20 Структура дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы «Киокусинкай каратэ» 1.Содержание, объем дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Киокусинкай карте» 2.Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Киокусинкай каратэ» 3.Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы физкультурноспортивной направленности «Киокусинкай каратэ» 4.Учебный план программы 5.Календарный учебный график 6.Рабочая программа педагога по реализации дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Киокусинкай каратэ» 7.Оценочные материалы к программе 8.Методические материалы к программе 2 3 5 7 10 10 11 20 22 1.Содержание и объем дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Киокусинкай каратэ» Данная программа направлена на развитие личностных и физических качеств детей посредством занятий каратэ и имеет физкультурно - спортивную направленность. В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р «Об утверждение Концепции развития дополнительного образования детей», приоритетами обновления содержания и технологий дополнительных общеобразовательных программ физкультурно-спортивной направленности являются: - создание условий для вовлечения детей в физкультурно-спортивную деятельность в целях создания условий для укрепления здоровья детей, их всестороннего гармоничного развития; - создание условий для воспитания и развития личности, а также социализации обучающихся. Дополнительное образование детей по расширению спортивного развития – процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроках завершения и последовательно переходить из одной стадии личного развития в другую. Результатом того становится жизнетворчество, что позволяет каждому обучающемся накапливать творческую энергию и создать возможности ее расхождения на достижения жизненно важных целей в согласии с окружающим миром (социальным и материальным). Здоровье ребенка – самое дорогое что у нас есть, но, если «затянуть в корсет» сухих научных фраз, можно сказать, что период роста ребенка – это программированный процесс увеличение длинны и массы тела, который проходят параллельно с его развитием становлением всех функциональных систем. Познавательная и двигательная активность — вот основа единого подхода к физической культуре личности, он помогает сформировать у детей целостное представление о здоровом образе жизни. Занятия каратэ — это прекрасная возможность для физического развития детей, а также их личностного становления за счет пребывания в социально здоровом коллективе. Каждое отдельное, относительно завершенное занятие физическими упражнениями является важным звеном процесса физического развитии. Качественно проведенные занятия физическими упражнениями, подготовка их выполнению, активный отдых – это направленная на физическое совершенствование практическая деятельность. Разработка дополнительной общеобразовательной программы - дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Киокусинкай каратэ» является актуальным направлением развития образовательной организации и основывается на следующих нормативных документах: 1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2.Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3.Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 67-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года» 4.Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»». 5.Приказ Минздравсоцразвития РФ от26.08.2010 N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». 6.Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 3 7.Устав и локальные нормативные, распорядительные акты Березовского муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 39 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников». Цель и задачи программы Цель: создание условий для укрепления здоровья детей, их всестороннего гармоничного развития посредством занятий каратэ. Задачи: - формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья; - развитие физических качеств и овладение основами техники выполнения обширного комплекса физических упражнений и освоение техники подвижных игр; - изучение основ базовой техники киокусинкай каратэ; - изучение задатков и способностей детей дошкольного среднего возраста для занятий каратэ и воспитание устойчивого интереса и любви к занятиям киокусинкай; - воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости; - содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления) в ходе двигательной деятельности. - создание положительного эмоционального фона на занятия киокусинкай каратэ. Формы обучения Обучение по программе осуществляется в очной форме. Основными формами тренировочного процесса являются: - групповые тренировочные занятия; - групповые и индивидуальные теоретические занятия; - игровые тренировки (подвижные игры, эстафеты); - самостоятельные тренировки в присутствии и под руководством педагога (проведение разминок, умение оценить работу товарища и дать самооценку своей работе); - сдача текущих и итоговых нормативов. Методы и технологии 1.Словесные методы. В данной Программе преобладают такие методы, как рассказ, общая беседа, диалог. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать информацию. 2.Наглядные методы. Ребёнок получает информацию с помощью демонстрации способов выполнения физических упражнений, использование наглядных пособий: фотографии, видеофильмы. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими способами обучения. 3.Практические методы. Повторение упражнений без изменений, повторение упражнений с изменением, проведение в игровой форме, проведение в соревновательной форме. 4 2.Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы физкультурноспортивной направленность «Киокусинкай каратэ» Дети знают: - правила поведения и технику безопасности на занятиях каратэ, подвижными играми, кумитэ; - история развития спорта и каратэ в стране и мире; - базовые положения правил соревнований по киокусинкай каратэ; - влияние занятий физической культуры и спортом на развитие физических качеств; - основы гигиены физической культуры и спорта; - название технических приемов и стоек каратэ, общетехнические термины. Дети умеют: - технически правильно выполнять базовую технику каратэ (кихон) в пределах 11-9 кю и её комбинации на месте и в движении, формальные комплексы (ката), базовые комбинации в низкой боевой стойке (Идо-гейко); - технически правильно выполнять адаптированную ударную технику для спарринга в воздухе, по лапе, по макиваре, по партнеру; - технические правильно, своевременно, из корректной боевой стойки, на месте и в перемещении выполнять технику блокирования ударов противника; - контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений; -пользоваться спортивным инвентарем и оборудованием. Дети овладеют навыками: -психологической концентрации; -комбинаторного мышления; -рационального использования времени на занятиях; -овладение методами решения спортивных и боевых задач; -ощущение себя частью коллектива и осознавать ответственность за свои поступки. 1 год обучения: - знание терминов на 11 кю (Додзекун, хидари, миги, сейкен, этикет додзе, основатель); - знание правил техники безопасности и личной гигиены при осуществлении физкультурноспортивной деятельности; - умение слышать мнение другого, позитивно воспринимать критические замечания; - умение формулировать и доносить собственную точку зрения; - умение находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учетов интересов. По итогам 1 года обучения проводится аттестация, обучающиеся 1 года обучения должны сдать на квалификационный разряд (пояс) и осуществляется переход на 2 год обучения. 2 год обучения: - знание терминов на Японском языке 10 кю (стойки, блоки, удары руками и ногами); - овладение знаниями умениями и навыками в области физкультурно-спортивной деятельности. - учет индивидуальных особенностей здоровья и функциональных возможностей организма, способов профилактики заболеваний; - умение обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания; - умение информировать о результатах своих наблюдений своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, аргументированно вести диалог, находить компромиссное решения в различных ситуациях. 5 По итогам 2 года обучения проводится аттестация, обучающиеся 2 года обучения должны сдать на квалификационный разряд (пояс) и осуществлять переход на 3 год обучения. 3 год обучения: - Знание терминов на японском языке на 9 кю (стойки, блоки,удары руками, удары ногами, ренраку); - воплощать свои идеи, участвовать в творческих конкурсах; - умение планировать и корректировать собственную деятельность; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений; - умение работать в команде. По итогам 3 года обучения проводиться аттестация. Учащиеся должны сдать на квалификационный разряд (пояс) и осуществляется переход на 4 год. 4 год обучения: - повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки; - приобретение опыта и достижение стабильности выступления на официальных спортивных соревнованиях по виду спорта киокусинкай; - формирование спортивной мотивации; - укрепление здоровья спортсменов. По итогам 4 года обучения проводиться аттестация. Учащиеся должны сдать на квалификационный разряд (пояс. 6 3. Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Киокусинкай каратэ» Срок реализации программы Программа рассчитана на 4 года обучения. Объем Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы, составляет 320 часов, из них: -1 год обучения – 80 учебных часов; -2 год обучения – 80 учебных часов; -3 год обучения – 80 учебных часов; -4 год обучения – 80 учебных часов. Режим занятий Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 учебному часу. Учебный час равен: -первый год обучения (3-4 года) - 15 минут; -второй год обучения (4-5 лет) - 20 минут; -третий год обучения (5-6 лет) – 25 минут; -четвертый год обучения (6-7 лет) – 30 минут. Формы обучения Обучение по программе осуществляется в очной форме. Возможно использование дистанционных образовательных технологий. Обучение по программе осуществляется в очной форме. Основными формами тренировочного процесса являются: - групповые тренировочные занятия; - групповые и индивидуальные теоретические занятия; - игровые тренировки (подвижные игры, эстафеты); - самостоятельные тренировки в присутствии и под руководством тренера-преподавателя (проведение разминок, умение оценить работу товарища и дать самооценку своей работе); - сдача текущих и итоговых нормативов. Требования к педагогу дополнительного образования, осуществляемому реализацию Программы Должностные обязанности. Осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников в соответствии со своей образовательной программой, развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует состав обучающихся, воспитанников кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения и принимает меры по сохранению контингента обучающихся, воспитанников в течение срока обучения. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий. Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся, воспитанников. Участвует в разработке и реализации образовательных программ. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение. Выявляет творческие способности обучающихся, воспитанников, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Организует разные виды деятельности обучающихся, 7 воспитанников, ориентируясь на их личности, осуществляет развитие мотивации их познавательных интересов, способностей. Организует самостоятельную деятельность обучающихся, воспитанников, в том числе исследовательскую, включает в учебный процесс проблемное обучение, осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает с обучающимися, воспитанниками актуальные события современности. Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников. Оценивает эффективность обучения, учитывая овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым обучающимся, воспитанникам, а также обучающимся, воспитанникам, имеющим отклонения в развитии. Организует участие обучающихся, воспитанников в массовых мероприятиях. Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности. При выполнении обязанностей старшего педагога дополнительного образования наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по должности педагога дополнительного образования, осуществляет координацию деятельности педагогов дополнительного образования, других педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательного учреждения. Оказывает методическую помощь педагогам дополнительного образования, способствует обобщению передового их педагогического опыта и повышению квалификации, развитию их творческих инициатив. Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность, Конвенцию о правах ребенка, возрастную и специальную педагогику и психологию, физиологию, гигиену, специфику развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников, основы их творческой деятельности, методику поиска и поддержки молодых талантов, содержание учебной программы, методику и организацию дополнительного образования детей, научно-технической, эстетической, туристско-краеведческой, оздоровительно-спортивной, досуговой деятельности, программы занятий кружков, секций, студий, клубных объединений, деятельность детских коллективов, организаций и ассоциаций, методы развития мастерства, современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода, методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями, лицами, их заменяющими, коллегами по работе, технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения, технологии педагогической диагностики, основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием, правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, правила по охране труда и пожарной безопасности. Требования к Высшее образование или среднее профессиональное образование в образованию и рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего обучению образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" или Высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, 8 дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки "Образование и педагогические науки" Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе в соответствии с Федеральным законом об образовании привлекать к занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедших промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего образования направленности дополнительной общеобразовательной программы определяется указанными организациями (в ред. Приказа Минпросвещения России от 30.09.2020 N 533) Организация образовательного процесса происходит в спортивном зале дополнительного образования, расположенном на первом этаже здания БМАДОУ «Детский сад № 39» г. Березовский. Материально-техническое обеспечение программы: У педагога имеется: • необходимое учебно-методическое обеспечение; • комплексы упражнений для занятий; • сборник кихон-ката; • правила соревнований по кумитэ и ката; • описание биографии Ояма Масутацу; • журналы и книги с изложением истории спорта Киокусинкай каратэ; • видеозаписи базовой техники и ката каратэ Киокусинкай; • видеозаписи соревнований по кумитэ и ката; • шкаф для хранения учебных инвентаря; • макивары; • ракетки; • скакалки; • скамейки; • обручи; • конусы; • координационная лестница; • гимнастические палки; • шлемы; • бандажи; • накладки на руки; • щитки на ноги; • теннисные мячи. 9 4.Учебный план дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Киокусинкай каратэ» Режим образовательной деятельности: 2 раза в неделю, во второй половине дня. Общее количество занятий в неделю – 2. Общее количество занятий в месяц – 8. Количество часов по возрастным группам: - младший дошкольный возраст – 80 часов, - средний дошкольный возраст – 80 часов, - старший дошкольный возраст – 80 часов, - подготовительная к школе группа - 80 часов. Общее количество занятий за весь период обучения – 320 часов. Продолжительность учебного времени: 40 учебных недель. 5.Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год Начало учебного года Окончание учебного года Продолжительность учебного года Продолжительность учебной недели Нерабочие праздничные дни Педагогический мониторинг 2 сентября 2024 года 27 июня 2025 года 40 учебных недель 5 дней 4 ноября 30 декабря - 8 января 1, 2, 8, 9 мая 12-13 июня 4 недели 10 6.Рабочая программа педагога по реализации дополнительной общеобразовательной программе – дополнительной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности «Киокусинкай каратэ» Содержание дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивная направленности «Киокусинкай каратэ» Младший дошкольный возраст (3-4 лет)» Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. Элементарные сведения о каратэ. История каратэ. История вида спорта, развитие каратэ в стране и мире, Выдающиеся спортсмены-каратисты. Этикет каратэ. Историческая справка. ОФП. Отжимания 5-10 повторений. Приседания 10-15 повторений. Упр. На пресс 5-10 повторений. Подтягивание в зависимости от возможностей ребенка. Бег, подвижные и спортивные игры. Сила и формы ее проявления. Методы развития силы. Виды силы: максимальная, динамическая, взрывная, изометрическа, амортизационная. Режим работы мышц: преодолевающий, уступающий, статический. Пути совершенствования силовых способностей. Совершенствование силы. Изометрическое напряжения в стойках кихон, Перемещения в стойках кихона и в боевой стойке. Отжимания в упоре лежа на кулаках, пальцах. Статическое удержания упора лежа на кулаках, пальцах, локтях. Ходьба на кулаках, ладонях при удержании партнером за ноги («тачка»). Удары по макиваре. Выполнение одиночной и комбинационной техники каратэ, бой с тенью. Выполнение техники каратэ с преодолением сопротивления партнера (выполняющего тягу поясом). Упражнения из атлетической гимнастики и на преодоление веса собственного тела, направление на развитие максимальной, взрывной и амортизационной силы и силовой выносливости мышц, участвующих в движениях основного ударов. Выполнение ударов руками (одиночные, двойные, тройные). Сжимание кистью резиновых мячей. Быстрота и формы ее проявления. Методы развития быстроты. Формы проявления быстроты: быстрота двигательной реакции, быстрота одиночного движения, быстрота переключения (реактивная способность мышц), скорость передвижения. Выносливость и формы ее проявления. Методы развития выносливости. Аэробная, аэробно-анаэробная, анаэробная выносливость. Методы развития выносливости. Гибкости и ее методы развития. Понятие о гибкости. Возрастные изменения естественной гибкости человеческого тела. Основные упражнения для развития гибкости. Значение гибкости и растяжки в каратэ. Методы развития гибкости. Специальная физическая подготовка. Разминка, растяжка. Базовые удары руки: Сэйкэн-Цки. Уракен. Мороте цуки. Аго цуки. Шуто цуки. Ароши цуки. Базовые удары ногами: Хидза-Гэри, Кин-Гэри, Маваши-Гэри, Мае-Гери, Мае-Кьяги, СотоКьяги, Учи-Кьяги. Блоки: Джодан-Укэ, Сото-Укэ, Учи-Укэ, Гэдан-Бараи. Ката- передвижение с воображаемым противником. 11 Стойки: Дзенкуцу Дачи, кибо дачи, Шико дачи, Кокуцу дачи, камайтэ дачи. Обманные действия в бою, Необходимость обманных действия для нетрализации защиты противника. Виды обманных действий: ложные удары, финты корпусом, ложные перемещения, ложное направления взгляда. Совершенствование специальной выносливости, Выносливость к сложнокоординационной работе большой и субмаксимальной мощности: многократное выполнение техники шона на месте и в движении, ката, Идо_гейко, кихон, ката, спарринговых комбинаций. Участие в соревнованиях, Подготовка к выступлению (теоретическая, тактическая, психологическая). Младший дошкольный возраст (3-4 лет) № Тема занятия 1 Вводное занятие. Техника безопасности. 2-3 Теоретическая подготовка. История каратэ 4-5 Терминология 6-7 Физическая подготовка 8-9 ОФП СФП 10-11 Технико-тактическая подготовка 12-15 16-17 18-21 22-23 24-27 28-31 32-33 34-35 36-39 40-41 42-43 44-45 46-47 48-49 50-53 54-55 56-59 60-61 62-65 Количество занятий 1 2 2 2 2 2 Техника Тактика Спарринговая подготовка Стойки Подготовка к соревнованиям Ката Подготовка к Аттестационному экзамену Подвижные спортивные игры Эстафеты Контрольное испытание Зачет по ОФП Повторение истории каратэ Физическая подготовка ОФП СФП Технико-тактическая подготовка 4 2 4 Техника Тактика Спарринговая подготовка Стойки Подготовка к соревнованиям Ката Подготовка к Аттестационному экзамену 2 4 2 12 2 4 4 2 2 4 2 2 2 2 4 2 4 Подвижные спортивные игры Эстафеты Контрольное испытание Зачет по ОФП 74-80 Кроссфит Общее количество 4 2 2 66-69 70-71 72-73 7 80 Средний дошкольный возраст (4-5 лет) Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. Элементарные сведения о каратэ. История каратэ. История вида спорта, развитие каратэ в стране и мире, Выдающиеся спортсмены-каратисты. Этикет каратэ. Историческая справка. ОФП. Отжимания 10 повторений. Приседания 10-20 повторений. Упр. На пресс 10-15 повторений. Подтягивание в зависимости от возможностей ребенка. Бег, подвижные и спортивные игры. Сила и формы ее проявления. Методы развития силы. Виды силы: максимальная, динамическая, взрывная, изометрическа, амортизационная. Режим работы мышц: преодолевающий, уступающий, статический. Пути совершенствования силовых способностей. Совершенствование силы. Изометрическое напряжения в стойках кихон, Перемещения в стойках кихона и в боевой стойке. Отжимания в упоре лежа на кулаках, пальцах. Статическое удержания упора лежа на кулаках, пальцах, локтях. Ходьба на кулаках, ладонях при удержании партнером за ноги («тачка»). Удары по макиваре. Выполнение одиночной и комбинационной техники каратэ, бой с тенью. Выполнение техники каратэ с преодолением сопротивления партнера (выполняющего тягу поясом). Упражнения из атлетической гимнастики и на преодоление веса собственного тела, направление на развитие максимальной, взрывной и амортизационной силы и силовой выносливости мышц, участвующих в движениях основного ударов. Выполнение ударов руками (одиночные, двойные, тройные). Сжимание кистью резиновых мячей. Быстрота и формы ее проявления. Методы развития быстроты. Формы проявления быстроты: быстрота двигательной реакции, быстрота одиночного движения, быстрота переключения (реактивная способность мышц), скорость передвижения. Выносливость и формы ее проявления. Методы развития выносливости. Аэробная, аэробно-анаэробная, анаэробная выносливость. Методы развития выносливости. Гибкости и ее методы развития. Понятие о гибкости. Возрастные изменения естественной гибкости человеческого тела. Основные упражнения для развития гибкости. Значение гибкости и растяжки в каратэ. Методы развития гибкости. Специальная физическая подготовка. Разминка, растяжка. Базовые удары руки: Сэйкэн-Цки. Уракен. Мороте цуки. Аго цуки. Шуто цуки. Ароши цуки. Базовые удары ногами: Хидза-Гэри, Кин-Гэри, Маваши-Гэри, Мае-Гери, Мае-Кьяги, СотоКьяги, Учи-Кьяги. Блоки: Джодан-Укэ, Сото-Укэ, Учи-Укэ, Гэдан-Бараи. Ката- передвижение с воображаемым противником. 13 Стойки: Дзенкуцу Дачи, кибо дачи, Шико дачи, Кокуцу дачи, камайтэ дачи. Обманные действия в бою, Необходимость обманных действия для нейтрализации защиты противника. Виды обманных действий: ложные удары, финты корпусом, ложные перемещения, ложное направления взгляда. Совершенствование специальной выносливости, Выносливость к сложнокоординационной работе большой и субмаксимальной мощности: многократное выполнение техники шона на месте и в движении, ката, Идо_гейко, кихон, ката, спарринговых комбинаций. Участие в соревнованиях, подготовка к выступлению (теоретическая, тактическая, психологическая). № Тема занятия 1 Вводное занятие. Техника безопасности. 2-3 Теоретическая подготовка. История каратэ 4-5 Терминология 6-7 Физическая подготовка 8-9 ОФП СФП 10-11 Технико-тактическая подготовка 12-15 16-17 18-21 22-23 24-27 28-31 32-33 34-35 36-39 40-41 42-43 44-45 46-47 48-49 50-53 54-55 56-59 60-61 62-65 66-69 Количество занятий 1 2 2 2 2 2 Техника Тактика Спарринговая подготовка Стойки Подготовка к соревнованиям Ката Подготовка к Аттестационному экзамену Подвижные спортивные игры Эстафеты Контрольное испытание Зачет по ОФП Повторение истории каратэ Физическая подготовка ОФП СФП Технико-тактическая подготовка 4 2 4 Техника Тактика Спарринговая подготовка Стойки Подготовка к соревнованиям Ката Подготовка к Аттестационному экзамену Подвижные спортивные игры 2 4 2 14 2 4 4 2 2 4 2 2 2 2 4 2 4 4 Эстафеты Контрольное испытание Зачет по ОФП 74-80 Кроссфит Общее количество 2 2 70-71 72-73 7 80 Старший дошкольный возраст (5-6 лет) Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. Элементарные сведения о каратэ. История каратэ. История вида спорта, развитие каратэ в стране и мире, Выдающиеся спортсмены-каратисты. Этикет каратэ. Историческая справка. ОФП. Отжимания 15-20 повторений. Приседания 15-25 повторений. Упр. На пресс 15-20 повторений. Подтягивание в зависимости от возможностей ребенка. Бег, подвижные и спортивные игры. Сила и формы ее проявления. Методы развития силы. Виды силы: максимальная, динамическая, взрывная, изометрическа, амортизационная. Режим работы мышц: преодолевающий, уступающий, статический. Пути совершенствования силовых способностей. Совершенствование силы. Изометрическое напряжения в стойках кихон, Перемещения в стойках кихона и в боевой стойке. Отжимания в упоре лежа на кулаках, пальцах. Статическое удержания упора лежа на кулаках, пальцах, локтях. Ходьба на кулаках, ладонях при удержании партнером за ноги («тачка»). Удары по макиваре. Выполнение одиночной и комбинационной техники каратэ, бой с тенью. Выполнение техники каратэ с преодолением сопротивления партнера (выполняющего тягу поясом). Упражнения из атлетической гимнастики и на преодоление веса собственного тела, направление на развитие максимальной, взрывной и амортизационной силы и силовой выносливости мышц, участвующих в движениях основного ударов. Выполнение ударов руками (одиночные, двойные, тройные). Сжимание кистью резиновых мячей. Быстрота и формы ее проявления. Методы развития быстроты. Формы проявления быстроты: быстрота двигательной реакции, быстрота одиночного движения, быстрота переключения (реактивная способность мышц), скорость передвижения. Выносливость и формы ее проявления. Методы развития выносливости. Аэробная, аэробно-анаэробная, анаэробная выносливость. Методы развития выносливости. Гибкости и ее методы развития. Понятие о гибкости. Возрастные изменения естественной гибкости человеческого тела. Основные упражнения для развития гибкости. Значение гибкости и растяжки в каратэ. Методы развития гибкости. Специальная физическая подготовка. Разминка, растяжка. Базовые удары руки: Сэйкэн-Цки. Уракен. Мороте цуки. Аго цуки. Шуто цуки. Ароши цуки. Базовые удары ногами: Хидза-Гэри, Кин-Гэри, Маваши-Гэри, Мае-Гери, Мае-Кьяги, СотоКьяги, Учи-Кьяги. Блоки: Джодан-Укэ, Сото-Укэ, Учи-Укэ, Гэдан-Бараи. Ката- передвижение с воображаемым противником. 15 Стойки: Дзенкуцу Дачи, кибо дачи, Шико дачи, Кокуцу дачи, камайтэ дачи. Обманные действия в бою, Необходимость обманных действия для нейтрализации защиты противника. Виды обманных действий: ложные удары, финты корпусом, ложные перемещения, ложное направления взгляда. Совершенствование специальной выносливости, Выносливость к сложнокоординационной работе большой и субмаксимальной мощности: многократное выполнение техники шона на месте и в движении, ката, Идо_гейко, кихон, ката, спарринговых комбинаций. Участие в соревнованиях, подготовка к выступлению (теоретическая, тактическая, психологическая). № Тема занятия 1 Вводное занятие. Техника безопасности. 2-3 Теоретическая подготовка. История каратэ 4-5 Терминология 6-7 Физическая подготовка 8-9 ОФП СФП 10-11 Технико-тактическая подготовка 12-15 16-17 18-21 22-23 24-27 28-31 32-33 34-35 36-39 40-41 42-43 44-45 46-47 48-49 50-53 54-55 56-59 60-61 62-65 66-69 Количество занятий 1 2 2 2 2 2 Техника Тактика Спарринговая подготовка Стойки Подготовка к соревнованиям Ката Подготовка к Аттестационному экзамену Подвижные спортивные игры Эстафеты Контрольное испытание Зачет по ОФП Повторение истории каратэ Физическая подготовка ОФП СФП Технико-тактическая подготовка 4 2 4 Техника Тактика Спарринговая подготовка Стойки Подготовка к соревнованиям Ката Подготовка к Аттестационному экзамену Подвижные спортивные игры 2 4 2 16 2 4 4 2 2 4 2 2 2 2 4 2 4 4 Эстафеты Контрольное испытание Зачет по ОФП 74-80 Кроссфит Общее количество 2 2 70-71 72-73 7 80 Подготовительная к школе группа (6-7 лет) Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. Элементарные сведения о каратэ. История каратэ. История вида спорта, развитие каратэ в стране и мире, Выдающиеся спортсмены-каратисты. Этикет каратэ. Историческая справка. ОФП. Отжимания 15-20 повторений. Приседания 20-30 повторений. Упр. На пресс 20-25 повторений. Подтягивание в зависимости от возможностей ребенка. Бег, подвижные и спортивные игры. Сила и формы ее проявления. Методы развития силы. Виды силы: максимальная, динамическая, взрывная, изометрическа, амортизационная. Режим работы мышц: преодолевающий, уступающий, статический. Пути совершенствования силовых способностей. Совершенствование силы. Изометрическое напряжения в стойках кихон, Перемещения в стойках кихона и в боевой стойке. Отжимания в упоре лежа на кулаках, пальцах. Статическое удержания упора лежа на кулаках, пальцах, локтях. Ходьба на кулаках, ладонях при удержании партнером за ноги («тачка»). Удары по макиваре. Выполнение одиночной и комбинационной техники каратэ, бой с тенью. Выполнение техники каратэ с преодолением сопротивления партнера (выполняющего тягу поясом). Упражнения из атлетической гимнастики и на преодоление веса собственного тела, направление на развитие максимальной, взрывной и амортизационной силы и силовой выносливости мышц, участвующих в движениях основного ударов. Выполнение ударов руками (одиночные, двойные, тройные). Сжимание кистью резиновых мячей. Быстрота и формы ее проявления. Методы развития быстроты. Формы проявления быстроты: быстрота двигательной реакции, быстрота одиночного движения, быстрота переключения (реактивная способность мышц), скорость передвижения. Выносливость и формы ее проявления. Методы развития выносливости. Аэробная, аэробно-анаэробная, анаэробная выносливость. Методы развития выносливости. Гибкости и ее методы развития. Понятие о гибкости. Возрастные изменения естественной гибкости человеческого тела. Основные упражнения для развития гибкости. Значение гибкости и растяжки в каратэ. Методы развития гибкости. Специальная физическая подготовка. Разминка, растяжка. Базовые удары руки: Сэйкэн-Цки. Уракен. Мороте цуки. Аго цуки. Шуто цуки. Ароши цуки. Базовые удары ногами: Хидза-Гэри, Кин-Гэри, Маваши-Гэри, Мае-Гери, Мае-Кьяги, СотоКьяги, Учи-Кьяги. Блоки: Джодан-Укэ, Сото-Укэ, Учи-Укэ, Гэдан-Бараи. Ката- передвижение с воображаемым противником. Стойки: Дзенкуцу Дачи, кибо дачи, Шико дачи, Кокуцу дачи, камайтэ дачи. 17 Обманные действия в бою, Необходимость обманных действия для нейтрализации защиты противника. Виды обманных действий: ложные удары, финты корпусом, ложные перемещения, ложное направления взгляда. Совершенствование специальной выносливости, Выносливость к сложнокоординационной работе большой и субмаксимальной мощности: многократное выполнение техники шона на месте и в движении, ката, Идо_гейко, кихон, ката, спарринговых комбинаций. Участие в соревнованиях, подготовка к выступлению (теоретическая, тактическая, психологическая). № Тема занятия 1 Вводное занятие. Техника безопасности. 2-3 Теоретическая подготовка. История каратэ 4-5 Терминология 6-7 Физическая подготовка 8-9 ОФП СФП 10-11 Технико-тактическая подготовка 12-15 16-17 18-21 22-23 24-27 28-31 32-33 34-35 36-39 40-41 42-43 44-45 46-47 48-49 50-53 54-55 56-59 60-61 62-65 66-69 70-71 Количество занятий 1 2 2 2 2 2 Техника Тактика Спарринговая подготовка Стойки Подготовка к соревнованиям Ката Подготовка к Аттестационному экзамену Подвижные спортивные игры Эстафеты Контрольное испытание Зачет по ОФП Повторение истории каратэ Физическая подготовка ОФП СФП Технико-тактическая подготовка 4 2 4 Техника Тактика Спарринговая подготовка Стойки Подготовка к соревнованиям Ката Подготовка к Аттестационному экзамену Подвижные спортивные игры Эстафеты 2 4 2 18 2 4 4 2 2 4 2 2 2 2 4 2 4 4 2 Контрольное испытание Зачет по ОФП 74-80 Кроссфит Общее количество 2 72-73 7 80 Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы физкультурноспортивной направленности «Киокусинкай каратэ» Дети знают: - правила поведения и технику безопасности на занятиях каратэ, подвижные игры, кумитэ; - историю развития спорта и каратэ в стране и мире; - базовые положения правил соревнований по каратэ Киокусинкай; - основы строения организма; - влияние занятий физической культуры и спортом на развитие физических качеств; - способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью; - название технических приемов и стоек каратэ, общетехнические термины; Дети умеют: - технические правильно выполнять базовую технику каратэ (кихон) в пределах 11-9 кю и её комбинации на месте и в движении, формальные комплексы (ката), базовые комбинации в низкой боевой стойке (Идо-гейко). - технически правильно выполнять адаптированную ударную технику для спарринга в воздухе, по лапе, по макиваре, по партнеру. - технические правильно, своевременно, из корректной боевой стойки, на месте и в перемещении выполнять технику блокирования ударов противника; - контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений; -пользоваться спортивным инвентарем и оборудованием. Дети овладеют навыками: -психологической концентрации; -комбинаторного мышления; -рационального использования времени на занятиях; -овладение методами решения спортивных и боевых задач; -ощущать себя частью коллектива и осознавать ответственность за свои поступки. 19 7. Оценочные материалы к программе Сдающие на 11 кю • Теория - История каратэ; - Счет по японский 1 до 10; • Идо Гейку Руки В стойке Дзенкуцу-Дати. Сэйкэн-Цки Джодан – удар кулаком в голову. Сэйкэн-Цки Чудан – удар кулаком в живот. Сэйкэн-Цки Гедан – удар кулаком в нижнюю часть тела. Моротэ-Цуки – удар двумя руками. В стойке Дзенкуцу-Дати. Джодан-Укэ – верхний блок предплечьем (кулак сжат). Сото-Укэ – блок снаружи внутрь предплечьем на среднем уровне. Учи-Укэ – блок изнутри наружу предплечьем на среднем уровне. Гэдан-Бараи – нижний блок предплечьем вперёд. Ноги Хидза-Гэри – удар коленом. Кин-Гэри – удар подъёмом стопы в пах. Мае-Гэри – прямой удар вперёд в корпус или голову (подушечками пальцев). Знать: стороны (миги и хидари), стойку Дзенкуцу-Дачи. Кю 11 Отжимания Приседания/ выпрыгивание 10 10 Пресс 10 Сдающие на 10 кю • Идо Гейку 1. Дзенкуцу-Дати. Перемещение на 3 шага: Ой-цуки, Маватэ, Ой-гедан-барай. 2. Дзенкуцу-Дати. Перемещение на 3 шага: Джодан-укэ, РАЗВОРОТ, Ой Геданбарай. 3. Дзенкуцу-Дати. Перемещение на 3 шага: Сото-укэ, РАЗВОРОТ, Ой Гендан-барай. 4. Дзенкуцу-Дати. Перемещение на 3 шага: Ой Гендан-барай, РАЗВОРОТ, Ой Гендан-барай. 5. Дзенкуцу-Дати. Перемещение на 3 шага: 1- Джодан-укэ 2- Сото-укэ 3-Ой-цуки, РАЗВОРОТ, Ой Гендан-барай. 6. Дзенкуцу-Дати. Перемещение на 3 шага: 1- хидза-гери 2- Кин-гери 3-Маэ-гери, РАЗВОРОТ, Моротэ Гендан-барай. • ОФП Кю Отжимания Приседания Пресс Прыжок через пояс Подтягивания 10 20 20 20 10 5 20 Удар по мячу Уровень своего роста Стойка на руках 30 сек • • Сдающие на 9 кю Идо Гейку 1. Дзенкуцу-Дати. Перемещение на 3 шага: Моротэ -цуки, Маватэ, Ой-гедан-барай. 2. Дзенкуцу-Дати. Перемещение на 3 шага: Джодан Ой-цуки, Чудан Ой-цуки, Гедан Ой-цуки РАЗВОРОТ, Ой Гедан-барай. 3. Дзенкуцу-Дати. Перемещение Гяку-цуки. 4. Кокуцу-Дати. Перемещение на 3 шага: Учи-укэ. 5. Кокуцу-Дати. Перемещение Хидза-гери ( с шагом задней ноги). 6. Кокуцу-Дати. Перемещение Маэ-гери с передней ноги. ОФП Кю Отжимания Приседания Пресс Прыжок через пояс Подтягивания 9 30 30 30 10 5 21 Удар по мячу Уровень своего роста Стойка на руках 30 сек 8.Методическое обеспечение программы Автор, название, год издания: учебного, учебно-методического издания и (или) наименование электронного образовательного, информационного ресурса (группы электронных образовательных, информационных ресурсов) Учебные, учебно-методические издания 1. Масутацу Ояма, «Философия Каратэ», изд. «Роза» 1993 г. 2. Масутацу Ояма, «Это Каратэ», изд. «Гранд-Фиар» 2004 г. 3 Масутацу Ояма, «Советы для молодежи. Путь к истине», изд. «Кислород», 2020 г. 4.Белый К.В, «Система многолетней подготовки в киокусинкай. Спорт и традиции», изд. «Спорт», 2023 22 Вид образовательного и информационного ресурса (печатный/ электронный) печатный печатный печатный печатный 23