Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности Пластилиновые чудеса

Структура
дополнительной общеобразовательной программы - дополнительной
общеразвивающей программы художественной направленности
«Пластилиновые чудеса»
1.Содержание,
объем
дополнительной
общеобразовательной
3
программы – дополнительной общеразвивающей программы
художественной направленности «Пластилиновые чудеса»
2.Планируемые
результаты
освоения
дополнительной
7
общеобразовательной
программы
–
дополнительной
общеразвивающей программы художественной направленности
«Пластилиновые чудеса»
3.Организационно-педагогические
условия
реализации
дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной
общеразвивающей программы художественной направленности
«Пластилиновые чудеса»

8

4.Учебный план

11

5.Календарный учебный график

15

6.Рабочая программа педагога по реализации дополнительной
общеобразовательной
программы
–
дополнительной
общеразвивающей программы художественной направленности
«Пластилиновые чудеса»
7.Оценочные материалы к программе

16

8.Методические материалы программе

38

36

2

1. Содержание, объем дополнительной общеобразовательной программы –
дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности
«Пластилиновые чудеса»
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая
программа художественной направленности «Пластилиновые чудеса» (далее - Программа)
составлена для детей 2-4 лет на основе методического пособия под редакцией Колдина
Д.Н «Лепка с детьми дошкольного возраста 2-3 лет» и «Лепка с детьми дошкольного
возраста 3-4 лет».
Уровень сложности Программы: «Ознакомительный» (возможность попробовать себя в
разных видах деятельности, определиться с выбором, знакомство с основными понятиями
Программы, развить любознательность, интеллектуальные способности детей и их
психологическую устойчивость).
Характеристика программы
Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и
внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев
рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной
готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для
овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и
точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых
чувствуют свою не успешность.
Актуальной данная деятельность является потому, что в дошкольном возрасте важно
развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для
накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной
умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют
занятия по лепке.
Творить и созидать – это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в
душе. Лепить– доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит
помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется
работа пальцев рук, мозга и идёт полное расслабление тела и души.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного
возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного
мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в
школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует
эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем
его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или
аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению
целого ряд математических представлений.
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность
выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация
занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения
с взрослыми и сверстниками.
Занятия лепкой тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному
языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми
объектами.
Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое
созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.
Направленность
Программа имеет художественную направленность.
Адресат программы
Программа предусматривает обучение детей от 2 до 4 лет. Ожидаемое количество
детей в одной группе: 8-12 человек. К освоению Программы допускаются любые лица без
предъявления требований к уровню образования.
3

Форма организации занятий: групповая. Допускается формирование разновозрастных
групп. В разновозрастных группах применяется методика дифференцированного
обучения: при такой организации воспитательно-образовательного процесса педагог
излагает новый материал всем обучающимся одинаково, а для практической деятельности
предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и
уровня подготовки каждого).
Разработка дополнительной общеобразовательной программы - дополнительной
общеразвивающей программы художественной направленности «Пластилиновые чудеса»
является актуальным направлением развития Образовательной организации и
основывается на следующих нормативных документах:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
2.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи";
3.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года N
678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
4.Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва «Об
утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей,
специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей
работников образования»;
5.Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г. №
652н «Профессиональный стандарт. Педагог дополнительного образования детей и
взрослых»;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации №629 от 27.07.2022
года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
7.Устав и локальные нормативные, распорядительные акты Березовского
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад
№ 39 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по
физическому развитию воспитанников».
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только
видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Это
одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического воспитания –
помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в
окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по
памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что
способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию.
Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые
легко поддаются воздействию рук, приобретают в процессе лепки задуманную форму и
сохраняют ее на некоторое время. Это глина, пластилин, пластик, тесто, влажный песок,
бумажная масса для папье-маше (кусочки мягкой бумаги, смешанные с клейстером из
муки или крахмала), старая тряпочка, пропитанная клейстером и даже жевательная
резинка. Чем разнообразнее ассортимент материалов, тем шире экспериментальное поле.
Из одного комка пластилина, глины или теста можно создать бесконечное множество
образов, каждый раз находить новые варианты и способы его преобразования. Тесто,
пластилин, глина – универсальные материалы, которые дают возможность воплощать
самые интересные и сложные замыслы и надолго сохранить полученный результат.

4

Программа способна увести детей в увлекательную страну пластики, открыть
дверцу в мир творчества и мастерства. Велико образовательное и воспитательное
значение лепки, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка.
Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка,
мышцы пальцев и ловкость рук. Работа с пластилином, тестом способствует выработке
красивого подчерка, учит рисованию и рукоделию.
Влияние занятий декоративной лепкой на развитие ребенка широко. Оно
отражается на особенностях развития личности ребенка, его познавательной сферы и
деятельности. Вот лишь некоторые аспекты этого влияния:
- расширение кругозора;
- развитие мелкой моторики;
- создания целостного образа;
- развитие ценностного отношения к человеку, его культуре, труду;
- развитие игры с правилами;
- расширение словарного запаса;
- развитие умения взаимодействовать, делового и личностного общения;
- развитие познавательных процессов;
-развитие композиционного умения;
- позитивное влияние на психическое и физическое здоровье.
Таким образом, лепка для детей дошкольного возраста способствует
всестороннему развитию личности.
Цель и задачи программы
Цель развитие художественно-творческих способностей детей младшего
дошкольного возраста средствами лепки.
Задачи:
образовательные:
– формировать умение лепить предметы из различных материалов: глины, пластилина,
теста, природного и бросового материала;
– учить создавать форму предметов на основе восприятия действительности и
самостоятельных поисков;
– учить самостоятельно пользоваться способами лепки и выразительными средствами.
воспитательные:
– способствовать формированию у детей эмоционально-ценностного эстетического
отношения к миру;
– воспитывать понимание красоты произведений искусства, потребность общения с ними;
– формировать умение организовывать свое рабочее место, готовить все необходимые для
занятия материалы.
развивающие:
– развивать эмоционально-чувственную сферу ребенка и его художественно-образное
мышление как основу развития творческой личности;
– развивать чувство формы, цвета, пропорций; художественный вкус;
– развивать творчество и инициативу.
Формы обучения
Обучение по программе осуществляется в очной форме.
Виды занятий
- учебное занятие;
- открытое занятие;
- выставки творческих работ;
- создание фотоальбома с работами.

5

Методы и формы работы
•
•
•
•

Методы:
Методы организации образовательной деятельности (словесный, наглядный,
практический);
Метод стимулирования и мотивации (формирование интереса ребенка);
Метод активного обучения (формирование творческих способностей ребенка);
Репродуктивный метод (неоднократное воспроизведение полученных знаний,
умений, навыков);

Приемы:
•
словесный (рассказ, беседа, объяснение, слушание
литературы);
•
рассматриванием ярких красочных картинок);
•
практический (упражнения);
•
игровой;
Игра:
•
на развитие мелкой моторики;
•
игра по форме, цвету, размеру;
•
игра на наблюдательность;
•
ролевая игра.
•
наглядный (метод демонстраций).

художественной

Формы работы по развитию детского творчества:
❖
❖
❖
❖
❖
❖
❖
❖
❖
❖
❖
❖

Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
Самостоятельная деятельность детей.
Образовательная деятельность.
Загадывание загадок.
Разнообразные виды гимнастик.
Рассматривание фотографий (по теме).
Беседы по иллюстрациям и картинкам.
Чтение рассказов, сказок, стихов.
Пение песен.
Дидактическая игра.
Подвижная игра.
Раскрашивание гуашью и красками.

Интеграция разных видов творческой деятельности детей на основе принципа
взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий обеспечивает
оптимальные условия для полноценного развития творческих способностей детей в
соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
Программа предполагает использование учебно-методических материалов
предусмотренных методическим пособием под редакцией Колдиной Д.Н «Лепка с детьми
дошкольного возраста» и современного наглядного демонстрационного материала в
достаточном объеме.
Дидактические принципы построения и реализации
дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной
общеразвивающей программы художественной направленности
«Пластилиновые чудеса»

6

•

•
•

•
•
•
•
•
•
•
•

принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка
задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к
сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и
незнакомому»;
принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с
постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;
принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса; принцип
развивающего
характера
художественного
образования;
принцип
природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественнотворческого развития детей с учётом «природы» детей возрастных особенностей и
индивидуальных
способностей;
принцип
интереса:
построение
и/или
корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского
сообщества (группы детей) в целом.
принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной
деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей
разных возрастов;
принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской
активности;
принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и
художественной деятельности;
принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание
человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
принцип организации тематического пространства (информационного поля) основы для развития образных представлений;
принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов
действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и
деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной
открытости).

В Программе сформулированы педагогические условия, необходимые для
эффективного художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, а
именно:
1.формирование умения творческого отношения к окружающей жизни;
2.создание развивающей среды для занятий лепкой;
3.ознакомление детей с основными видами и способами лепки.
2. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной
программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной
направленности «Пластилиновые чудеса»
Предполагаемый результат обучения:
▪ будет создан положительный эмоциональный настрой у детей в процессе
изготовления поделок из пластилина, появится желание создавать поделки своими
руками, дети научатся радоваться полученному результату;
▪ повысится уровень развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста;
▪ увеличится активный словарь детей, повысится качество произношения звуков;
▪ дети смогут самостоятельно применять приёмы лепки при изготовлении поделок из
различных материалов;
В ходе прохождения двухлетнего курса обучения дети узнают:
7

-приемы лепки: скатывание прямыми и круговыми движениями; расплющивание,
соединение, защипывание, оттягивание, сглаживание, присоединение, прижимание;
– инструменты и приспособления для лепки;
– правила техники безопасности при работе с инструментами;
– правила оборудования рабочего места;
– правила высушивания, раскрашивания, хранения изделий из соленого теста;
– понятие теплого и холодного цвета;
Дети научатся:
– отламывать от большого куска теста небольшие кусочки;
– скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики;
– раскатывать куски теста прямыми движениями рук в столбики, колбаски;
– последовательно и правильно соединять элементы при изготовлении законченной
работы;
–пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготовлении
изделий из соленого теста;
– соблюдать технику безопасности;
– оценивать свою работу и работы своих товарищей;
– работать в коллективе.
В течение учебного года диагностическое обследование проводится 2 раза в год.
3. Организационно-педагогические условия реализации дополнительной
общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы
художественной направленности «Пластилиновые чудеса»
Срок реализации программы
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Объем
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом – общее количество
учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения
программы, составляет 168 часов, из них:
-1 год обучения – 84 учебных часа;
-2 год обучения – 84 учебных часа.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 учебному часу.
Учебный час равен:
-первый год обучения (2-3 года) - 10 минут;
-второй год обучения (3-4 года) - 15 мин.
В процессе лепки из различных материалов у детей формируются не только
интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и
самостоятельно, помогать старшим, делать элементарные выводы.
Интеграция художественного творчества с другими видами детской деятельности:
формирует трудовые умения и навыки, адекватных возрасту воспитанников, основы
безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной
деятельности, развивает свободное общение со взрослыми и детьми по поводу процесса и
результатов продуктивной деятельности, формирует целостную картину мира, расширяет
кругозор в части изобразительного искусства, творчества, развивает детское творчества,
приобщает к различным видам искусства

8

Требования к педагогу дополнительного образования, осуществляемому реализацию
Программы
Должностные обязанности. Осуществляет дополнительное образование
обучающихся, воспитанников в соответствии со своей образовательной программой,
развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует состав обучающихся,
воспитанников кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения и
принимает меры по сохранению контингента обучающихся, воспитанников в течение
срока обучения. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и
методов работы (обучения) исходя из психофизиологической и педагогической
целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая
информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные
занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и
психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных
информационных технологий. Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся,
воспитанников. Участвует в разработке и реализации образовательных программ.
Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение. Выявляет
творческие способности обучающихся, воспитанников, способствует их развитию,
формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Организует
разные виды деятельности обучающихся, воспитанников, ориентируясь на их личности,
осуществляет развитие мотивации их познавательных интересов, способностей.
Организует самостоятельную деятельность обучающихся, воспитанников, в том числе
исследовательскую, включает в учебный процесс проблемное обучение, осуществляет
связь обучения с практикой, обсуждает с обучающимися, воспитанниками актуальные
события современности. Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся,
воспитанников. Оценивает эффективность обучения, учитывая овладение умениями,
развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя
компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей
деятельности. Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым обучающимся,
воспитанникам, а также обучающимся, воспитанникам, имеющим отклонения в развитии.
Организует участие обучающихся, воспитанников в массовых мероприятиях. Участвует в
работе педагогических, методических советов, объединений, других формах
методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных,
воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в
организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или
лицам, их заменяющим, а также педагогическим работникам в пределах своей
компетенции. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во
время образовательного процесса. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение
правил охраны труда и пожарной безопасности. При выполнении обязанностей старшего
педагога дополнительного образования наряду с выполнением обязанностей,
предусмотренных по должности педагога дополнительного образования, осуществляет
координацию деятельности педагогов дополнительного образования, других
педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды
образовательного
учреждения.
Оказывает
методическую
помощь
педагогам
дополнительного образования, способствует обобщению передового их педагогического
опыта и повышению квалификации, развитию их творческих инициатив.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы
Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие
образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную
педагогику и психологию; физиологию, гигиену; специфику развития интересов и
потребностей обучающихся, воспитанников, основы их творческой деятельности;
методику поиска и поддержки молодых талантов; содержание учебной программы,
методику и организацию дополнительного образования детей, научно-технической,
9

эстетической,
туристско-краеведческой,
оздоровительно-спортивной,
досуговой
деятельности; программы занятий кружков, секций, студий, клубных объединений;
деятельность детских коллективов, организаций и ассоциаций; методы развития
мастерства;
современные
педагогические
технологии
продуктивного,
дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с
обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями, лицами, их
заменяющими, коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных
ситуаций, их профилактики и разрешения; технологии педагогической диагностики;
основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными
таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила
внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране
труда и пожарной безопасности.
Требования к
Высшее образование или среднее профессиональное образование в
образованию и рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего
обучению
образования и специальностей среднего профессионального образования
"Образование и педагогические науки"
или
Высшее образование либо среднее профессиональное образование в
рамках иного направления подготовки высшего образования и
специальностей среднего профессионального образования при условии
его соответствия дополнительным общеразвивающим программам,
дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым
организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и
получение при необходимости после трудоустройства дополнительного
профессионального образования по направлению подготовки
"Образование и педагогические науки"
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе в соответствии с
Федеральным законом об образовании привлекать к занятию педагогической
деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам лиц, обучающихся
по образовательным программам высшего образования по специальностям и
направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных
общеобразовательных программ, и успешно прошедших промежуточную аттестацию не
менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего
образования направленности дополнительной общеобразовательной программы
определяется указанными организациями (в ред. Приказа Минпросвещения России от
30.09.2020 N 533)
Организация образовательного процесса происходит в кабинете дополнительного
образования, расположенном на первом этаже здания БМАДОУ «Детский сад № 39»
г. Березовский. Кабинет дополнительного образования площадью 20,8 кв.м. Стены
кабинета выкрашены водоэмульсионными, пожаропрочными красителями, потолок армстронг, на полу линолеум. В кабинете имеется система вентиляции, вода и
водоотведение, есть раковина, свет, батарея.
Техническое оснащение, материалы, инструменты, средства.
Материально-техническое обеспечение программы:
Оборудование:
1.Резиновый мат для резки формата А3.
2.Набор стеков (пластмассовые и деревянные).
3.Алюминиевая фольга.
10

4.Лопаточка с тонким краем.
5.Баночка с водой и кисточка.
6.Расческа с частыми зубьями, для нанесения орнамента и насечек.
7.Зубочистки.
Дополнительное оборудование
1.Бисер и бусины. Служат для украшения. Из них можно выложить надписи, орнамент,
использовать в качестве глаз, носа и прочее
2.Маленькая скалка из детского набора для лепки.
3.Набор фигурок и вырезок. Можно использовать фигурки для печенья или фигурки из
наборов для лепки.
4.Проволока. Нужная вещь для изготовления каркаса изделия.
5.Ложки. Дают интересные отпечатки на поверхности материала.
6.Шпажка для канапе.
7.Колесико для перевода выкроек. Наносит очень красивые пунктирные насечки.
Наглядно-иллюстративный и дидактический материал:
– методические разработки занятий;
– учебные и методические пособия;
– технологические карты по изготовлению изделий;
– фотографии;
– образцы изделий.
4.Учебный план
дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной
общеразвивающей программы художественной направленности
«Пластилиновые чудеса»
Режим образовательной деятельности: 2 раза в неделю, во второй половине дня.
Общее количество занятий в неделю – 2.
Общее количество занятий в месяц – 8.
Количество часов по возрастным группам:
- ранний возраст – 84 часа,
- младший дошкольный возраст – 84 часа.
Общее количество занятий за весь период обучения – 168 часов.
5.Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год

Начало учебного года
Окончание учебного года
Продолжительность учебного года
Продолжительность учебной недели
Нерабочие праздничные дни

Педагогический мониторинг

2 сентября 2024 года
11 июля 2025 года
42 учебные недели
5 дней
4 ноября,
30 декабря - 8 января,
1, 2, 8, 9 мая,
12 – 13 июня
4 недели

11

6. Рабочая программа педагога по реализации
дополнительной общеобразовательной программе – дополнительной
общеразвивающей программе художественной направленности
«Пластилиновые чудеса»
Ранний дошкольный возраст (2-3 года)
Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной
программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной
направленности «Пластилиновые чудеса»
К концу первого года обучения ребенок умеет:
•
•
•
•
•
•
•
•

отделять от большого куска небольшие комочки;
раскатывать комок пластилина, теста прямыми движениями;
раскатывать комок пластилина, теста круговыми движениями;
сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца;
соединять концы;
сплющивать между ладонями комок пластилина, теста;
соединять 2-3 знакомые формы;
защипывать края формы кончиками пальцев.
Тематический план образовательной деятельности
в группе раннего дошкольного возраста (2-3 лет)

Количество занятий: 2 занятия в неделю
Продолжительность занятия: 10 минут
№
п/п
1-2

3-4

5

Название темы

Задачи

Кол-во
занятий
«Вот такой пластилин» Познакомить
детей
с 2
пластилином
и
его
свойствами, научить разминать
пластилин
пальцами
и
ладонями
обеих
рук,
формировать интерес к работе с
пластилином, развивать мелкую
моторику.
«Вот какое тесто»
Познакомить детей с тестом,
2
научить разминать тесто
пальцами и ладонями обеих рук,
формировать у них интерес к
работе с тестом, развивать
мелкую моторику.
«Мухомор»
Научить детей отщипывать
1
маленькие кусочки пластилина
от куска и скатывать из них
шарики д. 5 - 7 мм, надавливать

Кол-во
минут
20

20

10

6

«Дождик»

7

«Пирожки для
Машеньки»

8

«Красивая тарелка»

9

«Конфеты на тарелке»

10

«Неваляшка»

указательным пальцем на
пластилиновый шарик,
прикрепляя его к основе,
располагать пластилиновые
шарики на равном расстоянии
друг от друга, формировать
интерес к работе с пластилином,
развивать мелкую моторику.
Продолжать знакомить детей
надавливающим
движением
указательного
пальца
размазывать
пластилин
на
картоне, формировать интерес к
работе с пластилином, развивать
мелкую моторику.
Продолжать
учить
детей
отрывать маленькие кусочки
пластилина,
скатывание
их
между ладоней и расплющивать
пальцем
сверху
на
ограниченном
пространстве.
Учить
слушать
сказку
и
понимать ее содержание.
Продолжать
учить
детей
отщипывать маленькие кусочки
пластилина от куска и скатывать
из них шарики диаметром 5 – 7
мм, надавливать указательным
пальцем на шарик, прикрепляя
его к основе, размазывать
пластилин
на
картоне
надавливающим
движением
указательного
пальца;
формировать интерес к работе с
пластилином; развивать мелкую
моторику.
Продолжить знакомить детей с
пластилином и его свойствами,
учить надавливать указательным
пальцем
на
пластилиновый
шарик, прикрепляя его к основе,
располагать
пластилиновые
шарики на равном расстоянии
друг от друга, формировать
интерес к работе с пластилином,
развивать мелкую моторику.
Научить
детей
действовать
поэтапному показу – скатывать
из
пластилина
шарики
и
соединять их друг с другом в

1

10

1

10

1

10

1

10

1

10

13

11

«Покормим птиц»

12

«Рыбка»

13

«Ежик»

14

«Колобок»

15

«Витамины»

16

«Солнышко»

определенном
порядке;
закреплять знания детей о
величине и пространственном
расположении
предметов
к
работе с пластилином; развивать
мелкую моторику.
Продолжить знакомить детей с
тестом и его свойствами,
научить отщипывать маленькие
кусочки теста от большого
куска; формировать интерес к
работе с тестом, развивать
мелкую моторику.
Продолжить
учить
детей
вдавливать детали в тесто,
создавая
изображение,
способствовать
развитию
воображения,
формировать
интерес к работе с тестом,
развивать мелкую моторику.
Продолжить знакомить детей
отщипывать маленькие кусочки
пластилина от куска и скатывать
из них шарики д. 5-7мм, учить
детей, размазывать пластилин на
картоне
надавливающим
движением
указательного
пальца располагать шарики на
равном расстоянии друг от
друга, формировать интерес к
работе с пластилином, развивать
мелкую моторику.
Закреплять
умение
детей
скатывать
шар
круговыми
движениями между ладоней;
учить доводить изделие до
нужного образа с помощью
дополнительного
материала.
Учить понимать содержание
сказки.
Развивать
речь
и
мышление.
Продолжать
учить
детей
скатывать из пластилина шарики
небольшого
размера;
формировать интерес к работе с
пластилином; развивать мелкую
моторику.
Продолжать знакомить детей
надавливающим
движением
указательного
пальца

1

10

1

10

1

10

1

10

1

10

1

10

14

17

18

19

20

21

размазывать
пластилин
на
картоне, формировать интерес к
работе с пластилином, развивать
мелкую моторику.
«Божья коровка»
Продолжить знакомить детей
отщипывать маленькие кусочки
пластилина от куска и скатывать
из них шарики д. 7-10мм,
надавливать
указательным
пальцем
на
пластилиновый
шарик, прикрепляя его к основе,
соблюдать
симметричность
рисунка, формировать интерес к
работе с пластилином, развивать
мелкую моторику.
«Витамины в баночке» Продолжить знакомить детей с
пластилином и его свойствами,
учить надавливать указательным
пальцем
на
пластилиновый
шарик, прикрепляя его к основе,
располагать
пластилиновые
шарики на равном расстоянии
друг от друга, формировать
интерес к работе с пластилином,
развивать мелкую моторику.
«Гусеница»
Научить детей действовать по
показу
–
скатывать
из
пластилина
шарики
и
насаживать их на тонкую
палочку; формировать интерес к
работе с пластилином; развивать
мелкую моторику.
«Яблоки»
Продолжить знакомить детей
отщипывать маленькие кусочки
пластилина от куска и скатывать
из них шарики д. 7-10мм,
надавливать
указательным
пальцем
на
пластилиновый
шарик, прикрепляя его к основе,
располагать
пластилиновые
шарики на равном расстоянии
друг от друга, формировать
интерес к работе с пластилином,
развивать мелкую моторику.
«Корм для птиц»
Продолжить знакомить детей с
тестом и его свойствами,
научить отщипывать маленькие
кусочки теста от большого
куска; формировать интерес к
работе с тестом, развивать

1

10

1

10

1

10

1

10

1

10

15

22

«Снег идет»

23

«Снеговик»

24

«Нос для снеговика»

25

«Машина на колесах»

26

«Самолет»

27

«Наряжаем елку»

мелкую моторику.
Продолжить
учить
детей
надавливать
указательным
пальцем
на
пластилиновый
шарик, прикреплять его к
основе,
располагать
пластилиновые
шарики
на
равном расстоянии друг от
друга, формировать интерес к
работе с пластилином, развивать
мелкую моторику.
Продолжить знакомить детей с
тестом и его свойствами,
научить отщипывать маленькие
кусочки теста от большого
куска; формировать интерес к
работе с тестом, развивать
мелкую моторику.
Продолжать
учить
детей
скатывать
шар
круговыми
движениями
ладоней;
раскатывать толстый столбик, а
затем с одного конца заузить
столбик в конус, передавая
удлиненную форму морковки.
Развивать
внимание
и
восприятие.
Продолжить знакомить детей
отщипывать маленькие кусочки
пластилина от куска и скатывать
из них шарики д. 7-10мм,
надавливать
указательным
пальцем
на
пластилиновый
шарик, прикрепляя его к основе,
располагать
пластилиновые
шарики на равном расстоянии
друг от друга, формировать
интерес к работе с пластилином,
развивать мелкую моторику.
Продолжить
учить
детей
раскатывать
на
дощечки
движение вперед – назад
пластилиновые
столбики
и
соединять их. Учить детей
сопровождать
слова
стихотворения
соответствующими движениями.
Развивать внимание.
Продолжить знакомить детей
отщипывать маленькие кусочки

1

10

1

10

1

10

1

10

1

10

1

10
16

28

«Елочный шарик»

29

«Снежинка»

30

«Салют»

31

«Шарфик для
снеговика»

пластилина от куска и скатывать
из них шарики д. 7-10мм,
надавливать
указательным
пальцем
на
пластилиновый
шарик, прикрепляя его к основе,
размазывать
пластилин
на
картоне
надавливающим
движением
указательного
пальца, формировать интерес к
работе с пластилином, развивать
мелкую моторику.
Продолжить знакомить детей
отщипывать маленькие кусочки
пластилина от куска и скатывать
из них шарики д. 7-10мм,
надавливать
указательным
пальцем
на
пластилиновый
шарик, прикрепляя его к основе,
размазывать
пластилин
на
картоне
надавливающим
движением
указательного
пальца, формировать интерес к
работе с пластилином, развивать
мелкую моторику.
Продолжить знакомить детей с
тестом и его свойствами,
научить отщипывать маленькие
кусочки теста от большого
куска; формировать интерес к
работе с тестом, развивать
мелкую моторику.
Научить детей отщипывать
маленькие кусочки пластилина
от куска и скатывать из них
шарики д. 7-10 мм, надавливать
указательным пальцем на
пластилиновый шарик,
прикрепляя его к основе,
располагать шарики на равном
расстоянии друг от друга,
формировать интерес к работе с
пластилином, развивать мелкую
моторику.
Продолжить знакомить детей с
тестом и его свойствами,
научить отщипывать маленькие
кусочки теста от большого
куска; формировать интерес к
работе с тестом, развивать
мелкую моторику.

1

10

1

10

1

10

1

10

17

32

«Пирамидка»

33

«Конфеты»

34

«Пирожок»

35

36

«Мячик»

«Заборчик для дома»

Научить
детей
отщипывать
маленькие кусочки пластилина
от куска и скатывать из них
шарики д. 7-10 мм, надавливать
указательным
пальцем
на
пластилиновый
шарик,
прикрепляя его к основе,
располагать шарики на равном
расстоянии друг от друга,
формировать интерес к работе с
пластилином, развивать мелкую
моторику.
Продолжить знакомить детей с
тестом и его свойствами,
научить отщипывать маленькие
кусочки теста от большого
куска; формировать интерес к
работе с тестом, развивать
мелкую моторику.
Продолжить знакомить детей
отщипывать маленькие кусочки
пластилина от куска и скатывать
из них шарики д. 7-10мм,
надавливать
указательным
пальцем
на
пластилиновый
шарик, прикрепляя его к основе,
размазывать
пластилин
на
картоне
надавливающим
движением
указательного
пальца, формировать интерес к
работе с пластилином, развивать
мелкую моторику.
Продолжить знакомить детей
отщипывать маленькие кусочки
пластилина от куска и скатывать
из них шарики д. 7-10мм,
формировать интерес к работе с
пластилином, развивать мелкую
моторику.
Продолжить знакомить детей
отщипывать маленькие кусочки
пластилина от куска и скатывать
из них шарики д. 7-10мм,
надавливать
указательным
пальцем
на
пластилиновый
шарик, прикрепляя его к основе,
размазывать
пластилин
на
картоне
надавливающим
движением
указательного
пальца, формировать интерес к

1

10

1

10

1

10

1

10

1

10

18

37

«Зайка»

38

«Мышка»

39

«Мишка-медведь»

40

«Баранки»

41

«Угощения для
игрушек»

42

«Собачка»

работе с пластилином, развивать
мелкую моторику.
Продолжить
учить
детей
раскатывать
на
дощечки
движение вперед – назад
пластилиновые
столбики
и
соединять их. Учить детей
сопровождать
слова
стихотворения
соответствующими движениями.
Развивать внимание.
Продолжить
учить
детей
раскатывать
на
дощечки
движение вперед – назад
пластилиновые
столбики
и
соединять их. Учить детей
сопровождать
слова
стихотворения
соответствующими движениями.
Развивать внимание.
Продолжить
учить
детей
раскатывать
на
дощечки
движение вперед – назад
пластилиновые
столбики
и
соединять их. Учить детей
сопровождать
слова
стихотворения
соответствующими движениями.
Развивать внимание.
Продолжить
учить
детей
раскатывать
на
дощечки
движение вперед – назад
пластилиновые
столбики
и
соединять их.
Продолжить знакомить детей с
тестом и его свойствами,
научить отщипывать маленькие
кусочки теста от большого
куска; формировать интерес к
работе с тестом, развивать
мелкую моторику.
Продолжить знакомить детей
отщипывать маленькие кусочки
пластилина от куска и скатывать
из них шарики д. 7-10мм,
надавливать
указательным
пальцем
на
пластилиновый
шарик, прикрепляя его к основе,
размазывать
пластилин
на
картоне
надавливающим

1

10

1

10

1

10

1

10

1

10

1

10

19

43

44

45

46

движением
указательного
пальца, формировать интерес к
работе с пластилином, развивать
мелкую моторику.
«Погремушка»
Продолжить знакомить детей
отщипывать маленькие кусочки
пластилина от куска и скатывать
из них шарики д. 7-10мм,
надавливать
указательным
пальцем
на
пластилиновый
шарик, прикрепляя его к основе,
размазывать
пластилин
на
картоне
надавливающим
движением
указательного
пальца, формировать интерес к
работе с пластилином, развивать
мелкую моторику.
«Пирамидка из шаров» Продолжить знакомить детей
отщипывать маленькие кусочки
пластилина от куска и скатывать
из них шарики д. 7-10мм,
надавливать
указательным
пальцем
на
пластилиновый
шарик, прикрепляя его к основе,
размазывать
пластилин
на
картоне
надавливающим
движением
указательного
пальца, формировать интерес к
работе с пластилином, развивать
мелкую моторику.
«Цветы для мамы»
Продолжить знакомить детей
отщипывать маленькие кусочки
пластилина от куска и скатывать
из них шарики д. 7-10мм,
надавливать
указательным
пальцем
на
пластилиновый
шарик, прикрепляя его к основе,
размазывать
пластилин
на
картоне
надавливающим
движением
указательного
пальца, формировать интерес к
работе с пластилином, развивать
мелкую моторику.
«Подарок бабушке»
Продолжить знакомить детей
отщипывать маленькие кусочки
пластилина от куска и скатывать
из них шарики д. 7-10мм,
надавливать
указательным
пальцем
на
пластилиновый
шарик, прикрепляя его к основе,

1

10

1

10

1

10

1

10

20

47

«Цветы в вазе»

48

«Облако»

49

«Сосулька»

50

«Бусы для куклы»

51

«Весенняя капель»

размазывать
пластилин
на
картоне
надавливающим
движением
указательного
пальца, формировать интерес к
работе с пластилином, развивать
мелкую моторику.
Продолжить знакомить детей
отщипывать маленькие кусочки
пластилина от куска и скатывать
из них шарики д. 7-10мм,
надавливать
указательным
пальцем
на
пластилиновый
шарик, прикрепляя его к основе,
размазывать
пластилин
на
картоне
надавливающим
движением
указательного
пальца, формировать интерес к
работе с пластилином, развивать
мелкую моторику.
Продолжить знакомить детей с
тестом и его свойствами,
научить отщипывать маленькие
кусочки теста от большого
куска; формировать интерес к
работе с тестом, развивать
мелкую моторику.
Продолжить знакомить детей с
тестом и его свойствами,
научить отщипывать маленькие
кусочки теста от большого
куска; формировать интерес к
работе с тестом, развивать
мелкую моторику.
Продолжить знакомить детей
отщипывать маленькие кусочки
пластилина от куска и скатывать
из них шарики д. 7-10мм,
надавливать
указательным
пальцем
на
пластилиновый
шарик, прикрепляя его к основе,
размазывать
пластилин
на
картоне
надавливающим
движением
указательного
пальца, формировать интерес к
работе с пластилином, развивать
мелкую моторику.
Продолжить знакомить детей с
тестом и его свойствами,
научить отщипывать маленькие
кусочки теста от большого

1

10

1

10

1

10

1

10

1

10

21

52

53

54

55

56

куска; формировать интерес к
работе с тестом, развивать
мелкую моторику.
«Зернышки для птиц» Продолжить знакомить детей
отщипывать маленькие кусочки
пластилина от куска и скатывать
из них шарики д. 7-10мм,
надавливать
указательным
пальцем
на
пластилиновый
шарик, прикрепляя его к основе,
размазывать
пластилин
на
картоне
надавливающим
движением
указательного
пальца, формировать интерес к
работе с пластилином, развивать
мелкую моторику.
«Гнездо для птенчика» Продолжить учить детей
надавливать указательным
пальцем на пластилиновый
шарик, прикреплять его к
основе, располагать
пластилиновые шарики на
равном расстоянии друг от
друга, формировать интерес к
работе с пластилином, развивать
мелкую моторику.
«Кормушка для птиц» Продолжить
учить
детей
надавливать
указательным
пальцем
на
пластилиновый
шарик, прикреплять его к
основе,
располагать
пластилиновые
шарики
на
равном расстоянии друг от
друга, формировать интерес к
работе с пластилином, развивать
мелкую моторику.
«Дерево»
Продолжить знакомить детей с
тестом и его свойствами,
научить отщипывать маленькие
кусочки теста от большого
куска; формировать интерес к
работе с тестом, развивать
мелкую моторику.
«Солнышко»
Продолжить
учить
детей
надавливать
указательным
пальцем
на
пластилиновый
шарик, прикреплять его к
основе, формировать интерес к
работе с пластилином, развивать
мелкую моторику.

1

10

1

10

1

10

1

10

1

10

22

57

«Черепаха»

58

«Волшебный песок»

59

«Деревце»

60

«Человечек»

61

«Помидор»

62

«Банан»

Продолжить
учить
детей
надавливать
указательным
пальцем
на
пластилиновый
шарик, прикреплять его к
основе, формировать интерес к
работе с пластилином, развивать
мелкую моторику.
Продолжить
учить
детей
надавливать
указательным
пальцем
на
пластилиновый
шарик, прикреплять его к
основе, формировать интерес к
работе с пластилином, развивать
мелкую моторику.
Продолжить знакомить детей с
тестом и его свойствами,
научить отщипывать маленькие
кусочки теста от большого
куска; формировать интерес к
работе с тестом, развивать
мелкую моторику.
Продолжить
учить
детей
надавливать
указательным
пальцем
на
пластилиновый
шарик, прикреплять его к
основе, формировать интерес к
работе с пластилином, развивать
мелкую моторику.
Продолжить знакомить детей
отщипывать маленькие кусочки
пластилина от куска и скатывать
из них шарики д. 7-10мм,
надавливать
указательным
пальцем
на
пластилиновый
шарик, прикрепляя его к основе,
размазывать
пластилин
на
картоне
надавливающим
движением
указательного
пальца, формировать интерес к
работе с пластилином, развивать
мелкую моторику.
Продолжить знакомить детей
отщипывать маленькие кусочки
пластилина от куска и скатывать
из них шарики д. 7-10мм,
надавливать
указательным
пальцем
на
пластилиновый
шарик, прикрепляя его к основе,
размазывать
пластилин
на
картоне
надавливающим

1

10

1

10

1

10

1

10

1

10

1

10

23

63

«Огурец»

64

«Яблоко»

65

«Ягоды»

66

«Грибочки»

67

«Зеленая полянка»

движением
указательного
пальца, формировать интерес к
работе с пластилином, развивать
мелкую моторику.
Продолжить
учить
детей
надавливать
указательным
пальцем
на
пластилиновый
шарик, прикреплять его к
основе, формировать интерес к
работе с пластилином, развивать
мелкую моторику.
Продолжить знакомить детей
отщипывать маленькие кусочки
пластилина от куска и скатывать
из них шарики д. 7-10мм,
надавливать
указательным
пальцем
на
пластилиновый
шарик, прикрепляя его к основе,
размазывать
пластилин
на
картоне
надавливающим
движением
указательного
пальца, формировать интерес к
работе с пластилином, развивать
мелкую моторику.
Продолжить знакомить детей
отщипывать маленькие кусочки
пластилина от куска и скатывать
из них шарики д. 7-10мм,
надавливать
указательным
пальцем
на
пластилиновый
шарик, прикрепляя его к основе,
размазывать
пластилин
на
картоне
1надавливающим
движением
указательного
пальца, формировать интерес к
работе с пластилином, развивать
мелкую моторику.
Продолжить
учить
детей
надавливать
указательным
пальцем
на
пластилиновый
шарик, прикреплять его к
основе, формировать интерес к
работе с пластилином, развивать
мелкую моторику.
Продолжить
учить
детей
надавливать
указательным
пальцем
на
пластилиновый
шарик, прикреплять его к
основе,
располагать
пластилиновые
шарики
на

1

10

1

10

1

10

1

10

1

10

24

68

69

70

71

72

равном расстоянии друг от
друга, формировать интерес к
работе с пластилином, развивать
мелкую моторику.
«Дождик»
Продолжить
учить
детей
надавливать
указательным
пальцем
на
пластилиновый
шарик, прикреплять его к
основе,
располагать
пластилиновые
шарики
на
равном расстоянии друг от
друга, формировать интерес к
работе с пластилином, развивать
мелкую моторику.
«Пластилиновая
Продолжать знакомить детей с
мозаика»
пластилином и его свойствами;
учить отщипывать маленькие
кусочки пластилина от большого
куска; формировать интерес к
работе с пластилином; развивать
мелкую моторику, выполнить из
пластилина на картоне мозаику с
элементарным
изображением
предмета
«Дождик, дождик, кап- Продолжать
учить
детей
кап-кап»
отщипывать маленькие кусочки
пластилина от большого куска и
прилеплять его к плоской
поверхности; закреплять знания
основных цветов; развивать
мелкую
моторику.
слепить
дождик
отщипыванием
маленьких кусочков пластилина
на подготовленной поверхности
картона.
«Разные цветные
Продолжать
учить
детей
мячи»
скатывать пластилин круговыми
движениями между ладонями;
закреплять знания основных
цветов;
развивать
мелкую
моторику рук.
«Бусы»
Продолжить знакомить детей
отщипывать маленькие кусочки
пластилина от куска и скатывать
из них шарики д. 7-10мм,
надавливать
указательным
пальцем
на
пластилиновый
шарик, прикрепляя его к основе,
размазывать
пластилин
на
картоне
надавливающим

1

10

1

10

1

10

1

10

1

10

25

73

74

75

76

77

78

движением
указательного
пальца, формировать интерес к
работе с пластилином, развивать
мелкую моторику.
«Чудесные
Продолжать знакомить детей с
карандашики»
пластилином и его свойствами;
учить раскатывать пластилин
между ладонями «колбаской»;
развивать
желание
лепить;
развивать мелкую моторику.
«Сидит белка на
Продолжать знакомить детей с
тележке»
пластилином и его свойствами;
закреплять умение формировать
из
пластилина
округлые
комочки, выкладывать их на
ограниченном
пространстве;
развивать мелкую моторику.
«Как у нашего кота»
Продолжать
учить
детей
раскатывать пластилин прямыми
движениями между ладонями,
выкладывать
«колбаски»
последовательно друг за другом,
формируя коврик; закреплять
знания
основных
цветов;
формировать интерес к работе с
пластилином» развивать мелкую
моторику.
«Шоколад с орехами» Продолжить
учить
детей
надавливать
указательным
пальцем
на
пластилиновый
шарик, прикреплять его к
основе,
располагать
пластилиновые
шарики
на
равном расстоянии друг от
друга, формировать интерес к
работе с пластилином, развивать
мелкую моторику.
«Сшили Тане сарафан» Продолжать
учить
детей
отщипывать маленькие кусочки
пластилина от большого куска и
надавливать
указательным
пальцем
на
пластилиновый
шарик, прикрепляя его к основе,
располагать шарики на равном
расстоянии друг от друга;
развивать мелкую моторику.
«Шла собака через
Продолжить закреплять умение
мост»
раскатывать пластилин между
ладонями прямыми движениями,

1

10

1

10

1

10

1

10

1

10

1

10

26

79

«Рыбка»

80

«Петя, Петя петушок»

81

«Одуванчик»

82

«Коврик для котенка»

83

«Веселый кактус»

84

«Кто живет в
избушке»

Всего занятий

формировать интерес к работе с
пластилином, развивать мелкую
моторику.
Продолжать
учить
детей
вдавливать детали в пластилин,
создавая
изображение;
способствовать
развитию
воображения;
формировать
интерес к работе с пластилином;
развивать мелкую моторику.
Продолжать знакомить детей
выкладывать «колбаски» из
пластилина
дугообразно
из
одной точки, закреплять навыки
раскатывания
пластилина
прямыми движениями между
ладонями; развивать мелкую
моторику.
Продолжать
учить
детей
вдавливать детали в пластилин,
создавать объёмную поделку;
формировать интерес к работе с
пластичными
материалами;
развивать мелкую моторику.
Продолжить закреплять умение
раскатывать пластилин между
ладонями прямыми движениями,
формировать интерес к работе с
пластилином, развивать мелкую
моторику.
Продолжить
учить
детей
надавливать
указательным
пальцем
на
пластилиновый
шарик, прикреплять его к
основе,
располагать
пластилиновые
шарики
на
равном расстоянии друг от
друга, формировать интерес к
работе с пластилином, развивать
мелкую моторику.
Продолжить
учить
детей
развивать у детей интерес к
процессу и результату лепки,
учить аккуратно пользоваться
глиной раскатывать комочек
глины движениями прямых
ладоней, вызвать у детей
желание лепить избушку.

1

10

1

10

1

10

1

10

1

10

1

10

84
27

Младший дошкольный возраст (3-4 года)
Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной
программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной
направленности «Пластилиновые чудеса»
К концу второго года обучения ребенок:
• испытывает интерес к лепке из пластилина, теста и глины;
• знает свойства теста, глины и пластилина;
• использует разнообразные приемы лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание,
соединение, вдавливание пальцем углубления, прищипывание краев формы кончиками
пальцев);
• передает в лепке различие предметов по величине;
• раскатывает комочки прямыми и круговыми движениями ладоней;
• соединяет концы раскатанной колбаски в кольцо;
• сплющивает шар, сжимая его ладонями обеих рук;
• умеет украшать вылепленный предмет из глины, используя палочку с заостренным
концом (спичку) или стеку;
• умеет доводить изделие до нужного образа с помощью дополнительного материала;
• сочетает в поделке лепку из пластилина и природный материал;
• умеет лепить различные предметы из 1–3 частей, соединяя их путем прижатия и
примазывания друг к другу;
• умеет наносить пластилин тонким слоем на ограниченную контуром поверхность;
• умеет аккуратно пользоваться глиной и пластилином: не пачкать стол, одежду, лепить
на дощечке.
Содержание учебного плана
Второй год обучения
1. «Предметная лепка»
1.1. Вкусное печенье. Получение силуэтных изображений из теста:
выдавливание (вырезание) формочками для выпечки. Обведение и украшение форм
пальчиками. Развитие тактильных ощущений.
1.2. Мой веселый, звонкий мяч. Лепка округлых предметов. Синхронизация
движений обеих рук: раскатывание формы круговыми движениями ладоней. Развитие
кисти руки.
1.3 Ягодки на тарелке. Создание пластической композиции из одного большого
предмета (тарелочки) и 5 -10 мелких (ягодок). Получение шарообразной формы
разными приемами: круговыми движениями ладоней (для тарелки) и пальцев (для
ягодок).
1.4 Репка на грядке. Лепка репки в определенной последовательности:
раскатывание шара, сплющивание, вытягивание хвостика, прикрепление листьев.
Создание композиций на бруске пластилина (грядке).
1.5 Грибы на пенечке. Создание коллективной композиции из грибов. Лепка
грибов из 3-х частей (ножка, шляпка, полянка). Прочное и аккуратное соединение
деталей.
28

1.6 Сороконожка. Создание выразительных образов по мотивам стихотворения:
раскатывание цилиндров (колбасок, столбиков) прямыми движениями ладоней и
видоизменение формы – изгибание, свивание.
1.7 Бублики-баранки. Лепка баранок: раскатывание колбасок и замыкание в
кольцо. Обыгрывание лепных изделий – «нанизывание» бубликов-баранок на связкуверевочку.
1.8 Сосульки-воображульки. Освоение способов лепки предметов в форме
конуса. Моделирование сосулек разной длины и толщины. Поиск приемов для
усиления выразительности образов: сплющивание, скручивание, вытягивание,
свивание, налепы.
1.9 Веселая неваляшка. Лепка фигурок, состоящих из частей одной формы, но
разного размера. Развитие чувства формы и пропорций. Деление пластилина на части с
помощью стеки (освоение художественного инструмента).
1.10 Ути-ути! . Лепка птиц в стилистике народной игрушки: раскатывание шара
(или овоида), оттягивание части материала для головы, прищипывание хвостика,
вытягивание клювика. Воспитание интереса к познанию природы.
1.11 Паучок на паутинке. Лепка паучка из пластилиновых жгутиков. Из длинной
колбаски для туловища паучка скрутить в круг.
2. «Сюжетная лепка»
2.1 Лямба. Лепка фантазийных существ по мотивам литературного образа.
Развитие образного мышления, творческого воображения.
2.2 Лесной магазин. Лепка героев стихотворения – лесных зверей комбинированным способом (по представлению). Составление коллективной
композиции.
2.3 Баю-бай, засыпай . Моделирование образов спящих существ. Лепка игрушек
или животных в стилистике пеленашек: туловище – овоид (яйцо), голова – шар.
Оформление композиций в маленьких (спичечных) коробочках.
2.4 Мостик. Моделирование мостика из 3-4 «бревнышек», подобранных по длине
(лишнее отрезается стекой). Создание композиции из ручейка и мостика.
2.5 Птенчики в гнездышке. Моделирование гнездышка: раскатывание шара,
сплющивание в диск, вдавливание, прищипывание. Лепка птенчиков по размеру
гнездышка. Обыгрывание композиции (червячки в клювиках) Воспитание интереса к
лепке.
2.6 Вот какие ножки у сороконожки. Закрепление способа лепки: раскатывание
жгутиков прямыми движениями ладоней. Создание выразительного образа
сороконожки.
2.7 Колобок катится по дорожке и поет песенку. Создание интереса к
обыгрыванию сказки в изодеятельности. Лепка колобка в форме шара, рисование
петляющей дорожки фломастером или маркером. Освоение линии и цвета как средств
художественно-образной выразительности.
2.8 «Загорелся «Кошкин дом». Создание коллективной работы. Умение
отображать действие сказки в работе.
2.10 Герой из сказки. Лепка персонажа общим выбором детей, обсуждение его
характера и передача замысла в работе.
3. «Лепка рельефная»
3.1. Падают, падают листья. Создание рельефных картин: отрывание
(отщипывание) кусочков пластилина разных цветов и примазывание к фону. Развитие
чувства цвета и мелкой моторики.
3.2.Вот какая елочка. Создание образа елочки из брусков пластилина. Освоение
свойств пластилина, сравнение его с тестом.
29

3.3. Вот какой у нас салют. Создание коллективной композиции. Сочетание
приемов лепки: раскатывание жгутика и шарика, их соединение и включение в общую
композицию. Развитие чувства формы, ритма, композиции. Воспитание интереса к
наблюдению красивых явлений в окружающей жизни и отражению их в
изобразительной деятельности.
3.4. Солнышко-колоколышко. Создание рельефного образа солнца из диска
(сплющенного шара) и нескольких жгутиков. Развитие пространственного мышления и
восприятия.
3.5. Кап-кап дождик. Выполнение плоскостной рельефной работы, скатывание
шариков и создание из них тучки и капель дождика. Воспитание интереса к
выполнению своей работы.
3.6 Красочный зонтик. Создание работы с использованием дополнительной
фурнитуры. Выполнение зонтика в технике пластилинография (размазывание
пластилина) и украшение его бусинами, стразами или бисером.
4. «Лепка из соленого теста»
4.1.Тили-тили тесто. Ознакомление с тестом как художественным материалом,
экспериментальное узнавание и «открытие» пластичности как основного свойства
теста.
4.2. Картинки на тесте. Создание изображений на пласте теста: отпечатки
ладошек и разных предметов, рисование пальчиком. Сравнение свойств песка и теста.
4.3. Мышка-норушка. Лепка конусообразной формы и создание образа мышки:
заострение мордочки, использование дополнительных материалов (для ушек -0
семечек, для хвостика – веревочек, для глаз - бусинок).
4.4. Новогодние игрушки. Моделирование игрушек из 2-3 частей для новогодней
елки. Сочетание разных приемов лепки: раскатывание округлых форм, соединение
деталей, сплющивание, прищипывание, вдавливание.
4.5. Снеговики играют в снежки. Раскатывание кусочков теста круговыми
движениями ладоней для получения снежков в форме шара. Создание коллективной
композиции. Развитие чувства формы, мелкой моторики.
4.6. Я пеку, пеку, пеку… Лепка угощений для игрушек: раскатывание,
сплющивание в диск и полусферу, прищипывание, защипывание края. Развитие чувства
формы, мелкой моторики.
4.7. Угощайся, мишка. Лепка угощений для игрушек: раскатывание шара и
легкое сплющивание в диск для получения печенья и пряников. Развитие чувства
формы, мелкой моторики.
4.8. Вот какие у нас пальчики. Моделирование персонажей для пальчикового
театра: раскатывание шара (голова), дополнение деталями – прикрепление глаз из
бусин, пуговиц, семян; вытягивание или прищипывание ушей. Обыгрывание созданных
поделок (нанизывание на пальчики). Создание интереса к своим рукам и «открытие» их
возможностей.
4.9 Красочный браслетики. Лепка браслетика: скатывание шариков из цветного
соленого теста одинакового размера, протыкание в них дырочек для будущей поделки.
После высыхания шариков, продеть нитку.
4.10 Фрукты на тарелочки. Лепка фруктов на выбор каждого ребенка. Создание
красивой композиции. Создание интереса к своим творческим работам.
4.11 Мышка на сыре. Лепка объемной мышки и плоскостного кусочка сыра.
После просыхание работы, мышь и сыр расписать красками.
4.12 Розочка для мамы. Моделирование цветка из теста. Раскатывание длинной
колбаски, расплющивание ее, скатывание и моделирование розочки. Готовую работу

30

прилепляем на основу. Даем просохнуть. Воспитание бережного отношения к своей
работе.
4.13 Веселая гусеница на листочке. Лепка объемной гусеницы: раскатывание
шариков и соединение их между собой при помощи водички. Моделирование из теста
листочка. Готовую гусеницу посадить на листочек и дать просохнуть работе.
5. «Работа с природным материалом»
5.1. Вот ежик – ни головы, ни ножек! Моделирование образа ежика: дополнение
«туловища» иголками – спичками, зубочистками. Развитие чувства формы, мелкой
моторики.
5.2.Красивые цветы. Создание красивых композиций с использованием
природного материала.
7. Оценочные материалы к программе
Для раскрытия уровня освоения дополнительной программы в течение учебного
года (в начале и в конце), проводится диагностика.
Цель диагностики в начале года – выявление уровня сформированности
навыков лепки из пластилина, теста.
Цель итоговой диагностики – выявление уровня обученности усвоения при
прохождении курса программы и проведение анализа.
1 – входная диагностика (сентябрь);
2 – итоговой диагностика (май).
Уровни для наблюдения (педагогической диагностики):
Высокий: Лепит с натуры простые предметы, животных; сглаживает
поверхность формы, делая её устойчивой; лепит по представлению персонажей
литературных произведений; лепит мелкие детали, декорирует изображение с помощью
вспомогательных средств и дополнительных материалов; создаёт замысел до начала
лепки и реализует его, выбирая соответствующие изобразительные и выразительные
средства; осуществляет развернутое речевое планирование деятельности; пользуется
разнообразными приёмами лепки; технические навыки сформированы (создаёт
скульптурные и рельефные изображения), передаёт характерную структуру пропорции
объектов, характерные движения фигур, достигает выразительности поз, создаёт
сюжетные композиции; ярко проявляет творчество, развёрнуто комментирует
созданное изображение, творчески обыгрывает продукт лепки.
Средний: Лепит с натуры простые предметы, животных и лепит по
представлению персонажей литературных произведений; сглаживает поверхность
формы, делая её устойчивой, нуждается в помощи взрослого в выполнении
технических действий; создаёт замысел до начала лепки, однако не всегда получает
результат, соответвующий замыслу; выбирает соответствующие теме лепки
изобразительные средства; планирует основные этапы деятельности; пользуется
основными приёмами лепки; изображения достаточно реалистичны, но затрудняется в
целостной передаче реальных характеристик объекта – объекты напоминают реальные
отдельными признаками; передаёт общую структуру и пропорции объектов;
изображения, как правило, статичны; при создании сюжетных композиций нуждается в
31

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Фамилия имя
ребенка

Н.г.

помощи взрослого; изображения недостаточно выразительны; проявляет отдельные
элементы творчества в процессе лепки; кратко комментирует продукт лепки;
схематично обыгрывает продукт лепки.
Низкий: Совместно со взрослыми лепит с натуры простые предметы, животных;
лепит простые объекты, которые часто неузнаваемы; технические навыки не
сформированы; сглаживает поверхность формы, делая её устойчивой, имеет в арсенале
несколько привычных тем лепки; до начала изображения определяет не замысел, а
лишь тему лепки в общем виде; изобразительные средства выбирает спонтанно; не
планирует деятельность, по вопросам взрослого может кратко определить отдельные её
этапы; пользуется несколькими стереотипными приёмами лепки; изображения не
достаточно реалистичны, невыразительны, затрудняется в комментировании готового
продукта лепки, нуждается в наводящих вопросах взрослого; не стремится обыгрывать
продукт лепки, с помощью взрослого может осуществить несколько игровых действий.
Низший: Создаёт стереотипные изображения и преимущественно в совместной
со взрослым деятельности, технические навыки не сформированы; тема лепки
определяется в процессе самой деятельности; не планирует деятельность; пользуется
небольшим количеством стереотипных приёмов лепки; изображения недостаточно
реалистичны, невыразительны; не может прокомментировать готовый продукт лепки,
лишь называет его отдельные элементы; не выполняет с ним игровых действий.

1
2

32

8.Методическое обеспечение программы
1.Иванова М. /Веселый пластилин /Тверь АСТ-Пресс 2016.
2.Румянцева Е.А. /Необычная лепка/ ООО «Дрофа» 2016.
3.Шкидская И.О. /Аппликация из пластилина/ Ростов-на-дону «Феникс» 2014.
4.Новацкая М. /Пластилиновые секреты/ Спб 2016.
5.Козлина А.В. /Уроки ручного труда/ М.: Мозаика - Синтез 2016.
6.Агапова И., Давыдова М. /114 игрушек и поделок из всякой всячины/ ООО ИКТЦ
«Лада» 2013.
7.Колдина Д.Н. /Лепка и аппликация с детьми 2-3 лет/ М.: Мозаика-Синтез 2014.
8.Колдина Д.Н. /Лепка и аппликация с детьми 4-5 лет/ М.: Мозаика-Синтез 2013.

33

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».