Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности Мир знаний

Структура
дополнительной общеобразовательной программы - дополнительной
общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности
«Мир знаний»
1. Содержание, объем дополнительной общеобразовательной
программы - дополнительной общеразвивающей программы
социально-гуманитарной направленности «Мир знаний»
2. Планируемые
результаты
освоения
дополнительной
общеобразовательной программы дополнительной
общеразвивающей
программы
социально-гуманитарной
направленности «Мир знаний»
3. Организационно-педагогические
условия
реализации
дополнительной
общеобразовательной
программы
дополнительной общеразвивающей программы социальногуманитарной направленности «Мир знаний»
4. Учебный план
5. Календарный учебный график
6. Рабочая
программа
педагога
по
дополнительной
общеобразовательной программы дополнительной
общеразвивающей
программы
социально-гуманитарной
направленности « Мир знаний»
7. Оценочные материалы к программе
8. Методические материалы к программе

3

7

8

12
13
14

29
30

2

1.Содержание, объем дополнительной общеобразовательной программы дополнительной общеразвивающей программы социально-гуманитарной
направленности «Мир знаний»
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительная
общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Мир знаний»
(далее – Программа) разработана на основе программы Григорьевой М.Р.
«Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками». Программа
готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и
начальным общим образованием. Каждый новый период в жизни человека
сопровождается новыми трудностями и переживаниями. Особенно остро такие
трудности переживают дети. Для ребенка, привыкшего играть в детском саду и дома,
непростой оказывается ситуация поступления в школу. Нужно отложить игрушки, взять
в руки ручку, тетрадки, внимательно слушать взрослых и выполнять их задания.
Программа имеет социально-гуманитарную направленность.
Срок реализации программы: 2 года.
Готовность ребенка к школе – это сложный комплекс определенных
психофизических состояний, умений, навыков и здоровья. От того как подготовлен
ребенок к школе, во многом зависит, насколько успешно будет проходить его обучение
в образовательном учреждении. Организация пред школьной подготовки - задача всех
взрослых, окружающих ребенка. Важно, чтобы в этот период родители и педагоги
дошкольного образовательного учреждения объединили свои усилия, направленные на
воспитание будущего школьника. Не менее важно, чтобы в своей педагогической
деятельности взрослые опирались на советы и рекомендации психолога. Уважение к
науке психологии, понимание значимости ее законов и стремление жить,
руководствуясь ими, - важная составляющая успешной адаптации человека к любым
новым жизненным условиям. Вот почему работа психолога с детьми - обязательный
элемент в системе подготовки ребенка к школе. В последнее время подготовка к школе
зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и
сводится к формированию узко предметных знаний и умений. Многочисленные
исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не
определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно
их добывать и применять. Актуальность программы обусловлена тем, что при ее
построении учитывались идеи нейропсихологического подхода в подготовке ребенка к
школе, что позволяет на ранних этапах нормализовать процессы психического
онтогенеза. В совокупности это приводит к эмоционально-личностному и
когнитивному развитию, что способствует будущему благоприятному обучению и
адекватной школьной адаптации.
Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника
качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности,
инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения
ребенка и др.
Реализуя Программу в условиях дошкольной образовательной организации, мы
даем возможность тем самым удовлетворить потребность ребенка в интеллектуальном
развитии. Интеллектуальное обогащение ребенка происходит за счет развития его
любознательности, инициативности, самостоятельности, творческого самовыражения,
развития познавательных процессов и т.д., что позволяет ребенку быть успешным в
учебной деятельности.
Отличительные особенности программы
3

Программа позволяет реализовывать общественные запросы и требования
времени. Развитие детей дошкольного возраста - одно из приоритетных направлений
образовательной системы Российской Федерации. Главная цель образовательной
политики в сфере дошкольного образования реализация права каждого ребенка на
качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые
возможности для всех детей на дошкольной ступени при переходе к обучению в
начальную школу. Однако существует желание родителей непросто иметь стартовые
возможности у детей в усвоении образовательной программы, но и развить
потенциальные возможности каждого конкретного ребенка. Содержание Программы
построено таким образом, чтобы, обеспечить индивидуальный подход к каждому
ребенку. Принцип индивидуального подхода предусматривает организацию обучения на
основе глубокого знания индивидуальных особенностей ребенка, создания условия для
активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребенка в
отдельности.
Отличительные
особенности
заключаются
в
том,
что
данная программа позволяет через игровые упражнения нормализовать психические
процессы и способствует формированию сбалансированной работы головного мозга.
Общеразвивающие занятия построены с позиции нейропсихологии и развивают те
структуры головного мозга, которые отвечают за пространственное или нагляднообразное мышление, развивают функции памяти, внимания, восприятия. Занятия
развивают также межполушарные связи, функции регуляции и программирования своей
деятельности, вообще все то, что необходимо для полноценной учебной деятельности.
На занятиях дети выполняют следующие задания: двуручные пробы (рисование
одновременно двумя руками), рисование по клеточкам, графические диктанты, задания
на выделение фигуры из фона и наложенные фигуры, задания с кубиками Кооса и
палочками, разрезные картинки, лабиринты и многое другое. Н Программа
дополнительного образования рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.
Именно этот возраст является важным этапом интенсивного психического развития,
когда происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от
совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных
личностных новообразований. Одним из важнейших итогов психического развития
ребенка дошкольного возраста является психологическая готовность.
Под психологической готовностью мы понимаем - комплекс психических
качеств, необходимых ребенку для успешного обучения в школе.
Психологическая готовность к школе включает следующие параметры
психического развития:
• мотивационная готовность;
• определенный уровень развития произвольности поведения, позволяющий
ученику выполнять требования учителя (волевая готовность);
• определенный
уровень
развития
высших
психических
функций
(интеллектуальная готовность);
• общий запас знаний и представлений об окружающем мире;
• развитие мелкой моторики;
• коммуникативная готовность.
Психологическая готовность к обучению в школе отражает общий уровень
психического развития ребенка, и эти базовые качества одновременно являются
базовыми в психическом развитии старших дошкольников. Для обеспечения
результативности дополнительной образовательной программы разработан курс
занятий. Представленный курс занятий отличается высокой динамичностью, так как
помимо интеллектуально-развивающих игр и заданий включает целый комплекс
физических и кинезиологических упражнений, пальчиковую гимнастику, что позволяет
сделать работу детей насыщенной и менее утомительной. Физические упражнения
4

являются условием и одновременно средством не только физического развития, но и
общего интеллектуального, способствуют развитию способностей и жизненной
активности. Игровая методика обучения также является условием и средством обучения
детей дошкольного возраста. Занятия разработаны с учетом индивидуальных
особенностей развития детей, их интересов и возрастных особенностей.
Правила здоровьесбережения на развивающих занятиях:
1. организация перерывов с использованием подвижных игр;
2. регулирование степени утомляемости ребенка за счет планирования порядка
предъявления заданий по степени сложности (разминочная и заключительная части
занятия должны быть более легкими, чем основная часть);
3. выбор оптимального темпа работы в соответствии с личностными особенностями
ребенка;
4. контроль соблюдения ребенком правильной осанки, положения ручки и тетради,
расстояния от глаз до рассматриваемого объекта и т. д.;
5. использование разнообразных дидактических, наглядных и игровых материалов,
адекватных возрасту и уровню развития ребенка.
Программа предполагает использование учебно-методических и нагляднометодических материалов, включает в себя систематизированный комплекс рабочих
тетрадей с развивающими заданиями и современного наглядного материала
(демонстрационного и раздаточного), который в достаточном объеме имеется в кабинете
и используется психологом на занятиях.
Одни ребята без особых трудностей проходят период адаптации, для других проблема
адаптации остается актуальной. Вместе с ними эти проблемы могут испытывать и их
родители. Эти трудности различного характера:
- интеллектуальная готовность,
- личностная и социально - психологическая готовность,
- физическая готовность.
Данная Программа основывается на следующих нормативных документах:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
2.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи";
3.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года N
678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
4.Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва «Об
утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей,
специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей
работников образования»;
5.Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г. №
652н «Профессиональный стандарт. Педагог дополнительного образования детей и
взрослых»;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации №629 от 27.07.2022
года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
7.Устав и локальные нормативные, распорядительные акты Березовского
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад
№ 39 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по
физическому развитию воспитанников».
5

Интеллектуальное обогащение ребенка происходит за счет развития его
любознательности, инициативности, самостоятельности, творческого самовыражения,
развития познавательных процессов и т.д., что позволяет ребенку быть успешным в
учебной деятельности. Реализуя Программу, мы даем возможность тем самым
удовлетворить потребность ребенка в интеллектуальном развитии.
Таким образом, основной целью Программы является развитие социальной
компетентности и.сформированности психолого-педагогического развития детей старшего
дошкольного возраста к предстоящему обучению;.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
1.Формировать личность ребенка-дошкольника: изучать потребности и
индивидуальные особенности поведения ребенка, межличностные взаимоотношения со
сверстниками и взрослыми.
2.Развивать высшие психические функции и познавательные процессы:
внимание, восприятие, мышление, память, воображение, произвольное поведение,
наблюдательность, сообразительность, фантазию.
3. Развивать произвольное внимание и формировать умения подчинять свои
действия заданной системе требований (произвольность в управлении мыслительной
деятельностью и поведением в целом);
4.Развивать речь: расширять словарный запас, обогащать активный словарь,
формировать правильное звукопроизношение, умение составлять небольшие
интересные по смысловой нагрузке рассказы.
5.Развивать мелкую моторику.
6.Формировать
пространственные
представления
(представления
о
пространственных и пространственно - временных свойствах и отношениях, величине,
форме);
формировать представления об относительном расположении объектов (во избежание
появления в будущем "зеркального письма", неправильного написания букв и цифр;
7. Развивать умения анализировать и копировать образец.
8.Развивать межполушарное взаимодействие, синхронизируя работу полушарий.
В основу Программы положены принципы:
1.Принцип безопасности.
2.Принцип многократного повторения материала для формирования у ребенка
не только умения, но и навыка.
3.Принцип положительного подкрепления.
4.Принцип доверия (откровенности) – мы доверяем друг другу, не боимся
переспросить, если что-то непонятно, не боимся быть смешным.
5.Принцип уважительного отношения друг к другу.

2.Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной
программы - дополнительной общеразвивающей программы социальногуманитарной направленности «Мир знаний»
Планируемыми результатами в освоении Программы будут следующие качества
ребенка: самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к
себе и другим, любознательность и активность. Программа предполагает развитие
6

познавательных процессов (внимание, память, мышление, воображение), расширение
кругозора ребенка.
К концу первого года обучения ребенок:
•
•

•
•
•

получает эмоциональное удовлетворение от занятий;
имеет положительные изменения в развитии дисциплинированности,
организованности, самоконтроля и других волевых качеств (уметь слушать
взрослого и выполнять его инструкции; уметь работать по правилу и по образцу
и тд);
имеет достаточный уровень развития познавательных интересов – интереса к
новому, к самому процессу познания;
умеет планировать свои действия, направленные на достижение поставленной
цели;
умеет дифференцировать пространственные понятия.

В ходе прохождения двухлетнего курса обучения дети:
•
•
•
•
•
•
•

•
•

умеют подчинять свою деятельность системе обязательных для всех правил;
умеют высказывать собственные суждения, анализировать и делать выводы;
умеют принимать задачу, действовать по ее осуществлению, анализировать
полученный результат;
применяют самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для
решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим;
умеют планировать свои действия, направленные на достижение поставленной
цели;
наличие учебной мотивации: ребенок хочет идти в школу, понимает важность и
необходимость учения, проявляет выраженный интерес к получению знаний.
достаточное развитие образного и словесно-логического мышления: способность
находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение
объединять предметы в группы по общим существенным признакам, умение
устанавливать логические связи между предметами и явлениями;
имеют достаточное развитие зрительной и слухо-речевой памяти, внимания и
воображения;
имеют достаточно развитую зрительно-моторную координацию.

3.Организационно-педагогические условия реализации дополнительной
общеобразовательной программы - дополнительной общеразвивающей
программы социально-гуманитарной направленности
«Мир знаний»
Требования к педагогу дополнительного образования,
осуществляемому реализацию Программы

7

Должностные обязанности. Осуществляет дополнительное образование
обучающихся, воспитанников в соответствии со своей образовательной программой,
развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует состав
обучающихся, воспитанников кружка, секции, студии, клубного и другого детского
объединения и принимает меры по сохранению контингента обучающихся,
воспитанников в течение срока обучения. Обеспечивает педагогически обоснованный
выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической и
педагогической целесообразности, используя современные образовательные
технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической,
педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а
также современных информационных технологий. Обеспечивает соблюдение прав и
свобод обучающихся, воспитанников. Участвует в разработке и реализации
образовательных программ. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их
выполнение. Выявляет творческие способности обучающихся, воспитанников,
способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и
склонностей. Организует разные виды деятельности обучающихся, воспитанников,
ориентируясь на их личности, осуществляет развитие мотивации их познавательных
интересов, способностей. Организует самостоятельную деятельность обучающихся,
воспитанников, в том числе исследовательскую, включает в учебный процесс
проблемное обучение, осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает с
обучающимися, воспитанниками актуальные события современности. Обеспечивает и
анализирует достижения обучающихся, воспитанников. Оценивает эффективность
обучения, учитывая овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности,
познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые
редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Оказывает особую поддержку
одаренным и талантливым обучающимся, воспитанникам, а также обучающимся,
воспитанникам, имеющим отклонения в развитии. Организует участие обучающихся,
воспитанников в массовых мероприятиях. Участвует в работе педагогических,
методических советов, объединений, других формах методической работы, в работе по
проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других
мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и
проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их
заменяющим, а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции.
Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время
образовательного процесса. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил
охраны труда и пожарной безопасности. При выполнении обязанностей старшего
педагога дополнительного образования наряду с выполнением обязанностей,
предусмотренных по должности педагога дополнительного образования, осуществляет
координацию деятельности педагогов дополнительного образования, других
педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды
образовательного учреждения. Оказывает методическую помощь педагогам
дополнительного
образования,
способствует
обобщению
передового
их
педагогического опыта и повышению квалификации, развитию их творческих
инициатив.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы
Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие
образовательную деятельность, Конвенцию о правах ребенка, возрастную и
специальную педагогику и психологию, физиологию, гигиену, специфику развития
интересов и потребностей обучающихся, воспитанников, основы их творческой
деятельности, методику поиска и поддержки молодых талантов, содержание учебной
8

программы, методику и организацию дополнительного образования детей, научнотехнической, эстетической, туристско-краеведческой, оздоровительно-спортивной,
досуговой деятельности, программы занятий кружков, секций, студий, клубных
объединений, деятельность детских коллективов, организаций и ассоциаций, методы
развития мастерства, современные педагогические технологии продуктивного,
дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного
подхода, методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с
обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями, лицами, их
заменяющими, коллегами по работе, технологии диагностики причин конфликтных
ситуаций, их профилактики и разрешения, технологии педагогической диагностики,
основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными
таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием,
правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, правила по
охране труда и пожарной безопасности.
Требования к
Высшее образование или среднее профессиональное образование в
образованию и рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего
обучению
образования и специальностей среднего профессионального
образования "Образование и педагогические науки"
или
Высшее образование либо среднее профессиональное образование в
рамках иного направления подготовки высшего образования и
специальностей среднего профессионального образования при
условии его соответствия дополнительным общеразвивающим
программам,
дополнительным
предпрофессиональным
программам, реализуемым организацией, осуществляющей
образовательную деятельность, и получение при необходимости
после трудоустройства дополнительного профессионального
образования по направлению подготовки "Образование и
педагогические науки"
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе в соответствии
с Федеральным законом об образовании привлекать к занятию педагогической
деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам лиц,
обучающихся по образовательным программам высшего образования по
специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности
дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедших
промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие
образовательной программы высшего образования направленности дополнительной
общеобразовательной программы определяется указанными организациями (в ред.
Приказа Минпросвещения России от 30.09.2020 N 533)
Педагогические условия для реализации Программы:
•
•
•

создание развивающей среды в детском саду (кабинет педагога-психолога).
в кабинете педагога-психолога имеется весь необходимый материал для
проведения развивающих занятий. На занятиях применяется музыкальное
сопровождение, а также электронные образовательные ресурсы (ноутбук).
для успешной реализации Программы предусматривается взаимодействие с
родителями и педагогами.

9

Описание материально-технического обеспечения Программы
Оборудование:
• столы детские – 3 шт.;
• стулья детские – 7 шт.;
• мольберт – 1 шт.;
• шкафы для наглядных пособий – 1 шт.
• письменный стол – 1 шт.
• стул – 2 шт.
• умывальник для детей – 1 шт.
• кварцеватель – 1 шт.
• интерактивная доска – 1 шт.
• ноутбук – 1 шт.
Материалы для продуктивной деятельности:
• бумага белая
• цветные карандаши
• восковые мелки
• ножницы
• клей
Дидактические игры и пособия:
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Цветные счетные палочки Кюизенера – 8
Цветные кубики Никитина «Сложи узор» -8
Развивающая игра « Готов ли ты к школе?»
Развивающая игра « Развиваем память»
Развивающая игра «Что в моей корзинке?»
Развивающая игра «Найди четвертый лишний»
Развивающая игра «Гнездо улей нора или кто где живет?»
Развивающая игра «Геометрическое лото»
Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром
(геометрические фигуры, явления природы, насекомые, грибы, деревья,
средства передвижения, эмоции, электробытовые приборы, спорт, музыкальные
инструменты, животные наших лесов, речные рыбы, профессии, фрукты,
городские птицы, продукты питания).
• Раздаточные карточки (овощи, фрукты, дикие и домашние животные, электро бытовые приборы, игрушки, насекомые, профессии).
• Логический квадрат -2
• Набор напиши и сотри (межполушарное развитие) -8шт
• Обучающие часы и календарь
• Счетные палочки, наборы цифр
• Викторина первоклассника. «Все что должен знать ваш ребенок к 1 классу»
• Су-джок
• Рабочие тетради Праведникова И.И «Развитие мелкой моторики и навыков
письма» Изд-во Феникс 2021
• Рабочие тетради «Упражнения на развитие внимания памяти мышления» Издво Весна Дизайн (2 части)
Проводятся следующие формы работы: викторины, дидактические игры,
подвижные игры, нейроигры др.
Методы и приемы обучения:
10

•
•
•

словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение,
пояснение);
наглядные (показ педагогом, демонстрация, рассматривание);
практические
(самостоятельная
продуктивная
деятельность
детей,
экспериментирование, метод упражнений, метод игры).

Формой подведения итогов реализации Программы являются: участие детей
в интеллектуальных конкурсах, регионального, муниципального уровней.
Для поддержания интереса детей к знаниям используются разнообразные формы
организации образовательного процесса.
Занятие — основная форма организации образовательного процесса. На занятиях
по подготовке к школе воспитанники под руководством педагога последовательно,
соответственно программе, приобретают теоретические знания и практические навыки
и умения, а также усваивают элементы базовой культуры личности. На занятиях
применяются игровые технологии.
Курс занятий представлен как обучение в «Мир знаний», где каждое занятие
является самостоятельной единицей, но сохраняет общую логику проведения занятий и
реализует задачи, поставленные перед всем курсом.
Структура занятия
Вступительная часть включает организационный момент, беседу по технике
безопасности, сообщение целей и задач занятия.
Этап повторения пройденного материала предполагает повторение ранее
изученных тем или разделов программы, закрепление ранее полученных знаний.
Теоретическая часть представляет собой беседу на заданную тему, сообщение
новой темы и объяснения задания.
Практическая часть включает выполнение задания самостоятельно или под
руководством педагога.
Заключительная часть включает коллективный просмотр выполненных работ, общую
оценку всего занятия детьми и педагогом, подведение итогов.

4. Учебный план
дополнительной общеобразовательной программы - дополнительной
общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности
«Мир знаний»
Режим образовательной деятельности: 2 раза в неделю, во второй половине дня.
Общее количество занятий в неделю-2.
Общее количество занятий в месяц -8.
Старший дошкольный возраст-84 часа.
Подготовительная к школе гриуппа-84 часа.
Общее количество занятий за весь период обучения – 168 часов.
11

12

5. Календарный учебный график образовательной деятельности
Начало учебного года

2 сентября 2024 года

Окончание учебного года

11 июля 2025 года

Продолжительность учебного года

42 учебные недели

Продолжительность учебной недели

5 дней

Выходные и нерабочие праздничные
дни

4 ноября,
30 декабря-8 января,
1,2,8 9 мая,
12-13 июня

Педагогический мониторинг

4 недели

13

6.Рабочая программа педагога по реализации
дополнительной общеобразовательной программе – дополнительной
общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности
«Мир знаний»
Реализация программы «Мир знаний» обеспечивает развитие познавательных процессов:
зрительного и слухового восприятия; распределения и переключаемости внимания;
устойчивости и концентрации внимания; различных видов памяти; наглядно-образного
мышления;
интеллектуального и творческого мышления;  зрительно-двигательной
координации; мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Тематический план образовательной деятельности
для детей группы старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Количество занятий: 2 занятия в неделю
Продолжительность занятия: 25 минут
Название
занятия
1.«Давайте
знакомиться»
(1 занятие)

Объем
времени

Задачи

25 мин.

Подготовить детей к совместной работе
на предстоящих занятиях.
Совершенствование коммуникативных
навыков.
Воспитание доброжелательного
отношения к окружающим.
Рассказать о правилах поведения на
занятиях.

1.Мячик. Рабочие тетради в
крупную клетку с заданиями
(«Волшебник»)

Определить уровень развития
психических процессов

3.Диагностические задания
«Корректурная проба» «Тест
переплетенных линий»
«Художники» «Рисунок человека»
Нейро-игра «Колечки»
5.Игрушка ежика.
Карточки к упражнениям
«Разукрась ежика» «Вставь
пропущенную фигуру»
«Продолжи ряд», «Скопируй».
Нейроигры с мячом.

2. «Знакомство с 25 мин
миром знаний»»
(1 занятие)
34. «Диагностиче
ское занятие»
(2 занятия)

50 мин.

5. «В гости к
ежику»
(1 занятие)

25 мин.

Развитие слухового внимания, умения
анализировать.

6.«Дождик»
(1 занятие)

25 мин.

Развитие зрительного воображение,
вербальной памяти и логического
мышления. Расширение общего
кругозора ребенка.

7.«Тучкасолнышко»
(1 занятие)

25 мин.

Развитие вербальной памяти, мелкой
моторики руки. Расширение общего
кругозора ребенка.

Наглядные методические
пособия
Оборудование

2.Карточки к упражнениям
«Правила поведения».Нейро-игра
«Класс»

6.Картинки с изображением
природных явлений. Загадка про
дождик.
Рабочие тетради в крупную клетку
с заданиями («Нарисуй дождик»).
7.Мнемо таблица. Развивающая
игра Рабочие тетради в крупную
клетку с заданиями («Дорисуй
лучики и дождинки»),
«Разучивание стишка».

8. «Овощи и
фрукты»
(2 занятия)

25 мин.

9. «Овощи и
фрукты»
25 мин

Развитие зрительной памяти, развитие
логического мышления, мелкой
моторики. Расширение общего
кругозора ребенка.

Развитие зрительной памяти, развитие
логического мышления, мелкой
моторики. Расширение общего
кругозора ребенка.

8. Картинки для демонстрации и
раздаточный материал («Овощи и
фрукты»). Рабочие тетради с
заданиями «Разукрась лишнюю
картинку. «Дорисуй» «Продолжи
ряд», «Скопируй».
1.Картинки для демонстрации и
раздаточный материал («Овощи и
фрукты»). Рабочие тетради с
заданиями «Разукрась лишнюю
картинку. «Дорисуй» «Продолжи
ряд», «Скопируй».

10. «На ферме»
(1 занятие)

25 мин

Формировать собранность внимания.
Развитие умения анализировать.
Расширение общего кругозора ребенка.

2. Картинки с изображением
домашних животных». Рабочие
тетради с заданиями «Разукрась
лишнюю картинку. «Дорисуй»
«Продолжи ряд», «Скопируй».
Дидактическая игра «Найди маму»

11. «В лесу»
(1 занятие)

25мин.

Оказать помощь в развитии внимания,
логического мышления, способствовать
расширению кругозора ребенка.

3. Картинки с изображением
грибов. Рабочие тетради с
заданиями «Разукрась лишнюю
картинку. «Дорисуй» «Продолжи
ряд», «Скопируй». Дидактическая
игра «Найди маму». Нейро-игра
Грибок»

12. «Ягодное
варенье»
(1 занятие)

25 мин

Развитие слухового и зрительного
восприятия, мышления. Развитие
внимания и наблюдательности.
Расширение общего кругозора ребенка.

13. «Перелетные
птицы»
(1 занятие)

25 мин

14. «В гости к
серному оленю»
(1 занятие)

25 мин

15. «Животные
Африки»

25 мин

Развитие слухового и зрительного
восприятия. Развитие внимания и
наблюдательности. Расширение общего
кругозора ребенка.
Развитие слухового и зрительного
восприятия. Развитие внимания и
наблюдательности. Развитие общей и
мелкой моторики. Расширение общего
кругозора ребенка.
Развитие слухового и зрительного
восприятия. Расширение общего
кругозора ребенка. Развитие мышления
и речи. Развитие общей и мелкой
моторики.

4. Картинки с изображением ягод.
Рабочие тетради с заданиями
«Разукрась лишнюю картинку.
«Дорисуй» «Продолжи ряд»,
«Скопируй», Мемо «Ягоды» ).
Нейро игра «Шишка –ягодка»
5. Картинки с изображением
перелетных птиц. Задание
«Обведи по точкам», «Разукрась»
«Вырежи по контуру» Игра «Носпол-потолок»
6. Картинка серного оленя.
Рабочие тетради с заданиями
«Разукрась лишнюю картинку.
«Дорисуй» «Продолжи ряд»,
«Скопируй».
7. Энциклопедия. Рабочие тетради
с заданиями «Разукрась лишнюю
картинку. «Дорисуй» «Продолжи
ряд», «Скопируй».Нейро –игра
«Лезгинка»

16-17 «Речные
рыбы»
15

17 «Речные
рыбы»

25мин

18-19. «Одежда,
обувь, головные
уборы»
(2 занятия)

50 мин.

20.«Учимся
дружить»
(1 занятие)

25 мин.

21.«Страна
Вообразилия»
(1 занятие)

24-25
«Грамматика»

8. Картинки с изображением
речных рыб. Рабочие тетради с
заданиями «Разукрась лишнюю
картинку. «Дорисуй» «Продолжи
ряд», «Скопируй», «Составь
картинки по порядку»
1.Картинки с изображением
речных рыб. Рабочие тетради с
заданиями «Разукрась лишнюю
картинку. «Дорисуй» «Продолжи
ряд», «Скопируй», «Составь
картинки по порядку» Нейро-игра
«Ехал Грека через реку»
2-3.. Рабочие тетради с заданиями
«Что лишнее?» Игра «Будь
внимателен» «Скопируй рисунок»
Прописи. Нейро-игра Колпак мой
треугольный.

25 мин.

Совершенствование коммуникативных
навыков. Воспитание
доброжелательного отношения к
окружающим. Развитие внимания и
зрительной памяти.
Развитие воображения мышления и речи
(расширение и активизация словарного
запаса).
Развитие зрительного внимания, мелкой
моторики.

22.«Систематиза
ция»

23. «В стране
цифр»
(1 занятие)

Развитие слухового и зрительного
восприятия. Расширение общего
кругозора ребенка. Развитие мышления
и речи (расширение и активизация
словарного запаса, совершенствование
грамматического строя и навыков
связной речи).
Развитие слухового и зрительного
восприятия. Расширение общего
кругозора ребенка. Развитие мышления
и речи (расширение и активизация
словарного запаса, совершенствование
грамматического строя и навыков
связной речи).
Развитие мышления, внимания и памяти.

4.Карточки к упражнениям
«Лабиринты». Набор игрушек.
Счетные палочки. Графический
диктант. Нейро-игра «Ладушки»
5.Мячик. Серия сюжетных
картинок «Вот так картина!»
Карточки к упражнениям
«Волшебники» Нейро-игра
«Солнце, забор, камень»
6.Рабочие тетради с заданиями
«Разукрась лишнюю картинку.
«Дорисуй» «Продолжи ряд»,
«Скопируй Нейроигра «Ладонькулак-ребро»

25 мин.

Развитие слухового и зрительного
восприятия. Совершенствование
элементарных математических
представлений.

7.Наборы цифр. Карточки к
упражнениям «Заселение
жильцов», «Вставь пропущенное
число», «Не пропусти».

50 мин

Развитие речи и слухового внимания.

8. Серия картинок. Алфавит.
Картинки букв.

16

25 «Грамматика» 25 мин

Развитие речи и слухового внимания

1. Серия картинок. Алфавит.
Картинки букв.

2627.«Зимующие
птицы»
(2 занятия)

Развитие слухового и зрительного
восприятия. Расширение общего
кругозора ребенка. Развитие мышления
и речи (расширение и активизация
словарного запаса, совершенствование
грамматического строя и навыков
связной речи).

2-3.Картинки с изображением
перелетных и зимующих птиц.
Счетные палочки. Карточки к
упражнениям «Четвертый
лишний».

Развитие слухового и зрительного
восприятия. Расширение общего
кругозора ребенка. Развитие мышления
и речи (расширение и активизация
словарного запаса, совершенствование
грамматического строя и навыков
связной речи).

4-5.Картинки с изображением ель,
сосна, пихта, кедр. Шишки.
«Обведи по точкам»; «Разукрась»
«Вырежи по контуру».

28-29. «Хвойные
деревья»
( 2 занятия)

50мин

50мин.

25 мин.
30-31. «Зимние
виды спорта»
(1 занятие)

Развитие познавательных процессов.

25 мин.
32. «Новый год»
(2 занятия)

Развитие воображения мышления и речи
(расширение и активизация словарного
запаса).

6-7.Демонстрационный материал
«Спорт»
Рабочие тетради с заданиями
«Разукрась лишнюю картинку.
«Дорисуй» «Продолжи ряд»,
«Скопируй». Нейро-игра «Левойправой!

8Карточки с заданиями «Найди
подарки» Найди 10 отличий»
«Раскраски»
33«Новый год»

25 мин

Развитие логического мышления.
Развитие внимания и наблюдательности.

1. Карточки с заданиями «Найди
подарки» Найди 10 отличий»
«Раскраски»

34-36.
«Новогодние
истории» (3
занятия)

1 час 15
мин.

Развитие мышления и речи (расширение
и активизация словарного запаса,
совершенствование грамматического
строя и навыков связной речи.

2-4.Зимние рассказы. Задания
«Подбери признаки» «Продолжи
предложение» «Ответь на
вопросы» Выучи стихотворение.

Развитие образно-схематического
мышления.

5.Счетные палочки. Схемы.

37.
«Робототехника» 25 мин.
38.«В стране
цифр»
(1
занятие)

25 мин

Развитие слухового и зрительного
восприятия. Совершенствование
элементарных математических
представлений.

39-40 «Мир
профессий» (2
занятия)

50 мин

Расширение общего кругозора ребенка.
Развитие мышления и речи (расширение
и активизация словарного запаса,
совершенствование грамматического
строя и навыков связной речи).

6..Карточки к упражнениям
«Путешествие по клеточкам»,
«Продолжи ряд». «Сосчитай
глазами».
7-8.Карточки с заданиями
«Подбери инструмент» «Обведи
по точкам» Рабочие тетради с
заданиями «Разукрась лишнюю
картинку. «Дорисуй» «Продолжи
ряд», «Скопируй».
17

41.
«Грамматика»
(1 занятие)

25 мин.

Развитие речи и слухового внимания

1.Карточки с картинками
«Прохлопай по слогам» Задание
«Зачеркни гласные буквы»

42-43. «Страна
Вообразилия»
(2 занятия)

50 мин.

Развитие воображения мышления и речи
(расширение и активизация словарного
запаса). Воспитание доброжелательного
отношения к окружающим

2-3. Рабочие тетради. Предметные
картинки (апельсин, морковь,
магнитофон, телевизор, стрекоза,
божья коровка, стол, стул, пруд,
река, кепка, шляпа). Нейро игра
«Пианино»

44-45. «Лесные
жители»
(2 занятия)

50 мин.

46-47
«Систематизаци
я»
(2 занятия)

50 мин.

48.«Кораблестро
ение» (1 занятие)

25 мин.

49. «Приход
весны»
(1 занятие)

25 мин.

54. «В стране
цифр»
(1 занятие)
55. «Мостик
дружбы»
(1 занятия)

Развитие мышления и внимания

4-5.Демонстрационный материал
«Лесные животные»
Рабочие тетради с заданиями
«Разукрась лишнюю картинку.
«Дорисуй» «Продолжи ряд».
6-7. Рабочие тетради с заданиями
«Разукрась лишнюю картинку.
«Дорисуй» «Продолжи ряд»,

50.«Грамматика» 25 мин.
(1 занятие)

51. Страна
Вообразилия (1
занятие)
52-53.
«Домостроение»
(2 занятия)

Развитие слухового и зрительного
восприятия. Расширение общего
кругозора ребенка. Развитие мышления
и речи. Развитие мелкой моторики.

25 мин

50 мин

25 мин
25 мин.

Развитие внимания и наблюдательности.
Формировать у детей умение расчленять
определенную фигуру на элементы
(геометрические фигуры) и наоборот из
отдельных элементов составлять
предметы определенной заданной
формы.
Развитие слухового и зрительного
восприятия. Расширение общего
кругозора ребенка. Развитие мышления
и речи. Развитие общей и мелкой
моторики.
Развитие мышления и речи (расширение
и активизация словарного запаса,
совершенствование грамматического
строя и навыков связной речи.
Развитие вербального воображения.
Развитие внимания и наблюдательности.
Формировать у детей умение расчленять
определенную фигуру на элементы
(геометрические фигуры) и наоборот из
отдельных элементов составлять
предметы определенной заданной
формы.
Совершенствование элементарных
математических представлений
Развитие умения работать в паре.
Воспитание доброжелательного
отношения к окружающим. Развитие
зрительного восприятия.

8.Опорная схема. Счетные
палочки.

1.Рабочие тетради («Графический
диктант»). Опорная схема
(«Весна»). Опорные картинки для
запоминания стихотворения.
Прописи.
2.Карточки к упражнениям
«Бусы», «Графический диктант»,
«Найди звук». «Продолжи
предложение» Рабочие тетради.
3.Слова: каша певец, галка, бочка,
сушка, чайка.
Набор фишек.
4-5. Опорная схема «Дом» Набор
геометрических фигур.

6. Карточки с заданиями. Рабочие
тетради.
7Задания «Дорисуй вторую
половинку». Пазлы

18

56. Перелетные
птицы

Расширение общего кругозора ребенка.
Развитие общей и мелкой моторики.
Развитие внимания и памяти.
Развитие логического мышления.
Развитие внимания и наблюдательности.

1.Демонстрационный материал
«Птицы» Обведи по точкам и
вырежи». Календарь прилета птиц.

57 «Тайны
Вселенной»

25 мин.

58. «В стране
цифр»

25мин.

59.«Лиственные
деревья»
(1 занятие)

25 мин.

Развитие логического мышления.
Развитие внимания и наблюдательности

4.Карточки к упражнениям
Рабочие тетради с заданиями
«Разукрась лишнюю картинку.
«Дорисуй» «Продолжи ряд»,
«Выполни по образцу» Загадки.

60.
«Грамматика»
(1 занятие)

25 мин.

Развитие фонематического слуха.
Развитие умения отличать звук от
буквы. Определять место гласного звука
в слове.

5. Лото (картинки для рассказа)

61
«Первоцветы»
(1 занятие)

25 мин.

Расширение общего кругозора ребенка.
Развитие общей и мелкой моторики.
Развитие внимания и памяти.

6. Демонстрационный материал
«Первоцветы» Рабочие тетради с
заданиями «Разукрась лишнюю
картинку. «Дорисуй» «Продолжи
ряд».

62. «Рифмоп
леты»
(1 занятия)

25 мин

Развитие воображения и речи
(расширение и активизация словарного
запаса). Воспитание доброжелательного
отношения к окружающим.

63.
«Систематизаци
я»

25 мин

Развитие слухового и зрительного
восприятия. Совершенствование
элементарных математических
представлений.

Развитие логического мышления.
Развитие внимания и наблюдательности

2.Рабочие тетради с заданиями
«Разукрась лишнюю картинку.
«Дорисуй» «Продолжи ряд»,
3.Набор цифр.Счетные палочки.

7. Слова: каша певец, галка, бочка,
сушка, чайка.
Набор фишек.
8. Рабочие тетради с заданиями
«Разукрась лишнюю картинку.
«Дорисуй» «Продолжи ряд»,

19

64. «От кубика к
кубику»
(1 занятие)

25 мин

65. «В стране
цифр»

25 мин

Развитие слухового и зрительного
восприятия. Совершенствование
элементарных математических
представлений.

2. Палочки Кьюизера.

25 мин

Развитие логического мышления.
Развитие внимания и наблюдательности

3.Рабочие тетради с заданиями
«Разукрась лишнюю картинку.
«Дорисуй» «Продолжи ряд

67-68. «Полет в
Космос»
(2 занятия)

25 мин

Развитие внимания и наблюдательности.
Расширение общего кругозора ребенка.
Развитие общей и мелкой моторики.

4-5. Демонстрационный материал
(«Космос»). «Луноход»

69.«Укрась
слово»
(1 занятие)

50 мин

Развитие мышления и речи (расширение
и активизация словарного запаса,
совершенствование грамматического
строя и навыков связной речи.

6.Карточки «гласные буквы»
Задания из тренажера по чтению

70. «Урок
дружбы»
(1 занятия)

25 мин

Развитие умения работать в паре.
Воспитание доброжелательного
отношения к окружающим. Развитие
зрительного восприятия.

7.Цветные карандаши, мелки,
белая бумага.

71. Страна
Вообразилия»

25 мин.

Развитие воображения и речи
(расширение и активизация словарного
запаса). Воспитание доброжелательного
отношения к окружающим.

8.Задания «Дорисуй картинки»

66.
«Систематизаци
я»
(1 занятие)

Развитие образно-схематического
мышления.

1.Цветные кубики Никитина.
.

.

20

72-73 «От
кубика к
кубику»
(2 занятия)
74. «Детский
городок»
(1 занятие)

50 мин.

25 мин

1-2. Цветные кубики Никитина.

Развитие образно-схематического
мышления.

3.Конструктор.

Развитие слухового и зрительного
восприятия. Расширение общего
кругозора ребенка. Развитие мышления
и речи. Развитие общей и мелкой
моторики.

4.Мемо. Опорные картинки для
запоминания стихотворения

50 мин.

Расширение общего кругозора ребенка.
Развитие общей и мелкой моторики.
Развитие внимания и памяти.

5-6. Демонстрационный материал
(картинки «Цветы»)

50 мин

Расширение общего кругозора ребенка.
Развитие общей и мелкой моторики.
Развитие внимания и памяти

7-8. Демонстрационный материал
(картинки «Насекомые»)
Опорные картинки для
запоминания стихотворения
Итоговые задания. Подарки для
детей.

75. «В поисках
лета» 1 занятие

76-77. «Садовые
и луговые
цветы»

.
Развитие образно-схематического
мышления.

78-79.
«Насекомые»
2 занятия
25 мин

Воспитание доброжелательного
отношения к окружающим. Развитие
умения работать в коллективе.

80. «Урок
дружбы»
1 занятие
81-82«Летние
истории» 2
занятия

50 мин

Расширение общего кругозора ребенка.
Развитие связной речи. Развитие
слухового внимания.

Работа с пересказом. Составление
рассказов по картинке. Раскрась
историю.

83-84«Летние
забавы» 2
занятия

50 мин

Расширение общего кругозора ребенка.
Развитие воображения. Развитие
слухового внимания.

Игры на сплочение. Викторина
«Животные насекомые птицы «

Итого: 84 занятий

21

Тематический план образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе (дети 6-7 лет)
Количество занятий: 2 занятия в неделю
Продолжительность занятия: 30 минут
Название занятия

Объем
времени

Задачи занятия

Наглядные методические
пособия
Оборудование
1.Перечень правил поведения на
занятии.

1.«Знакомство с
волшебной страной
знаний»
(1 занятие)

30 мин.

Подготовить детей к
совместной работе на
предстоящих занятиях.
Совершенствование
коммуникативных навыков.
Воспитание
доброжелательного
отношения к окружающим.

2.«Город мастеров»
(1 занятие)

30 мин.

Оказать помощь в развитии
памяти, мелкой моторики
руки, навыка
комбинирования, творческого
мышления в процессе
изучения геометрических
фигур.

2.Схема «Геометрические
фигурки». Карандаши цветные.
Ножницы.

3.«В мире животных»
(1 занятие)

30 мин.

Оказать помощь в развитии
памяти, моторики руки,
внимания, способствовать
расширению кругозора,
развития воображения.

3.Трафареты животных.
Карандаши и ножницы

4.«Школа умников и
умничек» (1 занятие)

30 мин.

Оказать помощь в развитии
памяти, логического и
творческого мышления,
мелкой моторики.

4. Трафарет лошадки. Карандаши
и ножницы

5.«Времена года»
(1 занятие)

30 мин.

Повторить времена года,
выделить и запомнить их
отличия и сходства. Развивать
память, мелкую моторику
руки.

5.
Опорная схема «Времена года».
Карандаши

6.«Увлекательное
путешествие»
(1 занятие)

30 мин.

Развивать память, внимание,
логическое мышление,
мелкую моторику руки.

6.Задание «Раскрась по буквам». .

7.«Звуки» (1 занятие)

30 мин.

8.« Беда в волшебном
лесу» (1 занятие)

30 мин.

Учить различать звуки
гласные и согласные
Развивать память, внимание,
воображение, мелкую
моторику руки.

7. Задание «Найди буквы гласных
звуков и обведи»
1. Рабочие тетради с заданиями.

9.«Школа арифметики». 30 мин.
(1 занятие)

Развивать
логическое 2..Рабочие тетради с примерами.
мышление, память, внимание, Задание «Расселение жильцов»;
мелкую моторику руки.
«Продолжи узор».
22

10-11. «Кружевницымастерицы»
(2 занятия)

1 час

Развивать память, внимание, 3.Орнаменты. Рабочие тетради с
творческое
и
логическое заданиями («Посади цветы»;
мышление, мелкую моторику «Скопируй часы»)
руки.

12.«В гости к Незнайке»
(1 занятие)

30 мин

Обучение чтению по слогам.
Развивать внимание, память, ,
мелкую моторику руки.

4. Карточка буквы «Н». Задания
«Соедини в слоги». «Найди
картинку»

13. «Осенняя прогулка».
(1 занятие)

30 мин.

Обучение чтению по слогам.
Развивать внимание, память, ,
мелкую моторику руки.

1 час

Развитие когнитивной сферы,
внимания, произвольности
поведения.

Карточка буквы «Т». Задания
«Соедини в слоги». «Найди
картинку»
5.
Рабочие тетради с заданиями.

14-15. «Лаборатория
профессора Ума»
(2 занятия)

16. «Буквы- звуки»
(1 занятие)

30 мин.

17.«Попробуй разберись»
(1 занятия)

30 мин.

18.«Наш первый
эксперимент»
(1 занятие)

30 мин

19. «Продолжаем
эксперимент»
(1 занятие)

30 мин.

20. «Перепутанные
буквы»
(1 занятие)

30 мин

Формировать понятие «звуки
речи» и понятие «гласный
звук»

Развитие когнитивной сферы,
концентрации и устойчивости
внимания, произвольного
внимания, умения действовать
по правилам и быстро
переключаться с одной
деятельности на другую.
Развитие наглядно-образного
мышления, самоконтроля,
умения действовать по
правилу, умения
классифицировать предметы
по одному или нескольким
свойствам.
Развитие наглядно-образного
мышления, произвольности,
слухового внимания.

21. «Ассоциации»
(2 занятия)

1 час.

22. «Страна
Вообразилия»
(1 занятие)

30 мин.

23.«Умники и умницы»
(1 занятие)

30 мин.

Оказать помощь в развитии
памяти, логического и
творческого мышления,
мелкой моторики.
Развитие наглядно-образного
мышления, произвольного
контроля поведения,
концентрации и устойчивости
внимания.

6.Карточка «Буква К»
Рабочие тетради с заданиями
(«Заполни табличку»; «Дорисуй
узоры»).
7. Карточка буквы «С». Задания
«Соедини в слоги». «Найди
картинку»
1. Рабочие тетради с заданиями
«Узнай по контуру». Лабиринты.
Карточка «Буква Л»
2. Упражнение «Продолжи узор»
«Разложи фигуры». Карточка
«Буква Р»

3. Упражнение «Продолжи узор»,
«Разложи фигуры». Карточка
«Буква В»
4.Упражнение «Узнай по
контуру», «Разложи по ящичкам»,
«Дорисуй узор».
Карточка «Буква П»

5. Упражнение «Конкретизация
абстрактного» «Закрась по
образцу». Карточка «Буква М»

23

24. «Согласные звуки»
(1 занятие)

30 мин.

Развитие когнитивной сферы,
восприятие и произвольности
поведения, мелкой моторики
руки, умение действовать по
правилам.
Развитие воображения и речи
(расширение и активизация
словарного запаса).
Воспитание
доброжелательного
отношения к окружающим.

6.Упражнение «Поиск общего и
отличительного». Набор фишек.
Карточка «Буква З»
7.Упражнение «Реши примеры»
«Четвертый лишний». Прописи.
Карточка «Буква Б»
8. Карточка буквы «Д». Задания
«Соедини в слоги». «Найди
картинку»

Развитие зрительной памяти и
внимания, умения действовать
по правилам.

25. «День в лаборатории
работы с клетками»
(1 занятие)

30 мин

26.« Запоминай-ка»
(1 занятия)

30 мин

27-28. «Что на что
похоже?
(2 занятия)

1 час

29-30. «В лаборатории
Ума»
(2 занятия)

1 час

31. «Кроссворд знаний»
(1 занятие)

30 мин.

Закрепить понятия: гласный,
согласный звук, твердый,
мягкий, глухой и звонкий.
Развитие умения
ориентироваться в
пространстве, творческих
способностей, воображения,
выразительности движений,
мелкой моторики руки.
Развитие зрительной памяти и
внимания, умения действовать
по правилам .
Развивать образное
мышление, внимание, умение
ориентироваться в
пространстве, мелкой
моторики рук.
Развитие когнитивной сферы
памяти, коммуникативных
навыков.
Развитие внимания и
логического мышления.

32.«Гласные и согласные
звуки» (1 занятие)

30 мин.

33-34. «Заколдованные
слова»
(2 занятия)

1 час

Обобщить представления
детей о гласных и согласных
звуках. Дать представление о
слиянии звуков в слоги.
Развитие когнитивной сферы
памяти, невербальных
навыков коммуникации,

1.Упражнение «Сделай копию».
Карточка «Буква Г»

2. Упражнение «Запоминание
слов» Карточка «Буква Ч»
3. Упражнение «Что на что
похоже?», «Сделай копию».
Карточка «Буква Ш»
4.Упражнение «Найди
закономерность», «Дорисуй
картинку».
Карточка «Буква Ж»
5. Кроссворд. Карточка «Буква Й»
6. Карточка буквы «Х». Задания
«Соедини в слоги». «Найди
картинку»
7. Рабочие тетради. «Игра не
пропусти»

1.Рабочие тетради («Составление
слова из предложенных букв»,
«повтори рисунок») Карточка
«Буква Ь»
24

35. «Необычное
животное»
(1 занятие)

30 мин

36-37.«Что спрятано?»
(2 занятия)

1 час

38. «Повтори рисунок»
(1 занятие)

30 мин.

39-40. «Гласные и
согласные звуки» (2
занятия)

1 час

41.«Шифровки»
(1 занятие)

30 мин.

\\
42. «Решаем
размышляем»
(1 занятие)

30 мин.

умения ориентироваться в
пространстве.
Развитие воображения,
мышления, речи.

Развитие концентрации и
устойчивости внимания,
умения действовать по
правилам выдержки и
самоконтроля, развитие
мелкой моторики руки.
Развитие концентрации и
устойчивости внимания,
умения действовать по
правилам, выдержки и
самоконтроля, развитие
мелкой моторики руки.
Закрепить понятия: гласный,
согласный звук, глухой,
звонкий.
Развитие концентрации и
устойчивости внимания,
умения действовать по
правилам, выдержки и
самоконтроля, развитие
мелкой моторики руки.
Развитие математических
представлений, умения
действовать по правилу в
соответствии с инструкцией.

43. «Задом наперед»
(1 занятие)

30 мин.

Развитие воображения,
мышления и речи.

44 .«Будьте
внимательны»
(1 занятие)

30 мин

Развитие концентрации и
устойчивости внимания,
логического мышления,
мелкой моторики руки.

45-46. Царство
геометрических фигур
(2 занятия)

1 час

Развитие когнитивной сферы,
внимания, умения
ориентироваться в
пространстве.

47.«Волшебный лес» (1
занятие)

30 мин.

Развитие когнитивной сферы,
внимания, мелкой моторики
руки.

2. Цветные карандаши.
Бумага.Карточки с контурными
изображениями птицы, рыбы,
кошки, зайца. Карточка «Буква Ъ»
3.Упражнения «Что спрятано?»;
«Повтори рисунок». Карточка
«Буква Ц»
4. Рабочие тетради с заданиями.
Карточка «Буква Щ»

5.. Карточка буквы «Ф». Задания
«Соедини в слоги». «Найди
картинку»

1.Таблички с зашифрованными
буквами.

2.Карточки с заданиями «Соедини
картинку с правильным ответом».
3.6 пар картинок связанных
сюжетом.

4.Карточки к упражнениям
«Дорисуй»; «Будь внимателен»
Карточка «Буква Т»
5.Упражнения «Повтори рисунок»;
«Геометрические фигуры»; Найди
закономерность и заверши
чертеж».
6.«Логические задачи»; «Повтори
рисунок»
7. Задания «Напиши первые буквы
слов». «Найди картинку»
25

48. «Слова. Звуковой
анализ слов. Деление
слов на слоги» (1 занятие)

30 мин.

49. «Систематизация»
(1 занятие)

30 мин.

50. «Почему это
произошло?»
(1 занятие)

30 мин

51. «Будем
внимательны»
(1занятие)

30 мин

52-53. «В гостях у
математики»
(2 занятия)

1 час

54. «Запомни картинки»
(1 занятие)

В игровой форме учить детей
проводить звуковой анализ
слова, различать гласные и
согласные, твёрдые, мягкие,
звонкие и глухие звуки.
Закреплять умение делить
слова на слоги, определять
количество слогов и место
ударения в слове. Упражнять
в чтении слогов, слов.
Развитие логического
мышления и произвольного
внимания.

8. Рабочие тетради. Задания. Игра
«По кочкам»

Развитие вербального
воображения.

2. Стимульный материал:
Мужчина снял шляпу. Девочка
сидела на берегу реки. Мальчик не
принес из леса ни одного гриба.
Прописи.

Развитие произвольного
внимания и зрительного
восприятия.

30 мин

Развитие слухового и
зрительного восприятия.
Совершенствование
элементарных
математических
представлений.

30 мин

Развитие зрительной памяти и
умения действовать по
правилам.

55. «Слова-картинки»
(1 занятие)

Развитие внимания и
логического мышления и
мелкой моторики руки.
56. «Игры со словами.
Звуковой анализ слов.
Деление на слоги» (1
занятие)

30 мин

57.Проверяем знания по
математике.
(1 занятие)

30 мин.

58-59.Проверяем знания
по развитию речи.
(2 занятия)

1 час

60-61.Грамота

1 час

1. Упражнения «Продолжи
рисовать»; «Дорисуй чтобы стали
одинаковыми»

3.Карточки с заданиями «Найди в
каждой рамке предмет, которого
нет в остальных. Раскрась его.
4.Карточки с заданиями «
Посчитай и напиши»; «Раздели
морковки зайчикам»
5. Упражнения «Нарисуй рядом
точно такую же»; «Построй как
было».
6.Упражнение «Выполни по
образцу»
Прописи на межполушарное
взаимодействие.
7. Задания «Прочитай имена
детей». «Найди картинку»
8. Рабочие тетради.

Формировать понимание
слов-синонимов, антонимов,
омонимов. Закреплять умение
группировать предметы.
Закреплять умение проводить
звуковой анализ слов.
Формирование умения делить
слова на слоги, определять
ударный слог.
Совершенствование
1. Соедини цифры по порядку.
элементарных математических Найди ошибку. Заверши числовую
представлений.
цепочку.
Задачки.
Решаем
примеры.
Развитие речи (расширение и 2-3.
Назови
слова
активизация
словарного противоположные по смыслу.
запаса,
совершенствование Измени
слово.
Один-много.
Рассказ по картинкам.
26

(2 занятия)
62-63.Проверяем знания
по окружающему миру.
(2 занятия)

грамматического строя
навыков связной речи.
1 час

30 мин.

64. «Игры со словами.
Звуковой анализ слов.
Деление на слоги» (1
занятие)

30 мин

1 час
65-66. «Слова и
предложения»
(2 занятия)

и 4-5.Где находится звук в словах.
Найди буквы. Напиши печатную
букву.
Развитие речи (расширение и 5-6.Соедени предмет с названием
активизация
словарного времени года. Расскажи о временах
запаса,
совершенствование года. Какие природные явления
грамматического строя и изображены на картинках. Части
навыков связной речи.
суток. Назови дни недели по
порядку.
Совершенствование знаний по 7. Мяч, кроссворд. Прописи.
окружающему миру.
Формировать понимание словсинонимов,
антонимов,
омонимов. Учить связывать
существительные
с
соответствующими глаголами.
Закреплять
умение
группировать предметы.
Продолжать формирование
представления о простых
ребусах. Учить их
разгадывать, сливая слоги и
буквы в слова. Продолжать
учить составлять из слов
простые предложения;
составлять предложения по
предложенной схеме.

8Тестовые задания.

1-2. Алфавит, разрезная азбука для
детей, полоски из картона (для
составления схем предложения),
карточки с заданием для детей,
простые карандаши, рабочие
тетради, ребусы в подарок.

67. «Повторение»
Занятие проводится в
виде игры-викторины (1
занятие)

30 мин.

Расширение общего
кругозора. Закрепление
усвоенных знаний.

3. Игра «Будующий
первоклассник»

68.«Состовлялки» (1
занятие)

30 мин.

69-70. «Составление
рассказа по сюжетным
картинкам ( 2 занятия)

1 час

Учить составлять
предложения и рассказ по
группе сюжетных картинок,
пользуясь разными видами
предложений. Побуждать
детей к придумыванию
окончания рассказа.
Формирование понятия:
«Заглавная буква в именах
людей и кличках животных».

4. «шифровки», звуковые
карточки. карточки с буквами,
карточки со словами и полоски для
составления схемы предложений,
простые карандаши.
5.Сюжетные картинки, полоски
для составления схемы
предложения, картинка-пазл, мяч,
две разрезные пословицы о
дружбе.

Развитие математических
представлений, умения
действовать по правилу в
соответствии с инструкцией.

6.Карточки с заданиями «Соедини
картинку с правильным ответом».

71. «Решаем
размышляем»
(1 занятие)
72. «Здесь живет логика»
(1 занятие)

30 мин.

30 мин.

Продолжать формировать
навыки чтения.

7.Упражнения из альбома по
развитию логического мышления.
Найди недостающий элемент.
. Примеры. Логические задачки.
27

8.Задания из рабочей тетради
«Расставь значки в соответствии с
образцом», «Не пропусти».
73.«Будь внимателен» (1
занятие)
74-75. « Почитай-ка» ( 2
занятия)

1-2 «Вставь пропущенную букву»
«Прочитай предложение».

30 мин

Развитие внимания и
логического мышления и
мелкой моторики руки.
Развитие внимания и
логического мышления.

3.Игра крестики-нолики.

1 час

76. «Крестики-нолики» (1
занятие)

30 мин

Развитие логического
мышления и вербального
воображения.

4.Рабочие тетради. Ручки.
Анаграммы.

77. «Систематизация» (1
занятие)

30 мин

Развитие внимания и
логического мышления.
Развитие графо-моторных
навыков, внимания.

4.Карточки со словами (самолет,
пароход, бензопила, ростомер и
тд).

78. «Вообразилия» (1
занятие)

30 мин

79.» Зашифрованное
послание» (1 занятие)

30 мин

80. «Итоговое занятие».
( 1 занятие)

30 мин

81-82 «Летние истории»

60 мин

83-84 «Скоро в школу»

60 мин

Воспитание
доброжелательного
отношения к окружающим.
Развитие умения работать в
коллективе.

5.Карточки с заданиями «Соедини
картинку с правильным ответом».
6.Шифровки
7.Графический диктант. Рабочие
тетради
8. Рабочие тетради.

Развитие мышления и
воображения.
Развитие уверенности в своих
знаниях.

Чтение коротких историй. «Вставь
пропущенное слово»
Викторина.

Итого: 84 занятия

28

7. Оценочные материалы к программе
В период дошкольного детства интенсивно развиваются все стороны психики
ребенка, закладывается фундамент для его дальнейшего роста. Можно назвать три
основных направления психического развития дошкольника: личность, деятельность и
общение.
Методики, применяемые для изучения особенностей психического развития
дошкольников, направлены:
1.На изучение познавательных процессов: внимание, память, мышление;
2.На изучение важнейших сфер личности ребенка: самооценка ребенка, уровень
тревожности.
Исходя из половозрастных норм все результаты психологического обследования,
представленные в таблицах, выражены в стандартных оценках - от 1 до 10 баллов. Таким
образом, через стандартную оценку определяется уровень развития интеллектуальных и
личностных особенностей каждого ребенка.
На диагностическом и контрольном этапе используются следующие методики:
Методика «Свободная классификация» (Определение уровня развития элементов
логического мышления, уровня обобщения).
Методика «10 слов» (Изучение объема слуховой памяти, элементов ее
произвольности).
Методика «Запомни картинки» (Определение уровня развития образной памяти).
Методика «Шифровка» (Изучение уровня концентрации, переключения внимания,
зрительно – моторной координации и скорости образования нового навыка).
Методика «Узоры» (Определение уровня сформированности мелко моторных
навыков, зрительно-моторной координации и глазомера).
Методика «Лесенка» (Исследование самооценки).
Методика «Волшебные картинки» (Исследование воображения).
К концу учебного года дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных
умений, овладевают некоторыми способами обследования внешних свойств и предметов. В
процессе приобретения знаний формируется необходимая будущему первокласснику
интеллектуальная активность, рождается радость познания.
Готовность ребенка к школьному обучению к концу года предполагает
наличие у него следующих качеств:
• Организованность, аккуратность;
• Волевые качества;
• Внимание, способность к длительному сосредоточению (15-20 мин.);
• Сообразительность, любознательность;
• Развитая речь и хорошее воображение;
• Хорошая память;
• Моторная ловкость;
• Дружелюбие, умение общаться с детьми и со взрослыми;
• Начальные навыки счета и чтения.

29

8.Методические материалы к программе
1.Бортникова Е.Ф. Развитие внимания и логического мышления.
2.Бортникова Е. Развитие навыков письма.
3.Гаврилова С.Е. Развиваем мышление. Рабочая тетрадь.
4. Гаврилова С.Е, Кутявина Н,Л. Проверяем знания дошкольника
5. Нагаева. Л.Г Готовимся к школе. Занятия и игры для будущих первоклассников. СПб.:
«Литера», 2009.
6.Ильина М.В Развитие вербального воображения.2009.
7.Серия «Рабочие тетради дошкольника» «Упражнения на развитие внимания, памяти,
мышления.
8.Серия «Умный малыш» «Систематизация».
9. Серия «Папка дошкольника» «Будем внимательны»
10. Семенака С.И Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет.
11.Узорова О.В, Нефедова Н.А . 1000 самых частых вопросов при поступлении в школу.
Методическое пособие.
12.Нейропрописи для тренировки мозга. Универсальный развивающий тренажёр / сост.
В.Г.Дмитриева. — Москва: Издательство АСТ, 2020. — 79, [1]с.: ил. — (Большие прописи)
Обеспеченность методическими материалами, средствами обучения и воспитания
по реализации рабочей программы
1. Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет [Электр. ресурс]
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2013. –
400 с.
3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М.: Смысл, 2012. – 224 с.
4. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к
обучению в школе. – 3-е изд. – М.: Академический проект, 2014. – 256 с.
5. Грудненко Е.А. Психологическая готовность к школе. Подходы отечественных
психологов к определению психологической готовности // Тенденции развития
педагогической науки: Материалы межд. заочной науч.-практ. конф. 23 октября 2012 г.
– [Электр. ресурс].
6. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – 3-е изд. – М.: Академический
Проект, 2014. – 184 с.
7. Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учеб. пособие. – [Электр.
ресурс]. –
8. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения: Авторский
сборник. – М.: Смысл, 2014. – 426 с.
9. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2014. – 320 с.
10. Мухина В.С. Что такое готовность к учению? // Начальная школа До и После. – 2015. –
№ 4. – С. 25–27.
11. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к
школе. – М.: Владос, 2141. – 256 с.
12. Особенности психического развития детей 6 – 7-летнего возраста / Под ред. Д.Б.
Эльконина, А.Л. Венгера. – [Электр. ресурс].

30

31

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».