Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности Пластилиновые фантазии

2

Структура
дополнительной общеобразовательной программы - дополнительной
общеразвивающей программы художественной направленности
«Пластилиновые фантазии»
1.Содержание,
объем
дополнительной
общеобразовательной
3
программы – дополнительной общеразвивающей программы
художественной направленности «Пластилиновые фантазии»
2.Планируемые
результаты
освоения
дополнительной
7
общеобразовательной
программы
–
дополнительной
общеразвивающей программы художественной направленности
«Пластилиновые фантазии»
3.Организационно-педагогические
условия
реализации
дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной
общеразвивающей программы художественной направленности
«Пластилиновые фантазии»

8

4.Учебный план

11

5.Календарный учебный график

14

6.Рабочая программа педагога по реализации дополнительной
общеобразовательной
программы
–
дополнительной
общеразвивающей программы художественной направленности
«Пластилиновые фантазии»
7.Оценочные материалы к программе

15

8.Методические материалы к программе

36

34

3

1. Содержание, объем дополнительной общеобразовательной программы –
дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности
«Пластилиновые фантазии»
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая
программа художественной направленности «Пластилиновые фантазии» (далее Программа) составлена для детей 4-6 лет на основе авторской программы Давыдовой Г.Н.
«Пластилинография»; Давыдовой Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография; Лыковой
И.А. «Я - будущий скульптор»; Горичевой В.С., Нагибиной М.И. «Сказку сделаем из
глины, теста, снега, пластилина».
Уровень сложности Программы: «Стартовый уровень» предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Характеристика программы
Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и
внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев
рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной
готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для
овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и
точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых
чувствуют свою не успешность.
Актуальной данная деятельность является потому, что в дошкольном возрасте важно
развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для
накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной
умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют
занятия по лепке.
Творить и созидать – это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в
душе. Лепить– доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит
помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется
работа пальцев рук, мозга и идёт полное расслабление тела и души.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного
возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного
мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в
школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует
эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем
его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или
аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению
целого ряд математических представлений.
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность
выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация
занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения
с взрослыми и сверстниками.
Занятия лепкой тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному
языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми
объектами.
Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое
созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.
Направленность
Программа имеет художественную направленность.

4

Адресат программы
Программа предусматривает обучение детей от 4 до 6 лет. Ожидаемое количество
детей в одной группе: 8-12 человек. К освоению Программы допускаются любые лица без
предъявления требований к уровню образования.
Форма организации занятий: групповая. Допускается формирование разновозрастных
групп. В разновозрастных группах применяется методика дифференцированного
обучения: при такой организации воспитательно-образовательного процесса педагог
излагает новый материал всем обучающимся одинаково, а для практической деятельности
предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и
уровня подготовки каждого).
Разработка дополнительной общеобразовательной программы - дополнительной
общеразвивающей программы художественной направленности «Пластилиновые
фантазии» является актуальным направлением развития Образовательной организации и
основывается на следующих нормативных документах:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
2.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи";
3.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года N
678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
4.Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва «Об
утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей,
специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей
работников образования»;
5.Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г. №
652н «Профессиональный стандарт. Педагог дополнительного образования детей и
взрослых»;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации №629 от 27.07.2022
года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
7.Устав и локальные нормативные, распорядительные акты Березовского
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад
№ 39 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по
физическому развитию воспитанников».
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только
видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Это
одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического воспитания –
помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в
окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по
памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что
способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию.
Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые
легко поддаются воздействию рук, приобретают в процессе лепки задуманную форму и
сохраняют ее на некоторое время. Это глина, пластилин, пластик, тесто, влажный песок,
бумажная масса для папье-маше (кусочки мягкой бумаги, смешанные с клейстером из
муки или крахмала), старая тряпочка, пропитанная клейстером и даже жевательная
резинка. Чем разнообразнее ассортимент материалов, тем шире экспериментальное поле.
Из одного комка пластилина, глины или теста можно создать бесконечное множество
образов, каждый раз находить новые варианты и способы его преобразования. Тесто,

5

пластилин, глина – универсальные материалы, которые дают возможность воплощать
самые интересные и сложные замыслы и надолго сохранить полученный результат.
Программа способна увести детей в увлекательную страну пластики, открыть
дверцу в мир творчества и мастерства. Велико образовательное и воспитательное
значение лепки, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка.
Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка,
мышцы пальцев и ловкость рук. Работа с пластилином, тестом способствует выработке
красивого подчерка, учит рисованию и рукоделию.
Влияние занятий декоративной лепкой на развитие ребенка широко. Оно
отражается на особенностях развития личности ребенка, его познавательной сферы и
деятельности. Вот лишь некоторые аспекты этого влияния:
- расширение кругозора;
- развитие мелкой моторики;
- создания целостного образа;
- развитие ценностного отношения к человеку, его культуре, труду;
- развитие игры с правилами;
- расширение словарного запаса;
- развитие умения взаимодействовать, делового и личностного общения;
- развитие познавательных процессов;
-развитие композиционного умения;
- позитивное влияние на психическое и физическое здоровье.
Таким образом, лепка для детей дошкольного возраста способствует
всестороннему развитию личности.
Цель и задачи программы
Цель развитие творческой деятельности ребенка дошкольного возраста через
умение воспринимать художественные образы, видеть, понимать и изображать предметы
окружающего мира при помощи пластических материалов.
Задачи:
образовательные:
– формировать умение лепить предметы из различных материалов: глины, пластилина,
теста, природного и бросового материала;
– учить создавать форму предметов на основе восприятия действительности и
самостоятельных поисков;
– учить самостоятельно пользоваться способами лепки и выразительными средствами.
воспитательные:
– способствовать формированию у детей эмоционально-ценностного эстетического
отношения к миру;
– воспитывать понимание красоты произведений искусства, потребность общения с ними;
– формировать умение организовывать свое рабочее место, готовить все необходимые для
занятия материалы.
развивающие:
– развивать эмоционально-чувственную сферу ребенка и его художественно-образное
мышление как основу развития творческой личности;
– развивать чувство формы, цвета, пропорций; художественный вкус;
– развивать творчество и инициативу.
Формы обучения
Обучение по программе осуществляется в очной форме.
Виды занятий
- учебное занятие;
- открытое занятие;
- выставки творческих работ;
- создание фотоальбома с работами.

6

Методы и формы работы
Методы:
Методы организации образовательной деятельности (словесный, наглядный,
практический);
• Метод стимулирования и мотивации (формирование интереса ребенка);
• Метод активного обучения (формирование творческих способностей ребенка);
• Репродуктивный метод (неоднократное воспроизведение полученных знаний,
умений, навыков).
•

•
•
•
•

Приемы:
Словесный (рассказ, беседа, объяснение, слушание художественной литературы);
рассматриванием ярких красочных картинок);
практический (упражнения);
игровой.

•
•
•
•
•

Игра:
на развитие мелкой моторики;
игра по форме, цвету, размеру;
игра на наблюдательность;
ролевая игра.
наглядный (метод демонстраций).
Формы работы по развитию детского творчества:

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
Самостоятельная деятельность детей.
Образовательная деятельность.
Загадывание загадок.
Разнообразные виды гимнастик.
Рассматривание фотографий (по теме).
Беседы по иллюстрациям и картинкам.
Чтение рассказов, сказок, стихов.
Пение песен.
Дидактическая игра.
Подвижная игра.
Раскрашивание гуашью и красками.

Интеграция разных видов творческой деятельности детей на основе принципа
взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий обеспечивает
оптимальные условия для полноценного развития творческих способностей детей в
соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
Программа предполагает использование учебно-методических материалов и
современного наглядного демонстрационного материала в достаточном объеме.
Дидактические принципы построения и реализации
дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной
общеразвивающей программы художественной направленности
«Пластилиновые фантазии»

7

•

•
•

•
•
•
•
•
•
•
•

принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка
задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к
сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и
незнакомому»;
принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с
постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;
принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса; принцип
развивающего
характера
художественного
образования;
принцип
природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественнотворческого развития детей с учётом «природы» детей возрастных особенностей и
индивидуальных
способностей;
принцип
интереса:
построение
и/или
корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского
сообщества (группы детей) в целом.
принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной
деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей
разных возрастов;
принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской
активности;
принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и
художественной деятельности;
принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание
человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
принцип организации тематического пространства (информационного поля) основы для развития образных представлений;
принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов
действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и
деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной
открытости).

В Программе сформулированы педагогические условия, необходимые для
эффективного художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, а
именно:
1.Формирование умения творческого отношения к окружающей жизни;
2.Создание развивающей среды для занятий лепкой;
3.Ознакомление детей с основными видами и способами лепки.
2. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной
программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной
направленности «Пластилиновые фантазии»
Предполагаемый результат обучения:
▪ будет создан положительный эмоциональный настрой у детей в процессе
изготовления поделок из пластилина, появится желание создавать поделки своими
руками, дети научатся радоваться полученному результату;
▪ повысится уровень развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста;
▪ увеличится активный словарь детей, повысится качество произношения звуков;

8

▪

дети смогут самостоятельно применять приёмы лепки при изготовлении поделок из
различных материалов;
В ходе прохождения двухлетнего курса обучения дети узнают:
- пластические особенности пластилина;
- использование пластилина в лепке и пластилинографии;
- возможности комбинирования пластилина другими дополнительными материалами;
- применение разных методов лепки: пластического, комбинированного.
Дети научатся:
- свободно рассказывать о последовательности выполнения своей работы;
- использовать приобретенные знания и умения в самостоятельной практической
деятельности;
- владеть техническими приёмами: скатывание, раскатывание, сплющивание,
размазывание, отщипывание, пропорции частей и различия в величине деталей;
- лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения;
- создавать сюжетные композиции из 2-3 и более изображений;
- выполнять декоративные композиции способами налепа и рельефа;
- проявлять эстетические чувства, интерес к искусству, чувство композиции;
- лепить предметы или их части круглой, овальной, дискообразной формы, пользуются
движением всей кисти и пальцев, выражают положительные эмоции, создавая сказочные
образы;
- создавать изображения с натуры и по представлению, передают характерные
особенности знакомых предметов, пропорции частей и различия в величине деталей,
лепят из цельного куска и из частей;
- создавать предметы по представлению, передавать характерные особенности знакомых
предметов, пропорции частей и различия в величине деталей.
В течение учебного года диагностическое обследование проводится 2 раза в год.
3. Организационно-педагогические условия реализации дополнительной
общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы
художественной направленности «Пластилиновые фантазии»
Срок реализации программы
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Объем
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом – общее количество
учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения
программы, составляет 168 часов, из них:
-1 год обучения – 84 учебных часов;
-2 год обучения – 84 учебных часов.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 учебному часу.
Учебный час равен:
-первый год обучения (4-5 лет) - 20 минут;
-второй год обучения (5-6 лет) - 25 минут.
В процессе лепки из различных материалов у детей формируются не только
интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и
самостоятельно, помогать старшим, делать элементарные выводы.
Интеграция художественного творчества с другими видами детской деятельности:
формирует трудовые умения и навыки, адекватных возрасту воспитанников, основы

9

безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной
деятельности, развивает свободное общение со взрослыми и детьми по поводу процесса и
результатов продуктивной деятельности, формирует целостную картину мира, расширяет
кругозор в части изобразительного искусства, творчества, развивает детское творчества,
приобщает к различным видам искусства
Требования к педагогу дополнительного образования, осуществляемому реализацию
Программы
Должностные обязанности. Осуществляет дополнительное образование
обучающихся, воспитанников в соответствии со своей образовательной программой,
развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует состав обучающихся,
воспитанников кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения и
принимает меры по сохранению контингента обучающихся, воспитанников в течение
срока обучения. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и
методов работы (обучения) исходя из психофизиологической и педагогической
целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая
информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные
занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и
психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных
информационных технологий. Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся,
воспитанников. Участвует в разработке и реализации образовательных программ.
Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение. Выявляет
творческие способности обучающихся, воспитанников, способствует их развитию,
формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Организует
разные виды деятельности обучающихся, воспитанников, ориентируясь на их личности,
осуществляет развитие мотивации их познавательных интересов, способностей.
Организует самостоятельную деятельность обучающихся, воспитанников, в том числе
исследовательскую, включает в учебный процесс проблемное обучение, осуществляет
связь обучения с практикой, обсуждает с обучающимися, воспитанниками актуальные
события современности. Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся,
воспитанников. Оценивает эффективность обучения, учитывая овладение умениями,
развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя
компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей
деятельности. Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым обучающимся,
воспитанникам, а также обучающимся, воспитанникам, имеющим отклонения в развитии.
Организует участие обучающихся, воспитанников в массовых мероприятиях. Участвует в
работе педагогических, методических советов, объединений, других формах
методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных,
воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в
организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или
лицам, их заменяющим, а также педагогическим работникам в пределах своей
компетенции. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во
время образовательного процесса. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение
правил охраны труда и пожарной безопасности. При выполнении обязанностей старшего
педагога дополнительного образования наряду с выполнением обязанностей,
предусмотренных по должности педагога дополнительного образования, осуществляет
координацию деятельности педагогов дополнительного образования, других
педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды
образовательного
учреждения.
Оказывает
методическую
помощь
педагогам
дополнительного образования, способствует обобщению передового их педагогического
опыта и повышению квалификации, развитию их творческих инициатив.

10

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы
Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие
образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную
педагогику и психологию; физиологию, гигиену; специфику развития интересов и
потребностей обучающихся, воспитанников, основы их творческой деятельности;
методику поиска и поддержки молодых талантов; содержание учебной программы,
методику и организацию дополнительного образования детей, научно-технической,
эстетической,
туристско-краеведческой,
оздоровительно-спортивной,
досуговой
деятельности; программы занятий кружков, секций, студий, клубных объединений;
деятельность детских коллективов, организаций и ассоциаций; методы развития
мастерства;
современные
педагогические
технологии
продуктивного,
дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с
обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями, лицами, их
заменяющими, коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных
ситуаций, их профилактики и разрешения; технологии педагогической диагностики;
основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными
таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила
внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране
труда и пожарной безопасности.
Требования к
Высшее образование или среднее профессиональное образование в
образованию и рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего
обучению
образования и специальностей среднего профессионального образования
"Образование и педагогические науки"
или
Высшее образование либо среднее профессиональное образование в
рамках иного направления подготовки высшего образования и
специальностей среднего профессионального образования при условии
его соответствия дополнительным общеразвивающим программам,
дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым
организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и
получение при необходимости после трудоустройства дополнительного
профессионального образования
по
направлению
подготовки
"Образование и педагогические науки"
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе в соответствии с
Федеральным законом об образовании привлекать к занятию педагогической
деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам лиц, обучающихся
по образовательным программам высшего образования по специальностям и
направлениям
подготовки,
соответствующим
направленности
дополнительных
общеобразовательных программ, и успешно прошедших промежуточную аттестацию не
менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего
образования направленности дополнительной общеобразовательной программы
определяется указанными организациями (в ред. Приказа Минпросвещения России от
30.09.2020 N 533)
Организация образовательного процесса происходит в кабинете дополнительного
образования, расположенном на первом этаже здания БМАДОУ «Детский сад № 39»
г. Березовский. Кабинет дополнительного образования площадью 20,8 кв.м. Стены
кабинета выкрашены водоэмульсионными, пожаропрочными красителями, потолок армстронг, на полу линолеум. В кабинете имеется система вентиляции, вода и
водоотведение, есть раковина, свет, батарея.
Техническое оснащение, материалы, инструменты, средства

11

Материально-техническое обеспечение программы:
Оборудование:
1.Резиновый мат для резки формата А3.
2.Набор стеков (пластмассовые и деревянные).
3.Алюминиевая фольга.
4.Лопаточка с тонким краем.
5.Баночка с водой и кисточка.
6.Расческа с частыми зубьями, для нанесения орнамента и насечек.
7.Зубочистки.
Дополнительное оборудование
1.Бисер и бусины. Служат для украшения. Из них можно выложить надписи, орнамент,
использовать в качестве глаз, носа и прочее
2.Маленькая скалка из детского набора для лепки.
3.Набор фигурок и вырезок. Можно использовать фигурки для печенья или фигурки из
наборов для лепки.
4.Проволока. Нужная вещь для изготовления каркаса изделия.
5.Ложки. Дают интересные отпечатки на поверхности материала.
6.Шпажка для канапе.
7.Колесико для перевода выкроек. Наносит очень красивые пунктирные насечки.
Наглядно-иллюстративный и дидактический материал:
– методические разработки занятий;
– учебные и методические пособия;
– технологические карты по изготовлению изделий;
– фотографии;
– образцы изделий.
4.Учебный план
дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной
общеразвивающей программы художественной направленности
«Пластилиновые фантазии»
Режим образовательной деятельности: 2 раза в неделю, во второй половине дня.
Общее количество занятий в неделю – 2.
Общее количество занятий в месяц – 8.
Количество часов по возрастным группам:
- средний дошкольный возраст – 84 часа,
- старший дошкольный возраст – 84 часа.
Общее количество занятий за весь период обучения: 168 часов.
5.Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год
Начало учебного года
Окончание учебного года
Продолжительность учебного года
Продолжительность учебной недели
Нерабочие праздничные дни

Педагогический мониторинг

2 сентября 2024 года
11 июля 2025 года
42 учебные недели
5 дней
4 ноября,
30 декабря - 8 января,
1, 2, 8, 9 мая,
12 – 13 июня
4 недели

6. Рабочая программа педагога по реализации
дополнительной общеобразовательной программе – дополнительной
общеразвивающей программе художественной направленности
«Пластилиновые фантазии»
Средний дошкольный возраст (4-5 лет)
Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной
программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной
направленности «Пластилиновые фантазии»
К концу первого года обучения дети умеют:
•
•
•
•

Лепят работы разными способами: пластическим, комбинированным.
Свободно рассказывают о последовательности выполнения своей работы.
Используют приобретенные знания и умения в самостоятельной практической
деятельности.
Владеют техническими приёмами:
размазывание, отщипывание.

скатывание,

раскатывание,

сплющивание,

Тематический план образовательной деятельности
в группе среднего дошкольного возраста (4-5лет)
Количество занятий: 2 занятия в неделю
Продолжительность занятия: 20 минут
№
п/п
1-2

Название темы
Чудеса из пластилина

3-4

Рябинка

5-6

Гроздь винограда

Задачи

Кол-во
занятий
познакомить
детей
с 2
материалом:
пластилин;
экспериментирование
с
пластилином. Показ презентации
«Превращения
колобка
из
пластилина»
побуждать
детей 2
экспериментировать
с
пластилином;
формировать
умение раскатывать пластилин
прямыми движениями между
ладоней
закреплять
умение
скатывать кусочки пластилина
круговыми движениями
между ладоней, вдавливать
его пальцами, размазывать
тонким слоем по картону.
Развивать мелкую моторику.
продолжать знакомство детей
2
со свойствами пластилина.
Научить передавать задуманную
идею при выполнении изделия,

Кол-во
минут
40

40

40

13

7-8

Гости Мухи Цокотухи

9-10

Береза

11-12

Белый гриб

13-14 Разноцветная осень

15-16

Грибы, грибочки
выросли в лесочке

17-18

Яблоки поспели

раскрыть творческую фантазию
детей в процессе лепки, развить
гибкость пальцев рук, научить
видеть
конечный
результат
задуманной работы
продолжать знакомить детей
со свойствами пластилина.
Формировать умение лепить
бабочек, улиток, гусеничек и др.
с помощью трафарета на основе
из картона. Закреплять умение
раскатывать пластилин прямыми
и
круговыми
движениями
ладоней,
включать
работу
пальцами, размазывая тонким
слоем.
Побуждать
к
декорированию
изображения.
Развивать интерес к лепке.
научить изображать дерево,
подбирать самостоятельно цвета,
закрепить приемы работы в
технике пластилинографии
(придавливать,
примазывать,
разглаживать границы, соединяя
части,
развивать
мелкую
моторику рук.
учить выполнять работу
на
картонной
тарелке
круглой
формы,
закреплять
умение
изображать гриб, дополнять
композицию сюжетом (лист
березы, трава, закреплять умение
лепить «колбаску», использовать
знакомые
приемы
–
отщипывание,
размазывание,
использовать в работе стеку
развивать у детей эстетическое
восприятие природы средствами
художественного слова, музыки,
произведений живописи
формировать
у
детей
обобщенное понятие о грибах.
Развивать умение находить связи
между формами настоящих и
изображаемых
грибов,
передавать
их
природные
особенности, цвет
развивать
интерес
к
пластилинографии. Подвести к
созданию выразительного образа

2

40

2

40

2

40

2

40

2

40

2

40

14

19-20

Украсим кукле платье

21-22

Маленькая птичка
прилетела к нам

23-24

Пластилиновая
картина

25-26

Аквариумные рыбки

посредством цвета и объема.
Воспитывать аккуратность в
работе с пластилином.
продолжать развивать интерес к
пластилинографии.
Раскрыть
творческую фантазию детей в
процессе
лепки,
развить
гибкость
пальцев рук, научить видеть
конечный результат задуманной
работы
Программные
задачи:
продолжать знакомить детей со
свойствами
пластилина.
Формировать умение передавать
в лепке образ птички (туловище,
голова).
Закреплять
знание
знакомых
приёмов
лепки
(скатывание, раскатывание),
умение соединять отдельные
части.
Воспитывать
аккуратность.
стимулировать воображение и
фантазию ребенка. Развивать
координацию пальцев.
Научить ребенка заниматься с
пластилином
самостоятельно,
без
постоянного
присмотра
со
стороны взрослых. Развивать
мелкую
моторику.
Научить
смешивать
пластилин
для
получения
нужного
цвета.
Совершенствовать работу по
трафарету
совершенствовать умение детей
отщипывать небольшие комочки
от основного куска, скатывать
его круговыми движениями
(камни),
раскатывать
прямыми
движениями между ладоней
(водоросли). Закреплять умение
прикреплять полученные формы
к основе. Украшать готовое
изделие. Создавать единую
композицию в сотрудничестве с
другими
детьми.
Развивать
интерес к лепке.

2

40

2

40

2

40

2

40

15

27-28

Зимний лес

29-30

Узоры на окнах

31-32

Дед Мороз, Дед
Мороз! Он нам елочку
принес

33-34

Снеговик

35-36

Елочные шары

учить использовать пластилин
для проявления творческих
способностей детей, научить
точно передавать задуманную
идею при выполнении изделия,
раскрыть творческую фантазию
детей в процессе лепки, развить
гибкость пальцев рук, научить
видеть
конечный
результат
работы
научить использовать пластилин
для
проявления
творческих
способностей
детей.
Совершенствовать в знакомых
приёмах лепки. Учить лепить
узоры из колбасок, составлять
композицию
совершенствовать умение детей
создавать объёмное изображение
на плоскости. Закреплять умение
детей раскатывать пластилин
прямыми
и
круговыми
движениями, соединять концы
«столбика»,
расплющивать,
оставлять вмятины, включая
работу
пальцев.
Развивать
интерес к лепке. Учить украшать
готовое изделие и рамочку к
нему
закреплять
умение
детей
передавать форму предметов,
состоящих из двух (и больше)
частей
разного
размера.
Совершенствовать
умение
скатывать пластилин между
ладоней круговыми движениями,
расплющивать и примазывать к
основе.
Стимулировать
воображение
и
фантазию
ребенка
расширять знания детей об
истории новогоднего праздника;
развивать образное мышление,
умение создавать знакомый
образ, с опорой на жизненный
опыт
детей
(новогодний
праздник, художественное слово,
иллюстрации);
закреплять
умение использовать в работе
нетрадиционную
технику

2

40

2

40

2

40

2

40

2

40

16

37-38

Снегири на ветках

39-40

Зимняя ночь

41-42

День рождения
медвежонка

рисования – пластилинографию;
добиваться
реализации
выразительного, яркого образа,
дополняя
работу
дополнительным материалом
расширить представления детей 2
о
зимующих птицах, учить детей
передавать свои наблюдения
за
живой
природой
в
художественно-изобразительной
деятельности посредством
пластилинографии.
Научить
детей изображать снегирей,
передавать
особенности
внешнего
облика
(строение
туловища,
форму
головы,
крыльев, хвоста, характерную
окраску). Закрепить приемы
скатывания,
расплющивания,
примазывания, деление на части
с помощью стеки. Развивать
композиционные навыки
уточнить знания детей о понятии 2
«пейзаж».
Учить
создавать
лепную картину с выпуклыми
изображениями.
Побуждать
детей
вносить
объекты для изображения в
соответствии
с
темой
и
замыслом, продолжать учить
дополнять работу рисунком с
помощью палочки или стеки,
воспитывать навыки аккуратной
работы с пластилином, развивать
мелкую моторику, продолжать
учить работать на заданном
пространстве, учить создавать
коллективную композицию,
развивать
творчество,
координацию движения рук,
глазомер.
Закреплять умение раскатывать
2
комочки
пластилина
кругообразными
движениями;
учить
преобразованию
шарообразной
формы
в
овальную путём надавливания и
продвижения
пальчика
по
вертикали
вниз.
Воспитать

40

40

40

17

43-44

45-46

47-48

49-50

51-52

чувство
сопереживания
и
совместной радости с игровым
персонажем.
Развивать
эстетическое восприятия.
Моя любимая игрушка Программные задачи: побуждать
(картина в рамочке)
детей экспериментировать с
пластилином
и
овладевать
приёмами лепки: раскатывать
комочки
между
ладоней
прямыми
и
круговыми
движениями. Научить детей
передавать форму и характерные
признаки
в
изображении
объекта. Развивать творчество и
самостоятельность.
Развивать
творческое
воображение,
связную речь при составлении
рассказа о своей поделке.
Веселый зоопарк
развивать мелкую моторику рук
в
процессе пластилинографии при
создании образа животного;
вызывать положительные
эмоции от совместной
деятельности и ее результата;
развивать умение анализировать
свою работу в процессе её
выполнения;
воспитывать
аккуратное
отношение
к
поделке; своему рабочему месту.
Букет для мамы
учить создавать композицию из
цветов при помощи пластилина;
закреплять прием вдавливания,
размазывания, отщипывания
маленьких кусочков от большого
куска пластилина; развивать
мелкую моторику пальцев.
Ракеты и кометы
закрепление
технических
навыков и приемов лепки из
пластилина. Лепить из частей,
деление
куска
на
части,
выдерживать
соотношение
пропорций по величине, плотно
соединяя их. Развивать мелкую
моторику. Развивать творческое
воображение, связную речь при
составлении рассказа о своей
поделке
Верба
уточнить знания детей о
натюрморте, учить изображать

2

40

2

40

2

40

2

40

2

40

18

53-54 Пасхальное яйцо

55-56 Солнышко

57-58 Подсолнух

59-60 Клубок для котенка

61-62 Травушка муравушка

объемно веточку вербы в вазе,
совершенствовать
приемы
рисование
пластилином
–
размазывание,
катание,
вдавливание,
развивать
творчество и аккуратность в
работе, мелкую моторику рук
Развивать
у
детей
эмоциональное
восприятие
окружающего мира.
Совершенствовать умения в
работе с пластилином. Учить
самостоятельно продумывать
замысел
и
подбирать
необходимый материал, приемы
для его воплощения.
вызвать эмоциональный отклик
на образ солнышко; учить
работать с пластилином лепить
тонкие жгуты и жгутики,
раскатывать пластилин прямыми
движениями двух пальцев, учить
выкладывать
жгуты
по
нарисованному контуру по кругу
Формировать
умение
отщипывать небольшие кусочки
пластилина и скатывать их в
шарики.
Закрепить
умение
расплющивать шарики, придавая
им форму лепестков. Развивать
образное мышление.
Лепка округлых предметов.
Синхронизация движений обеих
рук.
Раскатывание
формы
круговыми движениями ладоней.
Развитие кисти руки. Развитие
импрессивной речи: расширение
понимания речи – раскатать,
играть, игрушки, клубок.
Обучение
пониманию
одноступенчатых
инструкций.
Развитие понимания простых
предложений в ситуативной
речи.
учить работать с пластилином,
лепить тонкие жгуты и жгутики,
раскатывать пластилин прямыми
движениями двух пальцев, учить
выкладывать жгуты по одному
вертикали листа

2

40

2

40

2

40

2

40

2

40

19

63-64 Хмурые тучи

65-66

Дерево жизни
(картина из
пластилина)

67-68 Мышка и золотое
яичко

69-70

Фрукты в вазе

71-72

Зайчик

учить работать с пластилином,
лепить тонкие жгуты и жгутики,
раскатывать пластилин прямыми
движениями двух пальцев, учить
выкладывать жгуты в форме
овала.
закрепление технических
навыков и приемов лепки из
пластилина, лепить из частей,
деление куска на части,
выдерживать соотношение
пропорций по величине:
голова меньше туловища, мелкие
детали прикреплять, плотно
соединяя их, учить создавать
общую сюжетную композицию,
развивать
творческое
воображение, связную речь при
составлении рассказа о своей
поделке,
интонационную
выразительность
речи,
воспитывать у детей интерес к
творчеству.
закрепление технических
навыков и приемов лепки из
пластилина: лепка из частей,
деление
куска
на
части,
соблюдение пропорций.
Учить
создавать
общую
сюжетную
композицию,
развивать
творческое
воображение, связную речь при
составлении
сказки,
интонационную
выразительность
речи,
воспитывать у детей интерес к
творчеству, желание дарить
радость другим,
коллективизм.
учить работать с пластилином,
лепить тонкие жгуты и жгутики,
раскатывать пластилин прямыми
движениями двух пальцев, учить
выкладывать жгуты в форме
круга и овала.
Закреплять умение детей лепить
животных, передавая форму,
строение,
величину
частей.
Упражнять
в
применении
различных
способов
лепки.

2

40

2

40

2

40

2

40

2

40

20

73-74

Водоросли

75-76

Улитки

77-78

Воздушные шары

79-80

Салют

Учить
передавать
простые
движения фигуры. Развивать
способность
рассматривать
созданные фигурки животных,
отмечать их выразительность.
Лепить предметы, состоящие из
нескольких частей. Оттягивать
пальцами отдельные детали:
мордочку. Уметь выравнивать,
сглаживать. Развитие
кисти
руки. Развитие импрессивной
речи: расширение понимания
речи – выравнивать, сглаживать.
Обучение
пониманию
одноступенчатых
инструкций.
Развитие понимания простых
предложений в ситуативной
речи.
Раскатывание жгутиков двумя
пальцами, учить выкладывать
жгуты по одному вертикали
листа. Обучение пониманию
одноступенчатых
инструкций.
Развитие понимания простых
предложений в ситуативной
речи.
Раскатывание жгутов двумя
пальцами. Закручивание жгутов
по спирали, одинаковых по
цвету,
разных
по
длине.
Обучение
пониманию
одноступенчатых
инструкций.
Развитие понимания простых
предложений в ситуативной речи
Закрепить умение раскатывать
комочки
пластилина
кругообразными
движениями.
Формировать
умение
прикреплять готовую форму на
плоскость путем равномерного
расплющивания по поверхности
основы.
Развивать
мелкую
моторику
рук.
Развивать
эстетическое
и
образное
восприятие.
поддерживать
интерес
к
празднику 9 мая; скатывать
небольшие комочки в шарики,
примазывать их к основе в
хаотичных направлениях;

2

40

2

40

2

40

2

40

21

81-82

Медуза

83-84

Осьминог

отражать красивые явлений из
окружающей жизни. Развитие
мелкой моторики. Воспитание
художественно-эстетического
вкуса.
Расширить представления о 2
морском
животном,
его
особенностях внешнего вида.
Закреплять умение отщипывать
пластилин,
катать
шарики,
колбаски, учить выкладывать
изображение
по
контуру,
воспитывать навыки аккуратной
работы с пластилином, развивать
мелкую моторику, координацию
движения рук, глазомер
продолжать учить выкладывать 2
изображение по контуру, лепить
длинные «колбаски», закреплять
прием
надавливания,
учить
работать
на
заданном
пространстве, дополнять
работу бисером, ракушками,
развивать
творчество
и
фантазию, воспитывать навыки
аккуратной
работы
с
пластилином, развивать мелкую
моторику,
координацию
движения рук, глазомер

Всего занятий

40

40

84
Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной
программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной
направленности «Пластилиновые фантазии»
К концу второго года обучения ребенок:
- передает образ в лепке, учитывая пропорциональность частей, показывая движение;
- располагает фигурки, создавая сюжет;
- использует стеки в работе и другие приспособления - колпачки фломастеров, крышки,
палочки, печатки;
- умеет самостоятельно работать со схемами, анализировать форму, соблюдать
пропорции;
- проявляет самостоятельность при выборе приемов выполнения работы;
- овладевает основными навыками и умениями лепить предметы разной формы;
- создает небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения
фигур;

22

- развивает мелкую моторику пальцев;
- сохраняет интерес к занятию;
- сформированы ключевые компетенции, креативности и способы самостоятельной
творческой деятельности.
Тематический план образовательной деятельности
в группе старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Количество занятий: 2 занятия в неделю
Продолжительность занятия: 25 минут
№ п/п
Название темы
1-2

Фруктовая фантазия

3-4

Кленовый листочек

5-6

Астры и хризантемы

7-8

Гроздь рябины

Задачи

Кол-во Кол-во
занятий минут
уточнять представления детей о форме 2
50
фруктов, их характерных
особенностях
(углубления,
вытянутость), учить передавать это в
лепке, добиваясь большого
сходства,
учить
лепить
грозди
винограда. Синхронизация движений
обеих рук. Раскатывание
формы круговыми движениями ладоней.
Развитие кисти руки.
Напомнить детям свойства пластилина, 2
50
закрепить приемы его использования:
прищипывание, сплющивание,
оттягивание деталей от общей формы,
плотное
соединение частей путем примазывания
одной части изделия к другой
Способствовать развитию у детей 2
50
эстетического восприятия окружающего
мира,
научить
замечать
и
любоваться
природными
формами
растений.
Представить
осенний цветок астру. Продолжать
осваивать
навыки
работы
с
пластилином:
скатывать длинные колбаски и делить
их
стекой
на
равные
части,
перекручивать
пластилиновые колбаски в жгутики,
наносить рельефный рисунок поверх
пластилиновой основы
Развивать
у
детей
эстетическое 2
50
восприятие природы и учить передавать
посредством
пластилинографии
изображение.
Учить детей отщипывать небольшие
кусочки пластилина и скатывать

23

9-10

Консервированные
фрукты

11-12

Осенние деревья

13-14

Рыбки в аквариуме

15-16

Букет для мамы

маленькие
шарики
круговыми
движениями
пальцев, выкладывать из тонких
колбасок силуэт
грозди рябины и сложный листик.
Обобщать представления детей о
фруктах,
об
их
характерных
особенностях.
Развивать композиционные умения,
равномерно располагать предметы по
всему
силуэту.
Учить
достижению
выразительности через более точную
передачу формы,
цвета,
величины
предметов
и
изображения мелких деталей у фруктов:
черенков,
семян, чашелистиков
Продолжать учить детей скатывать
маленькие разноцветные шарики из
пластилина и расплющивать их пальцем
сверху. Познакомить детей со жгутами и
жгутиками и их выкладыванием по
нарисованному
контуру.
Развивать
мелкую моторику пальцев рук
Уточнить и расширить знания детей о
подводном мире, о многообразии его
обитателей.
Учить
создавать
выразительный и интересный сюжет в
полуобъеме, используя нетрадиционную
технику исполнения работы – рисование
пластилином.
Совершенствовать
технические
и
изобразительные
навыки,
умения.
Использовать в
работе различный по содержанию и
структуре
бросовый
материал.
Развивать
детское творчество при создании и
реализации замысла, как источник,
доставляющий радость ребенку и всем
окружающим его людям.
Развивать
умение
любоваться
природными формами и преобразовать
их в декоративные.
Учить создавать композицию из
отдельных
деталей,
используя
имеющиеся умения и навыки работы с
пластилином
–
раскатывание,
сплющивание, сглаживание.

2

50

2

50

2

50

2

50

24

17-18

Грибы-грибочки
выросли в лесочке

19-20

Белкины хлопоты

21-22

Варим варенье

23-24

Ёжик с грибами

25-26

Чудо плоды

Закреплять умение детей выполнять
лепную
картинку,
когда
детали
предметов
сохраняют
объем
и
выступают над поверхностью основы.
Формировать у детей обобщенное
понятие о грибах. Развивать умение
находить
связи
между
формами
настоящих и изображаемых грибов,
передавать их природные особенности,
цвет. Напомнить детям о свойствах
пластилина:
мягкий,
податливый,
способный принимать заданную форму.
учить
отмечать
характерные
особенности животного. Попытаться
передать несложное движение (бег,
наклон головы и т.д.
Содержание: Лепка конструктивным
способом, соединение крупных и
мелких
деталей, показ приемов лепки. Лепка
белочки шишкой на лапах, соотношение
размеров и формы
Побуждать детей передавать в лепке
впечатления от окружающего – поспели
ягоды. Закреплять умение лепить
предметы круглой формы, скатывая
комочки
пластилина
круговыми
движениями ладоней; расплющивать
шарики-ягодки
на
горизонтальной
плоскости, произвольно располагая их
по поверхности. Закреплять с детьми
знания о красном цвете.
Развивать мелкую моторику.
Учить создавать выразительный и
интересный сюжет в полуобъеме,
используя нетрадиционную технику
рисования
пластилином.
Совершенствовать технические
и изобразительные навыки, умения.
Использовать в работе различный
бросовый материал. Развивать детское
творчество
Обучение умению изображать
овощи на плоскости в полу объеме в
технике
пластилинография.
Сформировать у детей обобщенное
представление об овощах: растут на
грядках, полезны людям, уточнить
способы их переработки. Развивать
умение видеть связь между реальной

2

50

2

50

2

50

2

50

2

50

25

27-28

Кактус в горшочке

29-30

Сердечки
(самостоятельная
работа)

31-32

Котенок

33-34

Снежинка

35-36

Снеговик

37-38

Новогодняя игрушка

39-40

Елка новогодняя
огоньками светится

41-42

Лицо клоуна

формой и формой изображаемых
овощей, передавая их природные
особенности, цвет.
Расширять представления детей о
комнатных
растениях.
Развивать
практические умения и навыки при
создании заданного образа посредством
пластилинографии. Учить использовать
возможности бросового материала для
придания объекту завершенности и
выразительности
Развивать
творческое
мышление.
Поощрять
инициативу
и
самостоятельность детей в построении
композиции,
попытки
дополнить
рисунок по теме работы. Развивать
мелкую моторику рук
Продолжать учить размазывать
пластилин внутри заданного контура,
стараясь не выходить за его край.
Развивать мелкую моторику рук.
Воспитывать заботливое отношение к
домашним животным.
Закрепление приёма пластилинографии
- раскатывание тонких колбасок,
жгутиков разной длины; Развивать
согласованность в работе обеих рук,
развивать мелкую моторику рук.
Воспитывать эстетический вкус, чувство
прекрасного
Закреплять
умение
работать
с
пластилином, использовать его свойства
при раскатывании и сплющивании.
Развивать мелкую моторику рук.
Украшать
работу,
используя
разнообразный бросовый материал
Формировать у детей обобщенное
представление о елочных игрушках.
Создавать лепную картину с выпуклым
изображением. Развивать творческое
воображение детей, побуждая их
самостоятельно придумать узор для
своего шарика
Учить создавать лепную картину с
выпуклым изображением. Развивать
творческое воображение детей при
украшении елочки. Развивать мелкую
моторику рук
Продолжать учить детей скатывать из
пластилина шарики и прикреплять их на

2

50

2

50

2

50

2

50

2

50

2

50

2

50

2

50

26

43-44

Зимняя картина

45-46

Подсвечник

47-48

За окошком снегири

49-50

Черепаха и львенок

51-52

На Севере

53-54

Жираф

заданную основу. Закреплять умение
детей ориентироваться в частях лица.
Развивать чувство цвета, формы,
композиции.
Ознакомить детей с понятием "пейзаж".
Воспитывать интерес к природе в разное
время года. Продолжать учить наносить
рельефный рисунок с помощью стеки
для
придания
выразительности
изображаемым объектам. Развивать
чувство цвета, закрепить знания об
оттенках белого
Обобщить
с
детьми
знания
о
подсвечниках.
Рассмотреть
подсвечники,
посредством
пластилинографии изобразить их на
картине
Обобщить представления детей о
зимующих
птицах.
Разобрать
особенности внешнего вида снегиря.
Побуждать детей точно передавать
внешний вид объекта; подбирать цвет и
сопоставлять размер
учить детей создавать образы любимых
персонажей. Учить создавать в лепке
композицию
из
предметов,
объединенным одним
содержанием.
Лепка
сюжетная.
Создание
пластической композиции по мотивам
любимого мультфильм
Расширять знания детей о жизни
природы
и
людей
на
Севере.
Формировать умение составлять
изображение из частей. Закреплять
приемы раскатывания, размазывания
пластилина, скатка в жгутики, столбики.
Воспитывать интерес к жизни родного
края
учить
отмечать
характерные
особенности животного, придавать
линиям
плавность, изящность в соответствии
характером
фигуры.
Попытаться
передать несложное движение (бег,
лежачее положение, наклон головы и
т.д.).
Обследовать
фигурку
животного,
выбранного в качестве натуры.
Уточнять приемы лепки.

2

50

2

50

2

50

2

50

2

50

2

50

27

55-56

Динозавры

57-58

Украшаем торт

59-60

Лебеди

61-62

Подводный мир

63-64

Галстук для папы

65-66

Футболисты

67-68

Замок

учить отмечать характерные
особенности животного, придавать
линиям плавность в соответствии
характером фигуры. Попытаться
передать несложное движение
(бег, лежачее положение, наклон головы
и т.д.).
Просмотр иллюстраций. Знакомство с
видами динозавров. Лепка
конструктивным способом по
предложенной схеме
Продолжать формировать умение у
детей составлять узор на круге.
Закреплять умение раскатывать
комок пластилина круговыми и
прямыми движениями между ладонями,
вызывать радость от проделанной
работы. Развивать согласованность в
работе обеих рук. Воспитывать
аккуратность.
Вызвать интерес к миру природы.
Закреплять умения работать с
пластилином, используя его свойства.
Воспитывать бережное отношение к
природе
Обобщить представления детей об
обитателях
подводного
мира.
Продолжать осваивать приемы работы с
пластилином:
преобразовывать
шарообразную форму в овальную,
выгибать исходную форму в дугу,
выполнять налепы на готовую основу
изображаемого
объекта.
Развивать
эстетическое и образное мышление
Побуждать детей к изготовлению
подарков для близких. Развивать
творческое воображение. Формировать
навыки самостоятельной работы
учить лепить человека в движении,
закреплять умение соблюдать
пропорциональные соотношение частей,
располагать поделку вертикально,
придавая ей устойчивость. Показать
возможность передачи движения лепной
фигурки путём небольшого
изменения положения рук и ног.
Содержание: Лепка конструктивным
способом, соединение крупных и
мелких деталей, показ приемов лепки.
Обучение детей умению изображать

2

50

2

50

2

50

2

50

2

50

2

50

2

50

28

69-70

71-72

73-74

75-76

77-78

79-80

замок
на
плоскости
методом
пластилинографии. Развивать у детей
творческое воображение. Развивать
умение создавать сказочные здания,
передавая особенности их строения и
архитектуры,
характерные
детали.
Закрепить способы работы в технике
«пластилинография»: раскатывание,
сплющивание, выполнение
декоративных элементов. Побуждать
детей вносить объекты для изображения
в соответствии с темой и замыслом.
Украшение для мамы Приобщать детей к миру искусства,
развивать фантазию творчества,
воображение, наглядно-образное
мышление, зрительную память.
Закреплять представления о цвете и
размерах предметов
Весна идет, весне
Формировать у детей интерес к
дорогу!
пробуждающейся весенней природе,
дать представление о первоцветах.
Закреплять умение и навыки детей в
работе с пластилином. Продолжать
развивать мелкую моторику рук
Ваза
учить детей создавать изображение
посуды, учить лепить вазу в технике из
жгута.
Воспитывать
заботливое,
внимательное отношение к маме.
Рассмотреть с детьми разные вазы,
уточнить их форму, предложить
вылепить любой на выбор.
Земляника
Способствовать расширению знаний
детей о многообразии видов и форм
растений. Закреплять познавательный
интерес
к
природе.
Продолжить
обучение созданию композиции из
отдельных
деталей,
добиваясь
целостности восприятия картины.
Способствовать
развитию
формообразующих движений рук в
работе с пластилином.
Веточка с листочком Закрепить
приёмы
раскатывания
пластилина между ладонями круговыми
и прямыми движениями. Продолжать
учить детей размазывать пластилин в
одном направлении, делая его более
выразительным. Развивать аккуратность
в работе с пластилином. Формировать
эстетическое отношение к природе.
Лошадь с
учить
отмечать
характерные

2

50

2

50

2

50

2

50

2

50

2

50

29

жеребенком

81-82

Кораблик по морю
поплыл

83-84

Клубочки для
котенка

Всего занятий

особенности животного. Попытаться
передать несложное движение (бег,
лежачее положение, наклон головы и
т.д.
Лепка
сюжетная
конструктивным
способом, соединение крупных и
мелких деталей, показ приемов лепки.
Учиться
отмечать
характерные
особенности животного. Попытаться
передать несложное движение (бег,
лежачее положение, наклон головы и
т.д.
Обучение
умению
создавать
на 2
плоскости полуобъемный объект –
«кораблик», сочетая разные приемы
техники – «пластилинографии».
Закреплять умения и навыки в работе с
пластилином,
побуждать
к
самостоятельному
выбору
цветов
пластилина и деталей интерьера
картины.
Развивать
творческие
способности,
внимание,
фантазию.
Воспитывать
самостоятельность,
инициативу, умение рассказывать о
своих чувствах и настроении.
Формировать умение детей приёму
2
сворачивания длинной колбаски по
спирали. Упражнять в раскатывании
пластилина пальцами обеих рук на
поверхности стола для придания
предмету необходимой длины.
Продолжать развивать интерес к новым
способам лепки. Развивать мелкую
моторику пальцев рук, цветовосприятие.

50

50

84

30

7. Оценочные материалы к программе
Для раскрытия уровня освоения дополнительной программы в течение учебного
года (в начале и в конце), проводится диагностика.
Цель диагностики в начале года – выявление уровня сформированности навыков
лепки из пластилина, теста.
Цель итоговой диагностики – выявление уровня обученности усвоения при
прохождении курса программы и проведение анализа.
Методы проведения диагностики:
наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности.
Данный вид диагностики не предполагает специальных форм и видов организации
детей, осуществляется в наблюдениях во время фронтальных занятий. Диагностика
проводится с целью эффективного построения занятия кружка.
Диагностика проводится два раза в год (в сентябре и мае).
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком
необходимыми навыками и умениями по заданным критериям:
низкий уровень – ребёнок не может выполнить все параметры оценки;
средний уровень – ребёнок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры
оценки;
высокий уровень – ребёнок выполняет самостоятельно и с частичной помощью
взрослого все параметры оценки.
1 – входная диагностика (сентябрь);
2 – итоговой диагностика (май).

Протокол диагностического обследования детей 4 -6 лет по дополнительной общеобразовательной программе дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности «Пластилиновые фантазии»
на ____/_____ учебный год

Умение пользоваться стекой

Умение использовать бросовый
материал

Проявление аккуратности и
трудолюбия

Развитие мелкой моторики

Проявление творчества в декоре

размазывание

сплющивание

скатывание

ФИ ребенка

раскатывание

Технические навыки

8.Методическое обеспечение программы
1.Иванова М. /Веселый пластилин /Тверь АСТ-Пресс 2016.
2.Румянцева Е.А. /Необычная лепка/ ООО «Дрофа» 2016.
3.Шкидская И.О. /Аппликация из пластилина/ Ростов-на-дону «Феникс» 2014.
4.Новацкая М. /Пластилиновые секреты/ Спб 2016.
5.Козлина А.В. /Уроки ручного труда/ М.: Мозаика - Синтез 2016.
6.Агапова И., Давыдова М. /114 игрушек и поделок из всякой всячины/ ООО ИКТЦ
«Лада» 2013.
7.Колдина Д.Н. /Лепка и аппликация с детьми 2-3 лет/ М.: Мозаика-Синтез 2014.
8.Колдина Д.Н. /Лепка и аппликация с детьми 4-5 лет/ М.: Мозаика-Синтез 2013.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».