02.02.2022
Притча
о мудром воспитании
Как-то
в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и
проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только
хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто
ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время,
мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие. Однажды родители не выдержали
и пришли к нему: - Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты
делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно
ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними
невозможно. - Пройдёт совсем немного лет, - улыбнулся старец, - и кто-то
подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным
даром хоть немного аккуратней.
Дошкольный
возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит
его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных
морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени
возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к
старшим, начала трудолюбия, любви к Родине.
Начинать
формировать у ребенка нравственные качества необходимо как можно раньше.
Малышей
двух-трех лет учат положительному общению на основе чувств доброжелательности,
умению играть рядом с детьми, делиться с ними игрушками. Уже на этом возрастном
этапе надо добиваться, чтобы элементарные нравственные понятия выражались в
стремлении следовать указаниям взрослого.
В три-четыре года ребенку доступны
некоторые несложные нормы организованного поведения. Например, не мешать
окружающим криком и шумом. Учим детей, как вести себя, не нарушая нормального
течения жизни в группе, как вести себя дома, чтобы не мешать отдыхать или
заниматься старшим, в общественных местах не кричать, не разговаривать громко,
не толкать прохожих. Детей этого возраста воспитывают умение дружно играть со
сверстником, при необходимости уступать ему, делиться игрушками, проявлять о
нем заботу. С этого возраста большое значение на развитие у малыша нравственных
чувств оказывает чтение сказок, рассказов, где описывается борьба положительных
и отрицательных персонажей. Ребенок сопереживает успехам и неудачам героя и его
друзей, горячо желает им победы. Так формируется его представление о добре и
зле, отношение к нравственному и безнравственному.
Детей четырех-пяти лет возрастают
возможности в проявлении гуманных чувств и положительных взаимоотношений. Этот
период у детей формируют навыки коллективного поведения. Пятилетние дети
способны оценивать свои и чужие поступки. Чтобы развивать это качество,
взрослые формируют у детей восприимчивость к положительным примерам и
отрицательное отношение к плохим. Он побуждает их к оценочным суждениям о
собственном поведении: «Я вел себя хорошо», или: «Я обидел своего товарища, это
плохо», или: «Своим поступком я огорчил взрослого». Ребенок испытывает стыд за
то, что не оправдал мнения взрослого, обидел товарища, сказал неправду, не
выполнил обещание и т.д.
К
концу старшего дошкольного возраста у детей проявляется еще более высокая
осознанность поступков. В этот период взрослые стараются пробудить в них
критическое отношение к тому, что не дозволено, использовать ситуации, когда
ребенок может дать оценку собственным действиям: «Как ты считаешь,
правильно ли ты поступил?», «Отказался помочь маме - это хорошо?»,
«Как ты думаешь поступить в этом случае?», «Почему?», «Как
бы ты поступил на месте этого мальчика?», «Что сказал бы твой товарищ о твоем
поступке?» и т.д. Этим самым мы нормируем нравственное сознание и мотивы поведения,
которыми ребенок должен руководствоваться в соответствующих ситуациях.
В
период старшего дошкольного возраста, когда понятие «можно» и «нельзя»,
«хорошо» и «плохо» воспринимаются уже осмысленно, необходимо добиваться, чтобы
ребенок придерживался основных правил поведения как в присутствии взрослых, так
и в их отсутствие. Это приобретает особое значение в связи с тем, что в скором
времени дети поступят в школу, где от них потребуется большая самостоятельность
в поведения и общении с взрослыми и сверстниками и на уроках, и в повседневной
жизни. Какими установками при этом будет руководствоваться ребенок, зависит от
уровня его нравственной воспитанности.
В
этот период у детей нормируют ответственность за собственное поведение,
организованность, чувство товарищества, взаимопомощь, доброжелательность,
общительность, т.е., те качества, которые помогают моральной ориентации в
обществе людей. Вот почему особое внимание уделяется развитию общественных
навыков, умению соблюдать нормы поведения в коллективе, считаться с мнением
сверстников, а при необходимости отстаивать свое право в корректной форме без
ссор и конфликтов.
Взрослые
содействуют проявлению детьми заботы об окружающих, видя в этом истоки
дружеских, товарищеских отношений. Нужно намеренно использовать любую ситуацию,
которая ставит ребенка перед необходимостью подчиняться правилам жизни в
коллективе, заботиться друг о друге: «Помоги своему товарищу». Принес из дома
новую игрушку - «покажи ее и дай доиграть с ней всем ребятам» и т.д. Так понятия,
«мое» расширяются до понимания «мы», «наше».
Нельзя
забывать о воспитании у детей самостоятельности, привычки к трудовым усилиям,
бережливости, аккуратности, умения замечать непорядок и устранять его по
собственной инициативе. Ребенок должен понимать, что в каждую вещь вложен труд
людей, и поэтому он обязан бережно относиться к общественному имуществу, ко
всему, что окружает его дома, на улице, в общественных местах, и соответственно
вести себя, как будущий созидатель и гражданин.
Таков
багаж нравственных представлений детей, на каждом возрастном этапе. В этой связи
перед педагогами и родителями стоит задача такой организации нравственного
воспитания детей, при которой у ребенка начинают нормироваться нравственная
самостоятельность, активное отношение к жизни, общественная направленность
мотивов поведения, эмоционально осознанное положительное отношение к
окружающему.
Формированию нравственной
самостоятельности содействуют правила. Они являются для детей ориентиром, при
помощи которого они избирают нужные формы поведения. Благодаря правилам каждый
ребенок уясняет, осмысливает, как вести себя со взрослыми и сверстниками, дома
и в детском саду, на улице и в общественных местах.
Правила вводят
постепенно, в естественных ситуациях, с учетом возраста детей.
Вместе с усвоением
основных правил детям разъясняют другие, которые конкретизируют и дополняют уже
им известные, например: «Как вести себя за столом», «Как вести себя на улице, в
транспорте», «Правила пешехода», «Как вести себя во время разговора со
взрослыми», «Правила дружной игры», «Правила дружной работы», «Правила
вежливости» и др.
Вводя любое правило,
взрослые разъясняют его смысл. Если дети понимают его необходимость и знают,
как его выполнять, то они быстрее овладевают нужными способами поведения.
Недостаточно
лишь познакомить детей с правилом, полезно еще и показать способы его
выполнения. Когда дети все это усвоят, они поймут, что означает требование
хорошо вести себя. Таким образом, показ в сочетании со словом помогает понять
ребенку, что от него хотят.
Важно,
чтобы усвоение правил требовало от старших детей нравственного напряжения,
усилий воли, сдержанности и постоянного элементарного самоконтроля; чтобы
ребенок как бы примерял и сравнивал свои действия с тем, что предписано
правилом. Это развивает в нём самосознание, умение оценивать свое поведение.
Необходимо
взрослым обращаться к знакомым потешкам, использовать меткие сравнения из
любимых детских художественных произведении. Например, таких, как «Мойдодыр», «Федорино
горе» К.Чуковского, «Девочка чумазая» А. Барто, "Что такое хорошо и что
такое плохо?" В. Маяковского, «Неумейка» Я. Акима и др. Хорошо
воздействуют на детей к месту сказанные шутки, прибаутки, пословицы, загадки.
Ребята легко запоминают их и часто сами употребляют «Когда я ем - я глух и
нем», «Кончил дело - гуляй смело», «Скучен день до вечера, коли делать нечего».
Детям
среднего и старшего дошкольного возраста необходимо раскрывать нравственный
смысл отдельных правил, они уже способны понять, что правила необходимо
выполнять, так как в них предусматривается уважение к труду взрослых («Вытер
ноги, убрал за собой, - значит, уважаешь труд няни»), уважение к покою,
удобству, отдыху окружающих( «Нельзя громко разговаривать или играть в шумные
игры там, где читают, занимаются или отдыхают,- это значит проявлять неуважение
к людям») и т.д. Нужно помочь детям уяснить, почему воспитанный человек
поступает так, а не иначе. Разъяснить что, например, привлекать внимание
окружающих неприлично, что недозволительно, идя по улице, прыгать, толкаться,
загораживать тротуар встречному потоку пешеходов. Это доставляет людям
неудобство. Такое поведение - признак невоспитанности и неуважения к
окружающим. А тот, кто не умеет с уважением относиться к другим, никогда не
может рассчитывать на уважение к себе.
Степень
осознания правил поведения детьми во многом зависит от того, как их
обосновывают. Можно так: «При входе в спальню ведите себя тихо». Но можно иначе:
"За стенкой вашей спальни находятся малыши. Когда вы входите в свою спальню,
ведите себя тихо, не забудьте, что маленькие уже спят".
В
первом случае требование категорично, оно не вызывает у ребенка раздумий, во
втором случае рассчитано на более высокую осознанность. Отсюда, естественно,
ответственность детей за собственные поступки повышается: они поставлены перед
необходимостью считаться с удобствами окружающих, чтобы помочь осознать
требования взрослых, полезно оценивать поступки детей: «Поступил по правилам –
хорошо», «Поступил против правил – плохо».
Похвала
и порицание, как полюсные оценки, помогают им отличать хорошее от дурного, так
оценочные воздействия показывают поступки с нравственных позиций, заставляя
ребенка испытывать либо удовольствие и желание поступать так же, либо
неловкость, стыд за некрасивое поведение.
Порицание
и похвала конкретизируют понятия «что такое хорошо» и «что такое плохо». Полезно
чтобы оценка содержала такие определения, как «добрый», «вежливый», «предупредительный»,
«скромный», «аккуратный»", «воспитанный». Например: «Вова
предупредительный мальчик, заметил, что у Ирины Викторовны, несёт тяжёлые
предметы и он помог ей ". Так поступают «воспитанные люди».
Нужно
стараться довести до сознания детей понятия «внимательный», «добрый», «отзывчивый»
и т.д. Например: «Хорошо быть предупредительным, как Вова. За это люди
всегда благодарны. А проявить предупредительность — это значит понять, в какой
помощи нуждается человек и вовремя предложить ему помощь, не дожидаясь, когда
он обратится с просьбой». Или: «внимательным», «отзывчивым» называют того, кто
умеет посочувствовать и старается помочь. Так и поступила сегодня Марина. Она
увидела, что у новенького мальчика не получается завязать шарф, предложила ему
свою помощь».
Когда
такие оценки поведения дети получают в конкретных жизненных ситуациях, то эти
оценки становятся особенно доходчивыми.
Общаясь,
взрослые с помощью нравственных поговорок прививают детям такие качества, как
ответственность, совестливость, любовь, а также умения культурно общаться и не
совершать проступков, которые приводят к негативным последствиям. Однако важно
не только обсуждать выражения, но и обсуждать их. Это поможет развить умение
читать между строк и мыслить вместо того, чтобы ограничиваться поверхностным
смыслом услышанного или прочитанного.
Уделяйте
время ребенку, читайте сказки, загадывайте загадки и
рассказывайте пословицы о нравственности — и сможете им гордиться.
Все
это еще раз убеждает нас, что первые нравственные представления и первые впечатления,
полученные в дошкольные годы, оставляют след на всю жизнь и долг старших - с
терпением и любовью лепить характер будущего человека, чтобы интеллектуальное и
эмоциональное его развитие было гармонично.
Педагог-психолог
Захарова Валерия Александровна
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 02.02.2022
Дата обновления: 02.02.2022
Дата публикации: 02.02.2022