12.04.2022
В настоящее время изменился подход к коррекционному обучению и
воспитанию, вырос интерес к проблеме оказания педагогической помощи детям с ограниченными
возможностями здоровья. Чаще всего эти дети слабо владеют навыками
самообслуживания и личной гигиены, не все умеют умываться, чистить зубы,
следить за состоянием чистоты своего тела. У них не сформированы умения видеть
недостатки в своей одежде и своевременно обращаться за помощью к воспитателю.
Для более полноценного развития дети данной категории должны
обладать определенными умениями и навыками. Поэтому максимальное овладение
социально-бытовыми умениями и навыками, умение ориентироваться в окружающем
мире самостоятельно, насколько это возможно, — это основная цель работы
воспитателей с детьми дошкольного возраста с ОВЗ. Так как подход к таким детям
несколько иной, чем для нормо типично развивающихся сверстников, очевидно, что
для решения данной проблемы педагогам необходимо выбирать наиболее оптимальные
условия и формы обучения и воспитания, обеспечивающие адаптацию таких детей в
социуме.
При формировании вышеуказанных навыков в воспитательном процессе
можно применять такие методы и приемы, как дидактические игры, специальные
упражнения и игровые ситуации, способствующие развитию положительного
эмоционального отношения к формируемому навыку, подражание действий
воспитателя, совместные действия воспитателя и воспитанника, самостоятельные
действия ребенка.
Почти нет педагогов, которые не испытывали бы затруднения в
организации детей с ОВЗ для выполнения ежедневно повторяющихся действий для
овладения ими культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.
Учитывая моторную недостаточность, незрелость эмоционально-волевой
сферы, слабую активность и инфантильность присущую данной категории детей, это
самые трудные и даже неприятные дела в их жизни. Им трудно, а поэтому скучно
шнуровать ботинки, застёгивать пуговицы, убирать игрушки и т.д. Избавить от
этих дел ребенка воспитатель никак не может (из соображений полезности для
здоровья и в воспитательных целях). Избавить нельзя, но привлечь иногда игру
или игровую ситуацию для этих целей можно.
Основные
направления коррекционно-воспитательной работы по формированию навыков
самообслуживания у детей с ОВЗ.
Первое
направление. Формирование навыка приема
пищи. В этом направлении решаются следующие задачи обучения детей:
- уметь различать
предметы, необходимые для приема пищи, продукты питания;
- уметь
действовать с этими предметами: мыть руки перед едой, во время приема пищи
пользоваться ложкой, вилкой, есть опрятно, не разливая и не роняя пищу,
тщательно пережевывать пищу.
Второе
направление. Формирование гигиенических
навыков. В этом направлении решаются следующие задачи:
- учить различать
и называть части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь,
живот, руки, ноги, пальцы и т. д.) ;
- знать предметы
санитарии и гигиены и их место положение;
- учить проводить
утренний и вечерний туалет: мыть руки, лицо, вытираться полотенцем.
Третье
направление. Формирование навыка
опрятности. В этом направлении решаются следующие задачи:
- во время еды
аккуратно есть пищу, пользоваться салфеткой;
- при раздевании
- научить складывать в определенной последовательности одежду на свой стульчик;
- в туалетной
комнате пользоваться туалетной бумагой, мыть руки с мылом после туалета,
вытирать полотенцем, уметь самостоятельно расчесываться;
- в игровой
комнате убирать на место игры и игрушки;
- приучить
убирать помещения: вытирать пыль, поливать комнатные растения.
Четвертое
направление. Формирование навыка одевания
и раздевания. В этом направлении решаются следующие задачи:
- сформировать
умение различать предметы одежды и обуви;
- учить одеваться
и обуваться при участии педагога, складывать и вешать снятую одежду и обувь;
- учить шнуровать
ботинки, завязывать и развязывать шнурки, различать обувь для правой и левой
ноги, застегивать крупные и мелкие пуговицы, молнии, кнопки и т. д.;
- учить правильно
и последовательно одеваться (одежду и обувь).
Примером могут служить исследовательские игры. Они вызывают у детей
интерес, эмоциональный отклик, активизируют их прошлый опыт, развивают
познавательную активность. Приобщая детей к здоровому
образу жизни, овладению основами гигиенической культуры в процессе умывания,
важно использовать игры с водой, мыльными пузырями. И проводить дидактические
игры с игровым персонажем, например – Неумейка. Неумейка появляется с грязными
руками, предлагаю детям помочь маленькому Неумейке в выборе предметов (мыло,
мыльница, полотенце и др.); затем научить персонаж делать «мыльные перчатки».
Можно проводить воспитательные занятия в форме опытной лаборатории «Все тайны
мыла». В процессе игры дети закрепили и систематизировали знания о мыле:
из чего оно сделано, его свойства и качества, для чего люди используют в своей
жизни, как его правильно применять, как беречь.
Особое место в планировании воспитательной работы в данном
направлении отводится практическим играм и игровым упражнениям для формирования
и развития гигиенических навыков и навыков самообслуживания:
«Водичка – водичка»
Цель игры: овладение детьми
рядом последовательных действий необходимых для мытья рук.
«Белые перчатки»
Цель игры: научить детей хорошо намыливать
руки с внешней и внутренней стороны.
Цель игры: учить воспитанников держать
в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху-вниз.
В процессе формирования навыков самообслуживания необходимо
использовать разнообразные гигиенические средства - специальные щеточки для
рук, твердое мыло, жидкое мыло в удобной упаковке со специальным дозатором,
способствующие выполнению данных навыков с минимальной помощью взрослых.
В то же время игры на развитие мелкой моторики предоставляют
большие возможности по овладению детьми навыками застегивания пуговиц,
шнурования и завязывания шнурков.
Для того, чтобы игры не были скучными в их проведение можно вносить
соревновательный момент.
- «Кто быстрее соберёт игрушки?», «Кто аккуратнее соберёт
тарелки?», ». Эти игры уже относятся к таким
делам, где воспитанник становится помощником взрослого.
Для повышения интереса воспитанников к процессу проведения практических
игр и упражнений использовать потешки, пословицы и поговорки. Они удивительным
образом совмещают в себе глубокую народную мудрость, легкость осознания,
простоту запоминания и отсутствие навязчивых поучений.
Например, во время умывания можно
вспомнить потешку:
Раз,
два – засучили рукава.
Кто рукавчик не засучит,
Тот водички не получит.
Во время одевания:
У
девочек и мальчиков
Зимою мёрзнут пальчики.
Чтобы пальчики согреть,
Что на ручки нам надеть?
Собери
носок в гармошку,
И надень его на ножку.
Нельзя не сказать, что особое место в формировании
культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания занимают дидактические игры. Главная их
особенность состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме.
Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками
действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.
В ходе проведения работы в данном направлении использую такие
дидактические игры как:
«Наша Катя
проснулась», «Оденем Катю на прогулку».
«Подбери правильно»
Цель игры: уточнять и закреплять знания
предметов сезонной одежды.
«Найди пару»
Цель игры: учить различать
парную обувь и одежду, подбирать правильно к левому варианту обуви, одежды —
правый.
«Перемешанные картинки»
Цель игры: закреплять знания
детей о предметах гигиены и их назначении.
«Что сначала, что потом»
Цель игры: развивать понимание
причинно-следственных отношений.
«Разложи по порядку»
Цель игры: закреплять порядок
выполнения режимных моментов.
Также, формируя культурно-гигиенические навыки и навыки
самообслуживания, создаю проблемные ситуации: «Купила фрукты, давайте будем их
кушать», «Одной расческой всем причешем волосы», «Почему при одевании на улицу
мы варежки надеваем последними?» и другие.
Таким образом, учитывая, что все необходимые умения и навыки дети
способны усваивать в процессе игровой деятельности, то в организацию и
проведение режимных моментов и воспитательских часов необходимо включать
дидактические игры и разнообразные игровые упражнения, которые направленны на
формирование и развитие культурно-гигиенических навыков и навыков
самообслуживания у детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. При этом
процесс обучения навыкам самообслуживания у детей данной категории должен
осуществляться с учетом личностно-ориентированной модели воспитания и должен
быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании. Важными
условиями проведения коррекционной работы в данном направлении являются
регулярность занятий, их вариативность в организации и проведении,
непрерывность воспитательного процесса, единство требований педагогов и
родителей. Только в этом случае сформированные у детей навыки станут
осознанными действиями, а затем и привычкой.
Литература
1. Акулова О.В. Солнцева О.В. Образовательная область:
«Социализация. Игра», СПб: Детство Пресс 2012.
2. Кислякова Ю.Н. «Формирование навыков социально-бытовой
ориентировки у детей с нарушениями в развитии». М.: Владос, 2004.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 12.04.2022
Дата обновления: 12.04.2022
Дата публикации: 12.04.2022