2 Структура дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Весёлый оркестр - Играйка» 1.Содержание, объем дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности "Весёлый оркестр - Играйка" 3 2.Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности "Весёлый оркестр - Играйка" 3.Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности "Весёлый оркестр - Играйка" 4.Учебный план 5.Календарный учебный график 6.Рабочая программа педагога по реализации дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности "Весёлый оркестр - Играйка" 7.Оценочные материалы к программе 8.Методические материалы к программе 7 8 12 12 13 23 25 3 1.Содержание и объем дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Весёлый оркестр - Играйка» В программе представлена работа по следующим направлениям: - развитие чувства темпа и метра; - развитие чувства ритма; - развитие звуковысотного слуха; - развитие тембра; - развитие динамического чувства. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Игровой метод придает образовательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и усвоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка. Программа построена по принципу «от простого к сложному». Год от года требования к игре детей на детских музыкальных инструментах повышаются, увеличивается число и разновидности осваиваемых инструментов. 1-й год обучения (ранний возраст) На первом году обучения дети знакомятся с ударно-шумовыми инструментами (погремушка, колокольчики, музыкальные молоточки, бубен). Закрепляются знания детей о музыкальных игрушках (неваляшки, шарманки, музыкальные волчки). 2-й год обучения (младшая группа) На втором году обучения дети продолжают учиться играть на ударно-шумовых инструментах (бубен, барабан, погремушка, колокольчики, музыкальные молоточки, треугольник). Дети овладевают навыками игры на металлофоне, учатся воспроизводить ритмический рисунок музыкальных произведений. 3-й год обучения (средняя группа) На третьем году обучения задачи второго года сохраняются, но они расширяются и углубляются. 4-й год обучения (старшая группа). На четвертом году обучения ставятся новые, более сложные задачи. Дети овладевают практическими навыками игры на ксилофонах. Добавляются другие ударно-шумовые инструменты (треугольник, бубенцы, коробочки, колотушки, ложки, тарелки, маракасы, кастаньеты). Дети учатся воспроизводить не только ритмический рисунок, но и мелодическую линию учатся соблюдать общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать игру. 5-й год обучения (подготовительная группа) На последнем году обучения еще более усложняются приемы игры на всех детских музыкальных инструментах, закрепляются и совершенствуются навыки игры, расширяется репертуар. Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Весёлый оркестр Играйка» (далее - Программа) разработана на основе методических пособий И. Каплуновой и И. Новоскольцевой «Этот удивительный ритм» и «Наш веселый оркестр». Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое 4 восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание. Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Актуальность. Программа соответствует государственной политике в области дополнительного образования, социальному заказу общества и ориентирована на удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей. Речь идёт о новых тенденциях музыкальной жизни общества, позволяющих говорить о качественном уровне насыщения «звуковой среды», в которой формируется личность будущего музыканта и слушателя. При разработке программы были использованы основные научные подходы к развитию детей дошкольного возраста. Среди которых: • концепция Л.А. Венгера о развитии способностей, согласно которой основной линией в развитии ребёнка являются способности (в отличие от знаний, умений и навыков); • теория А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, согласно которой основной путь развития ребёнка – это его обогащение, наполнение наиболее значительными для дошкольника формами и способами деятельности; • исследования психологов А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца о том, что развитие ребёнка происходит в присущей ему деятельности – в первую очередь в игре. Направленность Программа имеет художественную направленность. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах (далее - ДМИ), дети открывают для себя удивительный мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, музыкально — ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм. Для многих детей игра на ДМИ помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. Адресат программы Программа предусматривает обучение детей от 2 до 7 лет. Ожидаемое количество детей в одной группе: 10 человек. К освоению Программы допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования. Форма организации занятий: групповая. Допускается формирование разновозрастных групп. В разновозрастных группах применяется методика дифференцированного обучения: при такой организации образовательного процесса педагог излагает новый материал всем обучающимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого). 5 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселый оркестр - Играйка» разработана в соответствии с нормативными документами: 1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; 3.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года N 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»; 4.Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»; 5.Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г. № 652н «Профессиональный стандарт. Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации №629 от 27.07.2022 года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 7.Устав и локальные нормативные, распорядительные акты Березовского муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 39 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников». Цель и задачи программы Цель: развитие музыкальных способностей детей через игру на детских музыкальных инструментах. Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных задач: Образовательные: - создать условия для развития творческой активности детей, обучающихся игре на детских музыкальных инструментах, а также поэтапного освоения программы по возрастным группам; обучить детей приемам игры на детских музыкальных инструментах; Развивающие: · развивать у детей интерес к игре в ансамбле; · развивать эмоциональную отзывчивость на исполнение музыкальных произведений; · развивать творческие способности. Воспитательные: · учить детей взаимодействовать друг с другом, · развивать навыки коммуникации во время игры на детских музыкальных инструментах. Формы обучения Обучение по программе осуществляется в очной форме. Возможно использование дистанционных образовательных технологий. Виды занятий 6 - учебное занятие; - открытое занятие; - выступления на праздниках; - показательные выступления. Методы и формы работы При планировании методов реализации программы учитываются возрастные, индивидуальные особенности воспитанников и специфика их образовательных потребностей и интересов. Использование только игровых методов в работе не может привести к ожидаемым результатам. Игровые методы должны быть составной частью целой системы методов: объяснительно-иллюстративных, репродуктивных, игровых, творческих: - Объяснительно-иллюстративные методы используются педагогом на начальном этапе: показ на инструменте, рассказ о произведении, объяснение правил игры на том или ином детском инструменте, объяснение движения мелодии и так далее. Тут очень важно правильно подобрать слова, сочетания слов, чтобы ярко, образно, эмоционально передать ребёнку содержание произведения, добиться быстрого запоминания музыкального материала. - Репродуктивные методы включаются в работу на следующем этапе: практическом. После запоминания, анализа музыкального произведения воспитанниками педагог контролирует их практическую деятельность по овладению музыкальными умениями, в том числе – игра наизусть. На этом этапе педагог рекомендует ритмические приёмы, облегчающие и ускоряющие заучивание, включает не только моторную (двигательную), но и часто музыкальную память (слуховую). Детям дошкольного возраста свойственна свободная творческая деятельность, которая проявляется интуитивно в играх, в движении под музыку, в фантазии и импровизации при выполнении различных заданий. Педагогу необходимо руководить творческими поисками детей, стимулировать и направлять их фантазию. Практические навыки, приобретённые в процессе интуитивной творческой деятельности, постепенно приведут детей к осознанному творчеству. Необходимо поощрять и одобрять проявление творческой инициативы детей. ИКТ обеспечивают личностно-ориентированный подход, позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. С помощью обучающих мультимедийных программ учащиеся знакомятся с основами музыкальной грамоты: - Более прочному усвоению музыкальных понятий и терминов способствуют мультимедийные дидактические игры: «Угадай, что звучит», «Короткие и длинные звуки», «3 медведя», «Песня, танец, марш», «Весело -грустно» и др. Благодаря методу наглядности у детей активнее развиваются музыкальносенсорные и общие музыкальные способности: ладовысотный, звуковысотный и тембровый слух, чувство ритма. Компьютерные презентации и игры помогают запоминать названия музыкальных инструментов, вовремя вступать, соблюдать общий темп и динамику при игре в оркестре. В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми Мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие. Необычные инструменты, созданные своими руками, занимают важное место в составе детского шумового оркестра. 7 2.Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Весёлый оркестр - Играйка» Планируемые результаты обучения: − ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: – игре, общении и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; − у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; − исполняет ритмические упражнения под музыку; − умеет хлопать и топать в такт музыки, ритмично двигаться в различных музыкальных темпах; − хорошо ориентируется в зале при проведении музыкальных игр и умеют представить различные образы; − передает характер музыкального произведения; − выполняет специальные упражнения для согласования движений с музыкой; − ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; − знает правила безопасности при занятиях с предметами и без предметов. Планируемые результаты освоения программы детьми первого года обучения (ранний возраст, 2-3 года): -свободно владеют приемами игры на погремушке, бубне, деревянных ложках, колокольчиках, музыкальных молоточках, барабане; -умеют начинать и заканчивать исполнение в соответствии с основной темой на фортепиано. Планируемые результаты освоения программы детьми второго года обучения (младший дошкольный возраст, 3-4 года): - свободно владеют приемами игры на погремушке, бубне, барабане, деревянных ложках, колокольчиках, металлофоне. Передают в игре четкий ритм, умеют начинать и заканчивать исполнение в соответствии с основной темой на фортепиано. Умеют подбирать простейшие попевки. По тембру и внешнему виду легко различают инструменты. Планируемые результаты освоения программы детьми третьего года обучения (средний возраста, 4-5 лет): - знают о назначении отдельных музыкальных инструментов. Свободно владеют приемами игры на погремушке, бубне, барабане, деревянных ложках, колокольчиках, металлофоне, ксилофоне. Передают в игре четкий ритм, умеют начинать и заканчивать исполнение в соответствии с основной темой на фортепиано. Умеют подбирать простейшие попевки. По тембру и внешнему виду легко различают инструменты. Планируемые результаты освоения программы детьми четвертого года обучения (старший дошкольный возраст, 5-6 лет): - учатся слушать и играть в ансамбле, не перебивая друг друга своим инструментом. Пополняют музыкальный багаж новыми произведениями. Передают в игре более сложный ритм, держат темп от начала до конца произведения, стараются играть с динамикой. С удовольствием выступают на публике. Умеют аккомпанировать своему пению. 8 Планируемые результаты освоения программы детьми пятого года обучения (подготовительный возраст, 6-7 лет): - знают, что такое оркестр, его виды. Четко представляют расположение инструментов в оркестре, а также свое место в детском оркестре. Умеют оркестровывать произведение. Свободно владеют разными приемами игры. Проявляют творческие способности при изготовлении инструментов своими руками. Способны запомнить большое количество мелодий. Обладают сценической выдержкой, могут выдержать в едином темпе и характере все произведение, хорошо чувствуют динамические отклонения. В результате занятий у детей дошкольного возраста должен сформироваться устойчивый интерес к инструментальному музицированию и потребность в этой деятельности. Используемые формы и методы работы будут способствовать: - формированию чувства коллективизма, сплоченности дошкольников и умению следовать общей идее; - развитию общих и музыкальных способностей. - развитию интереса к игре на музыкальных инструментах; - воспитанию у детей веры в свои силы, в свои творческие способности. В процессе занятий дети овладевают следующими навыками: · знакомятся с названиями музыкальных инструментов и правилами их хранения; · овладевают приемами игры на музыкальных инструментах (маракас, бубен, металлофон, треугольник, барабан, деревянные ложки); ·овладевают навыками ансамблевого исполнения; · понимают дирижерский жест руководителя, выразительные особенности звукоизвлечения и звуковедения. В результате целенаправленной работы у обучающихся будет сформирован устойчивый интерес к инструментальному музицированию как форме коллективной художественной деятельности, эмоционально-ценностное восприятие окружающего мира и себя в нем, навыки самоорганизации и сотрудничества, опыт успешного игрового поведения. Они познакомятся с элементами музыкальной грамоты и выразительными средствами музыки, обучатся приемам игры на музыкальных и шумовых инструментах. 3. Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности "Весёлый оркестр - Играйка" Срок реализации программы Программа рассчитана на 5 лет обучения. Объем Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы, составляет 420 часов, из них: -1 год обучения – 84 учебных часа; -2 год обучения – 84 учебных часа; -3 год обучения – 84 учебных часа; -4 год обучения – 84 учебных часа; 9 -5 год обучения – 84 учебных часа. Режим занятий Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 учебному часу. Учебный час равен: -первый год обучения (2-3 года) - 10 минут; -второй год обучения (3-4 года) - 15 минут; -третий год обучения (4-5 лет) – 20 минут; -четвертый год обучения (5-6 лет) – 25 минут; -пятый год обучения (6-7 лет) – 30 минут. Формы обучения Обучение по программе осуществляется в очной форме. Возможно использование дистанционных образовательных технологий. Виды занятий - учебное занятие; - открытое занятие; - выступления на утренниках, праздниках; - показательные выступления. Программа является инструментом целевого развития индивидуальных способностей детей в игре на детских музыкальных инструментах. Занятия по дополнительному образованию проводятся в музыкальном зале. Рабочее место педагога оснащено современными техническими средствами обучения (ноутбук, проектор). Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала соответствует интересам и потребностям детей, целям и задачам Программы, а также, способствует трансформации знаний, умений в опыт. Требования к педагогу дополнительного образования, осуществляемому реализацию Программы Должностные обязанности. Осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников в соответствии со своей образовательной программой, развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует состав обучающихся, воспитанников кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения и принимает меры по сохранению контингента обучающихся, воспитанников в течение срока обучения. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий. Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся, воспитанников. Участвует в разработке и реализации образовательных программ. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение. Выявляет творческие способности обучающихся, воспитанников, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Организует разные виды деятельности обучающихся, воспитанников, ориентируясь на их личности, осуществляет развитие мотивации их познавательных интересов, способностей. Организует самостоятельную деятельность обучающихся, воспитанников, в том числе исследовательскую, 10 включает в учебный процесс проблемное обучение, осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает с обучающимися, воспитанниками актуальные события современности. Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников. Оценивает эффективность обучения, учитывая овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым обучающимся, воспитанникам, а также обучающимся, воспитанникам, имеющим отклонения в развитии. Организует участие обучающихся, воспитанников в массовых мероприятиях. Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности. При выполнении обязанностей старшего педагога дополнительного образования наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по должности педагога дополнительного образования, осуществляет координацию деятельности педагогов дополнительного образования, других педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательного учреждения. Оказывает методическую помощь педагогам дополнительного образования, способствует обобщению передового их педагогического опыта и повышению квалификации, развитию их творческих инициатив. Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность, Конвенцию о правах ребенка, возрастную и специальную педагогику и психологию, физиологию, гигиену, специфику развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников, основы их творческой деятельности, методику поиска и поддержки молодых талантов, содержание учебной программы, методику и организацию дополнительного образования детей, научно-технической, эстетической, туристскокраеведческой, оздоровительно-спортивной, досуговой деятельности, программы занятий кружков, секций, студий, клубных объединений, деятельность детских коллективов, организаций и ассоциаций, методы развития мастерства, современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода, методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями, лицами, их заменяющими, коллегами по работе, технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения, технологии педагогической диагностики, основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием, правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, правила по охране труда и пожарной безопасности. Требования к Высшее образование или среднее профессиональное образование образованию и в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего обучению образования и специальностей среднего профессионального 11 образования "Образование и педагогические науки" или Высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки "Образование и педагогические науки" Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе в соответствии с Федеральным законом об образовании привлекать к занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедших промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего образования направленности дополнительной общеобразовательной программы определяется указанными организациями (в ред. Приказа Минпросвещения России от 30.09.2020 N 533) Организация образовательного процесса происходит в музыкальном зале, расположенном на первом этаже здания БМАДОУ «Детский сад № 39» г. Березовский. Материально-техническое обеспечение программы: • стол; • стулья; • проектор, экран; • ноутбук; • фортепиано; • музыкальные инструменты разных видов; • дидактические игры для обучения игре на музыкальных инструментах; • комплект методической литературы. 12 4.Учебный план дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Весёлый оркестр - Играйка» Режим образовательной деятельности: 2 раза в неделю, во второй половине дня. Общее количество занятий в неделю – 2. Общее количество занятий в месяц – 8. Количество часов по возрастным группам: - младший дошкольный возраст – 84 часа, - средний дошкольный возраст – 84 часа, - старший дошкольный возраст – 84 часа, - подготовительная к школе группа - 84 часа. Общее количество занятий за весь период обучения – 336 часов. Продолжительность учебного времени: 42 учебные недели. 5.Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год Начало учебного года Окончание учебного года Продолжительность учебного года Продолжительность учебной недели Выходные и нерабочие праздничные дни Педагогический мониторинг 2 сентября 2024 года 11 июля 2025 года 42 учебные недели 5 дней 4 ноября, 30 декабря - 8 января, 1, 2, 8, 9 мая, 12 -13 июня 4 недели 13 6.Рабочая программа педагога по реализации дополнительной общеобразовательной программе – дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности «Весёлый оркестр – Играйка» Тематический план образовательной деятельности в группе раннего возраста (2-3 года) Количество занятий: 2 занятия в неделю Продолжительность занятия: 10 минут №п/п Название темы Цели Кол-во занятий Кол-во минут 1 Беседа о предстоящей деятельности Вызвать интерес детей к занятиям. 1 10 2-5 Знакомство с приемами игры на погремушке Овладеть различными приемами игры на погремушке 4 40 6-9 Освоение основных приемов игры на бубне (удар кулачком по донцу) Учить правильно держать бубен в руке. 4 40 10-12 Освоение приема «встряхивание» Добиваться игры без кистевого напряжения 3 30 13-16 Знакомство с игрой на колокольчиках. Показ приемов игры. Учить правильно держать колокольчик: вертикально, без зажима, свободно потряхивать и ставить на ладошку 4 40 17-20 Закрепление навыков игры на колокольчиках Совершенствовать приёмы игры 4 40 21-24 Знакомство игры на музыкальных молоточках Учить правильно держать молоточек в руке, ударять по ладошке. 4 40 25-28 Закрепление навыков игры на молоточках Совершенствовать приёмы игры 4 40 29-32 Знакомство с деревянными ложками Познакомить с народными коллективами 4 40 33-36 Знакомство с игрой на деревянных ложках. Учить правильно держать ложки, освоить прием «ладушки» 4 40 37-39 Закрепление основных приемов Закрепить полученные навыки 3 30 14 40-43 Знакомство с игрой на барабане Освоить приёмы: одновременные и поочередные удары 4 40 44-47 Закрепление навыков игры на барабане Совершенствовать приёмы игры 4 40 48-50 Показ видеороликов «Веселый оркестр» Познакомить детей с понятием «оркестр» 3 30 51-54 Показ видеоматериала «Музыкальные инструменты» Учить узнавать инструменты по внешнему виду и по тембру звучания. 4 40 55-62 Повторение всех приемов игры на погремушках, бубне, колокольчиках, барабане, молоточках, ложках. Закрепить полученные навыки игры на инструментах 8 1 час 20мин 63-66 Знакомство с низкими и высокими звуками Развивать звуковысотный слух 4 40 67-70 Просмотр видеоматериала «музыкальные инструменты» Различать понятия «тихо» и «громко» 4 40 71-74 Игры на развитие чувство ритма, музыкальнодидактические игры Развивать чувство ритма 4 40 75-78 «Играй, наш оркестр!» Развивать умение играть в ансамбле. 4 40 79-84 Что умеем-то покажем! Закрепить полученные навыки игры на инструментах 6 1 час Всего занятий: 84 15 Тематический план образовательной деятельности в группе младшего возраста (3-4 года) Количество занятий: 2 занятия в неделю Продолжительность занятия: 15 минута №п/п Название темы 1 Организационное занятие. Беседа о предстоящей деятельности Знакомство с музыкальными инструментами Освоение основных приемов игры на маракасе Кол-во занятий 1 Кол-во минут 15 Рассказать детям об инструментах, на которых они будут играть Учить правильно держать маракас в руке, не зажимая кисть Добиваться игры без кистевого напряжения Учить правильно держать бубен в руке. 4 60 4 60 3 45 4 60 Учить правильно держать треугольник: вертикально, без зажима, правильно держать палочку 21-24 Закрепление навыков игры Совершенствовать приёмы на треугольнике игры, развивать самостоятельность в исполнении. 25-27 Знакомство с Учить правильно держать музыкальными молоточек в руке, ударять по молоточками ладошке. 28-29 Закрепление навыков игры Совершенствовать приёмы на молоточках игры 30-33 Знакомство с деревянными Познакомить с народными ложками коллективами ложкарей 34-37 Знакомство с игрой на Учить правильно держать деревянных ложках. ложки, освоить прием «ладушки» 38-41 Знакомство с Обучить правильному металлофоном. Низкие и положению молоточка в руке, высокие звуки. выполнить подготовительные упражнения. 42-45 Освоить основные приемы Развивать звуковысотный слух. игры 46-49 Совершенствовать приемы Стремиться к красивому звуку. игры на металлофоне. 50-53 Знакомство с игрой на Освоить приёмы: 4 60 4 60 3 45 2 30 4 60 4 60 4 60 4 60 4 60 4 60 2-5 6-9 10-12 Освоение приема «встряхивание» 13-16 Освоение основных приемов игры на бубне (удар ладошкой, кулачком по донцу) 17-20 Знакомство с треугольником Показ приемов игры. Цели Вызвать интерес детей к занятиям. 16 барабане 54-55 Закрепление навыков игры на барабане 56-57 Показ видеороликов «Веселый оркестр» 58-59 Показ видеоматериала «Музыкальные инструменты» 60-63 Повторение всех приемов игры на маракасах, бубне, треугольнике, барабане, молоточках, ложках, металлофоне 64-67 Знакомство с низкими и высокими звуками 68-70 Просмотр видеоматериала «музыкальные инструменты» 71-74 Игры на развитие чувство ритма, музыкальнодидактические игры 75-78 «Играй, наш оркестр!» 79-84 Что умеем-то покажем! Всего занятий: одновременные и поочередные удары Совершенствовать приёмы игры Познакомить детей с понятием «оркестр» Учить узнавать инструменты по внешнему виду и по тембру звучания. Закрепить полученные навыки игры на инструментах 2 30 2 30 2 30 4 1ч Развивать звуковысотный слух 4 60 Различать понятия «тихо» и «громко» 3 45 Развивать чувство ритма 4 60 Развивать умение играть в ансамбле. Закрепить полученные навыки игры на инструментах 4 60 6 1ч 30мин 84 17 Тематический план образовательной деятельности в группе среднего дошкольного возраста (4-5 лет) Количество занятий: 2 занятия в неделю Продолжительность занятия: 20 минут №п/п Название темы 1 2-5 6-9 10-12 13-15 16-19 20-21 22-25 26-27 28-31 32-35 36-39 40-43 44-46 47-49 Кол-во занятий 1 Кол-во минут 20 Рассказать детям об инструментах, на которых они будут играть Учить правильно держать маракас в руке, не зажимая кисть Добиваться игры без кистевого напряжения Учить правильно держать бубен в руке. 4 1 час 20мин 4 1 час 20мин 3 60 3 60 Учить правильно держать колокольчик: крепко, вертикально. Учить различать их по цвету и звуку. Совершенствовать приёмы игры, развивать самостоятельность в исполнении. Знакомство с Учить правильно держать треугольником треугольник в руке, ударять по нему палочкой Освоение новых навыков Совершенствовать приёмы игры на треугольнике игры Знакомство с деревянными Познакомить с народными ложками коллективами ложкарей Знакомство с игрой на Учить правильно держать деревянных ложках. ложки, освоить прием «ладушки» Знакомство с Обучить правильному металлофоном. Низкие и положению молоточка в руке, высокие звуки. выполнить подготовительные упражнения. Освоить основные приемы Развивать звуковысотный слух, игры (удары, глиссандо) учить подбирать простейшие попевки Совершенствовать приемы Стремиться к красивому звуку. игры на металлофоне. Знакомство с игрой на Освоить приёмы: 4 1 час 20мин 2 40 4 1 час 20мин 2 40 4 1 час 20мин 1 час 20мин Организационное занятие. Беседа о предстоящей деятельности Знакомство с музыкальными инструментами Освоение основных приемов игры на маракасе Освоение приема «встряхивание» Освоение основных приемов игры на бубне (удар ладошкой, кулачком по донцу) Знакомство с диатоническими колокольчиками. Показ приемов игры Закрепление навыков игры на колокольчиках Цели Вызвать интерес детей к занятиям. 4 4 1 час 20мин 4 1 час 20мин 3 60 3 60 18 50-52 53-56 57-59 60-61 62-63 барабане (одной, двумя руками) Закрепление навыков игры на барабане Знакомство с трещотками одновременные и поочередные удары Совершенствовать приёмы игры Освоить приёмы игры Совершенствовать приемы игры на трещотках Показ видеороликов «Веселый оркестр» Показ видеоматериала «Музыкальные инструменты» Учиться играть на трещотке ритмично Познакомить детей с понятием «оркестр» Учить узнавать инструменты по внешнему виду и по тембру звучания, различать понятия «тихо» и «громко» Закрепить полученные навыки игры на инструментах 76-79 Повторение всех приемов игры на маракасах, бубне, треугольнике, барабане, молоточках, ложках, металлофоне, трещотках Знакомство с низкими и высокими звуками Игры на развитие чувство ритма, музыкальнодидактические игры «Играй, наш оркестр!» 80-84 Что умеем-то покажем! 64-67 68-71 72-75 Всего занятий: 3 60 4 3 1 час 20мин 60 2 40 2 40 4 1час 20мин Развивать звуковысотный слух 4 Развивать чувство ритма 4 1 час 20мин 1 час 20мин Развивать умение играть в ансамбле. Закрепить полученные навыки игры на инструментах 4 5 84 1 час 20мин 1 часа 40мин 19 Тематический план образовательной деятельности в группе старшего дошкольного возраста (5-6 лет) Количество занятий: 2 занятия в неделю Продолжительность занятия: 25 минут №п/п Название темы 1 Организационное занятие. Беседа о предстоящей деятельности Повторение основных приемов игры на инструментах Исполнение произведений из репертуара предыдущего года 2-5 6-11 12-15 Знакомство с кастаньетами 16-19 Освоение приемов игры на кастаньетах 20-24 Поэтапное разучивание нового произведения на различных инструментах определенными приемами 25-26 Знакомство с новым инструментом - коробочка 27-30 Закрепление навыков игры на коробочке 31-34 Работа над ритмическим ансамблем, одновременным вступлением и окончанием 35-38 Обучение новым приемам игры на металлофоне. Глиссандо, трель, по нотам 39-42 Низкие и высокие звуки 43-46 Ритмический и динамический ансамбль 47-48 Звуки различных Цели Кол-во занятий 1 Кол-во минут 25 Закреплять технику игры 4 1 час 40мин Стимулировать детей к самостоятельному исполнению, повторить пройденный материал Познакомить с историей возникновения инструмента Научить правильно держать инструмент в руке, извлекать звуки на нём Учиться применять полученные навыки на новом репертуаре 6 2ч 30мин 4 1 час 40мин 1 час 40мин 5 2ч 5мин Учиться правильно держать коробочку и палочку в руках Учиться ритмично играть 2 50 мин 4 Развивать метро -ритмический слух, умение слышать друг друга 4 1 час 40мин 1 час 40мин Совершенствовать игру на металлофоне 4 1 час 40мин Развивать звуковысотный слух 4 Развивать метро -ритмический слух, умение слышать друг друга, учить аккомпанировать себе в пении Развивать воображение, 4 1 час 40мин 1 час 40мин Вызвать интерес детей к занятиям. 4 2 50 мин 20 49-52 53-56 57-60 61-64 инструментов в голосах природы Разучивание новой пьесы. Распределение инструментов Поэтапное разучивание всех партий Учимся слушать тишину во время исполнения партии других инструментов Повторение и закрепление ранее выученных произведений и приёмов 65-67 Знакомство с новыми приёмами игры на ложках. Применение их на музыкальном материале. 68-72 Работа над слаженным ансамблем, чистотой исполнения. Повторение всех ранее выученных произведений. 73-74 Показ видеоматериала «Музыкальные инструменты» 75-78 Игры на развитие чувство ритма, музыкальнодидактические игры 79-84 Подготовка к выступлениям. «Играй, наш оркестр!» Всего занятий: творческие способности, сенсорный слух. Учить оркестровывать произведение. Пополнять музыкальный «багаж» Развивать исполнительские навыки, музыкальную память Воспитывать культуру исполнения, чувство ансамбля 4 1 час 40 мин 4 1 час 40мин 1 час 40мин 4 Развивать исполнительские навыки, музыкальную память. Учить справляться со сценическим волнением Расширять знания и умения игры на инструментах 4 1 час 40 мин 3 1 час 15мин Воспитывать культуру исполнения, чувство ансамбля 5 2 часа 5 мин Учить узнавать инструменты по внешнему виду и по тембру звучания. Развивать чувство ритма 2 50 мин 4 1 час 40мин Развивать умение играть в ансамбле. 6 2 часа 30мин 84 21 Тематический план образовательной деятельности в подготовительной к школе группе (6-7 лет) Количество занятий: 2 занятия в неделю Продолжительность занятия: 30 минут №п/п Название темы 1 2-5 6-9 10-13 14-16 17-19 20-23 24-27 28-29 30-33 34-37 38-41 42-45 Цели Кол-во занятий Организационное занятие. Вызвать интерес детей к 1 Беседа о предстоящей занятиям. Познакомить с деятельности видами оркестров, показать видеоролик Повторение основных Закреплять технику игры 4 приемов игры на знакомых инструментах Исполнение ансамблем Закреплять технику игры 4 произведений из репертуара предыдущего года Знакомство с ксилофоном, Расширять знания и умения 4 тарелками детей, их исполнительские возможности Освоение приемов игры Научить правильно держать 3 на ксилофоне инструмент, извлекать из него звуки с помощью палочки. Освоение приемов игры Научить правильно держать 3 на тарелках инструмент двумя руками Поэтапное разучивание Учиться применять 4 нового произведения на полученные навыки на новом различных инструментах репертуаре определенными приемами Работа над ритмом, Развивать метро -ритмический 4 динамикой, сольное слух, умение слышать друг исполнение каждой друга партии Размещение участников Приучить детей к своим 2 детского оркестра местам в оркестре Продолжение работы над Развивать исполнительские 4 репертуаром. навыки, музыкальную память. Выступление на публике Учить справляться со сценическим волнением Знакомство с Расширять знания и умения 4 инструментами: рубель, детей, их исполнительские колотушка возможности Освоение приемов игры Научиться ритмично играть на 4 на рубеле и колотушке инструментах Разучивание новой пьесы Обобщить все полученные 4 с применением всех знания и умения. знакомых инструментов Оркестровать новый муз. материал Кол-во минут 30 2 часа 2 часа 2 часа 1 час 30мин 1 час 30 мин 2 часа 2 часа 1 час 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 22 46-49 50-52 Музыкальные инструменты руками Музыка в природы своими голосах 53-56 Работа над слаженным исполнением оркестра 57-59 Показ видеоматериала «Музыкальные инструменты» Игры на развитие чувство ритма, музыкальнодидактические игры Музыкальные слова 60-63 64-67 68-71 Повторение и закрепление ранее выученных произведений и приёмов 72-75 Работа над артистизмом и выразительностью 76-81 Подготовка к концерту 82-84 Отчетный концерт Всего занятий: Развивать воображение, фантазию, творческие способности Развивать слуховое воображение. Привлечь внимание детей к красоте звуков природы, слышать в голосах природы звуки различных инструментов Воспитывать культуру исполнения, эмоциональное отношение к выступлению Учить узнавать инструменты по внешнему виду и по тембру звучания. Развивать ритмический, тембровый, регистровый, звуковысотный слух. Учить воспроизводить ритм слов на различных инструментах Развивать исполнительские навыки, музыкальную память. Учить справляться со сценическим волнением Развивать эмоциональную выразительность и артистизм, умение держаться на сцене Расширять знания и умения игры на инструментах Доставить детям и зрителям радость 84 4 2 часа 3 1 час 30мин 4 2 часа 3 1 час 30мин 4 2 часа 4 2 часа 4 2 часа 4 2 часа 6 3 часа 3 1 час 30 мин 7. Оценочные материалы к программе Педагогическая диагностика обучающихся проводится с целью контроля знаний обучающихся и проверки результативности обучения посредством диагностического инструментария. Диагностический инструментарий включает в себя следующие формы: ➢ наблюдение с фиксацией результатов; ➢ проведение праздников; ➢ участие в конкурсах и мероприятиях на различных уровнях; ➢ проведение открытых занятий для родителей. Цель диагностики в начале года – выявление уровня сформированности навыков в игре детей на инструментах, знания названий музыкальных инструментов. Цель итоговой диагностики – выявление уровня обученности усвоения при прохождении курса программы и проведение анализа. 1 – входная диагностика (сентябрь); 2 – итоговая диагностика (май). Критерии оценивания: 3 балла – ребенок справился с заданием без помощи педагога; 2 балла – ребенок частично справился с заданием или при подсказке педагога; 1 балл – ребенок не справился с заданием. Результаты диагностики записываются в таблицу и оцениваются по 3-х бальной системе: 19-21баллов – высокий уровень; 15-18 балла – средний уровень; 7-14 балл – низкий уровень. По итогам диагностики выделяются три уровня овладения навыками: 1 уровень – высокий 19-21 баллов. (Адекватное исполнение ребёнком своей партии в умеренном, быстром и медленном темпах, а также с ускорением и замедлением. Точное, безошибочное воспроизведение ритмического рисунка одними ладошками. Опевание, последовательное и скачкообразное исполнение мелодических линий в диапазоне октавы и более. Самостоятельно определяет тембровые соотношения в исполнении предъявленного музыкального фрагмента. Правильное динамическое исполнение "крещендо" и "диминуэндо") 2 уровень – средний 15-18 баллов. (Правильное исполнение произведения только в двух темпах (например, умеренном и быстром или умеренном и медленном), воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса Опевание тоники и последовательное исполнение мелодии (вверх- вниз по направлению к тонике) в удобном для ребёнка диапазоне. Определяет тембровые соотношения при незначительной помощи педагога, свободно исполняет контрастную динамику, с некоторым затруднением – динамическое ослабление и усиление) 3 уровень – низкий 7-14 баллов. (Ситуативно-сбивчивое, но завершённое исполнение песенки только в умеренном темпе (допускаются метрические ошибки в 2-4 тактах). Правильное метрическое исполнение с пением 4-5 тактов. Последовательное исполнение звуков вверх или вниз по направлению к тоническому звуку в диапазоне терции. Затрудняется определить тембровые соотношения даже с помощью педагога. Верное исполнение контрастной динамики "форте-пиано") Протокол диагностического обследования детей 2 -7 лет по дополнительной общеобразовательной программе дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности «Весёлый оркестр - Играйка» на 2024/2025 учебный год № Фамилия, Период Темп и ритм Творческая Исполнительские Тембр Музицирование на Итого п./п. имя (умеет активность навыки (различает на детских (сумма ребенка исполнять (проявляет (владеет слух тембры инструментах балов) ритмическую интерес и различными знакомых (умеет пульсацию, желание играть приемами инструментов) музицировать в простейший на детских исполнения) ансамбле, умеет ритмический музыкальных исполнять соло на рисунок) инструментах) выбранном инструменте) 8.Методическое обеспечение программы Автор, название, год издания: учебного, учебноВид образовательного и методического издания и (или) наименование электронного информационного ресурса образовательного, информационного ресурса (группы (печатный/ электронный) электронных образовательных, информационных ресурсов) Учебные, учебно-методические издания 1. И. М. Каплунова «Наш веселый оркестр» методическое печатный пособие с аудио- (2CD) и видео- (DVD) с приложениями для музыкальных руководителей. I часть, II часть. СПБ Невская нота, 2013 2. И. М. Каплунова «Наглядные пособия по ритму» печатный Приложение к книге «Этот удивительный ритм» (методическое пособие для музыкальных руководителей детских садов) 3. И. М. Каплунова «Ансамбль ложкарей» методическое печатный пособие с аудио приложением (CD) для музыкальных руководителей. СПБ Невская нота, 2015 4. И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Этот печатный удивительный ритм» (пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений) СПБ. Композитор 2005г 5. И. М. Каплунова, Новоскольцева И. А. Весёлые нотки. печатный Санкт – Петербург «Невская нота», 2011 г. – 121 с. 26