Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности Киокусинкай каратэ

20

Структура
дополнительной общеобразовательной программы –
дополнительной общеразвивающей программы «Киокусинкай каратэ»
1.Содержание, объем дополнительной общеобразовательной
программы – дополнительной общеразвивающей программы
физкультурно-спортивной направленности «Киокусинкай карте»
2.Планируемые
результаты
освоения
дополнительной
общеобразовательной
программы
–
дополнительной
общеразвивающей
программы
физкультурно-спортивной
направленности «Киокусинкай каратэ»
3.Организационно-педагогические
условия
реализации
дополнительной
общеобразовательной
программы
–
дополнительной общеразвивающей программы физкультурноспортивной направленности «Киокусинкай каратэ»
4.Учебный план программы
5.Календарный учебный график
6.Рабочая программа педагога по реализации дополнительной
общеобразовательной
программы
–
дополнительной
общеразвивающей
программы
физкультурно-спортивной
направленности «Киокусинкай каратэ»
7.Оценочные материалы к программе
8.Методические материалы к программе

2

3

5

7

10
10
11

20
22

1.Содержание и объем дополнительной общеобразовательной программы –
дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной
направленности «Киокусинкай каратэ»
Данная программа направлена на развитие личностных и физических качеств детей
посредством занятий каратэ и имеет физкультурно - спортивную направленность.
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р «Об
утверждение Концепции развития дополнительного образования детей», приоритетами
обновления содержания и технологий дополнительных общеобразовательных программ
физкультурно-спортивной направленности являются:
- создание условий для вовлечения детей в физкультурно-спортивную деятельность в целях
создания условий для укрепления здоровья детей, их всестороннего гармоничного
развития;
- создание условий для воспитания и развития личности, а также социализации
обучающихся.
Дополнительное образование детей по расширению спортивного развития – процесс
непрерывный. Он не имеет фиксированных сроках завершения и последовательно
переходить из одной стадии личного развития в другую. Результатом того становится
жизнетворчество, что позволяет каждому обучающемся накапливать творческую энергию
и создать возможности ее расхождения на достижения жизненно важных целей в согласии
с окружающим миром (социальным и материальным).
Здоровье ребенка – самое дорогое что у нас есть, но, если «затянуть в корсет» сухих
научных фраз, можно сказать, что период роста ребенка – это программированный процесс
увеличение длинны и массы тела, который проходят параллельно с его развитием
становлением всех функциональных систем. Познавательная и двигательная активность —
вот основа единого подхода к физической культуре личности, он помогает сформировать у
детей целостное представление о здоровом образе жизни.
Занятия каратэ — это прекрасная возможность для физического развития детей, а
также их личностного становления за счет пребывания в социально здоровом коллективе.
Каждое отдельное, относительно завершенное занятие физическими упражнениями
является важным звеном процесса физического развитии. Качественно проведенные
занятия физическими упражнениями, подготовка их выполнению, активный отдых – это
направленная на физическое совершенствование практическая деятельность.
Разработка дополнительной общеобразовательной программы - дополнительной
общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Киокусинкай
каратэ» является актуальным направлением развития образовательной организации и
основывается на следующих нормативных документах:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
2.Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
3.Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 67-р «Об утверждении Концепции
развития дополнительного образования детей до 2030 года»
4.Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»».
5.Приказ Минздравсоцразвития РФ от26.08.2010 N 761н «Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
6.Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

3

7.Устав и локальные нормативные, распорядительные акты Березовского муниципального
автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 39
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому
развитию воспитанников».
Цель и задачи программы
Цель: создание условий для укрепления здоровья детей, их всестороннего
гармоничного развития посредством занятий каратэ.
Задачи:
- формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических
упражнений на состояние здоровья;
- развитие физических качеств и овладение основами техники выполнения обширного
комплекса физических упражнений и освоение техники подвижных игр;
- изучение основ базовой техники киокусинкай каратэ;
- изучение задатков и способностей детей дошкольного среднего возраста для занятий
каратэ и воспитание устойчивого интереса и любви к занятиям киокусинкай;
- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам,
честности, отзывчивости, смелости;
- содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления) в ходе
двигательной деятельности.
- создание положительного эмоционального фона на занятия киокусинкай каратэ.
Формы обучения
Обучение по программе осуществляется в очной форме.
Основными формами тренировочного процесса являются:
- групповые тренировочные занятия;
- групповые и индивидуальные теоретические занятия;
- игровые тренировки (подвижные игры, эстафеты);
- самостоятельные тренировки в присутствии и под руководством педагога (проведение
разминок, умение оценить работу товарища и дать самооценку своей работе);
- сдача текущих и итоговых нормативов.
Методы и технологии
1.Словесные методы. В данной Программе преобладают такие методы, как рассказ, общая
беседа, диалог. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать информацию.
2.Наглядные методы. Ребёнок получает информацию с помощью демонстрации способов
выполнения физических упражнений, использование наглядных пособий: фотографии,
видеофильмы.
Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими
способами обучения.
3.Практические методы. Повторение упражнений без изменений, повторение упражнений
с изменением, проведение в игровой форме, проведение в соревновательной форме.

4

2.Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной
программы – дополнительной общеразвивающей программы физкультурноспортивной направленность «Киокусинкай каратэ»
Дети знают:
- правила поведения и технику безопасности на занятиях каратэ, подвижными играми,
кумитэ;
- история развития спорта и каратэ в стране и мире;
- базовые положения правил соревнований по киокусинкай каратэ;
- влияние занятий физической культуры и спортом на развитие физических качеств;
- основы гигиены физической культуры и спорта;
- название технических приемов и стоек каратэ, общетехнические термины.
Дети умеют:
- технически правильно выполнять базовую технику каратэ (кихон) в пределах 11-9 кю и её
комбинации на месте и в движении, формальные комплексы (ката), базовые комбинации в
низкой боевой стойке (Идо-гейко);
- технически правильно выполнять адаптированную ударную технику для спарринга в
воздухе, по лапе, по макиваре, по партнеру;
- технические правильно, своевременно, из корректной боевой стойки, на месте и в
перемещении выполнять технику блокирования ударов противника;
- контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении
физических упражнений;
-пользоваться спортивным инвентарем и оборудованием.
Дети овладеют навыками:
-психологической концентрации;
-комбинаторного мышления;
-рационального использования времени на занятиях;
-овладение методами решения спортивных и боевых задач;
-ощущение себя частью коллектива и осознавать ответственность за свои поступки.
1 год обучения:
- знание терминов на 11 кю (Додзекун, хидари, миги, сейкен, этикет додзе, основатель);
- знание правил техники безопасности и личной гигиены при осуществлении физкультурноспортивной деятельности;
- умение слышать мнение другого, позитивно воспринимать критические замечания;
- умение формулировать и доносить собственную точку зрения;
- умение находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций
и учетов интересов.
По итогам 1 года обучения проводится аттестация, обучающиеся 1 года обучения должны
сдать на квалификационный разряд (пояс) и осуществляется переход на 2 год обучения.
2 год обучения:
- знание терминов на Японском языке 10 кю (стойки, блоки, удары руками и ногами);
- овладение знаниями умениями и навыками в области физкультурно-спортивной
деятельности.
- учет индивидуальных особенностей здоровья и функциональных возможностей
организма, способов профилактики заболеваний;
- умение обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания;
- умение информировать о результатах своих наблюдений своих наблюдений, участвовать
в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, аргументированно вести диалог, находить
компромиссное решения в различных ситуациях.

5

По итогам 2 года обучения проводится аттестация, обучающиеся 2 года обучения
должны сдать на квалификационный разряд (пояс) и осуществлять переход на 3 год
обучения.
3 год обучения:
- Знание терминов на японском языке на 9 кю (стойки, блоки,удары руками, удары ногами,
ренраку);
- воплощать свои идеи, участвовать в творческих конкурсах;
- умение планировать и корректировать собственную деятельность;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений;
- умение работать в команде.
По итогам 3 года обучения проводиться аттестация. Учащиеся должны сдать на
квалификационный разряд (пояс) и осуществляется переход на 4 год.
4 год обучения:
- повышение уровня общей и специальной физической, технической,
тактической и психологической подготовки;
- приобретение опыта и достижение стабильности выступления на официальных
спортивных соревнованиях по виду спорта киокусинкай;
- формирование спортивной мотивации;
- укрепление здоровья спортсменов.
По итогам 4 года обучения проводиться аттестация. Учащиеся должны сдать на
квалификационный разряд (пояс.

6

3. Организационно-педагогические условия реализации дополнительной
общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы
физкультурно-спортивной направленности «Киокусинкай каратэ»
Срок реализации программы
Программа рассчитана на 4 года обучения.
Объем
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом – общее количество
учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения
программы, составляет 320 часов, из них:
-1 год обучения – 80 учебных часов;
-2 год обучения – 80 учебных часов;
-3 год обучения – 80 учебных часов;
-4 год обучения – 80 учебных часов.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 учебному часу.
Учебный час равен:
-первый год обучения (3-4 года) - 15 минут;
-второй год обучения (4-5 лет) - 20 минут;
-третий год обучения (5-6 лет) – 25 минут;
-четвертый год обучения (6-7 лет) – 30 минут.
Формы обучения
Обучение по программе осуществляется в очной форме. Возможно использование
дистанционных образовательных технологий.
Обучение по программе осуществляется в очной форме.
Основными формами тренировочного процесса являются:
- групповые тренировочные занятия;
- групповые и индивидуальные теоретические занятия;
- игровые тренировки (подвижные игры, эстафеты);
- самостоятельные тренировки в присутствии и под руководством тренера-преподавателя
(проведение разминок, умение оценить работу товарища и
дать самооценку своей работе);
- сдача текущих и итоговых нормативов.
Требования к педагогу дополнительного образования, осуществляемому реализацию
Программы
Должностные обязанности. Осуществляет дополнительное образование
обучающихся, воспитанников в соответствии со своей образовательной программой,
развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует состав обучающихся,
воспитанников кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения и
принимает меры по сохранению контингента обучающихся, воспитанников в течение срока
обучения. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов
работы (обучения) исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности,
используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также
цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения
в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии
и школьной гигиены, а также современных информационных технологий. Обеспечивает
соблюдение прав и свобод обучающихся, воспитанников. Участвует в разработке и
реализации образовательных программ. Составляет планы и программы занятий,
обеспечивает их выполнение. Выявляет творческие способности обучающихся,
воспитанников, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных
интересов и склонностей. Организует разные виды деятельности обучающихся,

7

воспитанников, ориентируясь на их личности, осуществляет развитие мотивации их
познавательных интересов, способностей. Организует самостоятельную деятельность
обучающихся, воспитанников, в том числе исследовательскую, включает в учебный
процесс проблемное обучение, осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает с
обучающимися, воспитанниками актуальные события современности. Обеспечивает и
анализирует достижения обучающихся, воспитанников. Оценивает эффективность
обучения, учитывая овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности,
познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые
редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Оказывает особую поддержку
одаренным и талантливым обучающимся, воспитанникам, а также обучающимся,
воспитанникам, имеющим отклонения в развитии. Организует участие обучающихся,
воспитанников в массовых мероприятиях. Участвует в работе педагогических,
методических советов, объединений, других формах методической работы, в работе по
проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других
мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении
методической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, а также
педагогическим работникам в пределах своей компетенции. Обеспечивает охрану жизни и
здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Обеспечивает
при проведении занятий соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности. При
выполнении обязанностей старшего педагога дополнительного образования наряду с
выполнением обязанностей, предусмотренных по должности педагога дополнительного
образования, осуществляет координацию деятельности педагогов дополнительного
образования, других педагогических работников в проектировании развивающей
образовательной среды образовательного учреждения. Оказывает методическую помощь
педагогам дополнительного образования, способствует обобщению передового их
педагогического опыта и повышению квалификации, развитию их творческих инициатив.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы
Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие
образовательную деятельность, Конвенцию о правах ребенка, возрастную и специальную
педагогику и психологию, физиологию, гигиену, специфику развития интересов и
потребностей обучающихся, воспитанников, основы их творческой деятельности, методику
поиска и поддержки молодых талантов, содержание учебной программы, методику и
организацию дополнительного образования детей, научно-технической, эстетической,
туристско-краеведческой,
оздоровительно-спортивной,
досуговой
деятельности,
программы занятий кружков, секций, студий, клубных объединений, деятельность детских
коллективов, организаций и ассоциаций, методы развития мастерства, современные
педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего
обучения, реализации компетентностного подхода, методы убеждения, аргументации своей
позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми разного
возраста, их родителями, лицами, их заменяющими, коллегами по работе, технологии
диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения, технологии
педагогической диагностики, основы работы с персональным компьютером (текстовыми
редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами,
мультимедийным оборудованием, правила внутреннего трудового распорядка
образовательного учреждения, правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к Высшее образование или среднее профессиональное образование в
образованию и рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего
обучению
образования и специальностей среднего профессионального
образования "Образование и педагогические науки"
или
Высшее образование либо среднее профессиональное образование в
рамках иного направления подготовки высшего образования и
специальностей среднего профессионального образования при условии
его соответствия дополнительным общеразвивающим программам,

8

дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым
организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и
получение
при
необходимости
после
трудоустройства
дополнительного профессионального образования по направлению
подготовки "Образование и педагогические науки"
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе в соответствии с
Федеральным законом об образовании привлекать к занятию педагогической
деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам лиц,
обучающихся по образовательным программам высшего образования по специальностям
и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных
общеобразовательных программ, и успешно прошедших промежуточную аттестацию не
менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего
образования направленности дополнительной общеобразовательной программы
определяется указанными организациями (в ред. Приказа Минпросвещения России от
30.09.2020 N 533)
Организация образовательного процесса происходит в спортивном зале дополнительного
образования, расположенном на первом этаже здания БМАДОУ «Детский сад № 39»
г. Березовский.
Материально-техническое обеспечение программы:
У педагога имеется:
• необходимое учебно-методическое обеспечение;
• комплексы упражнений для занятий;
• сборник кихон-ката;
• правила соревнований по кумитэ и ката;
• описание биографии Ояма Масутацу;
• журналы и книги с изложением истории спорта Киокусинкай каратэ;
• видеозаписи базовой техники и ката каратэ Киокусинкай;
• видеозаписи соревнований по кумитэ и ката;
• шкаф для хранения учебных инвентаря;
• макивары;
• ракетки;
• скакалки;
• скамейки;
• обручи;
• конусы;
• координационная лестница;
• гимнастические палки;
• шлемы;
• бандажи;
• накладки на руки;
• щитки на ноги;
• теннисные мячи.

9

4.Учебный план
дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной
общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности
«Киокусинкай каратэ»
Режим образовательной деятельности: 2 раза в неделю, во второй половине дня.
Общее количество занятий в неделю – 2.
Общее количество занятий в месяц – 8.
Количество часов по возрастным группам:
- младший дошкольный возраст – 80 часов,
- средний дошкольный возраст – 80 часов,
- старший дошкольный возраст – 80 часов,
- подготовительная к школе группа - 80 часов.
Общее количество занятий за весь период обучения – 320 часов.
Продолжительность учебного времени: 40 учебных недель.
5.Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год
Начало учебного года
Окончание учебного года
Продолжительность учебного года
Продолжительность учебной недели
Нерабочие праздничные дни

Педагогический мониторинг

2 сентября 2024 года
27 июня 2025 года
40 учебных недель
5 дней
4 ноября
30 декабря - 8 января
1, 2, 8, 9 мая
12-13 июня
4 недели

10

6.Рабочая программа педагога по реализации
дополнительной общеобразовательной программе – дополнительной
общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности
«Киокусинкай каратэ»
Содержание дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной
общеразвивающей программы физкультурно-спортивная направленности
«Киокусинкай каратэ»
Младший дошкольный возраст (3-4 лет)»
Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях.
Элементарные сведения о каратэ. История каратэ. История вида спорта, развитие каратэ в
стране и мире, Выдающиеся спортсмены-каратисты. Этикет каратэ.
Историческая справка.
ОФП. Отжимания 5-10 повторений. Приседания 10-15 повторений. Упр. На пресс 5-10
повторений.
Подтягивание в зависимости от возможностей ребенка. Бег, подвижные и спортивные игры.
Сила и формы ее проявления. Методы развития силы. Виды силы: максимальная,
динамическая, взрывная, изометрическа, амортизационная.
Режим
работы
мышц:
преодолевающий,
уступающий,
статический.
Пути
совершенствования силовых способностей. Совершенствование силы.
Изометрическое напряжения в стойках кихон, Перемещения в стойках кихона и в боевой
стойке.
Отжимания в упоре лежа на кулаках, пальцах. Статическое удержания упора лежа на
кулаках, пальцах, локтях. Ходьба на кулаках, ладонях при удержании партнером за ноги
(«тачка»).
Удары по макиваре. Выполнение одиночной и комбинационной техники каратэ, бой с
тенью.
Выполнение техники каратэ с преодолением сопротивления партнера (выполняющего тягу
поясом).
Упражнения из атлетической гимнастики и на преодоление веса собственного тела,
направление на развитие максимальной, взрывной и амортизационной силы и силовой
выносливости мышц, участвующих в движениях основного ударов.
Выполнение ударов руками (одиночные, двойные, тройные).
Сжимание кистью резиновых мячей.
Быстрота и формы ее проявления. Методы развития быстроты. Формы проявления
быстроты: быстрота двигательной реакции, быстрота одиночного движения, быстрота
переключения (реактивная способность мышц), скорость передвижения.
Выносливость и формы ее проявления. Методы развития выносливости. Аэробная,
аэробно-анаэробная, анаэробная выносливость. Методы развития выносливости.
Гибкости и ее методы развития. Понятие о гибкости. Возрастные изменения естественной
гибкости человеческого тела.
Основные упражнения для развития гибкости. Значение гибкости и растяжки в каратэ.
Методы развития гибкости.
Специальная физическая подготовка. Разминка, растяжка.
Базовые удары руки: Сэйкэн-Цки. Уракен. Мороте цуки. Аго цуки. Шуто цуки. Ароши
цуки.
Базовые удары ногами: Хидза-Гэри, Кин-Гэри, Маваши-Гэри, Мае-Гери, Мае-Кьяги, СотоКьяги, Учи-Кьяги.
Блоки: Джодан-Укэ, Сото-Укэ, Учи-Укэ, Гэдан-Бараи.
Ката- передвижение с воображаемым противником.

11

Стойки: Дзенкуцу Дачи, кибо дачи, Шико дачи, Кокуцу дачи, камайтэ дачи.
Обманные действия в бою, Необходимость обманных действия для нетрализации защиты
противника. Виды обманных действий: ложные удары, финты корпусом, ложные
перемещения, ложное направления взгляда.
Совершенствование
специальной
выносливости,
Выносливость
к
сложнокоординационной
работе большой и субмаксимальной мощности: многократное
выполнение техники шона на месте и в движении, ката, Идо_гейко, кихон, ката,
спарринговых комбинаций.
Участие в соревнованиях, Подготовка к выступлению (теоретическая, тактическая,
психологическая).
Младший дошкольный возраст (3-4 лет)
№
Тема
занятия
1
Вводное занятие.
Техника безопасности.
2-3
Теоретическая подготовка.
История каратэ
4-5
Терминология
6-7
Физическая подготовка
8-9
ОФП
СФП
10-11
Технико-тактическая подготовка
12-15
16-17
18-21
22-23
24-27
28-31
32-33
34-35
36-39
40-41
42-43
44-45
46-47
48-49
50-53
54-55
56-59
60-61
62-65

Количество
занятий
1
2
2
2
2
2

Техника
Тактика
Спарринговая подготовка
Стойки
Подготовка к соревнованиям
Ката
Подготовка к Аттестационному экзамену
Подвижные спортивные игры
Эстафеты
Контрольное испытание
Зачет по ОФП
Повторение истории каратэ
Физическая подготовка
ОФП
СФП
Технико-тактическая подготовка

4
2
4

Техника
Тактика
Спарринговая подготовка
Стойки
Подготовка к соревнованиям
Ката
Подготовка к Аттестационному экзамену

2
4
2

12

2
4
4
2
2
4
2
2
2
2

4
2
4

Подвижные спортивные игры
Эстафеты
Контрольное испытание
Зачет по ОФП
74-80
Кроссфит
Общее количество

4
2
2

66-69
70-71
72-73

7
80

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)
Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях.
Элементарные сведения о каратэ. История каратэ. История вида спорта, развитие каратэ в
стране и мире, Выдающиеся спортсмены-каратисты. Этикет каратэ.
Историческая справка.
ОФП. Отжимания 10 повторений. Приседания 10-20 повторений. Упр. На пресс 10-15
повторений.
Подтягивание в зависимости от возможностей ребенка. Бег, подвижные и спортивные игры.
Сила и формы ее проявления. Методы развития силы. Виды силы: максимальная,
динамическая, взрывная, изометрическа, амортизационная.
Режим
работы
мышц:
преодолевающий,
уступающий,
статический.
Пути
совершенствования силовых способностей. Совершенствование силы.
Изометрическое напряжения в стойках кихон, Перемещения в стойках кихона и в боевой
стойке.
Отжимания в упоре лежа на кулаках, пальцах. Статическое удержания упора лежа на
кулаках, пальцах, локтях. Ходьба на кулаках, ладонях при удержании партнером за ноги
(«тачка»).
Удары по макиваре. Выполнение одиночной и комбинационной техники каратэ, бой с
тенью.
Выполнение техники каратэ с преодолением сопротивления партнера (выполняющего тягу
поясом).
Упражнения из атлетической гимнастики и на преодоление веса собственного тела,
направление на развитие максимальной, взрывной и амортизационной силы и силовой
выносливости мышц, участвующих в движениях основного ударов.
Выполнение ударов руками (одиночные, двойные, тройные).
Сжимание кистью резиновых мячей.
Быстрота и формы ее проявления. Методы развития быстроты. Формы проявления
быстроты: быстрота двигательной реакции, быстрота одиночного движения, быстрота
переключения (реактивная способность мышц), скорость передвижения.
Выносливость и формы ее проявления. Методы развития выносливости. Аэробная,
аэробно-анаэробная, анаэробная выносливость. Методы развития выносливости.
Гибкости и ее методы развития. Понятие о гибкости. Возрастные изменения естественной
гибкости человеческого тела.
Основные упражнения для развития гибкости. Значение гибкости и растяжки в каратэ.
Методы развития гибкости.
Специальная физическая подготовка. Разминка, растяжка.
Базовые удары руки: Сэйкэн-Цки. Уракен. Мороте цуки. Аго цуки. Шуто цуки. Ароши
цуки.
Базовые удары ногами: Хидза-Гэри, Кин-Гэри, Маваши-Гэри, Мае-Гери, Мае-Кьяги, СотоКьяги, Учи-Кьяги.
Блоки: Джодан-Укэ, Сото-Укэ, Учи-Укэ, Гэдан-Бараи.
Ката- передвижение с воображаемым противником.

13

Стойки: Дзенкуцу Дачи, кибо дачи, Шико дачи, Кокуцу дачи, камайтэ дачи.
Обманные действия в бою, Необходимость обманных действия для нейтрализации защиты
противника. Виды обманных действий: ложные удары, финты корпусом, ложные
перемещения, ложное направления взгляда.
Совершенствование
специальной
выносливости,
Выносливость
к
сложнокоординационной
работе большой и субмаксимальной мощности: многократное
выполнение техники шона на месте и в движении, ката, Идо_гейко, кихон, ката,
спарринговых комбинаций.
Участие в соревнованиях, подготовка к выступлению (теоретическая, тактическая,
психологическая).
№
Тема
занятия
1
Вводное занятие.
Техника безопасности.
2-3
Теоретическая подготовка.
История каратэ
4-5
Терминология
6-7
Физическая подготовка
8-9
ОФП
СФП
10-11
Технико-тактическая подготовка
12-15
16-17
18-21
22-23
24-27
28-31
32-33
34-35
36-39
40-41
42-43
44-45
46-47
48-49
50-53
54-55
56-59
60-61
62-65
66-69

Количество
занятий
1
2
2
2
2
2

Техника
Тактика
Спарринговая подготовка
Стойки
Подготовка к соревнованиям
Ката
Подготовка к Аттестационному экзамену
Подвижные спортивные игры
Эстафеты
Контрольное испытание
Зачет по ОФП
Повторение истории каратэ
Физическая подготовка
ОФП
СФП
Технико-тактическая подготовка

4
2
4

Техника
Тактика
Спарринговая подготовка
Стойки
Подготовка к соревнованиям
Ката
Подготовка к Аттестационному экзамену
Подвижные спортивные игры

2
4
2

14

2
4
4
2
2
4
2
2
2
2

4
2
4
4

Эстафеты
Контрольное испытание
Зачет по ОФП
74-80
Кроссфит
Общее количество

2
2

70-71
72-73

7
80

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)
Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях.
Элементарные сведения о каратэ. История каратэ. История вида спорта, развитие каратэ в
стране и мире, Выдающиеся спортсмены-каратисты. Этикет каратэ.
Историческая справка.
ОФП. Отжимания 15-20 повторений. Приседания 15-25 повторений. Упр. На пресс 15-20
повторений.
Подтягивание в зависимости от возможностей ребенка. Бег, подвижные и спортивные игры.
Сила и формы ее проявления. Методы развития силы. Виды силы: максимальная,
динамическая, взрывная, изометрическа, амортизационная.
Режим
работы
мышц:
преодолевающий,
уступающий,
статический.
Пути
совершенствования силовых способностей. Совершенствование силы.
Изометрическое напряжения в стойках кихон, Перемещения в стойках кихона и в боевой
стойке.
Отжимания в упоре лежа на кулаках, пальцах. Статическое удержания упора лежа на
кулаках, пальцах, локтях. Ходьба на кулаках, ладонях при удержании партнером за ноги
(«тачка»).
Удары по макиваре. Выполнение одиночной и комбинационной техники каратэ, бой с
тенью.
Выполнение техники каратэ с преодолением сопротивления партнера (выполняющего тягу
поясом).
Упражнения из атлетической гимнастики и на преодоление веса собственного тела,
направление на развитие максимальной, взрывной и амортизационной силы и силовой
выносливости мышц, участвующих в движениях основного ударов.
Выполнение ударов руками (одиночные, двойные, тройные).
Сжимание кистью резиновых мячей.
Быстрота и формы ее проявления. Методы развития быстроты. Формы проявления
быстроты: быстрота двигательной реакции, быстрота одиночного движения, быстрота
переключения (реактивная способность мышц), скорость передвижения.
Выносливость и формы ее проявления. Методы развития выносливости. Аэробная,
аэробно-анаэробная, анаэробная выносливость. Методы развития выносливости.
Гибкости и ее методы развития. Понятие о гибкости. Возрастные изменения естественной
гибкости человеческого тела.
Основные упражнения для развития гибкости. Значение гибкости и растяжки в каратэ.
Методы развития гибкости.
Специальная физическая подготовка. Разминка, растяжка.
Базовые удары руки: Сэйкэн-Цки. Уракен. Мороте цуки. Аго цуки. Шуто цуки. Ароши
цуки.
Базовые удары ногами: Хидза-Гэри, Кин-Гэри, Маваши-Гэри, Мае-Гери, Мае-Кьяги, СотоКьяги, Учи-Кьяги.
Блоки: Джодан-Укэ, Сото-Укэ, Учи-Укэ, Гэдан-Бараи.
Ката- передвижение с воображаемым противником.

15

Стойки: Дзенкуцу Дачи, кибо дачи, Шико дачи, Кокуцу дачи, камайтэ дачи.
Обманные действия в бою, Необходимость обманных действия для нейтрализации защиты
противника. Виды обманных действий: ложные удары, финты корпусом, ложные
перемещения, ложное направления взгляда.
Совершенствование
специальной
выносливости,
Выносливость
к
сложнокоординационной
работе большой и субмаксимальной мощности: многократное
выполнение техники шона на месте и в движении, ката, Идо_гейко, кихон, ката,
спарринговых комбинаций.
Участие в соревнованиях, подготовка к выступлению (теоретическая, тактическая,
психологическая).
№
Тема
занятия
1
Вводное занятие.
Техника безопасности.
2-3
Теоретическая подготовка.
История каратэ
4-5
Терминология
6-7
Физическая подготовка
8-9
ОФП
СФП
10-11
Технико-тактическая подготовка
12-15
16-17
18-21
22-23
24-27
28-31
32-33
34-35
36-39
40-41
42-43
44-45
46-47
48-49
50-53
54-55
56-59
60-61
62-65
66-69

Количество
занятий
1
2
2
2
2
2

Техника
Тактика
Спарринговая подготовка
Стойки
Подготовка к соревнованиям
Ката
Подготовка к Аттестационному экзамену
Подвижные спортивные игры
Эстафеты
Контрольное испытание
Зачет по ОФП
Повторение истории каратэ
Физическая подготовка
ОФП
СФП
Технико-тактическая подготовка

4
2
4

Техника
Тактика
Спарринговая подготовка
Стойки
Подготовка к соревнованиям
Ката
Подготовка к Аттестационному экзамену
Подвижные спортивные игры

2
4
2

16

2
4
4
2
2
4
2
2
2
2

4
2
4
4

Эстафеты
Контрольное испытание
Зачет по ОФП
74-80
Кроссфит
Общее количество

2
2

70-71
72-73

7
80

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях.
Элементарные сведения о каратэ. История каратэ. История вида спорта, развитие каратэ в
стране и мире, Выдающиеся спортсмены-каратисты. Этикет каратэ.
Историческая справка.
ОФП. Отжимания 15-20 повторений. Приседания 20-30 повторений. Упр. На пресс 20-25
повторений.
Подтягивание в зависимости от возможностей ребенка. Бег, подвижные и спортивные игры.
Сила и формы ее проявления. Методы развития силы. Виды силы: максимальная,
динамическая, взрывная, изометрическа, амортизационная.
Режим
работы
мышц:
преодолевающий,
уступающий,
статический.
Пути
совершенствования силовых способностей. Совершенствование силы.
Изометрическое напряжения в стойках кихон, Перемещения в стойках кихона и в боевой
стойке.
Отжимания в упоре лежа на кулаках, пальцах. Статическое удержания упора лежа на
кулаках, пальцах, локтях. Ходьба на кулаках, ладонях при удержании партнером за ноги
(«тачка»).
Удары по макиваре. Выполнение одиночной и комбинационной техники каратэ, бой с
тенью.
Выполнение техники каратэ с преодолением сопротивления партнера (выполняющего тягу
поясом).
Упражнения из атлетической гимнастики и на преодоление веса собственного тела,
направление на развитие максимальной, взрывной и амортизационной силы и силовой
выносливости мышц, участвующих в движениях основного ударов.
Выполнение ударов руками (одиночные, двойные, тройные).
Сжимание кистью резиновых мячей.
Быстрота и формы ее проявления. Методы развития быстроты. Формы проявления
быстроты: быстрота двигательной реакции, быстрота одиночного движения, быстрота
переключения (реактивная способность мышц), скорость передвижения.
Выносливость и формы ее проявления. Методы развития выносливости. Аэробная,
аэробно-анаэробная, анаэробная выносливость. Методы развития выносливости.
Гибкости и ее методы развития. Понятие о гибкости. Возрастные изменения естественной
гибкости человеческого тела.
Основные упражнения для развития гибкости. Значение гибкости и растяжки в каратэ.
Методы развития гибкости.
Специальная физическая подготовка. Разминка, растяжка.
Базовые удары руки: Сэйкэн-Цки. Уракен. Мороте цуки. Аго цуки. Шуто цуки. Ароши
цуки.
Базовые удары ногами: Хидза-Гэри, Кин-Гэри, Маваши-Гэри, Мае-Гери, Мае-Кьяги, СотоКьяги, Учи-Кьяги.
Блоки: Джодан-Укэ, Сото-Укэ, Учи-Укэ, Гэдан-Бараи.
Ката- передвижение с воображаемым противником.
Стойки: Дзенкуцу Дачи, кибо дачи, Шико дачи, Кокуцу дачи, камайтэ дачи.

17

Обманные действия в бою, Необходимость обманных действия для нейтрализации защиты
противника. Виды обманных действий: ложные удары, финты корпусом, ложные
перемещения, ложное направления взгляда.
Совершенствование
специальной
выносливости,
Выносливость
к
сложнокоординационной
работе большой и субмаксимальной мощности: многократное
выполнение техники шона на месте и в движении, ката, Идо_гейко, кихон, ката,
спарринговых комбинаций.
Участие в соревнованиях, подготовка к выступлению (теоретическая, тактическая,
психологическая).
№
Тема
занятия
1
Вводное занятие.
Техника безопасности.
2-3
Теоретическая подготовка.
История каратэ
4-5
Терминология
6-7
Физическая подготовка
8-9
ОФП
СФП
10-11
Технико-тактическая подготовка
12-15
16-17
18-21
22-23
24-27
28-31
32-33
34-35
36-39
40-41
42-43
44-45
46-47
48-49
50-53
54-55
56-59
60-61
62-65
66-69
70-71

Количество
занятий
1
2
2
2
2
2

Техника
Тактика
Спарринговая подготовка
Стойки
Подготовка к соревнованиям
Ката
Подготовка к Аттестационному экзамену
Подвижные спортивные игры
Эстафеты
Контрольное испытание
Зачет по ОФП
Повторение истории каратэ
Физическая подготовка
ОФП
СФП
Технико-тактическая подготовка

4
2
4

Техника
Тактика
Спарринговая подготовка
Стойки
Подготовка к соревнованиям
Ката
Подготовка к Аттестационному экзамену
Подвижные спортивные игры
Эстафеты

2
4
2

18

2
4
4
2
2
4
2
2
2
2

4
2
4
4
2

Контрольное испытание
Зачет по ОФП
74-80
Кроссфит
Общее количество

2

72-73

7
80

Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной
программы – дополнительной общеразвивающей программы физкультурноспортивной направленности «Киокусинкай каратэ»
Дети знают:
- правила поведения и технику безопасности на занятиях каратэ, подвижные игры, кумитэ;
- историю развития спорта и каратэ в стране и мире;
- базовые положения правил соревнований по каратэ Киокусинкай;
- основы строения организма;
- влияние занятий физической культуры и спортом на развитие физических качеств;
- способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной
функциональной направленностью;
- название технических приемов и стоек каратэ, общетехнические термины;
Дети умеют:
- технические правильно выполнять базовую технику каратэ (кихон) в пределах 11-9 кю и
её комбинации на месте и в движении, формальные комплексы (ката), базовые комбинации
в низкой боевой стойке (Идо-гейко).
- технически правильно выполнять адаптированную ударную технику для спарринга в
воздухе, по лапе, по макиваре, по партнеру.
- технические правильно, своевременно, из корректной боевой стойки, на месте и в
перемещении выполнять технику блокирования ударов противника;
- контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении
физических упражнений;
-пользоваться спортивным инвентарем и оборудованием.
Дети овладеют навыками:
-психологической концентрации;
-комбинаторного мышления;
-рационального использования времени на занятиях;
-овладение методами решения спортивных и боевых задач;
-ощущать себя частью коллектива и осознавать ответственность за свои поступки.

19

7. Оценочные материалы к программе
Сдающие на 11 кю

• Теория
- История каратэ;
- Счет по японский 1 до 10;

• Идо Гейку
Руки
В стойке Дзенкуцу-Дати.
Сэйкэн-Цки Джодан – удар кулаком в голову.
Сэйкэн-Цки Чудан – удар кулаком в живот.
Сэйкэн-Цки Гедан – удар кулаком в нижнюю часть тела.
Моротэ-Цуки – удар двумя руками.
В стойке Дзенкуцу-Дати.
Джодан-Укэ – верхний блок предплечьем (кулак сжат).
Сото-Укэ – блок снаружи внутрь предплечьем на среднем уровне.
Учи-Укэ – блок изнутри наружу предплечьем на среднем уровне.
Гэдан-Бараи – нижний блок предплечьем вперёд.
Ноги
Хидза-Гэри – удар коленом.
Кин-Гэри – удар подъёмом стопы в пах.
Мае-Гэри – прямой удар вперёд в корпус или голову (подушечками пальцев). Знать:
стороны (миги и хидари), стойку Дзенкуцу-Дачи.
Кю
11

Отжимания

Приседания/
выпрыгивание
10

10

Пресс
10

Сдающие на 10 кю

•

Идо Гейку
1. Дзенкуцу-Дати. Перемещение на 3 шага: Ой-цуки, Маватэ, Ой-гедан-барай.
2. Дзенкуцу-Дати. Перемещение на 3 шага: Джодан-укэ, РАЗВОРОТ, Ой Геданбарай.
3. Дзенкуцу-Дати. Перемещение на 3 шага: Сото-укэ, РАЗВОРОТ, Ой Гендан-барай.
4. Дзенкуцу-Дати. Перемещение на 3 шага: Ой Гендан-барай, РАЗВОРОТ, Ой
Гендан-барай.
5. Дзенкуцу-Дати. Перемещение на 3 шага: 1- Джодан-укэ 2- Сото-укэ 3-Ой-цуки,
РАЗВОРОТ, Ой Гендан-барай.
6. Дзенкуцу-Дати. Перемещение на 3 шага: 1- хидза-гери 2- Кин-гери 3-Маэ-гери,
РАЗВОРОТ, Моротэ Гендан-барай.

•

ОФП

Кю

Отжимания

Приседания

Пресс

Прыжок
через пояс

Подтягивания

10

20

20

20

10

5

20

Удар по
мячу
Уровень
своего
роста

Стойка
на руках

30 сек

•

•

Сдающие на 9 кю
Идо Гейку
1. Дзенкуцу-Дати. Перемещение на 3 шага: Моротэ -цуки, Маватэ, Ой-гедан-барай.
2. Дзенкуцу-Дати. Перемещение на 3 шага: Джодан Ой-цуки, Чудан Ой-цуки, Гедан
Ой-цуки РАЗВОРОТ, Ой Гедан-барай.
3. Дзенкуцу-Дати. Перемещение Гяку-цуки.
4. Кокуцу-Дати. Перемещение на 3 шага: Учи-укэ.
5. Кокуцу-Дати. Перемещение Хидза-гери ( с шагом задней ноги).
6. Кокуцу-Дати. Перемещение Маэ-гери с передней ноги.
ОФП

Кю

Отжимания

Приседания

Пресс

Прыжок
через пояс

Подтягивания

9

30

30

30

10

5

21

Удар по
мячу
Уровень
своего
роста

Стойка
на руках

30 сек

8.Методическое обеспечение программы
Автор, название, год издания: учебного, учебно-методического
издания и (или) наименование электронного образовательного,
информационного ресурса (группы электронных
образовательных, информационных ресурсов)
Учебные, учебно-методические издания
1. Масутацу Ояма, «Философия Каратэ», изд. «Роза» 1993 г.
2. Масутацу Ояма, «Это Каратэ», изд. «Гранд-Фиар» 2004 г.
3 Масутацу Ояма, «Советы для молодежи. Путь к истине», изд.
«Кислород», 2020 г.
4.Белый К.В, «Система многолетней подготовки в киокусинкай.
Спорт и традиции», изд. «Спорт», 2023

22

Вид образовательного
и информационного
ресурса
(печатный/
электронный)
печатный
печатный
печатный
печатный

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».