Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности Планета спорта

1

2

Структура
дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной
общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности
«Планета спорта»
1.Содержание, объем дополнительной общеобразовательной программы –
дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной
направленности «Планета спорта»
2.Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной
программы
–
дополнительной
общеразвивающей
программы
физкультурно-спортивной направленности «Планета спорта»
3.Организационно-педагогические условия реализации дополнительной
общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей
программы физкультурно-спортивной направленности «Планета спорта»
4.Учебный план
5.Календарный учебный график
6.Рабочая программа по реализации дополнительной общеобразовательной
программы
–
дополнительной
общеразвивающей
программы
физкультурно-спортивной направленности «Планета спорта»
7.Оценочные материалы к дополнительной общеобразовательной
программе – дополнительной общеразвивающей программе физкультурноспортивной направленности «Планета спорта»
8.Методические материалы к дополнительной общеобразовательной
программе – дополнительной общеразвивающей программе физкультурноспортивной направленности «Планета спорта»

3

7

8

13
13
14

30

31

3

1.Содержание и объем дополнительной общеобразовательной программы –
дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной
направленности «Планета спорта»
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая
программа физкультурно-спортивной направленности «Планета спорта» (далее –
Программа) составлена для детей 2-7 лет.
Программа имеет физкультурно – спортивную направленность.
Срок реализации программы: 5 лет.
Формирование здоровья ребенка, полноценное развития его организма одна из
основных проблем современного общества. Дошкольное воспитание должно быть
пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии
такова концепция дошкольного образования. Для решения этой задачи необходимо еще с
самых юных лет формировать здоровый образ жизни, используя все средства физического
воспитания, формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки.
Занятия физической культурой позволяют приобретать более глубокие знания и
умения по физическому воспитанию, пропагандируют здоровый образ жизни,
способствуют укреплению здоровья; позволяют приобретать различные двигательные
умения и навыки, развивать эмоционально – волевую сферу, формировать этические
установки, создает возможности для выбора идеалов духовности и созидательного
творчества.
Данные занятия развивают физические качества, а также смелость,
решительность, целеустремленность, настойчивость, взаимоуважение, взаимовыручку,
ответственность, умение работать в команде; т.е. коммуникативную, социальную и
нравственную компетенции воспитанников. Дети приобретают хорошую физическую
форму, укрепляют здоровье, развивают грацию, пластику, формируют правильную осанку
и походку. Развивается координация движений, суставная подвижность, укрепляется
опорно – двигательный аппарат. Воспитывается стойкий интерес к занятиям спортом и
достижение спортивных результатов, музыкальность и чувство ритма, чувство красоты.
Педагогический процесс, направленный на физкультурное образование
дошкольников, проживающих в климатических условиях Среднего Урала, имеет свои
региональные особенности. Уральский климат представляет собой сложный комплекс
отрицательных факторов в отношении их воздействия на организм человека, особенно
детский. В результате ультрафиолетового голодания возникают расстройства биоритмов ритмов физиологических функций, снижаются иммунологические свойства организма,
понижается сопротивляемость к заболеваниям, снижается интенсивность обменных
процессов, повышается утомляемость и сонливость, склонность к аллергическим
состояниям авитаминозам. Растущий и развивающийся детский организм в период
дошкольного детства особенно сильно подвержен воздействиям внешней среды в силу
своей пластичности, связанной с незавершенным протеканием процессов физического и
психического развития.
С учетом вышеуказанных климатических особенностей в
режиме дня нашего детского сада дополнительно к физкультурным занятиям включаются
дополнительные занятия, которые способствуют оздоровлению, укреплению организма,
физическому развитию детей. Педагогическая целесообразность обусловлена тем, что
предложенные в программе формы и методы организации занятий способствуют
разностороннему физическому развитию.
Разработка данной Программы является актуальным направлением развития
образовательной организации и основывается на следующих нормативных документах:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
2.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20

4

"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи";
3.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года N
678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
4.Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва «Об
утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей,
специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей
работников образования»;
5.Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г. №
652н «Профессиональный стандарт. Педагог дополнительного образования детей и
взрослых»;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации №629 от 27.07.2022
года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
7.Устав и локальные нормативные, распорядительные акты Березовского
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад
№ 39 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по
физическому развитию воспитанников».
В ходе реализации Программы интеграция различных видов физической культуры
и спортивной деятельности детей обеспечивает оптимальные условия для полноценного
развития физкультурно-спортивных способностей детей в соответствии с их возрастными
и индивидуальными возможностями.
Цель
программы:
формирование
всесторонней
удовлетворенности
образовательных потребностей детей в физическом совершенствовании.
Основные задачи:
1.
Удовлетворять индивидуальные потребности воспитанников в занятиях
физической культурой и спортом.
2.
Формировать культуру здорового и безопасного образа жизни, укреплять
здоровье воспитанников.
3.
Выявлять, развивать и поддерживать талантливых воспитанников, а также
детей, проявивших выдающиеся способности.
4.
Создавать и обеспечивать необходимые условия для личностного развития,
укрепления здоровья.
Отличительные особенности программы:
В настоящее время наблюдается снижение двигательной активности, физической и
функциональной подготовленности воспитанников. Проблема совершенствования
физического воспитания является предметом внимания специалистов, и ее решение
направлено на поиск новых, нетрадиционных средств проведения занятий с учетом
мотивационной сферы воспитанников. В связи с этим необходимо внести изменения в
процесс физического воспитания детей, а именно: совершенствовать образовательный
процесс средствами определенного (избранного) вида двигательной активности.
Дидактические принципы построения и реализации
дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной
общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Планета
спорта»
Общепедагогические принципы, обусловленные единством образовательновоспитательного пространства дошкольной образовательной организации:
Принцип культуросообразности: построение и/или корректировка универсального
эстетического содержания программы с учетом региональных культурных традиций;

5

Принцип
сезонности: построение и /или корректировка познавательного
содержания программы с учетом природных и климатических особенностей данной
местности в данный момент времени;
Принцип систематичности: занятия проводятся регулярно, в определенной
системе. Учитывается, что регулярные занятия дают несравненно больший эффект, чем
эпизодические.
Принцип доступности: объяснение и показ упражнений инструктором по
физической культуре, их выполнение и физическая нагрузка доступны детям.
Принцип активности: известно, что основной формой деятельности дошкольников
является игра. Исходя из этого, применяется как можно больше игр и игровых
упражнений. Это позволяет разнообразить занятия, повысить активность детей и сделать
интересным процесс обучения.
Принцип наглядности: чтобы обучение проходило успешно, любое объяснение
сопровождается показом упражнений. Используются в обучении наглядные пособия –
рисунки, плакаты и т.д.
Принцип последовательности и постепенности: при обучении детей простые и
легкие упражнения предшествуют более сложным и трудным.
Для формирования двигательных навыков и развития двигательной памяти
учитывается ведущий вид детской деятельности – игра, занятия проводятся в игровой
форме. Игры – соревнования способствуют формированию у детей мотивов достижения
успехов, поэтому в занятия включаются эстафеты, которые носят сюжетный характер.
Основным средством развития координации у детей являются физические упражнения
повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность
физических упражнений увеличивается за счет изменения пространственных, временных
и динамических параметров в игре, а также за сет внешних условий, изменяя площадь
опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т.п.; комбинируя
двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов (бросок друг
другу, ловля мяча); выполняя упражнения по сигналу или за ограниченное время.
Наиболее широкую и доступную группу средств для развития координационных
способностей составляют гимнастические упражнения динамического характера,
одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с
предметами, относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных
условиях, при различных положениях тела или его частей, в разные стороны: элементы
акробатики (кувырки, различные перекаты и др.), упражнения в равновесии.
Специфические принципы, обусловленные особенностям физическо-спортивной
деятельности:
•
принцип сознательности и активности – предполагает устойчивый интерес и
активное участие в занятиях;
•
принцип наглядности – предполагает использование наглядных пособий,
ориентиров, образных выражений, заданий предметного характера, которые
создают условия более четкого ощущения, воспитания, представления движений и
их совершенствование;
•
принцип доступности – предполагает постепенное возрастание требований,
соответствующих психологической, физической, координационной готовности к
обучению;
•
принцип индивидуального подхода – обеспечивает учет индивидуальных
способностей и возможностей ребенка в процессе обучения;
•
принцип постепенности в повышении требований – предполагает определенную
методическую последовательность в освоении навыка элементов движений – от
легкого к трудному, от простого к сложному; применение широкого круга
упражнений, движений и использование игрового метода для разнообразия
процесса обучения.

6

В Программе сформулированы педагогические условия, необходимые для
эффективного физического развития детей дошкольного возраста, а именно:
1. формирования двигательной памяти и координационных способностей детей;
2. создание развивающей среды для занятий физической подготовкой;
3. ознакомление детей с основными видами движений и обязательными элементами.
Приобщение ребенка к здоровому образу жизни и формирование интереса к
физической культуре и спорту являет собой целую систему его индивидуальных,
избирательных связей между совершаемым действием и состоянием организма,
самочувствием. Интерес ребенка к физической культуре и спорту включает в себя
посильное стремление к занятиям физической культурой, эмоциональное отношение к
занятиям акробатикой, оценке состояния своего здоровья, красоты, грациозности,
выразительности движений. Физический компонент оказывает существенное влияние на
установление ведущих звеньев структуры личности в целом.
Для более четкой ориентировки важно построить модель отношения детей к
физической культуре, которая в лаконичной (схематичной) форме отразит комплекс
взаимосвязанных компонентов физического развития ребенка. Такая модель поможет
распознать и формировать процесс физического развития детей с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей.
Модель физического развития включает три ведущих компонента, каждый их
которых, в свою очередь, является многосторонним явлением.
1. Способность эмоционального переживания.
Занятия физической культурой оказывают на ребенка благотворное психологическое
воздействие: вызывают положительные эмоции. Со стороны педагога требуются такт и
участие, чтобы не вызвать неуверенность в себе. Поэтому правильно организованные
занятия способствуют развитию у них волевых свойств: уверенности, смелости,
решительности, самостоятельности, дисциплинированности.
2. Способность к активному усвоению физического опыта, к самостоятельной
двигательной деятельности, к саморазвитию.
Общеизвестно, что опыт новых двигательных навыков накапливается в различных видах
физической деятельности. На этой основе у ребенка формируется, практические умения и
в результате складывается опыт физическо-оздоровительной деятельности.
3. Специфические двигательные способности.
В физическом воспитании ведущая деятельность детей – двигательная. Развивающий
характер физического воспитания состоится при условии овладения детьми обобщенными
(типичными) и самостоятельными способами двигательной деятельности, необходимыми
и достаточными в любых акробатических выступлениях.
Методы физического воспитания:
• использования наглядных пособий, имитаций, зрительные ориентиры, звуковые
сигналы, помощь;
• игра;
• метод разнообразной физической практики;
• метод создания двигательных упражнений, пробуждающих интерес к физической
культуре;
Интеграция разных видов двигательной деятельности детей на основе принципа
взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий обеспечивает
оптимальные условия для полноценного развития физических способностей детей в
соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

7

2. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной
программы – дополнительной общеразвивающей программы физкультурноспортивной направленности
«Планета спорта»
К концу первого года обучения дети знают:
▪ правила техники безопасности при выполнении физических упражнений на
фитболах;
▪ назначение спортивного зала и правила поведения в нем;
▪ название спортивного инвентаря, и правильно его называют.
У ребенка сформированы умения:
▪ Самостоятельно выполнять основные упражнения при помощи фитбола.
▪ Выполнять указания инструктора. Реагировать на сигналы.
▪ Правильно принимать исходное положение и выполнять упражнения
использованием степ-платформы.
▪ Правильно принимать исходные положения при бросках мяча

с

К концу второго года обучения дети знают:
▪ правила техники безопасности;
▪ меры предупреждения травм при выполнении физических упражнений;
▪ названия спортивного инвентаря (фитбол, степ-платформа, скакалка, мяч, и т.д.),
применяемого на занятиях.
У ребенка сформированы умения:
▪ ориентироваться в зале, строиться в шеренгу;
▪ самостоятельно
правильно выполнять
упражнения
с фитболом
по
предварительному показу инструктора;
▪ сохраняется длительное устойчивое равновесие на степ-платформе.
▪ следить за осанкой, правильно выполнять упражнения с помощью спортивного
оборудования (скакалка, фитбол, гимнастические мячи);
К концу третьего года обучения воспитанник
знает:
▪ правильность выполнения упражнений на фитболе, степ-платформе, упражнения
с мячом;
▪ основы личной гигиены при занятиях физическими упражнениями;
▪ владеть навыками самообслуживания, самостоятельно подбирать фитболы по
росту.
У ребенка сформированы умения:
▪ в упражнениях на фитболе соединять отдельные движения в единый номер;
▪ выполнять строевые команды;
▪ Без усилий выполняет упражнения на степ-платформе. Может замечать свои
ошибки в технике выполнений;
▪ уметь расслаблять свой организм после физической нагрузки;
▪ усвоить навыки движений, в упражнениях с мячами, овладеть правильными
способами их выполнения.
К концу четвертого года обучения воспитанник
знает:

8

▪
▪
▪

о профилактике и мерах предупреждения травм, при использовании фитбола,
правила техники безопасности при выполнении сложных физических упражнений
на степ-платформе;
меры профилактики травматизма опорно-двигательного аппарата;
характеристику сложных гимнастических упражнений с помощью скакалки,
мячей.

У ребенка сформированы умения:
▪ выполнять сложные гимнастические упражнения на фитболах, степ-платформах.
▪ осознавать, находить, творчески преобразовывать, усваивать, применять,
вырабатывать способы формирования умений;
▪ безошибочно принимать исходное положение при разных способах метания мячей;
▪ выполнять упражнения на скакалке в быстром темпе без перерыва;
▪ выполнять упражнения физической культуры не только в детском саду, но и
самостоятельно в домашних условия, демонстрировать.
В ходе прохождения пятилетнего курса обучения физического развития ребенок:
• знает основные правила поведения при выполнении упражнений с различным
инвертарем, соблюдает их, реагирует на замечания преподавателя, выполняет его
команды;
• получает эмоциональное удовлетворение от занятий физической культуры;
▪ знает правила техники безопасности при использовании различного спортивного
инвентаря (фитболы, скакалки, степ-платформы, мячи и пр.);
▪ сформированы начальные организационно-методические умения, необходимые для
самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом;
▪ с желанием принимает участие в соревнованиях;
▪ уверенно, с хорошей амплитудой выполняет упражнения на фитболах, степплатформах, спомощью скакалок;
▪ способен самостоятельно организовать игру, оценивает и контролирует других
детей;
▪ подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать
движения и управлять ими.

3. Организационно-педагогические условия реализации дополнительной
общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы
физкультурно-спортивной направленности
«Планета спорта»
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная
Количество обучающихся в группе: 12 – 15 человек.
Режим образовательной деятельности: 2 раза в неделю, во второй половине дня.
Продолжительность занятий:
Первый год обучения, дети 2-3 лет -10 минут;
Второй год обучения, дети 3-4 лет - 15 минут;
Третий год обучения, дети 4-5 лет – 20 минут;
Четвертый год обучения, дети 5-6 лет – 25 минут;
Пятый год обучения, дети 6-7 лет – 30 минут:

9

На занятиях нагрузка дозируется за счет количества повторений одного
упражнения,
количества
упражнений,
темпа
выполнения
упражнений.
Обязательным условием для занятий является хорошее самочувствие ребенка.
Программа является инструментом целевого развития индивидуальных
способностей детей в физической деятельности. Занятия по дополнительному
образованию проводятся в спортивном зале.
Рабочее место педагога оснащено
современными техническими средствами обучения.
Развивающая предметнопространственная среда в зале соответствует интересам и потребностям детей, целям и
задачам Программы, а так же способствует нормальному развитию ребенка.
Требования к педагогу, осуществляемому реализацию программы
Должностные обязанности. Осуществляет дополнительное образование воспитанников
в соответствии с образовательной программой, развивает их физическую деятельность.
Организует обучение физическими упражнениями воспитанников. Содействует
сохранению и укреплению здоровья детей, и их физическому развитию. Формирует у
детей основы здорового образа жизни, санитарно–гигиенические навыки, положительное
отношение к спорту. Планирует содержание работы, определяет ее виды, формы, исходя
из имеющихся в БМАДОУ «Детский сад № 39» условий. Составляет расписание занятий
для каждой группы. С учетом возраста воспитанников оказывает им помощь при
выполнении упражнений. Обеспечивает индивидуально дифференцированный подход к
подбору и комплектованию групп дошкольников для поведения занятий и физкультурно показательные выступления; безопасность детей, охрана и здоровье, эмоциональный
комфорт в период занятий в спортивном зале. Совместно с медицинским работником
контролирует физическое развитие детей и состояние их здоровья, режим соблюдения
норм и правил техники безопасности в образовательном процессе. Соблюдает санитарногигиенические требования и режим физической нагрузки во время проведения занятия и
физкультурно – показательных выступлений, правил техники безопасности в спортивном
зале при использовании спортивного оборудования и инвентаря; проверяет и
подготавливает зал к занятию. Оперативно извещает администрацию о каждом
несчастном случае, оказывает доврачебную помощь. Внедряет в практику работы новые
технологии и вариативные программы по обучению детей акробатике. Проводит
диагностическое обследование детей два раза в год. Принимает меры по физической
реабилитации воспитанников, имеющих отклонения в состоянии здоровья и слабую
физическую подготовку. Осуществляет контроль состояния, эксплуатации и хранению
имеющихся спортивных сооружений и оборудования. Учувствует в деятельности
Педагогического совета БМАДОУ «Детский сад № 39» и методических объединений.
Консультирует родителей или лиц, их заменяющих, по вопросам оздоровления и
обучения детей акробатике. Ведет необходимую документацию в соответствии с
нормативными требованиями. Организует и проводит с участием педагогических
работников и родителей (лиц их заменяющих), физкультурно - показательные
выступления, соревнования, дни здоровья и другие мероприятия оздоровительного
характера. Представляет опыт своей работы в рамках дошкольного учреждения и на
городских соревнованиях, конкурсах, праздниках. Осуществляет связи с учреждениями
дополнительного образования спортивной направленности и учреждениями спорта.
Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся по акробатике. Оценивает
эффективность обучения акробатике, учитывая овладение умениями, развитие опыта
двигательной деятельности. Выявляет способности воспитанников, способствует их
развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей.
Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым воспитанникам, а также
воспитанникам, имеющим отклонения в развитии. Обеспечивает охрану жизни и здоровья

10

воспитанников во время образовательного процесса. Обеспечивает при проведении
занятий соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы
Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие
образовательную деятельность, Конвенцию о правах ребенка, возрастную и специальную
педагогику и психологию, физиологию, гигиену, специфику развития интересов и
потребностей обучающихся, воспитанников, основы их творческой деятельности,
методику поиска и поддержки молодых талантов, содержание учебной программы,
методику и организацию дополнительного образования детей, научно-технической,
эстетической,
туристско-краеведческой,
оздоровительно-спортивной,
досуговой
деятельности, программы занятий кружков, секций, студий, клубных объединений,
деятельность детских коллективов, организаций и ассоциаций, методы развития
мастерства,
современные
педагогические
технологии
продуктивного,
дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода,
методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с
обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями, лицами, их
заменяющими, коллегами по работе, технологии диагностики причин конфликтных
ситуаций, их профилактики и разрешения, технологии педагогической диагностики,
основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными
таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием, правила
внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, правила по охране
труда и пожарной безопасности.
Требования к
образованию и
обучению

Высшее образование или среднее профессиональное образование в
рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего
образования и специальностей среднего профессионального
образования "Образование и педагогические науки"
или
Высшее образование либо среднее профессиональное образование в
рамках иного направления подготовки высшего образования и
специальностей среднего профессионального образования при условии
его соответствия дополнительным общеразвивающим программам,
дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым
организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и
получение
при
необходимости
после
трудоустройства
дополнительного профессионального образования по направлению
подготовки "Образование и педагогические науки"
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе в соответствии с
Федеральным законом об образовании привлекать к занятию педагогической
деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам лиц,
обучающихся по образовательным программам высшего образования по специальностям
и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных
общеобразовательных программ, и успешно прошедших промежуточную аттестацию не
менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего
образования направленности дополнительной общеобразовательной программы
определяется указанными организациями (в ред. Приказа Минпросвещения России от
30.09.2020 N 533)
Педагогические условия для реализации программы:
• создание спортивно-развивающей среды в детском саду (спортивный зал);

11

• в спортивном зале имеется весь необходимый инвентарь: гимнастические палки,
скакалки, мячи и др.:
• для успешной реализации программы предусматривается взаимодействие с
родителями и педагогами;
• проводятся следующие формы работы: беседы, консультации, мастер-классы,
анкетирование, соревнования, показательные выступления и др.
Разнообразие используемых форм работы формирует у взрослых определенные
представления и практические умения в продуктивной деятельности и в оказании помощи
детям в освоении программы.
Методы и приемы обучения:
✓ Показ физических упражнений;
✓ Средства наглядности;
✓ Разучивание упражнений;
✓ Исправление ошибок;
✓ Подвижные игры;
✓ Имитация упражнений;
✓ Оценка (самооценка) двигательных действий;
✓ Индивидуальная страховка и помощь;
✓ Межличностные отношения между инструктором и ребенком;
✓ Круговая тренировка;
✓ Игры на внимание и память;
✓ Соревновательный эффект;
✓ Контрольные задания.
Занятие – основная форма организации образовательного процесса. На занятиях по
физической подготовке воспитанники под руководством педагога последовательно,
соответственно программе, приобретают теоретические знания и практические навыки, а
также осваивают элементы базовой культуры личности. На занятиях применяются
игровые технологии.
Структура занятия:
Вступительная часть включает организационный момент, беседу по технике
безопасности, сообщение целей и задач занятия, общеразвивающие упражнения, игры,
направленные на развитие внимания и двигательной памяти.
Этап повторения предполагает повторение и закрепление ранее изученных движений и
упражнений.
Теоретическая часть представляет собой беседу, сообщение новой темы и объяснения
задания.
Практическая часть
включает специальные и подготовительные упражнения для
обучения движений.
Заключительная часть включает игры и упражнения на развитие внимания и памяти,
общую оценку всего занятия детьми и педагогом, подведение итогов.
Описание материально – технического обеспечения дополнительной
общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы
физкультурно-спортивной направленности «Планета спорта»
Оборудование:
➢ Коврик массажный резиновый -6 шт.
➢ Мяч малый – 15 шт.
➢ Мяч большой – 15 шт.
➢ Мяч теннисный - 30 шт.
➢ Мяч набивной – 15 шт
➢ Обруч детский – 15 шт.
➢ Дорожка резиновая – 5шт.

12

➢
➢
➢
➢
➢

Палка гимнастическая - 20 шт.
Степ-платформы – 8 шт.
Фитбол-мячи – 15 шт.
Скамейки деревянные – 3 шт.
Шнуры короткие – 15 шт

Технические средства обучения:
➢ Облучатель рецекулярный настенный Дезар – 1 шт.
➢ Музыкальный центр – 1 шт.
➢ Ноутбук – 1 шт.
Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды для
реализации дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной
общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности
«Планета спорта»
Наглядные пособия (интерактивная панель, плакаты по физической подготовке).
При проведении образовательной деятельности осуществляется педагогический контроль
над техникой выполнения физических упражнений и здоровьем каждого ребенка, с
учетом его индивидуальных психофизиологических особенностей.
Санитарно-гигиенические условия проведения образовательной деятельности
включают следующее:
•
•
•

освещенные и проветриваемые помещения
текущая и генеральная дезинфекция помещений и инвентаря;
дезинфекция помещений и оборудования контролируется санэпидстанцией.

13

4.Учебный план дополнительной общеобразовательной программы –
дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной
направленности «Планета спорта»
Режим образовательной деятельности: 2 раза в неделю, во второй половине дня.
Общее количество занятий в неделю – 2.
Общее количество занятий в месяц – 8.
Количество часов по возрастным группам:
-ранний возраст – 84 часа
-младший дошкольный возраст – 84 часа,
-средний дошкольный возраст – 84 часа,
-старший дошкольный возраст – 84 часа,
-подготовительная к школе группа- 84 часа.
Общее количество занятий за весь период обучения – 420 занятий.

5.Календарный учебный график образовательной деятельности БМАДОУ «Детский
сад № 39» по дополнительной общеобразовательной программе – дополнительной
общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности
«Планета спорта» на 2024-2025 учебный год
Начало учебного года
Окончание учебного года
Продолжительность учебного года
Продолжительность учебной недели
Нерабочие праздничные дни
Педагогический мониторинг

2 сентября 2024 года
11 июля 2025 года
42 учебные недели
5 дней
4 ноября, 30 декабря - 8 января,
1, 2, 8, 9 мая, 12-13 июня
4 недели

14

6. Рабочая программа по реализации дополнительной общеобразовательной
программы – дополнительной общеразвивающей программы физкультурноспортивной направленности «Планета спорта»
Группа раннего возраста (2-3 года)
Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной
программы – дополнительной общеразвивающей программы физкультурноспортивной направленности «Планета спорта»
К концу первого года обучения дети знают:
▪ правила техники безопасности при выполнении физических упражнений на
фитболах;
▪ назначение спортивного зала и правила поведения в нем;
▪ название спортивного инвентаря, и правильно его называют.
У ребенка сформированы умения:
▪ Самостоятельно выполнять основные упражнения при помощи фитбола.
▪ Выполнять указания инструктора. Реагировать на сигналы.
▪ Правильно принимать исходное положение и выполнять упражнения
использованием степ-платформы.
▪ Правильно принимать исходные положения при бросках мяча
Тематический план образовательной деятельности
в группе раннего возраста (2-3 лет)
Количество занятий: 2 занятия в неделю
Продолжительность занятия: 10 минут
заняти
Тема
Содержание занятия, задачи
я

Кол-во
занятий

1-2

Диагностика
физической
подготовленно
сти.

Ознакомить детей с работой секции.
Инструктаж с детьми о правилах безопасности
на занятиях. Диагностика физической
подготовленности детей

2

3- 4

Знакомство с
фитболом

Задачи: Познакомить детей с фитболом. Дать
представления о форме и физических свойствах
фитбола.
Познакомить с первыми двумя упражнениями
комплекса

2

5-6

Передача
фитбола друг
другу

Задачи:
1. Научить сохранению правильной осанки при
выполнении упражнений для рук и ног.
2. Учить основным движениям с мячом в руках

2

7-8

Правильная
посадка на
фитбол

Задачи:
2
Учить базовым положениям при выполнении
упражнений в исходном положении (сидя, лежа,
стоя на коленях).
-«Стульчик» сидя на фитболе у твердой опоры,
проверить правильность постановки стоп

с

15

9-10

Правильная
осанка на
фитболе.

11-12

Закрепление
навыка
правильной
осанки

13

Броски
фитбола

14-15

Приемы
самостраховки
на занятии

16-17

Прокатывание
фитбола между
предметами, по
скамье.

18

Упражнения на
чувство
равновесия

(должны быть прижаты к полу и параллельны
друг другу);
- сидя на фитболе, в медленном темпе
выполнять упражнения для плечевого пояса.
Задачи:
1.Повторить навык правильной посадке на
фитболе, учить пружинить на мяче, спину
держать прямо.
2. Разучить два новых упражнения на фитболе.
Игра «Гусенички»
Задачи:
1. Совершенствовать умение выполнять
комплекс упражнений.
2.Совершенствовать навык выполнения
упражнений с помощью фитбола.
3. Игра «Ищи ведущего».
Задачи:
1.Выполнение правильного хвата фитбола.
Научить броскам фитбола двумя руками от себя.
Игра «Догони мяч»
Задачи:
1. Ознакомить с приемами самостраховки.
Формировать опорно-двигательный аппарат и
закреплять навык правильной осанки.
2. Упражнения на профилактику плоскостопия.
3. Игра «Мой веселый звонкий мяч».
Задачи:
1. Тренировать чувство равновесия и
координацию движения.
2. Научить сохранению осанки при уменьшении
площади опоры.
3. Игра «Веселые зайчата»
Задачи:
1. Научить стоять на одной ноге, опираясь на
фитбол. Присед у фитбола

19-20

Выполнение
комплекса
упражнений с
помощью
фитбола

Задачи:
1.Выполнение основных упражнений с
помощью фитбола. Упражнения сидя на полу,
фитбол в руках, стоя – фитбол перед собой,
лежа на полу – фитбол в руках.
3. Игра «Перелет птиц»

2

21

Ползание по
гимнастическо
й скамье с
прокатыванием
фитбола

Задачи:
1.Упражнять в ползании по гимнастической
скамье.
2. Прокатывание фитбола вдоль скамьи – бег за
ним

1

22-23

Разучивание
комплекса

Задачи:
1.Разучить комплекс упражнений на развитие

2

2

2

1

2

2

1

16

упражнений на
развитие
гибкости.

гибкости у шведской стены и фитбола
2. Развивать реакцию на словесные сигналы.

24-25

Развитие
мышечной
силы ног.

2

26-27

Знакомство со
степплатформой.

28-29

Развитие
равновесия при
ходьбе по степплатформам

30-31

Развитие
равновесия

32-33

Укрепление
мышц спины

34-35

Развитие
мышечной
силы ног

36- 37

Ползание
между степплатформами

38

Разучивание
комплекса
движений на
степплатформе

Задачи:
1.Упражняться в лазание по гимнастической
лестнице на первую ступень.
2.Развивать мышечную силу ног
3. Игра «курочка и цыплятки»
Задачи:
1.Познакомить со степ-платформой.
2. Научить правильному подъему на степплатформу.
П.Игра «Птички на веточках»
Задачи:
1.Развивать равновесие при ходьбе по степплатформам.
2. Упражнения на профилактику правильной
осанки.
Игра «Птички на веточках»
Задачи:
1.Развивать равновесие, выносливость.
2.Развивать ориентировку в пространстве.
3. Игра «Ловля обезьян».
Задачи:
1 Познакомить с комплексом упражнений на
укрепление мышц спины сидя на степплатформе.
3. Игра «Кто успел»
Задачи:
1. Учить выполнению спрыгивания со степ
платформы мягко на носки.
2. Развивать мышечную силу ног
3. Игра «В домике».
Задачи:
1.Упражнять в ползании между степплатформами, перелезание боком и
спрыгивание с них.
2. Игра «Пингвины на льдине».
Задачи:
1. Разучить комплекс движений на степплатформе.
2 Игра «Разноцветный мячик»

39-40

Развитие
выносливости,
равновесия.

2

41-42

Закрепление
разученных

Задачи:
1. Развивать выносливость, равновесие.
2.Укреплять дыхательную систему.
3. Игра «Лягушки и цапли».
Задачи:
1. Закреплять разученные упражнения.
2.Релаксация «Облака»

2

2

2

2

2

2

1

2

17

упражнений.
43-44

Упражнения на
растяжку с
помощью степплатформ

45-46

Обучение
технике
перемещения и
удержания
мяча

47-48

Забрасывание
мяча в корзину
двумя руками
снизу.
Прокатывание
мяча прямо от
ориентира
Прокатывание
мяча по скамье
с помощью
рук.
Метание мяча
вперед одной
рукой снизу

49-50

51-52

53-54

55-56

Техника
метания мяча в
цель.

57-58

Упражнения на
профилактику
плоскостопия

59-60

Силовые
упражнения.

61-62

Упражнения на
развитие силы
ног - прыжки
из обруча в
обруч

63-64

Развитие
выносливости
– стойка на
одной ноге.

Задачи:
1. Закрепить правильность выполнений
упражнений
2. Выполнение упражнений на растяжку с
помощью степ-платформ.
3. Игра «Мышки в клетке»
Задачи:
1. Обучение технике перемещения и удержания
мяча;
2 Игра «Лучики!»

2

Задачи:
1. Показать способ забрасывания мяча в
корзину двумя руками снизу.
2. Игра «мой веселый звонкий мяч»
Задачи:
1. Прокатывание мяча прямо от ориентира
2.Игра «поймай мяч».
Задачи:
1. Прокатывание мяча по скамье с помощью
рук.
2. Игра «кто дальше»
Задачи:
1.Разучить технику метания мяча вперед одной
рукой снизу
2. Игровое упражнение «катись до стенки, мяч »
Задачи:
1.Разучить технику метания мяча в цель.
2. Игровое упражнение «Цапля».

2

Задачи:
1. упражнения с помощью маленького мяча на
профилактику плоскостопия.
2.Игровое упражнение «Чей мяч дальше
улетит».
Задачи:
1. Познакомить с силовыми упражнениями
2. Игровое упражнение «Карусель».
Задачи:
1. Выполнять упражнения на развитие силы ног
- прыжки из обруча в обруч
2.Игровое упражнение «Птички в гнездышках»

2

Задачи:
1.Упражнения на развитие выносливости –
стойка на одной ноге.
2.игра «Зайцы и волк»

2

2

2

2

2

2

2

2

18

65-66

67-68

Задачи:
2
1. Упражнения на развитие мышц пресса –
Упражнения на поднимание ног, сидя на полу; поднимание мяча
развитие мышц вверх, лежа на спине.
пресса.
2. Игра «Кто выше?»
Силовые
упражнения

Задача:
1. Упражнения на развитие силы - стойка на
руках.
2 Игра «Каракатица»
Задачи:
1 . Упражнять в беге за мячом
2.Игровое упражнение «Бросай – догоняй»
Задачи:
1. Закреплять упражнение «прокатывание мяча
сидя на полу»
2. Подвижная игра «Попади в ворота»
Задачи:
1. Закрепить упражнение в ловле катящегося
мяча двумя руками.
2. Прокатывание мяча по дорожке до ориентира.
3. Игровое упражнение: «Горячая картошка»

2

Задачи:
1. Развивать выносливость через бег с мячом
1 Бросание мяча в разных направлениях
2. Игровое упражнение: «Поймай и беги»

2

2

69-70

Бег за мячом

71-72

Прокатывание
мяча сидя на
полу

73-74

Ловля
катящегося
мяча двумя
руками.
Прокатывание
мяча по
дорожке до
ориентира.

75-76

Бег с мячом

77-78

Бросание мяча
в разных
направлениях

79-80

Прокатывание
мяча по полу
по прямой

Задачи:
1. Упражнение: «Забрось в корзину»
2. Прокатывание мяча по полу по прямой

81-82

Бросок мяча
вверх-вперед, в
стену, стараясь
попасть в
нарисованное
кольцо.

1. Познакомить с броском мяча вверх-вперед.
2. Бросать мяч в стену, стараясь попасть в
нарисованное кольцо.

Диагностика
физической
подготовленно
сти детей

Диагностика физической подготовленности
детей

83-84

2

2

2

2

2

2

19

Младший и средний дошкольный возраст (3-5 лет)
Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной
программы – дополнительной общеразвивающей программы физкультурноспортивной направленности «Планета спорта»
К концу второго года обучения дети знают:
▪ правила техники безопасности;
▪ меры предупреждения травм при выполнении физических упражнений;
▪ названия спортивного инвентаря (фитбол, степ-платформа, скакалка, мяч, и т.д.),
применяемого на занятиях.
У ребенка сформированы умения:
▪ ориентироваться в зале, строиться в шеренгу;
▪ самостоятельно правильно выполнять упражнения с
фитболом по
предварительному показу инструктора;
▪ сохраняется длительное устойчивое равновесие на степ-платформе.
▪ следить за осанкой, правильно выполнять упражнения с помощью спортивного
оборудования (скакалка, фитбол, гимнастические мячи);
К концу третьего года обучения воспитанник
знает:
▪ правильность выполнения упражнений на фитболе, степ-платформе, упражнения
с мячом;
▪ основы личной гигиены при занятиях физическими упражнениями;
▪ владеть навыками самообслуживания, самостоятельно подбирать фитболы по
росту.
У ребенка сформированы умения:
▪ в упражнениях на фитболе соединять отдельные движения в единый номер;
▪ выполнять строевые команды;
▪ Без усилий выполняет упражнения на степ-платформе. Может замечать свои
ошибки в технике выполнений;
▪ уметь расслаблять свой организм после физической нагрузки;
▪ усвоить навыки движений, в упражнениях с мячами, овладеть правильными
способами их выполнения.

Тематический план образовательной деятельности
Для детей с 3-5 лет
Количество занятий: 2 занятия в неделю
Продолжительность занятия: 15-20 минут
заняти
я
1-2

Тема
Ознакомление
с работой
секции.
Диагностика.

Содержание занятия, задачи
Ознакомить детей с работой секции. Инструктаж с
детьми о правилах безопасности на занятиях.
Диагностика физической подготовленности детей

Кол-во
заняти
й
2

20

3-4

Знакомство с
фитболом

5-6

Правильная
осанка

7-8

Упражнения на
растягивание
на фитболе.

9-10

11-12

13

14-15

16-17

18

19-20

Задачи: Познакомить детей с фитболом
1. Прокатывания фитбола по полу, по скамейке,
между ориентирами «змейкой», вокруг ориентиров
Задачи:
1. Научить сохранению правильной осанки при
выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с
покачиваниями на фитболе.
2. Разучить первые два упражнения на фитболе.
3. Игра «Мяч сквозь обруч».

2

2

Задачи:
2
1. Закреплять навыки выполнения комплекса
упражнений на фитболе
2. Научить выполнению упражнений на растягивание
с использованием фитбола
3. Игра «Что изменилось?»
Выполнение
Задачи:
2
комплекса
1. Совершенствовать умение выполнять комплекс
упражнений с
упражнений.
помощью
2.Совершенствовать навык выполнения упражнений
фитбола
на фитболе.
3. Игра «Ищи ведущего».
Упражнения в
Задачи:
2
расслаблении
1. Научить выполнению упражнений в расслаблении
мышц.
мышц на фитболе
2. Совершенствовать качество выполнения
упражнений в равновесии.
3. Игра «Самолет».
Сохранение
Задачи:
1
правильной
1. Поочередно выставлять ноги на пятку, вперед, в
осанки при
сторону, руки на фитболе;
уменьшении
- поочередно выставлять ноги вперед, в сторону, на
площади опоры носок
2. Комплекс упражнений на профилактику нарушения
осанки и плоскостопия
Выполнение
Задачи:
2
упражнений в
1. Научить выполнению комплекса
едином темпе
общеразвивающих упражнений с использованием
фитбола в едином для всей группы темпе
Разучивание
Задачи:
2
ритмических
1. Разучивание комплекса упражнений под
упражнений
музыкальную композицию
2.Повторение упражнений в едином темпе
Упражнения
Задачи:
1
для укрепления 1. Обучить правильному выполнению упражнений
свода стопы
для укрепления свода стопы
2. Развивать реакцию на словесные сигналы.
3. Игра «Пожарные на учении»
Развитие
Задачи:
2
мышечной
1.Упражняться на фитболе на развитие мышечной
силы ног.
силы ног.
2.Комплекс упражнений на профилактику нарушения

21

21

22-23

24-25

Знакомство со
степплатформой.
Умение
слышать
музыку и
двигаться в
такт
Развитие
равновесия

26-27

Правильное
выполнение
степ шагов на
степах.

28-29

« Стойка на
носках»

30-31
Танцевальные
движения в
такт музыки
32-33

Различные
подходы к
платформе

34-35

Развитие
выносливости,
равновесия.

36-37

Закрепление
разученных
упражнений.

38

Разучивание
аэробных
шагов без степплатформ

осанки и плоскостопия
3. Игра «Кто ловчее?».
Задачи:
1. Познакомить со степ-платформой.
2. Разучить базовые шаги.
1. Развивать умение слышать музыку и двигаться в
такт музыки
2. Игра «Птички на веточках»

1

2

Задачи:
1.Развивать равновесие, выносливость.
2.Развивать ориентировку в пространстве.
3. Игра «Ловля обезьян».
Задачи:
1 Учить правильному выполнению степ шагов на
степах.(подъем, спуск)
2.Научить начинать упражнения с различным
подходом к платформе.
3. Игра «Кто успел»
Задачи:
1. Учить выполнению упражнения « стойка на
носках» на степ платформе
2. Развивать мышечную силу ног
3. Игра «Сороконожка на лыжах».
Задачи:
1.Развивать умение работать в общем темпе
2. Разучить комплекс на степ - платформах
3. Игра «Прыгать много и легко, прыгать очень
далеко».

2

Задачи:
1. Закрепить умение начинать упражнения с
различным подходом к платформе
2.Повторить комплекс на степ – платформах
3. Игра «Разноцветный мячик»
Задачи:
1. Развивать выносливость, равновесие, гибкость.
2.Укреплять дыхательную систему.
3. Игра «Лягушки и цапли».
Задачи:
1. Закреплять разученные упражнения с добавлением
рук.
2.Разучивание новых шагов.
3 .Релаксация «Облака»
Задачи:
1. Познакомить с различными видами шагов (ви-степ,
открытый шаг)

2

2

2

2

2

2

1

22

39-40

Упражнения на
профилактику
нарушения
осанки и
плоскостопия

Задачи:
1 Закрепить правильность выполнений упражнений
2. Укрепить мышцы голеностопного сустава и стопы
3. Игра «Волк во рву».

2

41-42

Развитие
быстроты при
выполнении
упражнений

2

43-44

Закреплять
разученное
Продолжать
развивать
выносливость,
равновесие
гибкость,
быстроту
Продолжать
развивать
мышечную
силу ног

Задачи:
1.Разученный комплекс упражнений выполнять в
более быстром темпе;
2.Выполнить комплекс упражнений с использованием
музыкального сопровождения;
3. Игра «Выручай!»
Задачи:
1.Повторять разученную композицию
2. Выполнить упражнения на развитие равновесия.
3. Игра «Мой веселый звонкий мяч»

Задачи:
1.Ходьба на степе, бодро работая руками.
2. Ритмические приседания и выпрямления на степе,
руки в свободном движении
3. Игра «поймай мяч».
Задачи:
1. Повторить комплекс упражнений на развитие
выносливости, быстроты.
2. Игра «кто дальше»
Задачи:
1. Продолжать развивать умение выполнять комплекс
упражнений в едином темпе
2. Развивать координационные способности.
3. Игровое упражнение «мяч по кругу»
Задачи:
1. Выполнить разученные движения под
музыкальную композицию используя связки шагов.
2. Игровое упражнение «Цапля».

2

Задачи:
1. показать технику метания мяча в корзину двумя
руками снизу»
2. Развивать силовые способности с набивным
мячом.
3.Игровое упражнение «Лови, бросай, упасть не
давай».
Задачи:
1. Познакомить с силовыми упражнениями с
помощью набивного мяча.
2. Развивать выносливость

2

45-46

47-48

49-50

51-52

53-54

55-56

Продолжать
развивать
выносливость,
быстроту.
Развивать
умение
действовать в
общем темпе
Упражнять в
совершенствов
ании
выполнения
связок из
нескольких
шагов
Развитие
силовых
способностей с
набивным
мячом
Познакомить с
силовыми
упражнениями

2

2

2

2

2

23

57-58

Упражнения на
развитие силы
рук

59-60

Развитие
выносливости

61-62

Упражнения на
профилактику
нарушения
осанки и
плоскостопия

63-64

Перепрыгивани
е толчком
обеих ног через
скакалку

65-66

Перепрыгивани
е через
«ручеек»

67-68

Прыжковые
упражнения со
скакалкой

69-70

Перепрыгивани
е через
скакалку.

71-72

Подводящие
упражнения
для
перепрыгивани
я через
двигающуюся
скакалку.

3. Игровое упражнение «Карусель».
Задачи:
1. Выполнять упражнения на развитие силы
(упражнение - подтягивание по скамье с помощью
рук , лежа на животе)
2. Прыжки из обруча в обруч
3.Игровое упражнение «Птички в гнездышках»
Задачи:
1.Упражнения на развитие выносливости – стойка на
одной ноге, приседания.
Задачи:
1. Развить силу мышц (захваты и прокаты стопой
предметов различной формы, сгибание - разгибание
пальцев ног).
2. Совершенствовать навык правильной осанки
3. Игровое упражнение «Бросай – догоняй»
Задачи:
Упражнять детей в различных видах прыжков.
1. Прыжки на месте на обеих ногах, «как
зайчик».
2.Перепрыгивание толчком обеих ног через
скакалку, которая лежит на коврике возле носков
ног.
Задачи:
1. Прыжки в длину с места толчком обеих ног через
«ручеек» (ширина 20—35 см), который выложен из
двух скакалок (лент).
игровые упражнения:
«Перешагни через змейку» (вибрирующую и
приподнятую скакалку) «Играем со скакалкой» (дать
покрутить вперед-назад, перепрыгнуть самим)
Задачи:
Прыжковые упражнения со скакалкой:
Вращение скакалки вперед-назад
Вращение скакалки, сложенной вдвое низко над
землей с быстрым перешагиванием.
Задачи:
Вращение скакалки, сложенной вдвое низко над
землей с быстрым перешагиванием, а в дальнейшем
перепрыгиванием
Освоение перепрыгивания через скакалку удобным
для детей способом.
Задачи:
Научить детей играть в подвижные игры с прыжками
и с использованием скакалки. игровые упражнения:
«Побегаем под вращающейся скакалкой»,
«Перешагни через змейку» (вибрирующую и
приподнятую скакалку) «Играем со скакалкой» (дать
покрутить вперед-назад, перепрыгнуть самим)

73-74

Подготовитель
ные

Задачи:
1.Подводящие упражнения для прыжков:

2

2

2

2

2

2

2

2

2

24

упражнения к
прыжкам на
скакалке

без скакалки - со скакалкой (перешагивания через
неподвижную скакалку, перешагивания двойным
прыжком вперед и назад, перепрыгивания через
неподвижную, висящую и качающуюся скакалку).
Задачи:
2
1. Показ и объяснение вращений скакалки.
Освоение различных способов манипуляций со
скакалкой:
- вращение в боковой плоскости;
- круги скакалкой (восьмёрка);
- складывание скакалки вдвое, вчетверо.
2. Игровое упражнение: «Горячая картошка»
Задачи:
2
1. Методические указания по обучению базовым
прыжкам : техника прыжка.
2.Вращение скакалки вперёд-назад: вперёд и прыжок
на двух ногах через скакалку
Задачи:
2
1. Бросание мяча в разных направлениях
2. Игровое упражнение: «Поймай и беги»

75-76

Манипуляции
со скакалкой

77-78

Базовые
прыжки с
изменением
положения ног

79-80

Бросание мяча
в разных
направлениях

81-82

Упражнения
на
профилактику
нарушения
осанки и
плоскостопия

Задачи:
1. Игровое упражнение: «По разным дорожкам
шагают наши ножки»
2. Игровое упражнение на развитие силы мышц
спины: «Самолеты»

2

83-84

Диагностика
физической
подготовленно
сти детей

Диагностика физической подготовленности детей

2

Старший дошкольный возраст (5-7 лет)
Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной
программы – дополнительной общеразвивающей программы физкультурноспортивной направленности «Планета спорта»
К концу четвертого года обучения воспитанник
знает:
▪ о профилактике и мерах предупреждения травм, при использовании фитбола,
правила техники безопасности при выполнении сложных физических упражнений
на степ-платформе;
▪ меры профилактики травматизма опорно-двигательного аппарата;
▪ характеристику сложных гимнастических упражнений с помощью скакалки,
мячей.
У ребенка сформированы умения:
▪ выполнять сложные гимнастические упражнения на фитболах, степ-платформах.
▪ осознавать, находить, творчески преобразовывать, усваивать, применять,
вырабатывать способы формирования умений;
▪ безошибочно принимать исходное положение при разных способах метания мячей;
▪ выполнять упражнения на скакалке в быстром темпе без перерыва;
▪ выполнять упражнения физической культуры не только в детском саду, но и
самостоятельно в домашних условия, демонстрировать.
В ходе прохождения пятилетнего курса обучения физического развития ребенок:
• знает основные правила поведения при выполнении упражнений с различным
инвертарем, соблюдает их, реагирует на замечания преподавателя, выполняет его
команды;
• получает эмоциональное удовлетворение от занятий физической культуры;
▪ знает правила техники безопасности при использовании различного спортивного
инвентаря (фитболы, скакалки, степ-платформы, мячи и пр.);
▪ сформированы начальные организационно-методические умения, необходимые для
самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом;
▪ с желанием принимает участие в соревнованиях;
▪ уверенно, с хорошей амплитудой выполняет упражнения на фитболах, степплатформах, спомощью скакалок;
▪ способен самостоятельно организовать игру, оценивает и контролирует других
детей;
▪ подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать
движения и управлять ими.

26

Тематический план образовательной деятельности
для детей группы старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Количество занятий: 2 занятия в неделю
Продолжительность занятия: 25-30 минут
Занят
Тема
Содержание занятия, задачи
ие
1-2

Ознакомление детей
с работой секции.
Диагностика

Ознакомить детей с работой секции. Инструктаж с
детьми о правилах безопасности на занятиях.
Диагностика физической подготовленности детей

3-4

Знакомство с
фитболом

5-6

Комплекс ОРУ с
использованием
фитбола

7-8

Упражнения на
растягивание на
фитболе.

9-10

Развитие чувства
ритма, пластики
движений;

11-12

Упражнения в
расслаблении мышц
на фитболе

13-14

Научить сохранению
правильной осанки.
Тренировка
равновесия и
координации.
Упражнения на
профилактику
нарушения осанки и
плоскостопия

Задачи:1. Строевые упражнения
Знакомство с фитболом
2. Учить базовым положениям при выполнении
упражнений в исходном положении (сидя, лежа, стоя на
коленях).
3. Игра «Пингвин с мячом».
Задачи:1 Строевые упражнения.
2. Научить выполнению комплекса ОРУ с
использованием фитбола.
3. Игра «салки на фитболе».
Задачи:1.Строевые упражнения.
2. Научить выполнению упражнений на растягивание с
использованием фитбола.
3. Разучить с детьми упражнения на фитболе в едином
темпе;
4. Игра «Что изменилось?»
Задачи:1. Строевые упражнения
2. Способствовать развитию чувства ритма, пластики
движений;
3. Повторить движения на мяче фитболе для
музыкальной композиции.
4. Игра «Ловишки с фитболом».
Задачи:1Строевые упражнения.
2. Научить выполнению упражнений в расслаблении
мышц на фитболе
3. Повторить музыкальную композицию на фитболах
4. Игра «Лови и бросай — упасть не давай».
Задачи: 1. Строевые упражнения.
2. Повторить гимнастические упражнения на фитболе .
3. Выполнить комплекс упражнений на профилактику
нарушения осанки.
4. Игра «Не оставайся на полу»
Задачи:1. Строевые упражнения.
2. Познакомить с комплексом ОРУ у гимнастической
стенки.
3. Разучить упражнения на развитие мышц спины
4. Игра «Пожарные на учении»
Задачи:1. Строевые упражнения.
2. Повторить комплекс ОРУ с различными положениями
тела на фитболе

15-16

17-18

Упражнения на
сохранение
равновесия с

Кол-во
заняти
й
2

2

2

2

2

2

2

2

2

27

19-20

различными
положениями на
фитболе
Выполнение
танцевальной
композиции на
фитболе

21-22

Формирование
правильной осанки.
Польза степплатформа

23-24

Разучивание
аэробных шагов без
степов

25-26

Разучивание
аэробных шагов на
степпах

27-28

Учить правильному
выполнению степ
шагов

29-30

Прыжки в
полуприседе через
степ-платформы)

31-32

Упражнения на
профилактику
нарушения осанки и
плоскостопия

33-34

Новые шаги,
развитие
выносливости,
равновесия.

35-36

Шаг с подъемом на
платформу и
сгибанием ноги
вперед, с махом в
сторону.

3. Игра «Быстрый сокол».
Задачи:1. Строевые упражнения.
2. Выполнить танцевальные упражнения с музыкальным
сопровождением.
3. Развивать силу.
4. Игра «Кто ловчее?».
Задачи:1. Строевые упражнения.
Познакомить с комплексом упражнений на
формирование правильной осанки.
2. Закрепить правильность выполнения упражнений в
парах.
3.Познакомить со степ-платформой
4. Игра «Пожарные на учениях»
Задачи:1. Строевые упражнения .
2.Разучивание аэробных шагов. (ви-степ, открытый
шаг, страддел, шоссе-подскок отбив ногу, без степов.
3.Развивать равновесие,
выносливость.
4. Игра «не оставайся на полу».
Задачи:1. Строевые упражнения .
2.Разучивание аэробных шагов. (ви-степ, открытый шаг,
страддел, шоссе-подскок отбив ногу на степпах
3.Развивать ориентировку в пространстве.
Задачи:1. Строевые упражнения.
2. Учить правильному выполнению степ шагов на
степах. (подьем, спуск; подъм с оттягиванием носка.
3. Разучить комплекс №1 на степ - платформах
4. Игра «Третий лишний».
Задачи:1. Строевые упражнения
2. Развивать мышечную силу ног (прыжки в
полуприседе через степ-платформы)
3. Повторить комплекс упражнений № 1
4. Игра «Прыгать много и легко, прыгать очень далеко».
Задачи:1. Строевые упражнения
2. Разучить комплекс упражнений на профилактику
плоскостопия
3. Разучить комбинацию - Прыжки, стоя боком, руки на
поясе; ноги врозь на пол, ноги вместе.
4. Игра «Сороконожка».
Задачи:1. Строевые упражнения
2. Повторить комплекс №2 на степ – платформах
3. Разучивание новых шагов, развивать выносливость,
равновесие.
4. Игра «Лягушки и цапли».
Задачи:1. Строевые упражнения
2. Разучивание шага с подъемом на платформу и
сгибанием ноги вперед, с махом в сторону.
3.Продолжать учить выполнять упражнения в такт
музыке
4. Игровое упражнение «Прыгни и замри»

2

2

2

2

2

2

2

2

2

28

37-38

Развивать
мышечную силу
мышц спины, бедер
и плечевого пояса

39-40

Упражнения на
профилактику
нарушения осанки и
плоскостопия

41-42

Продолжать
разучивание шага с
подъемом на
платформу и
сгибанием ноги
вперед, с махом в
сторону

43-44

Упражнять в
сочетании элементов

45-46

Продолжать учить
выполнять
упражнения в такт
музыке
Метание двумя
руками набивного
мяча сидя на полу.

47-48

49-50

Отбивание от груди
мяча двумя руками о
стенку

51-52

Метание двумя
руками набивного
мяча сидя на полу

53-54

Упражнения на
профилактику
нарушения осанки и
плоскостопия

Задачи:1. Строевые упражнения
2
2. Развивать мышечную силу мышц спины, бедер и
плечевого пояса,
3.Способствовать выравниванию осанки, развивать
чувство ритма
4. Игра «Вышибалы».
Задачи:1.Строевые упражнения.
2
2. Закрепить правильность выполнений упражнений
3. Выполнение упражнений на профилактику нарушения
осанки и плоскостопия
4. Игра «Перебежки»
Задачи:1 Строевые упражнения
2
2.Повторить разучивание шага с подъемом на
платформу и сгибанием ноги вперед, с махом в сторону
3. Игра «Вышибалы»

Задачи:1. Строевые упражнения
2. Выполнить несколько элементов соединяя их
связками.
3. Выполнить упражнения на профилактику
плоскостопия
4. Игра «Ловишки с мячом»
Задачи:1. Строевые упражнения
2. Упражнять в выполнении комплекса упражнений в
такт музыки
4. Игра «Удочка».
Задачи:1. Строевые упражнения.
2. Познакомить с упражнением – метание двумя руками
набивного мяча сидя на полу
3.Развивать силу плечевого пояса, метание набивного
мяча правой и девой рукой вперед
4. Игра «где меньше мячей»
Задачи:1. Строевые упражнения
2.Закрепить умение в выполнении упражнения
отбивание от груди набивного мяча двумя руками о
стенку. Расстояние до 1 м и более
3. Развивать координационные способности.
4. Игровое упражнение «лови, бросай, упасть не давай»
Задачи:1. Строевые упражнения
2. Метание двумя руками набивного мяча сидя на полу
3. Развивать выносливость.
4. Игровое упражнение «Попади в цель».
Задачи:1. Строевые упражнения.
2. Обучить упражнениям, укрепляющим мышечный
корсет с применением гимнастического инвентаря гимнастические палки, обручи, дорожки - массажеры и
т.д.).
3. Развивать выносливость
4. Игровое упражнение «Мыши в клетке».

2

2

2

2

2

2

29

55-56

57-58

Развивать силовые
способности,
выносливость с
помощью круговой
тренировки
Упражнения на
развитие силы рук

59-60

Бег на длинную
дистанцию с
высокого старта

61-62

Круговая
тренировка –
развитие силовых
способностей

63-64

Подводящие упражн
ения для
лучезапястных и
локтевых суставов.

65-66

Освоение техники
вращения скакалки

67-68

Освоение
перепрыгивания
через скакалку
удобным для детей
способом

69-70

Закрепление
освоения
перепрыгивания
через скакалку

71-72

Прыжки через
скакалку

Задачи:1. Строевые упражнения
2. Бег со старта спиной.
3. Развивать силовые способности, выносливость с
помощью круговой тренировки
4. Релаксация «Черепаха».
Задачи:1. Строевые упражнения
2. Выполнять упражнения на развитие силы
(упражнение - подтягивание по скамье с помощью рук
лежа на животе)
3. Прыжки из обруча в обруч без остановок
Задачи:
1. строевые упражнения
2. Бег на длинную дистанцию с высокого старта
3. Бег на короткую дистанцию со старта спиной вперед.
4. Игра «Рыболов»
Задачи:1. Строевые упражнения
2. отработать технику прыжков в длину с места.
3. Круговая тренировка – развитие силовых
способностей, выносливости, гибкости.
4. Игра «Перебежки»
Задачи: 1.Строевые упражнения
2.Подводящие упражнения для лучезапястных и
локтевых суставов:
-круговые вращения кистей вперед и назад с лентами
сложить (ленту) скакалку вдвое, переложить в правую
(левую) руку, руку со скакалкой направить точно в
сторону, другую держать на поясе. Вращать скакалку
кистью вперед или назад;
3. игра «Рыбак и рыбки»
Задачи:1. Строевые упражнения.
Освоение техники вращения скакалки
2.сложенную скакалку вдвое держать в обеих руках и
одновременно вращать вперед (назад);
3.скакалку держать за спиной в раскинутых в стороны
руках, вращать скакалку вперед (назад), перекидывая
через себя;
Задачи: 1.Освоение перепрыгивания через скакалку
удобным для детей способом.
2. Строевые упражнения.
3. Вращение скакалки вперед-назад
Вращение скакалки вперед и прыжок на двух ногах
через скакалку.
Задачи: 1. Строевые упражнения.
2. Закрепление освоения перепрыгивания через
скакалку.
3. предложить детям способ Вращения скакалки,
сложенной вдвое низко над землей с быстрым
перешагиванием, а в дальнейшем перепрыгиванием
Задачи: 1. Строевые упражнения
Прыжки на двух ногах через скакалку
Прыжки на одной ноге через скакалку
Прыжки с выбрасыванием одной ноги вперед, другая

2

2

2

2

2

2

2

2

2

30

73-74

Базовые прыжки с
изменением
положения ног

75-76

Базовые прыжки с
изменением
положения ног

77-78

Прыжки на длинной
скакалке

79-80

Прыжки на длинной
скакалке

81-82

Упражнения на
профилактику
нарушения осанки и
плоскостопия

83-84

Диагностика
физической
подготовленности
детей

сзади
Задачи: 1. Строевые упражнения
2. Вращение скакалки вперёд-назад: вперёд и прыжок на
двух ногах через скакалку
3.Прыжки на двух ногах через скакалку
Задачи: 1. Строевые упражнения
2. Закрепление базовых прыжков через одиночную
скакалку: прыжки на двух ногах (оловянный солдатик),
прыжки на одной ноге, «Колокол», «Лыжник»
3. Изучение базовых прыжков через одиночную
скакалку: «На лошадке», «колено высоко», «мячик».
Задачи: 1. Строевые упражнения
2. Ведение мяча правой и левой ногой по прямой
3. Игра «Футбол»
Задачи: 1.Строевые упражнения
2. Освоение вращения длинной скакалки.
Пробегание под вращающейся скакалкой.
3.Прыжки на длинной скакалке с места.
Задачи: 1. Строевые упражнения
2. Выполнить упражнения стоя с использованием
массажных ковриков, упражнения сидя и лежа для
мышц спины и брюшного пресса без предметов.

2

2

2

2

2

2
Диагностика физической подготовленности детей

7. Оценочные материалы к дополнительной общеобразовательной программе –
дополнительной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной
направленности «Планета спорта»
Формы проведения итогов реализации программы: проведение диагностики в
начале и в конце года форме решения конкретной задачи.
Показатели
Физическо-спортивного развития детей дошкольного возраста.
Общие показатели физического развития:
• компетентность (физическая компетентность);
• двигательная активность;
• эмоциональность;
• произвольность и свобода поведения;
• инициативность;
• самостоятельность и ответственность;
• способность к самооценке.
Контроль за освоением учебного материала проводится в форме тестирования,
сдачи норматива.

31

Оцениваются результаты контрольных упражнений и нормативов общей физической
подготовки.
Методика проведения диагностики
критерии
баллы
1. Умение договариваться, взаимодействовать друг с другом
2. Умение самостоятельно играть в игры разной двигательной активности
3. Умение самостоятельно выполнять различные движения на спортивную
снарядку
4. Умение свободно выполнять общеразвивающие упражнения на фитболе
5. Умение выполнять основные шаги на степ-платформе
6. Умение выполнять шаги на степ-платформе с добавлением рук
7. Умение выполнять комбинацию связок на степ-платформе
8. Умение правильно выполнять прыжок, толчком двумя ногами с места
9. Умение самостоятельно выполнять упражнения на гимнастической скамье
10. Умение самостоятельно играть с мячом в паре: отбивание о стену, о пол
11. Умение самостоятельно выбирать способ броска набивного мяча
12. Умение выполнять прыжки на скакалке без остановки
13. Умение играть в игры-эстафеты, игры-соревнования, игры-выступления
14. Творческое выполнение упражнений
Общее количество балов:
Критерии:
Уровни:
3 балла-имеются
Высокий-от 42 до35
2 балла-недостаточно
Средний—от 34до25
1 балл-отсутствуют
Низкий-от 24-до14
При оценке двигательных навыков детей, вводятся следующие обозначения:
•
•
•

Высокий уровень – означает правильное выполнение, т. е. навык сформирован,
автоматизирован. Ребенок сам выполняет упражнение.
Средний уровень – говорит о промежуточном положении, т.е. недостаточно
правильном выполнении упражнения. Ребенок выполняет с помощью.
Низкий уровень – указывает на неправильное выполнение движения. Ребенок не
выполняет упражнения.

8.Методические материалы к дополнительной общеобразовательной программе –
дополнительной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной
направленности «Планета спорта»
1.« Движение день за днем» М.А.Рунова (Линка-пресс М.2015 г.)
2 «Игры, которые лечат» для детей от 5-7 лет Е.А.Бабенкова («Сфера» М.2015 г.)
3. Лавров Н.Н. Элит – фитнес: искусство фитбола для всей семьи. – Ростов н/Д :
Феникс,2009.-172с. 5
4. . Маханева М.Д. Здоровый ребенок. – М.: АРКТИ, 2004.Степ-гимнастика в детском саду
/научно-практический журнал «Инструктор по физкультуре» № 4. 2009 Машукова Ю.М.
5. Степ-аэробика для дошкольников И.Кузина
[сайт] URL https://dob.1sept.ru/article.php?ID=200701217
6. «Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет» С.С.Прищепа (творческий центр
«Сфера» М.2014 г.) «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка»
Э.Я.Степаненкова (Академа М.2016 г.)

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».