1 1. 2. 3. 4. 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 4.5. 4.6. 5. Содержание Пояснительная записка Паспорт Программы развития Информационная справка Анализ потенциала развития Образовательной организации Основные направления реализации Программы развития Подпрограмма № 1 «Управление качеством дошкольного образования» Подпрограмма № 2 «Мы вместе» Подпрограмма № 3 «Успешный ребенок» Подпрограмма № 4 «Комфортная и безопасная образовательная среда» Подпрограмма № 5 «Кадровый потенциал» Подпрограмма № 6 «Осознанное родительство» Планируемые результаты реализации Программы развития на 2023-2028 годы 3 5 9 10 26 27 30 32 34 37 39 41 2 Пояснительная записка Программа развития Березовского муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 39 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников» (далее Образовательная организация) разработана в соответствии с целями государственной образовательной политики Российской Федерации в области образования и является управленческим документом, определяющим перспективы и пути развития Образовательной организации на среднесрочную перспективу. Статья 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» относит к компетенции Образовательной организации разработку и утверждение по согласованию с учредителем Программы развития Образовательной организации. Программа развития является обязательным локальным актом, наличие которого в Образовательной организации закреплено законодательно. Программа развития — это управленческий документ, направленный на достижение стратегических целей с учетом приоритетов государственной политики в сфере образования и результатов проблемного анализа образовательной ситуации на основе планирования системных позитивных изменений, описания содержания инновационной деятельности, критериев количественной и качественной оценки достижения прогнозируемых результатов. Программа развития спроектирована исходя из конкретного анализа исходного состояния Образовательной организации, территориальной специфики (возможности внешнего окружения Образовательной организации), специфики контингента воспитанников, потребности родителей (законных представителей). 3 1.Паспорт Программы развития Березовского муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 39 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников» Наименование Программы развития Сроки реализации Программы развития Основания для разработки Программы развития Программа развития Березовского муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 39 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников» (далее – Программа развития) 2023-2028 годы Федеральный уровень: - Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года; - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; - Федеральный закон “О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся” от 31.07.2020 N 304-ФЗ; - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р «О концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года» (с изменениями от 15 мая 2023 года); - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (с изменениями на 8 ноября 2022 года); - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 (ред. от 02.02.2021) "Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей"; - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования"; - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (Зарегистрирован 26.09.2022 № 70226); - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрирован 27.01.2023 № 72149); - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной 4 Цель Программы развития Основные задачи образовательной программы дошкольного образования" (Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847); - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи""; - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27 октября 2020 года № 32 «Об утверждении санитарноэпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения"; Региональный уровень: -Государственная программа Свердловской области «Развитие системы образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2025 года» // Утверждена Постановлением Правительства Свердловской области от 19.19.2019 № 920-ПП. Муниципальный уровень: -Постановление администрации Березовского городского округа от 25.11.2022 №1379-2 Муниципальная программа Березовского городского округа «Развитие системы образования Березовского городского округа до 2028 года». Уровень Образовательной организации: -Положение о порядке разработки и утверждения программы развития БМАДОУ «Детский сад № 39» (Приказ от 28.11.2022 № 300); -Положением о внутренней системе оценки качества образования БМАДОУ «Детский сад № 39» (Приказ от 31.05.2022 № 121); -Устав БМАДОУ «Детский сад № 39». Комплексное развитие и совершенствование качества образования с учетом приоритетных направлений государственной политики в сфере образования и результатов проблемного анализа образовательной ситуации на основе планирования системных позитивных изменений, описания содержания инновационной деятельности, критериев количественной и качественной оценки достижения прогнозируемых результатов -обеспечение эффективного управления Образовательной организацией; -развитие инновационных механизмов современного дошкольного образования; -создание системы личностно-ориентированного образовательного пространства; 5 Этапы и периоды реализации Программы развития -создание условий для обеспечения воспитанников Образовательной организации доступным дошкольным образованием; -разработка и внедрение современных образовательных программ, форм, методов и средств обучения; -гармонизация взаимодействия всех участников образовательных отношений; -создание инновационной образовательной платформы для развития Образовательной организации; -развитие индивидуального подхода к воспитанникам на основе внедрения современных образовательных стандартов; -развитие системы психолого-педагогического и социального сопровождения воспитанников Образовательной организации; -развитие условий в Образовательной организации для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, формирования их здорового образа жизни и санитарной культуры; -создание механизмов для эффективного взаимодействия и использования интеллектуальных, социокультурных и физкультурно-спортивных ресурсов; -развитие системы дополнительного образования воспитанников за счет собственных ресурсов и ресурсов других организаций, осуществляющих дополнительное образование; -совершенствование материально-технической базы Образовательной организации; -информатизация Образовательной организации и внедрение в образовательный процесс современных информационных технологий; -повышение эффективности использования кадрового потенциала Образовательной организации за счет совершенствования работы с педагогическими работниками, повышения уровня их профессиональных знаний и профессиональных компетенций, развития их творческого потенциала и способности осуществлять профессиональную деятельность в современных социально-экономических условиях; -повышение общественной значимости и профессионального статуса педагога и Образовательной организации. Программа развития будет реализована в 2023–2028 годы в три этапа: 1-й этап – подготовительный (2023 г.): -разработка документации для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития; -создание условий (кадровых, материально-технических и т. д.) для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития; -начало реализации мероприятий, направленных на создание интегрированной модели развивающего образовательного пространства. 2-й этап – практический (2024–2027 гг.): -обновление содержания, организационных форм, педагогических технологий; 6 Перечень подпрограмм Источники финансирования Программы развития Ожидаемые конечные результаты, целевые показатели Программы развития -реализация мероприятий в соответствии с Программой развития; -периодический контроль реализации мероприятий в соответствии с Программой развития; -коррекция мероприятий. 3-й этап – итоговый (2028 г.): -анализ достижения цели и решения задач, обозначенных в Программе развития; -определение новых направлений развития Образовательной организации. - Подпрограмма №1 «Управление качеством дошкольного образования»; - Подпрограмма №2 «Мы вместе»; - Подпрограмма №3 «Успешный ребенок»; - Подпрограмма №4 «Комфортная и безопасная образовательная среда»; - Подпрограмма №5 «Кадровый потенциал»; - Подпрограмма №6 «Осознанное родительство». -субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания (областной, местный бюджет); -средства (внебюджетные) от приносящей доход деятельности; -целевые субсидии; -средства, полученные от участия в грантах, социальных программах, конкурсах. 1.Обеспечение эффективного управления Образовательной организацией с вовлечением заинтересованных сторон, позволяющих выстраивать социальное партнерство и другие формы взаимодействия. 2.Обновление содержания дошкольного образования, развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО, ФОП ДО и изменениями в нормативно-законодательной базе. 3.Обеспечение индивидуального образовательного маршрута, раскрытие интеллектуального и творческого потенциала детей с особыми образовательными потребностями. 4.Повышение качества и доступности дошкольного образования. 5.Диверсификация (расширение спектра услуг) дополнительного образования, увеличение охвата воспитанников услугами дополнительного образования, эффективная реализация программ дополнительного образования. 6.Высокий уровень профессиональных компетенций педагогических работников, их творческого потенциала и способности осуществлять профессиональную деятельность в современных социально-экономических условиях. 7.Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс детского сада с целью демонстрации, распространения положительного опыта воспитания детей в семье, а также раскрытия способностей ребенка, поддержке детской инициативы и творчества в различных видах деятельности. 7 Ответственные исполнители Букина Ю.В.-заведующий; Квашнина Н.А.-заместитель заведующего; Гусева С.Г.-старший воспитатель; Кузнецова Л.В.-методист. Участники реализации Работники Образовательной организации, Программы развития родители (законные представители) воспитанников Фамилия, имя, отчество, Букина Юлия Владимировна должность, телефон заведующий БМАДОУ «Детский сад № 39» руководителя 8(34369)-4-69-33 Программы развития bgo_dou39@mail.ru Адрес размещения http://39ber.tvoysadik.ru/ Программы развития в сети Интернет Организация контроля управление образования Березовского городского округа; выполнения Программы администрация БМАДОУ «Детский сад № 39»; развития Наблюдательный Совет; Совет родителей (законных представителей); Педагогический совет; Общее собрание работников. 8 2.Информационная справка Полное наименование Образовательной организации Сокращенное наименование Образовательной организации Тип Лицензия на осуществление образовательной деятельности Органы управления (согласно Уставу) Режим работы Место нахождения юридического лица Административноуправленческий аппарат Электронный адрес Телефон Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 39 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников» БМАДОУ «Детский сад № 39» дошкольная образовательная организация Выписка из реестра лицензий (Регистрационный номер лицензии: № Л035-01277-66/00195583, дата предоставления лицензии: 16.05.2013) Министерство образования и молодежной политики Свердловской области (Приказ №1391-ли от 16.10.2014) Наблюдательный совет; Совет родителей (законных представителей); Педагогический совет; Общее собрание работников; Понедельник-пятница с 07:30 до 18:00 Выходной: суббота и воскресенье 623701, Свердловская область, Березовский городской округ, город Березовский, улица Театральная, строение 25 Букина Юлия Владимировна-заведующий; Квашнина Наталья Анатольевна-заместитель заведующего. bgo_dou39@mail.ru 8(34369)-4-69-33 9 3. Анализ потенциала развития Образовательной организации Анализ системы потенциала развития представлен результатами: - внутренней системы оценки качества образования; - независимой оценки качества образования; - мониторинга качества дошкольного образования Свердловской области; - мониторинга качества дошкольного образования Российской Федерации. Система внутренней оценки качества образования функционирует в соответствии с требованиями действующего законодательства. Внутренняя система оценки качества образования способствует реализации планов по различным направлениям функционирования образовательной организации и принятию эффективных управленческих действий для совершенствования ее деятельности. Внутренняя система оценки качества образования определена Положением о внутренней системе оценки качества образования БМАДОУ «Детский сад № 39» (Приказ от 31.05.2022 № 121). Цель внутренней системы оценки качества образования систематически отслеживать и систематизировать состояние системы образования в Образовательной организации для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на повышение качества образовательной деятельности и образовательного результата. Анализ деятельности Образовательной организации по результатам внутренней системы оценки качества образования в 2022 году показал успешные показатели деятельности и удовлетворительную работу коллектива по всем показателям оценки. Результаты внутренней системы оценки качества образования по каждому из показателей вошли в настоящий отчет о самообследовании. Качество условий реализации образовательных программ дошкольного образования Образовательной организации Оценка качества кадрового обеспечения Образовательная организация укомплектована педагогами на 100 процентов согласно штатному расписанию. Образовательный процесс обеспечивают педагогические работники: • старший воспитатель; • методист; • 3 учителя - логопеда; • педагог-психолог; • учитель-дефектолог; • 2 музыкальных руководителя; • 3 инструктора по физической культуре; • педагог дополнительного образования; • 15 воспитателей; Из них имеют: • высшее образование – 17 (60,7%) педагогов; • среднее профессиональное образование – 11 (39,3%) педагогов; • высшую квалификационную категорию - 11 (39,3%) аттестованных педагогов; • первую квалификационную категорию - 11 (39,3%) аттестованных педагогов; Квалификационная категория отсутствует у 6 педагогов - 21,4% педагогов (стаж работы в должности составляет менее 2 лет). 10 Численность педагогических работников, имеющих среднее профессиональное и высшее образование педагогической направленности (профиля) – 28 (100%). Численность педагогических работников в общей численности педагогических работников, педагогический стаж работы которых составляет: • до 3 лет - 2 (7,1%); • от 3 до 5 лет - 2 (7,1%); • от 5 до 10 лет - 4 (14,3%); • от 10 до 15 лет - 4 (14,3%); • от 15 до 20 лет - 7 (25,0%); • свыше 20 лет - 9 (32,2%). Образовательная организация укомплектована педагогическими кадрами согласно штатному расписанию. Уровень профессиональной подготовки педагогических работников соответствует требованиям квалификационных характеристик Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н), Приказа Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 N 38575), Приказа Минтруда России от 22.09.2021 N 652н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" (Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2021 N 66403). Работа с педагогическими кадрами направлена на повышение профессионализма, творческого потенциала, педагогической культуры педагогов, оказание им методической помощи. В 2022-2023 году педагоги прошли курсы повышение квалификации в соответствии с планом-графиком повышения квалификации, процедуру аттестации в соответствии с планом-графиком прохождения аттестации, а также повысили уровень профессиональной компетенции через участие в методических мероприятиях различного уровня и опубликование опыта педагогического опыта, а также участие в профессиональных конкурсах. Педагоги обладают основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей в соответствии с ФГОС ДО. Оценка материально-технического обеспечения Образовательная организация находится в отдельно стоящем двухэтажном здании, построенном по типовому проекту (сдано в эксплуатацию в 1988 году). Общая площадь основной территории составляет 11461 кв.м., здание образовательной организации - 3006,3 кв.м. Здание образовательной организации размещается на внутриквартальной территории жилого микрорайона. Территория образовательной организации имеет наружное электрическое освещение, в ночное время освещается. Здание оборудовано системой холодного водоснабжения, канализацией. Горячее водоснабжение осуществляется через бойлер. Здание образовательной организации оборудовано системой отопления в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отоплению в общественных зданиях и сооружениях. Здание образовательной организации соответствует требованиями пожарной безопасности. Согласно требованиям федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности здание Образовательной организации соответствует II степени огнестойкости, противопожарные расстояния до соседних зданий, строений соответствуют норме (30 м), обеспечена необходимая ширина проездов для пожарной техники (6 м), эвакуационные пути выполнены в соответствии с требованиями, 11 разработаны планы эвакуации, оснащены информационными указателями. Здание защищено автоматической пожарной сигнализацией, в необходимом количестве имеются первичные средства пожаротушения (огнетушители). В образовательной организации предусмотрен следующий набор помещений: • групповые ячейки (изолированные помещения для каждой детской группы) - 11; • дополнительные помещения для занятий с детьми (музыкальный зал, физкультурный зал, бассейн, кабинет педагога - психолога, кабинет учителялогопеда, 2 кабинета дополнительного образования, сенсорная комната); • помещения служебно - бытового назначения для персонала (медицинский блок, пищеблок, прачечная, кабинет заведующего, информационно-методический центр). В образовательной организации созданы все условия для гармонического развития ребенка дошкольного возраста. Все помещения оснащены оборудованием, обеспечены необходимым учебнонаглядным и дидактическим материалом, техническими средствами обучения. Система помещений образовательной организации соответствует санитарногигиеническим требованиям для обеспечения работоспособности, правильного физического и умственного развития воспитанников. Развивающая предметно - пространственная среда групповых помещений создана в соответствии с требованиями образовательных программ дошкольного образования. Оборудование основных помещений соответствует росту и возрасту детей. Функциональные размеры приобретаемой и используемой детской мебели для сидения и столов соответствует обязательным требованиям, установленным техническими регламентами. Детская мебель и оборудование для помещений изготовлены из материалов, безвредных для здоровья детей, и имеют документы, подтверждающие их происхождение и безопасность. Стулья и столы относятся к одной группе мебели и промаркированы. Подбор мебели для детей проводится с учетом роста детей согласно требованиям. В каждой групповой комнате оборудованы центры развития: • игровой центр; • литературный центр; • центр речевого творчества; • центр театра; • центр экспериментирования; • центр природы; • центр конструирования; • центр математики; • центр изобразительного искусства; • центр физической культуры; • центр детского творчества; • центр трудовой деятельности; Все групповые помещения оснащены необходимым оборудованием для ведения воспитательно - образовательного процесса в образовательной организации (развивающие игры и пособия, игрушки, познавательная литература и т.д.). Зона игровой территории включает в себя оборудованные групповые площадки индивидуальные для каждой группы и физкультурную площадку, площади которых удовлетворяют потребности детей в движении и соответствующем развитии. На территории образовательной организации оборудовано 11 игровых площадок. Покрытие групповых площадок и физкультурной зоны травяное, с утрамбованным грунтом и не оказывает вредного воздействия на человека. Игровые и физкультурные площадки для детей оборудованы с учетом их росто-возрастных особенностей и изготовлены из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека. 12 На территории Образовательной организации разбиты цветники, сад для организации познавательно-исследовательской деятельности детей. Ежегодно в Образовательной организации осуществляется деятельность, направленная на улучшение материально-технической базы в соответствии с основными направлениями деятельности, с учётом интересов детей и их возрастных особенностей. Совершенствование материально-технического состояния Образовательной организации в 2022 году: -ремонт системы вытяжной вентиляции пищеблока, -ремонт крыльца группы № 11 (кровельные работы), -ремонт крыльца группы № 11 (общестроительные работы), -ремонт стен в кабинете дополнительного образования, -установка подвесного потолка Армстронг в кабинете учителя-логопеда, -установка подвесного потолка Армстронг в кабинете дополнительного образования, -ремонт трубопровода отопления в группе № 11, -частичная замена окон в группах № 3,4,5,7, -ремонт стен в кабинете учителя-логопеда, -монтаж устройства заземления и молнезащиты, -замена дверей в группах № 8,9,10,11 и кабинете дополнительного образования, -замена дверей в музыкальном зале, -приобретение ковров в группы № 1, 3, 5, 6, 10,11, -приобретение шкафов в группу № 2, 10, -приобретение штор в музыкальный зал, в физкультурный зал, - приобретение производственного стола на пищеблок, - приобретение экранов на батареи в группы № 5,7, -приобретение кондиционеров на пищеблок, -приобретение пылесосов в группы № 3,5 и для уборки коридора, -приобретение водонагревателя на пищеблок, -приобретение шкафа в спальню в группу № 2, -приобретение малых архитектурных форм на прогулочные участки групп № 1,4,6,7,8,9,11, -приобретение футбольных ворот на прогулочный участок № 8, -приобретение штор в спальни групп № 4,5, -ремонт пола в группе № 7, -приобретение игровой мебели в группу № 10, -ремонт пола в физкультурном зале (укладка современного спортивного линолеума), -приобретение мебели в кабинет дополнительного образования, -приобретение интерактивной панели, -приобретение средств обучения и воспитания. Одним из важных направлений деятельности Образовательной организации является информатизация, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества воспитательно – образовательного процесса, и администрирования посредством применения информационно-коммуникационных технологий. В свободном доступе для детей в Образовательной организации компьютеров не имеется. Обеспеченность компьютерной техникой сотрудников Образовательной организации: Помещение Компьютерная техника Кабинет заведующего монитор, системный блок Информационно-методический центр компьютер в сборе, принтер (делопроизводитель) Информационно-методический центр ноутбук, принтер (заместитель заведующего) Информационно-методический центр ноутбук (специалист по охране труда) 13 Информационно-методический центр (старший воспитатель) Информационно-методический центр (методист) Физкультурный зал Склад сыпучих продуктов Кабинет педагога-психолога Группа № 8 Группа № 7 Группа № 5 Группа № 3 Группа № 1 Группа № 2 Музыкальный зал Медицинский кабинет Кабинет учителя-логопеда Кабинет дополнительного образования Кабинет дополнительного образования (шахматы) моноблок ноутбук, принтер ноутбук, принтер ноутбук ноутбук, принтер ноутбук, принтер монитор, системный блок монитор, системный блок, принтер монитор, системный блок монитор, системный блок ноутбук, принтер ноутбук, принтер компьютер в сборе, принтер ноутбук, принтер интерактивная панель интерактивная панель В Образовательной организации созданы условия для решения задач по охране жизни и укрепления здоровья детей. Взаимодействие образовательной организации с ГАУЗ СО «Березовская центральная городская больница» осуществляется в рамках договора от 09.01.2023 № 32 «Об организации медицинского обслуживания в образовательном учреждении». В Образовательной организации имеются специально выделенные помещения - медицинский блок. Текущий контроль за состоянием здоровья воспитанников и осуществляется в соответствии с Приказом заведующего и планом мероприятий. Питание воспитанников осуществляется в соответствии с Положением об организации питания воспитанников БМАДОУ «Детский сад № 39» (Приказ № 54 от 18.02.2021), разработанного в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации, Постановлениями Главного санитарного врача России, действующими нормативноправовыми актами Российской Федерации, Свердловской области и Березовского городского округа, Уставом и локальными нормативными актами образовательной организации. Информация о меню ежедневного горячего питания размещается на официальном сайте образовательной организации в разделе «Организация питания в образовательной организации» (https://39ber.tvoysadik.ru/sveden/food-info). С целью обеспечения открытости работы по организации питания воспитанников в образовательной организации к участию в контроле привлекаются общественность и представители иных органов управления образовательной организации. В образовательной организации созданы условия для функционирования здания и территории в соответствии с государственным санитарноэпидемиологическим требованиям, нормами и правилами пожарной безопасности. Осуществляется деятельность, направленная на улучшение материально-технической базы в соответствии с основными направлениями деятельности, с учётом интересов детей и их возрастных особенностей. Воспитанники образовательной организации обеспечены полноценным сбалансированным питанием в соответствии с государственными санитарноэпидемиологическими требованиями. Качество организации воспитательно - образовательного процесса Содержание образования в БМАДОУ «Детский сад № 39» определяется основной общеобразовательной программой - образовательной программой дошкольного образования – 259 детей. 14 В образовательной организации реализуются адаптированные основные образовательные программы, рекомендованные детям с ограниченными возможностями здоровья по заключению территориальной психолого-медико-педагогической комиссии: -адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи - 24 ребенка; -адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития - 3 ребенка; -адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталость) - 1 ребенок; -адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с расстройствами аутистического спектра - 1 ребенок. Содержание и организацию воспитательной работы в образовательной организации определяет Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы. Основной целью воспитательного процесса нашей образовательной организации является формирование общей культуры личности воспитанников, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности. Достижению вышеуказанной цели воспитания детей дошкольного возраста способствует одна из эффективных педагогических технологий, как организация профильных отрядов. Основной целью деятельности профильного отряда является развитие у воспитанников высоких нравственных качеств путем пропаганды идей добровольческого труда на благо общества. На сегодняшний день, мы можем говорить о том, что дети не умеют контактировать друг с другом, выражать свои чувства, не развита эмоциональная сфера. Поэтому работа профильных отрядов, как ни одна другая образовательная технология, помогает решить данную проблему. Через работу в профильных отрядах воспитанники познают много интересного об окружающем мире, природе, учатся взаимодействовать друг с другом т.к. объединены одним делом, нацеленного на получение какого-либо результата. В 2022 году на базе образовательной организации вели свою деятельность несколько профильных отрядов: -отряд ЮИД «Дорожные Ёжики», старшая группа № 1 (командир отряда – Шматков Артем), руководители отряда Кудряшова М.Н., Палкина Е.В.; -отряд «Патриот», старшая группа № 8 (командир отряда – Быкова Лена), руководитель отряда Сурнина Е.П.; -эколого-волонтерский отряд «Доброе сердечко», старшая группа № 6 (командир отряда – Надеева Ксения), руководитель отряда Банникова О.Ю. Работа профильных отрядов регламентируется нормативно-правовыми документами – положением, паспортом отряда, перспективным планом на 2022-2023 учебный год. Каждый профильный отряд имеет свою символику (флаг, эмблема, атрибуты, форму). В каждой группе, где создан профильный отряд, оформлен познавательноразвивающий центр в зависимости от направленности деятельности отряда. Руководители профильных отрядов выстраивали работу с воспитанниками в форме постоянно решаемых проблем. Занятия проводились чаще всего в виде проблемного диалога, тем самым заставляя детей мыслить, рассуждать, спорить, но приходить, с помощью педагога, к единому мнению. Продукт своей деятельности участники профильных отрядов распространяли среди всех воспитанников детского сада, родителей, педагогов, жителей города. Это были различные акции, благотворительные мероприятия, конкурсы, выставки, в которые были включены все участники образовательно-воспитательного процесса. Также участники профильных отрядов принимали активное участие в мероприятиях разного уровня: Всероссийский конкурс рисунков по ПДД «Новый дорожный знак глазами детей» (отряд ЮИД «Дорожные Ёжики», Зарубина Оля 1 место); муниципальный конкурс отрядов ЮИД «ЮИД-на страже безопасности» (отряд ЮИД «Дорожные Ёжики»); акции «Помоги 15 собраться в школу», «Внимание, горка!», «Собери корм для бездомных животных» (муниципальный уровень); «#10000добрыхдел #39детскийсад», «Бумажный БУМ за КЛАССное ЭКОпутешествие», «Окна Победы» (Всероссийский уровень); городской фестиваль «Планета в лицах» (отряд «Патриот», победа в номинации). Еще одним приоритетным направлением воспитательного процесса является физическое и оздоровительное развитие. В образовательной организации инструкторами по физической культуре разработана целая система по физическому развитию, которая включает в себя: утреннюю гимнастику, образовательную деятельность с элементами корригирующих упражнений по профилактике нарушения осанки, дыхательные упражнения, подвижные игры и игровые упражнения на улице, физкультминутки на занятиях, динамические паузы. В режиме дня включены дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика, способствующая развитию мелкой моторики и тактильных ощущений. Существенное место в решении многогранных задач физического воспитания занимают формы активного отдыха: спортивные досуги, праздники, дни и недели здоровья. Так, в течение 2022 года инструкторами по физической культуре были проведены спортивные досуги, праздники: «Спортивные ребята», «Волшебный светофор», «В гости к снеговику», «Зимние забавы», «Мамины помощники», «Космические дали» и др. Совместно с музыкальными руководителями проведены мероприятия с участием родителей, посвященные: 23 февраля- «Богатырские потешки», «Масленица», «День смеха». А также организованы и проведены мероприятия с родителями семейные соревнования по выполнению нормативов ВФСК «Готов к труду и обороне» «ОДНА СЕМЬЯ - ОДНА ПОБЕДА!», совместно с педагогом дополнительного образования организовано мероприятие «Путешествие в страну Кубория». Ежегодно воспитанники участвуют в городских спортивных мероприятиях «Турслет», «Малая Березиада», «Фестиваль ГТО», «Лыжня России», «Кросс нации». В образовательной организации создан музейный комплекс, который включает в себя три музейных центра: музей-гостиная, музей истории образования детского сада, интерактивный музей «Моя Родина». Систематически в музейных центрах обновляются экспозиция. В 2022 году (согласно плану работы музейного комплекса) на площадках музейных центров были организованы: выставки и экскурсии - «Боевая мощь России», «Самые творческие ручки бабушки и дедушки моих», «В гостях у зимней сказки», «Такие разные матрешки», конкурс-смотр стенгазет по пропаганде ПДД «Безопасность дорожного движения». Во исполнение «Порядка межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также иных организаций, расположенных на территории Березовского городского округа по выявлению и учету несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении» (постановление ТКДН и ЗП города Березовского от 18.08.2020 № 31/41, корректировка от 28.12.2021), Плана организационных мероприятий по профилактике деструктивного поведения несовершеннолетних в муниципальных образовательных организациях Березовского городского округа на 2022-2023 годы п. 4.16 (Приказ управления образования от 24.02.2022 № 31), Положения о внутреннем профилактическом учете БМАДОУ «Детский сад № 39» в 2022 году с педагогическими работниками образовательной организации велась работа по отработке алгоритма действий в случае выявления фактов социально опасного положения и трудной жизненной ситуации несовершеннолетних и их семей, и оказания им помощи в дальнейшем. Связано это с тем, что в образовательной организации специалистами психолого-педагогического консилиума в ходе диагностики были выявлены дети с задержкой развития по различным нозологиям, которые в дальнейшем прошли ТПМПК и на данный момент имеют статус ОВЗ (29 детей, в том числе 1 ребенок, состоящий на внутреннем профилактическом учете) 16 и статус дети-инвалиды (5 детей). Дети данной «группы риска» находятся на сопровождении у специалистов ППк и осваивают адаптированные образовательные программы. Также, с педагогическим коллективом в рамках педагогических советов отрабатывался алгоритм действий по сопровождению детей и их семей, чьи близкие родственники находятся в зоне специальной военной операции (8 семей). Все данные на воспитанников, в том числе и на детей «группы риска» отражены в социальных паспортах каждой возрастной группы. Согласно распоряжению управления образования Березовского городского округа «Об организации профилактической деятельности в муниципальных образовательных организациях Березовского городского округа в соответствии с алгоритмом выявления и оказания помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации» (от 01.06.2022 № 24) в социальные паспорта групп была внесена графа: категория «Трудная жизненная ситуация». При организации профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации составлен перспективный план работы с педагогическими работниками на 2023 год, направленный на: прохождение курсов повышения квалификации по данной проблеме; организацию межведомственного взаимодействия с субъектами профилактики Березовского городского округа; оказание методической и информационной консультативной помощи педагогам, семьям, находящимся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации. Организация дополнительного образования в нашей образовательной организации – неотъемлемый компонент выполнения социального заказа семьи и общества, при котором учитываются интересы детей, их способности, возрастные и индивидуальные особенности. В образовательной организации дополнительное образование реализуется как за счет средств субъекта РФ, так и за счет средств физических лиц. Для успешного функционирования системы дополнительного образования в образовательной организации созданы следующие условия: -нормативно – правовые условия: -кадровые условия; -материально-технические условия; -финансовые условия; -рекламно-информационные условия. В нашей образовательной организации реализуются дополнительные общеобразовательные программы по следующим направленностям: -технической; -физкультурно-спортивной; -художественной; -социально-гуманитарной. Общее количество обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам Наименование дополнительной Количество Из них общеобразовательной программы обучающих дети с ОВЗ ся Техническая направленность Общее количество обучающихся 319 Дополнительная общеобразовательная 265 29 программа – дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Фиксиленд» Дополнительная общеобразовательная 54 6 программа – дополнительная общеразвивающая Из них детиинвалиды 5 0 17 программа технической направленности «Куборо – думай креативно» Социально-гуманитарная направленность Общее количество обучающихся 183 Дополнительная общеобразовательная 92 9 программа – дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Юные шахматисты" Дополнительная общеобразовательная 35 2 программа – дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "ШахМаты" Дополнительная общеобразовательная 17 2 программа – дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Путешествие в страну знаний" Дополнительная общеобразовательная 39 2 программа - дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Букваренок» Физкультурно-спортивная направленность Общее количество обучающихся 95 Дополнительная общеобразовательная 95 8 программа – дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Планета спорта» Художественная направленность Общее количество обучающихся 319 Дополнительная общеобразовательная 132 12 программа – дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Разноцветный мир" Дополнительная общеобразовательная 34 1 программа – дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Пластилиновые чудеса» Дополнительная общеобразовательная 47 5 программа – дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Пластилиновые фантазии» Дополнительная общеобразовательная 31 3 программа – дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Веселый оркестр – Играйка» Дополнительная общеобразовательная 39 5 программа – дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Основы каллиграфии» Дополнительная общеобразовательная 36 1 программа – дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Звонкие голоса» 1 0 1 0 2 2 1 2 1 0 0 18 В 2022 году по некоторым направленностям и дополнительным общеобразовательным программам наблюдается сокращение количества обучающихся, связано это с тем, что в 2022 году в нашей образовательной организации увеличился перечень реализуемых дополнительных общеобразовательных программ (в 2021 году -7 программ, в 2022 – 13 программ), что позволило обучающимся посещать не 1-2 детских объединения по разным направленностям, а несколько – в одной направленности, так и другой иной. В рамках реализации национального проекта «Образование» федерального проекта «Успех каждого ребенка» доступность дополнительного образования в нашем детском саду обеспечивается в том числе за счет активного внедрения и реализации системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (ПФДОД). В систему персонифицированного финансирования включаются дети в возрасте от 5 до 18 лет. В 2022 году за счет средств сертификата ПФДОД реализовывались две программы: -дополнительную общеобразовательную программу – дополнительную общеразвивающую программу социально-гуманитарной направленности «Юные шахматисты» осваивали 119 детей; -дополнительную общеобразовательную программу – дополнительную общеразвивающую программу художественной направленности «Основы каллиграфии» осваивали 95 детей. Одной из важнейших задач образовательной организации является создание организационно-управленческих условий по выявлению и сопровождению одаренных детей. С целью выявления и сопровождения одаренных детей рабочей группой педагогов разработана «Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в БМАДОУ «Детский сад № 39». Сложившаяся в образовательной организации система воспитательнообразовательной работы позволяет воспитанникам развивать и проявлять свои способности в различных конкурсных направлениях, создавая условия для гармоничного развития личности ребенка. В 2022 году воспитанники нашей образовательной организации совместно с родителями под руководством своих педагогов приняли участие в 67 мероприятиях (конкурсы, фестивали, акции), в 2021 году – в 35. Из них заняли призовые места в 41 мероприятии (2021 год – 10) и в 32 - победа в номинациях (часть мероприятий предусматривает это положениями о фестивалях и конкурсах), в том числе и просто участие. Анализ представленных в таблице данных показал, что педагоги заинтересованы в разностороннем развитии своих воспитанников и приучают их с дошкольного возраста понимать социальную значимость участия в мероприятиях различного уровня. Таким образом, создавая условия для формирования у воспитанников активной жизненной позиции, конкурсные мероприятия различного рода выполняют важнейшую функцию развития и социализации детей, что является одним из приоритетных направлений в образовательном процессе детского сада. Качество результата освоения Программы Внутренняя система оценки качества образовательной деятельности – основной источник информации для получения оценки и анализа качества осуществления образовательной деятельности и создания условий для реализации основной общеобразовательной программы - образовательной программы дошкольного образования БМАДОУ «Детский сад № 39», на основе которого принимаются управленческие решения или проводится корректировка принятых ранее решений. Анализ освоения основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования БМАДОУ «Детский сад № 39» 19 С целью оценки качества педагогического процесса ежегодно в нашей образовательной организации проводится педагогическая диагностика результатов освоения воспитанниками материалов основной общеобразовательной программыобразовательной программы дошкольного образования БМАДОУ «Детский сад № 39» по 5 образовательным областям в начале и конце учебного года во всех возрастных группах. В нашем детском саду за основу диагностического инструментария взято пособие Верещагиной Натальи Валентиновны «Диагностика педагогического процесса». Оценка образовательного процесса связана с уровнем овладения детьми необходимыми навыками и умениями по образовательным областям: -1 балл - ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает; -2 балла - ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки; -3 балла - ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого; -4 балла - ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки; -5 баллов - ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно. Текущий контроль успеваемости воспитанников при реализации Программы в образовательной организации проводится в форме оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста. Оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста проводится педагогами в рамках педагогической диагностики, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования образовательной деятельности. В процессе оценки индивидуального развития детей исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, анализа продуктов детской деятельности. Периодичность оценки индивидуального развития детей в образовательной организации - два раза в год (в сентябре и мае). Результаты оценки индивидуального развития детей фиксируются в индивидуальной карте развития воспитанника, и используются исключительно для решения следующих образовательных задач: индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития), оптимизации работы с группой детей. Образовательная область Сентябрь Май 2021 2022 Социально-коммуникативное развитие (СКР) 3.4 4,2 Познавательное развитие (ПР) 3.3 4,0 Речевое развитие (РР) 3.3 3,9 Художественно-эстетическое развитие (ХЭР) 3.4 4,1 Физическое развитие (ФР) 3.5 4,2 20 Сравнительный анализ освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы-образовательной программы дошкольного образования БМАДОУ «Детский сад № 39» за 2021-2022 учебный год 4,5 4,0 3,5 3,0 2,5 2,0 1,5 1,0 0,5 0,0 СКР ПР РР Сентябрь ХЭР ФР Май Таким образом, результаты мониторинга освоения программного материала детьми всех возрастных групп за 2021-2022 учебный год показали средний уровень. Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или обще групповому параметру развития больше 3,8. Наиболее высокие результаты у детей подготовительных к школе групп. Анализ качества освоения программного материала воспитанниками по образовательным областям позволяет выстроить следующий рейтинговый порядок: наиболее высокие результаты у воспитанников младшего дошкольного возраста по таким образовательным областям, как: «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное»; в группах среднего дошкольного возраста - «Физическое развитие», «Социально –коммуникативное», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие»; «Речевое развитие»; в группах старшего дошкольного возраста «Социально –коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно –эстетическое развитие»; «Познавательное развитие», «Речевое развитие»; в подготовительных к школе группах - «Социально –коммуникативное», «Речевое развитие» и «Физическое развитие», «Художественно –эстетическое развитие»; «Познавательное развитие» тоже находятся на одном уровне». Сравнительный анализ освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы-образовательной программы дошкольного образования БМАДОУ «Детский сад № 39» за 2020-2021 и 2021-2022 учебные годы 4,0 3,5 3,0 СКР ПР 20-21 РР ХЭР ФР 21-22 21 Образовательная деятельность в Образовательной организации осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства. Образовательный процесс в образовательной организации организован в соответствии с требованиями ФГОС ДО и направлен на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, предоставление равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка. Освоение воспитанниками Программы обеспечивает получение ими одинаковых стартовых возможностей для дальнейшего обучения в школе. В образовательной организации создаются условия для осуществления инклюзивного образования. В образовательной организации реализуются образовательные программы, создана комплексная система планирования образовательной деятельности с учетом направленности образовательных программ, которые позволяют поддерживать качество подготовки воспитанников к школе на достаточно высоком уровне. Результаты мониторинга качества дошкольного образования Свердловской области По итогам мониторинга (июнь 2022 год) наша Образовательная организация вошла в кластер № 5 с высоким уровнем качества дошкольного образования с показателем 27,5 баллов (максимальное количество баллов-30). В рамках региональной системы оценки качества образования изучение и повышение уровня качества проводилось по семи показателям: 1.Качество образовательных программ дошкольного образования (в том числе адаптированных основных образовательных программ). 2.Качество содержания образовательной деятельности (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие). 3.Качество образовательных условий (кадровые условия, развивающая предметнопространственная среда, психолого-педагогические условия). 4.Оценка качества реализации адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования. 5.Качество взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворенность семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье). 6.Обеспечение здоровья, безопасности и качество услуг по присмотру и уходу. 7.Качество управления. Результаты независимой оценки качества образования По итогам независимой оценки качества образования в 2022 году наша Образовательная организация заняла 555 позицию из 1134 образовательных организаций Свердловской области. Общий балл по критериям: 1.Открытость и доступность информации: 97,82. 2.Комфортность предоставления услуг: 94,30. 3.Доступность услуг для инвалидов: 62,00. 4.Доброжелательность и вежливость работников образовательной организации: 98,45. 5.Удовлетворенность условиями осуществления образовательной деятельности: 97,28. Итоговое значение по организации образования: 89,97. На официальном сайте образовательной организации в разделе «Независимая оценка качества оказания услуг - 2022» (https://39ber.tvoysadik.ru/?section_id=498) размещен «План по устранению недостатков, выявленных в ходе проведения в 2022 году независимой оценки качества условий на 2023 год». Результаты мониторинга качества дошкольного образования 22 Российской Федерации В период с сентября по декабрь 2022 года в нашей образовательной организации проходил мониторинг качества дошкольного образования Российской Федерации (далее МКДО). По результатам МКДО экспертная оценка уровня качества дошкольного образования в нашей Образовательной организации составила 3.06 балла, что согласно шкалам МКДО соответствует третьему (системному) уровню (законодательные требования выполняются на системном уровне) – наблюдается соответствие требованиям нормативных документов, регулирующих деятельность в сфере дошкольного образования. Данный мониторинг учитывает мнение всех участников образовательных отношений, в МКДО приняли участие и родители (законные представители) наших воспитанников (всего 174 человека). По итогам независимой оценки качества дошкольного образования средний балл по критерию «Степень вовлеченности в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации» составил 4.2 балла, а по критерию «Степень удовлетворенности» – 4.5 баллов (максимальный балл - 5). SWOT-анализ потенциала развития Образовательной организации Сильные стороны (Strengths) -конкурентоспособный молодой коллектив, способный безболезненно участвовать в инновационной деятельности, повышать свой профессиональный уровень, эффективно исполнять муниципальное задание, обладает высоким социальным авторитетом, инновационным характером образовательной деятельности, высоким уровнем результативности деятельности по подготовке воспитанников к школьному обучению; -благожелательная репутация Образовательной организации в социуме, позитивный имидж; -наличие лицензии на образовательную деятельность и на дополнительное образование детей и взрослых; -накопленный практический опыт образовательной деятельности; -наличие современного оборудования в развивающей предметнопространственной среде Образовательной организации; -имеется необходимое нормативноправовое обеспечения, подготовлено методико-дидактическое обеспечение; -выстроена образовательная среда; -результативность участия воспитанников и педагогов Образовательной организации в мероприятиях различного уровня; Слабые стороны (Weaknesses) -формальное функционирование внутренней системы оценки качества образования; -не в полной мере создана безбарьерная (доступная) среда; -недостаточное оснащение техническими средствами обучения; -необходимость проведения энергосберегающих мероприятий; -отсутствие работоспособной, долговременной системы наставничества, как успешного и эффективного метода профессиональной адаптации молодых специалистов; -малоактивная позиция родителей (законных представителей) в воспитательнообразовательном процессе Образовательной организации, связанная с дефицитом времени; -формирующееся потребительское отношение родителей (законных представителей) воспитанников, желание переложить полную ответственность на детский сад за воспитание, образование и здоровье детей; -отсутствие дополнительных площадей для реализации дополнительных общеобразовательных программ. 23 -диссеминация педагогического опыта; -укомплектованность кадрами на 100%; -методическая работа по повышению профессионального уровня, стимулированию инновационной активности; -удовлетворенность родителей воспитанников, деятельностью Образовательной организации; -в Образовательной организации практикуется: материальная и моральная поддержка инициативы работников, регулярное проведение консультаций; -прослеживается положительная динамика индивидуального развития детей по всем образовательным областям. Возможности (Opportunities) -внедрение в образовательный процесс современных адаптированных в Образовательной организации образовательных методик и технологий; -пополнение материально-технического оснащения Образовательной организации за счет внебюджетных средств; - обучение педагогов современным образовательным технологиям, методикам. Угрозы (Threats) -изменение возрастных категорий групп при комплектовании; -не известен контингент родителей (законных представителей), социальный статус семей и их запрос в образовательных потребностях; -риск недостаточного финансирования; -эмоциональное выгорание педагогов и текучесть кадров. С учетом результатов изучения тенденций в развитии дошкольного образования, непрерывного мониторинга системы оценки качества дошкольного образования проведен анализ и определены дальнейшие направления развития Образовательной организации. 24 4.Основные направления реализации Программы развития Механизмом реализации Программы развития являются подпрограммы. В каждой подпрограмме предполагается своя система оценки качества ее реализации. Система оценки будет обладать открытостью и доступностью для всех участников образовательного процесса. Оценка реализации подпрограмм будет носить качественный и количественный характер. Мероприятия по реализации Программы развития являются основой годового плана работы Образовательной организации. Информация о ходе реализации Программы развития ежегодно представляется на Педагогическом совете и на официальном сайте Образовательной организации. Программа развития обновляется с учетом результатов изучения тенденций в развитии дошкольного образования Российской Федерации, непрерывного мониторинга в ожидании заинтересованных лиц, а также по итогам анализа ее эффективности. Основные направления подпрограмм: • • • • • • Подпрограмма № 1 «Управление качеством дошкольного образования»; Подпрограмма № 2 «Мы вместе»; Подпрограмма № 3 «Успешный ребенок»; Подпрограмма № 4 «Комфортная и безопасная образовательная среда»; Подпрограмма № 5 «Кадровый потенциал»; Подпрограмма № 6 «Осознанное родительство». 25 4.1. Подпрограмма № 1 «Управление качеством дошкольного образования» Цель: повышение качества дошкольного образования путем обеспечения эффективного внутреннего управления Образовательной организацией. Задачи: - реализовать внутреннюю систему оценки качества образования (ВСОКО), как механизм повышение качества дошкольного образования; - обеспечить участие в независимой оценке качества образования с высоким мониторинговым рейтингом среди дошкольных образовательных организаций Свердловской области; - привлечение заинтересованных сторон в вопросе управления образовательной организации (социальные партнеры, родители (законные представители); - осуществление анализа лучших практик и реализация инновационной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей всех участников образовательных отношений; - внедрение инновационных аспектов в деятельность Образовательной организации, позволяющих достичь лучших образовательных результатов (Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет»). 26 № п/п Мероприятия подпрограммы Сроки проведения Ответственный исполнитель Изучение трендов и тенденций в сфере качества дошкольного образования федерльного и регионального уровней. Разработка новых локальных актов, регламентирующих деятельность дошкольной образовательной организации (приказов, положений, правил), заключение договоров с партнерами Обеспечить выполнение объема муниципальных услуг, установленных в муниципальном задании 2023-2028 заведующий 2023-2028 заведующий 3 Внедрение инновационных образовательных технологий в рамках инновационной деятельности с целью повышения качества образования заведующий, педагогический персонал 4 Регулярный контроль качества услуг по присмотру и уходу за воспитанниками (контроль безопасности, качества питания, санитарно-гигиенических мероприятий, медицинского сопровождения и прочих) Участие в независимой оценке качеств образования, мониторинговых исследованиях качества образования и управления в период действия Программы развития 2023-2028 1 2 5 6 Ежегодный аудит внутренней системы управления качеством, критериев ее эффективности 7 Оптимизация мониторинга (создание электронной базы данных с использованием информационно-коммуникационных технологий) 8 Формирование культуры документирования информации в период действия Программы развития в период действия Программы развития ежегодно в период действия Программы развития Источник финанси рования без финанси рования без финанси рования без финанси рования заведующий, старший воспитатель заведующий без финанси рования без финанси рования заведующий без финанси рования заведующий, старший воспитатель заведующий без финанси рования без финанси рования 27 9 Информирование родителей об использовании в Образовательной организации инструментария оценки развития детей и разъяснения значения проведения этой работы 10 Анкетирование родителей с целью оценки удовлетворенности качеством дошкольного образования детей 11 Мониторинг качества дополнительного образования 12 Ведение сайта в соответствии с требованиями законодательства РФ 13 Информирование общественности о деятельности на информационных стендах и официальном сайте Образовательной организации, в том числе предоставление отчета о результатах финансово-хозяйственной и образовательной деятельности 14 Включение в часть, формируемую участниками образовательных отношений основной общеобразовательной программы учебно-методического комплекта «СамоЦветы», ориентированного на духовно-нравственные и социокультурные ценности и традиции страны, региона Среднего Урала, народа и народностей, культурное окружение, географические условия, экономические цели и стратегии развития региона Среднего Урала и другие аспекты окружающей образовательную организацию среды в период действия Программы развития 2023-2028 ежегодно постоянно, в период действия Программы развития постоянно, в период действия Программы развития 2023 старший воспитатель педагогический персонал заведующий, старший воспитатель старший воспитатель методист без финанси рования без финанси рования без финанси рования без финанси рования заведующий без финанси рования методист без финанси рования 28 Ожидаемые результаты: - ежегодное 100% выполнение муниципального задания; -ежегодное предоставление общественности отчета о результатах финансовохозяйственной и образовательной деятельности (отчет о самообследовании); - повышение степени удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг с 89,97 до 95 %. 4.2. Подпрограмма № 2 «Мы вместе» Цель: повышение доступности и качества дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Задачи: - продолжить работу по созданию «безбарьерной» среды для лиц с ОВЗ; - приведение адаптированных образовательных программ в соответствии с требованиями ФАОП ДО; - повышение родительской компетентности в обучении и социализации ребенка с ОВЗ и инвалидностью; - обеспечить условия для повышения квалификации и (или) переподготовку педагогических работников по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. . 29 № п/п 1 2 3 4 5 Мероприятия подпрограммы Изучение нормативных документов федерального, регионального, муниципального уровней в области создания условий для получения качественного дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов Актуализация адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ и ее реализация в соответствии с требованиями ФАОП ДО Обеспечение педагогическими кадрами для реализации адаптированных образовательных программ Выполнение мероприятий в рамках реализации Паспорта доступности БМАДОУ «Детский сад № 39» с целью возможности свободного передвижения инвалидов по объекту к месту получения услуг (оборудование входных групп пандусами (подъемными платформами), установка поручней с двух сторон лестничных проходов, приобретение кресло-коляски со складной спинкой, приобретение тактильных знаков для лиц с нарушениями зрения, табличек с указателями выходов, поворотов, лестниц). Обучение педагогов на курсах повышения квалификации и (или) переподготовке по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами Сроки проведения 2023-2028 Источник финансирования без финансирования август 2023 Ответственный исполнитель заведующий, заместитель заведующего, старший воспитатель, методист методист Постоянно заведующий областной бюджет 2023 заведующий, заместитель заведующего местный бюджет 1 раз в 3 года методист областной бюджет без финансирования 30 Ожидаемые результаты: - сохранение доли детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, посещающих Образовательную организацию, которым созданы условия для получения качественного дошкольного образования на показателе 100%; - выполнение мероприятий в рамках реализации Паспорта доступности Образовательной организации; - 100 % степень укомплектованности необходимыми кадрами для реализации адаптированных образовательных программ. 4.3. Подпрограмма № 3 «Успешный ребенок» Цель: направить усилия педагогического коллектива на выявление, поддержку и развитие способностей и талантов воспитанников в различных видах деятельности и через систему дополнительного образования. Задачи: - разработка и реализация программы по работе с одаренными воспитанниками; - включение детей с особыми образовательными потребностями в конкурсное движение, дополнительное образование; - расширение спектра дополнительных образовательных услуг с учетом запросов родителей (законных представителей) воспитанников; - развитие кадрового потенциала в данном направлении. 31 № Мероприятия подпрограммы п/п 1 Изучение нормативных документов по работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности 2 3 4 5 Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов для детей, имеющих особые образовательные потребности Увеличение количества сертифицированных дополнительных общеобразовательных программ (технической и физкультурноспортивной направленности) Проведение анкетирования среди родителей (законных представителей) воспитанников с целью выявления их потребностей по расширению спектра дополнительных общеобразовательных программ, а также их направленности Обучение педагогов на курсах повышения квалификации и (или) переподготовке по вопросам выявления и развития детской одаренности, дополнительному образованию детей Сроки проведения 2023-2028 Ответственный исполнитель заведующий, старший воспитатель педагогические работники методист Источник финансирования без финансирования август старший воспитатель без финансирования Ежегодно методист областной бюджет 2023-2028 2023-2024 без финансирования без финансирования 32 Ожидаемые результаты: - увеличение доли воспитанников Образовательной организации (до 95%), принимающих участие в муниципальных, областных и всероссийских конкурсах ежегодно, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями; - увеличение количества реализуемых дополнительных общеобразовательных программ (с 13 до 18 программ); - увеличение количества сертифицированных дополнительных общеобразовательных программ технической и физкультурно-спортивной направленности (с 3 до 5 программ). 4.4. Подпрограмма № 4 «Комфортная и безопасная образовательная среда» Цель: обеспечение комфортной жизнедеятельности участников образовательных отношений путем создания безопасного образовательного пространства. Задачи: - продолжить работу по приведению здания и территории в соответствие с требованиями антитеррористической, дорожной, информационной, пожарной безопасности, санитарными правилами; - укрепить материально-техническую базу с точки зрения ее безопасности; - модернизировать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую реализации нового содержания и достижению новых образовательных результатов в соответствии с ФОП ДО. 33 № Мероприятия подпрограммы п/п 1 Изучение нормативных документов федерального, регионального, муниципального уровней в области безопасности человека Сроки проведения 2023-2028 Ответственный исполнитель заведующий, заместитель заведующего, старший воспитатель заведующий, заместитель заведующего заведующий, заместитель заведующего заведующий, специалист по охране труда, старший воспитатель заведующий, заместитель заведующего Источник финансирования без финансирования 2023-2028 заведующий, заместитель заведующего местный бюджет, внебюджетные средства 2023-2028 заведующий, заместитель заведующего, областной бюджет, 2 Определение объема финансовых расходов, необходимых для укрепления материально-технического состояния Образовательной организации ежегодно 3 Приведение в соответствии с требованиями СанПиН, пожарной и антитеррористической безопасности территории, здания, помещений и коммуникационных систем Образовательной организации Мониторинг детского травматизма, безопасных условий труда и производственного травматизма. Проведение обучающих мероприятий по его профилактике. 2023-2028 Обеспечение оснащения Образовательной организации (приобретение компьютерной техники, детской мебели, технологического оборудования прачечной, модернизация системы видеонаблюдения, продолжение замены оконных и дверных блоков на энергосберегающие; косметические ремонты помещений, ремонт фасада, ремонт крылец, восстановление дорожного и тротуарного покрытия) Оснащение образовательного процесса учебными, игровыми, учебнометодическими комплектами, дидактическими пособиями и игрушками, в соответствии с ФГОС ДО, ФОП ДО и направлениями инновационной деятельности, в том числе для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, а также повышение благоустройства детских игровых площадок новыми малыми архитектурными формами Приобретение нового современного дидактического оборудования для внедрения цифровых образовательных технологий в образовательное пространство Образовательной организации 2023-2028 4 5 6 7 ежегодно без финансирования местный бюджет без финансирования местный бюджет, внебюджетные средства 34 старший воспитатель 8 Оснащение здоровьесберегающего пространства посредством приобретения спортивного инвентаря и оборудования в спортивный зал, бассейн, на спортивную площадку и футбольное поле. Создание современных спортивной площадки и футбольного поля на территории Образовательной организации. 2023-2028 заведующий, заместитель заведующего местный бюджет, внебюджетные средства местный бюджет, внебюджетные средства 35 Ожидаемые результаты: – стабильное функционирование Образовательной организации в соответствии с целями и задачами Программы развития; − сохранение 100% степени оснащения Образовательной организации системой автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре; – приведение в соответствие с требованиями ФОП ДО помещений Образовательной организации; – обеспечение помещений Образовательной организации современным обучающим оборудованием для внедрения цифровых образовательных технологий в образовательное пространство; – 100 % проведение специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков, в общем количестве рабочих мест; - оборудованные современные спортивная площадка и футбольное поле на территории Образовательной организации. 4.5. Проект № 5 «Кадровый потенциал» Цель: выстраивание (оптимизация) системы профессионального роста педагогических работников в Образовательной организации, выступающих гарантом предоставления высокого качества образовательных услуг. Задачи: - повышать мотивацию педагогических работников к профессиональному росту через повышение квалификации, самообразование, участие в конкурсном движении, в том числе в конкурсах профессионального мастерства; - совершенствовать систему наставничества; - стимулировать участие педагогов в инновационной деятельности; - повысить профессиональные компетенции административных сотрудников и педагогических работников в области современных цифровых технологий; - организовать методическое сопровождение педагогических работников, использующих цифровые программы и технологии, в том числе в области ИКТ. 36 № п/п Мероприятия проекта Организация обучения педагогов по вопросам образовательной деятельности (1 раз в 3 года) Организация методического и технического сопровождения, обучения административных работников и педагогов по внедрению в практику работы цифровых технологий Расширение спектра современных форм методической работы, в том числе в дистанционном формате (брейн-ринг, педагогическая гостиная, педагогическое кафе) Активное участие педагогов в конкурсах муниципального и регионального уровня, в том числе конкурсах профессионального мастерства Участие педагогов в инновационной деятельности 2023-2028 Ответственный исполнитель заведующий, старший воспитатель, методист заведующий 2023-2028 заведующий областной бюджет 2023-2028 методист без финансирования ежегодно методист без финансирования ежегодно без финансирования Организация профессиональных конкурсов для педагогических работников внутри образовательной организации 2023-2028 заведующий, методист, старший воспитатель заведующий, старший воспитатель, методист Наставническая деятельность. Разработка локальных нормативных актов по вопросам внедрения системы наставничества. Сроки проведения 2023-2028 Источник финансирования без финансирования областной бюджет без финансирования 37 Ожидаемые результаты: - увеличение доли педагогов Образовательной организации, прошедших обучение в области цифровых образовательных технологий; - увеличение доли педагогов, используемых в своей работе цифровые программы и технологии, в том числе в области ИКТ; - увеличение доли педагогов, участвующих в инновационной деятельности Образовательной организации; - увеличение доли педагогов, участвующих в конкурсах муниципального и регионального уровня; - ежегодное проведение профессиональных конкурсов для педагогических работников внутри Образовательной организации. 4.6. Подпрограмма № 6 «Осознанное родительство» Цель: конструктивное взаимодействие с родителями (законными представителями) с целью формирования осознанного родительства. Задачи: - выработка единого стиля воспитания и общения с ребёнком в Образовательной организации и семье; - повышать психолого-педагогическую, правовую компетентность родителей (законных представителей) путем проведения разнообразных форм, методов и приемов эффективного взаимодействия с ними, в том числе путем Интернет-взаимодействия; - вовлекать родителей в построение образовательного процесса, в том числе в проектную и инновационную деятельность посредством постоянного их информирования; - приобщение семьи к духовно-нравственному, патриотическому воспитанию детей. 38 № п/п 1 2 3 Мероприятия подпрограммы Организация межведомственного взаимодействия с социальными институтами (управление социальной политики, учреждениями здравоохранения, правоохранительными органами, учреждениями культуры и спорта) Проведение родительских собраний, направленных на ознакомление родителей с основными положениями основной общеобразовательной программы, разработанной в соответствии с требованиями ФОП ДО Организация и проведение семейного конкурса внутри образовательной организации «Семья года» Сроки проведения 2023-2028 Ответственный исполнитель заведующий, старший воспитатель, методист Источник финансирования без финансирования Ежегодно методист без финансирования Ежегодно заведующий, старший воспитатель, методист заведующий, педагогические работники заведующий, старший воспитатель, методист заведующий, старший воспитатель, методист заведующий, старший воспитатель, методист заведующий, старший воспитатель, методист без финансирования 4 Организация деятельности клуба для молодых родителей 2023-2028 5 Организация родительского клуба «Выходного дня» (совместные туристические походы, походы в театр, музеи) 2023-2028 6 Проведение Дня открытых дверей ежегодно 7 Проведение Дня самоуправления среди родителей ежегодно 8 Организация деятельности Родительского патруля ежегодно без финансирования без финансирования без финансирования без финансирования без финансирования 39 Ожидаемые результаты: - увеличение количества семей воспитанников, вовлеченных в проектную деятельность; - реализация плана совместных мероприятий в рамках межведомственного взаимодействия с социальными институтами; - ежегодное проведение семейного конкурса внутри Образовательной организации «Семья года»; - деятельность клуба для молодых родителей, родительского клуба «Выходного дня» Родительского патруля; - ежегодное проведение Дня открытых дверей и Дня самоуправления. 5. Планируемые результаты реализации Программы развития на 2023-2028 годы 1.Обеспечение эффективного управления Образовательной организацией с вовлечением заинтересованных сторон, позволяющих выстраивать социальное партнерство и другие формы взаимодействия. 2.Обновление содержания дошкольного образования, развивающей предметнопространственной среды в соответствии с требованиями ФОП ДО и изменениями в нормативно-законодательной базе. 3.Обеспечение индивидуального образовательного маршрута, раскрытие интеллектуального и творческого потенциала детей с особыми образовательными потребностями. 4.Повышение качества и доступности дошкольного образования. 5.Диверсификация (расширение спектра услуг) дополнительного образования, увеличение охвата воспитанников услугами дополнительного образования, эффективная реализация программ дополнительного образования. 6.Высокий уровень профессиональных компетенций педагогических работников, их творческого потенциала и способности осуществлять профессиональную деятельность в современных социально-экономических условиях. 7.Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс детского сада с целью демонстрации, распространения положительного опыта воспитания детей в семье, а также раскрытия способностей ребенка, поддержке детской инициативы и творчества в различных видах деятельности. 40 41