1 2 Структура дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Планета спорта» 1.Содержание, объем дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Планета спорта» 2.Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Планета спорта» 3.Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Планета спорта» 4.Учебный план 5.Календарный учебный график 6.Рабочая программа по реализации дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Планета спорта» 7.Оценочные материалы к дополнительной общеобразовательной программе – дополнительной общеразвивающей программе физкультурноспортивной направленности «Планета спорта» 8.Методические материалы к дополнительной общеобразовательной программе – дополнительной общеразвивающей программе физкультурноспортивной направленности «Планета спорта» 3 7 8 13 13 14 30 31 3 1.Содержание и объем дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Планета спорта» Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Планета спорта» (далее – Программа) составлена для детей 2-7 лет. Программа имеет физкультурно – спортивную направленность. Срок реализации программы: 5 лет. Формирование здоровья ребенка, полноценное развития его организма одна из основных проблем современного общества. Дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии такова концепция дошкольного образования. Для решения этой задачи необходимо еще с самых юных лет формировать здоровый образ жизни, используя все средства физического воспитания, формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки. Занятия физической культурой позволяют приобретать более глубокие знания и умения по физическому воспитанию, пропагандируют здоровый образ жизни, способствуют укреплению здоровья; позволяют приобретать различные двигательные умения и навыки, развивать эмоционально – волевую сферу, формировать этические установки, создает возможности для выбора идеалов духовности и созидательного творчества. Данные занятия развивают физические качества, а также смелость, решительность, целеустремленность, настойчивость, взаимоуважение, взаимовыручку, ответственность, умение работать в команде; т.е. коммуникативную, социальную и нравственную компетенции воспитанников. Дети приобретают хорошую физическую форму, укрепляют здоровье, развивают грацию, пластику, формируют правильную осанку и походку. Развивается координация движений, суставная подвижность, укрепляется опорно – двигательный аппарат. Воспитывается стойкий интерес к занятиям спортом и достижение спортивных результатов, музыкальность и чувство ритма, чувство красоты. Педагогический процесс, направленный на физкультурное образование дошкольников, проживающих в климатических условиях Среднего Урала, имеет свои региональные особенности. Уральский климат представляет собой сложный комплекс отрицательных факторов в отношении их воздействия на организм человека, особенно детский. В результате ультрафиолетового голодания возникают расстройства биоритмов ритмов физиологических функций, снижаются иммунологические свойства организма, понижается сопротивляемость к заболеваниям, снижается интенсивность обменных процессов, повышается утомляемость и сонливость, склонность к аллергическим состояниям авитаминозам. Растущий и развивающийся детский организм в период дошкольного детства особенно сильно подвержен воздействиям внешней среды в силу своей пластичности, связанной с незавершенным протеканием процессов физического и психического развития. С учетом вышеуказанных климатических особенностей в режиме дня нашего детского сада дополнительно к физкультурным занятиям включаются дополнительные занятия, которые способствуют оздоровлению, укреплению организма, физическому развитию детей. Педагогическая целесообразность обусловлена тем, что предложенные в программе формы и методы организации занятий способствуют разностороннему физическому развитию. Разработка данной Программы является актуальным направлением развития образовательной организации и основывается на следующих нормативных документах: 1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 4 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; 3.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года N 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»; 4.Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»; 5.Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г. № 652н «Профессиональный стандарт. Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации №629 от 27.07.2022 года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 7.Устав и локальные нормативные, распорядительные акты Березовского муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 39 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников». В ходе реализации Программы интеграция различных видов физической культуры и спортивной деятельности детей обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития физкультурно-спортивных способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями. Цель программы: формирование всесторонней удовлетворенности образовательных потребностей детей в физическом совершенствовании. Основные задачи: 1. Удовлетворять индивидуальные потребности воспитанников в занятиях физической культурой и спортом. 2. Формировать культуру здорового и безопасного образа жизни, укреплять здоровье воспитанников. 3. Выявлять, развивать и поддерживать талантливых воспитанников, а также детей, проявивших выдающиеся способности. 4. Создавать и обеспечивать необходимые условия для личностного развития, укрепления здоровья. Отличительные особенности программы: В настоящее время наблюдается снижение двигательной активности, физической и функциональной подготовленности воспитанников. Проблема совершенствования физического воспитания является предметом внимания специалистов, и ее решение направлено на поиск новых, нетрадиционных средств проведения занятий с учетом мотивационной сферы воспитанников. В связи с этим необходимо внести изменения в процесс физического воспитания детей, а именно: совершенствовать образовательный процесс средствами определенного (избранного) вида двигательной активности. Дидактические принципы построения и реализации дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Планета спорта» Общепедагогические принципы, обусловленные единством образовательновоспитательного пространства дошкольной образовательной организации: Принцип культуросообразности: построение и/или корректировка универсального эстетического содержания программы с учетом региональных культурных традиций; 5 Принцип сезонности: построение и /или корректировка познавательного содержания программы с учетом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени; Принцип систематичности: занятия проводятся регулярно, в определенной системе. Учитывается, что регулярные занятия дают несравненно больший эффект, чем эпизодические. Принцип доступности: объяснение и показ упражнений инструктором по физической культуре, их выполнение и физическая нагрузка доступны детям. Принцип активности: известно, что основной формой деятельности дошкольников является игра. Исходя из этого, применяется как можно больше игр и игровых упражнений. Это позволяет разнообразить занятия, повысить активность детей и сделать интересным процесс обучения. Принцип наглядности: чтобы обучение проходило успешно, любое объяснение сопровождается показом упражнений. Используются в обучении наглядные пособия – рисунки, плакаты и т.д. Принцип последовательности и постепенности: при обучении детей простые и легкие упражнения предшествуют более сложным и трудным. Для формирования двигательных навыков и развития двигательной памяти учитывается ведущий вид детской деятельности – игра, занятия проводятся в игровой форме. Игры – соревнования способствуют формированию у детей мотивов достижения успехов, поэтому в занятия включаются эстафеты, которые носят сюжетный характер. Основным средством развития координации у детей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений увеличивается за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров в игре, а также за сет внешних условий, изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т.п.; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов (бросок друг другу, ловля мяча); выполняя упражнения по сигналу или за ограниченное время. Наиболее широкую и доступную группу средств для развития координационных способностей составляют гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами, относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях, при различных положениях тела или его частей, в разные стороны: элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и др.), упражнения в равновесии. Специфические принципы, обусловленные особенностям физическо-спортивной деятельности: • принцип сознательности и активности – предполагает устойчивый интерес и активное участие в занятиях; • принцип наглядности – предполагает использование наглядных пособий, ориентиров, образных выражений, заданий предметного характера, которые создают условия более четкого ощущения, воспитания, представления движений и их совершенствование; • принцип доступности – предполагает постепенное возрастание требований, соответствующих психологической, физической, координационной готовности к обучению; • принцип индивидуального подхода – обеспечивает учет индивидуальных способностей и возможностей ребенка в процессе обучения; • принцип постепенности в повышении требований – предполагает определенную методическую последовательность в освоении навыка элементов движений – от легкого к трудному, от простого к сложному; применение широкого круга упражнений, движений и использование игрового метода для разнообразия процесса обучения. 6 В Программе сформулированы педагогические условия, необходимые для эффективного физического развития детей дошкольного возраста, а именно: 1. формирования двигательной памяти и координационных способностей детей; 2. создание развивающей среды для занятий физической подготовкой; 3. ознакомление детей с основными видами движений и обязательными элементами. Приобщение ребенка к здоровому образу жизни и формирование интереса к физической культуре и спорту являет собой целую систему его индивидуальных, избирательных связей между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствием. Интерес ребенка к физической культуре и спорту включает в себя посильное стремление к занятиям физической культурой, эмоциональное отношение к занятиям акробатикой, оценке состояния своего здоровья, красоты, грациозности, выразительности движений. Физический компонент оказывает существенное влияние на установление ведущих звеньев структуры личности в целом. Для более четкой ориентировки важно построить модель отношения детей к физической культуре, которая в лаконичной (схематичной) форме отразит комплекс взаимосвязанных компонентов физического развития ребенка. Такая модель поможет распознать и формировать процесс физического развития детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Модель физического развития включает три ведущих компонента, каждый их которых, в свою очередь, является многосторонним явлением. 1. Способность эмоционального переживания. Занятия физической культурой оказывают на ребенка благотворное психологическое воздействие: вызывают положительные эмоции. Со стороны педагога требуются такт и участие, чтобы не вызвать неуверенность в себе. Поэтому правильно организованные занятия способствуют развитию у них волевых свойств: уверенности, смелости, решительности, самостоятельности, дисциплинированности. 2. Способность к активному усвоению физического опыта, к самостоятельной двигательной деятельности, к саморазвитию. Общеизвестно, что опыт новых двигательных навыков накапливается в различных видах физической деятельности. На этой основе у ребенка формируется, практические умения и в результате складывается опыт физическо-оздоровительной деятельности. 3. Специфические двигательные способности. В физическом воспитании ведущая деятельность детей – двигательная. Развивающий характер физического воспитания состоится при условии овладения детьми обобщенными (типичными) и самостоятельными способами двигательной деятельности, необходимыми и достаточными в любых акробатических выступлениях. Методы физического воспитания: • использования наглядных пособий, имитаций, зрительные ориентиры, звуковые сигналы, помощь; • игра; • метод разнообразной физической практики; • метод создания двигательных упражнений, пробуждающих интерес к физической культуре; Интеграция разных видов двигательной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития физических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями. 7 2. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы физкультурноспортивной направленности «Планета спорта» К концу первого года обучения дети знают: ▪ правила техники безопасности при выполнении физических упражнений на фитболах; ▪ назначение спортивного зала и правила поведения в нем; ▪ название спортивного инвентаря, и правильно его называют. У ребенка сформированы умения: ▪ Самостоятельно выполнять основные упражнения при помощи фитбола. ▪ Выполнять указания инструктора. Реагировать на сигналы. ▪ Правильно принимать исходное положение и выполнять упражнения использованием степ-платформы. ▪ Правильно принимать исходные положения при бросках мяча с К концу второго года обучения дети знают: ▪ правила техники безопасности; ▪ меры предупреждения травм при выполнении физических упражнений; ▪ названия спортивного инвентаря (фитбол, степ-платформа, скакалка, мяч, и т.д.), применяемого на занятиях. У ребенка сформированы умения: ▪ ориентироваться в зале, строиться в шеренгу; ▪ самостоятельно правильно выполнять упражнения с фитболом по предварительному показу инструктора; ▪ сохраняется длительное устойчивое равновесие на степ-платформе. ▪ следить за осанкой, правильно выполнять упражнения с помощью спортивного оборудования (скакалка, фитбол, гимнастические мячи); К концу третьего года обучения воспитанник знает: ▪ правильность выполнения упражнений на фитболе, степ-платформе, упражнения с мячом; ▪ основы личной гигиены при занятиях физическими упражнениями; ▪ владеть навыками самообслуживания, самостоятельно подбирать фитболы по росту. У ребенка сформированы умения: ▪ в упражнениях на фитболе соединять отдельные движения в единый номер; ▪ выполнять строевые команды; ▪ Без усилий выполняет упражнения на степ-платформе. Может замечать свои ошибки в технике выполнений; ▪ уметь расслаблять свой организм после физической нагрузки; ▪ усвоить навыки движений, в упражнениях с мячами, овладеть правильными способами их выполнения. К концу четвертого года обучения воспитанник знает: 8 ▪ ▪ ▪ о профилактике и мерах предупреждения травм, при использовании фитбола, правила техники безопасности при выполнении сложных физических упражнений на степ-платформе; меры профилактики травматизма опорно-двигательного аппарата; характеристику сложных гимнастических упражнений с помощью скакалки, мячей. У ребенка сформированы умения: ▪ выполнять сложные гимнастические упражнения на фитболах, степ-платформах. ▪ осознавать, находить, творчески преобразовывать, усваивать, применять, вырабатывать способы формирования умений; ▪ безошибочно принимать исходное положение при разных способах метания мячей; ▪ выполнять упражнения на скакалке в быстром темпе без перерыва; ▪ выполнять упражнения физической культуры не только в детском саду, но и самостоятельно в домашних условия, демонстрировать. В ходе прохождения пятилетнего курса обучения физического развития ребенок: • знает основные правила поведения при выполнении упражнений с различным инвертарем, соблюдает их, реагирует на замечания преподавателя, выполняет его команды; • получает эмоциональное удовлетворение от занятий физической культуры; ▪ знает правила техники безопасности при использовании различного спортивного инвентаря (фитболы, скакалки, степ-платформы, мячи и пр.); ▪ сформированы начальные организационно-методические умения, необходимые для самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом; ▪ с желанием принимает участие в соревнованиях; ▪ уверенно, с хорошей амплитудой выполняет упражнения на фитболах, степплатформах, спомощью скакалок; ▪ способен самостоятельно организовать игру, оценивает и контролирует других детей; ▪ подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать движения и управлять ими. 3. Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Планета спорта» Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная Количество обучающихся в группе: 12 – 15 человек. Режим образовательной деятельности: 2 раза в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятий: Первый год обучения, дети 2-3 лет -10 минут; Второй год обучения, дети 3-4 лет - 15 минут; Третий год обучения, дети 4-5 лет – 20 минут; Четвертый год обучения, дети 5-6 лет – 25 минут; Пятый год обучения, дети 6-7 лет – 30 минут: 9 На занятиях нагрузка дозируется за счет количества повторений одного упражнения, количества упражнений, темпа выполнения упражнений. Обязательным условием для занятий является хорошее самочувствие ребенка. Программа является инструментом целевого развития индивидуальных способностей детей в физической деятельности. Занятия по дополнительному образованию проводятся в спортивном зале. Рабочее место педагога оснащено современными техническими средствами обучения. Развивающая предметнопространственная среда в зале соответствует интересам и потребностям детей, целям и задачам Программы, а так же способствует нормальному развитию ребенка. Требования к педагогу, осуществляемому реализацию программы Должностные обязанности. Осуществляет дополнительное образование воспитанников в соответствии с образовательной программой, развивает их физическую деятельность. Организует обучение физическими упражнениями воспитанников. Содействует сохранению и укреплению здоровья детей, и их физическому развитию. Формирует у детей основы здорового образа жизни, санитарно–гигиенические навыки, положительное отношение к спорту. Планирует содержание работы, определяет ее виды, формы, исходя из имеющихся в БМАДОУ «Детский сад № 39» условий. Составляет расписание занятий для каждой группы. С учетом возраста воспитанников оказывает им помощь при выполнении упражнений. Обеспечивает индивидуально дифференцированный подход к подбору и комплектованию групп дошкольников для поведения занятий и физкультурно показательные выступления; безопасность детей, охрана и здоровье, эмоциональный комфорт в период занятий в спортивном зале. Совместно с медицинским работником контролирует физическое развитие детей и состояние их здоровья, режим соблюдения норм и правил техники безопасности в образовательном процессе. Соблюдает санитарногигиенические требования и режим физической нагрузки во время проведения занятия и физкультурно – показательных выступлений, правил техники безопасности в спортивном зале при использовании спортивного оборудования и инвентаря; проверяет и подготавливает зал к занятию. Оперативно извещает администрацию о каждом несчастном случае, оказывает доврачебную помощь. Внедряет в практику работы новые технологии и вариативные программы по обучению детей акробатике. Проводит диагностическое обследование детей два раза в год. Принимает меры по физической реабилитации воспитанников, имеющих отклонения в состоянии здоровья и слабую физическую подготовку. Осуществляет контроль состояния, эксплуатации и хранению имеющихся спортивных сооружений и оборудования. Учувствует в деятельности Педагогического совета БМАДОУ «Детский сад № 39» и методических объединений. Консультирует родителей или лиц, их заменяющих, по вопросам оздоровления и обучения детей акробатике. Ведет необходимую документацию в соответствии с нормативными требованиями. Организует и проводит с участием педагогических работников и родителей (лиц их заменяющих), физкультурно - показательные выступления, соревнования, дни здоровья и другие мероприятия оздоровительного характера. Представляет опыт своей работы в рамках дошкольного учреждения и на городских соревнованиях, конкурсах, праздниках. Осуществляет связи с учреждениями дополнительного образования спортивной направленности и учреждениями спорта. Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся по акробатике. Оценивает эффективность обучения акробатике, учитывая овладение умениями, развитие опыта двигательной деятельности. Выявляет способности воспитанников, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым воспитанникам, а также воспитанникам, имеющим отклонения в развитии. Обеспечивает охрану жизни и здоровья 10 воспитанников во время образовательного процесса. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности. Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность, Конвенцию о правах ребенка, возрастную и специальную педагогику и психологию, физиологию, гигиену, специфику развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников, основы их творческой деятельности, методику поиска и поддержки молодых талантов, содержание учебной программы, методику и организацию дополнительного образования детей, научно-технической, эстетической, туристско-краеведческой, оздоровительно-спортивной, досуговой деятельности, программы занятий кружков, секций, студий, клубных объединений, деятельность детских коллективов, организаций и ассоциаций, методы развития мастерства, современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода, методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями, лицами, их заменяющими, коллегами по работе, технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения, технологии педагогической диагностики, основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием, правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, правила по охране труда и пожарной безопасности. Требования к образованию и обучению Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" или Высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки "Образование и педагогические науки" Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе в соответствии с Федеральным законом об образовании привлекать к занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедших промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего образования направленности дополнительной общеобразовательной программы определяется указанными организациями (в ред. Приказа Минпросвещения России от 30.09.2020 N 533) Педагогические условия для реализации программы: • создание спортивно-развивающей среды в детском саду (спортивный зал); 11 • в спортивном зале имеется весь необходимый инвентарь: гимнастические палки, скакалки, мячи и др.: • для успешной реализации программы предусматривается взаимодействие с родителями и педагогами; • проводятся следующие формы работы: беседы, консультации, мастер-классы, анкетирование, соревнования, показательные выступления и др. Разнообразие используемых форм работы формирует у взрослых определенные представления и практические умения в продуктивной деятельности и в оказании помощи детям в освоении программы. Методы и приемы обучения: ✓ Показ физических упражнений; ✓ Средства наглядности; ✓ Разучивание упражнений; ✓ Исправление ошибок; ✓ Подвижные игры; ✓ Имитация упражнений; ✓ Оценка (самооценка) двигательных действий; ✓ Индивидуальная страховка и помощь; ✓ Межличностные отношения между инструктором и ребенком; ✓ Круговая тренировка; ✓ Игры на внимание и память; ✓ Соревновательный эффект; ✓ Контрольные задания. Занятие – основная форма организации образовательного процесса. На занятиях по физической подготовке воспитанники под руководством педагога последовательно, соответственно программе, приобретают теоретические знания и практические навыки, а также осваивают элементы базовой культуры личности. На занятиях применяются игровые технологии. Структура занятия: Вступительная часть включает организационный момент, беседу по технике безопасности, сообщение целей и задач занятия, общеразвивающие упражнения, игры, направленные на развитие внимания и двигательной памяти. Этап повторения предполагает повторение и закрепление ранее изученных движений и упражнений. Теоретическая часть представляет собой беседу, сообщение новой темы и объяснения задания. Практическая часть включает специальные и подготовительные упражнения для обучения движений. Заключительная часть включает игры и упражнения на развитие внимания и памяти, общую оценку всего занятия детьми и педагогом, подведение итогов. Описание материально – технического обеспечения дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Планета спорта» Оборудование: ➢ Коврик массажный резиновый -6 шт. ➢ Мяч малый – 15 шт. ➢ Мяч большой – 15 шт. ➢ Мяч теннисный - 30 шт. ➢ Мяч набивной – 15 шт ➢ Обруч детский – 15 шт. ➢ Дорожка резиновая – 5шт. 12 ➢ ➢ ➢ ➢ ➢ Палка гимнастическая - 20 шт. Степ-платформы – 8 шт. Фитбол-мячи – 15 шт. Скамейки деревянные – 3 шт. Шнуры короткие – 15 шт Технические средства обучения: ➢ Облучатель рецекулярный настенный Дезар – 1 шт. ➢ Музыкальный центр – 1 шт. ➢ Ноутбук – 1 шт. Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды для реализации дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Планета спорта» Наглядные пособия (интерактивная панель, плакаты по физической подготовке). При проведении образовательной деятельности осуществляется педагогический контроль над техникой выполнения физических упражнений и здоровьем каждого ребенка, с учетом его индивидуальных психофизиологических особенностей. Санитарно-гигиенические условия проведения образовательной деятельности включают следующее: • • • освещенные и проветриваемые помещения текущая и генеральная дезинфекция помещений и инвентаря; дезинфекция помещений и оборудования контролируется санэпидстанцией. 13 4.Учебный план дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Планета спорта» Режим образовательной деятельности: 2 раза в неделю, во второй половине дня. Общее количество занятий в неделю – 2. Общее количество занятий в месяц – 8. Количество часов по возрастным группам: -ранний возраст – 84 часа -младший дошкольный возраст – 84 часа, -средний дошкольный возраст – 84 часа, -старший дошкольный возраст – 84 часа, -подготовительная к школе группа- 84 часа. Общее количество занятий за весь период обучения – 420 занятий. 5.Календарный учебный график образовательной деятельности БМАДОУ «Детский сад № 39» по дополнительной общеобразовательной программе – дополнительной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности «Планета спорта» на 2024-2025 учебный год Начало учебного года Окончание учебного года Продолжительность учебного года Продолжительность учебной недели Нерабочие праздничные дни Педагогический мониторинг 2 сентября 2024 года 11 июля 2025 года 42 учебные недели 5 дней 4 ноября, 30 декабря - 8 января, 1, 2, 8, 9 мая, 12-13 июня 4 недели 14 6. Рабочая программа по реализации дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы физкультурноспортивной направленности «Планета спорта» Группа раннего возраста (2-3 года) Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы физкультурноспортивной направленности «Планета спорта» К концу первого года обучения дети знают: ▪ правила техники безопасности при выполнении физических упражнений на фитболах; ▪ назначение спортивного зала и правила поведения в нем; ▪ название спортивного инвентаря, и правильно его называют. У ребенка сформированы умения: ▪ Самостоятельно выполнять основные упражнения при помощи фитбола. ▪ Выполнять указания инструктора. Реагировать на сигналы. ▪ Правильно принимать исходное положение и выполнять упражнения использованием степ-платформы. ▪ Правильно принимать исходные положения при бросках мяча Тематический план образовательной деятельности в группе раннего возраста (2-3 лет) Количество занятий: 2 занятия в неделю Продолжительность занятия: 10 минут заняти Тема Содержание занятия, задачи я Кол-во занятий 1-2 Диагностика физической подготовленно сти. Ознакомить детей с работой секции. Инструктаж с детьми о правилах безопасности на занятиях. Диагностика физической подготовленности детей 2 3- 4 Знакомство с фитболом Задачи: Познакомить детей с фитболом. Дать представления о форме и физических свойствах фитбола. Познакомить с первыми двумя упражнениями комплекса 2 5-6 Передача фитбола друг другу Задачи: 1. Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног. 2. Учить основным движениям с мячом в руках 2 7-8 Правильная посадка на фитбол Задачи: 2 Учить базовым положениям при выполнении упражнений в исходном положении (сидя, лежа, стоя на коленях). -«Стульчик» сидя на фитболе у твердой опоры, проверить правильность постановки стоп с 15 9-10 Правильная осанка на фитболе. 11-12 Закрепление навыка правильной осанки 13 Броски фитбола 14-15 Приемы самостраховки на занятии 16-17 Прокатывание фитбола между предметами, по скамье. 18 Упражнения на чувство равновесия (должны быть прижаты к полу и параллельны друг другу); - сидя на фитболе, в медленном темпе выполнять упражнения для плечевого пояса. Задачи: 1.Повторить навык правильной посадке на фитболе, учить пружинить на мяче, спину держать прямо. 2. Разучить два новых упражнения на фитболе. Игра «Гусенички» Задачи: 1. Совершенствовать умение выполнять комплекс упражнений. 2.Совершенствовать навык выполнения упражнений с помощью фитбола. 3. Игра «Ищи ведущего». Задачи: 1.Выполнение правильного хвата фитбола. Научить броскам фитбола двумя руками от себя. Игра «Догони мяч» Задачи: 1. Ознакомить с приемами самостраховки. Формировать опорно-двигательный аппарат и закреплять навык правильной осанки. 2. Упражнения на профилактику плоскостопия. 3. Игра «Мой веселый звонкий мяч». Задачи: 1. Тренировать чувство равновесия и координацию движения. 2. Научить сохранению осанки при уменьшении площади опоры. 3. Игра «Веселые зайчата» Задачи: 1. Научить стоять на одной ноге, опираясь на фитбол. Присед у фитбола 19-20 Выполнение комплекса упражнений с помощью фитбола Задачи: 1.Выполнение основных упражнений с помощью фитбола. Упражнения сидя на полу, фитбол в руках, стоя – фитбол перед собой, лежа на полу – фитбол в руках. 3. Игра «Перелет птиц» 2 21 Ползание по гимнастическо й скамье с прокатыванием фитбола Задачи: 1.Упражнять в ползании по гимнастической скамье. 2. Прокатывание фитбола вдоль скамьи – бег за ним 1 22-23 Разучивание комплекса Задачи: 1.Разучить комплекс упражнений на развитие 2 2 2 1 2 2 1 16 упражнений на развитие гибкости. гибкости у шведской стены и фитбола 2. Развивать реакцию на словесные сигналы. 24-25 Развитие мышечной силы ног. 2 26-27 Знакомство со степплатформой. 28-29 Развитие равновесия при ходьбе по степплатформам 30-31 Развитие равновесия 32-33 Укрепление мышц спины 34-35 Развитие мышечной силы ног 36- 37 Ползание между степплатформами 38 Разучивание комплекса движений на степплатформе Задачи: 1.Упражняться в лазание по гимнастической лестнице на первую ступень. 2.Развивать мышечную силу ног 3. Игра «курочка и цыплятки» Задачи: 1.Познакомить со степ-платформой. 2. Научить правильному подъему на степплатформу. П.Игра «Птички на веточках» Задачи: 1.Развивать равновесие при ходьбе по степплатформам. 2. Упражнения на профилактику правильной осанки. Игра «Птички на веточках» Задачи: 1.Развивать равновесие, выносливость. 2.Развивать ориентировку в пространстве. 3. Игра «Ловля обезьян». Задачи: 1 Познакомить с комплексом упражнений на укрепление мышц спины сидя на степплатформе. 3. Игра «Кто успел» Задачи: 1. Учить выполнению спрыгивания со степ платформы мягко на носки. 2. Развивать мышечную силу ног 3. Игра «В домике». Задачи: 1.Упражнять в ползании между степплатформами, перелезание боком и спрыгивание с них. 2. Игра «Пингвины на льдине». Задачи: 1. Разучить комплекс движений на степплатформе. 2 Игра «Разноцветный мячик» 39-40 Развитие выносливости, равновесия. 2 41-42 Закрепление разученных Задачи: 1. Развивать выносливость, равновесие. 2.Укреплять дыхательную систему. 3. Игра «Лягушки и цапли». Задачи: 1. Закреплять разученные упражнения. 2.Релаксация «Облака» 2 2 2 2 2 2 1 2 17 упражнений. 43-44 Упражнения на растяжку с помощью степплатформ 45-46 Обучение технике перемещения и удержания мяча 47-48 Забрасывание мяча в корзину двумя руками снизу. Прокатывание мяча прямо от ориентира Прокатывание мяча по скамье с помощью рук. Метание мяча вперед одной рукой снизу 49-50 51-52 53-54 55-56 Техника метания мяча в цель. 57-58 Упражнения на профилактику плоскостопия 59-60 Силовые упражнения. 61-62 Упражнения на развитие силы ног - прыжки из обруча в обруч 63-64 Развитие выносливости – стойка на одной ноге. Задачи: 1. Закрепить правильность выполнений упражнений 2. Выполнение упражнений на растяжку с помощью степ-платформ. 3. Игра «Мышки в клетке» Задачи: 1. Обучение технике перемещения и удержания мяча; 2 Игра «Лучики!» 2 Задачи: 1. Показать способ забрасывания мяча в корзину двумя руками снизу. 2. Игра «мой веселый звонкий мяч» Задачи: 1. Прокатывание мяча прямо от ориентира 2.Игра «поймай мяч». Задачи: 1. Прокатывание мяча по скамье с помощью рук. 2. Игра «кто дальше» Задачи: 1.Разучить технику метания мяча вперед одной рукой снизу 2. Игровое упражнение «катись до стенки, мяч » Задачи: 1.Разучить технику метания мяча в цель. 2. Игровое упражнение «Цапля». 2 Задачи: 1. упражнения с помощью маленького мяча на профилактику плоскостопия. 2.Игровое упражнение «Чей мяч дальше улетит». Задачи: 1. Познакомить с силовыми упражнениями 2. Игровое упражнение «Карусель». Задачи: 1. Выполнять упражнения на развитие силы ног - прыжки из обруча в обруч 2.Игровое упражнение «Птички в гнездышках» 2 Задачи: 1.Упражнения на развитие выносливости – стойка на одной ноге. 2.игра «Зайцы и волк» 2 2 2 2 2 2 2 2 18 65-66 67-68 Задачи: 2 1. Упражнения на развитие мышц пресса – Упражнения на поднимание ног, сидя на полу; поднимание мяча развитие мышц вверх, лежа на спине. пресса. 2. Игра «Кто выше?» Силовые упражнения Задача: 1. Упражнения на развитие силы - стойка на руках. 2 Игра «Каракатица» Задачи: 1 . Упражнять в беге за мячом 2.Игровое упражнение «Бросай – догоняй» Задачи: 1. Закреплять упражнение «прокатывание мяча сидя на полу» 2. Подвижная игра «Попади в ворота» Задачи: 1. Закрепить упражнение в ловле катящегося мяча двумя руками. 2. Прокатывание мяча по дорожке до ориентира. 3. Игровое упражнение: «Горячая картошка» 2 Задачи: 1. Развивать выносливость через бег с мячом 1 Бросание мяча в разных направлениях 2. Игровое упражнение: «Поймай и беги» 2 2 69-70 Бег за мячом 71-72 Прокатывание мяча сидя на полу 73-74 Ловля катящегося мяча двумя руками. Прокатывание мяча по дорожке до ориентира. 75-76 Бег с мячом 77-78 Бросание мяча в разных направлениях 79-80 Прокатывание мяча по полу по прямой Задачи: 1. Упражнение: «Забрось в корзину» 2. Прокатывание мяча по полу по прямой 81-82 Бросок мяча вверх-вперед, в стену, стараясь попасть в нарисованное кольцо. 1. Познакомить с броском мяча вверх-вперед. 2. Бросать мяч в стену, стараясь попасть в нарисованное кольцо. Диагностика физической подготовленно сти детей Диагностика физической подготовленности детей 83-84 2 2 2 2 2 2 19 Младший и средний дошкольный возраст (3-5 лет) Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы физкультурноспортивной направленности «Планета спорта» К концу второго года обучения дети знают: ▪ правила техники безопасности; ▪ меры предупреждения травм при выполнении физических упражнений; ▪ названия спортивного инвентаря (фитбол, степ-платформа, скакалка, мяч, и т.д.), применяемого на занятиях. У ребенка сформированы умения: ▪ ориентироваться в зале, строиться в шеренгу; ▪ самостоятельно правильно выполнять упражнения с фитболом по предварительному показу инструктора; ▪ сохраняется длительное устойчивое равновесие на степ-платформе. ▪ следить за осанкой, правильно выполнять упражнения с помощью спортивного оборудования (скакалка, фитбол, гимнастические мячи); К концу третьего года обучения воспитанник знает: ▪ правильность выполнения упражнений на фитболе, степ-платформе, упражнения с мячом; ▪ основы личной гигиены при занятиях физическими упражнениями; ▪ владеть навыками самообслуживания, самостоятельно подбирать фитболы по росту. У ребенка сформированы умения: ▪ в упражнениях на фитболе соединять отдельные движения в единый номер; ▪ выполнять строевые команды; ▪ Без усилий выполняет упражнения на степ-платформе. Может замечать свои ошибки в технике выполнений; ▪ уметь расслаблять свой организм после физической нагрузки; ▪ усвоить навыки движений, в упражнениях с мячами, овладеть правильными способами их выполнения. Тематический план образовательной деятельности Для детей с 3-5 лет Количество занятий: 2 занятия в неделю Продолжительность занятия: 15-20 минут заняти я 1-2 Тема Ознакомление с работой секции. Диагностика. Содержание занятия, задачи Ознакомить детей с работой секции. Инструктаж с детьми о правилах безопасности на занятиях. Диагностика физической подготовленности детей Кол-во заняти й 2 20 3-4 Знакомство с фитболом 5-6 Правильная осанка 7-8 Упражнения на растягивание на фитболе. 9-10 11-12 13 14-15 16-17 18 19-20 Задачи: Познакомить детей с фитболом 1. Прокатывания фитбола по полу, по скамейке, между ориентирами «змейкой», вокруг ориентиров Задачи: 1. Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе. 2. Разучить первые два упражнения на фитболе. 3. Игра «Мяч сквозь обруч». 2 2 Задачи: 2 1. Закреплять навыки выполнения комплекса упражнений на фитболе 2. Научить выполнению упражнений на растягивание с использованием фитбола 3. Игра «Что изменилось?» Выполнение Задачи: 2 комплекса 1. Совершенствовать умение выполнять комплекс упражнений с упражнений. помощью 2.Совершенствовать навык выполнения упражнений фитбола на фитболе. 3. Игра «Ищи ведущего». Упражнения в Задачи: 2 расслаблении 1. Научить выполнению упражнений в расслаблении мышц. мышц на фитболе 2. Совершенствовать качество выполнения упражнений в равновесии. 3. Игра «Самолет». Сохранение Задачи: 1 правильной 1. Поочередно выставлять ноги на пятку, вперед, в осанки при сторону, руки на фитболе; уменьшении - поочередно выставлять ноги вперед, в сторону, на площади опоры носок 2. Комплекс упражнений на профилактику нарушения осанки и плоскостопия Выполнение Задачи: 2 упражнений в 1. Научить выполнению комплекса едином темпе общеразвивающих упражнений с использованием фитбола в едином для всей группы темпе Разучивание Задачи: 2 ритмических 1. Разучивание комплекса упражнений под упражнений музыкальную композицию 2.Повторение упражнений в едином темпе Упражнения Задачи: 1 для укрепления 1. Обучить правильному выполнению упражнений свода стопы для укрепления свода стопы 2. Развивать реакцию на словесные сигналы. 3. Игра «Пожарные на учении» Развитие Задачи: 2 мышечной 1.Упражняться на фитболе на развитие мышечной силы ног. силы ног. 2.Комплекс упражнений на профилактику нарушения 21 21 22-23 24-25 Знакомство со степплатформой. Умение слышать музыку и двигаться в такт Развитие равновесия 26-27 Правильное выполнение степ шагов на степах. 28-29 « Стойка на носках» 30-31 Танцевальные движения в такт музыки 32-33 Различные подходы к платформе 34-35 Развитие выносливости, равновесия. 36-37 Закрепление разученных упражнений. 38 Разучивание аэробных шагов без степплатформ осанки и плоскостопия 3. Игра «Кто ловчее?». Задачи: 1. Познакомить со степ-платформой. 2. Разучить базовые шаги. 1. Развивать умение слышать музыку и двигаться в такт музыки 2. Игра «Птички на веточках» 1 2 Задачи: 1.Развивать равновесие, выносливость. 2.Развивать ориентировку в пространстве. 3. Игра «Ловля обезьян». Задачи: 1 Учить правильному выполнению степ шагов на степах.(подъем, спуск) 2.Научить начинать упражнения с различным подходом к платформе. 3. Игра «Кто успел» Задачи: 1. Учить выполнению упражнения « стойка на носках» на степ платформе 2. Развивать мышечную силу ног 3. Игра «Сороконожка на лыжах». Задачи: 1.Развивать умение работать в общем темпе 2. Разучить комплекс на степ - платформах 3. Игра «Прыгать много и легко, прыгать очень далеко». 2 Задачи: 1. Закрепить умение начинать упражнения с различным подходом к платформе 2.Повторить комплекс на степ – платформах 3. Игра «Разноцветный мячик» Задачи: 1. Развивать выносливость, равновесие, гибкость. 2.Укреплять дыхательную систему. 3. Игра «Лягушки и цапли». Задачи: 1. Закреплять разученные упражнения с добавлением рук. 2.Разучивание новых шагов. 3 .Релаксация «Облака» Задачи: 1. Познакомить с различными видами шагов (ви-степ, открытый шаг) 2 2 2 2 2 2 1 22 39-40 Упражнения на профилактику нарушения осанки и плоскостопия Задачи: 1 Закрепить правильность выполнений упражнений 2. Укрепить мышцы голеностопного сустава и стопы 3. Игра «Волк во рву». 2 41-42 Развитие быстроты при выполнении упражнений 2 43-44 Закреплять разученное Продолжать развивать выносливость, равновесие гибкость, быстроту Продолжать развивать мышечную силу ног Задачи: 1.Разученный комплекс упражнений выполнять в более быстром темпе; 2.Выполнить комплекс упражнений с использованием музыкального сопровождения; 3. Игра «Выручай!» Задачи: 1.Повторять разученную композицию 2. Выполнить упражнения на развитие равновесия. 3. Игра «Мой веселый звонкий мяч» Задачи: 1.Ходьба на степе, бодро работая руками. 2. Ритмические приседания и выпрямления на степе, руки в свободном движении 3. Игра «поймай мяч». Задачи: 1. Повторить комплекс упражнений на развитие выносливости, быстроты. 2. Игра «кто дальше» Задачи: 1. Продолжать развивать умение выполнять комплекс упражнений в едином темпе 2. Развивать координационные способности. 3. Игровое упражнение «мяч по кругу» Задачи: 1. Выполнить разученные движения под музыкальную композицию используя связки шагов. 2. Игровое упражнение «Цапля». 2 Задачи: 1. показать технику метания мяча в корзину двумя руками снизу» 2. Развивать силовые способности с набивным мячом. 3.Игровое упражнение «Лови, бросай, упасть не давай». Задачи: 1. Познакомить с силовыми упражнениями с помощью набивного мяча. 2. Развивать выносливость 2 45-46 47-48 49-50 51-52 53-54 55-56 Продолжать развивать выносливость, быстроту. Развивать умение действовать в общем темпе Упражнять в совершенствов ании выполнения связок из нескольких шагов Развитие силовых способностей с набивным мячом Познакомить с силовыми упражнениями 2 2 2 2 2 23 57-58 Упражнения на развитие силы рук 59-60 Развитие выносливости 61-62 Упражнения на профилактику нарушения осанки и плоскостопия 63-64 Перепрыгивани е толчком обеих ног через скакалку 65-66 Перепрыгивани е через «ручеек» 67-68 Прыжковые упражнения со скакалкой 69-70 Перепрыгивани е через скакалку. 71-72 Подводящие упражнения для перепрыгивани я через двигающуюся скакалку. 3. Игровое упражнение «Карусель». Задачи: 1. Выполнять упражнения на развитие силы (упражнение - подтягивание по скамье с помощью рук , лежа на животе) 2. Прыжки из обруча в обруч 3.Игровое упражнение «Птички в гнездышках» Задачи: 1.Упражнения на развитие выносливости – стойка на одной ноге, приседания. Задачи: 1. Развить силу мышц (захваты и прокаты стопой предметов различной формы, сгибание - разгибание пальцев ног). 2. Совершенствовать навык правильной осанки 3. Игровое упражнение «Бросай – догоняй» Задачи: Упражнять детей в различных видах прыжков. 1. Прыжки на месте на обеих ногах, «как зайчик». 2.Перепрыгивание толчком обеих ног через скакалку, которая лежит на коврике возле носков ног. Задачи: 1. Прыжки в длину с места толчком обеих ног через «ручеек» (ширина 20—35 см), который выложен из двух скакалок (лент). игровые упражнения: «Перешагни через змейку» (вибрирующую и приподнятую скакалку) «Играем со скакалкой» (дать покрутить вперед-назад, перепрыгнуть самим) Задачи: Прыжковые упражнения со скакалкой: Вращение скакалки вперед-назад Вращение скакалки, сложенной вдвое низко над землей с быстрым перешагиванием. Задачи: Вращение скакалки, сложенной вдвое низко над землей с быстрым перешагиванием, а в дальнейшем перепрыгиванием Освоение перепрыгивания через скакалку удобным для детей способом. Задачи: Научить детей играть в подвижные игры с прыжками и с использованием скакалки. игровые упражнения: «Побегаем под вращающейся скакалкой», «Перешагни через змейку» (вибрирующую и приподнятую скакалку) «Играем со скакалкой» (дать покрутить вперед-назад, перепрыгнуть самим) 73-74 Подготовитель ные Задачи: 1.Подводящие упражнения для прыжков: 2 2 2 2 2 2 2 2 2 24 упражнения к прыжкам на скакалке без скакалки - со скакалкой (перешагивания через неподвижную скакалку, перешагивания двойным прыжком вперед и назад, перепрыгивания через неподвижную, висящую и качающуюся скакалку). Задачи: 2 1. Показ и объяснение вращений скакалки. Освоение различных способов манипуляций со скакалкой: - вращение в боковой плоскости; - круги скакалкой (восьмёрка); - складывание скакалки вдвое, вчетверо. 2. Игровое упражнение: «Горячая картошка» Задачи: 2 1. Методические указания по обучению базовым прыжкам : техника прыжка. 2.Вращение скакалки вперёд-назад: вперёд и прыжок на двух ногах через скакалку Задачи: 2 1. Бросание мяча в разных направлениях 2. Игровое упражнение: «Поймай и беги» 75-76 Манипуляции со скакалкой 77-78 Базовые прыжки с изменением положения ног 79-80 Бросание мяча в разных направлениях 81-82 Упражнения на профилактику нарушения осанки и плоскостопия Задачи: 1. Игровое упражнение: «По разным дорожкам шагают наши ножки» 2. Игровое упражнение на развитие силы мышц спины: «Самолеты» 2 83-84 Диагностика физической подготовленно сти детей Диагностика физической подготовленности детей 2 Старший дошкольный возраст (5-7 лет) Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы физкультурноспортивной направленности «Планета спорта» К концу четвертого года обучения воспитанник знает: ▪ о профилактике и мерах предупреждения травм, при использовании фитбола, правила техники безопасности при выполнении сложных физических упражнений на степ-платформе; ▪ меры профилактики травматизма опорно-двигательного аппарата; ▪ характеристику сложных гимнастических упражнений с помощью скакалки, мячей. У ребенка сформированы умения: ▪ выполнять сложные гимнастические упражнения на фитболах, степ-платформах. ▪ осознавать, находить, творчески преобразовывать, усваивать, применять, вырабатывать способы формирования умений; ▪ безошибочно принимать исходное положение при разных способах метания мячей; ▪ выполнять упражнения на скакалке в быстром темпе без перерыва; ▪ выполнять упражнения физической культуры не только в детском саду, но и самостоятельно в домашних условия, демонстрировать. В ходе прохождения пятилетнего курса обучения физического развития ребенок: • знает основные правила поведения при выполнении упражнений с различным инвертарем, соблюдает их, реагирует на замечания преподавателя, выполняет его команды; • получает эмоциональное удовлетворение от занятий физической культуры; ▪ знает правила техники безопасности при использовании различного спортивного инвентаря (фитболы, скакалки, степ-платформы, мячи и пр.); ▪ сформированы начальные организационно-методические умения, необходимые для самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом; ▪ с желанием принимает участие в соревнованиях; ▪ уверенно, с хорошей амплитудой выполняет упражнения на фитболах, степплатформах, спомощью скакалок; ▪ способен самостоятельно организовать игру, оценивает и контролирует других детей; ▪ подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать движения и управлять ими. 26 Тематический план образовательной деятельности для детей группы старшего дошкольного возраста (5-7 лет) Количество занятий: 2 занятия в неделю Продолжительность занятия: 25-30 минут Занят Тема Содержание занятия, задачи ие 1-2 Ознакомление детей с работой секции. Диагностика Ознакомить детей с работой секции. Инструктаж с детьми о правилах безопасности на занятиях. Диагностика физической подготовленности детей 3-4 Знакомство с фитболом 5-6 Комплекс ОРУ с использованием фитбола 7-8 Упражнения на растягивание на фитболе. 9-10 Развитие чувства ритма, пластики движений; 11-12 Упражнения в расслаблении мышц на фитболе 13-14 Научить сохранению правильной осанки. Тренировка равновесия и координации. Упражнения на профилактику нарушения осанки и плоскостопия Задачи:1. Строевые упражнения Знакомство с фитболом 2. Учить базовым положениям при выполнении упражнений в исходном положении (сидя, лежа, стоя на коленях). 3. Игра «Пингвин с мячом». Задачи:1 Строевые упражнения. 2. Научить выполнению комплекса ОРУ с использованием фитбола. 3. Игра «салки на фитболе». Задачи:1.Строевые упражнения. 2. Научить выполнению упражнений на растягивание с использованием фитбола. 3. Разучить с детьми упражнения на фитболе в едином темпе; 4. Игра «Что изменилось?» Задачи:1. Строевые упражнения 2. Способствовать развитию чувства ритма, пластики движений; 3. Повторить движения на мяче фитболе для музыкальной композиции. 4. Игра «Ловишки с фитболом». Задачи:1Строевые упражнения. 2. Научить выполнению упражнений в расслаблении мышц на фитболе 3. Повторить музыкальную композицию на фитболах 4. Игра «Лови и бросай — упасть не давай». Задачи: 1. Строевые упражнения. 2. Повторить гимнастические упражнения на фитболе . 3. Выполнить комплекс упражнений на профилактику нарушения осанки. 4. Игра «Не оставайся на полу» Задачи:1. Строевые упражнения. 2. Познакомить с комплексом ОРУ у гимнастической стенки. 3. Разучить упражнения на развитие мышц спины 4. Игра «Пожарные на учении» Задачи:1. Строевые упражнения. 2. Повторить комплекс ОРУ с различными положениями тела на фитболе 15-16 17-18 Упражнения на сохранение равновесия с Кол-во заняти й 2 2 2 2 2 2 2 2 2 27 19-20 различными положениями на фитболе Выполнение танцевальной композиции на фитболе 21-22 Формирование правильной осанки. Польза степплатформа 23-24 Разучивание аэробных шагов без степов 25-26 Разучивание аэробных шагов на степпах 27-28 Учить правильному выполнению степ шагов 29-30 Прыжки в полуприседе через степ-платформы) 31-32 Упражнения на профилактику нарушения осанки и плоскостопия 33-34 Новые шаги, развитие выносливости, равновесия. 35-36 Шаг с подъемом на платформу и сгибанием ноги вперед, с махом в сторону. 3. Игра «Быстрый сокол». Задачи:1. Строевые упражнения. 2. Выполнить танцевальные упражнения с музыкальным сопровождением. 3. Развивать силу. 4. Игра «Кто ловчее?». Задачи:1. Строевые упражнения. Познакомить с комплексом упражнений на формирование правильной осанки. 2. Закрепить правильность выполнения упражнений в парах. 3.Познакомить со степ-платформой 4. Игра «Пожарные на учениях» Задачи:1. Строевые упражнения . 2.Разучивание аэробных шагов. (ви-степ, открытый шаг, страддел, шоссе-подскок отбив ногу, без степов. 3.Развивать равновесие, выносливость. 4. Игра «не оставайся на полу». Задачи:1. Строевые упражнения . 2.Разучивание аэробных шагов. (ви-степ, открытый шаг, страддел, шоссе-подскок отбив ногу на степпах 3.Развивать ориентировку в пространстве. Задачи:1. Строевые упражнения. 2. Учить правильному выполнению степ шагов на степах. (подьем, спуск; подъм с оттягиванием носка. 3. Разучить комплекс №1 на степ - платформах 4. Игра «Третий лишний». Задачи:1. Строевые упражнения 2. Развивать мышечную силу ног (прыжки в полуприседе через степ-платформы) 3. Повторить комплекс упражнений № 1 4. Игра «Прыгать много и легко, прыгать очень далеко». Задачи:1. Строевые упражнения 2. Разучить комплекс упражнений на профилактику плоскостопия 3. Разучить комбинацию - Прыжки, стоя боком, руки на поясе; ноги врозь на пол, ноги вместе. 4. Игра «Сороконожка». Задачи:1. Строевые упражнения 2. Повторить комплекс №2 на степ – платформах 3. Разучивание новых шагов, развивать выносливость, равновесие. 4. Игра «Лягушки и цапли». Задачи:1. Строевые упражнения 2. Разучивание шага с подъемом на платформу и сгибанием ноги вперед, с махом в сторону. 3.Продолжать учить выполнять упражнения в такт музыке 4. Игровое упражнение «Прыгни и замри» 2 2 2 2 2 2 2 2 2 28 37-38 Развивать мышечную силу мышц спины, бедер и плечевого пояса 39-40 Упражнения на профилактику нарушения осанки и плоскостопия 41-42 Продолжать разучивание шага с подъемом на платформу и сгибанием ноги вперед, с махом в сторону 43-44 Упражнять в сочетании элементов 45-46 Продолжать учить выполнять упражнения в такт музыке Метание двумя руками набивного мяча сидя на полу. 47-48 49-50 Отбивание от груди мяча двумя руками о стенку 51-52 Метание двумя руками набивного мяча сидя на полу 53-54 Упражнения на профилактику нарушения осанки и плоскостопия Задачи:1. Строевые упражнения 2 2. Развивать мышечную силу мышц спины, бедер и плечевого пояса, 3.Способствовать выравниванию осанки, развивать чувство ритма 4. Игра «Вышибалы». Задачи:1.Строевые упражнения. 2 2. Закрепить правильность выполнений упражнений 3. Выполнение упражнений на профилактику нарушения осанки и плоскостопия 4. Игра «Перебежки» Задачи:1 Строевые упражнения 2 2.Повторить разучивание шага с подъемом на платформу и сгибанием ноги вперед, с махом в сторону 3. Игра «Вышибалы» Задачи:1. Строевые упражнения 2. Выполнить несколько элементов соединяя их связками. 3. Выполнить упражнения на профилактику плоскостопия 4. Игра «Ловишки с мячом» Задачи:1. Строевые упражнения 2. Упражнять в выполнении комплекса упражнений в такт музыки 4. Игра «Удочка». Задачи:1. Строевые упражнения. 2. Познакомить с упражнением – метание двумя руками набивного мяча сидя на полу 3.Развивать силу плечевого пояса, метание набивного мяча правой и девой рукой вперед 4. Игра «где меньше мячей» Задачи:1. Строевые упражнения 2.Закрепить умение в выполнении упражнения отбивание от груди набивного мяча двумя руками о стенку. Расстояние до 1 м и более 3. Развивать координационные способности. 4. Игровое упражнение «лови, бросай, упасть не давай» Задачи:1. Строевые упражнения 2. Метание двумя руками набивного мяча сидя на полу 3. Развивать выносливость. 4. Игровое упражнение «Попади в цель». Задачи:1. Строевые упражнения. 2. Обучить упражнениям, укрепляющим мышечный корсет с применением гимнастического инвентаря гимнастические палки, обручи, дорожки - массажеры и т.д.). 3. Развивать выносливость 4. Игровое упражнение «Мыши в клетке». 2 2 2 2 2 2 29 55-56 57-58 Развивать силовые способности, выносливость с помощью круговой тренировки Упражнения на развитие силы рук 59-60 Бег на длинную дистанцию с высокого старта 61-62 Круговая тренировка – развитие силовых способностей 63-64 Подводящие упражн ения для лучезапястных и локтевых суставов. 65-66 Освоение техники вращения скакалки 67-68 Освоение перепрыгивания через скакалку удобным для детей способом 69-70 Закрепление освоения перепрыгивания через скакалку 71-72 Прыжки через скакалку Задачи:1. Строевые упражнения 2. Бег со старта спиной. 3. Развивать силовые способности, выносливость с помощью круговой тренировки 4. Релаксация «Черепаха». Задачи:1. Строевые упражнения 2. Выполнять упражнения на развитие силы (упражнение - подтягивание по скамье с помощью рук лежа на животе) 3. Прыжки из обруча в обруч без остановок Задачи: 1. строевые упражнения 2. Бег на длинную дистанцию с высокого старта 3. Бег на короткую дистанцию со старта спиной вперед. 4. Игра «Рыболов» Задачи:1. Строевые упражнения 2. отработать технику прыжков в длину с места. 3. Круговая тренировка – развитие силовых способностей, выносливости, гибкости. 4. Игра «Перебежки» Задачи: 1.Строевые упражнения 2.Подводящие упражнения для лучезапястных и локтевых суставов: -круговые вращения кистей вперед и назад с лентами сложить (ленту) скакалку вдвое, переложить в правую (левую) руку, руку со скакалкой направить точно в сторону, другую держать на поясе. Вращать скакалку кистью вперед или назад; 3. игра «Рыбак и рыбки» Задачи:1. Строевые упражнения. Освоение техники вращения скакалки 2.сложенную скакалку вдвое держать в обеих руках и одновременно вращать вперед (назад); 3.скакалку держать за спиной в раскинутых в стороны руках, вращать скакалку вперед (назад), перекидывая через себя; Задачи: 1.Освоение перепрыгивания через скакалку удобным для детей способом. 2. Строевые упражнения. 3. Вращение скакалки вперед-назад Вращение скакалки вперед и прыжок на двух ногах через скакалку. Задачи: 1. Строевые упражнения. 2. Закрепление освоения перепрыгивания через скакалку. 3. предложить детям способ Вращения скакалки, сложенной вдвое низко над землей с быстрым перешагиванием, а в дальнейшем перепрыгиванием Задачи: 1. Строевые упражнения Прыжки на двух ногах через скакалку Прыжки на одной ноге через скакалку Прыжки с выбрасыванием одной ноги вперед, другая 2 2 2 2 2 2 2 2 2 30 73-74 Базовые прыжки с изменением положения ног 75-76 Базовые прыжки с изменением положения ног 77-78 Прыжки на длинной скакалке 79-80 Прыжки на длинной скакалке 81-82 Упражнения на профилактику нарушения осанки и плоскостопия 83-84 Диагностика физической подготовленности детей сзади Задачи: 1. Строевые упражнения 2. Вращение скакалки вперёд-назад: вперёд и прыжок на двух ногах через скакалку 3.Прыжки на двух ногах через скакалку Задачи: 1. Строевые упражнения 2. Закрепление базовых прыжков через одиночную скакалку: прыжки на двух ногах (оловянный солдатик), прыжки на одной ноге, «Колокол», «Лыжник» 3. Изучение базовых прыжков через одиночную скакалку: «На лошадке», «колено высоко», «мячик». Задачи: 1. Строевые упражнения 2. Ведение мяча правой и левой ногой по прямой 3. Игра «Футбол» Задачи: 1.Строевые упражнения 2. Освоение вращения длинной скакалки. Пробегание под вращающейся скакалкой. 3.Прыжки на длинной скакалке с места. Задачи: 1. Строевые упражнения 2. Выполнить упражнения стоя с использованием массажных ковриков, упражнения сидя и лежа для мышц спины и брюшного пресса без предметов. 2 2 2 2 2 2 Диагностика физической подготовленности детей 7. Оценочные материалы к дополнительной общеобразовательной программе – дополнительной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности «Планета спорта» Формы проведения итогов реализации программы: проведение диагностики в начале и в конце года форме решения конкретной задачи. Показатели Физическо-спортивного развития детей дошкольного возраста. Общие показатели физического развития: • компетентность (физическая компетентность); • двигательная активность; • эмоциональность; • произвольность и свобода поведения; • инициативность; • самостоятельность и ответственность; • способность к самооценке. Контроль за освоением учебного материала проводится в форме тестирования, сдачи норматива. 31 Оцениваются результаты контрольных упражнений и нормативов общей физической подготовки. Методика проведения диагностики критерии баллы 1. Умение договариваться, взаимодействовать друг с другом 2. Умение самостоятельно играть в игры разной двигательной активности 3. Умение самостоятельно выполнять различные движения на спортивную снарядку 4. Умение свободно выполнять общеразвивающие упражнения на фитболе 5. Умение выполнять основные шаги на степ-платформе 6. Умение выполнять шаги на степ-платформе с добавлением рук 7. Умение выполнять комбинацию связок на степ-платформе 8. Умение правильно выполнять прыжок, толчком двумя ногами с места 9. Умение самостоятельно выполнять упражнения на гимнастической скамье 10. Умение самостоятельно играть с мячом в паре: отбивание о стену, о пол 11. Умение самостоятельно выбирать способ броска набивного мяча 12. Умение выполнять прыжки на скакалке без остановки 13. Умение играть в игры-эстафеты, игры-соревнования, игры-выступления 14. Творческое выполнение упражнений Общее количество балов: Критерии: Уровни: 3 балла-имеются Высокий-от 42 до35 2 балла-недостаточно Средний—от 34до25 1 балл-отсутствуют Низкий-от 24-до14 При оценке двигательных навыков детей, вводятся следующие обозначения: • • • Высокий уровень – означает правильное выполнение, т. е. навык сформирован, автоматизирован. Ребенок сам выполняет упражнение. Средний уровень – говорит о промежуточном положении, т.е. недостаточно правильном выполнении упражнения. Ребенок выполняет с помощью. Низкий уровень – указывает на неправильное выполнение движения. Ребенок не выполняет упражнения. 8.Методические материалы к дополнительной общеобразовательной программе – дополнительной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности «Планета спорта» 1.« Движение день за днем» М.А.Рунова (Линка-пресс М.2015 г.) 2 «Игры, которые лечат» для детей от 5-7 лет Е.А.Бабенкова («Сфера» М.2015 г.) 3. Лавров Н.Н. Элит – фитнес: искусство фитбола для всей семьи. – Ростов н/Д : Феникс,2009.-172с. 5 4. . Маханева М.Д. Здоровый ребенок. – М.: АРКТИ, 2004.Степ-гимнастика в детском саду /научно-практический журнал «Инструктор по физкультуре» № 4. 2009 Машукова Ю.М. 5. Степ-аэробика для дошкольников И.Кузина [сайт] URL https://dob.1sept.ru/article.php?ID=200701217 6. «Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет» С.С.Прищепа (творческий центр «Сфера» М.2014 г.) «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка» Э.Я.Степаненкова (Академа М.2016 г.) 32