: хода и шахматную (сумма ребенка (центр поля, доски м/п фигур фигур линейный и взятия партию от балов) диагональ, партнерами (ферзь, детский каждой начала до вертикаль, король, фигурой конца горизонталь, конь, пешка, (ферзь, шахматное слон, ладья) король, поле пат, шах, конь, мат, битое пешка, поле, нотация, слон, рокировка) ладья) 8.Методическое обеспечение программы Автор, название, год издания: учебного, учебно-методического издания и (или) наименование электронного образовательного, информационного ресурса (группы электронных образовательных, информационных ресурсов) Учебные, учебно-методические издания 1.Кузин А.В., Коновалов Н.В., Скаржинский Н.С.. Программа «Феникс». Шахматы для дошкольников. М.: ЛинкаПресс, 2017. 12 с. 2.Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя.-3-е изд.-Обнинск: Духовное возрождение, 2015.120 с.: ил. 3.Фоминых М.В. Шахматы для детей. Обучающая сказка в картинках. Питер, 2017. 64 с. 4. Шахматная доска https://chess-board.ru/ Вид образовательного и информационного ресурса (печатный/ электронный) печатный печатный печатный печатный электронный 27